Ритмичность движений

Чувство ритма: для чего и как развивать

Ритмичность движений

Больше информации на сайте brightmagazine.ru

Чтотакое чувство ритма? Как его развить? И вообще, зачем это нужно человеку?

У каждого музыкального произведения есть свой ритм. Ритм делит что-либо имеющее длительность на отрезки. Отрезки эти, в свою очередь, могут быть простыми (как в большинстве популярных композиций) и сложными (как в большинстве классических произведений).

Скорее всего, он ещё и изменяется на протяжении композиции: акценты и сильные доли могут спокойно куда-нибудь переехать, создавая совершенно новое настроение.

Но не нужно путать ритм с темпом: темп – это скорость, а ритм – это рисунок, композиция, ударения и акценты.

И, вопреки всем имеющимся представлениям, чувство ритма есть у каждого человека! Другое дело – это не так заметно при поверхностном рассмотрении.

Откуда у человека чувство ритма

Основа этого чувства – способность двигаться. Наш мозг устроен невероятным образом и, конечно же, содержит много разных областей, которые отвечают за движения. Эти области запоминают варианты движений нашего тела и помогают придумывать новые. В жизни мы сталкиваемся с различными задачами, требующими физической нагрузки.

Чем чаще мы решаем одну задачу, тем проще и быстрее она нам даётся. Всё потому, что мозг привыкает. Привыкает к весу передвигаемых и используемых предметов, скорость их перемещения, интенсивности сокращения мышц. Так, однажды, количество повторений становится качеством исполнения.

Именно этот путь проходит ребёнок при освоении своего тела и физического мира.

Понимая смысл задачи, и научившись управлять телом и объектами, мозг становится способен «успевать», усложнять задачу за счёт уменьшения времени выделенного на выполнение, а то и добавляет несколько действий в привычный уклад.

Другими словами, к контролю качества и скорости движения, мозг смог прибавить контроль временных рамок (насколько сам их чувствовал, конечно). А чтобы это стало возможным, нужно различать длительности, то есть научиться их сравнивать и получать простые результаты, типа больше, меньше, или равно.

Во времена «выживания», когда человек ещё был добычей и не начал строить цивилизацию, такие возможности обеспечивали биологический успех, ведь это позволяло вести охоту более успешно, выживать эффективнее, за один отрезок времени создавать больше предметов и обустраивать больше пространства.

Чувствовать ритм – означает «понимать, как эффективно двигаться». А эффективно двигаться – это танцевать.

Ритм сегодня

Цивилизация взрастила потребность в ритмичности, ведь в жизнь стали приходить всё более сложные идеи, требующие всё более сложного технического оснащения и командной работы. Так и происходит, ручной труд усложнился и теперь огромная куча нюансов учитывается подсознательно, автоматически.

Понаблюдайте за собой во время уборки или мытья посуды: ваше тело само знает, на какое действие сколько тратить времени и усилий. Рука даже представляет, как и куда нужно взмахнуть, чтобы с тарелки слетели последние капли воды. Всё ещё считаете, что ритм – не ваше? Хорошо.

Тогда просто спросите своих друзей или родственников, что происходит с вами, когда вы слышите любимую(-ые) песню(-и)? Всё ваше тело автоматически подстраивается под ритм композиции: сердцебиение замедляется или ускоряется соответственно, меняется мимика, поза, характер и направление движений конечностей. А если вы ещё и подпеваете… Тело подпевает с вами.

Буквально, ваши суставы начинают работать синхронно с ритмом мелодии. А пробовали убираться под музыку? Да, здесь, и подавно, начинается настоящее представление.

Как развить чувство ритма

Заинтересовались в приобретении способностей, могущих сильно скрасить досуг и жизнь? Отлично! Это на пользу вашему физическому и психологическому здоровью. Есть множество интуитивно понятных упражнений, выполняйте их как можно регулярнее – и удивитесь тому, как быстро нарабатывается навык.

Подыгрывайте любой звучащей сейчас композиции. Не обязательно громко, главное – уловить характер, рисунок, ритм. Конечно, в идеале – начать танцевать всем корпусом и пристукивать ногами в тот момент, когда стучите руками.

Ритм – не только скорость и рисунок движений, это ещё и эмоциональное переживание. Найдите несколько пар композиций, которые, на ваш слух, отличаются противоположными настроениями. В паре, конечно же.

Например: грустно — весело, легко — тяжело, агрессивно — меланхолично и т.п. Играйте (стучите, танцуйте, хлопайте) вместе с этими композициями и позаботьтесь о том, чтоб ваше звучание было таким же по настроению.

Как? Вот сами и выясняйте.

Уборка/мытьё посуды/стирка/бег/что-либо ещё – под музыку. Нужно делать привычные дела в ритм. Ничего ведь сложного, да? Поделайте так сколько-то раз, прочувствуйте процесс.

А вот потом (регулярность может сильно варьироваться, ничего страшного, если вы решитесь на это через несколько дней, или неделю) выберете композицию, которая не совпадает по характеру с вашей деятельностью. Например, рубите дрова под вальс.

Но, будьте добры, рубите так, чтоб чувствовалась лёгкость, чтобы всё как положено.

Задачка со звёздочкой. Советую выполнять не сразу, а немного поднаторев. Запоминайте ритм. Выключайте музыку. Играйте ритм. Ну и, конечно же, играйте его танцуя, дайте телу почувствовать, что такое грустный и весёлый ритм. А потом включайте трек-образец и проверяйте себя. Диктофон может вам сильно помочь в этом деле.

Есть друзья-музыканты? Тогда настало время экспериментировать! Возьмите любую песню, которую вы можете исполнить вместе (неважно, на каком инструменте вы будете играть, хотите – гитара, хотите – пойте, хотите – хлопайте ладонями по коленям) и выверните её наизнанку. Превратите колыбельную в марш, чтоб колени от ужаса дрожали, сделайте из романса клоунаду. Чем больше вариаций – тем лучше.

Для того, чтоб всё это осуществить, вам не понадобится много устройств, достаточно свободного времени (это по началу, потом сможете делать это между делом), желания и правильно направленного внимания. Удачи на пути!

 Иван Грачёв

Больше информации на сайте brightmagazine.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfed4aff9e5810ae969e227/chuvstvo-ritma-dlia-chego-i-kak-razvivat-5ee86de0feea096b0437b371

10.Композиция. Ритм

Ритмичность движений

Цель сегодняшнего занятия: Изучить  связь ритма и композиции, какие ритмы бывают и создать ритмичный город на формате А4.

Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором.

Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.

Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.

Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов.

Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.

Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали.

Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции.

Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.

Роспись подносаСкатертьШкатулка

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции участвует не только в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.

Различают несколько видов композиций и форм орнамента.

Прямой ленточный

Центрический замкнутый

Прямой сетчатый

Разделить формат А4 визуально на две части (альбомная ориентация). В одной части разместить 4 квадрата, заполнить их ритмическими композициями. На второй части листа создать композицию на основе трех или более ритмических рядов.

Ход работы:

  1. Закомпоновать квадраты и основную композицию
  2. Заполнить один квадрат
  3. Устроить мини-просмотр с последующей корректировкой
  4. Заполнить остальные
  5. Завершить работу финальной композицией

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):

Упражнение №2.

На листе А4 (черный картон или пастельная бумага) создать ритмичный городской пейзаж белой ручкой.

Ход работы:

  1. Мозговой штурм;
  2. Эскизирование 1 — 3 шт;
  3. Обсуждение и определение итогового эскиза;
  4. Компоновка на формате;
  5. Проработка итоговой работы.

Источник: http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson10/

Как развить чувство ритма у детей и взрослых?

Ритмичность движений

Прежде всего, нужно понять, что развить чувство именно музыкального ритма не получится в отрыве от практики. Другими словами, нужно развивать его в процессе музыкальных занятий при помощи специальных упражнений и приемов, которые мы чуть ниже рассмотрим.

Другое дело, что есть также и такие виды деятельности, которые способствуют, то есть могут помочь воспитанию чувства ритма, несмотря на то, что непосредственно не относятся к музыкальной практике. Их мы тоже рассмотрим отдельно.

Развитие чувства ритма при занятиях музыкой

На воспитание чувства ритма можно направить самые разные виды музыкальной деятельности: изучение теоретической базы, игра на инструменте и пение, переписывание нот, дирижирование и др. Рассмотрим основные способы, которые посвящены этой проблеме.

ДЕЛО №1 «ВОСПИТАНИЕ МОЗГОВ». Чувство ритма – это не просто чувство, это еще и определенный способ мышления.

Поэтому чрезвычайно важно постепенно привести ребенка (а взрослому – прийти самому) к осознанию явлений ритма с точки зрения музыкальной теории. Что тут самое важное? Важны понятия пульса, метра, музыкального размера, знание длительностей нот и пауз.

В выполнении данной задачи вам помогут следующие материалы (нажимайте на названия – будут открываться новые странички):

ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ

ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ

ПУЛЬС И МЕТР

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР

ЗНАКИ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ И ПАУЗ

ДЕЛО №2 «СЧЕТ ВСЛУХ». Этот способ широко применяется учителями музыкальных школ, причем как на начальном этапе, так и со старшими детьми. В чем суть метода?

Ученик вслух ведет счет долей в такте в соответствии с размером. Если размер 2/4, значит, счет идет так: «раз-и, два-и». Если размер 3/4, то, соответственно считать нужно до трех: «раз-и, два-и, три-и». Если размер такта выставлен 4/4, тогда и считаем до четырех: «раз-и, два-и, три-и, четыре-и».

В то же самое время, точно так же просчитываются различные музыкальные длительности и паузы. Целая считается на четыре, половинная нота или пауза занимает две доли, четвертная- одну, восьмая – половинку доли (то есть их две штуки можно сыграть на долю: одна играется, например, на «раз», а вторая – на «и»).

И таким образом, равномерный размерный счет и счет длительностей совмещается. Если регулярно и качественно использовать данный метод при разучивании произведений, то ученик постепенно привыкнет к ритмичной игре. Вот пример такого совмещения:

ДЕЛО №3 «РИТМОСЛОГИ». Этот способ развития ритмического чувства очень эффективный, он применяется обычно в 1-2 классах на уроках сольфеджио, но можно заниматься этим и дома в любом возрасте. Детям объясняют, что в мелодии есть длинные и короткие звуки, для которых подбираются похожие по длительности ритмо-слоги.

Например, всякий раз, когда в нотах попадается четвертная нота, предлагается говорить слог «та», когда восьмая – слог «ти», две восьмых подряд – «ти-ти». Половинная нота – говорим растянутый слог «та-ам» (как бы показывая, что нота длинная и состоит из двух четвертей). Это очень удобно!

Как с этим работать? Берем какую-нибудь мелодию, например, мелодию известной песни М. Карасева «Маленькой ёлочке холодно зимой». Можно взять пример и проще или сложнее, как вам угодно. И дальше работа строится в таком порядке:

  1. Сначала просто рассматриваем нотный текст, определяем, какие в нем есть длительности нот. Репетируем – все длительности называем своими «слогами»: четвертные – «та», восьмые – «ти», половинные – «та-ам».

Что у нас получается? Первый такт: та, ти-ти. Второй такт: та, ти-ти. Третий: ти-ти, ти-ти. Четвертый: та-ам. Разбираем таким вот образом мелодию до конца.

  1. Следующий этап – подключаем ладошки! Ладошки у нас будут хлопать ритмический рисунок с одновременным проговариванием ритмических слогов. Можно, конечно, с этого этапа сразу и начать, особенно, если прибегаете к методу уже не первый раз.
  2. Если ребенок запомнил ритмический рисунок, то можно поступить так: ритмо-слоги заменить на названия нот, а ладошки пусть продолжают отстукивать ритм. То есть мы хлопаем и называем ноты в нужном ритме. Одновременно прокачиваем, таким образом, и навык чтения нот и чувство ритма.
  3. Делаем все то же самое, только ноты теперь уже не просто называем, а поем. Учитель или взрослый пусть подыграет мелодию. Если вы занимаетесь самостоятельно, то послушайте ее в аудиозаписи (плеер – ниже), можно петь одновременно с прослушиванием.

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/razv-chuv-ritma-001.mp3

  1. После такой хорошей проработки обычно для ребенка не составляет труда подойти к инструменту и проиграть ту же мелодию уже с хорошим ритмом.

Кстати, при желании можно использовать и любые другие подходящие ритмические слоги. Например, это могут быть звуки часов: «тик-так» (две восьмушки), «тики-таки» (четыре шестнадцатых ноты), «бом» (четверти или половинные) и т.д.

ДЕЛО №4 «ДИРИЖИРОВАНИЕ». Дирижирование удобно применять при пении мелодий, оно в таком случае заменяет собой счет вслух.

Но у дирижерского жеста есть еще одно преимущество по сравнению с другими способами развития ритма: он связан с пластикой, с движением.

И именно поэтому дирижирование чрезвычайно полезно не только тем, кто поет, но и тем, кто играет на любом инструменте, поскольку воспитывает точность движения и волю.

Ведь часто бывает так, что ребенок понимает ритм и слухом, и умом, и глазами, но сыграть верно не может из-за того, что не отработана координация между слухом и действием (движениями рук при игре на инструменте). Вот этот недостаток как раз легко выправляется с помощью дирижирования.

ПОДРОБНЕЕ О ДИРИЖИРОВАНИИ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ДЕЛО №5 «МЕТРОНОМ». Метроном – это специальный прибор, который отбивает музыкальный пульс в выбранном темпе. Метрономы бывают разные: лучше всех и дороже – старые механические заводные со шкалой и грузиком. Есть аналоги – электрические метрономы или цифровые (в виде приложения для смартфона или программы для компьютера).

Метроном применяют на разных этапах обучения, но преимущественно в работе со старшими детьми и студентами. Какова цель? Метроном включают для того, чтобы учащийся лучше слышал биение пульса, что позволяет ему играть все время в одном темпе: не ускорять его и не замедлять.

Особенно плохо, когда ученик ускоряет темп (без метронома он может этого и не почувствовать). Почему это плохо? Потому что в таком случае он не доигрывает определенные доли, не выдерживает паузы, не выигрывает какие-то ритмические фигуры, съедает их, комкает (особенно шестнадцатые ноты на последних долях такта).

В результате произведение не только искажается ритмично, страдает и качество его исполнения – рано или поздно ускорение приводит к тому, что произведение «забалтывается», в нем теряется ясность, а также появляются технические ошибки (остановки, не получаются пассажи и т.д.). Происходит это все оттого, что при ускорении музыкант не позволяет себе нормально дышать, он напрягается, излишне напрягаются и его руки, что приводит к срывам.

ДЕЛО №6 «ПОДТЕКСТОВКА». Разучивание мелодий с текстом или подбор слов, текста под музыку тоже является хорошим способом воспитания ритмичной игры. Ритмическое чувство здесь развивается благодаря выразительности словесного текста, который тоже имеет ритм. Тем более, что ритм слов более знаком людям, чем ритм музыкальный.

Как применять этот метод? Обычно в песнях остановки на длинных нотах приходятся на те же моменты, когда подобные остановки происходят в тексте. Есть два пути, любой из них эффективен:

  1. Учить песню со словами до ее проигрывания на фортепиано (то есть почувствовать ритм раньше).
  2. Разобрать песню по нотам, а потом для большей точности ритма – играть ее и петь со словами (слова помогают выправить ритм).

Кроме того, подтекстовка часто помогает освоить какие-то сложные ритмические фигуры, например квинтоли. Подробнее про исполнение квинтолей и других необычных ритмов можно прочитать в статье, посвященной видам ритмического деления.

ВИДЫ РИТМИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Занятия, способствующие развитию чувства ритма

Как мы уже отметили выше, если такие занятия, которые напрямую не касаются музыки, но помогают в воспитании чувства ритма детям и взрослым. К числу таких видов деятельности можно отнести математику, чтение стихов, физкультурные упражнения, хореографию. Рассмотрим подробнее все, что мы назвали.

МАТЕМАТИКА. Математика, как известно, помогает развитию логического мышления. Даже простейшие арифметические действия, которые отрабатываются детьми в 1-2 классе, существенно повышают чувство пропорций и симметрии. А мы уже говорили о том, что эти чувства помогают усвоить ритм умом.

Позволим себе одну рекомендацию. Если вы проверяете чувство ритма у своих малолетнего сына или дочки, и результаты вас не очень радуют, то не нужно их срочно тащить в музыкальную школу.

Нужно, чтобы они немного подросли, научились в школе читать, писать, складывать и вычитать, и только после этого, то есть лет в 8-9 уже приводить ребенка в музыкальную школу.

Дело в том, что слабое чувство ритма эффективнее всего развивается именно умственно, и поэтому для успеха нужна хотя бы элементарная математическая подготовка.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ. Выразительное чтение стихотворений полезно не только потому, что также связано с воспроизведением ритмов, пусть и речевых. Музыка – это тоже в определенном смысле речь и язык. Огромную пользу приносит анализ содержания стихотворных текстов.

Ведь как читают стихи большинство людей? Они улавливают рифмы, но совершенно не понимают, что они читают. Однажды нам довелось побывать на уроке литературы в 8 классе. Проходили поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, дети рассказывали наизусть отрывки из поэмы.

Это была печальная картина! Учащиеся произносили текст четко по строчкам, совершенно не обращая внимания на знаки препинания (точки и запятые), которые могли встретиться посреди строки, и совершенно не обращая внимания на то, что в конце строки никаких знаков препинания могло и не быть.

Приведем один из отрывков. Вот что по смыслу (не по строчкам) написано у Лермонтова:

Держа кувшин над головой,Грузинка узкою тропой сходила к берегу.Порой она скользила меж камней,Смеясь неловкости своей.И беден был ее наряд;И шла она легко,Назад изгибы длинные чадры откинув.Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь ее;

И зной дышал от уст ее и щек.

Источник: https://muz-teoretik.ru/kak-razvit-chuvstvo-ritma/

Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической структуры спортивных движений

Ритмичность движений

Статья «Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической структуры спортивных движений» посвящена анализу общих закономерностей структуры двигательных действий при педалировании, рывке штанги и спринтерском беге.  Установлено, что с увеличением темпа ритм упрощается и, наоборот, с его уменьшением — усложняется.

Козлов, И.М. Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической структуры спортивных движений/ И.М.Козлов, А.В.Самсонова, В.Н. Томилов // Теория и практика физической культуры, 2003.- № 2.– С.10-13

Ключевые слова: биомеханические структуры, соревновательные движения, ритмический рисунок, опорно-двигательный аппарат

Особенности ритмической структуры соревновательных движений являются объектом изучения во многих видах спорта. И хотя нет прямых исследований, которые с биомеханической точки зрения увязывали бы ритм с устойчивостью и надежностью выполнения движений, предполагается, что их эффективность во многом определяется ритмической структурой двигательных действий.

Характерная особенность соревновательных движений во многих видах спорта — максимально возможный темп выполнения с приложением максимальных усилий. В связи с этим в ходе изучения закономерностей формирования центральных двигательных программ возникает проблема взаимосвязи ритма и темпа движений, т.е. закономерностей их ритмо-темповой структуры.

При исследовании особенностей электрической активности (ЭА) мышц в циклических движениях отмечается снижение длительности периода активности при увеличении темпа, причем относительная длительность ЭА увеличивается (А.В. Самсонова, 1997).

При увеличении темпа «сдвиг» ЭА в локомоторном цикле приводит к увеличению периодов одновременной активности мышц-антагонистов.

Возможно, что с увеличением темпа ритмическая структура движения приобретает черты интегративной системы вследствие того, что мышцы одновременно обеспечивают решение нескольких задач: развивают тягу, рекуперируют энергию, повышают жесткость опорно-двигательного аппарата.

С целью подтверждения данной гипотезы проведен анализ различных двигательных действий, как циклических, так и ациклических: педалирования на скоростном велостанке, спринтерского бега, а также подъема штанги.

В качестве основы для описания ритма использовался отдельный такт, включающий последовательно расположенные в кинематических фазах усилия.

Характер этой последовательности позволяет судить об особенностях акцентирования усилий и по аналогии с понятием такта, заимствованным из теории музыки, классифицировать такты по количеству входящих в него долей — усилий. В локомоциях границы такта совпадают с границами цикла.

Использовались два основных метода исследования: электромиографический и тензографический. Первым методом измерялись параметры ЭА мышц нижних конечностей: двуглавой бедра (BF), прямой бедра (RF), передней большеберцовой (TA), больших, средних и малых ягодичных (GL), натягивателя широкой фасции бедра (TFL), широкой латеральной бедра (VL), икроножной (GA).

В качестве показателя, косвенно отражающего величину усилия (мощности) мышечного сокращения, использовалась площадь S, ограниченная интегральной кривой электромиограммы (ЭМГ). Момент приложения мышечного усилия определялся как усредненная временная координата ts цикла, продолжительность которого равна tц.

Для ациклических движений использованы данные вертикальной составляющей реакции опоры при подъеме штанги в рывке.

В состав испытуемых наряду с новичками и разрядниками входили мастера спорта, мастера спорта международного класса и заслуженные мастера спорта.

Таблица 1. Усредненные показатели ЭМГ мышц нижних конечностей в локомоторном цикле при педалировании с постоянной скоростью

Скорость,

км/час

Длительность

цикла t,c

Темп

Т, с-1

GATAVLBFRF
tsStsStsStsStsS
300,8401,20,40900,12340,311440,611340,17143
0,68176
400,6401,560,29390,11510,221350,421070,14158
0,491280,445
500,5141,950,331730,07650,161720,331580,09167
0,3314
600,4162,400,261930,04500,131320,271240,06113
0,2813

В табл.

1 содержатся данные tц, ts и S, описывающие характер приложения усилий исследуемых мышечных групп при педалировании для четырех фиксированных скоростей: 30, 40, 50 и 60 км/ч, усредненные по 25 циклам.

Активность мышцы на протяжении одного цикла может проявляться несколько раз. Например, GA при скорости 30 км/ч проявляет свою активность дважды: в моменты времени от начала цикла, равные 0,40 и 0,68 с.

Рис. 1 иллюстрирует эти результаты для скорости 60 км/ч в виде диаграммы распределения усилий по времени цикла. Здесь: а) усилия, проявляемые отдельными мышцами; б) приведенные (суммарные) усилия групп мышц.

Например, приведенное усилие S1 отражает суммарную активность TA и RF, S2-3 — активность VL, а S4 — суммарную активность GA, BF и TA (повторную в цикле). Высота диаграммы пропорциональна величине усилия, а ее место — моменту его приложения ts.

Продолжительность цикла в относительных единицах принята за 1.

Приведенные усилия подсчитаны как средневзвешенные значения нескольких отдельных, близких по расположению в цикле усилий. В наиболее явной форме объединение отдельных усилий происходит при скоростях 50 и 60 км/ч, т.е. при максимальном темпе движения.

Диаграммы приведенных усилий дают наглядное представление о структуре движения как о трехдольном такте. С ростом темпа ритмический рисунок подобного такта приобретает устойчивый характер. Количественно он может быть представлен в виде соотношений величин усилий S1: S2: S3: S4 и времени их приложения t1: t2 : t3 : t4 (табл. 2).

На рис. 2 приводятся графическая интерпретация изменения количества долей такта и их распределение по его размеру в зависимости от темпа педалирования. При Т = 1,2 с-1 такт содержит 4 доли.

В случае учета работы обеими нижними конечностями количество этих долей равно 8. С увеличением темпа до 2,4 с-1 количество долей снижается соответственно до 3 и 4.

  Вторая и третья доли объединяются, и это общее усилие обозначено как S2-3 (см. рис. 1 и 2).

Таблица 2 Значения и соотношения усилий и временных промежутков между ними в цикле движения при педалировании

Темп, с-1S1 :S2 :S3 :S4t1 :t2 :t3 :t4
1,2177 : 144 : 90 : 3100,16 : 0,31 : 0,40 : 0,65
1 : 0,81 : 0,51 : 1,751 : 1,94 : 2,5 : 4,06
1,56209: 135 : 39 : 2400,13 : 0,22 : 0,29 : 0,46
1 : 0,65: 0,19 : 1,151 : 1,69 : 2,23 : 3,54
1,95232 : 172 : 3540,084 : 0,16 : 0,33
1 : 0,74 : 1,531 : 1,9 : 3,92
2,40163 : 132 : 3300,05 : 0,13 : 0,265
1 : 0,81 :2,021 : 2,6: 5,3

Таблица 3  Соотношения усилий и временных промежутков между ними при подъеме штанги в рывке

Темп, с-1F1 :F2 :F3 :F4t1 :t2 :t3 :t4
1,431 : 0:0 : 1,391 : 0:0 : 1,94
1,141 : 0 : 1,05 : 1,421 : 0 : 1,47 : 2,05
1,031 : 0,98 : 1 : 1,41 : 1,47 : 1,34 : 1,98

1,01

1 : 0,97 : 1,01 : 1,38

1 : 1,51 : 1,63 : 2,3

0,961 : 1 : 1,05 : 1,361 : 1,49 : 1,71 : 2,31
0,931 : 0 : 1,06 : 1,411 : 0 : 1,8 : 2,4

Анализ результатов педалирования с набором скорости за минимальное время, для которого характерно значительное увеличение темпа, также позволяет говорить об «интеграции» центральных команд, определяющих биомеханическую структуру движения (рис. 3). Внешне это выглядит как упрощение ритмического рисунка структуры движения в ходе этого изменения.

Для начальных моментов времени (цикл 6) паттерн двигательной активности представляет собой раздробленную картину проявления усилий отдельных мышц. С увеличением темпа начинает проявляться объединение зон активности в первой и второй половинах циклов.

Между ними наблюдается переходный этап активности мышц VL и BF (цикл 16).

Но при дальнейшем увеличении темпа подобный четырехдольный такт трансформируется в двухдольный (цикл 26), в котором активность мышц проявляется в форме объединений активности в двух разных временных зонах цикла.

Для подтверждения подобных закономерностей были проведены эксперименты по регистрации ЭА мышц при беге с разной скоростью: двуглавой и прямой мышц бедра, ягодичной мышцы и мышцы — натягивателя широкой фасции бедра. В данном случае с увеличением темпа имеет место изменение паттерна мышечной активности до трехдольного такта.

Особенности ритмо-темповой структуры ациклических движений рассмотрены на примере подъема штанги в рывке. При этом использовалась тензодинамограмма — зависимость вертикальной составляющей реакции опоры от времени выполнения движения.

На рис. 4 представлены диаграммы распределения усилий, а в табл. 3 приведены количественные показатели ритма в структуре движения мастера спорта весовой категории 85 кг при подъеме штанги.

Здесь F1 , F2 , F3 , F4 — усилия, а t1, t2, t3, t4 — соответственно время проявления этих усилий в отдельных фазах движения.

Характерным является увеличение долей ритмического рисунка движения со снижением скорости выполнения движения (увеличением веса штанги) и одновременным увеличением проявляемых при этом напряжений.

Снижение скорости может быть приравнено к уменьшению темпа движения, определяемого как величина, обратная времени выполнения движения. При этом происходит разделение усилий на отдельные составляющие.

С увеличением поднимаемого веса темп снижается и количество долей такта возрастает с двух до четырех. Появление трехдольного такта в последней попытке спортсмена есть результат ее неудачного выполнения. Это означает, что в условиях предельной нагрузки неудача определяется невозможностью выдерживать необходимый ритмический рисунок ввиду отсутствия достаточного запаса сил.

Таким образом, при педалировании на скоростном велостанке, в спринте и при подъеме штанги структура распределения мышечных усилий имеет характерный ритмический рисунок.

Он может быть представлен в виде отдельного такта, особенностью которого является наличие сильных и слабых долей (максимальных и минимальных усилий), а также изменение их количества в зависимости от времени выполнения движения.

Уменьшение либо увеличение длительности упражнения приводит к изменению соотношений как величин усилий, так и временных промежутков между ними — расстановке акцентов в ходе выполнения упражнения.

Анализ результатов экспериментов позволяет говорить об общих закономерностях структуры двигательных действий в различных видах спорта. Подобные закономерности проявляются при выполнении как циклических, так и ациклических движений и сводятся к следующим положениям:

— с увеличением темпа ритм упрощается и, наоборот, с его уменьшением — усложняется;

— величины соотношений параметров движения, характеризующие его ритм, для всех видов движений имеют близкие значения;

— усложнение («распадение») ритма характеризуется появлением фрактальной структуры — характерного признака самоорганизующейся системы. При этом наблюдается повторение параметров отдельных фаз структуры целого движения.

2003_Kozlov_Samsonova_Tomilov_TiPFK.pdf

Биомеханика опорно-двигательного аппарата человека

В монографии П.И. Бегуна и А.В. Самсоновой «Биомеханика опорно-двигательного аппарата человека» подробно рассмотрены вопросы, связанные с составом, строением и функционированием конечностей человека, а также позвоночника. Наиболее подробно в…

Источник: https://allasamsonova.ru/vzaimosvyaz-tempa-i-ritma-biomekhanicheskoj-struktury/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: