Сенсорный эталон

Содержание
  1. Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников
  2. Сенсорное развитие младшего дошкольника: цели, задачи, принципы
  3. Этапы усвоения сенсорных эталонов
  4. Усвоение эталонов формы
  5. Усвоение эталонов величины
  6. Сенсорные способности дошкольников и их развитие в деятельности
  7. Особенности формирования сенсорных способностей детей
  8. Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте
  9. Развитие сенсорных способностей в деятельности дошкольников
  10. Сенсорное развитие в художественной деятельности
  11. Слово педагога |
  12. Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-4 лет)
  13. Сенсорное развитие как форма познания мира
  14. Насколько важно развить сенсорное восприятие?
  15. Что такое сенсорный эталон?
  16. Сенсорный голод
  17. Роль родителей в сенсорном воспитании
  18. Примеры развивающих занятий с ребенком до 3 лет
  19. Что такое сенсорика, и почему она важна для детей — игры, занятия на ее развитие
  20. Игры по сенсорике
  21. До года
  22. 1-2 года
  23. 3-4 года
  24. 5-6 лет

Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников

Сенсорный эталон

Определение 1

Сенсорные эталоны – это общепринятые модели, отражающие проявления внешних свойств предметов.

Рисунок 1. Сенсорные эталоны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сенсорное развитие имеет важное значение для всестороннего развития ребенка и формирования его практических навыков в разных направлениях деятельности. Его необходимо начинать с раннего возраста, чтобы достичь должного образовательного эффекта.

В период младшего дошкольного возраста необходимо обратить особое внимание на развитие сенсорных способностей ребенка, поскольку они составляют фундамент его общего развития, который закладывается именно в этом возрастном периоде.

Сенсорное развитие младшего дошкольника: цели, задачи, принципы

Замечание 1

Сенсорное воспитание – это развитие сенсорных навыков ребенка т.е. умения воспринимать предметы окружающего мира по их внешним признакам: формам, цветовым характеристикам, размерам, пространственном расположении и т.д.

В первые три года жизни происходит наиболее активное психическое и физическое развитие организма ребенка и всех его процессов. В это время необходимо уделить внимание развитию органов чувств и развитию представлений об окружающем мире и его объектах.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Сенсорное воспитание нацелено на развитие чувственного восприятия окружающего мира посредством ознакомления ребенка с сенсорными эталонами.

К основным задачам сенсорного развития младшего дошкольника относятся следующие:

  1. Развитие способности воспринимать формы, цвета, величину объектов окружающего мира, уметь их сравнивать и сопоставлять;
  2. Развитие визуального восприятия и способов исследования предметов;
  3. Развития умения соотношения форм предметов с формой плоскостных изображений и объемного представления геометрических фигур;
  4. Развитие познавательных процессов;
  5. Развитие мелкой моторики;
  6. Формирование практических навыков игровой деятельности;
  7. Формирование умения действовать по инструкции;
  8. Развитие навыков совместной деятельности, в основном игровой: нахождение рядом, не мешая друг другу, уважая мнение товарищей.

Сенсорное развитие младшего школьника готовит его к восприятию реальной жизни и жизнедеятельности в ее среде. Оно влияет на развитие различных видов памяти, помогает усвоить сенсорные эталоны, развивает внимательность, усидчивость, расширяет словарный запас ребенка, воображение и эстетические основы деятельности.

Сенсорное развитие младшего дошкольника, обучение и воспитание сенсорной направленности реализуется по следующим основным принципам:

  • Принцип наглядности. Ребенку младшего дошкольного возраста проще воспринимать наглядный материал.
  • Принцип доступности. Необходимо представлять сенсорные эталоны в доступной для ребенка, уровня его развития и его возраста форме.
  • Принцип систематичности и последовательности. Обучение должно проходить поэтапно, быть регулярным.
  • Принцип прочности. Необходимо применять приемы и методы обучения, которые позволяют закрепить образы внешних свойств предметов в сознании ребенка на долго.

Этапы усвоения сенсорных эталонов

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с сенсорными эталонами. Оно реализуется в несколько основных этапов:

  1. Предэталонный этап развития. Он происходит на третьем году жизни ребенка, когда он еще не знаком с сенсорными эталонами, но ассоциирует геометрические объекты с иными, известными ему. К примеру, треугольник вызывает у детей ассоциацию с крышей дома, а круг с мячиком. Таким образом, ребенок воспринимает одни объекты, через другие, служащие для этого образцом. Ребенок уже начинает замечать внешние свойства объектов, игрушек при совершении с ними каких-то действий.
  2. Первичное эталонное восприятие. Ребенок начинает воспринимать не конкретный предмет, как было ранее, а уже рассматривает его, как образ его свойств, каждое из которых имеет определенное название. Дети уже осваивают цвета и начинают усвоение эталонов величины, правда, только условно. Ребенок пока не понимает значение величины объекта и не может разобрать большой мяч или маленький. Он может только сравнить его с другим сходным объектом, например, яблоком и сказать, что мяч большой, а яблоко маленькое.
  3. Усвоение сенсорных эталонов и их систематизация. Ребенок уже полноценно знает цветовую гамму, может различать оттенки цвета. Реализуется восприятие геометрических фигур, и их различных вариантов: по цвету, размеру, соотношению сторон.

Рисунок 2. Средства усвоения сенсорных эталонов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Усвоение эталонов формы

Эталоны формы прививаются ребенку посредством знакомства с геометрическими фигурами: квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, ромбом, овалом.

Дети усваивают фигуры путем простого наглядного рассмотрения каждой из них без учета их соотношения, устанавливаемого геометрией.

Дети знакомятся с фигурами, которые отличаются соотношением сторон, величиной. Для этого применяются разнообразные игры, в том числе и дидактические, упражнения и задания. Детям могут даваться и самостоятельные задания, чтобы оценить усвоение ими эталонов формы.

При формировании сенсорных эталонов у младших школьников, эталоны формы целесообразно осваивать посредством ознакомления с плоскостными фигурами. Объемные геометрические фигуры будет актуально вводить позднее. На данном возрастном этапе развития их восприятие будет сложным.

Геометрические фигуры отделяются от других предметов и приобретают роль моделей. Для лучшего усвоения форм предметов, можно дать детям карандаш или ручку и позволить обводить контуры рассматриваемых предметов.

Усвоение эталонов величины

Усвоение эталонов величины производится посредством применения условных мер. Дети должны усвоить эти меры и способы их применения. Однако, это требует развития дополнительных навыков у детей, знакомство с математикой, что в дошкольном образовании не включено в программу обучения. Поэтому, дети воспринимают величины визуально, сравнивая объекты между собой.

Ребенку дается ряд идентичных объектов разных величин. Он учится определять, какая из них самая большая, а какая самая маленькая по сравнению с другими. Далее, осуществляется выход за пределы одного ряда и можно производить сравнение объектов с другими, не похожими на него.

Эталон величины усваивается, как представление ребенка об отношениях по величине между предметами при словесном пояснении о месте, занимаемом данным предметом в ряду других.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_usloviya_formirovaniya_sensornyh_etalonov_u_mladshih_doshkolnikov/

Сенсорные способности дошкольников и их развитие в деятельности

Сенсорный эталон

Сенсорные способности проявляются в особо чутком восприятии свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира. Действия, направленные на восприятие и познание различных объектов, могут дать как поверхностную информацию, так и могут открыть многосторонние знания о свойствах и связях этих объектов. Всё зависит от способностей воспринимающего.

Сенсорные способности дошкольников находятся на начальном этапе, как, собственно, и все психическое развитие в этом возрасте. Важно стимулировать формирование названных способностей, чтобы обеспечить ребенку полноценные условия вхождения в реальный мир.

Особенности формирования сенсорных способностей детей

Развитие восприятия ребенка, по сути, являет собой процесс формирования и совершенствования перцептивных действий. В детстве перцептивные действия являются основными поставщиками информации, помогающими ребенку ориентироваться в многогранном и еще совершенно неизвестном для него окружении. Поэтому дети так хотят все потрогать и даже попробовать на вкус.

Сенсорные способности – это часть познавательных способностей. Дошкольник чрезвычайно любознателен, и он действует, насколько ему позволяют его физические возможности.

Практика выдвигает перед восприятием ребенка конкретные задачи – понаблюдать, поднять, протянуть через отверстие, подобрать по цвету, услышать определенный звук и подобные упражнения, выполнение которых происходит благодаря сенсорным функциям организма.

Даже, когда ребенок действует стихийно, без каких-либо сторонних побуждений, он не только накапливает опыт перцептивных операций, но и делает определенные выводы. Например, помидор похож на яблоко, но вкус у него иной; мячик в одно ведерко помещается, а в другое нет; мамина сумка почему-то не поднимается…

Малышу нужна определенная базовая информация, которая служила бы мерой для новых поступающих к нему сведений. И эта перцептивная база потихоньку накапливается. У нее есть свое научное название – сенсорные эталоны.

Разумеется, они не «вкладываются» в мозг ребенка в одночасье. Эталоны постепенно набираются в копилку детского сознания, проходя естественный путь форматирования.

Чем больше эталонов (мер, образцов) закрепится в познавательном опыте дошкольника, тем легче он будет усваивать новую информацию.

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте

Эталоны восприятия, прежде чем устояться и приобрести четкие рамки, проходят в детском развитии стадию предэталонов.

Все сенсорные эталоны перечислить невозможно, отметим некоторые самые важные из них:

  • формы
  • цвета
  • размера
  • громкости
  • гладкости
  • твердости
  • расстояния и т.д.

Формирование каждого эталона требует своего временного интервала. Например, как воспринимает ребенок цвет? Первыми он начинает выделять красный, желтый, зеленый. Оттенки зрительным восприятием ребенка еще не дифференцируются.

К примеру, вишневый, и розовый цвет младший дошкольник воспринимает как красный. Только спустя определенное время, после того как взрослые несколько раз продемонстрируют ребенку объекты соответствующего цвета (вишенка, бант, носочки вишневого цвета), этот оттенок в понимании ребенка сначала выделится в отличный от красного, а затем и запомнится своим названием.

Основным условием формирования сенсорных эталонных представлений в дошкольном возрасте является возможность провести перцептивтивное обследование ребенком тех свойств объектов, которые должны стать эталонными.

То есть, дошкольник должен осмотреть или повертеть в руках предмет, чтобы разобраться с его формой; потрогать или сжать несколько игрушек, чтобы ощутить твердость или упругость, прислушаться к схожим звукам, чтобы выделить звонкость и пр.

Особенно сложно формируется такой сенсорный эталон как величина. Если ребенок смотрит на объекты в реальности, то уже в 3 года он определит, какой из них большой, а какой маленький. Но, если дошкольник рассматривает изображения, то ему сложно понять, каков из объектов больше.

Тест. Чтобы проверить, на какой стадии формирования находится предэталон величина, покажите дошкольнику рисунок, где на первом плане изображен одноэтажный дом, а вдалеке – многоэтажный.

Спросите у ребенка, какой из этих домов больше.

Если ребенок указывает на меньшее изображение и поясняет, что этот дом больше, потому что имеет этажи, значит, в восприятии величины он уже учитывает перспективу.

Это свидетельствует о сформированности данного сенсорного эталона. В случае иного ответа дети ориентируются на абсолютные размеры, что соответствует начальной стадии формирования восприятия величины.

Разумеется, дети с выраженными сенсорными способностями быстрее освоят пространственные ориентировки. Уже в 4-5 лет они адекватно оценивают реальную форму и величину изображений. Да и другие сенсорные эталоны займут свое полноценное место в восприятии способного ребенка раньше, чем у других детей.

Развитие сенсорных способностей в деятельности дошкольников

Благодатными условиями для развития сенсорных способностей в дошкольном детстве располагают продуктивные виды деятельности. Рисование, конструирование, лепка, изготовление аппликаций – все эти занятия помогают ребенку не только заметить определенные свойства и отношения объектов, но и дают возможность применить, прочувствовать их через используемые материалы.

Важно не столько освоить сенсорный эталон, сколько научиться соотносить его, как меру, с конкретным предметом или явлением в разных условиях.

Где и усваивать информацию о форме и размерах, как не в конструктивной деятельности.

Дошкольник строит башни и мосты, примеряя детали конструкторов; собирает пазлы, выискивая подходящие выступы и отверстия; закручивает гайки, соединяя детали металлических и деревянных конструкторов.

Только в такой реальной практике развиваются сенсорные способности, связанные со зрительными и тактильными рецепторами.

Сенсорное развитие в художественной деятельности

Занимаясь рисованием, дошкольник получает представление о разнообразии цветовой палитры.

Более того, используя краски, он учится самостоятельно создавать различные оттенки любого основного цвета. Благодаря таким упражнениям ребенок четко усваивает эталон цвета и понимает, как образуются его оттенки.

При частых занятиях изобразительной деятельностью с каждым годом в рисунках ребенка будут добавляться достижения, связанные с сенсорным развитием:

  • к 4-м годам в изобразительном творчестве дошкольника будут равномерно повторяться однородные детали;
  • в 5 лет ребенок уверенно использует ритмические структуры из неординарных элементов (ярким примером выступают рисунки дом-дерево-человек, солнце-дом-цветы и пр.)
  • после 6-ти лет дошкольник осваивает симметричное изображение объектов.

Перечисленные достижения основываются на такой сенсорной способности как чувство ритма.

Любопытно, что изобразительная и музыкальная деятельность предъявляют человеку, к какой бы возрастной группе он не относился, уникальные требования к восприятию ритма. Если данная способность не развита, то ни в детстве, ни будучи взрослым, человек не будет отличаться умением в рисовании или танцах.

В случае, когда происходит формирование чувства ритма с помощью музыки, можно наблюдать, как ребенок раскачивается в заданном ритме после выключения музыки. Это означает, что малыш усвоил определенный сенсомоторный эталон и продолжает его использовать.

Разумеется, разные дети проявляет интерес и чувствительность к различным перцептивным действиям. Одни внимательно рассматривают, других привлекает музыкальный ритм, третьи особо способны к восприятию формы. Стихийно каждый дошкольник ежедневно задействует органы восприятия и использует сенсорные функции. Но это не обеспечивает развития сенсорных способностей ребенка в полной мере.

Если родители уделяют серьезное внимание познавательному психическому развитию ребенка, им необходимо пристально отнестись к сенсорному развитию малыша.

Сейчас многие детские занятия подменены интерактивными и компьютерными программами. А дошкольнику гораздо полезнее открывать окружающий мир с помощью реальных действий.

Целенаправленное подталкивание ребенка к перцептивным действиям обеспечит сенсорное развитие полнее и эффективнее.

Источник: https://alldoshkol.ru/sposobnosti/sensornye-sposobnosti-doshkolnikov

Слово педагога |

Сенсорный эталон

Демская Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МГПУ ИППО
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности формирования сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста»
13.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Особенности формирования сенсорного эталона цвета у детей дошкольного

возраста

Дошкольное

детство

период

интенсивного

сенсорного

развития,

т.е.

формирования

полноценного

восприятия

окружающей

действительности.

Оно

служит

основой

познания

мира,

первой

ступенью

которого

является

чувственный

опыт.

Успешность

умственного,

эстетического

и

нравственного

воспитания

в

значительной

степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо

ребенок слышит, видит и осязает. В развитии сенсорных способностей важное место

занимает усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные

знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В

ходе

исторической

практики

выделились

системы

тех

сенсорных

качеств,

которые

наиболее значимы для той или иной деятельности. А как известно, цвет, является одним из

важных

свойств

предметов

и

признаком

окружающего

мира.

В

качестве

сенсорных

эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности

Дошкольник,

осваивая

окружающий

мир,

культуру

общества,

в

том

числе

и

цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться

видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он

действует. Интерес к цвету, по мнению Я.А. Коменского, формируется у детей постепенно.

Воспринимая

предмет

в

повседневной

жизни

и

действуя

с

ним,

ребенок

не

всегда

вычленяет и осознает его форму, но непременно откликается на цвет.

Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые выявляют

сложность

чувственного

познания

действительности.

Споры

о

том,

какой

признак

предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов при

обсуждении

особенностей

чувственного

познания

предметов

детьми

дошкольного

возраста.

При

изучении

восприятия

дошкольников

установлено,

что

цвет

предмета

является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более

сильный признак (форма), почему — либо не получит сигнального значения.

Практик дошкольной педагогики, Наталья Валентиновна Нищева, говорит о том,

что с первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при

нормальном

речевом

и

умственном

развитии

дети

очень

рано

начинают

обращать

внимание

на

окраску

предметов.

Но

мир

цвета

открывается

ребенку

не

сразу,

а

в

определённой последовательности.

Первое знакомство с красками — значительное событие в жизни ребенка. Сам вид

красочных пятен, появляющихся на листочке, кажется чудом. Малыш увлекается, пробуя

все цвета подряд, и не замечает, что его рисунок не изображает ничего. Некоторые

взрослые в шутку называют такие рисунки абстрактными.

Восприятие

цвета

очень

индивидуально.

Особенности

детского

восприятия

заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и

оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных.

По

мнению

З.М.Богуславской,

эти

факты

наиболее

отчетливо

выражены

при

восприятии ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая

перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на

форму, если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение

приобретает цвет.

Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то

или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого

свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения

свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

Сначала

ребенок

воспринимает

только

теплые

цвета

красный,

оранжевый,

желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, синий, голубой,

фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов

спектра. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и

явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

Н. П. Сакулина и Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно

обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и

голубым,

и

серым,

и

сиреневым).

Хорошо

развитое

чувство

цвета,

помогает

полнее

почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.

Так же цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают

нервную систему, другие, наоборот, раздражают.

Крупный

ученый

и

исследователь

Н.П.

Сакулина

выделила

возрастные

возможности детей по усвоению цвета. В младшем дошкольном возрасте существуют

предпосылки для усвоения основных цветов и некоторых оттенков. Как и при знакомстве с

другими свойствами предметов, дети первоначально усваивают основное, бессознательно

отбрасывая детали.

Однако без специального обучения, как указывает ученый, этот процесс может

затянуться. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет как

особый

признак

предметов,

накапливать

представления

об

основных

разновидностях

цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная, с

четвертого года жизни: накопление знаний и формирование четких представлений о цвете;

отношениями,

возникающими

между

элементами

ряда,

состоящего

из

большего

количества

предметов.

обогащение

словаря

и

развитие

образной

речи

на

основе

предметной

соотнесенности

слова.

Пятый

год

жизни:

формирование

приемов

целенаправленного

восприятия

(алгоритмизации

по

плану-символу);

обучение

детей

узнавать и выделять цвета среди других предметов, определять его свойства и назначение:

по существенным признакам; на основе овладения приемом сравнения; обучение приемам

группировки;

обучение

переносу

знаний,

понятий

на

уровень

внешней

речи,

в

самостоятельную

практическую

деятельность.

В

старшем

дошкольном

возрасте:

формирование

навыка

узнавания

и

выделения

цвета

среди

других

с

использованием

анализаторов,

определения

их

свойств

и

назначения

на

основе

овладения

приемом

сравнения;

овладение

приемами

группировки

старшей

группе),

классификации

подготовительной

группе);

обучение

обобщению

знаний

о

предметах

и

явлениях

окружающего мира с целью формирования понятия формы.

М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей навыка

различать, называть и использовать различные цвета и оттенки, возможна, только при

наличии специальных дидактических средств.

В области восприятия цвета эталонами служат так называемые хроматические

(«цветные»)

цвета

спектра

(красный,

оранжевый,

желтый,

зеленый,

голубой,

синий,

фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от

красного к фиолетовому. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает

промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов – оттенок. Хроматические

цвета делятся на две группы – теплых и холодных тонов. Каждый хроматический цвет или

оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота — это

степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень ее чистоты.

Для восприятия цвета ребенка учат различать предметы по цвету с помощью

операции

сравнения

однородных

и

разных

по

цвету

предметов.

По

мнению

Э.Г.

Пилюгиной, работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.

Каждому

возрасту

ребенка

соответствует

определенная

последовательность

знакомства с цветом и его оттенком: — в первую очередь происходит освоение действий,

которые способствуют выделению цвета в предмете; — затем осваивается понятие цвета

при использовании нескольких контрастных основных цветов, в данном случае можно

применить красный, синий. На первом этапе ребенка учат сличению цветов: «Найди такой

же». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне

красный», «Скажи, какого цвета?» Если ребёнок не повторяет за педагогом, то взрослый

побуждает его повторить название цвета. На третьем этапе ребёнок в ответ на вопрос:

«Это какой цвет?» сам называет тот или иной цвет.

Сначала дети знакомятся сосновными цветами: красным, желтым, синим, зеленым.

В процессе знакомства детей учат: узнавать и называть цвета точным словом; различать

сочетание

цветов:

красно-желтый,

сине-зеленый,

желто-зеленый

и

другие;

развивают

умение

соотносить

заданный

цвет

с

цветом

окружающих

предметов;

выделять

определенный цвет из сочетаний двух других цветов. Затем знакомим детей с оранжевым,

коричневым, черным и голубым цветами.

Важно

показать

детям,

как

получаются

промежуточные

цвета

при

помощи

смешивания

красок

(красный

и

желтый

при

смешивании

дают

оранжевый;

синий

и

желтый — зеленый; синий и красный — фиолетовый и т. д.).

Полноценное

овладение

сенсорными

эталонами

возможно

лишь

в

условиях

целенаправленного

сенсорного

воспитания

в

разных

видах

деятельности

(рисовании,

лепке, конструировании), а также при решении специальных задач «на восприятие» в

игровых

и

дидактических

упражнениях.

Сенсорные

процессы

неразрывно

связаны

с

деятельностью органов чувств и руки. Педагогическая практика показывает, что усвоение

эталона

цвета

у

детей

вызывает

трудности,

если

педагоги

ограничиваются

только

специальными занятиями с дидактическими игрушками. Поэтому задачу выделения цвета

важно включать в различные виды деятельности, в том числе и в игровую; обогащать их

разнообразными сенсорными впечатлениями.

Путь знакомства детей с цветом — это путь, в результате которого дети начинают

полнее

воспринимать

предметы

и

явления

окружающего

мира,

у

них

развивается

наблюдательность, мышление, речь. От того, как грамотно педагог спланирует серию

занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка

будет

зависеть

и

результат.

Чем

разнообразнее

будет

детская

деятельность,

тем

разностороннее будет развивается ребенок, тем успешнее реализуются его потенциальные

возможности.

Вот

поэтому

так

важно

создать

необходимые

условия

для

сенсорного

развития ребенка дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1.

Афанасьева, С.А. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание,

2006. — №2 — С. 53 — 60.

2.

Кузьмина,

И.

Использование

цвета

в

коррекции

речевых

нарушений /И. Кузьмина, Е. Лаптева. И. Орлова // Дошкольное воспитание, 2012. —

№7. — С. 89 — 97.

3.

Петрова,

И.В.

Сенсорное

развитие

детей

раннего

и

дошкольного

возраста. Методическое пособие — М.: Творческий центр Сфера, 2012. — 64 с.

4.

Пилюгина,

Э.Г.

Сенсорные

способности

малыша

М.:

Мозаика-

Синтез, 2007. — 120 с.

5.

Постоева, Л. Путешествие в страну сказок /Л. Постоева, Г. Лукина //

Дошкольное воспитание, 2006. — №9. — С. 14 — 27.

6.

Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П.

Сакулина, Т.С. Комарова —

М.: Просвещение, 1982. — 208 с.

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6296

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-4 лет)

Сенсорный эталон

Новорожденные детки приходят в этот мир с базовым набором заложенных природой способностей, одной из которых является познание окружающего через восприятие. Восприятие (или сенсорика) крайне необходимо для дальнейшей жизни. И родители должны приложить максимум усилий, чтобы сенсорное развитие детей в раннем возрасте шло гармонично.

Сенсорное развитие как форма познания мира

Сенсорное развитие, или сенсорика, – это процесс, во время которого формируется представление о свойствах различных предметов.

Малыш осознает такие понятия, как цвет, запах, положение в пространстве, размер, цвет, форма.

Уже с первых месяцев жизни грудничок сталкивается с этими свойствами, И малышу важно предоставлять возможность изучать предметы с помощью органов восприятия (зрения, слуха, обоняния и тактильных ощущений).

цель сенсорики – помочь ребенку освоить все эти свойства предметов, чтобы «настроить» процессы взаимодействия с окружающей средой.   Важно не допустить формирования ложного образа тех или иных предметов.

Насколько важно развить сенсорное восприятие?

Специалисты утверждают, что правильное сенсорное воспитание способствует гармоничному развитию человека. Значение сенсорики ценится довольно высоко из-за важных результатов этого процесса:

  • закладка основ развития интеллекта;
  • закладка основ учебной деятельности;
  • создание фундамента всех видов памяти (зрительная, тактильная, долгосрочная и прочие);
  • обострение внимания;
  • выработка наблюдательности;
  • формирование вкусовых предпочтений;
  • развитие эстетической составляющей;
  • облегчение совместимости крохи с реальным миром;
  • расширение детского словарного запаса;
  • развитие богатого воображения.

Грамотные сенсорные упражнения и занятия способствуют упорядоченности представлений ребенка об окружающем мире, что может перевернуть привычную картину жизни малыша. Поэтому так важно с раннего возраста направить восприятие окружающего мира в правильное русло.

Системы сенсорного воспитания основаны на различных задачах в соответствии с возрастом крохи.

  1. В раннем возрасте собираются знания о сенсорных эталонах.
  2. В среднем дошкольном возрасте эти знания формируются. Дети учатся исследовать предметы, выделять их по группам, разделять предметы на отдельные величины.
  3. У детей старшего дошкольного возраста основная задача – подготовка к школьному образованию (умение различать звуки и воспринимать написанное на бумаге).

Что такое сенсорный эталон?

Сенсорный эталон – это образец внешнего свойства предмета, принятый в обществе. Например, эталоны цвета – эта семь цветов спектра и их оттенки; эталоны формы – геометрические фигуры; эталоны слуха – это фонемы языка.

Существует довольное большое количество эталонов в сенсорике:

  1. четыре вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький);
  2. семь музыкальных нот;
  3. тридцать три буквы русского алфавита;
  4. пять типов запаха (сладкий, горький, легкий, тяжелый, свежий);
  5. два температурных показателя (холодно и тепло);
  6. три предметные величины (маленький, средний, большой);
  7. пять основных фигур (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник);
  8. семь цветов спектра (красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый) и два ахроматических цвета (белый, черный).

Усилия родителей и педагогов в общеобразовательных учреждениях всегда направлены на правильное усвоение эталонов. Окончательное владение эталонами отмечается после 4 лет.

Родителям важно научить детей общепринятым эталонам до 3 лет. Отсутствие различия между предметами в этом возрасте значительно затруднит жизнь и ребенку, и взрослым. Для окончательного запоминания эталонов родители должны обучить малыша различиям и неоднократно их повторять в повседневной жизни. Только так у крохи сформируется четкое понятие эталонов.

Накоплению и запоминанию эталонов служат простые практические манипуляции с предметами:

  • наложение фигур,
  • прикладывание,
  • переворачивание,
  • сопоставление элементов фигур,
  • обведение пальцем контура,
  • ощупывание,
  • рисование и т. д.

Сенсорный голод

Сенсорная депривация (сенсорный голод) – это состояние, при котором возникает полное или частичное прекращение воздействия извне на органы чувств (зрение, слух, осязание и прочие). Депривация опасна не только нарушением восприятия внешнего мира, но и формированием глубокого отставания в развитии детского организма.

В период новорожденности и грудного возраста дефицит внимания и сенсорных ощущений может оказать губительное воздействие на организм крохи. Уже довольно давно ученые доказали, что новорожденный ребенок без достаточного внимания со стороны окружающего мира (родители, родственники) может просто погибнуть.

С помощью таблицы можно провести диагностику сенсорного голода в разных возрастах.

Возраст ребенкаХарактеристики дефицита восприятияНегативные последствия
Малыш до года·        Разбрасывание игрушек (как попытка привлечь внимание).·        Посасывание языка (иногда расценивается как неудовлетворенный рефлекс сосания).·        Тянет в рот и облизывает все подряд (игрушки, одежду, предметы быта).Лишение зрительного, ого или тактильного контакта с родителями (в частности с матерью) в первые месяцы жизни может привести к гибели младенца. Дети, лишенные сенсорного развития, отстают в физическом и психоэмоциональном развитии.
Дети до 2 лет·        Различные попытки привлечения внимания (разбрасывание игрушек, драки со сверстниками, может ударить близкого человека).·        Частые истерики и крики как попытки привлечения внимания.·        Иногда возникает сосание пальца во сне.·        Возникает потребность уединения, нежелание играть с другими детьми.Уединенность, замкнутость, неумение налаживать контакт с детьми.Возникает вероятность развития умственного и физического отставания.
Дети 3-4 года·        Попытки привлечения внимания через агрессию (крики, истерики, катание по полу, драки).·        Постоянный поток вопросов к родителям или близким.·        Желание уединиться, найти свой угол, граничащее с отстраненностью от реальности.Неумение выстраивать отношения с окружающим миром.Риск отставания в речевом и двигательном развитии. Возникновение умственной отсталости.

Особенно часто сенсорный голод со всеми вытекающими последствиями возникает у воспитанников детских домов. Сенсорное развитие детей из таких учреждений не происходит должным образом. У малышей не формируется полная картина представления об окружающем мире.

Не все из детей дошкольного возраста представляют, как устроен мир за стенами детского дома. Постоянный недостаток впечатлений, эмоций и ощущений провоцирует прогрессирующую сенсорную депривацию.

Именно поэтому в детских домах численность детей с умственной отсталость той или иной степени прогрессирует с ускоренной силой.

Важно!

Диагностировать сенсорный голод у малыша может только квалифицированный специалист. Ведь не всегда характеристики, приведенные в таблице, означают наличие сенсорного голода. Только специалист (логопед, психолог, педагог) в состоянии определить нарушения развития ребенка.

Сенсорная депривация вследствие полного прекращения воздействия извне возникает из-за сенсорных нарушений. Они связаны с нарушениями работы слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата.

Причинами сенсорного нарушения могут быть:

  • недоношенность;
  • травмы головного и спинного мозга;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, ветрянка, герпетическая инфекция);
  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы.

Сенсорные нарушения требуют серьезной коррекции. Для восполнения сенсорных способностей у таких детей в медицине и педагогике разработаны реабилитационные курсы. Они позволяют заполнить пробелы в развитии сенсорного восприятия, чтобы максимально развить сенсорику у ребенка.

Роль родителей в сенсорном воспитании

Отец и мать всегда играют большую роль в освоении сенсорики ребенком. Именно родители закладывают в детском мозге базис знаний и умений для дальнейшей жизни. И от того, как родители донесут до малыша эталоны сенсорики, зависит его дальнейшее успешное обучение и жизнь в целом.

Специалисты считают, что идеальное время для развития сенсорных навыков – возраст после 1 года. Малыш становится любознательным, ему все довольно интересно, и правильные занятия и игры с крохой в этот период будут способствовать его гармоничному психоэмоциональному и умственному развитию.

В этот период малыш готов получать информацию о мире через органы чувств при непосредственном взаимодействии  с предметом. И на первом этапе важно трогать, смотреть, нюхать, слушать; на следующем этапе  — сравнивать, сортировать, сопоставлять (по форме, размеру, весу, температуре и т. д.).

Так идет формирование эталонов и представлений об основных свойствах среды (и мира в целом) – цвет, форма, размер, вес, температура поверхности и т. д.

Педагоги дают родителям некоторые рекомендации по развитию сенсорики у ребенка.

  1. Ежедневные разговоры с малышом, пересказ увиденного за день и обсуждение событий. Все разговоры должны сопровождаться эталонами. Например, попросите кроху описать цвет увиденной машины, размер дерева за окном или вкус купленной конфеты.
  2. Обязательно отвечайте на все интересующие ребенка вопросы. При этом ответы не должны быть обобщенными. Постарайтесь максимально понятно для детского возраста изложить суть того или иного ответа.
  3. Учите кроху мимическому выражению эмоций (злой, хитрый, огорченный, счастливый).
  4. Играйте в пантомимы, показывайте движение и звуки животных.
  5. Ежедневно занимайтесь с ребенком физической активностью и массажем. Тактильное воздействие на определенные точки тела стимулирует умственную деятельность.
  6. Занимайтесь с детьми младшего дошкольного возраста лепкой, рисованием, играми в песке.
  7. Заведите домашнее животное и научите малыша ухаживать за ним (наливать воду, расчесывать шерсть, кормить).
  8. Приобретите или сделайте сами игрушки и предметы для развития сенсорики. Это могут быть мешочки с крупами или камешками, панели с выключателями, кнопками, веревочки с лоскутками и бусинками.

Примеры развивающих занятий с ребенком до 3 лет

После того как малыш выучит все эталоны сенсорики, важно закреплять эти знания постоянно. Для этого существует масса простых занятий, разработанных отдельно для каждой возрастной группы.

Для детей до 2 лет подойдут следующие игры.

  1. В коробку сложите множество элементов (кубики, колечки, резиновые игрушки). Попросите малыша достать все желтого цвета. Или достать все кубики. С помощью этого упражнения кроха учится сортировать предметы по группам.
  2. Поставьте перед малышом стержень от пирамидки. Попросите нанизать на пирамиду колечки в правильном порядке (от самого большого к самому маленькому). К 2 годам ребенок должен уметь это делать.
  3. Если кроха умеет различать овощи или фрукты, то стоит приобрести маленькие муляжи. Сложите муляжи в тканевый мешочек. Попросите малыша с закрытыми глазами отыскать в мешке огурец или кукурузу. Такое упражнение поможет малышу лучше освоить тактильное восприятие форм предметов.
  4. «Сенсорная тропинка». Сшейте плоские подушки или мешочки (размер зависит от ножки малыша – она должна полностью помещаться на ткани). Заполните ткань песком, крупами, пенопластовыми шариками или мелкими камушками. Выложите мешочки в горизонтальном направлении и попросите кроху пройти по ним. Такое упражнение стимулирует кровообращение ступней, улучшает координацию и способствует развитию интеллекта.

С детьми 3-4 лет играют в более сложные игры.

  1. «Найди домик для игрушки». Берется 2 маленьких домика и 1 большой, 2 маленькие куколки и 1 большая. Ребенку нужно правильно распределить игрушки по своим домикам. Упражнение тренирует знание предметных величин.
  2. «Собери разноцветные бусы». Берутся 10 крупных бусин яркого цвета (желтый и красный, голубой и оранжевый). Цель занятия – научить малыша чередовать цвета при нанизывании бусин. При освоении двухцветных бус можно добавлять количество цветов (до 4).

Занятия проводятся как в домашних условиях (родителями), так и в воспитательных учреждениях (воспитателями, психологами, логопедами). Во многих городах открываются «школы раннего развития», где педагоги занимаются с детками от 1 года.

Такие школы способствуют развитию сенсорики и, как следствие, интеллекта у дошкольников. Родители сами решают, отдавать малыша на такие занятия или учить самостоятельно. Но в любом случае необходимо обучать ребенка сенсорным эталонам.

От этого зависит его будущее.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/sensornoe-razvitie

Что такое сенсорика, и почему она важна для детей — игры, занятия на ее развитие

Сенсорный эталон

Сенсорика – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств. Например, визуальное восприятие помогает различать предметы по цвету, форме, аудиальное – по тону и громкости, тактильное – по фактуре, температуре и т.д.

Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок изучает особенности разных предметов. К 5 годам малыш должен научиться сравнивать свойства одного объекта и несколько объектов между собой на основе специальных сенсорных эталонов. Бывают эталоны:

  • цвета: цвета радуги, подтона и оттенки;
  • формы: круг, квадрат, треугольник и др;
  • величины: метрическая система;
  • слуха: ноты, звучание языка;
  • вкуса: сладкий, соленый, острый, кислый и пр;
  • запаха: цветочный, пудровый, тяжелый и т.д.

Основная задача родителей во время сенсорного воспитания – помочь детям упорядочить хаотичные представления о вещах реальной действительности: от игрушек до произведений искусства. Другие цели сенсорного воспитания:

  • Заложить у детей основу для развития интеллекта.
  • Сформировать наблюдательность, внимание, воображение.
  • Расширить словарный запас.
  • Развить все виды памяти: визуальную, аудиальную, моторную, образную и т.д.

Педагог-новатор М. Монтессори была убеждена, что сенсорика неразрывно связана с эстетическим развитием. То есть чем больше человек ощущает различия оттенков, запахов, вкусов, тем больше у него развито чувство прекрасного. Также она отмечала связь уровня сенсорного развития с фантазией.

Повышенная чувствительность сенсорных органов к внешнему миру помогает выделять самые мелкие детали, на основе которых и строятся оригинальные, уникальные образы. Во время воспитания сенсорики обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.

Подобрать игрушки по методике Монтессори можно в каталоге на нашм сайте.

Игры по сенсорике

Игра – основной вид деятельности детей раннего возраста. И, чтобы помочь малышу освоить многочисленные понятия, необходимо с ним играть. Для удобства мы разбили игры на развитие сенсорики по возрастным категориям.

До года

В младенчестве человек только знакомится с возможностями своего организма. Поэтому сенсорика для новорожденных детей – «проводник» в мир, с помощью которого они копят разнообразные ощущения путем рассматривания, ощупывания, пробы на вкус.

Как вы можете тренировать сенсорику малыша до года:

  • Предлагайте яркую игрушку – пусть фокусирует на ней взгляд.
  • Перемещайте любой яркий предмет ближе-дальше, влево-вправо, но чтобы он оставался в поле зрения крохи.
  • Научите различать первые звуки. Постоянно разговаривайте с малышом. И кроме тряски погремушек, полезно периодически ударять предметы с глухим звуком друг о друга. Хорошо для этих целей подойдут деревянные вещи.

Когда малыш начнет ползать и вставать, давайте ему изучать все, что будет для него безопасным. Например, покажите, как возить машинку-каталку. Это и для моторики полезно, и для познания мира, хотя пока что только на полу. Пусть знакомится с новыми предметами любыми удобными для себя способами, получая яркие эмоции и формируя полезные навыки.

1-2 года

До 1,5 лет дети идут путем разрушения: двигают предметы, изменяют их форму, наблюдают за тем, что делают. После полутора лет просыпается желание созидать. Эти навыки ложатся в основу опыта органов чувств и развития новых умений.

В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с понятиями цвета, формы, размера, расположения. Формируются логические цепочки, которые позже помогут ребенку анализировать новые объекты и определять знакомые свойства.

Игрушки, которые помогут в 1-2 года развивать сенсорику:

  • Пирамидки. Покажите, как собирается, расскажите, что кольца нанизываются в порядке уменьшения. Предложите повторить увиденное.
  • Конструкторы. Стройте замки и города, изучайте базовые фигуры, цвета, оттенки, величины (большое-маленькое, легкое-тяжелое).
  • Кубики. Сооружайте башни из разных цветов, высокие и низкие, широкие и узкие.
  • Шнуровки. Протягивайте шнурки в бусины или завязывайте узлы на тематических стендах с отверстиями. Шнуровки отлично развивают мелкую моторику, готовят руку к письму, стимулируют речевые центры.

Понравится малышам играть в «найди предмет»: давайте разные игрушки и просите отыскать в доме вещи, схожие по цвету, форме, размеру.

Чем бы ребенок ни занимался в этом возрасте, комментируйте его действия, рассказывайте об окружающих предметах. Используйте образную, «сказочную» речь.

3-4 года

В этом возрасте формируются четкие сенсорные эталоны и малыш учится объединять предметы по одному или нескольким признакам. Также активно развивается аналитическое и логическое мышление.

Упражнения на тренировку сенсорного восприятия в 3-4 года:

  • Познакомьте малыша с основами математики. Научите считать до 5-10 с помощью цветного счетного материала – палочек, прищепок, фигурок. Хороши для занятий сортеры со штырьками – они учат анализу, синтезу, обобщению. На стержни таких сортеров нужно нанизывать различные счетные детали по цвету, размеру, форме.
  • Проводите разнообразные ролевые игры. Идеальный материал для этого – конструкторы. Стройте горизонтальные и вертикальные сооружения, замкнутые и открытые. Заселяйте их животными, человечками, придумывайте вместе сюжет.
  • Расскажите о мерах длины, о времени и временах года, погоде. В этом вам помогут интерактивные календари, в которых можно и стрелки крутить и тумблеры пощелкать, перемещая их по яркому, тематическому стенду.
  • Познакомьте с музыкальными инструментами. Например, ксилофоном и металлофоном. Пробуйте вместе набивать простые мелодии.
  • Активно развивайте речь, чтобы она звучала четко и правильно. Учите короткие стихи, просите пересказать любимый мультфильм, задавайте простые вопросы и требуйте развернутых ответов.

Универсальная игрушка, которая подойдет и годовалому малышу, и 4-летнему, – бизиборд. Это «умная» познавательная доска с закрепленными на ней бытовыми предметами. Здесь экспериментатор может и катушку повертеть, и вилку в розетку вставить, и щеколдой поклацать.

5-6 лет

К пяти годам дети активно используют весь накопленный сенсорный опыт, стремятся изучить сложные понятия, например, времени и пространства. Знания становятся четкими, структурированными.

Как помочь ребенку старшего дошкольного возраста развивать сенсорику:

  • Введите ежедневные занятия по логике. Например, хорошо работает «сенсорная коробка». В большую емкость положите несколько разных вещей – по форме и фактуре, а ребенок пусть не глядя, на ощупь угадывает, что это за предмет. Здорово, когда детей целая компания, тогда в силу вступает и соревновательный момент.
  • Играйте в дидактические игры. Например, детское лото, домино, мемори с яркими цветными картинками фруктов, овощей, техники. Все эти настольные игры развивают наблюдательность, внимание, концентрацию.
  • Учите воспринимать начертания букв. В этом помогут шнуровки и кубики с буквами. Отдельно и в коротких словах из двух слогов.
  • Поддерживайте общение со сверстниками. Можно предложить детям поставить мини-спектакль на всем известную сказку. Например, «Репку», «Теремок», «Курочку Рябу».

Зная в 5 лет, как получать информацию, анализировать и систематизировать ее, в 6-7 лет малыш с легкостью будет осваивать школьную программу.

Развития сенсорных возможностей ребенка – это не вопрос генетики. Качественные знания, умения и навыки – это результат ежедневных целенаправленных родительских занятий. Помните, что для малыша с развитыми сенсорными способностями каждый день и новый предмет – это восхитительное открытие, что значит, он счастлив.

Больше информации про игрушки их роль в развитии детей читайте в нашем блоге.

Источник: https://alatoys-market.ru/news/chto-takoe-sensorika-i-pochemu-ee-razvitie-tak-vazhno

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: