Район крайнего севера и обучение работника

Содержание
  1. Северный стаж для выхода на пенсию
  2. Пенсии на Крайнем Севере.Какие районы к нему относятся
  3. Преимущества северного стажа
  4. Как считается северный стаж работы
  5. Какой северный стаж нужен для пенсии женщинам
  6. Какой северный стаж нужен для пенсии мужчинам
  7. Если северный стаж меньше положенного
  8. Льготные категории северян
  9. Расчёт пенсий для северян
  10. Расчет стажа работающих «вахтовым» методом
  11. Правила расчёта стажа северян
  12. Пенсионные льготы для работников Крайнего Севера и приравненных к ним территорий
  13. Заключение
  14. Трудовой договор для работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях
  15. Отпуска работникам, работающим по трудовым договорам в районах Крайнего Севера
  16. Оплата проезда работникам, работающим по трудовым договорам в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера
  17. Трудовой договор
  18. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — Все о кадрах
  19. Кому полагаются гарантии и компенсации?
  20. Районы Крайнего Севера
  21. Особенности заключения трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в «северные» районы
  22. Оплата труда «северян»
  23. Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера
  24. Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы
  25. — совершенствование межбюджетных отношений
  26. Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  27. Курс повышения квалификации Оплата труда. Специфика расчетов с работниками Крайнего Севера
  28. Page 3

Северный стаж для выхода на пенсию

Район крайнего севера и обучение работника

Жителям и работникам территорий Крайнего Севера положены особенные условия выхода на пенсию, а так же дополнительные льготы. Главное условие — северный стаж для выхода на пенсию. Такие нормы законодательства созданы для поддержки граждан, трудившихся в сложных условиях на благо страны.

Пенсии на Крайнем Севере.Какие районы к нему относятся

К регионам Крайнего Севера относятся:

  • Районы с самобытной культурой северных народов: республикаКоми, ЯНАО, ХМАО, республика Саха(Якутия), Тыва, Чукотский Автономный Округ.
  • Районы с неблагоприятными условиями труда: Магаданская область, Камчатка, Сахалин, Красноярский Край.
  • Районы за полярным кругом: Мурманская область, республика Карелия.

Приравниваются к условиям Крайнего Севера (а значит, предлагающие льготы этих регионов):

  • Удалённые от центральной России регионы: Иркутская, Амурская и Читинская области, Приморье, Хабаровский Край, Томская область, Алтай.
  • Районы, близкие по расположению к Крайнему Северу: Бурятия, Пермский Край, Тюменская область.

Все эти регионы отличаются особенными условиями труда из-за:

  • Суровых погодных условий;
  • Разницы во времени со столицей;
  • Наличия полярных ночей;
  • Трудных работ (во многих регионах это добыча сырья и обеспечение добытчиков нормальными условиями жизни).

Тех, кто  трудится на благо государства в этих районах, занят на смежных специальностях (обеспечение связи, продуктов питания, одежды и других благ), называют «северянами» и благодарят привилегиями по пенсиям.

Преимущества северного стажа

  1. Повышенные региональные коэффициенты, отражающиеся на ежемесячных зарплатах (работодатели обязаны начислять повышающий коэффициент и учитывать его в назначении оплаты труда).
  2. Привилегированные льготные условия для выхода на пенсию, в 2020 году они сохранились и расширились.
  3. Разовые выплаты, преимущества при переезде, покупке жилья и тд.

Как считается северный стаж работы

В 2020 году изменились сроки наступления нетрудоспособности по возрасту у работников отдалённых регионов.

К северному стажу относится время официального труда в вышеперечисленных субъектах РФ. Пенсионный Фонд учитывает источники дохода и пенсионных отчислений, а так же количество лет, отданных работе на севере.

Какой северный стаж нужен для пенсии женщинам

Чтобы стаж работы в отдалённых регионах был засчитан женщине в полном объёме, ей нужно:

  1. Проработать на Крайнем Севере не меньше 15 лет, либо на территориях, приравненных к Крайнему Северу — не меньше 20 лет.
  2. Накопить общий трудовой стаж с учётом работы в прочих регионах — не меньше 20 лет.
  3. Накопить минимум пенсионных баллов. В 2020 году это 18,6 баллов, после 2023 года он будет равен 30.
  4. Достичь возраста выхода на пенсию. В 2020 году это 51,5 лет, к 2023 году — 55 лет.

Какой северный стаж нужен для пенсии мужчинам

У мужчин условия получения привилегий схожи с женскими:

  1. Проработать в тяжёлых условиях не меньше 15 лет, либо в отдалённых субъектах — не меньше 20 лет.
  2. Накопить не меньше 25 лет общего трудового стажа (работа на севере плюс работа в прочих субъектах).
  3. Накопить минимум ИПК. Этот показатель одинаков для мужчин и женщин.
  4. Возраст выхода на пенсию для мужчин с северным стажем — 55,5 лет в 2020 году, к 2023 году — 60 лет.

Если северный стаж меньше положенного

Если женщина или мужчина проработали на отдалённых территориях некоторый период, они могут досрочно выйти на пенсию.

Минимальные требования — работать 7,5 лет на территориях с тяжёлыми условиями труда или 10 лет в отдалённых регионах.

Льготные категории северян

Возраст выхода не пенсию не изменился у тех работников севера, которые:

  • Являются коренными жителями, чья деятельность связана с сохранением традиций и уклада культур малочисленных народов. Это оленеводы, рыболовы, промысловики, женщины и мужчины, создающие одежду, предметы быта по традициям предков, творческие коллективы и т.д. Эти граждане оформляют пенсию в 45 лет (женщины) и в 50 лет(мужчины), если они были заняты на этой деятельности не менее 20 и 25 лет соответственно.
  • «Женская» привилегия — мать двух и более детей, чей общий стаж 20 лет (из них 17 — в регионах Крайнего Севера и приравненных к нему территорий), может официально уйти на пенсию в 50 лет.

Расчёт пенсий для северян

Базовая часть — фиксированная выплата, назначается всем, выполнившим условия вступления в рады пенсионеров (возраст, стаж, ИПК). Размер:

  • 8000 рублей для работников Крайнего Севера;
  • 6934 для работников территорий, приравненных к Крайнему Северу.

Дополнительные выплаты положены тем, кто содержит иждивенцев (от 10668 до 16000 рублей для работников Крайнего Севера и от 9245 до 13868 рублей для работников территорий, приравненных к Крайнему Северу).

Тем, кто продолжает жить на данных территориях, некоторые части пенсии увеличиваются на районный коэффициент. Если пенсионер решает переехать в более благополучную местность, выплаты скорее всего будут ниже: районный коэффициент ниже в регионах с благополучной обстановкой.

Примерные размеры коэффициента:

  • 3 — для работников арктических экспедиций;
  • 1,5-2 — для работников Крайнего Севера;
  • 1,15 — 2 — для работников территорий, приравненных к Крайнему Северу.

На размер районного коэффициента влияет тяжесть условий труда и быта.

Расчет стажа работающих «вахтовым» методом

До пенсионной реформы «вахтовикам» засчитывался только период непосредственной работы на Крайнем Севере и в приравненных к нему регионах. В среднем «вахтовики» уезжают на эти территории на 1 месяц, после чего возвращались домой для отдыха. Периоды междувахтового отдыха в северный стаж не засчитывались.

По нормам современного законодательства отдых входит в стаж, если работник выполнил норму учёта рабочего времени по Трудовому Кодексу. Это значит, что если во время вахты работник отработал полную норму трудовых часов, не отпрашивался, не брал дни за свой счёт, и выполнил поставленные задачи, время отдыха будет учтено при начислении трудовой пенсии.

Главное — официальное оформление по ТК, Пенсионный Фонд будет начислять пенсию и высчитывать стаж, исходя из отчислений, которые делал работодатель.

Правила расчёта стажа северян

  1. Учитываются только дни, когда человек был в трудовых отношениях. Просто жить на Крайнем Севере недостаточно для обретения пенсионного стажа.
  2. Учитывается время отпусков, больничных листов, отпуска по беременности и родам и уходом за ребёнком до 1,5 лет.
  3. При учёте периода ухода за ребёнком до 1,5 лет входит в стаж только 6 лет такой формы трудовых отношений (в общей сложности — четверо детей).

Для расчёта северного стажа применяются такие значения:

  • 1 год работы в тяжёлых условиях Крайнего Севера снижает планку нетрудоспособного возраста на 4 месяца. Так, если гражданин проработал на Севере 8 лет, он может пойти на пенсию на 2 года и 6 месяцев раньше.
  • 1 год работы на территориях, приравненных к Крайнему Северу равен 9 месяцам стандартного трудового стажа.
  • Эта формула действует только в отношении тех лиц, кто проработал в трудных условиях не меньше 7,5 лет для Крайнего Севера и 10 лет для территорий, приравненных к нему.

Пенсионные льготы для работников Крайнего Севера и приравненных к ним территорий

  1. Снижается возраст наступления нетрудоспособности;
  2. Компенсация стоимости билетов на проезд к месту отдыха и обратно 1 раз в год (учитывается только та часть пути, которая проходила по территории РФ);
  3. Компенсация затрат на переезд в районы Крайнего Севера и приравненные к нему регионы;
  4. Для лиц, работавших на Крайнем Севере не менее 20 лет (женщинам) и 25 лет (мужчинам)- на 50% повышается размер фиксированной части пенсии. Для сотрудников территорий, приравненных к Крайнему Северу, это значение увеличивается на 30% (при стаже 25 лет у мужчин и 20 у женщин).
  5. Районный коэффициент повышает пенсию прописанным на вышеуказанных территориях.

Заключение

Те, кто собирается получить северный стаж, должны понимать: чтобы рассчитывать на привилегии по выходу на пенсию, нужно проработать в отдалённых регионах не менее 7,5 или 10 лет.

Если этот срок будет меньше, на дату выхода на пенсию он не повлияет.

Самые большие пенсии у тех северян, кто продолжает жить на Крайнем Севере или на территориях, к нему приравненных — за счёт районного коэффициента.

Источник: https://pravorf24.ru/pensionnoe-pravo/severnyj-stazh/

Трудовой договор для работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях

Район крайнего севера и обучение работника

Заключение трудового договора с работниками, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера, допускается:

  • при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в таких районах и местностях.

Основные гарантии и компенсации работникам, работающим в районах Крайнего Севера, состоят в следующем:

  • труд в этих районах оплачивается с применением районных северных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате;
  • размер районного северного коэффициента и порядок его применения устанавливается Правительством РФ;
  • гражданам выплачивается северная надбавка к заработной плате за стаж работы в таких районах или местностях.

Если работник, заключивший трудовой договор для работы в районах Крайнего Севера, был уволен в связи с ликвидацией предприятия или сокращением численности, или штата работников:

  • то на период трудоустройства
    • не больше 3 месяцев, по решению службы занятости этот срок может быть увеличен до 6 месяцев,
  • ему сохраняется средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и выплачивается работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Одному из работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях родителей ребенка в возрасте до 16 лет:

  • по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера:

  • коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя,
  • если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами;
  • заработная плата при этом выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Отпуска работникам, работающим по трудовым договорам в районах Крайнего Севера

Кроме основного и дополнительных отпусков работникам, работающим по трудовым договорам в районах Крайнего Севера (и в приравненных к ним районах), предоставляется:

  • еще один дополнительный оплачиваемый отпуск:
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам по истечении 6 месяцев работы у данного работодателя;
  • общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска (в том числе и совместителям) определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, работающим по трудовым договорам в районах Крайнего Севера:

  • допускается не более чем за 2 года;
  • общая продолжительность отпуска при этом не должна превышать 6 месяцев, включая неоплачиваемые дни проезда к месту отдыха и обратно;
  • часть, превышающая полугодичный отпуск, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя):

  • работодатель работника, работающего по трудовому договору в районах Крайнего Севера, обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет в другую местность для поступления на обучение по образовательным программам среднего или высшего образования;
  • при наличии 2 и более детей отпуск для этой цели предоставляется один раз для каждого ребенка.

Для работников федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, работающих по трудовым договорам в районах Крайнего Севера:

  • коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории РФ для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего заключения, если такие услуги не могут быть предоставлены по месту проживания;
  • гарантии медицинского обеспечения для работников других работодателей устанавливаются коллективными договорами.

Оплата проезда работникам, работающим по трудовым договорам в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера

Работники, работающие по трудовым договорам в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право:

  • на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно;
  • право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды РФ, федеральные государственные учреждения:

  • оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 кг;
  • оплачивается также стоимость проезда и провоза багажа неработающим членам семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно:

  • производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем;
  • деньги выплачивают работнику перед поездкой исходя из примерной стоимости проезда;
  • окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов;
  • выплаты являются целевыми и не суммируются, если работник своевременно не воспользовался своим правом;
  • такие гарантии и компенсации предоставляются только по основному месту работы.

Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах РФ, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера, и прибывшим в соответствии с этими трудовыми договорами из других регионов России,

за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

  • единовременное денежное пособие в размере 2 должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное денежное пособие на каждого прибывающего с ним члена семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;
  • оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не более 5 т на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов железнодорожного транспорта;
  • оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте.

Члены семьи могут воспользоваться своим правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа:

  • в течение 1 года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в Северных районах и местностях.

В случае прекращения трудового договора по любым основаниям (за исключением увольнения за виновные действия):

  • работнику и (или) членам его семьи (в случае его смерти) при переезде к новому месту жительства в другую местность оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа (не больше 5 т на семью);
  • оплата производится по фактическим расходам, но не выше тарифов железнодорожного транспорта.

Гарантии и компенсации, связанные с переездом, предоставляются работникам, работающим по трудовым договорам в районах Крайнего Севера, только по основному месту работы.

Трудовой договор

Источник: https://moiprava.info/trudovoe-pravo/azbuka-prava-rabota/trudovoj-dogovor/857-trudovoj-dogovor-dlya-raboty-v-rajonakh-krajnego-severa-i-v-priravnennykh-k-nim-mestnostyakh

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — Все о кадрах

Район крайнего севера и обучение работника

В суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера требуется прилагать множество усилий как в процессе работы, так и в повседневной жизни.

С целью компенсации повышенных трудозатрат законодательством предусмотрены определенные гарантии и компенсации для лиц, трудящихся в таких районах, а также в приравненных к ним местностях.

О том, что это за гарантии, льготы и компенсации и в каком случае работодатель обязан их предоставлять работникам, расскажем в данной статье.

Основными нормативными актами, регламентирующими особенности труда и предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются гл. 50 ТК РФ и Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (далее — Закон N 4520-1).

Кому полагаются гарантии и компенсации?

На основании ст. 1 Закона N 4520-1 гарантии и льготы предусмотрены для лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Статьей 3 Закона N 4520-1 конкретизировано, что гарантии установлены для:

— работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;

— лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета;

— граждан, относящихся к малочисленным народам Севера;

— граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств ФСС;

— неработающих пенсионеров;

— военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением ВС РФ.

При этом отмечено, что дополнительные гарантии и компенсации для северян могут устанавливаться (ст. 313 ТК РФ) работникам:

— организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — законами этих субъектов РФ;

— организаций, финансируемых из местных бюджетов, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

— иных организаций, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем (сверх государственных гарантий).

Районы Крайнего Севера

Первым делом необходимо разобраться, на какие местности распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Для этого обратимся к перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029. Так, к районам Крайнего Севера отнесены:

— все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей;

— Мурманская, Иркутская, Магаданская, Камчатская, Тюменская области;

— Красноярский край, Республика Якутия;

— отдельные города и районы Республики Карелия, Хабаровского края, Архангельской, Сахалинской областей и Республики Тыва и другие районы.

В качестве примера местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, можно назвать Пермский край (некоторые районы), Томскую область (Александровский, Бакчарский, Верхнекетский районы), некоторые районы Иркутской, Читинской и Амурской областей и пр.

Особенности заключения трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в «северные» районы

Правила заключения трудового договора установлены гл. 10 и 11 ТК РФ. К «северянам» они применяются с некоторыми особенностями. Так, с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ч.

 2 ст. 59 ТК РФ позволено заключать срочный трудовой договор, но только если это связано с переездом к месту работы. Так что если на работу принимается лицо, проживающее в «северных» районах, срочный трудовой договор по вышеназванному основанию заключить не получится.

Если гражданин привлекается к работам в «северных» районах из других областей, ст. 324 ТК РФ требует от работодателей проверить наличие у него медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях.

Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ, на основании ст. 326 ТК РФ за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

— единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с работником члена его семьи в размере половины его месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада);

— оплата проезда работника и членов его семьи в пределах территории России по фактическим расходам, а также провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;

— оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Обратите внимание! Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

Работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Конкретный размер компенсации расходов, связанных с переездом, а также условия и порядок их выплаты определяются органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в коллективных договорах, локальных нормативных актах и трудовых договорах.

Отметим, что гарантии, положенные работнику в связи с переездом для трудоустройства в организации, финансируемые из федерального бюджета, предоставляются только по основному месту работы.

Оплата труда «северян»

В соответствии со ст. 146 ТК РФ труд лиц, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Кроме этого, ст.

 148 ТК РФ установлено, что оплата труда в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже определенных законами и иными нормативными правовыми актами. Поэтому в ст.

 315 ТК РФ указано, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы должны устанавливаться Правительством РФ, однако до настоящего времени такие акты не изданы. Поэтому на основании ст. 423 ТК РФ необходимо применять ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.

Источник: http://info-personal.ru/rezhim-raboty/osobennosti-regulirovaniya-truda-lic-rabotayushhix-v-rajonax-krajnego-severa-i-priravnennyx-k-nim-mestnostyax/

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера

Район крайнего севера и обучение работника

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызывает огромное количество вопросов.

Прежде всего, это связано с очевидным для всех фактом — районы Крайнего Севера постепенно утрачивают свой особый статус. В этой связи представляет интерес анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере на предмет выявление причин и возможных последствий происходящих изменений.

Государство всегда признавало необходимость освоения и развития северных территорий. В целях привлечения на работу в данные регионы как можно большего количества людей еще в довоенный период были приняты ряд нормативных правовых актов, устанавливающих для них льготы.

На период ВОВ предоставление льгот было приостановлено, но уже с 1 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» довоенные льготы стали предоставляться вновь: надбавки, обеспечение жильем, дополнительные отпуска, бронирование жилой площади и т.д.

Особая поддержка оказывалась гражданам, приезжающим на Север для работы по срочным трудовым договорам. Этот Указ действовал вплоть до 1960 года, когда был издан новый Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана — два года, предоставлять дополнительные льготы. Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» объем льгот с 1 января 1968 года был увеличен, а для приезжих работников, срок договоров, дающий право на получение льгот был снижен с пяти до трех лет. В те годы в СССР поездки «за длинным рублем» были достаточно популярны.

Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы

В сложный период начала 90-х возникла необходимость не столько привлечения на работу в районы Крайнего Севера, сколько сохранение достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определявший особый статус регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства данные регионы.

https://www.youtube.com/watch?v=0IQblkFehzQ

Однако освоение районов Крайнего Севера требовало огромных средств. Концепция СССР в данной сфере была рассчитана на долговременные вложения, которые Российская Федерация, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране, нестабильности, связанной с переходом на рыночные отношения, не могла себе позволить.

Повсеместные невыплаты заработной платы, закрывающиеся предприятия, развал отлаженного механизма снабжения продовольствием и товарами народного потребления, в совокупности с тяжелыми природно-климатическими условиями проживания, вынудили население бросать квартиры, которые фактически обесценились, и уезжать в другие регионы.

В целях стабилизации ситуации был принят Федеральный закон от 19.06.

96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который провозглашал «государственный протекционизм, направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития». Однако ситуация оставалась, по-прежнему, стабильно тяжелой.

Кризис в экономике и социальной сфере северных районов Российской Федерации в этот период времени достиг критических размеров — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.

97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» констатировал, что «снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Северные районы…

оказались в ситуации, когда большинство из них поставлено на грань выживания, а ряд районов находится уже за этой гранью».

Во многом это объяснялось тем, «что проводимая в Российской Федерации экономическая политика не учитывает специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений», а также разрушением системы государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов.

В сложившихся условиях было предложено два пути выхода из кризиса.

Концепция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была основана на продолжении ранее проводимой политики.

Он обращал внимание «на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям» (Постановление от 15.05.97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Такая позиция требовала огромных расходов.

— совершенствование межбюджетных отношений

Такая позиция существенно отличалась от положений принятого всего за год до упомянутого Постановления Федерального закона от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

 
В развитие данной концепции было принято Постановление Правительства от 07.03.

2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», где отмечалось, что «сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями.

Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе…

архаичный характер предоставления северных гарантий и компенсаций и чрезмерно расширенный круг их получателей» и в этой связи необходимо «сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям» (Постановление от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»). Данная Концепция предусматривает реформирование системы государственной поддержки регионов Крайнего Севера вплоть до 2015 года.

Именно эта Концепция определила пути изменений законодательства Российской Федерации в сфере развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а выбранные им приоритетные направления нашли отражение на законодательном уровне.

 
Реформирование системы государственной поддержки Севера началось в 2005 году с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.

2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ).

Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Прежде всего, Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» признан полностью утратившим силу. Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пока продолжает действовать, однако большинство его норм отменено, оставшаяся же часть воспроизводит положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон РФ № 4520-1) можно взять за основу при рассмотрении вопроса о состоянии законодательного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также при определении путей совершенствования федерального и регионального законодательства о северных гарантиях и компенсациях.

При постатейном рассмотрении указанного Закона РФ № 4520-1 можно отметить следующие тенденции с одновременным внесением предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

1.

Статья 1, определяющая сферу действия Закона РФ № 4520-1, дополнена Федеральным законом № 122-ФЗ частью третьей следующего содержания: «Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, — законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».

Такое дополнение внесено в соответствии с общим принципиальным подходом государственной политики к совершенствованию межбюджетных отношений во всех сферах внутригосударственных отношений: закрепляется четкое разграничение полномочий органов власти и органов местного самоуправления.

Соответствующее разграничение произошло и в финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: работодатель, который предоставляет гарантии и компенсации, финансирует их за счет собственных средств (статья 4 рассматриваемого Закона). Теоретически такой подход является рациональным и оправданным. Однако на практике работодатели стремятся минимизировать круг таких гарантий и компенсаций и права их работников не соблюдаются. Данная проблема аналогична проблеме выплаты «зарплаты в конвертах» и требует соответствующего решения.

2. В статье 2 действующей редакции Закона РФ № 4520-1 Правительство Российской Федерации в очередной раз возложило на себя обязанность установить перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций.

До настоящего времени Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Источник: https://helion-ltd.ru/legislative-regulation-guarantees/

Курс повышения квалификации Оплата труда. Специфика расчетов с работниками Крайнего Севера

Район крайнего севера и обучение работника

Тренинги

Бережливое производство

Гособоронзаказ

Добывающая отрасль

Инновационный менеджмент

Легкая промышленность

Логистика. Закупки. Снабжение

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

Стандартизация. Метрология

Управление качеством

Экология

Торговля. Ритейл

Услуги

Дорожное строительство

Проектирование. Изыскания

Строительные материалы и технологии

Строительство. Организация и правовое регулирование

Строительство. Экономика, бухучет, сметы

Информационные технологии

Связь. Телекоммуникации

Бюджетное финансирование

Государственная и муниципальная служба

Некоммерческие организации

Обеспечение деятельности органов власти

Организация деятельности учреждений

Реализация полномочий

Менеджмент

Нормирование труда

Оплата труда

Финансовый менеджмент. Экономика

HR-технологии. Управление персоналом

Трудовое право. Кадровое делопроизводство

Землепользование

Недвижимость

Спорт

Организация культурно-досуговых мероприятий

Технологии: звук, свет, сцена

Управление в сфере культуры и досуга

Высшее образование

Дополнительное образование детей и подростков

Дополнительное профессиональное образование

Дошкольное и общее образование

Специальное (коррекционное) образование

Среднее профессиональное образование

PR. Пресс-служба

Маркетинг. Реклама. Продажи

Массовые коммуникации. Медиа

Переводы

Тренинги

Бережливое производство

Гособоронзаказ

Добывающая отрасль

Инновационный менеджмент

Легкая промышленность

Логистика. Закупки. Снабжение

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

Стандартизация. Метрология

Управление качеством

Экология

Торговля. Ритейл

Услуги

Дорожное строительство

Проектирование. Изыскания

Строительные материалы и технологии

Строительство. Организация и правовое регулирование

Строительство. Экономика, бухучет, сметы

Информационные технологии

Связь. Телекоммуникации

Бюджетное финансирование

Государственная и муниципальная служба

Некоммерческие организации

Обеспечение деятельности органов власти

Организация деятельности учреждений

Реализация полномочий

Менеджмент

Нормирование труда

Оплата труда

Финансовый менеджмент. Экономика

HR-технологии. Управление персоналом

Трудовое право. Кадровое делопроизводство

Землепользование

Недвижимость

Спорт

Организация культурно-досуговых мероприятий

Технологии: звук, свет, сцена

Управление в сфере культуры и досуга

Высшее образование

Дополнительное образование детей и подростков

Дополнительное профессиональное образование

Дошкольное и общее образование

Специальное (коррекционное) образование

Среднее профессиональное образование

PR. Пресс-служба

Маркетинг. Реклама. Продажи

Массовые коммуникации. Медиа

Переводы

Page 3

Тренинги

Бережливое производство

Гособоронзаказ

Добывающая отрасль

Инновационный менеджмент

Легкая промышленность

Логистика. Закупки. Снабжение

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

Стандартизация. Метрология

Управление качеством

Экология

Торговля. Ритейл

Услуги

Дорожное строительство

Проектирование. Изыскания

Строительные материалы и технологии

Строительство. Организация и правовое регулирование

Строительство. Экономика, бухучет, сметы

Информационные технологии

Связь. Телекоммуникации

Бюджетное финансирование

Государственная и муниципальная служба

Некоммерческие организации

Обеспечение деятельности органов власти

Организация деятельности учреждений

Реализация полномочий

Менеджмент

Нормирование труда

Оплата труда

Финансовый менеджмент. Экономика

HR-технологии. Управление персоналом

Трудовое право. Кадровое делопроизводство

Землепользование

Недвижимость

Спорт

Организация культурно-досуговых мероприятий

Технологии: звук, свет, сцена

Управление в сфере культуры и досуга

Высшее образование

Дополнительное образование детей и подростков

Дополнительное профессиональное образование

Дошкольное и общее образование

Специальное (коррекционное) образование

Среднее профессиональное образование

PR. Пресс-служба

Маркетинг. Реклама. Продажи

Массовые коммуникации. Медиа

Переводы

Источник: https://www.cntiprogress.ru/seminarsforcolumn/20567.aspx

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: