Психология обучения

Содержание
  1. Психология обучения — выпуски
  2. описание тематики
  3. Правила направления, рецензирования и опубликования научных статей
  4. PSYCHOLOGY OF education
  5. The rules for submitting, reviewing, and publishing scientific articles
  6. Психология обучения (ответы и решения)
  7. Ориентирование или тропинка?
  8. Психология обучения
  9. 10 бесплатных онлайн-курсов по психологии
  10. 2. Практики конфликтования: конфликтовать нельзя жить мирно
  11. 3. Психология сознания
  12. 4. Психолингвистика
  13. 5. Психология коммуникации
  14. 6. Психология межгрупповых отношений
  15. 7. Практика разрешения конфликтов. Я — семья — работа — общество
  16. 8. Основы криминальной психологии
  17. 9. Психология познавательных процессов
  18. 10. Как выйти из сценария и стать счастливым
  19. Психология обучения и воспитания
  20. Задачи психологии обучения
  21. Задачи и особенности психологии воспитания
  22. Обучение в психологии – это что такое?
  23. Закономерности процесса обучения
  24. Основные понятия
  25. обучения
  26. Качество
  27. Дидактические закономерности
  28. Гносеологические принципы
  29. Каким образом развитие связано с обучением?
  30. Повысить эффективность освоения знаний
  31. Психология обучения языку: интересные особенности

Психология обучения — выпуски

Психология обучения
В.И. Слободчиков – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО (Москва) – председательА.К. Белоусова – доктор психологических наук, профессор (Ростов-на-Дону)А.А. Вербицкий – доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, академик РАО (Москва)И.В. Гайдамашко – доктор психологических наук, член-корреспондент РАО (Москва)Э.В. Галажинский – доктор психологических наук, профессор, академик РАО (Томск)Г.А. Игнатьева – доктор педагогических наук, профессор (Нижний Новгород)И.П. Истомина – кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии (Нижневартовск)С.Л. Кандыбович – доктор психологических наук, член-корреспондент РАО (Москва)Л.Г. Лаптев – доктор психологических наук, профессор (Москва)И.О. Логинова – доктор психологических наук, профессор (Красноярск)Т.М. Савельева – доктор психологических наук, профессор (Минск)Б.Д. Эльконин – доктор психологических наук, профессор (Москва)Журнал зарегистрированв Государственном комитете Российской Федерации по печати 25 января 1999 года. Регистрационное свидетельство № 018438.Журнал распространяется в Российской Федерации и странах СНГ.Журнал включен ВАК Минобразования и науки РФ в ПЕРЕЧЕНЬ рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.Периодичность выхода журнала 6 раз в год.Подписаться на журнал вы можете по каталогам подписных агентств.Подписку на электронную версию журнала «Психология обучения» вы можете осуществить на сайте научной электронной библиотеки. Подробности смотрите на странице подписки.По вопросу приобретения текстов статей в электронном виде обращаться по электронному адресу ELIBRARY.RUАдрес редакции:109029, Москва, ул. Нижегородская, д. 32,корп. 4, комн. 114Тел.: (495) 926-8308 доб. 43-69E-mail: exp@muh.ru

описание тематики

Тематика и специализация журнала:

  • психологические предпосылки реализации современных образовательных стандартов на всех уровнях обучения;
  • теоретические и методологические основы развития обучаемых в различных формах образовательной практики;
  • психологические предпосылки совершенствования педагогической деятельности в современных условиях обучения и воспитания;
  • теория и практика подготовки специалистов психологической работы в сфере образования;
  • социально-психологические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • психологическое сопровождение процесса обучения с использованием современных способов и средств психологической работы.

Издание адресовано:

  • широкому кругу педагогов, интересующихся вопросами психологии обучения и воспитания;
  • научным работникам, специализирующимся в сфере педагогической психологии;
  • докторантам, аспирантам, магистрантам и студентам высших и средних специальных учебных заведений по психологическому профилю;
  • работникам органов государственного и муниципального управления в сфере образования,
  • всем тем, кому небезразличны вопросы психологического обеспечения процесса обучения и воспитания на всех уровнях образования.

В журнале представлены следующие рубрики: «Психологическая теория современного образования», «Психология развития обучаемых», «Психология формирования личности», «Психология профессионального образования», «Психология педагогической деятельности», «Социальная психология образования», «Прикладные аспекты педагогической психологии» и другие.

Авторами статей выступают представители научного сообщества в сфере педагогической психологии, преподаватели высшей школы, практические психологи в сфере общего образования, аспиранты вузов и другие специалисты, занимающиеся вопросами психологии обучения.

Правила направления, рецензирования и опубликования научных статей

  1. Статьи могут направляться по электронной почте на адрес, указанный в журнале и на сайте, обычной почтой (в письмо вкладывается распечатка и диск с файлом статьи), либо автор непосредственно сдать статью (в электронном виде и распечатку) в редакцию журнала.
  2. Все научные статьи, поступившие в редакцию журнала, обязательно рецензируются.
  3. Ответственный редактор определяет соответствие статьи профилю журнала, требованиям к оформлению и направляет ее на рецензирование специалисту, доктору или кандидату наук, имеющему соответствующую научную специальность.
  4. Сроки рецензирования в каждом случае определяются с учетом создания условий для максимально оперативной публикации статьи.
  5. Рецензирование проводится конфиденциально.
  6. Рецензент рекомендует, рекомендует с учетом исправления отмеченных недостатков или не рекомендует статью к публикации в журнале.
  7. Если рецензент рекомендует статью с учетом исправления отмеченных недостатков, то ответственный редактор направляет автору предложение о доработке статьи с указанием конкретных замечаний. Доработанная (переработанная) автором статья повторно направляется на рецензирование.
  8. Статья, не рекомендованная рецензентом к публикации, к повторному рассмотрению не принимается. Автору по электронной почте направляется мотивированный отказ.
  9. Решение о целесообразности публикации статьи принимается на заседании редколлегии журнала и фиксируется в протоколе заседания редколлегии.
  10. После принятия редколлегией решения о публикации ответственный редактор информирует автора о примерных сроках публикации.
  11. Сроки публикации устанавливаются в соответствии с очередностью поступления статей в редакцию, наполненностью редакторского портфеля и тематических рубрик, актуальностью представленного материала, а также направленностью очередных выпусков журнала.
  12. Редакция журнала направляет авторам представленных материалов копии рецензий или мотивированный отказ. Редакция журнала «Психология обучения» направляет копии рецензий в Министерство образования и науки Российской Федерации при поступлении в редакцию соответствующего запроса.
  13. Оригиналы рецензий хранятся в редакции в течение пяти лет.

* * *

PSYCHOLOGY OF education

Editorial Council:

V.I. Slobodchikov — Doctor of Psychology, Professor, Corresponding Member of the RAE (Moscow) — Chairman
A.K. Belousova — Doctor of Psychology, Professor (Rostov-on-Don)
A.A. Verbitsky — doctor of pedagogical sciences, candidate of psychological sciences, professor, academician of RAO (Moscow)
IV.

Gaidamashko — Doctor of Psychology, Corresponding Member of the RAE (Moscow)
E.V. Galazhinsky — Doctor of Psychology, Professor, Academician of the RAE (Tomsk)
G.A. Ignatieva — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Nizhny Novgorod)
I.P.

Istomina — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Corresponding Member of the Baltic Pedagogical Academy (Nizhnevartovsk)
SL. Kandybovich — Doctor of Psychology, Corresponding Member of the RAE (Moscow)
L.G. Laptev — Doctor of Psychological Sciences, professor (Moscow) — Chief Editor
I.O.

Loginova — Doctor of Psychology, Professor (Krasnoyarsk)
TM. Savelyeva — Doctor of Psychology, Professor (Minsk)
B.D. Elkonin — Doctor of Psychology, Professor (Moscow)

The journal is registered at the State Committee of the Russian Federation for press 25 January 1999. Registration certificate No. 018438.

The magazine is distributed in the Russian Federation and CIS countries.

The journal is included by the Higher Attestation Commission of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the list of peer-reviewed scientific publications in which the main scientific results of dissertations for the scientific degree of a candidate of sciences should be published, for the degree of Doctor of Sciences.

The journal is issued 6 times a year.

Subscribe to the magazine you can directories subscription agencies, and also in the our Publisher. Subscription to the electronic version of the magazine «PSYCHOLOGY OF EDUCATION» you can carry out on the site of the scientific electronic library. For details, refer to the subscription page.

Editorial address:109029, Moscow, Russia, Nizhegorodskaya st., 32Bldg. 4, room. 114

Tel .: +7(495) 926-8308 ext. 43-69

E-mail: exp@muh.ru
description of the theme

Subject and specialization of the magazine:
psychological preconditions for the realization of modern educational standards at all levels of education;

  • theoretical and methodological bases of development of students in various forms of educational practice;
  • psychological prerequisites for the improvement of pedagogical activity in modern conditions of training and education;
  • theory and practice of training specialists of psychological work in the field of education;
  • socio-psychological aspects of interaction of subjects of educational process;
  • psychological support of the learning process using modern methods and means of psychological work.

The edition is addressed:
a wide range of teachers interested in the psychology of learning and education;

  • scientists specializing in the field of educational psychology;
  • doctoral students, graduate students, undergraduates and students of higher and secondary specialized educational institutions on psychological profile;
  • the employees of the governing controls of the public and municipal management in the field of education,
  • all those who care about the issues of psychological support of the process of training and education at all levels of education.

The journal presents the following topics: «Psychological theory of modern education», «developmental Psychology trainees, Psychology of personality formation», «Psychology of professional education», «Psychology of pedagogical activity», «Social psychology of education», «Applied aspects of educational psychology and others.

The articles are written by representatives of the scientific community in the field of educational psychology, University teachers, psychologists in the field of General education, graduate students and other professionals working in the field of learning psychology.

The rules for submitting, reviewing, and publishing scientific articles

  1. Articles may be sent by email to the address listed in the magazine and on the website, regular mail (to the email contains the printout and disk file of the article), or the author directly to hand over the article (electronic and print) in the journal.
  2. All scientific articles submitted to the journal, are reviewed.
  3. Executive editor, is controlled by the profile of the journal, the requirements for registration and sends it for review to the specialist, doctor or candidate of Sciences with the appropriate scientific specialty.
  4. The review deadline in each case is determined taking into account the creation of conditions for the most rapid publication of articles.
  5. The review is confidential.
  6. The reviewer recommends, recommends taking into account the correction of deficiencies noted or not recommend the article for publication in the journal.
  7. If the reviewer recommends the article taking into account the correction of deficiencies noted, the managing editor will send the author a proposal for revision of the article, with specific comments. A revised paper is resubmitted for review.
  8. The article is not recommended by the reviewer for publication, to be re-reviewed.

    Author by e-mail sent a reasoned refusal.

  9. The decision on whether the publication of the article is taken at the meeting of the editorial Board and recorded in the minutes of the meeting of the editorial Board.
  10. After the editorial Board’s decision on publication editor informs the author about the approximate date of publication.

  11. The date of publication set in accordance with the order of admission of articles to the editor, the editorial content of the portfolio and subject headings, and the relevance of the material presented, as well as the focus of the next issues of the journal.
  12. The editorial Board sends authors of submissions copies of reviews or a reasoned refusal.

    The editorial Board of the journal «Psychology of learning» sends copies of the reviews in the Ministry of education and science of the Russian Federation for admission to the editor of the request.

  13. The originals are kept in the editorial office for five years.
выпусков журнала2020№ 4 июль-август 2020№ 3 май-июнь 2020№ 2 март-апрель 2020№ 1 январь-февраль 20202019№ 6 ноябрь-декабрь 2019№ 5 сентябрь-октябрь 2019№ 4 июль-август 2019№ 3 май-июнь 2019№ 2 март-апрель 2019№ 1 январь-февраль 20192018№ 12 декабрь 2018№ 11 ноябрь 2018№ 10 октябрь 2018№ 9 сентябрь 2018№ 8 август 2018№ 7 июль 2018№ 6 июнь 2018№ 5 май 2018№ 4 апрель 2018№ 3 март 2018№ 2 февраль 2018№ 1 январь 20182017№ 12 декабрь 2017№ 11 ноябрь 2017№ 10 октябрь 2017№ 9 сентябрь 2017№ 8 август 2017№ 7 июль 2017№ 6 июнь 2017№ 5 май 2017№ 4 апрель 2017№ 3 март 2017№ 2 февраль 2017№ 1 январь 201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000

Источник: https://edit.muh.ru/mags_psych/

Психология обучения (ответы и решения)

Психология обучения

Трудно уловить разницу между:

  • Процессом решения задачи и
  • “Решением типовой задачи
  • Ответ не очевиден и нетривиален.

    https://www.youtube.com/watch?v=KiQc4_KgQPw\u0026list=PLJ1Ftop1uBcqa8ceVFP6a2DBDpNo_Fh7E

    Средний учитель этого не понимает и тем более не способен использовать в процессе обучения. Он не понимает, что такое процесс

    Но Вам – лучше понять. Если Вы хотите уберечь ребенка от болезни серой посредственности…

    … Обратимся к метафорам.

    Метафоры выглядят слишком общими, но этим они и хороши. Метафоры позволяют увидеть предмет в более широкой перспективе, заметить то, что под самым носом ускользает от внимания.

    В чем разница между :

  • Течением и рекой”?
  • Процессом и результатом?
  • Глаголом и существительным?
  • Процессом решения и готовым решением?
  • Ориентирование или тропинка?

    Когда-то я объяснил сыну эту разницу таким вот образом:

    “Как добраться до Красного пруда?”

    (Пруд в Измайловском парке, где мы с сыном часто купаемся и играем в шахматы – там есть стихийный клуб любителей шахмат).

    “Допустим, я показал тебе дорогу на пруд: вон та тропинка. Это единственная дорога?”

    “Нет”

    “А что ты будешь делать, если эта тропинка зарастет крапивой или после ливня ее зальет водой?”

    “Пойду по другой”.

    “А как ты найдешь другую дорогу?”

    “Ну, я знаю направление, я знаю, что по болоту лучше не ходить; что по тропинкам ходить удобнее, чем по лесу, хотя путь и длиннее; что пруд находится не на холме. В конце концов я знаю примерную схему парка и примерно где пруд. Как-нибудь сориентируюсь

    Сначала по направлению, а ближе к пруду – по конкретным признакам.”

    “А может быть ты сядешь на скамейку и начнешь плакать: нет тропинки, пропала известная тропинка, не попасть теперь на Красный пруд!”

    ” Я что – сумасшедший?”

    “А что ты скажешь, если обнаружив, что та, известная тропинка, залита водой, я все равно потащу тебя по ней, настаивая, что это единственно верный путь и не надо пытаться искать другой?”

    “Я подумаю, что папа сошел с ума. Жалко …”

    (Метод, который я использовал, объясняя сыну разницу между “поиском решения” и “типовыми ответами, шаблонными решениями” в логике, в том числе математической, называется ad absurdum и используется для поиска решений неизвестных задач.)

    В принципе – любых.

    Психология обучения

    Один из величайших психотерапевтов XX столетия Милтон Эриксон производил чудесные исцеления пациентов, рассказывая истории, сказки. Он использовал метафоры, которые запускали трансформационные процессы и приводили к изменениям.

    Всегда позитивным и всегда заранее неизвестным.

    Более поздние попытки алгоритмизировать работу таких гениев психотерапии, как М.Эриксон и В.Сатир, закончились созданием нейролингвистического программирования (НЛП).

    Главный принцип НЛП можно сформулировать так:

    внесение изменений, воздействие на “процесс”, а не на “результат”.

    Существующее нежелательное состояние (читай: проблема, задача) рассматривается не как “существующее”, а как “происходящее”.

    “Все есть поток”
    Гераклит

    НЛП явилось серьезным шагом на пути становления психологии как науки. Но я не слышал, чтобы кто-то из специалистов НЛП достигал результатов, подобных тем, которые регулярно демонстрировали Милтон Эриксон и Вирджиния Сатир.

    Шаблонные, конкретные, алгоритмические методы проще в использовании, допускают тиражирование … но всегда работают хуже более широких принципов, на которых они базируются.

    Все это равным образом относится к обучению математике и обучению вообще.

    Р.S.

    Это сравнительно короткая статья, которую я писал сравнительно долго. В итоге я так и не смог четко выразить мысль, которую имел в виду… Даже термины которые я нашел для противопоставления “процесса” и “результата” мне не нравятся …

    https://www.youtube.com/watch?v=YqXyn53GShc\u0026list=PLJ1Ftop1uBcqa8ceVFP6a2DBDpNo_Fh7E

    Если Вы не задумывались об образовании с этой точки зрения, то, возможно, сможете получить лишь смутное представление, а я хочу, чтобы Вы ясно осознали этот, возможно, главный момент в образовании.

    Поэтому я продолжу в следующей статье и попытаюсь найти другие метафоры, иллюстрирующие ключевой момент психологии, без которого любые попытки обучения обречены на провал.

    ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ

    Источник: http://Butorov.ru/page/psychology-teaching

    10 бесплатных онлайн-курсов по психологии

    Психология обучения

    Объём курса: 6 модулей.
    Площадка: 4brain.
    Язык: русский.

    В материалах курса доступным языком изложены основные понятия психологии человека. Из теоретического блока вы узнаете, что управляет действиями и поступками людей, какой структурой и свойствами обладает личность, как зарождается мотивация и почему одни упорно стремятся к большему и достигают успехов, а другие не могут добиться даже самых посредственных результатов.

    Отдельные уроки будут посвящены психологии развития и становления личности — как понять, каким вырастет ребёнок, от чего это зависит и можно ли на это повлиять — и взаимодействию человека и социума.

    В конце курса есть список рекомендованной литературы, перечень интересных психологических эффектов, а также примеры экспериментов и игр, которые помогут закрепить теоретические знания и применить их на практике.

    Пройти курс →

    2. Практики конфликтования: конфликтовать нельзя жить мирно

    Старт курса: скоро, дата начала уточняется.
    Объём курса: 6 модулей, 32 лекции.
    Площадка: «Универсариум».
    Авторы курса: кандидаты социологических наук Е. Ю. Костина, И. В. Купряшкин, А. В. Винокурова, С. В. Гончарова, А. Ю. Ардальянова.
    Язык: русский.

    Название курса неслучайно: вопрос, где ставить запятую, кажется очевидным, но лекторы расскажут и про обратную точку зрения.

    Большинство из нас сталкивается с конфликтами ежедневно. И многие стараются всеми возможными способами их избежать, ведь это трата эмоциональных ресурсов, стресс и сплошной негатив.

    Однако иногда разногласия и споры могут быть полезны. Например, они помогают людям лучше узнать друг друга, учат достигать взаимопонимания, повышают активность человека и его чувство ответственности и стимулируют развитие личности.

    Поэтому не спешите сглаживать неприятную ситуацию любой ценой. Разберитесь, как управлять конфликтом, и узнайте о тактиках и стилях поведения в такие моменты. Послушайте мнение специалистов — возможно, вы измените свои взгляды на выяснение отношений.

    Записаться на курс →

    3. Психология сознания

    Продолжительность курса: 9 недель.
    Площадка: Coursera.
    Организатор курса: Санкт-Петербургский государственный университет.
    Язык: русский.
    Бесплатно: без сертификата.

    Сознание человека — тайна, которая до сих пор остаётся нераскрытой. И на протяжении всех периодов развития психологии как науки появлялись новые подходы к изучению и пониманию этого феномена, рождались новые определения.

    В этом курсе лекторы расскажут об истории исследований сознания, объяснят, как строятся теории и гипотезы и как их нужно проверять экспериментально. Вы также узнаете, как работает закон разрыва шаблона, почему происходит искажение воспоминаний, как ожидания становятся реальностью и зачем нужны ограничения.

    Пройти курс →

    4. Психолингвистика

    Продолжительность курса: 9 недель.
    Площадка: Coursera.
    Организатор курса: Санкт-Петербургский государственный университет.
    Язык: русский.
    Бесплатно: без сертификата.

    Психолингвистика — это комплексная дисциплина, исследующая речевые процессы и находящаяся на стыке психологии и лингвистики. Этот курс познакомит всех желающих с основными понятиями, терминами, современными подходами и методами данной сферы.

    Авторы расскажут о существующих теориях появления языка, экспериментальной морфологии и синтаксисе, а также о лингвистических исследованиях письма, чтения, билингвизма, устной спонтанной и детской речи.

    Прослушать курс →

    5. Психология коммуникации

    Продолжительность курса: 8 недель.
    Площадка: Coursera.
    Организатор курса: НИУ «Высшая школа экономики».
    Язык: русский.
    Бесплатно: без сертификата.

    Общение занимает большую часть нашего времени. Это не только беседы с друзьями, родственниками или коллегами, но и диалоги на кассе в магазине или пустяковый разговор с прохожим на улице. А ещё — это не всегда только слова. О чём вам и расскажут во время прохождения курса.

    Лекции будут посвящены невербальной коммуникации, эффективным методам убеждения и тактике ведения переговоров, особенностям групповой дискуссии, а также специфике общения онлайн.

    Пройти курс →

    6. Психология межгрупповых отношений

    Продолжительность курса: 9 недель.
    Площадка: Coursera.
    Организатор курса: НИУ «Высшая школа экономики».
    Язык: русский.
    Бесплатно: без сертификата.

    В детстве у нас есть семья и друзья, но с возрастом мы постепенно осознаём принадлежность к более масштабным группам — гендерным, этническим, религиозным, профессиональным и так далее. И начинаем делить окружающих на «своих» и «чужих».

    Курс этот затрагивает межгрупповые конфликты и разъясняет, почему люди отвергают «чужих». А также рассказывает, что происходит с жертвами дискриминации, откуда берутся предрассудки и стереотипы, и предлагает варианты налаживания контакта с представителями другой группы.

    Прослушать курс →

    7. Практика разрешения конфликтов. Я — семья — работа — общество

    Продолжительность курса: 5 недель.
    Площадка: Coursera.
    Организатор курса: Томский государственный университет.
    Язык: русский.
    Бесплатно: без сертификата.

    Ещё один курс, который поможет разобраться в сущности конфликтов и сформировать позитивное отношение к ним.

    Автор рассказывает о предпосылках, структуре и особенностях внутриличностных и семейных конфликтов, а также разногласий на работе.

    Вы научитесь диагностировать и анализировать трудные ситуации, находить причины и выбирать правильную стратегию их разрешения.

    Пройти курс →

    8. Основы криминальной психологии

    Объём курса: 21 лекция.
    Площадка: Udemy.
    Автор курса: Маргет Авердайк (Margit Averdijk), криминолог.
    Язык: английский.

    Чужая душа — потёмки. Особенно сложно понять, что движет нарушителями закона и побуждает их совершать злодеяния. Курс как раз для тех, кто хочет разобраться в этом.

    Опытный криминолог расскажет, как особенности личности влияют на поведение преступника, виноваты ли в его поступках психические расстройства и какую роль здесь играют агрессивные мысли и эмоции.

    Вы также узнаете, какие психологические причины стоят за преступлениями, и сможете критически оценивать криминальные сводки новостей.

    Пройти курс →

    9. Психология познавательных процессов

    Продолжительность курса: 15 лекций.
    Площадка: «ПостНаука».
    Автор курса: Мария Фаликман, доктор психологических наук, руководитель, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.
    Язык: русский.

    Объёмный курс, охватывающий как когнитивные процессы — ощущение, восприятие и мышление, — так и «сквозные» психические процессы — память, внимание и воображение.

    Вы узнаете, в чём особенности каждого из них, как они устроены и за что отвечают, разберётесь, как мы исследуем окружающий мир, а также воспринимаем, организуем и обрабатываем информацию.

    https://www.youtube.com/watch?v=zWCKjoo6hNI\u0026list=PLt3fgqeygGTVk5khY228EBHujarUgyLfv

    Прослушать курс →

    10. Как выйти из сценария и стать счастливым

    Продолжительность курса: 5 лекций.
    Площадка: «Смотри. Учись».
    Автор курса: М. Е. Литвак, психолог, психотерапевт, автор 30 книг по психологии.
    Язык: русский.

    Сценарии, по которым мы живём, зарождаются в раннем детстве. И в большинстве случаев именно они мешают нам в итоге стать счастливее.

    «Не везёт в любви», «меня всегда бросают», «у меня ничего не получится» — типичные примеры. И, несмотря на множество позитивных сценариев, чаще всего мы остаёмся в негативном и сами программируем себя на несчастья.

    Выйти из этого плена можно, но будет непросто. Психолог рассказывает, как это сделать, объясняет процесс формирования сценариев, разбирает конкретный случай из жизни и приводит пример из классической литературы — Евгения Онегина.

    Пройти курс →

    Источник: https://Lifehacker.ru/onlajn-kursy-psixologiya/

    Психология обучения и воспитания

    Психология обучения

    Психологию обучения можно отнести к наиболее развитым и интенсивно развивающимся отраслям педагогической психологии, имеющей собственные задачи, которые по традиции разрабатываются с помощью специальных исследований.

    Одна из центральных задач психологии обучения в качестве части педагогической психологии представлена изучением механизмов и закономерностей процесса усвоения знаний, умений и навыков.

    Наука отвечает на вопрос, как усваивается информация и как происходит ее превращение в личностное приобретение в виде знаний, каким образом у человека происходит формирование и развитие умений и навыков? Подобные вопросы и понятия обладают принципиальным значением для образовательной практики, что специально исследуется психологией обучения.

    Замечание 1

    Механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков в большей степени зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников или учеников. По этой причине задача исследований структуры данных различий по традиции считается главнейшей проблемой психологии обучения.

    Задачи психологии обучения

    Психология обучения рассматривает механизмы и законы развития когнитивных функций в ходе обучения.

    Как научный, так и практический интерес представляют проблемы влияния учебной деятельности на интеллект и креативность, развития в образовании мышления, памяти, внимания и прочих когнитивных функций, которое чаще всего рассматривают в качестве гарантии успеха в дальнейшем обучении.

    По этой причине овладение механизмом и знания закономерностей их формирования в учебной деятельности представляет собой важную проблему образовательной практики и предмет внимания педагогической психологии.

    С общественной позиции наиболее желательной является тенденция к постепенной трансформации развития личности в образовании в процесс саморазвития, поэтому задача исследования механизмов и законов этой трансформации может являться одной из самых важных в психологии обучения.

    Исследование связи особенностей психического развития личности и целей, характера содержания, форм организации, методов и средств образовательной деятельности также включено в интересы педагогической психологии.

    Сам процесс разработки содержания, методов и средств включен в традиционные задачи педагогической психологии и педагогики, при этом отклик в психике ребенка, который получают рассматриваемые усилия, в полной степени исследует лишь педагогическая психология.

    Одна из базовых задач педагогической психологии состоит в мотивации учения, поскольку, не зная мотивы учебной деятельности, совокупность рассуждений о возможности освоения природы учения не имеет смысла.

    Для педагогической психологии всегда имели большое значение вопросы о возможности целенаправленного формирования мотивации учения, воздействии на мотивацию учебной деятельности учащихся. Данная проблема по большей части соприкасается с проблематикой психологии воспитания.

    https://www.youtube.com/watch?v=-7f47AUdQQU\u0026list=PLt3fgqeygGTVk5khY228EBHujarUgyLfv

    Опиши задание

    Задачи и особенности психологии воспитания

    Определение 1

    Психология воспитания — автономный раздел педагогической психологии, призванный изучать самые важные для психологии в целом и педагогической психологии в частности вопросы.

    Эти вопросы касаются функционирования механизма социально-культурного развития личности в среде образования, закономерностей, которым подчинено психосоциальное развитие учащихся. Самым важным для этого раздела является вопрос о законах формирования нравственно-эстетических идеалов личности.

    Также важность представляют вопрос и о влиянии образовательной среды на формирование мировоззрения, о формировании и действии механизмов становления «Я-концепции» личности в практике образования индивида. Решение подобных задач значительно детерминировано возрастными и индивидуальными различиями.

    И если на начальном этапе своего развития педагогической психологией исследовалось действие этих механизмов и законов только в отношении детского возраста, то в последнее время все больший интерес специалисты проявляют к характеру течения этих процессов у взрослых людей.

    Не менее важной для психологического воспитания считается задача по определению связи уровней интеллектуально-творческого, когнитивного и психосоциального развития учащихся.

    Проблема существования закономерных связей между уровнями когнитивного и психосоциального развития личности, интересовала не только психологов, но и педагогов и специалистов, которые занимаются другими науками, изучающими человека.

    Замечание 2

    Вопрос о том, каким образом процесс развития личности трансформируется при воспитании в саморазвитие, осуществляемое уже через самовоспитание, представляет безусловный интерес. Именно психология воспитания исследует его характер.

    Течение воспитательного процесса, включая и процесс формирования основных психических новообразований личности, детерминируется не только через внутренние (возрастные, индивидуальные и т.п.), но и с помощью ряда внешних факторов.

    Формально они располагаются за рамками изучения психологии, но, тем не менее, педагогическая психология не может не интересоваться ими. Данная область представляет собой зону совместных интересов педагогической психологии и педагогики.

    Вывод

    Исследование связи целей, содержания, форм, методов обучающего и воспитывающего воздействия представляет собой одну из важных задач педагогической психологии.

    Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/pedagogicheskaja-psihologija/psihologija-obuchenija/

    Обучение в психологии – это что такое?

    Психология обучения

    Нельзя недооценить важность обучения в жизни человека – как ребенка, так и взрослого. Люди должны быть готовыми усваивать новую информацию. Ведь никогда нельзя знать наверняка, где жизнь готовит человеку новый урок.

    Закономерности процесса обучения

    Обучение в психологии – это процесс коллективного характера, направленный на усвоение молодым поколением того опыта, который был накоплен в течение истории и воплощен в соответствии с социальными целями.

    В современной психологической науке открыто большое количество различных закономерностей, сопровождающих процесс обретения новых навыков и знаний. Все закономерности подразделяются на две большие категории – частные и общие.

    Те, что охватывают всю систему обучения, называются общими; в противовес им относящиеся к определенному аспекту обучения носят называние частных.

    Основные понятия

    В психологии обучения понятия, которые можно назвать основными в данном направлении, следующие:

    • Цели образования.
    • Методы.
    • Качество обучения.
    • Формы и средства обучения.
    • Знания, умения, навыки.

    Знания человека – это те факты и концепции, которые усвоены им в процессе обучения. Умения – готовность школьника или студента самостоятельно выполнять нужные действия теоретического и прикладного характера. Навыки – это компоненты практической деятельности школьника, которые проявляются с помощью выполнения определенных действий и доведены учащимся до автоматизма.

    https://www.youtube.com/watch?v=61z6SgSBw8U\u0026list=PLi8AaTVaesJGFKMYnsdVA747rPYkU9aVJ

    Для начала необходимо рассмотреть общие закономерности. Целью обучения называется тот результат, который необходимо получить от этого процесса. Планируется он еще заранее, до того, как студент или школьник приступает к освоению новой информации или обретению навыков.

    Например, при изучении иностранного языка студент может проходить одну ступень за три месяца. Предполагается, что по прошествии этого времени он будет обладать набором определенных знаний и навыков. Одной из общих закономерностей получения знаний является закономерность цели обучения.

    Она заключается в том, что цели обучения зависят от уровня развития общества, его возможностей и потребностей, а также и от уровня развития педагогической системы.

    обучения

    Еще одной закономерностью общего характера является принцип содержания обучения. представляет собой конкретно взятый ответ на вопрос о том, чему учить человека. В каждом отдельно взятом случае ответ будет свой.

    обучения – это особая система знаний, которая преподается в том или ином образовательном заведении.

    Принцип содержания обучения состоит в том, что оно напрямую зависит от целей, уровня научно-технического прогресса, возрастных особенностей обучающегося, а также уровня развития теории и практики обучения.

    Качество

    Что касается качества усвоения нового материала или же обретения навыка, то здесь закономерность звучит так: на каждом новом этапе эффективность усвоения зависит от продуктивности на предыдущем этапе.

    Также на качество обучения влияет объем материала, его характер.

    Во многом результат зависит и от того времени, которое студент вкладывает в занятия, его способности к обучению, а также организации самого процесса.

    Обучение в психологии – это процесс, эффективность которого напрямую зависит от применяемых методов.

    Под последними понимаются различные виды взаимодействий преподавателя с учащимися, в результате чего происходит усвоение опыта последними.

    Считается, что для достижения самых высоких результатов в обучении необходимо сочетать традиционные методы и новаторские. В отношении методов обучения также существует своя закономерность. Эффективность процесса обучения зависит от:

    • знаний преподавателя, его умения пользоваться специальными методами обучения;
    • поставленных целей процесса обучения;
    • уровня обучаемости студентов;
    • организации процесса обучения.

    Дидактические закономерности

    Процесс обучения в психологии происходит также и в соответствии с закономерностями, которые носят частный характер. Выделяют следующие конкретные закономерности, относимые к дидактическим:

    • Результаты, которые студент получает в процессе обучения, напрямую зависят от времени, ему посвященного.
    • Продуктивность усвоения предмета или навыка студентом находится в обратной зависимости от количества материала, которое ему необходимо освоить, а также от сложности этого материала.
    • Также результаты напрямую зависят от осознания учащимся целей обучения, его методов и средств.
    • Немаловажным является способ расчленения материала на небольшие части, которые необходимо освоить за конкретный промежуток времени.
    • Результаты обучения зависят от квалификации преподавателя.
    • Обучение с помощью практического выполнения заданий может быть до 7 раз более эффективным, чем пассивное восприятие информации.

    Гносеологические принципы

    К конкретным принципам гносеологического характера относят следующие:

    • Результаты процесса обучения прямо пропорциональны умению студента или школьника учиться.
    • Обучение в психологии – это процесс, продуктивность которого также напрямую зависит от объема учебной деятельности студента.
    • Результативность запоминания с помощью речи (вербально) улучшается, если усваиваемый материал разбит на небольшие порции.
    • Продуктивность обучения зависит от его проблемности, от того, насколько интенсивно включен учащийся в разрешение интересующих его вопросов.

    Каким образом развитие связано с обучением?

    Обучение в психологии – это процесс, непосредственно связанные с развитием человека. Впервые в истории отечественной психологии на данную проблему пристальное внимание обратил выдающийся ученый Лев Семенович Выготский. Он тщательно анализировал труды своих коллег из-за рубежа – Ж.

    Пиаже, Э. Торндайка. Их также интересовала психология проблем обучения. И в результате своих изысканий Выготский сформулировал гипотезу о влиянии обучения на развитие личности. Лев Семенович предполагал, что ведущую роль в развитии человека играет именно обучение.

    В результате исследований Выготского и Пиаже в науке стало общепризнанным, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в мышлении ребенка. А именно, осуществляется переход от дологических форм к логическим.

    Сейчас данный принцип является одним из важнейших в психологии обучения и воспитания.

    https://www.youtube.com/watch?v=rUkVFOlXYsE\u0026list=PLi8AaTVaesJGFKMYnsdVA747rPYkU9aVJ

    Ученый считал, что вход в сознание человека может быть возможным только через речь. Обучение Выготский считал внутренне необходимым для ребенка элементом, который отличается всеобщностью – оно присуще людям исторически. Обучение и развитие в психологии представляют собой аналогичные процессы.

    Ребенок набирается индивидуального опыта в процессе своего созревания. Его развитие напрямую зависит от той культурной среды, в которой он находится. Каждого малыша можно научить всему, что необходимо взрослым людям.

    Выготский полагал, что обучение всегда идет впереди развития, и ведет за собой этот процесс.

    Повысить эффективность освоения знаний

    Когда-то по отношению к процессу обучения было принято немало мифов, ложных представлений. Например, считалось, что учащийся – это tabula rasa или же нечто вроде пустого сосуда. Он занимает пассивное положение и ждет, что преподаватель наполнит его знаниями.

    В настоящее время в педагогике и психологии обучения разработано немало методов, позволяющих сделать этот процесс более эффективным. Один из методов, это – определить свой индивидуальный стиль освоения знаний, то есть найти способ, посредством которого осуществляется обработка человеком информации. Разработана данная концепция была учеными П.

    Хани и А. Мамфордом. Исследователи выделили четыре основных стиля обучения:

    • Деятельный. Человек, который предпочитает данный стиль – практик. Он всегда рад новым впечатлениям, предпочитает сначала делать, а потом уже размышлять.
    • Наблюдательный. Как правило, учащийся, у которого преобладает данный стиль, не спешит бросаться в практическую деятельность. Прежде ему необходимо собрать нужную информацию, сначала увидеть, в каком направлении развиваются события, и только потом высказать свое мнение.
    • Теоретический. Студент-теоретик предпочитает для начала выстроить гипотетическую последовательность развития событий, которые он стремится подогнать под ту или иную модель. Он не станет отвергать идею только по той причине, что она не совпадает с его личным мировоззрением.
    • Прагматический. Сочетает в себе элементы первого и третьего типов, иными словами, теоретические идеи любит воплощать на практике. Прагматик – это прирожденный экспериментатор.

    Выявив свой ведущий стиль обучения, студент может скорректировать образовательный процесс и, таким образом, сделать его более эффективным.

    Психология обучения языку: интересные особенности

    Отдельное внимание стоит уделить и такой проблеме, как освоение речи человеком. Ведь язык является не только средством коммуникации, но и орудием мышления. Лингвист Светлана Бурлак подчеркивает, что дети с самого раннего возраста стремятся узнавать названия предметов.

    Когда человек вызывает в памяти определенное слово, то возникает образ этого предмета, его вид, цвет, запах. Это влияет на активацию специфических зон головного мозга.

    Например, после произнесенного слова «кислый» слово «лимон» распознается гораздо быстрее, чем после слова «синий».

    Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская подчеркивает, что освоение речи, чтения и письма у разных детей происходит в разные сроки. Статистика показывает, что около 40 % всех детей даже после окончания третьего класса имеют сложности с письмом и чтением.

    Такая разница обусловлена тем, что у каждого ребенка имеется свой «возраст школьной зрелости». У одного малыша мозг готов к обучению, у другого – пока нет. Поэтому не стоит сразу же впадать в панику, если ребенок учится говорить или читать позднее, чем его сверстники.

    Важно начинать учить малыша вовремя – не слишком рано и не слишком поздно для него самого.

    Источник: https://FB.ru/article/372750/obuchenie-v-psihologii---eto-chto-takoe

    Все HR- сотруднику
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: