РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ОБ ЭМОЦИЯХ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Содержание
  1. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
  2. Последовательность новообразований в онтогенезе.
  3.  Закономерности изменений эмоциональной сферы в детском возрасте.
  4. Развитие эмоций в онтогенезе
  5. 1. Регуляция гомеостаза и вегетативных функций. Эта функция является филогенетически наиболее древней. Она связана с необходимостью поддержания постоянства внутренней среды организма. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются эмоциогенными подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных витальных ( от лат. Vita – жизнь) эмоций – например, голода или жажды, что способствует поиску необходимого и устранению дисбаланса.
  6. Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
  7. 2. Эмоциональная регуляция поведения совершается как через эмоциональное отражение и оценку текущих событий, так и через актуализацию прошлого индивидуального опыта
  8. Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс
  9. Эмоция («собственно эмоция» в узком значении этого слова) – это непосредственное, временное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям
  10. Эмоции Эмотивная сфера
  11. Чувства – высшие, социально обусловленные эмоциональные состояния, которые выражают длительное и устойчивое отношение человека к реальным или воображаемым объектам
  12. Настроения. Это общее и относительно слабое эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека в течение длительного времени. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием
  13. Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма
  14. 016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
  15. Развитие эмоций в онтогенезе

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ОБ ЭМОЦИЯХ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Исследование проводилось в период с 2006 г. по 2007 г. учебный год.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.  

  1. Развитие  эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте, как психолога педагогическая проблема.

 

    1. Особенности развития эмоциональной  сферы ребёнка  дошкольного возраста.

 

Родоначальником исследований в области онтогенеза эмоциональной сферы является Д.Уотсон (поведенческий научно-теоретический подход, бихевиоризм). Он определял эмоцию как наследственную стереотипную реакцию организма на определенную ситуацию (стимул), которая существует уже на самых ранних стадиях онтогенеза.

Дальнейшие исследования М.Шермана показали недифференцированность реакций младенца на различные стимулы, что опровергает предположение Д.Уотсона о врожденности эмоциональных реакций.

Следовательно, стратегия онтогенетического развития эмоций заключается в их постепенной дифференциации на основе состояния общего возбуждения новорожденного (К.Бриджес,1932).

Динамика эмоциональной сферы в раннем детстве характеризуется также свойствами эмоционального процесса: силой непосредственного  реагирования организма на удовлетворение — неудовлетворение витальных потребностей, кратковременностью реакций, эмоциональной неоднозначностью реагирования (К.Бюлер, 1924; В.Штерн, 1922).

С точки зрения деятельного подхода нормативно – возрастное поле эмоционального развития ребенка составляют эмоциональные новообразования (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Г.М.Бреслав, Л.И.Божович, И.М.Юсупов).

Отсюда онтогинез эмоционального развития отечественными исследователями понимается как процесс «последовательного и закономерного возникновения и функционирования новообразований, специфических необходимых для данного возрастного этапа»(39).

Итак, деятельностный подход характеризуется следующими представлениями о ходе индивидуального эмоционального развития.

1. Эмоции в процессе онтогенеза проходят путь прогрессивного развития

2. Деятельность – основа эмоционального развития.

3. Эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности.

4. Онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития.

5. На развитие эмоций оказывает влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно – потребностная сфера, самосознание).

 эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза. 

Последовательность новообразований в онтогенезе.

  1. «Комплекс оживления». (А.В.Запорожец, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигурина, П.М.Денисова).
  2. Трансформация содержания эмоциональных переживаний. (эстетическое переживание, интеллектуальные эмоции, нравстенные эмоции) (П.М.Якобсон.1966).
  3. Социализация эмоций. (Г.М.Бреслав 1990, В.П.Юсупова 1993, А.Д.Кошелева 1985, Л.

    Мерфи 1937).

  • эмоциональная синтония — способность поставить себя в положение другого и пережить его успех и неудачу как свои.
  • Децентрация – изменении позиции субъекта в результате сопоставления и интеграции позиций, отличных от его собственной.
  • Эмпатия – «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека»(24)(сопереживание, сочувствие, содействие).
  • Эмпатический дистресс – непроизвольное реагирование на болезненные эмоциональные состояния другого в раннем возрасте.
  • Симпатический дистресс – осознанную эмоциональную реакцию сочувствия, обусловлен собственным эмоциональным опытом негативных переживаний и формируется между 6 и 9 годами.
  1. Механизмы эмоциональной регуляции. (Я.З.Неверович, А.В.

    Запорожец)

  • Эмоциональное предвосхищение «на что она направлена и ради чего она выполняется»(34).
  • Эмоциональная коррекция поведения (старший дошкольный возраст), связано с развитием познавательных процессов (воображение, мышление, восприятие) и формированием новых мотивов поведения.                      
  1. Возрастная динамика эмоциональной регуляции. (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Г.М.Бреслав, В.В.Лебединский, О.С.Никольская).

    На протяжении дошкольного детства эмоциональная регуляция проходит определенные этапы развития, она преобразуется, совершенствуя механизмы регуляции поведения и стабилизации аффективной жизни ребенка с целью его адаптации к окружающей действительности.

  1. Произвольная регуляция переживания и выражения эмоций.

( Л.И.Божович, Я.З.Неверович, А.В.Запорожец и др.)

  • произвольность эмоциональных процессов – способность подчинять свои непосредственные желания сознательно поставленным целям.
  • Внеситуативное соподчинеие мотивов – преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо».
  • Произвольная регуляция – самоконтроль, целенаправленность, устойчивость и глубина эмоционального процесса.
  1. Вербальное обозначение эмоциональных состояний. (О.В.Гордеева, И.Брезертон, Д.Бигли, Д.Риджвей, Л.С.Выготский, Д Рассел и др.) Словарь эмоций, мимика, пантомимика, жесты, интонация, вегетативные изменения.

(24) Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируется в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств.

Новорожденный  уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие.

При рассмотрении эмоциональная реакция в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью следующие потребности:

  • самосохранение (страх);
  • в свободе движения (гнев);
  • В получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствии).

С точки зрения таких ученных, как Э.Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.

Общую тенденцию эмоциональной сферы точно вызвал Г.Мюнстерберг: «вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка.

Голод, усталость и физическое раздражение не приятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения».

На протяжение дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений в эмоциональной сфере, обусловленных её усложнениям и обогащением. Общую закономерность развития эмоциональной сферы ребенка от рождения до взросления определяет социализация содержания и форма проявления эмоций (24).

 Закономерности изменений эмоциональной сферы в детском возрасте.

№ п/п. С  содержание  изменений П  предпосылки и условия изменений.
 111. С ситуативная вариативность       эмоционального   г  реагирования. О отрыв эмоции от конкретной ситуации или об  объекта, выражающийся в варьировании  М эмоционального реагирования в за    зависимости от конкретной ситуации.
 222. расширение ряда эмоциональных модальностей (базовые – социальные)переход на новый уровень взаимодействия со сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта.
 333. О опознание эмоциональных состояний по выражению лица
 444.социальное преобразование выражения эмоцийпроизвольная регуляция эмоционального переживания и его выражения (контроль и трансформация способов эмоционального реагирования)
 555.расширения и усложнение знаний об эмоцияхнеобходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта
 666.формирование структуры представлений об эмоцияхобразование системы знаний об эмоциональном явлении, включающей причины, содержание, способы выражения и последствия определенного эмоционального переживания
 777. вербальное обозначение эмоцийформирование «словаря эмоций», обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений.

 

Проблеме появления различных эмоциональных модальностей в онтогенезе, а именно соответствию характера и содержания эмоциональных реакций ребенка определенному возрастному этапу посвящены многие отечественные и зарубежные исследования. Попытку систематизировать динамику появления эмоциональных модальностей у детей раннего возраста предпринял К.Бриджес. Впоследствии на основе обобщения различных экспериментальных данных П.Янг модифицировал его схему (Схема 1).

Последовательность появления эмоциональных реакций у детей в течении первых двух лет жизни.

 Р    рождение 3      3 мес. 6    6 мес. 12   12 мес. 18  18 мес. 24 24 мес.
 О    огорчение, плач.
 Г    гнев.
 О  отвращение.
 С  страх.
 П  положительное возбуждение, удовольствие
 П  приподнятое настроение
 В   влечение к взрослым
 Р   ревность, подозрительность
 В  влечение к детям
 Р   радость.

 

Представленные в данной схеме эмоциональные реакции не могут быть отнесены к классическим эмоциональным категориям по причине их специфичности (к примеру, подозрительность) и терминологической обобщенности ( к примеру, влечение к взрослым, влечение к детям). Кроме того, существует альтернативные точки зрения относительно появления некоторых эмоций на определенных возрастных этапах.

На следующем этапе онтогенеза происходит расширение модального ряда эмоциональных реакций, обусловленное социализацией всего процесса развития ребенка, и в частности его эмоциональной сферы (социальные эмоции).

Нельзя не отметить также специфическое для дошкольного возраста интегрирование эмоций и интеллекта (интеллектуальные эмоции).

Таким образом, обобщенные представления отечественных и зарубежных исследователей о возрастных этапах появления тех или иных эмоций могут быть выражены в следующей схеме (схема 2).

Последовательность появления эмоций и чувств у детей раннего и дошкольного возраста.

 1,  1,5 года2        2 года     2,  2,5 года 3     3 года 4     4 года 5    5 лет 6     6 лет
 О        обида
 С       сопереживание горю близкого человека (К.Цан-Вакслер,1992)
 С      социальные эмоции (смущение, стыд, вина)
 С     социальные формы гнева (ревность, зависть, обида)
 У      удивление (Ю.А.Макаренко, К.Изард, 1976)
 О      отзывчивость к сверстнику (Л.Н.Галигузова, 1980)
 Го  гордость достижений (М.И.Лисина, 1980)
 С     сомнение, любознательность.
 Д  дружба (Д.Готтман, 1983)

Источник: https://www.stud24.ru/pedagogy/razvitie-jemocionalnoj-sfery-u-detej/226316-662619-page2.html

Развитие эмоций в онтогенезе

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ОБ ЭМОЦИЯХ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Эмоции (от лат.emoveo – потрясаю, волную) – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции, как и ощущения, восприятие или мышление, являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако они отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, в их значимости для его потребностей. Эмоции как бы сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворении его потребностей в данных условиях.

Эмоции субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – спросить человека, что он испытывает.

Однако существуют и внешние выражения эмоций в виде особых телесных проявлений – мимики (выразительные движения мышц лица), пантомимики (жесты, изменения позы), вегетативных реакций (изменения пульса, тонуса сосудов, мышц, частоты дыхания, потоотделения и др.), а также биозимических сдвигов в организме (выделение в кровь адреналина, глюкозы и т.п.).

1. Регуляция гомеостаза и вегетативных функций. Эта функция является филогенетически наиболее древней. Она связана с необходимостью поддержания постоянства внутренней среды организма. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются эмоциогенными подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных витальных ( от лат. Vita – жизнь) эмоций – например, голода или жажды, что способствует поиску необходимого и устранению дисбаланса.

В процессе эволюции происходило формирование и закрепление наиболее эффективных связей между эмоцией и теми или иными адаптивными физиологическими реакциями. Например, при угрозе жизни возникает страх с одновременной активной подготовкой организма к борьбе или бегству.

При этом происходит перераспределение крови – усиливается её приток к мышцам, сердцу, лёгким и мозгу, а сосуды кожи и брюшной полости сужаются. Различные эмоции по-разному внешне выражаются и по-разному влияют на деятельность отдельных органов, но каждое эмоциональное состояние имеет своё вегетативное (телесное) сопровождение.

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

УДК 007.5 И.Б.Фоминых1 Рассматриваются вопросы построения модели эмоций. На основе принципа максимума информации вводится алгебра эмоций как алгебра оценок.

Используя свойство рефлексивности делается попытка построения дерева эмоций.

«Чтобы хотя бы приближенно представить себе, что ждет нас в будущем, нам необходимо научиться создавать модели, в которых моральное измерение человека было бы …

Поэтому излишняя интенсивность и длительность переживаний, создавая дополнительные нагрузки на соответствующие функциональные системы, может способствовать возникновению в них болезненных изменений.

Замечено, что сердце чаще всего «поражается» страхом, печень – гневом, а желудок – апатией и подавленным настроением (М.И.Аствацатуров, 1932).

С другой стороны, общий эмоциональный фон определяется в очень большой мере особенностями функционирования внутренних органов человека.

2. Эмоциональная регуляция поведения совершается как через эмоциональное отражение и оценку текущих событий, так и через актуализацию прошлого индивидуального опыта

Эмоции позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Например, при переходе улицы человек может испытывать страх разной степени выраженности в зависимости от дорожной ситуации, и действия будут продиктованы этим страхом.

Наиболее продуктивной, оптимальной деятельность бывает при умеренном уровне возбуждения. При чрезмерном эмоциональном возбуждении как правило наступает дезорганизация деятельности за счёт переключения на так называемое «аварийное» поведение (бегство, агрессия, оцепенение).

Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс

… эмоциональную сферу. Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс. Чувства. Чувство — это довольно устойчивое отношение к реальным или …

Формами аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания. Развитие его характеризуется определённой стадийностью. Вначале человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что с ним связано – т.е. в поле восприятия удерживаются только те предметы, которые вошли в «аффективный комплекс». Выразительные движения становятся всё более безотчётными.

Однако сдержаться, не потерять власть над собой на этой стадии человек ещё может (физиологический аффект), но при наличии различных ослабляющих факторов (заболевания, переутомления и др.) может развиться следующая стадия.

При развитии патологического аффекта торможение всё больше охватывает кору головного мозга – сознание резко сужается, нарастает дезорганизация мышления, человек утрачивает контроль над собой, совершая автоматические, безотчётные и бессмысленные разрушительные действия.

После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, часто – глубокий сон с последующей полной амнезией совершённого.

Правильная диагностика патологического аффекта имеет большое значение в судебной психиатрии, т.к. лица, совершившие противоправные действия в таком состоянии, признаются невменяемыми.

Эмоция («собственно эмоция» в узком значении этого слова) – это непосредственное, временное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям

Эмоция, как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличии от аффекта она более длительна и менее интенсивна. Если аффект – буря, то обычная эмоция – душевное волнение.

Кроме положительных и отрицательных эмоций, отражающих процесс удовлетворения потребностей, Э.Кантом были выделены стенические и астенические эмоции.

Если стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение человека, побуждая его к поступкам и высказываниям, то астенические обусловливают пониженную активность, неуверенность, сомнения и бездеятельность.

Эмоции Эмотивная сфера

… все аспекты нашей жизни. Каждый момент бодрствования характеризуется оттенками чувств, движением эмоций, настроением и аффектом. Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и … , и реакцией избегания — с другой. 6. Презрение Неодобрение действий других людей, чувство собственного превосходства, победа, одержанная над соперником и т.п. Сопровождается …

Американским учёным К.Изардом была выдвинута дифференциальная теория эмоций, согласно которой выделяются 10 качественно различных «фундаментальных» эмоций:

1) Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, любопытства.

2) Далее– в учебнике.

Чувства – высшие, социально обусловленные эмоциональные состояния, которые выражают длительное и устойчивое отношение человека к реальным или воображаемым объектам

Чувства выражаются через эмоции, но не постоянно, а временами, в соответствии с ситуацией. Причём конкретные эмоции как формы переживания определённого чувства могут быть самыми разнообразными (пример с любовью к ребёнку).

Чувства человека всегда предметны. Поэтому их классифицируют в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся: моральные, интеллектуальные, праксические.

Особый вид устойчивых чувств образуют страсти и увлечения.

Страсть – сильное и стойкое чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Оно направляет все мысли и поступки человека. Увлечения отличаются от страсти только их меньшей интенсивностью.

Настроения. Это общее и относительно слабое эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека в течение длительного времени. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием

Настроение не предметно, а личностно: когда у человека радостное настроение, он рад не чему-то, а ему просто радостно.

Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма

Эустресс и дистресс. ПТСР.

Фазы стрессовой реакции (по Г.Селье, 1960):

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… дневном бодрствовании человек допускает чувство страха, он может быть испуган и ночью. Это касается всех прочих чувств и эмоций. Изживание …

целью оказания помощи часто совершенно незнакомым нам людям Земли. Дальнейшей фазой будет уже осознание такой посылки в …

мозга непосредственно перед пробуждением вновь показала наступление первой фазы сна с предполагаемыми единичными быстрыми движениями глаз. …

— Первая фаза (тревоги) – мобилизация защитных сил организма и повышение работоспособности;

— Вторая фаза – относительной стабилизации, закрепление всех физиологических параметров на более высоком уровне;

— Третья фаза при длительном стрессовом воздействии) – истощение со сломом регулирующих механизмов, ухудшением самочувствия вплоть до необратимых изменений в органах и системах.

Развитие эмоций в онтогенезе

1. Новорождённый – преобладают инстинкты, прежде всего самосохранения и пищевой.

2. Младенчество – чувство удовольствия – неудовольствия, приятного – неприятного. Из этих чувствований постепенно формируется отношение ребёнка к близким.

3. 3 – 12 – 14 лет – постепенное формирование корковых (эпикритических) эмоций. Вначале преобладает связь эмоций с органическими потребностями, и лишь к концу этого периода эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение.

4. Формирование высших эмоций, их полное развитие досигается к 20-22 годам. Чувства становятся подвластны интеллектуальной проработке, разуму. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций.

Источник: https://forpsy.ru/works/konspekt/razvitie-emotsiy-v-ontogeneze/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: