С.А. Белковский. Инициация взросления в различных культурах

Толпы инфантилов и инициация взросления

С.А. Белковский. Инициация взросления в различных культурах

Помните свой процесс вхождения во взрослую жизнь? Проходили ли вы какие-либо ритуалы в тот период? Ну, помимо экзаменов и школьного выпускного? Последние, конечно, запомнились, если вы не слишком сильно напились к концу праздника.

В древности или в культурах, которые ещё не утеряли связь с природой, инициация подростков проходила порой весьма и весьма интересно, оставляя в душе новой личности неизгладимый след и высокий уровень осознанности. Эта инициация помогала полноценно включиться во взрослую деятельность, в социальный процесс.

Культура инфантилизма

Отчасти, конечно, выпускные — это тоже некий ритуал. Но насколько такие инициации помогают подростку по-настоящему повзрослеть и в дальнейшем жить осознанно? Ведь у большинства выпускников радость перехода во взрослую жизнь перекрывается радостью освобождения от уз и страхом будущего.

А основные модели поведения «взрослости» у большинства, к сожалению, связаны с алкоголем. Типа, «взрослые бухают, курят, трахаются…», а, значит, типа, так «и я стану взрослым». Вот и набухиваются в сиську, как бы «приобщаясь» к «новой жизни».

И наутро, протрезвев, выпускник и вовсе понимает, что ужас только начинается, что к взрослой жизни он не готов, дальше приходится что-то решать самому… Что, оказывается, взрослость — это ответственность, принятие решений. Но бухать же проще… Проще плыть по течению, полагаясь на судьбу…

Судя по тому, как порой сложно юношам и девушкам социализироваться, этих квазиритуалов им явно недостаточно. И они компенсируют их при помощи своих референтных групп, т.е. «тусовок», в которых также появляются отголоски древних ритуалов.

Ритуал — важная часть нашей жизни, без него мы никуда. Есть ритуалы приёма на работу, в вуз, в армию, создания семьи и т.д. Как говорят мистики, ритуал помогает нам подключиться к эгрегору (это некий психический агрегат, порождаемый мыслями и эмоциями общности). Например, христиане инициируют подключение неофита к христианскому эгрегору крещением и причастием, иудеи — обрезанием и т.д.

Любой ритуал, обряд инициации — это обязательный момент древних культур. Наиболее значимые социально-личностные изменения в жизни человека: рождение, взросление, брак, зрелость, смерть и пр.

, — всегда сопровождались «ритуалом перехода».

Человек таким образом переходил с одного уровня своего опыта на другой, как бы сдавал экзамен на новый уровень своей личностной и социальной зрелости и получал новые инструкции для правильного прохождения новой стадии жизни.

Если говорить об инициации взросления, то стоит понимать, что в древности у наших предков такой ритуал помогал подростку осознать свою миссию в жизни, полноценно включиться в общественную среду, жить в ладу с культурой, с природой.

Если процесс взросления не был обозначен неким целевым ритуалом (именно — с постановкой цели, миссии), то некая пустота в душе от невключённости в общественную культурную среду может периодически возвращать человека в детство.

А эти инфантильные реакции недовоспитанного человекообразного животного ведут к неадекватному миропониманию и мироощущению, а соответственно — к психологическим кризисам, причём настолько глубоким, что порой справиться с ними в одиночку личность почти не в состоянии. Вот его и ведёт в иллюзорные миры алкоголя, наркотиков, лудомании и прочих зависимостей, к асоциальному поведению и т.д. вплоть до суицида.

К этому прикладывается устойчивая привязка полуоперившихся чад к мамкам, бабкам, которые по привычке продолжают опекать их. И в каждом из нас сидит такой инфантил и утягивает в неуспешность.

Это физически мы взрослые, а наш психологический возраст может запаздывать. Вот и ходят такие: животом — пенсионер, а повадками — пионер.

Сорокалетние подростки обоих полов, теряющие смыслы, не в состоянии найти призвание, миссию по жизни…

Тут ведь ещё накладывается, что из школы выходят не подростки, а физически сформировавшиеся половозрелые особи обоих полов, некоторые уже даже с собственными детьми.

Но те мозаичные знания, что им попытались втиснуть в голову в школе, едва ли помогают социализации.

В голове у них зачастую обрывки знаний без структуры, нет чёткого мировоззрения, нет адекватных навыков, неприспособленность к жизни, масса ложных установок, они по факту не инициированы как взрослые…

Момент, когда им пора было бы инициироваться упущен, не тот сензитивный период (т.е. наиболее благоприятный момент). Внутреннюю потребность в такой инициации они чувствовали ещё в том сложном периоде «подросткового кризиса», но их в тот момент инициировали не те люди, не туда…

Проблема не в системе образования, что она оторвана от реальности, проблема, что вся наша цивилизация оторвана от природы. Суть человека — это быть частью природы, но наша цивилизация словно стремиться эту природу уничтожить.

Один из негласных целеполагающих постулатов нынче — трансгуманизм.

И это уже окончательный отрыв от реальности, когда человек начинает развивать не свой генетический потенциал, огромный и неисчерпаемый, а уподобляется роботу, трансгуманоиду, заменяя собственное развитие имплантами и накачкой мышц, губ, сисек и чуть-чуть мозга…

Ритуал школьного выпускного выступает лишь как своеобразная общекультурная компенсация.

В советское время такую инициацию взросления подростки проходили в пионерских и комсомольских организациях, тоже компенсаторно и не вполне полноценно, но теперь даже этого нет, дети зачастую воспитываются «зомбоящиком» или Интернетом. Как следствие мы наблюдаем жёсткий кризис в современной культуре, особенно в системе воспитания и образования.

Кризис подросткового возраста уже не одно десятилетие мучает общество, причём в форме гораздо более жёсткой, чем это было раньше. Преступления, наркомания, самоубийства, деструктивные субкультуры среди подростков стали чуть ли не нормой.

А инфантилизм стал нормой даже для многих пожилых граждан, которые не разрешили свои проблемы в сензитивный период — т.е. не определились с миссией своей жизни в положенное время подросткового возраста.

Современная культура и цивилизация не справляются с этим кризисом и не в состоянии помочь личности и обществу. А подчас словно препятствуют процессу взросления, если вспомнить, например, такое целеполагание в системе образования, как «воспитание потребителя», или такое скрытое целеполагание в медиа или кино, как «будь потреблядью», «не думай о смысле, живи в удовольствие».

Приплыли?..

Миссия длинною в жизнь

Наша цивилизация оторвала нас от природы. И не только от природы окружающей — лесов, рек, океанов, космоса (даже на звёзды мы смотрим равнодушно), но и от внутренней нашей природы, микрокосма внутри нас. Многие из нас теряют ощущение собственного тела, и симптомами являются ожирение, депрессия, уход в иллюзорные миры зависимостей и пр.

Потому многие исследователи обращаются к опыту древних или «примитивных» культур (хотя их примитивность — это лишь наша высокомерная оценка), чтобы найти подсказки, модели и ценные идеи в решении проблем повального инфантилизма и возрастных кризисов. Современные исследования в антропологии, религиоведении и психологии культур дают богатый материал для поиска возможных выходов из создавшегося тупика.

Какие же ритуалы нам нужны? Кто-то заменяет их церковными, кто-то корпоративными или ещё какими-то. Проблема квазиритуалов, заменителей настоящей инициации, в том, что из-за недостаточной их осознанности они не заполнят пустоту.

Поможет ли человеку, перешагнувшему порог юности, если он пройдёт какой-либо ритуал задним числом? Даже если и будет проходить какие-то ритуалы из древности или из экзотических племён, то вряд ли поймёт суть.

Это будет культ карго наоборот. Наподобие того, как многие, увлечённые сектантскими, неоязыческими практиками или ритуалами чуждых далёких культур, не понимают сути того, что за обряды или действия они исполняют.

Это всё опять же некая инфантильная игра, замещающая пустоту, но не наполняющая до конца. Ведь мифы наших предков частично утрачены, частично искажены, а мифы из чуждых культур вряд ли принесут адекватные смыслы.

Что же давал ритуал инициируемому во взрослость? Как писал Мирча Элиаде, видный исследователь мифологии, инициация позволяла подростку постичь «тройное откровение: откровение Священного, Смерти и Сексуальности».

Все три вида опыта отсутствуют у ребёнка. Инициируемый узнает о них, принимает их и включает в структуру своей новой — взрослой — личности. Кроме того, посвящаемый уподобляется культурному идеалу племени, представленному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендарный и трудный путь которого он и повторяет в инициации.

Вся инициация, её антураж и события насыщены глубочайшими символами и являются проигрыванием сокровеннейших мифологем племени.

Переживание «смерти — возрождения», «перехода» являются архетипическим процессом, т.е. проявлением механизмов «коллективного бессознательного» по К.Г. Юнгу.

Это означает, что «ритуал перехода», инициация соответствует динамике архетипических процессов (и является её выражением) в данный период развития личности. Т.е., можно сказать, что подростковому возрасту внутренне присущи свои архетипические темы, ситуации, потребности и психологические состояния. Они будут спонтанно проявляться в подростковый период в той или иной форме.

Это такие темы как:

-> побег/уход из дома,

-> самостоятельность,

-> риск,

-> независимость,

-> стремление к проверке/испытанию себя,

-> утверждение себя в новом качестве,

-> утверждение себя в группе себе подобных,

-> разрушение родительских стереотипов и привязанностей к родителям,

-> встреча с хаосом и стремление пройти через него,

-> сексуальность,

-> испытание себя болью,

-> поиск примера,

-> подражание герою,

-> подвиги и т.д.

Как эти темы проявляются в жизни современных подростков — в культурах, где больше не существует института инициации? Это подростковые группировки, с их жестокими правилами и ритуалами, сексуальной распущенностью, татуировки, это испытания себя на боль, поклонение кумирам эстрады и спорта, «геройство», «подвиги», бунт против родительских авторитетов, интересы к темам смерти и хаоса (специфические стили музыки, кино) и пр.

Понятно, эти темы находят своё выражение, по большей части в хаотических, деструктивных формах. Это суррогаты инициации или псевдоинициация.

И пройдя такую ложную инициацию человек рискует остаться «запоздалым подростком» до вполне солидного возраста, до самой смерти. Он так и не сумел стать психологически, личностно взрослым, «застряв» в инфантильной зависимости от родителей или значимых людей, от авторитетов.

Он не может принимать решения в собственной жизни, он ждёт, что решения примут за него начальник, президент. Очевидно, он так и не прошёл своей «инициации взросления», не умер как ребёнок и не родился как взрослая самостоятельная личность.

В ситуации тотального отчуждения, свойственного капитализму, человек вынужден скитаться в вечном поиске, не находя себе применения, не понимая своей жизненной миссии.

Нашей культуре, не имеющей осмысленных ритуалов инициации, не достаёт психологических, социальных и духовных средств для поддержки индивида, проходящего процесс личностного изменения.

Менять систему надо, но начинать всё равно придётся с себя. А то иначе инфантилы, типа тех, что обычно тусуются в первых рядах оранжевых революций, могут такого наворотить, что настоящим взрослым придётся разгребать это ещё не одно десятилетие.

Инициацию взросления нам приходится теперь проходить самостоятельно, т.к. разорвана связь поколений, т.к. все мы отчуждены друг от друга, т.к. общинность наша подменена городской суетой толпы индивидуалистов.

Да, мы можем найти соратников (не собутыльников!), но они не будут принимать решения за нас. Нам придётся самостоятельно принимать ответственность за собственную жизнь, не надеясь на дядю психолога или президента, который не сможет навести порядок у нас в голове, не сможет нам дать ощущение той миссии, тех смыслов, которыми мы могли бы наполнить свою жизнь.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dbad45f98930900b236ff76/tolpy-infantilov-i-iniciaciia-vzrosleniia-5f2ff6d349f791590fe976ed

Что такое взросление и как это пережить? 5 советов

С.А. Белковский. Инициация взросления в различных культурах

В какой момент человек становится взрослым? Ровно в полночь своего 18-летия, как Золушка? Или у каждого инициация происходит в разном возрасте? Вообще, что такое взросление? Как понять, что оно пришло?

Иногда 40-летние мужчины и женщины ведут себя как дети. А бывает, 10-летка рассуждает похлеще именитых философов. Так кто же из них взрослый?

Говорят, взросление – путь к старости. Так ли это? И зачем ускорять движение к могиле? Может, лучше сохранять детскую непосредственность и лелеять свою способность озорничать?

Как узнать взрослого человека?

Взрослость – это не цифра в паспорте. Наличие или отсутствие этого документа тоже ничего не значит. Мы же о психологии говорим, а не юридическую ответственность обсуждаем.

• сами отвечают за свою жизнь;

Зрелые люди самостоятельно принимают решения и воплощают их. При необходимости могут отстоять и аргументировать свой выбор.

Это касается всех аспектов: от выбора цвета носков до подбора ВУЗа, работы, партнера, друзей.

К чужому мнению взрослые прислушиваются, но оно не является определяющим.

• способны обеспечить себя финансово;

Не обязательно пахать 24/7. Однако, если придется, взрослый человек от этого не разрушится ни физически, ни морально. Он сам подберет работу, сможет прокормить себя и свою семью.

• могут найти работу;

Они не ждут звонка, блата или удачной вакансии директора без опыта работы. Место взрослого – у штурвала собственной жизни. Он либо быстро организовывает нужные звонки и блат, либо не менее эффективно справляется своими силами.

Взрослые люди понимают, что работа их не определяет. Поэтому в сложной ситуации они могут согласиться на не подходящую должность. Они уверены в своих силах и понимают, что переквалификация из профессора в продавца – временное решение.

• легко организовывают досуг;

Одна из характеристик взрослой жизни: постоянно хочется спать. Но выспавшись, сформированные личности способны развлечь себя. Им не нужно колесить по клубам, чтобы поднять настроение. Они умеют по-разному взаимодействовать с собой.

Сегодня – танцы до потери сознания, завтра – йога и массаж, послезавтра – мастер-класс по гончарству. Уметь заботиться о себе, слышать свои потребности –это про взрослость.

• планируют свою жизнь;

Жить в хаосе или по строгому расписанию – выбор каждого. Хотя долгосрочное планирование – это явный признак серьезной личности.

Взрослые знают, чего хотят от жизни. Поэтому романы, дети, переезды и кругосветные путешествия у них случаются по их собственному желанию. При этом окружающим перемены часто кажутся внезапными.

• осознают последствия поступков;

Они умеют прогнозировать варианты развития событий и прорабатывать их.
«Если не сдам экзамены, то не поступлю в ВУЗ. Что делать тогда: искать работу или учиться на онлайн-курсах? Надо ли поступать через год?»

• берут ответственность за близких

Не сливаться при трудностях – это тоже суперсила взрослого человека. Такие хомо сапиенсы не бросают детей, близких родственников, друзей.

Они умудряются балансировать между внушительной помощью (временем, деньгами, участием) и сохранением собственных границ. Отдавать последние кеды на благотворительность – это не сила, это запрос к психотерапевту.

Все ли взрослеют одинаково?

Существуют некоторые вехи, которые проходят почти все. Но каждый подбирается к ним в разном возрасте. Можно иметь высокий айкью, но оставаться ребенком до 70-ти лет. А можно и в 12 оказаться самым ответственным и зрелым человеком в семье.

Никто не просыпается взрослым в первое утро после 18-летия. Взросление – долгий процесс, который то замедляется, то ускоряется. Говорят, что современные люди окончательно дозревают к 26-28 годам.

А в школах им читают морали о том, что: «Мы в ваше время о таком и не помышляли!». Взросление – это не только менструации, поллюции и первый секс. В процессе становления личности мозг тоже участвует!

— удовлетворенность базовых потребностей;

Наличие еды, воды и безопасности – это исходник любого развития. Когда ребенку приходится выживать, бесполезно требовать от него высоких моральных качеств. Сначала накормите, а там посмотрим.

— отношения в семье;

В любящей, принимающей, помогающей ячейке общества дети взрослеют плавно. Скандалы бывают везде, но здесь между конфликтами перерывы побольше.

— состояние здоровья;

Здоровье – базис всего, хоть у детей, хоть у взрослых. Пошатнулось? Все! Хочется ныть, жалеть себя и на ручки. Нездоровый человек на моральные подвиги способен редко. И заплатит он за это ухудшением и без того не идеального состояния.

— стрессы

Необычная ситуация может дать сильный рывок в развитии. А назад или вперед – это как карта ляжет. Человек может годами преодолевать и расти как личность, а потом хоп – и свалиться после рядовой ссоры в транспорте.

Выживаем рядом со взрослеющим ребенком

Когда в семье обитает подросток (а лучше – несколько) жизнь слегка напоминает сидение на вулкане. Ты готов слушать прогноз погоды, звать всех шаманов, молиться… Да что угодно, лишь бы лавой пятую точку не обожгло.

Хотите без потерь пережить подростковый кризис любимого чада?

Надо понять, что такое взросление и:

1. смириться;

Дочь/сын выросли – сроднитесь с этой мыслью. Мы помним их сладкими пупсами, умиротворенно лежащими в памперс. А они уже – отдельные личности со своим неординарным взглядом на жизнь.

Дайте им новое место в семье – не наравне с родителями, но с правом принимать решения. Выбор куртки, университета, секции, репетитора, получение справки и оформление документов – со всем этим они уже справятся.

2. обсудить безопасность;

Mother Talking To Teenage Daughter About Contraception

В 15 начинать первый разговор о сексе поздновато. В этом возрасте дети уже не хотят беседовать с предками на острые темы. Если контакт не налажен, лучше оплатить лекцию секс-педагога или организовать ее в школе (совместно с администрацией).

Задача родителей – научить ребенка охранять собственные границы, говорить «нет» и предупредить насилие. «Принесешь в подоле – убью!» — плохое начало доверительной беседы.

Сексуальное воспитание – это не все. Придумайте семейный пароль, который можно непринужденно сказать по телефону при всех. Означает он только одно: «Приезжай срочно и забирай меня, дело плохо». Кодовая фраза может быть любой, но попросите ребенка выучить ее наизусть.

Подростки часто ищут себе приключений. Обсудите, как защитить себя в подворотне, куда бежать, кому звонить и что орать. Внушите ребенку мысль: «Возможно, я офигею от твоих фокусов, вероятно, я буду злиться. Но я ВСЕГДА на твоей стороне. Ты можешь прийти в любое время с любой проблемой».

3. разобраться со своими тараканами;

А вот грузить человека своими амбициями – излишне. Занимайтесь своей жизнью. Как раз кризис среднего возраста на подходе.

До трясучки хочется, чтобы сын стал врачом? Что в вашей жизни пошло не так, почему свои желания вы аккуратно сложили на плечи ребенка? Тянет в медицину – идите сами. Мед. Колледж быстро откроет вам двери в мир уколов, капельниц и родов.

4. много говорить;

Подросток согласен обсуждать с вами насущные проблемы? Возрадуйтесь, вам завидует полстраны. Пользуйтесь этим и говорите, говорите, говорите.

Без нотаций, пожалуйста. Делитесь опытом, рассуждайте вместе. Помните, как вы обсуждаете волнующие темы с друзьями? Нужно примерно так же: честно, но максимально корректно.

5. искать общие интересы

Mother and son (13-15) playing with game controls, smiling

Подрастающие люди нуждаются в общении со своими взрослыми, хоть и тщательно скрывают этот факт. Предлагайте им совместный досуг: посмотреть кино, съездить к вам на работу, сходить на концерт.

Будьте готовы услышать отказ и примите его спокойно. А через время предложите что-то другое. Вы все еще глава семейной стаи и ответственность за отношения пока только на вас. Поэтому проявлять инициативу – это ваша рутинная задача.

Взросление сумасшедшими темпами стартует с переездом. Дочь вместо пятой палетки теней купила гречку по акции? Гордитесь, вы воспитали самодостаточного человека. Но если ребенок всю жизнь проведет под маминым крылышком, вы никогда об этом не узнаете.

Не обязательно съезжать навсегда, но попробовать самостоятельную жизнь на вкус – важный этап. В противном случае будет просто меняться место, где ребенок проводит день.

Сперва сад, потом школа, университет, затем офис. А ужин так и продолжит появляться сам, как и продукты в холодильнике. В таких условиях взрослеть можно до пенсии.

Кто такие кидалты?

Этот термин стал востребованным в последний десяток лет. Кидалт – ребенок в теле взрослого. Он соблюдает социальные приличия: ходит на работу, заводит отношения. Но спектр его увлечений родом из детства.

Еще одно название подобного состояния – «синдром Питера Пена». Кидалты обожают компьютерные игры, комиксы, мультфильмы, книги из серии «Янг Эдалт», бесполезные дорогие игрушки и девайсы.

Каждый может распоряжаться деньгами и временем как угодно. Вы еще докажите, что фильмы Марвел хуже рыбалки. Проблема кидалтов не в увлечениях.

Многие из них не хотят заводить семьи, детей, брать на себя взрослые обязательства. Столкновение с реальной жизнью заставляет их скорее бежать домой, чтобы отдохнуть в красочной виртуальности, где не нужно ничего решать.

https://www.youtube.com/watch?v=vWQQb2Cn_QY

Именно это доставляет немало проблем их близким. Или оставляет 30-летних Питеров Пенов в одиночестве.

100%-го способа профилактики не существует. Но давайте поразмыслим логически: всему свое время. Может, стоит дать ребенку перебеситься в 16? Купите уже ему этих глупых книг, смешных футболок и приставку.

На это тяжко смотреть, но пусть насладиться по полной. Сутками в интернете, чипсы на столе и все такое. Возможно, к 30 ему все-таки надоест.

Нельзя пройти этот этап вместо ребенка. Будьте рядом: на расстоянии вопроса, звонка, вытянутой руки. Любите вашего подростка вместе с его свободой. Тогда, шатаясь по Большому Миру, он всегда будет помнить дорогу домой.

Разобраться в том, что такое взросление – не сложно. А вот прожить этот процесс тяжело. Взросление идет через кризис. Помните, как это? Все бесит, все не так, а в голове – вопросы о смысле жизни.

Источник: https://otnoshenija.ru/chto-takoe-vzroslenie-priznaki-simptomy-i-katalizatory/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: