Шкалы Векслера

Содержание
  1. Тест Векслера — методика использования
  2. Из истории
  3. Общие правила тестирования
  4. Модификации
  5. WAIS
  6. Вербальная шкала
  7. Невербальная шкала
  8. WISC
  9. WPPSI
  10. Тест Векслера
  11. О тесте
  12. Субтесты
  13. Интерпретация теста Векслера
  14. Тесты Векслера детский и взрослый: интерпретация. Тест Векслера: детский вариант (для дошкольников)
  15. Уровень интеллекта — что это?
  16. Тест Векслера
  17. История возникновения критериев определения умственного развития в тесте
  18. Какие есть модификации этой методики?
  19. Блоки теста
  20. Что учитывается в результатах теста?
  21. Описание шкал методики Векслера
  22. Особенности детского варианта теста
  23. Условия его проведения
  24. Интерпретация невербальных показателей детского варианта теста
  25. Корректность в описании итогов теста
  26. Тест интеллекта Векслера: описание и особенности применения
  27. Субтесты вербальной части следующие:
  28.  Субтесты невербальной части:

Тест Векслера — методика использования

Шкалы Векслера

Шкала или тест Векслера предназначается для определения степени интеллектуального развития человека и является одной из наиболее распространенных и известных методик проведения подобных исследований

В его основе лежит иерархическая модель интеллекта, которая также была разработана Векслером. С ее помощью можно проводить качественную диагностику не только общего интеллекта, но и его вербальных и невербальных составляющих.

Данный тест включает в себя 11 независимых субтестов, которые разгруппированы на 5 исследований невербального типа и 6 вербальных исследований. Все они включают различное количество вопросов или заданий, требующих выполнения, которые имеют тенденции к постепенному усложнению.

Вербальное тестирование необходимо для проверки общего уровня осведомленности человека, диагностики его понятливости и определения способностей относительно нахождения сходств между объектами или запоминания рядов чисел.

Невербальные тестирования строятся по совершенно иному принципу, они требуют от человека поиска не хватающих деталей в предлагаемой картине, определение правильной последовательности расположения объектов, совершения складывания различных фигур и выполнения прочих заданий. После выполнения каждого предложенного теста выносится оценка, исчисляемая в баллах, которые уже переводятся в унифицированные оценки шкалы, подвергающиеся тщательному анализу.

Анализ общих результатов тестирования позволяет установить не только IQ человека и его производные, но также и определить, какие сферы интеллектуальной деятельности имеют меньшее развитие и чем они могут быть компенсированы. Низкий балл, полученный хотя бы по одному из субтестов, является свидетельством наличия патологии психического развития или нервного расстройства.

Из истории

Тест Векслера был разработан в конце 30-х годов прошлого века, до его появления у специалистов не было других аналогичных способов определения уровня интеллектуального развития взрослого человека.

Сам Векслер неоднократно подвергал критике шкалу Стэнфорд-Бине, поскольку она имела исключительно вербальное направление, именно поэтому в его тест было включено такое значительное количество заданий невербального типа.

Одна из основных сложностей заключалась в стандартизации новой школы, для получения объективных показателей использовались очень большие выборки среди взрослых людей без каких-либо отклонений в интеллектуальном развитии.

При этом необходимо было строго контролировать профессиональный статус и образование у исследуемых людей, критерии неоднократно менялись.

Для проведения итоговых исследований был откорректирован и возрастной диапазон, поскольку обследовались лица от 10 до 60 лет.

Окончательный отбор субтестов, которые были включены в созданную Векслером концепцию проведения исследований, был сформирован под воздействием следующих факторов:

  • достаточно высокий уровень связи с иными способами исследования интеллекта;
  • значительные различия в функциях, которые выполняют отдельные субтесты, что позволяло исключить субъективность конечного результата из-за слишком высокой степени внимания к определенным способностям или пробелам в знаниях у конкретного человека;
  • возможность анализировать результаты всех субтестов, что позволяет делать необходимые заключения.

Тест Векслера неоднократно подвергался коррекциям, его окончательная редакция была принята только в конце 40-х годов прошлого века. В первоначальных исследованиях приняло участие более 2000 человек, проживающих в разных регионах США, а также различающихся по возрасту, условиям жизни, цвету кожи и некоторым иными критериям.

Общие правила тестирования

Перед использованием рассматриваемой медики необходимо изучить общие рекомендации правила по проведению тестирования.

  1. Приступать к тестированию допускается только при наличии уверенности, что испытуемый обладает подобным желанием на текущий момент. Возможно, потребуется искусственное повышение его настроения.
  2. Исследование должно быть начато незаметно для испытуемого и напоминать обычную беседу или игру, у него не должно выработаться впечатление присутствия на экзамене.
  3. Специалисту необходимо следить за четкостью собственной дикции и соблюдением точности формулировок фраз.
  4. Все положительные ответы испытуемого должны поощряться.
  5. Ситуации, во время которых наблюдается неспособность испытуемого дать ответ на поставленный вопрос, должны сглаживаться, чтобы не вызывать у него дискомфорт или чувство раздражения.
  6. При отсутствии со стороны испытуемого хоть каких-либо ответов должна происходить стимуляция общения, при этом не допускается подводить его к даче конкретного ответа путем подсказок. Без получения ответа также не допускается осуществление перехода к новому заданию.
  7. В случае получения нескольких ответов на один вопрос, если они не противоречат друг другу, специалист должен самостоятельно выбрать наиболее положительный из них. При возникновении противоречия требуется задать уточняющий вопрос.
  8. При отсутствии ответа на протяжении 10-15 секунд требуется повторение вопроса, формулировка должна быть прежней. Исключение допускается только для субтеста под названием «Повторение цифр». Частичное исключение делается для «Арифметического субтеста»: повторение осуществляется только при наличии просьбы со стороны испытуемого, но при этом отсчет времени не подлежит обнулению.
  9. Дополнительные вопросы допускается задавать в ситуациях, когда данный ответ нельзя оценить в 0 или 1 балл.
  10. При исследовании ребенка могут возникнуть ситуации, когда задание выполнено с ошибкой, но время еще не истекло. Специалисту в таком случае требуется имитировать занятость иными процессами и предложить испытуемому еще некоторое время позаниматься своими делами.

Модификации

Тест Векслера имеет несколько различных модификаций. Основные варианты, используемые на сегодняшний день, рассмотрены ниже:

  • WAIS является тестированием, применяемым для исследования взрослых людей, возраст которых составляет от 16 до 64 лет;
  • WISC предназначен для проведения исследований среди детей и подростков, возраст испытуемых может составлять от 6,5 до 16,5 лет;
  • WPPSI используется для тестирования детей младшего возраста от 4 до 6,5 лет, но в отечественной практике эта модификация фактически не используется.

Тест структуры интеллекта Векслера — «Лаборатории психофизиологического обеспечения «(«ЛПФО»)Россия, г.Новоуральск

WAIS

WAIS является классическим вариантом теста Векслера, который впервые был опубликован еще в середине 50-х годов прошлого века. Редакция WAIS-R была выпущена спустя 26 лет.

Вербальная шкала

Ниже перечисляются и более детально рассматриваются все субтесты, которые были включены в вербальную шкалу:

  1. «Общая осведомленность» состоит из 29 вопросов, которые необходимы для проверки наличия базовых знаний. Вопросы, связанные с теоретическими или какими-либо специальными знаниями исключены. За каждый правильный ответ испытуемому начисляется балл.
  2. «Понимание» включает в себе 14 заданий, направленных на проверку правильности понимания испытуемым различных выражений. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.
  3. «Арифметика» также включает в себя 14 задач, все они были заимствованы из курса начальной школы. Решать их необходимо исключительно устно, поскольку проверяются способности испытуемого по мысленному оперированию числами. При оценке ответа также учитывается и затраченное на него время.
  4. «Нахождение сходства» состоит из 13 заданий. Все она заключается в определении общей категории для нескольких объектов, путем выяснения их схожих черт. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.
  5. «Запоминание цифр» состоит из двух частей. Первая из них содержит несколько рядов, в которых может быть от 3 до 9 чисел, от испытуемого требуется их запоминание и воспроизведение после прослушивания. Во второй части ряды содержат от 2 до 8 чисел, их воспроизведение осуществляемся в обратном порядке.
  6. «Словарный запас» необходим для проверки накопленного вербального опыта, позволяющего правильно определять понятия. От испытуемого требуется дать определения 10 простейшим словам из обычной разговорной речи; 20 более сложным словам и 12 абстрактным понятиям. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.

Невербальная шкала

Как уже упоминалось, невербальная шкала включает в себя 5 субтестов, которые более подробно рассматриваются ниже:

  1. «Шифровка» еще иногда называется «Цифровыми символами», это один из вариантов тестирований, направленных на осуществление кодовых замен. Испытуемому дается ключ, который содержит кодовые символы под каждой цифрой, он должео проставить их на 100 чисел, тратя на каждый процесс не более полторы минуты. Проведение данного исследования дает возможность проверить зрительно-моторную скорость.
  2. «Недостающие детали» заключается в следующем: испытуемому демонстрируется 21 карточка, на каждой картинке имеются отсутствующие детали, которые он должен определить, тратя на этот процесс не более 20 секунд. За каждый правильный ответ полагается начисление балла.
  3. «Конструирование блоков» представляется собой субтест, состоящий из 40 заданий, направленные на проверку двигательной координации, а также визуального синтеза. Испытуемому выдаются карточки с чертежами, окрашенными в красно-белый цвет, а также набор кубиков соответствующей раскраски. Ориентируясь на образец, он должен собрать из кубиков конструкцию. Во время проведения теста оценивается не только правильность совершаемых действий, но и затраченное время.
  4. «Последовательные картинки» является заданием, в основе которого находится 8 серий картинок, каждая из которых наделена своим сюжетом. Карточки демонстрируется с нарушением порядка, а испытуемый должен попробовать разложить их в правильном порядке, что позволяет оценить его способности организации целого из раздельных частей, а также общего понимания ситуации.
  5. «Сборка объекта» состоит из 4 заданий, которые заключаются в собирании из различных частей деталей определенной фигуры, которая должна быть хорошо знакома испытуемому, например, это может быть слон, человек или рука. При вынесении оценки также учитывается и затраченное время.

Обработка и интерпретация результатов

Все полученные результаты обрабатываются и подвергаются тщательному анализу.

Процесс обработки на первом этапе заключается в подсчете и интерпретации набранных баллов во всех субтестах, а на втором этапе уже осуществляется аналитическая деятельность, касающаяся высчитанных коэффициентов.

Финальная стадия подразумевает качественную интерпретацию профиля, при этом учитываются также и особенности поведения испытуемого в ходе прохождения тестов и другие сведения, полученные в результате наблюдений и способные оказать влияние на диагностику интеллектуальных способностей.

Ниже приводится стандартная классификация IQ-показателей по Векслеру:

  • Количество баллов от 130 и выше является признаком очень высокого уровня IQ, такой показатель наблюдается лишь у 2,2% населения;
  • 120-229 набранных баллов – это признак высокого уровня IQ, которым наделены 6,7% всего населения;
  • 110-119 набранных баллов считается нормальным показателем, который наблюдается у 16,1% населения;
  • 90-109 набранных баллов является средним и самым распространенным показателем, который наблюдается у половины населения;
  • 80-89 набранных баллов – это уже плохая норма, которая присутствует у 16,1% населения;
  • 69 баллов, а также меньшее набранное количество, свидетельствует о наличии умственных дефектов, которые наблюдаются у 2,2% населения.

WISC

Тест, предназначенный для тестирования исключительно детей, впервые был выпущен в 1950 году, а редакция WISC-R вышла только спустя 24 года.

Субтесты, включенные в него, соответствуют аналогам из WAIS, но они дополнены более легкими вопросами, отличающимися своей однотипностью, поскольку исследование рассчитано на детский возраст.

С учетом этой особенности был добавлен дополнительный субтест, предназначенный для прохождения лабиринтов.

К тому же по желанию специалиста субтесты «Понимание» и «Лабиринт» могут заменяться «Кодированием» и «Запоминанием цифр», но их показатели не будут учитываться во время подсчитывания IQ.

WPPSI

Тест Векслера, рассчитанный на детей самого младшего возраста, был впервые опубликован в 1967 году. Он включает в себя 10 основных и 1 дополнительный субтест, при этом 8 из них носят облегченный характер.

При проведении исследований рекомендуется чередовать вербальные и невербальные тестирования, процедуру можно реализовать в два захода, чтобы не утомлять ребенка. Принципиально новыми являются субтесты под названием «Геометрические схемы», «Предложения» и «Дом животного».

Субтест «Предложения» может быть использован в качестве дополнения либо замены «Запоминание цифр».

Субтест «Дом животного» подразумевает демонстрацию ребенку карточек, на которых изображена кошка, собака, рыба и цыпленок, после чего он должен соотнести животное с подходящим для него домиком.

Для выполнения тестирования «Геометрические схемы» ребенку дается 10 карточек с чертежами, которые он должен скопировать, воспользовавшись цветным карандашом.

Источник: https://prodepressiju.ru/narusheniya-intellekta/test-vekslera.html

Тест Векслера

Шкалы Векслера

Тест Векслера – один из самых известных и популярных тестов для измерения уровня интеллекта. Он поможет вам определить как уровень общего интеллекта (IQ), так и уровень развития отдельных способностей. Также вы сможете отслеживать свой прогресс, периодически измеряя свой интеллект по методике Векслера. Как устроен тест и почему его стоит пройти, вы узнаете в этой статье.

О тесте

Тест разработан американским психологом, психиатром и психодиагностом Дэвидом Векслером. Включает в себя 11 субтестов, которые можно разделить на две группы: вербальный и невербальный интеллект.

Каждый из 6 вербальных и 5 невербальных субтестов состоит из 10-30 вопросов с нарастающей сложностью.

Субтесты были отобраны по следующим критериям:

  • высокие корреляции с другими тестами, измеряющими уровень интеллекта;
  • высокий уровень дифференциации: отдельная особенно хорошо или особенно плохо развитая способность не искажает общие результаты;
  • результаты субтестов помогают в постановке диагноза (определённые нарушения соответствуют определённым патологиям).

Результат прохождения каждого субтеста оценивается баллами, которые позже переводят в унифицированные шкалы. Это позволяет сравнивать результаты по разным субтестам и анализировать их разброс.

Тест Векслера помогает определить:

  • уровень вербального и невербального интеллекта в отдельности;
  • соотношение развития вербального и невербального интеллекта;
  • коэффициент интеллекта (IQ) на основе двух шкал;
  • интеллектуальные способности, которые развиты хуже остальных и требуют компенсации.

Используются 3 модификации теста:

  • WAIS – для подростков старше 16 лет и взрослых;
  • WISC – для тестирования детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет;
  • WPPSI – для детей от 4 до 6 лет.

Русскоязычные адаптации есть только для первых двух модификаций.

Также стоит отметить, что модификации после своего появления дополнялись как самим Векслером, так и другими учёными. Добавлялись новые субтесты, немного менялась структура. Например, WPPSI был разработан в 1967 и в дальнейшем пересматривался в 1989, 2002, 2003 и 2012 годах. Поэтому один и тот же тест также может иметь несколько подвидов (более и менее современных).

Не будем рассматривать каждый из них, остановимся только на 11 оригинальных субтестах, предложенных Векслером.

Субтесты

Вербальные субтесты:

  • Общая осведомлённость. 29 вопросов, определяющих уровень простых знаний. Нет заданий, требующих от испытуемого знания специальных теоретических сведений. Правильный ответ – 1 балл.
  • Понимание. 14 вопросов, которые определяют, насколько хорошо тестируемый понимает смысл выражений. Оценка зависит от правильности ответа: от 0 до 2 баллов.
  • Арифметика. 14 устных задач уровня начальной школы. Оценивается не только правильность, но и время решения.
  • Нахождение сходства. 13 заданий, предлагающих объединить два предмета по общему признаку. Оценка от 0 до 2 баллов.
  • Запоминание цифр. Субтест имеет две части. В первой предлагается на слух запомнить от 3 до 9 цифр и затем воспроизвести их вслух. Во второй части необходимо воспроизвести ряд из 2-8 цифр, но уже в обратной последовательности.
  • Словарный запас. Необходимо дать определения 42 терминам. 10 из них простые и имеют распространение в обыденной жизни. 20 – средней сложности. Последние 12 – абстрактные теоретические понятия. Оценивается, в зависимости от правильности, – от 0 до 2 баллов.

Вербальная шкала имеет корреляцию с общей культурой испытуемого. Например, по тестам «Осведомлённость», «Понимание» и «Словарный запас» можно судить об интеллигентности.

Субтест «Арифметика» помогает определить не только способность решать арифметические задачи, но и способность концентрировать внимание, т.к. задачи несложные и требуют от испытуемого скорее собранности, чем математического дара.

Результаты субтеста «Сходство» позволяют судить о способности к логическому мышлению и умению обобщать.

«Повторение цифр» менее всего коррелирует с общим интеллектом. Этот субтест нацелен исключительно на измерение объёма рабочей памяти. Векслер добавил его с диагностической целью: неспособности воспроизвести 4 цифры подряд свидетельствует о слабоумии.

Теперь перейдём к субтестам невербальной шкалы:

  • Шифровка. Это тест на кодовые замены. Дан ключ, где каждой цифре соответствует другая цифра. Дано полторы минуты. Необходимо подписать под числовым рядом из ста цифр код в соответствии с ключом. Чем больше правильно зашифрованных цифр, тем выше оценка.
  • Недостающие детали. 21 карточка, на каждой из которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Нужно определить, что это за деталь. 20 секунд на карточку, за каждый правильный ответ – 1 балл.
  • Конструирование блоков. 40 заданий. Испытуемому предоставляется красно-белый чертёж и красно-белые кубики. Необходимо собрать фигуру, указанную на чертеже. Оценивается время и точность.
  • Последовательные картинки. 8 групп картинок. Каждая группа – последовательный сюжет. Картинки представлены в неправильном порядке. Задача испытуемого – расположить их в нужной последовательности. Оценку определяют затраченное время и правильность.
  • Сборка объекта. 4 задания. Нужно собрать хорошо известный объект (человек, слон и т.п.) из деталей. Оценивается в зависимости от времени и правильности сборки объекта.

Стоит отметить, что изначально Векслер полагал, что показатели невербальной шкалы зависят от психофизиологических задатков, но исследования результатов близнецов опровергают эту гипотезу.

Субтест «Шифровка» помогает диагностировать зрительно-моторную скорость, свойства внимания, координации и восприятия.

«Недостающие детали» позволяют определить уровень наблюдательности.

С помощью субтеста «Конструирование блоков» диагностируется двигательная координация и визуальный синтез, а с помощью субтеста «Сборка объекта» – способность к синтезу целого из частей. Результаты обоих тестов зависит от уровня развития сенсомоторной координации.

«Последовательные картинки» сообщают о способности испытуемого к организации целого из частей, экстраполяции и пониманию ситуации.

После прохождения всех субтестов, необходимо правильно их проинтерпретировать, чтобы получить конечный результат.

Интерпретация теста Векслера

Алгоритм интерпретации результатов включает в себя:

  • подсчёт баллов по каждому заданию в соответствии с критериями оценивания;
  • перевод «сырых» баллов в стандартные через унифицированную шкалу;
  • суммируются баллы внутри каждой из шкал – определяется уровень вербального и невербального интеллекта;
  • суммируются баллы двух шкал – определяется уровень общего интеллекта.

После получения конечного результата в баллах вы можете определить свой уровень интеллекта:

  • 130 и выше – очень высокий IQ;
  • 120-129 – высокий IQ;
  • 110-119 – выше среднего уровня;
  • 90-109 – средний IQ – примерно половина населения;
  • 80-89 – ниже среднего уровня;
  • 70-79 – в пределах нормы;
  • 69 и ниже – недостаточное интеллектуальное развитие.

А чтобы результаты тестов на уровень интеллекта вас радовали, рекомендуем начать заниматься на нашей бесплатной онлайн-программе «Нейробика» – она поможет вам держать мозг в тонусе и развивать свои когнитивные способности.

Желаем успехов!

Источник: https://4brain.ru/blog/wexler-test/

Тесты Векслера детский и взрослый: интерпретация. Тест Векслера: детский вариант (для дошкольников)

Шкалы Векслера

Приятно общаться с умным человеком, который может поддержать любую тему, вовремя пошутить и стать серьезным. О таких людях говорят, что они имеют высокий уровень интеллекта. Что это за понятие и какие его уровни бывают?

Уровень интеллекта — что это?

Интеллект характеризуется как определенное качество психики человека, которое позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Он также заключается в способности обучаться чему-то новому, понимать и применять свои знания и опыт. Уровень интеллекта — это определенный коэффициент, выраженный в количественной оценке способности человека адаптироваться к новым условиям жизни.

Тест Векслера

Определением уровня интеллекта занимались многие ученые, но особенной популярностью пользуется в последнее время шкала Векслера.

Разработанная в 1939 году, она позволяет определить аспекты интеллектуальных особенностей ребенка и взрослого в диапазоне от трех до семидесяти четырех лет.

Базируются тесты Векслера на иерархической интеллектуальной модели, вершиной которой и является вербальный и практический (невербальный) интеллект.

История возникновения критериев определения умственного развития в тесте

В 1939 году появилась первый вариант шкалы — Bellevue, где «Бельвью» – это название клиники. Предложенные тесты Векслера были предназначены для диагностирования интеллектуальных способностей людей от семилетнего до 69-летнего возраста. Д.

Векслер подвергал критике применяемые на тот момент тесты, основным из которых был тест Стэнфорд-Бине. Он считал их непригодными для исследования взрослой категории людей, так как они имеют скоростную направленность, что является затруднительным для пожилого возраста.

Также в существующих тестах присутствовали примитивные операции, направленные скорее на детский возраст.

Характерной чертой данного метода тестирования является возможность охватить большой диапазон возрастов, и отдельный тест Векслера — детский вариант, дающий конкретную характеристику интеллектуальных задатков ребенка и выявляющий закономерности развития интеллекта. Кроме того, результаты, полученные при тестировании, учитываются психиатрами для правильной постановки диагноза.

Какие есть модификации этой методики?

Векслер сделал объединение субтестов по содержанию и уровням трудности. А умственный IQ перенаправил на возрастной.

W-B (Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales) — это, скорее, была интеллектуальная шкала для взрослых. Она подвергалась редакции дважды. В итоге в 1949 году свет увидели тесты Векслера WAIS, то есть Wechsler Adult Intelligence Scale.

Это уже была стандартизованная методика, которая распределена по половым и возрастным признакам. Из них 1700 исследуемых имели возраст от 16 до 64 лет, а 475 – от 60 лет и выше. При стандартизации учитывался не только возраст, но также профессиональный статус и образование.

Итоговая шкала предназначена для диапазона десять-шестьдесят лет. Главные критерии субтестов — это:

  • высокая корреляционная составляющая с другими тестами;
  • различие по функциям, что исключает специфическое влияние определенных способностей или их отсутствия;
  • возможность определенных выводов согласно результатам тестирования.

Сегодня используются три вида диагностики: тест WAIS (взрослые от 16 до 64 лет), WISC (дети и подростки 6,5-16,5 лет) и WPPSI (дети 4-6,5 лет). Для Российской Федерации адаптацию прошли только первые два: WAIS и WISC.

Блоки теста

В данную методику входит 2 блока:

  • вербальный, состоящий из 6 подтестов;
  • невербальный – 5 подтестов.

В первом блоке исследуют общую компетентность (осведомленность), сообразительность (понятливость), арифметику, подобие (сходство), повторение цифр, словарь.

А к невербальной относят исследования в области недостающих деталей, последовательных картинок, используют кубики Коса, складывают фигуры, используют шифровку. Все задания даются в порядке повышения сложности от уровня к уровню.

По времени тестирование занимает один час на подопечного и еще один – для обработки результатов. При проведении учитывают возрастную категорию, так как есть отдельный тест Векслера — детский вариант, и отдельный – для взрослых.

Что учитывается в результатах теста?

Для подведения итогов необходимо осуществить три уровня обработки и интерпретации результатов. Первый уровень – это анализ отметок общего, вербального и невербального интеллекта.

Второй – исследование результатов с подсчетом соответствующего коэффициента, оценочного профиля выполненных задач. На третьем этапе происходит интерпретация индивидуального профиля с учетом поведения подопечного в ходе обследования и других диагностических данных.

Аналогично взрослому обрабатывают тест Векслера для дошкольников, анализируя результаты поставленных задач.

Используя классический вариант для получения результата, специалист подсчитывает первые «мокрые» оценки каждого исследования. После этого он подводит итоги по оценкам из таблиц, которые соответствуют заданию, переводит в типовые и отображает в виде профиля. Вербальные оценки и невербальные необходимо сложить по отдельности, затем определить показатели, исходя из общих таблиц IQ.

Описание шкал методики Векслера

В методику включены вербальная и невербальная шкалы. В первую входят такие показатели:

1. Шкала общей осведомленности состоит из 29 вопросительных заданий, на которые необходимо дать ответ. В этом заключается диагностика уровня простых знаний, без специальной теоретической подготовки. Правильно – один балл, неправильные ответы не учитываются.

2. Шкала понимания содержит в себе 14 задач исследования смысловой нагрузки выражений и способности к рассуждению. Оценки по уровню правильности — от нуля до двух баллов.

3. Арифметическая состоит из 14 заданий из курса арифметической науки начального образования. Тест устный, здесь важна внимательность специалиста, который проводит обследование. Он смотрит на легкость оперирования данными и временной интервал.

4. Найти схожесть объектов — 13 задач на выявление общей категории объектов. В этом блоке важна понятийность. Оценки от нуля до двух.

5. Запомнить цифры – ряды 3-9 цифр (прослушать и устно повторить) и 2-8 цифр, которые воспроизводят в обратном порядке.

6. Запас слов состоит из 42 понятий. При этом изучается вербальный опыт, понятийность, осмысленность. Десять слов в этом блоке взяты из повседневного языка общения, двадцать — имеют средний уровень сложности, 12 из них — абстрактные и теоретические понятия. Оценки здесь выставляются от нуля до двух за один вариант.

Тест Векслера взрослый — вариант невербальной оценки интеллекта. Он включает 5 действий:

  1. Символьные данные (шифровка) – 100 цифр по 1,5 минуты.
  2. Довершение рисунков — 21 штука (20 минут).
  3. Гексаэдры Косса (40 кубиков) — собрать из кубиков чертеж.
  4. Последовательность – 8 серий карточек.
  5. Сбор объектов из фигур – 4 задания.

Результат проверки интеллекта по такой методике, как тест Векслера для детей, зависит от общей сформированной культуры ребенка и его успеваемости в школе. Успешность выполнения заданий связана с уровнем общего IQ, но также определена генетикой. Из этого следует, что скорость обретения вербальных навыков и знаний определит его успешность и уровень образованности.

Самым интересным моментом в любом тесте является время расшифровки результатов. Это относится ко всем методикам, ведь человеку интересно знать, зачем он потратил столько времени и что он из себя представляет в рамках выбранной тематики.

Тест Векслера на интеллект также предполагает определенную градацию результатов. Эта характеристика умственного развития здесь рассматривается в следующих диапазонах:

  • Более чем высокий интеллект – оценка 130.
  • Высокий – 120-129.
  • Хороший – 110-119.
  • Средний – 90-109.
  • Плохой – 80-89.
  • Граничная зона – 70-79.
  • Низкий (умственный дефект) – до 69.

Особенности детского варианта теста

Шкала диагностики для детей школьного возраста (6,5-16,5 лет) включает в себя двенадцать подтестов, соответствующих WAIS, но с привнесенными более легкими и похожими по типу задачами и подтестом «лабиринт».

Тесты Векслера для дошкольников отличаются тем, что «понимание» заменено на «запоминание цифр», а «лабиринт» – на «кодирование». Во время эксперимента вербальная и невербальная части чередуются для того, чтобы ребенок мог с легкостью усваивать задания и выполнять их. Для подсчета IQ дополнительные исследования не принимают во внимание.

Подтест «лабиринт» состоит из заданий, которые постепенно возрастают по трудности выполнения. Для этого предусматривается определенное время (найти выход), после чего подсчитываются ошибки.

В 1967 году увидела свет версия WPPSI, состоящая из 11 подтестов, из которых один — вспомогательный. Восемь из них облегченные и прошли адаптацию к WISC, а остальные три — абсолютно новые. Диагностирование по этой методике можно провести в два этапа.

Вербальный блок включает в себя: компетентность, запас слов, арифметические способности, подобие, осознание и предложения.

В шкалу действий этой модификации теста входят: дом для животного, довершение рисунков, лабиринты, геометрические схемы, конструирование блоков – гексаэдры Косса.

«Предложения» в этом блоке заменили на «запоминание символов», которые взяты из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.

Подтест «дом для животного» взят вместо «шифровки» из WISC и состоит он из карточек с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок расставляет домики в соответствии с ключом.

Условия его проведения

При процедуре исследования интеллектуальной сферы детей тестирование начинают только после мотивации подопечного. Тогда лишь детский тест Векслера покажет реальные результаты. При этом необходимо постараться настроить положительно ребенка, используя улыбку и создав позитивный настрой.

Ребенок не должен чувствовать себя, как на экзамене. Вход в тестирование должен быть в игровой форме. Вопросы формулируются четким произношением и точно. Все ответы, за исключением явно отрицательных, необходимо поощрять.

Неудачные ответы амортизируют, а при молчании ребенка специалист должен стимулировать его к ответу. К следующему заданию не переходят, пока не получат ответ на предыдущее. При противоречиях необходимо дать выбрать правильный вариант наводящим вопросом «как?».

Дополнительные вопросы в этом случае неуместны, так как они ставят детей в затруднительную ситуацию.

Возможен и такой вариант, когда ребенок выполнит поставленную задачу неправильно. Тогда тестирующий психолог должен сделать вид, как будто не заметил этого, и предложить ребенку заняться обдумыванием ответа на следующий вопрос. После удачи в следующем ответе испытуемому предлагается опять вернуться к предыдущему вопросу.

Подход к молодым людям в возрасте от 16 лет, когда они проходят тест Векслера взрослый, абсолютно идентичен детскому, с небольшими поправками на возраст.

Интерпретация невербальных показателей детского варианта теста

IQ (тест Векслера) анализируется с помощью коэффициентов. Важно специально уделить внимание совершенствованию невербальных компонентов у ребенка. Многие ученые считают, что невербальная диагностика намного шире в возможностях.

Необходимо учитывать, что результат тестирования в детском возрасте может значительно поменяться, если меняются условия жизни, воспитания и обучения ребенка. Шаблонная методика не способна полностью показать интеллект индивидуума, поскольку не принимает во внимание динамические аспекты развития умственных способностей. Справедливо сказать, что высокий IQ — это еще не гениальность.

Часто бывает, что люди высокого интеллекта незаметны для социума, со средним — добиваются больших профессиональных успехов. Дело в том, что успешность зависит от специфического интеллекта, оригинальности мышления, силы устремления к цели и прочего. Нельзя категорически говорить по итогам теста об интеллектуальном потенциале, пределе развития ребенка.

Это недопустимо с точки зрения морали.

Корректность в описании итогов теста

Именно по этой причине от психолога требуется некоторая мягкость в описании результатов, показывающих невысокий интеллектуальный уровень.

Интерпретация теста Векслера предполагает наличие разного итога прохождения методики.

Когда приходит время оглашать результаты, специалист должен это сделать без намека на низкий уровень интеллекта, подавая надежду человеку, советуя ему, не останавливаясь на достигнутом, развиваться дальше.

Источник: https://FB.ru/article/211187/testyi-vekslera-detskiy-i-vzroslyiy-interpretatsiya-test-vekslera-detskiy-variant-dlya-doshkolnikov

Тест интеллекта Векслера: описание и особенности применения

Шкалы Векслера

 Интеллектуальные тесты широко применяются для определения профессиональной пригодности и прогнозирования успешности трудовой деятельности.

Как правило, для этой цели используются короткие опросники (КОТ)  или отдельные задания из полноценных тестов.

При оценке претендента на руководящую должность, часто возникает необходимость полной и разносторонней оценки уровня интеллектуального развития человека. В этом случае часто используется тест Векслера — Wechsler Adult Intelligence Scale (WAIS).

Описание первой векслеровской шкалы интеллекта было опубликовано в 1939 году. Она была предназначена специально для тестирования интеллекта взрослых людей в возрасте от 16 до 64 лет.

До этого интеллектуальные тесты в основном составлялись для детей школьного возраста. С того времени тест WAIS претерпел несколько редакций, но принципиально не изменился.

В России методика WAIS была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.

Проведение теста Векслера занимает около 1 часа. Необходимое время для обработки результатов зависит от способа. Вручную понятно дольше.

Общее правило при проведении интеллектуального тестирования – не тестировать человека если онутомлен или плохо себя чувствует.

Тест Векслера WAIS состоит из двух больших частей — вербальной и невербальной. Вербальная часть состоит из шести субтестов, невербальная из пяти.

Субтесты вербальной части следующие:

1.  Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка — 1 балл за правильное решение каждого вопроса.

2.  Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа — 0, 1 или 2 балла.

3.  Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4.  Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению.

Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.

Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.

5.  Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6.  Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 — весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка — от 0 до 2 баллов.

 Субтесты невербальной части:

1.  Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

2.  Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения — 20 секунд.

3.  Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.

4.  Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий.

В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности.

Оценка зависит от правильности и времени решения.

5.  Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

Задания в каждом субтесте расположены в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий по субтесту «арифметика» и всем невербальным субтестам учитывается как скорость, так и правильность выполнения. По остальным субтестам — только точность выполнения заданий. Уровень выполнения заданий оценивается в соответствии с возрастными нормами.

Все ответы тестируемого заносятся в специальный тестовый бланк. Желательно записывать ответы как можно полнее, особенно если экспериментатор не очень свободно владеет методикой оценки. Это даст возможность позже спокойно обдумать неоднозначные, неясные ответы и правильно оценить их.

При обработке результатов подсчитываются баллы по каждому субтесту, суммарный показатель вербального интеллекта (VIQ), суммарный показатель невербального интеллекта (PIQ), и показатель общего интеллекта (IQ).

На основании рассчитанных баллов можно судить об интеллектуальном уровне человека и сравнивать полученный показатель с распределением IQ в популяции. Вот какая классификация уровней интеллекта была предложена Векслером:

  • 130 баллов и выше — очень высокий IQ — у 2,2% населения;
  • 120–129 баллов — высокий IQ — у 6,7%;
  • 110–119 баллов — хорошая норма — у 16,1% населения;
  • 90–109 баллов — средний IQ — у 50%;
  • 80–89 баллов — плохая норма — у 16,1% населения;
  • 70–79 баллов — пограничная зона — у 6,7%;
  • 69 баллов и ниже — умственный дефект — у 2,2% населения;

Можно, кроме того, сделать выводы о преобладающей сфере интеллекта — вербальная или невербальная Сопоставив уровни выполнения различных субтестов можно оцениить развитие отдельных интеллектуальных способностей (например, образного и логического мышления, внимательности, наблюдательности, памяти и др.).

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  • тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
  • тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) — для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
  • тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

В России адаптированы первые два варианта теста.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно — исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт — Петербургского государстенного университета (1991 г.).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны.

Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство».

Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера».

Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием «ИМАТОН» (г.Санкт — Петербург). Тест Д.

Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году.

Источник:http://www.hr-portal.ru/article/test-intellekta-vekslera-opisanie-i-osobennosti-primeneniya

Источник: https://www.kaus-group.ru/knowledge/300-articles/category/certification/material/240/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: