Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от А.С. Пушкина

Содержание
  1. Сказкотерапия. Метод самотерапии сказкой
  2. Сказкотерапия как метод исцеления души
  3. Метод психотерапии и самотерапии сказкой
  4. Готовые сказки для самотерапии:
  5. Формы и методы сказкотерапии
  6. Где  и как используют сказкотерапию?
  7. Сказкотерапия: примеры из практики
  8. Определение жизненного сценария через метод сказкотерапии
  9. Сказкотерапия: примеры сказок и и жизненные сценарии
  10. Сказкотерапия для детей и взрослых: терапевтические сказки
  11. Что такое сказкотерапия?
  12. Сказкотерапия: когда и с кем можно работать через сказки?
  13. Какие бывают сказки?
  14. Особенности работы со сказками в разном возрасте
  15. Как работает сказкотерапия?
  16. Эффективность сказок
  17. Читать книгу «Полное собрание сказок для топ-менеджеров» онлайн — Владимир Токарев — Страница 1 — MyBook
  18. Аннотация
  19. Краткое содержание
  20. Старо-новое вступление
  21. Сказкотерапия как метод психологической коррекции для взрослых и детей
  22. Сказкотерапия, как метод психологической коррекции
  23. Суть метода
  24. Методы сказкотерапии
  25. Направления
  26. Как подбирать сказки для метода
  27. Медитативные сказки
  28. Влияние психотерапевтических сказок на детей
  29. Практика сказкотерапии в работе с детьми
  30. Польза для детей

Сказкотерапия. Метод самотерапии сказкой

Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от  А.С. Пушкина

Еще один метод самотерапии — терапия сказкой или сказкотерапия. Сказкотерапия не обязательно исцеление  сказкой. Это может быть метафора, медитация или история.

Это может быть к месту рассказанный случай, который послужит метафорой изменения поведения или исцеления души слушающего.

Эта статья написана по просьбе читательницы блога Валерии, которая воспользовалась вкладкой «Идеи Счастья».

Сказкотерапия как метод исцеления души

Сказкотерапия — это метод терапии, и самотерапии, использующий метафору сказки или истории для исцеления души слушающего.

Сказкотерапии подвластны души и детей, и взрослых, поскольку наше подсознание имеет ум шестилетнего ребенка и очень любит слушать сказки и брать из них новые модели поведения. (с) Психолог Счастья.

Сказкотерапия или исцеление сказкой очень мягкий, гибкий и одновременно очень мощный метод психотерапии человека.

Метод психотерапии и самотерапии сказкой

Эта статья написана по просьбе читательницы блога Валерии, которая воспользовалась вкладкой «Идеи Счастья».

Валерия задала следующий вопрос:

«Что за направление сказкотерапия и кому помогает?»

Вы так же сможете задать вопрос и получить на него ответы  автора этого блога в формате статьи или прямого высказывания.

Сказка или история может обычной, взятой из любой сказочной книги, а может быть придумана терапевтом или родителем специально для конкретного человека или случая.

А Вы любите слушать и рассказывать сказки?

Готовые сказки для самотерапии:

Дети подсознательно знают и используют для исцеления души придуманные истории и реальные сказки. Если Вы заметили, что Ваш ребенок часто фантазирует на одну и ту же тему, знайте — возможно вокруг этой темы у Вашего чада есть какая-то душевная травма.

Формы и методы сказкотерапии

СКАЗКИ. Сказка, как метод самотерапии используется уже несколько тысяч лет. В сказке, как правило, содержится ответ на волнующий вопрос, скрытый в метафорической форме.

Кроме того почти каждая сказка содержит еще и модели поведения для подражания.

Часто, любимая  сказка детства подсказывает, какой жизненный сценарий выбрал ее почитатель.

Сказка не всегда дает прямой совет, а просто ставит слушателя перед вопросом или смещает фокус внимания с проблемы на волшебные способы исцеления.

МЕДИТАЦИИ. Еще одна форма сказкотерапии — это аудио медитации, которые используют естественный транс слушателя для исцеления души.

Медитации достаточно быстрый и надежный способ самотерапии. Чем чаще Вы прослушиваете медитацию (медитируете), тем быстрее наступает исцеление.

Медитации часто готовятся психологом заранее под конкретную проблему или универсальные состояния и содержит формулы внушения (гипнотические команды), напрямую воздействующие на подсознание.

ИСТОРИИ. Рассказывание историй — это форма сказкотерапии, которая как метод используется у многих народов, особенно на Востоке.

Истории бывают реальные или вымышленные. Универсальные истории — это как правило мифы и предания, передающиеся из поколение в поколение.

Есть дзенские истории (коаны), истории  в виде поучительных анекдотов (Ходжа Насреддин), есть воспитательные истории (Лев Толстой), есть терапевтические истории для самотерапии, которые придумывают для исцеления травмы или изменения сценария жизни участники моих вебинаров.

Где  и как используют сказкотерапию?

Повторюсь, сказкотерапия как метод используется опытными психологами очень широко и практически не имеет возрастных ограничений.

  • Для избавление от тревоги и страхов взрослых людей и детей.
  • Для вывода из депрессии.
  • Для мотивации на сложное задание или действие.
  • Для снятия напряжения.
  • Для наведения целительного трансового состояния.
  • Для избавления от фобий и разного рода психосоматических симптомов.
  • Для самотерапии психологических травм.
  • Для развития воображения и творческих ресурсов человека.
  • В антистрессовой терапии.
  • Для облегчения боли и физических страданий.
  • Для ускорения выздоровления и восстановления сил.
  • Для смены негативных установок в позитивные.
  • В поведенческой терапии (освоение новых моделей поведения).
  • Для самомотивации и мотивации человека.
  • Как скрытая форма обучения и научения.

Источник: http://PsymanBlog.ru/samoterapiya-dushi/skazkoterapiya-metod-samoterapii-skazkoj/

Сказкотерапия: примеры из практики

Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от  А.С. Пушкина

Я знаю, что вы любите читать про случаи из практики, поэтому ловите новую историю, на этот раз про сказкотерапию как метод психологической коррекции.

Приходит ко мне клиентка с запросом вернуть мужа, который ушел к другой.
На мой вопрос: «А зачем, собственно, он тебе нужен?», отвечает: «Люблю, жить без него не могу» (классика невротика).

Окей. Далее аккуратно расспрашиваю клиентку, какими были предыдущие отношения?Оказывается, что там тоже шла борьба не на жизнь, а на смерть за мужчину, только уже со свекровью.

Ок, продолжаем анализировать.

Определение жизненного сценария через метод сказкотерапии

Как объяснять «сырому» клиенту, по какому сценарию развивается его жизнь?

  • Если сказать прямо, то сработает механизм психологической защиты по Фрейду «отрицание».
  • Водить хороводы вокруг елочки еще 25 сеансов желания у меня лично нет. Моя задача это максимально быстро, экологично и эффективно привести клиента в ту точку, в которую он хочет.
  • В таких случаях я выбираю проективные методики.

В данном случае я выбрала сказкотерапию как метод психологической коррекции.

«Какая у тебя в детстве была любимая сказка?» — спрашиваю я клиентку, и она называет именно ту, которую мне подсказало профессиональное чутье.

Вот удивительно, правда, как то, что нравится детям, влияет на то, какими они вырастают!

Вспомните, в какой популярной сказке, героиня всеми правдами и неправдами возвращает мужчину?
Это сказка с классическим треугольником Карпмана — «Снежная королева»:

  1. Герда -спасатель,
  2. Кай — жертва,
  3. ну а Снежная королева — это преследователь.

Это любимая сказка конкурирующих женщин, которые борются за внимание мужчин и вечно их спасают. Ну, знаете, из оперы «догнать и осчастливить».

От кого же можно спасать бедного представителя сильного пола? Да от кого угодно:

  • от злой любовницы, которая из семьи уводит (тогда осколки в сердце — это метафора кризиса среднего возраста у мужчины),
  • от свекрови,
  • от алкоголя,
  • от плохой компании и т.д.

Такая экзистенциальная позиция называется «Я ОК, ты не ОК» — человеку все время кажется, что то, что происходит с партнером, это неправильно, и ему нужно срочно, сиеминутно, не откладывая помочь это исправить.

Да-да, привет всем тем, кто спрашивает меня «Как сделать так, чтобы муж больше зарабатывал?».

А вы сначала узнайте — он-то этого хочет? Если да, то он сам возьмет денюшку в потный кулачок, запишется на консультацию и решит все свои проблемы.

Да и вообще я, наверное, психолог с детства, потому как еще в 8 лет удивлялась странным взрослым женским разговорам о том, что женщина должна кого-то там охранять и возвращать, если вдруг мужчина заблудился в чужой постели.
Нафига, дорогие, на-фи-га?

Сказкотерапия: примеры сказок и и жизненные сценарии

Ну и еще немного о сказках и жизненных сценариях, которым следуют люди, любившие эти сказки в детстве.

  • «Аладдин» — это про синдром самозванца, про желание иметь богатую и знатную жену, поддержку… В принципе, там вообще много смыслов.
  • Совеременный мультфильм «Маша и медведь» — здесь мужчина — тряпка, а женщина — истероидный нарцисс. В этом мультике медведь больше не защитник, а нянька, которая разгребает последствия женских выходок. Он очень мягкий, такими мужчинами обычно женщины крутят одним пальцем.
  • «Волшебник изумрудного города» — про поиск себя, про самопринятие : «Тебе не нужно сердце, чтобы быть добрым, мозги, чтобы быть умным — с тобой все ОК.» Про экзистенциальную позицию «Я ОК, ты ОК». Про веру в себя: я иду своей дорогой — нет в жизни идолов, вес наравне и у каждого есть свои таланты.
  • «Король Лев» — если это ваш любимый мультфильм в детстве, то я бы спросила, что у вас с отцом? Если он и есть, то отношения, скорее всего, напряженные. Нет опоры и поддержки от отца. Попытка добиться любви отца.
  • «Анастасия» — поиск себя, сепарация, движение к цели, про доказать кому-то что-то (Анастасии важно, доказать, что она настоящая). Мультик про сильную женщину — целеустремленную.
  • «Рапунцель» — жестокая мать, отца нет. Про самостоятельность и сепарацию. Девочка хочет на свободу от жестокой мамы.
  • «Шрек» — главный герой отвергающий, не ориентирован изначально на семью, он отшельник. Некомпанейский, неамбициозный. Ему важны болото и комфорт. Это мужчина-конформист. Это не рыцарь. Если вы ждете, что муж, который любит «Шрека», будет стоять под окном с цветами и доставать Луну — то это не про него, он не рыцарь.

Вообще определением своего жизненного сценария занимаются все участницы моего курса PROкачай себя. И это, конечно, лишь малая часть всех тех полезных открытий, которые они делают в процессе самопознания.

Источник: http://lenadruma.ru/blog/skazkoterapiya-primery-iz-praktiki

Сказкотерапия для детей и взрослых: терапевтические сказки

Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от  А.С. Пушкина

Что такое сказкотерапия? Мы с детства привыкли к сказкам. Нам читали их перед сном или когда мы болели. Это неотъемлемая часть жизни каждого из нас, но как будто она осталась немного в прошлом.

Во взрослой жизни сказки чаще всего появляются снова только тогда, когда мы начинаем их читать уже своим детям. Тогда мы как-то по-новому иногда смотрим на сюжеты и героев, всё это видится уже с иной стороны.

И мы начинаем задумываться над теми смыслами, которые несут эти сказки в совсем ещё юные умы.

Ведь это такой потрясающий инструмент, который совершенно незаметно встраивает в наши головы какие-то сценарии, установки и убеждения… В этой статье специально для CogniFit («КогниФит»)психолог Вероника Семенцова расскажем вам о том, что такое сказкотерапия и как сказки используются в коррекционной работе.

Сказкотерапия. Фото Erick Zajac, Unsplash

Восприятие сказки как некоего инструмента уже давно живёт в психологии и активно используется.

Но взрослому человеку зачастую нелегко поверить в то, что прочно ассоциированные с детством сказки могут помочь в решении каких-то серьезных насущных проблем.

 Но не стоит сбрасывать сказки со счетов — они и в преклонном возрасте могут принести нам пользу и удовольствие. Но, как это правильно применяется, конечно, стоит разобрать подробнее.

Что такое сказкотерапия?

В психологии для лечения души сказками существует отдельный термин – сказкотерапия. Само слово кажется понятным – сказка плюс терапия. То есть сказка играет роль лекарства, влияющего на психическое здоровье человека.

Происходит это из-за того, что изначально сказки являлись своеобразными агрегаторами народной мудрости. Там очень четко всегда прослеживались причинно-следственные связи, понятно, какие поступки к каким последствиям привели. Там есть понимание добра и зла, есть ориентиры, по которым человек должен был научиться разделять их и в реальной жизни.

В сказках описано множество жизненных сценариев, и, читая их, люди получали доступ к этой «базе данных» и могли выбрать то, что им близко. Некоторые сценарии актуальны и до сих пор, и их применяют в терапии, но очень редко. В большинстве случаев пишутся новые сказки, которые больше адаптированы к современной реальности и условиям жизни.

Но сам посыл, заложенный в сказку, остается. 

В очень мягкой и завуалированной форме сказка несёт в себе примеры того, что происходит с нами в жизни, и того, как можно с этим справиться. Такое воздействие не вызывает сопротивления психики, так как не несёт в себе явных директивных указаний, а просто дает возможность увидеть новое.

Эти особенности сказок сохранились и по сей день. Но теперь из сказки можно не только узнать, как бывает и что делать. С её помощью можно также «выгрузить» из самой глубины своего подсознания запутанные мысли и чувства. Это делает их не только видимыми, но и понятными, а следовательно, приносит облегчение.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны.

Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут.

CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Инновационный общий когнитивный тест: проверьте, как работает ваш мозг

Сказкотерапия: когда и с кем можно работать через сказки?

Применение сказок в терапии может быть очень широким. Чаще, конечно, их используют для работы с детьми. Но на практике можно увидеть, как отлично работают сказки в терапии со взрослыми людьми, уставшими от правил, норм, моралей и обыденности. 

Кроме того, сказка может быть и коллективной работой. Тогда она прекрасно показывает связи между людьми в группе, даёт им возможность увидеть и понять взгляды друг друга и может стать объединяющим группу результатом общего творчества.

Но если вернуться к индивидуальной работе, то стоит отметить, что сказки отлично подходят для работы со страхами, с поиском решения той или иной ситуации, с созданием картины будущего, с комплексами и осознанием своей текущей роли в жизни, с проблемами в общении.

Но это далеко не всё: сказка может также просто успокоить и расслабить, а может воздействовать на личностные установки через ассоциации, которые даже остаются неосознанными. Для детей это служит еще и отличным механизмом для развития креативности, творческого видения.

Какие бывают сказки?

Очень многие ученые пытались как-то классифицировать сказки, выделяя из них сказки с животными, волшебные, бытовые и прочее.

Есть даже одно очень любопытное исследование про морфологию сказок, оно как-то очень ясно показывает из чего должна состоять каждая сказка вне зависимости от её типа.

Но для терапевтических сказок существует своя отдельная типология. Она скорее говорит нам о том, для чего каждая конкретная сказка может быть использована.

Можно начать с медитативной сказки. Она призвана привести человека к состоянию покоя и расслабления. В ней может не быть морали, разделения на добро и зло и чётких выводов. Она должна быть просто красивой, эмоциональной, мотивирующей.

Её стоит рассказывать и слушать для расслабления, может быть перед сном или в начале сеанса. Она может служить и для погружения в транс, в котором человек соотнесётся со своим подсознанием и решит что-то важное для себя.

Сама по себе сказка при этом не влияет ни на какие личностные установки в отличие, например, от психологической сказки. Узнайте ещё больше о том, как расслабиться, когда что-то тревожит.

Психологические сказки обычно имеют автора и содержат какое-то послание, заложенное в текст при помощи метафор. Этот метафорический образ мягко может повлиять на личность слушателя.

Но более действенной в конкретных ситуациях может быть психокоррекционная сказка. Она может напрямую по сюжету перекликаться с проблемой, над которой работает клиент.

Опять же, задача заключается в очень мягком воздействии и донесении вариантов действий или развития событий.

Клиент может и не воспринять то решение, которое предлагает сказка, тогда важно, чтобы он при помощи психолога нашел свой успешный конец для такой сказки.

Существует и ещё более глубокий тип сказок – это как раз психотерапевтические сказки. Они могут опираться на притчи или религиозные мотивы, могут нести в себе глубинные архетипы. Такие сказки как раз и дают максимальную поддержку, надежду и опору. В них много мудрости. И это помогает справиться даже с травматическим опытом клиентов.

Для детей также существует ещё дидактический тип сказок. Их задача больше похожа на обучение. Мы сейчас часто можем наблюдать это в виде коротких детских мультиков, которые рассказывают детям, как правильно чистить зубы или переходить дорогу.

Как работает сказкотерапия? Фото Daniel Kempe, Unsplash

Особенности работы со сказками в разном возрасте

Начинать использовать сказки можно уже с 2-х лет. Для совсем маленьких детей это большая поддержка при адаптации к новому коллективу в саду. Сказки помогут научиться самостоятельно справляться без родителей и с эмоциями, и с общением.

Для старших дошкольников и младших школьников к этому добавляется ещё развитие творческих способностей, памяти, целеполагание и прояснение причинно-следственных связей. Дети обычно легко идут в работу со сказками, их это увлекает и радует.

Другое дело, когда речь идёт о подростках. С одной стороны, в таком возрасте много проблем, которые хорошо могли бы быть решены через сказки. Но с другой стороны, подростки далеко не всегда готовы работать со сказками.

Отделение себя от мира маленьких детей может препятствовать такой работе. Тогда можно попробовать назвать это не сказкой, а притчей или просто историей. Но надо быть готовым и к тому, что метод работы придётся выбрать другой.

Со взрослыми людьми чётких правил работы в сказкотерапии не определено, поэтому всё происходит индивидуально, в соответствии с запросом клиента.

Как работает сказкотерапия?

Остаётся всё равно вопрос, как, собственно, происходит эта работа со сказками. Вариантов существует несколько.

Можно работать с уже имеющимися сказками. Самым простым способом взаимодействия тогда является пересказ. Человек неосознанно максимально подробно и ярко будет описывать именно те моменты сказки, которые тронули его больше всего. Там и стоит искать материал для дальнейшей терапии.

Кроме того, клиент может делать иллюстрации к тем эпизодам, которые его впечатлили больше всего. Это работает и как диагностика, и как коррекция, так как рисунок всегда можно привести к такому состоянию, чтобы он нравился, приносил положительные эмоции.

Даже если изначально сюжет тревожил клиента.

Также по уже рассказанной сказке можно сделать кукольную постановку. В этом задании опять же можно обратить внимание на то, какие моменты клиент подчеркивает для себя, как наиболее яркие и значимые.

Даже чтение сказки по ролям вместе с психологом может дать немало пищи для размышлений, ведь человек сам выбирает себе героя и сам даёт эмоциональную окраску его поведения.

И, разумеется, ещё остается просто разговор по сюжету сказки. Сказка подбирается в соответствии с темой запроса, и психолог задаёт вопросы, чтобы рассмотреть эту сказочную ситуацию со всех сторон, увидеть и плюсы, и минусы, разные причинно-следственные связи.

Остается ещё один прекрасный способ работы со сказками, когда человек пишет сказку сам. В этот момент используется максимум творческой энергии. Человек сам сначала описывает завязку сказки, в соответствии со своей ситуацией, а потом придумывает решение. Прелесть в том, что в сказке можно всё.

И иногда именно этот фактор помогает преодолеть внутренние барьеры и придумать решение. Потом сказочное решение переносится на реалии.

Это может происходить не сразу, иногда требуется время, чтобы метафору перевернуть обратно в жизнь, но главное, что внутри уже есть знание о том, что ситуация имеет решение.

Эффективность сказок. Фото Dollar Gill, Unsplash

Эффективность сказок

В психотерапии редко изолированно применяется какой-то один метод, поэтому сложно собрать чёткую статистику, в каком проценте случаев именно сказки дали положительный результат.

Но несомненным является то, что эта работа всегда является для клиентов очень ресурсной.

Для детей это просто родная стихия, а для взрослых — возможность соприкоснуться со своей детской частью и немного отдохнуть от рутины будней.

А сами сказки до сих пор будоражат умы учёных. Их исследовал Юнг, выявляя наборы архетипов. И многие его последователи, кто анализировал народные сказки, выявляя в них схожие сюжетные линии и психотипы персонажей. 

Берн также рассматривал сказки, как отличное подспорье в работе. Ведь именно сказки являются первыми сценариями, которые мы усваиваем ещё с детства и потом можем неоднократно проигрывать в течение жизни, даже не подозревая, откуда у нас такая модель поведения.

Пропп проанализировал множество сказок и выявил морфологическую структуру сказки. Он очень чётко описал, какой может быть состав персонажей, как развиваются события, какие должны быть этапы. Зная эти части сказки, можно легко написать свою сказку о любой жизненной ситуации. И это не только прояснит наше к ней реальное отношение, но и даст ответ, как её решать.

Нам остаётся только пользоваться всеми этими наработками и делать свою жизнь более творческой и интересной.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cognifit/skazkoterapiia-dlia-detei-i-vzroslyh-terapevticheskie-skazki-5e46886770d2aa13e1befdb8

Читать книгу «Полное собрание сказок для топ-менеджеров» онлайн — Владимир Токарев — Страница 1 — MyBook

Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от  А.С. Пушкина

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Аннотация

Пришло время собрать все сказки для топ-менеджеров в одной книге. В этом главная особенность этой книги, входящей в серию «Русский менеджмент».

Из старых аннотаций

Свою книгу, как и предыдущие1, автор адресует высшим руководителям – топ-менеджерам компаний, управленческая интерпретация знакомых сказок соответствует интересам этой группы читателей.

Задачи:

– найти в знакомых сказках важные составляющие научного управления,

– достаточно полно обрисовать те или иные инструменты управления (такие как делегирование, разделение труда, стратегия и другие),

– рассказать о болевых точках нашей экономики, особенно в сфере менеджмента, используя для этого проверенную метафору – сказку.

Надеюсь, что эта книга, как и предыдущие Сказки для топов, будет также и интересна и одновременно полезна читателю, для которого она написана.

Находите себя в героях новых сказок, получайте еще больше удовольствия от перечитывания новых-старых добрых сказок.

Важное примечание из старых аннотаций

Чтобы не было никаких недоразумений, издание первых сказок для топ-менеджеров я предварил инструкцией для развития чувства юмора.

В «Новых сказках для топ-менеджеров» я продолжил развивать эту тему, предложив целых три предварительные инструкции до начала чтения основного текста.

Для неискушенного читателя такая подготовка к необычному чтению вполне обоснована.

И потому если, уважаемый топ-менеджер, вы не читали предыдущие «сказки для топ-менеджеров» и при чтении первой сказки почувствуете некоторый дискомфорт, я предлагаю, не медля, обратиться сразу к части 6, где в ее начале представлена «метафора – как таблетка для топ-менеджера». Примите эту таблетку, запейте любым количеством простой воды – и только тогда возвращайтесь к началу книги.

ПРИМ. Ну, а поскольку это все же не просто сказки, а метафорический инструмент для овладения наукой менеджмента, в конце книги приведен глоссарий управленческих терминов.

Краткое содержание

Часть 1. Сказки для самых маленьких

Часть 2. Любимые сказки

Часть 3. Стратегические сказки

Часть 4. Сказки по командообразованию

Часть 5. Сказка про управление персоналом

Часть 6. Сказкотерапия для топ-менеджеров

Метафора: таблетка для топ-менеджера

Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от А.С.Пушкина

Вместо заключения – Спящая красавица

Глоссарий терминов

Что дальше?

Об авторе

Старо-новое вступление

Структура книги

О том, почему автор книги, специалист в области научного управления, вдруг обратился к сказкам, я подробно описал в других книгах серии «Русский менеджмент».

Здесь же я хотел бы кратко обрисовать структуру книги и задачи, которые в ней поставлены.

В первую очередь – это юмористическое сочинение, а поскольку сказки добрые, юмор тоже добрый. И потому, если в процессе чтения читатель будет иногда улыбаться, автор будет считать свою цель вполне достигнутой.

Книга состоит из 6 частей, название частей соответствуют категории сказок, к которым автор дает свои управленческие комментарии. Например, часть 1 «Сказки для самых маленьких» содержат разбор таких известных сказок, как Репка, Теремок.

Вторая часть – «Любимые сказки» чуть посложней – содержит такие сказки как Царевна-лягушка, Емеля-дурак. К слову, сказки представлены в старых редакциях и переводах, потому оригиналы сказок могут быть интересны не только взрослым, но и детям.

При этом следует отметить, что не всегда положительные герои, которые фигурируют в представленных сказках, совпадают с управленческой интерпретацией их поведения.

В третьей части – в «Стратегических сказках» – рассматриваются еще более сложные для глубокого «управленческого понимания» сказки, такие как Золотой петушок и Золотая рыбка А.С.Пушкина и др.

При этом читатель может удивиться, увидев новые редакции некоторых известных сказок, например сказки «Поди туда – не знаю куда», эти сказки получились в результате компиляции вариантов сказок из собраний А. Н.

 Афанасьева.

В четвертой («Сказки по командообразованию») и пятой («Сказка про управление персоналом») частях сказки могут представлять интерес не только для топ-менеджеров, но и для специалистов службы персонала.

Шестая часть, имеет самостоятельное значение, и то общее, что она имеет с другими частями – это опять же сказки. Эта часть, названная автором «Сказкотерапия для топ-менеджеров», не является той сказкотерапией, которая активно используется сегодня психологами для решения психологических проблем своих пациентов.

Название этой главы выбрано по аналогии со сказкотерапией по двум причинам: в ней рассматриваются актуальные проблемы любого топ-менеджера, а в качестве инструмента для решения этих проблем (как и в сказкотерапии) выбраны сказки.

В качестве эксперимента автор предлагает читателю в этой части дать свою управленческую интерпретацию новой сказки (сказка «Хрустальная гора» дана в моей литературной обработке). Я даже специально для этого оставил место. Если же вы эту сказку прочитаете маленькому слушателю – он может в пустом месте нарисовать свою иллюстрацию к сказке.

Поскольку к сказкам автор дает управленческие комментарии, для облегчения чтения в конце книги приведен небольшой глоссарий управленческих терминов, опять же, в авторской интерпретации.

Ну и последнее, но очень важное. В процессе рассмотрения известных сказок как бизнес-кейсов автор ничего не придумал сам – для интерпретации сказок использованы ситуации из реальной жизни компаний (компании конечно же в книге не называются), которые являлись фирмами-клиентами Консультационного центра «Русский менеджмент», директором которого автор имеет честь быть до настоящего времени.

Благодарности автора.

Особые благодарности организаторам и участникам проекта «Интеллектуальная издательская система Ridero.ru», благодаря которым книга встретилась со своим читателем.

Нашим внукам

Артему, Денису и Максиму посвящается

Читать книгу

Отрывок книги онлайн в электронной библиотеке MyBook.ru.

Начните читать на сайте или скачайте приложение Mybook.ru для iOS или Android.

Источник: https://MyBook.ru/author/vladimir-tokarev/polnoe-sobranie-skazok-dlya-top-menedzherov/read/

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для взрослых и детей

Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от  А.С. Пушкина

Чтение сказок — одно из самых любимых детских занятий, с помощью которого оказывается воздействие на психику, корректируется поведение, устраняются психосоматические расстройства. Существует несколько направлений, рассчитанных на детскую и взрослую аудитории. Выбирается наиболее подходящий вариант сотрудничества исходя из проблемы, которую пытаются решить родители ребенка.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Малышу трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы.

В качестве метода работы с маленьким ребенком используется сказкотерапия— в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки.

Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне. Специалист и родители наблюдают за поведением, в нужный момент подталкивая малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.

С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы:

  • трудности с приемом пищи;
  • ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
  • ревность из-за появления в семье второго ребенка;
  • потеря близкого человека, питомца;
  • гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
  • фобии.

В некоторых случаях специалисты используют сказку, чтобы определить уязвимое место ребенка, наметить план коррекционной работы.

Суть метода

В некоторых случаях силовые методы воспитания оказываются неэффективными и наносят еще большую травму. Поэтому воздействовать на сознание и подсознание малыша необходимо косвенно, показывая ему примеры конструктивного поведения, которое позволяет мирно решить проблему взаимодействия с родителями, социумом.

Сказкотерапия один из методов, который разрешен в работе с детьми самого маленького возраста. Необходимо понимать — ребенок осознает историю, рассказанную взрослым, через некоторое время, поэтому моментальные результаты бывают редко. Если он заинтересовался повествованием и примерил на себя поведение героев рассказа, это можно считать удачей.

Плюс метода в том, что он не имеет возрастных ограничений — подходит для сформировавшихся личностей, малышей, подростков. Правда, при этом подбираются разные литературные жанры — романы, детективы, сказки, былины, притчи.

В процессе работы ребенок бессознательно выбирает персонажа повествования, с которым у него много общего, пытается понять поведение, объяснить его своими словами. Психолог с помощью сказок проводит первоначальную диагностику, коррекцию, профилактику мышления и поведения.

Методы сказкотерапии

Для полного раскрытия личностных качеств применяются различные методы работы с литературным текстом:

  1. Чтение истории или сказки психотерапевтом. Это помогает ребенку расслабиться, молчапослушать, привыкнуть к голосу и манере поведения психолога. В первые 10–15 минут происходит налаживание контакта.
  2. Обсуждение рассказа. Когда контакт состоялся, малышу или подростку легче включиться в работу. В этот момент начинается постепенное раскрытие личности. Специалист наблюдает за клиентом, учитывает тон голоса, движения рук, корпуса, мимику.
  3. Доверительные отношения — повод дать возможность ребенку самому сочинить рассказ. Иногда этот момент необходимо перенести на следующий сеанс работы, дать время обдумать ситуацию, перестроить сознание.
  4. Если клиент стесняется, переживает, специалист дает ему возможность выразить отношение к героям сказки в творчестве: нарисовать цветными карандашами персонажей, слепить скульптуру. В этом процессе отображается настроение человека в данный момент. Иногда в работе используются оба приема — в начале сеанса и в конце. Обычно после творческого акта негативные эмоции меняются, поэтому следующий рисунок будет более светлый.

При длительных занятиях психолог с детьми создают кукол, которых впоследствии используют для постановки театрального спектакля, где проигрываются ситуации.

Направления

Работа ведется в нескольких направлениях:

  1. Развивается мышление. Наиболее подходящий возраст — 3–12 лет. Можно просить ребенка анализировать поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение внутреннего мира. Предлагается закончить рассказ самостоятельно, объяснив, почему сказка должна закончиться именно так.
  2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
  3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
  4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа дает возможность специалисту определить возможные проблемы, с которыми необходимо будет работать в будущем.

В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией, людьми. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет сказки сам, даже если эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании. Внутренний конфликт выходит на поверхность, заставляет задуматься.

Основная работа происходит на уровне подсознания, не вызывая у ребенка протеста. Самое интересное, что подобное воздействие сказкотерапия оказывает и на взрослых.

Как подбирать сказки для метода

Для детей детсадовского возраста подбирают сказки, где персонажами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.

Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях. Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги.

Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании. Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью.

Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.

Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.

Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.

Бытовые рассказы. Стимулируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации победителем. Больше подходят подросткам.

Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно выбирает свою модель поведения.

Медитативные сказки

Это расслабляющие рассказы, которые обычно читают детям на ночь. Сюжет должен быть спокойным, бесконфликтным. Важно правильно подобрать цвета в описании, чтобы малыш представил их и спокойно уснул. Зеленый, синий, голубой цвета помогут расслабиться, снизить частоту сердечного ритма, расширить капилляры.

Медитативные сказки по своему воздействию близки к гипнозу, что вводит человека в состояние альфа, в котором решаются самые сложные задачи, устраняются противоречия, происходит скачок в умственном развитии.

В состоянии альфа и тета-ритмов сознание работает, а тело полностью расслаблено. В будущем ребенок будет искать это волшебное состояние, чтобы снять стресс после рабочего дня, разрешить семейные конфликты.

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Используя данный метод, психолог воздействует на глубинные процессы мышления и эмоциональные проявления. Ребенок развивает словарный запас, учится формулировать собственную точку зрения.

Применение разных литературных жанров способствует устранению детских страхов, приобретению элементарных навыков общения, культуры поведения в социуме. Одновременная работа с родителями малыша дает подсказки, как правильно общаться с ним в будущем. Согласнорезультатам исследований, психологические сказки для детей помогли избежать проблем в школьном подростковом возрасте.

Слушание сказок о животных учит ребенка проявлять заботу о домашних питомцах, веря, что они герои его истории.

Практика сказкотерапии в работе с детьми

Сказочная терапия имеет определенные правила, закономерности, которые соблюдаются при работе. Сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов решения проблемы. Иногда применяются авторские сказки, специально подобранные для решения определенных дидактических задач.

Чтец должен иметь навыки выразительного воспроизведения текста, поставленный голос, мимику, жестикуляцию. Только таким театральным набором можно вовлечь малышей в обсуждение, спровоцировать эмоциональный ответ.

Важно избегать учительского строгого тона — психолог тем и отличается, что не учит, при этом дети меняются в лучшую сторону. Иногда приходится исправлять последствия школьного «обучения», когда подросток теряет веру в себя, собственные силы, взрослых людей.

Задача психолога дать понять, что люди есть разные. Чужая безграмотность не повод обесценивать себя.

Правила построение структуры сказки:

  1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами истории.
  2. Далее следует озвучить проблему — общую или индивидуальную, в зависимости от того, работает психолог с группой или одним ребенком.
  3. Поиск вариантов решения проблемы героями рассказа.
  4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Герой получает признание, вознаграждение.
  5. Обсуждение выводов.

Далее занятие предусматривает время для арт-терапии — рисования, лепки. Можно отобразить целую сцену с несколькими персонажами. В конце занятия важно закрепить полученные навыки обсуждением выводов.

Если малыш грустит, нервничает, не может углубиться в процесс, занятие лучше отложить, дав ребенку возможность спокойно рисовать.

Польза для детей

Воздействие на волю человека, неуверенного в себе, обычно вызывает противодействие. Сказка дает несколько вариантов решения проблемной ситуации, поэтому дети выбирают сами, что им больше нравится, запоминают алгоритм действий.

Литературные произведения способны показать, как нужно работать в команде. Это влияет на руководящие способности человека в будущем. Бизнес тренеры часто используют выдуманные истории при проведении семинаров для торговых представителей, менеджеров, агентов. Заложенные в детском возрасте основы способствуют становлению лидерских качеств человека.

Способность развиваться, учиться, меняться — основная цель сказкотерапии, как метода коррекции. На смену злости, капризам приходит конструктивный подход, желание выйти победителем, испытав при этом радость.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/skazkoterapiya.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: