Социальная установка

Содержание
  1. Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением
  2. Понятие аттитюда
  3. Структура
  4. Виды
  5. Стереотипы
  6. Явление социализации
  7. Примеры установок
  8. Функции
  9. Соцустановки и реальное поведение
  10. Понятие социальной установки: что это в психологии, структура и компоненты, примеры
  11. Социальные установки в психологии
  12. Понятие и основные виды
  13. Основные функции социальных установок
  14. Структура и компоненты социальной установки
  15. Формирование социальных установок у человека
  16. Какие подходы используются
  17. Изменение социальных установок
  18. Социальная установка
  19. Формирование социальных установок
  20. Структура социальной установки
  21. Можно ли изменить социальные установки?
  22. Социальные установки в психологии
  23. Установки и ролевое поведение
  24. Изменение социальных установок
  25. Социальные установки, как одна из основных социально-психологических характеристик личности
  26. Трехмерная структура социальной установки
  27. Формирование и изменение социальных установок

Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением

Социальная установка

Социальные установки — одно из ключевых понятий в социальной психологии, отдельное направление научных исследований.

Активное изучение феномена формирования социальных установок было начато еще в первых десятилетиях 20 века.

В основе явления лежит теснейшая взаимосвязь личности и социума, чьей неотъемлемой частью является человек.

Что такое социальный статус человека? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие аттитюда

Что такое социальная установка?

По мере роста и взросления личности, накопления жизненного опыта, в сознании человека формируется устойчивый взгляд на людей, предметы и события окружающего мира.

Эта настройка сознания выступает регулировщиком реакций и поведения человека в его взаимодействии с жизнью.

В психологии явление получило название аттитюд, или социальная установка.

Наиболее часто для определения социальной установки пользуются формулировкой американского психолога Гордона Олпорта: прошлое человека формирует в нем предрасположенность действовать в настоящем определенным образом. Эта психологическая готовность и является соцустановкой.

В целом, установка формируется не только на основании личного опыта человека, но и через восприятие им опыта других людей. В основном, свои взгляды на жизнь, опыт, люди передают в обычном общении.

Личная установка, полученная человеком в результате пережитого события, укрепляется, если он слышит подтверждающие его собственные наблюдения выводы и мнения других людей (понятие обобщенной установки в психологии).

Социальная установка в психологии получила название аттитюд от английского слова «attitude», что в переводе означает — «отношение».

Структура

Еще в середине 20 века американский психолог Мануэль Смит выделил три основных составляющих социальной установки:

  1. Сформированное сознательное мнение. Существует в отношении предметов, объектов, явлений и событий, о том, какими свойствами и качествами они обладают (в представлении носителя социальной установки), о способах эффективного и не эффективного взаимодействия с ними.
  2. Эмоциональное отношение (аффект). Проявляется переживанием определенных эмоций, чувств, ощущений в виде реакции на предметы, людей, происшествия. Есть четкое понимание, приятны или отталкивают (вариант — не задевают, оставляют равнодушным) явления, происшествия, субъекты или объекты.
  3. Поведение. Человек готов действовать по определенной схеме в качестве реакции на событие или модели общения с людьми.

Таким образом, соцустановка включает когнитивный, аффективный и поведенческий уровни.

Виды

Говоря о видах социальных установок, имеют в виду их определенные характеристики:

  • человек готов вести себя в соответствии со сложившимся стереотипом (установка на объект);
  • действие, вызываемое аналогичными явлениями, может проявляться разными способами в различных случаях (ситуативность);
  • отличия по эмоциональному окрасу: вызывающие приятные либо неприятные эмоции, вариант — нейтрально окрашенные.

В психологии выделены понятия стереотипа и социализации.

Стереотипы

Понятие стереотипа выделено в 30-х годах 20 века американским публицистом Уолтером Липпманом.

Писатель обратил внимание на некий фильтр, через который, повинуясь сформированному жизненному опыту, человек распознает и интерпретирует информацию об окружающем мире.

Сформировавшийся стереотип вызывает отношение к явлению прежде, чем рассудок начинает работать:

  • стереотип уже в момент восприятия информации накладывает свой «фильтр» на представленные факты;
  • сформированный стереотип сопротивляется (или вовсе не поддается) его критической оценке;
  • при столкновении стереотипа с новым опытом первый зачастую побеждает новую информацию: человек заранее убежден, что столкнулся лишь с исключением, заранее уверен в ошибочности поступившей информации, если она опровергает сложившееся стереотипическое мнение.

Конечно, если способность думать, анализировать и воспринимать новое не утрачена личностью, возможно изменение картины мира и даже сложившейся стереотипической социальной установки.

Явление социализации

Контактируя с определенным социумом, человек постепенно усваивает присущие ему нормы поведения, ценности и убеждения окружающих.

Чтобы успешно взаимодействовать с людьми, индивид вынужден накапливать и систематизировать знания о мире, осваивать навыки общения, коммуникации, позволяющие ему устанавливать продуктивные связи и добиваться желаемого.

Все это входит в понятие социализации, которая, по сути, начинается с самого рождения и продолжается в течение всей жизни человека. В психологии понятие социализации рассматривается в нескольких аспектах:

  • формирование человеческой индивидуальности, характера в контакте со средой существования, приспособление к ее нормам и условиям выживания в социуме (процесс социальной адаптации);
  • наличие сообщества людей (социума), который необходим для развития в нем человека, как личности с определенными установками и чертами характера (явление как условие);
  • реакции человека на социум и происходящее в нем, его личное восприятие общественных явлений, зависящее от возрастной группы и социального развития (социализация как проявление);
  • основная характеристика индивида как полноправного члена человеческого сообщества с учетом его возраста (социализация как результат).

Первичная социализация затрагивает небольшие группы ближайшего окружения человека. Это его отец, мать, родня, друзья и сверстники, педагоги и воспитатели в учебных учреждениях, то есть ближний круг реального общения.

Когда в психологии говорят о вторичной социализации, то имеют в виду процессы, которые происходят уже в больших социальных группах.

Например, в круг вторичной социализации попадают административные органы, люди, формирующие законы и установки социального общения на уровне школы, высшего учебного заведения, города, края, государства в целом.

Примеры установок

Популярные, часто встречающиеся примеры социальных установок:

  1. Негативное отношение к группе лиц по расовой принадлежности (расизм), например, презрение к неграм, темнокожим или любым «цветным» национальностям. Формирование общественного убеждения, что люди, не относящиеся к «белой расе», глупее, склонны к безнравственному аморальному поведению, ленивы и т.п.
  2. Манера одеваться только определенным образом, например, традиция в восточных странах носить женщинам полностью скрывающую тело и лицо одежду.
  3. Общепринятые житейские правила, традиции, характерные для социальной группы: например, жениться или выходить замуж до определенного возраста, работать или не работать женщинам и т.п.
  4. Нормы и эталоны, образцы и правила приличия, этикета, принятые в обществе.

Все эти факторы человеком, выросшим в определенном обществе, часто воспринимаются, как единственно верные, правильные, как раз в силу сформированных с раннего детства социальных установок.

Функции

Любая сформированная социальная установка имеет ряд важных функций (самим человеком обычно не осознаваемых). Выделяют четыре основных назначения соцустановок:

  1. Разрешение внутренних сомнений, конфликтов, освобождение эго от восприятия неприятной ему информации. Подсознательно человек стремится быть высокого мнения о себе и о социальной группе, к которой он принадлежит, и чьи социальные установки разделяет. По этому принципу традиции и устои «своего» социума признаются, как достойные и значимые, «хорошие», а противоречащие традиции другой группы — часто как опасные заблуждения, негативные «плохие» явления.
  2. С формированием социальной установки происходит систематизация, упорядочивание знаний об окружающем мире. Аттитюд дает возможность быстро проанализировать и оценить поступившую информацию: важна она или нет, соответствует ли ценностям человека, его жизненным интересам. Сложившийся стереотип значительно упрощает изучение и обработку информации.
  3. Адаптация к людям, событиям, явлениям. Соцустановки помогают индивиду находить тех людей и те объекты, которые способствуют достижению его личных целей, с меньшими потерями, максимально эффективно. Человек осознает, что, поддерживая те или иные принятые обществом каноны (соцустановки), он будет принят, получит одобрение социальной группы. Но аттитюд может и противопоставить человека социуму (при несовпадении сложившихся установок).
  4. Помощь в самореализации, выражении своих ценностей и взглядов на жизнь. Соцустановки помогают человеку действовать по готовой схеме, реализоваться в социуме. Также они становятся элементом самоопределения: человек понимает, «кто он» — как относится к разным событиям, объектам, людям.

Таким образом, аттитюд — мощная конструкция сознания, которая одновременно служит автоматизации и упрощению жизненных процессов, психической самозащите и стабилизации человека в жизни.

Соцустановки и реальное поведение

Если внутренние убеждения и взгляды личности определяют действия человека в социуме, то для изменения поведения достаточно изменить его образ мышления?

А по озвученным установкам личности можно спрогнозировать ее действия?

Практика психологических исследований доказала, что это не соответствует действительности: связь между установками человека и его реальным поведением зачастую отсутствует.

Простой и часто встречающийся пример подобного несоответствия: общее убеждение в пользе здорового образа жизни не означает совершения конкретных действий.

Человек может быть носителем установки о пользе ЗОЖ, но есть вредную пищу, употреблять алкоголь, курить и не заниматься спортом.

Разобщенность социальной установки и поведения объясняется в психологии несколькими факторами:

  1. Поведение индивида обуславливается не только общей установкой, но и конкретной ситуацией.
  2. Установка на оценку явления в целом может не совпасть с оценкой частного случая.
  3. Несколько социальных установок вступили в противоречие в каком-то конкретном случае, что сказалось на выборе поведения.

Например, в одном из первых научных экспериментов на изучение соответствия социальных установок и конкретного ситуативного поведения, проведенном еще в 1934 году стэнфордским психологом Ричардом Лапьером, были изложены интересные факты.

В первой половине 20 века отношение к темнокожим и желтокожим нациям в США было негативное.

Однако, Лапьер, путешествуя с супружеской парой друзей-китайцев, посетил более 250 гостиниц, ресторанов и кафе, и в каждом из них (кроме одного-единственного) китайцам был оказан теплый прием и высокий уровень сервиса.

Спустя полгода Лапьер разослал в эти же заведения письма с вопросом, примут ли заведения гостей-китайцев. И отказом по расовым предрассудкам ответили более 90% учреждений.

Эксперимент наглядно показал, как в конкретной ситуации, когда нужно было отказать в обслуживании реальным людям, законы гостеприимства и человечности перевешивали сложившийся предрассудок.

В основе формирования социальных установок лежит сложная система восприятия человеком окружающего мира, естественной адаптации в нем.

Ученые выделяют целый ряд причин формирования аттитюдов: от генетических особенностей человека до закрепления успешных схем поведения на уровне рефлексов, осознания всех «за» и «против» в процессе закрепления социальной установки.

Аттитюды (социальные установки) — структура и функции:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/sotsialnye-ustanovki-primery.html

Понятие социальной установки: что это в психологии, структура и компоненты, примеры

Социальная установка

Каждое общество имеет целый ряд определенных ценностей, которые формируются на протяжении многих лет. Например, к ним можно отнести свободу, честность, благородство, доброту или порядочность.

Эти постулаты будут характеризовать определенного человека только в том случае, если индивид будет придерживаться этих правил поведения.

В психологии этот феномен известен под термином «социальная установка».

Убеждения

Социальные установки в психологии

В 1918 году Ф. Знанецкий и У. Томас, изучая адаптацию индивида, смогли установить зависимость, без которой было невозможно описать этот процесс: взаимосвязь социальной организации с личностью.

Ученые предложили охарактеризовать эту связь при помощи 2-х кратких понятий:

  1. «Социальная ценность». Этим термином стала называться социальная организация.
  2. «Аттитюд» или «социальная установка» – для характеристики личности.

После этого в зарубежной психологии твердо укоренился термин «аттитюд», который отражал состояние личности относительно той или иной социальной ценности.

Ф. Знанецкий и У. Томас

Понятие и основные виды

Социальная дезадаптация в психологии

Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок.

Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта.

По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.

Г. Олпорт

В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:

  1. Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
  2. Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
  3. Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
  4. Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
  5. Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.

В зависимости от модальности, аттитюды бывают:

  • положительными или позитивными;
  • отрицательными или негативными;
  • нейтральными;
  • амбивалентными.

Основные функции социальных установок

Социальная тревожность — что это такое

Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:

  1. Утилитарная, адаптивная или инструментальная. Соц. установка занимает 1-е место среди важных аттитюдов. Механизм действия направлен на помощь индивиду достигать поставленных целей. Также функция способствует приспособлению индивида к обстановке, уменьшению потери и увеличению вознаграждения. Аттитюд влияет на идентификацию личности в группе.
  2. Эгозащитная. Способствует разрешению конфликтов внутри личности. Защищает индивида от травмирующей информации, которая может негативно сказаться на психике. Функция позволяет направить человека по более «щадящему» пути.
  3. Самореализующая. Помогает человеку раскрыть собственные способности и организовать поведение таким образом, чтобы удовлетворить необходимые потребности. Благодаря аттитюдам, индивид самореализуется и начинает понимать, какой личностью является.
  4. Организационная. Основное направление этой функции заключается в том, чтобы упорядочить окружающий мир. При помощи установок индивид оценивает полученные знания и соотносит их с собственными целями, интересами и мотивами. Аттитюд помогает изучать новую информацию в процессе социального познания. Это способствует решению многих проблем.

Структура и компоненты социальной установки

Социальная среда — что это в психологии

Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

  1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
  2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
  3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.

Поведенческий компонент

Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.

Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

Формирование социальных установок у человека

Процесс развития социальных установок, согласно исследованиям Ж. Годфруа, происходит в 4 этапа:

  1. До 12 лет у детей наблюдается формирование аттитюдов, которые идентичны с родительскими моделями.
  2. С 12 до 20 лет у девушек и юношей происходит усвоение социальных ролей. На фоне этого установки начинают приобретать наиболее конкретные формы.
  3. В период с 20 до 30 лет социальные ценности и мировоззрение кристаллизуются, на основе чего происходит формирование устойчивых психических новообразований – целого ряда различных убеждений.
  4. В возрасте от 30 лет и старше для аттитюдов характерны стабильность и фиксированность. Поэтому у зрелого человека изменить установки значительно труднее, чем в юности.

Благодаря знаниям об этапах формирования аттитюдов, в педагогике и обществознании выстраиваются целые программы, помогающие направить молодых людей по комфортному и общественно правильному жизненному пути.

Какие подходы используются

На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:

  • когнитивный;
  • мотивационный;
  • структурный;
  • бихевиористский;
  • генетический.

При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.

Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:

  • темпераментом;
  • интеллектуальными способностями;
  • биохимическими реакциями.

Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».

Врожденные и приобретенные формы поведения

При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:

  • наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
  • позитивных подкреплений;
  • формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.

В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.

Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.

Изменение социальных установок

В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.

Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.

Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.

Главными целями изменения установок считаются:

  • добавление знаний;
  • корректировка взглядов;
  • исправление отношений с другими людьми.

Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:

  • авторитетных личностей;
  • убеждений родителей;
  • средств массовой информации.

Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.

Изменение социального мировоззрения

Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.

Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.

Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.

Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.

Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.

Источник: https://srazu.pro/lichnost/socialnaya-ustanovka-lichnosti.html

Социальная установка

Социальная установка

В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно.

Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и мотивацию.

Они назвали этот феномен аттитюдом.

Социальная установка (в статье также будем использовать термин «аттитюд» от англ. «attitude»  – «отношение») – склонность человека к совершению определенного социального поведения.

Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: способности воспринимать, осознавать, оценивать и, как следствие, действовать относительно социального объекта (или явления) каким-то образом.

Социальная установка выполняет четыре основные функции:

  1. Функция защиты: способствует разрешению внутренних конфликтов.
  2. Функция выражения: аттитюд выступает как средство освобождения человека от внутреннего напряжения, а также выражения себя как личности.
  3. Функция знания: социальная установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  4. Адаптивная: направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей.

Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.

Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.

Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.

В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.

Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.

Формирование социальных установок

Разумеется, такое сложное понятие как «социальная установка» нельзя рассматривать с одной точки зрения. Поэтому вполне логично, что свое определение и понимание есть в  разных течениях психологической науки.

Бихевиористский подход

Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:

  • Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
  • Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
  • Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).

Когнитивный подход

Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.

Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.

Мотивационный подход

Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».

Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:

  • Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
  • Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.

Генетический подход

Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:

  • Интеллектуальными способностями
  • Врожденными различиями темперамента
  • Биохимическими реакциями

При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.

Структурный подход

В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.

Структура социальной установки

В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:

  • Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту).
  • Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
  • Когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда).

Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.

В 1934 году психолог Ричард Лапьер провел исследование, вследствие чего появилось понятие «Парадокс Лапьера». Это феномен, который возникает, когда человек ведет себя не в соответствии со своими социальными установками. Прочитать об этом детальнее можно в статье на Википедии.

Однако через несколько лет Дж.

Бем оспорил данный феномен, высказав мнение, что не социальная установка влияет на поведение, а как раз наоборот – сначала человек себя ведет определенным образом и только затем меняется установка.

Возможно, мы имеем дело с классическим когнитивным диссонансом. Чтобы не возникло внутренних противоречий, человек пытается объяснить свое новое поведение тем, что «я именно такой».

Можно ли изменить социальные установки?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

  • Почему я поступаю именно так, а не иначе?
  • Почему я мыслю именно так, а не иначе?
  • Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0/

Социальные установки в психологии

Социальная установка

Определение 1

Социальная установка – это предрасположенность человека определенным образом что-то воспринимать и действовать каким-то определенным способом.

Говоря другими словами, та или иная установка побуждает человека к деятельности. Социальные установки дают возможность понять, как усвоенный личностью социальный опыт проявляет себя в действиях и поступках этой личности.

По мнению Д. Узнадзе социальные установки являются динамическим состоянием готовности личности к какой-то активности. Он считал, что установки являются показателем возможных направлений деятельности и, зная их, можно прогнозировать действия человека.

Понятие социальной установки на обычном бытовом уровне очень близко к понятию «убеждение». Формирование установок происходит под влиянием других людей, прочными они становятся к 20-30 годам и меняются с большим трудом. Формируются они и на основе личного опыта при часто повторяющихся ситуациях.

Установки являются чувствами или убеждениями и оказывают большое влияние на реакции человека. Например, если человек убежден, что ему грозит опасность со стороны другого человека, то понятно, что возникает чувство неприязни, а значит и действия в отношении этого человека будут недружелюбными. Однако думать и чувствовать – это одно, а реальное поведение совсем другое.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Деятельность регулируется установками на трех иерархических уровнях:

  • смысловом,
  • целевом,
  • операциональном.

Смысловой уровень установки определяет отношение личности к объектам, которые для человека имеют личностное значение. Целевые установки связаны с конкретными действиями и желанием человека довести начатое дело до конца. Операциональный уровень установки обуславливает принятие решения в конкретной ситуации.

Социальные установки в западной психологии обозначаются понятием «аттитюд». Впервые это понятие в социальную психологию было введено в 1918 г У. Томасом и Ф. Знанецким. Этот термин определялся специалистами как психологическое переживание индивидом ценности, смысла, значения социального объекта.

Социальным объектом могут выступать отдельные личности, группы, организации, социальные нормы, социальные институты и др.

Определение 2

Аттитюд – это определенное состояние сознания и нервной системы. Это состояние выражает готовность к реакции, оказывает влияние на поведение.

Психологи установили зависимость аттитюда от предшествующего опыта индивида и его регулятивную роль в поведении.

https://www.youtube.com/watch?v=IKkSKzz0lnY\u0026list=PLXzI7OR0ZBMi2RfnIWT1QolsOpzl8oFHG

Аттитюды имеют свои функции:

  • адаптивную или приспособительную функцию, при которой аттитюд направляет субъекта к объектам, являющимся целями достижения;
  • функцию знания – упрощенное указание аттитюда относительно способа поведения в отношении конкретного объекта;
  • функцию выражения или функцию саморегуляции – аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождение субъекта от внутреннего напряжения;
  • функцию защиты при которой аттитюд помогает личности разрешить внутренний конфликт.

Аттитюд имеет трехкомпонентную структуру, которая была определена в 1942 г. М. Смитом. Структура аттитюда включает когнитивный компонент, аффективный компонент, поведенческий компонент.

Установки и ролевое поведение

Частью процесса социализации личности является освоение социальных ролей, что является обязательным условием для «врастания» индивида в общество.

Определение 3

Социальная роль – это способ поведения людей в зависимости от занимаемого ими положения, соответствующий принятым нормам.

Любой человек за время своей жизни входит в ту или иную социальную группу, где занимает определенное положение и к нему предъявляются определенные ожидания. В каждой группе человек должен вести себя в соответствии с требованиями группы, т.е. выступать в разных ролях.

Замечание 1

Социальная роль – это своеобразный устойчивый шаблон поведения для определенного статуса, который отвечает на вопрос – кто этот человек, какие у него права и обязанности.

Положение в обществе определяет только один статус – главный или интегральный.

Когда человек усваивает свою социальную роль, он усваивает и социальный стандарт поведения, и, как бы со стороны, учится оценивать себя, осуществлять самоконтроль. На самосознание человека, на его личность каждая социальная роль накладывает свой отпечаток, для исполнения которой человек мобилизует ресурсы своего организма и психики.

При выполнении роли, не соответствующей индивидуальному «Я», может возникнуть внутриличностный конфликт.

Внутриличностные конфликты могут быть следующие:

  • возможности собственного «Я» ниже возможностей социальной «роли»;
  • социальная роль ниже возможностей «Я» и является для человека недостойной и унизительной

Осваивать ту или иную роль человека побуждают в основном внутренние мотивы, потребности, желания.

Социальные роли, выполняемые человеком в реальной жизни, могут иметь противоречивые требования, а для того, чтобы сохранить целостность своего «Я», возникает необходимость в каком-то механизме.

Этим механизмом является функциональный орган и сама личность, позволяющая интегрировать свое «Я», осуществлять нравственную оценку своих поступков, отказываться от одного в пользу другого. Ролевое поведение развитая личность может использовать как инструмент адаптации к той или иной социальной ситуации.

Социальная роль – это проявление внешнего «Я», а существует ещё внутреннее «Я». Внешнее поведение может быть образцовым, сам человек – законопослушным гражданином, а в своем внутреннем мире это может быть бунтарь.

Исходя из социального статуса и его требований, ролевое поведение человека детерминирует главным образом социальное «Я», демонстративное «Я», также ожидаемое другими, отраженное «Я» и реальное «Я» личности.

Социальные роли, исполняемые человеком, закрепляют у него соответствующие шаблоны поведения, мнения, взгляды, отношения, установки, оказывают большое влияние на стиль речи, одежду, образ жизни.

При изменении социальных ролей может произойти изменение поведения, взглядов, ценностей, установок личности.

Изменение социальных установок

Установки личности в процессе общения, социального взаимодействия могут изменяться. Причина этого заключается в том, что в процессе общения всегда есть элемент влияния на другого человека, есть попытка изменить его установки. Установки образуют систему, они связаны между собой, поэтому быстрого изменения не происходит.

https://www.youtube.com/watch?v=KdScA2qpkuc\u0026list=PLXzI7OR0ZBMi2RfnIWT1QolsOpzl8oFHG

В системе установок есть центральные фокальные установки, и есть периферийные, с небольшим количеством взаимосвязей, вот они то и поддаются более быстрому изменению.

Фокальные установки связаны с мировоззрением личности, моральным кредо, а главная центральная установка – это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок.

Изменить фокальную установку можно при условии её удаления, что может привести к разрушению всей целостности личности.

Таким образом, изменение центральной установки болезненно и происходит очень редко.

При изменении какой-либо установки возможны такие ситуации:

  • соседние установки меняются по эмоциональному знаку с (+) на (-) и по интенсивности, что возможно для периферийных установок;
  • возможное изменение степени важности, значимости установки;
  • изменение принципа связи между соседними установками.

Социальные и политические установки отличаются в зависимости от возраста человека – чем старше человек, тем консервативнее его установки.

Изменение и формирование установок происходит в ходе реальной деятельности человека, его вовлечения в ту или иную группу.

Групповое влияние очень сильно и заставляет своих членов отказаться от прежних установок, изолируя, таким образом, человека от общества, что приводит к «социальному коллапсу». Человек теряет способность к критическому мышлению и его единственной реальностью становится жизнь группы.

Мало изменяющиеся социальные установки постепенно перерастают в стереотипы и предрассудки.

Стереотипы являются плодом личного опыта, а предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием её когнитивного компонента.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/socialnye_ustanovki_v_psihologii/

Социальные установки, как одна из основных социально-психологических характеристик личности

Социальная установка

Социальные установки характеризуют личность с социально-психологической стороны. Это отношение субъекта к людям, социальным группам, событийному ряду, происходящему в обществе. Все исследователи единодушны в определении смысла данного термина.

Определение 1

Социальные установки — это социально-психологический фактор в развитии личности.

Существует единое определение социальной установки личности как устойчивого отношения человека к социальным событиям, объектам и фактам. Однако этот термин в психологии имеет несколько значений с существенными различиями. Термин «attitude» в переводе на русский язык означает «пригодность», «соответствие».

Определение 2

Первоначальное значение — готовность человека к решению определенной задачи.

Объектами социальных установок являются люди, группы разной социальной направленности, текущие события, предметы материальной и духовной культуры. Социальная установка является важнейшим элементом характеристики личности и объясняет ее поведенческие действия в общественном процессе.

По прошествии времени значение термина «социальная установка» менялось. Понятие стали рассматривать как устойчивое отношение человека или объединения людей к чему-либо или к кому-либо. Внимательно изучив социальную установку, ученые пришли к выводу, что это явление сложное, относящееся к разряду психических состояний.

Трехмерная структура социальной установки

Как психическое состояние социальная установка представляет собой готовность человека к социальным действиям. Ученый М.Смит разработал и описал трехмерную структуру социальной установки, выделив в ней три компонента:

  • когнитивный;
  • аффективный;
  • поведенческий.

Определение 3

Когнитивный компонент — знание субъекта о том, к чему относится его социальная установка.

Определение 4

Аффективный компонент — эмоции, переживания, связанные с объектом, событием, процессом.

Определение 5

Поведенческий компонент социальной установки — реальные действия, действия, которые готов совершить человек, касающиеся рассматриваемого объекта.

Эти компоненты могут быть согласованы и не согласованы между собой. Если три составляющие не противоречат друг другу — это согласованные социальные установки. К примеру, позитивные знания, благоприятный эмоциональный фон и действия, охарактеризованные положительно, являются согласованной социальной установкой.

Несогласованная социальная установка включает в себя негативную информацию, положительное отношение и действия нейтрального характера.

Замечание 1

При согласованной социальной установке человек действует последовательно. Рассогласованная социальная установка вызывает противоречия в поведении, амбивалентные чувства.

Опиши задание

Исследования социальных установок можно объединить в три этапа. На первом этапе, в начале ХХ века, было введено понятие, начались теоретические и экспериментальные исследования.

Эти исследования стали продвигаться значительно быстрее, когда в годы Первой мировой войны были применены средства «психологической войны».

Это были пропаганда и агитация, которые оказывали психологическое воздействие на противника и на население, тем самым происходило изменение социальных установок.

Перед Второй мировой войной и после нее исследований почти не было. И только с конца 1950-х гг начался второй этап исследований.

До последней четверти ХХ века социальные установки были предметом науки, либо касались агитации и пропаганды. В настоящее время социальные установки интересны многим прикладным областям социальной психологии. Это и есть третий, современный этап исследований.

Формирование и изменение социальных установок

Большой вклад в исследование этого вопроса внес ученый К. Ховланд. Он продемонстрировал, что на социальные установки влияют три группы факторов, которые связаны с источником информации, содержанием информации и аудиторией, для которой эта информация предназначается.

Если человек положительно относится к источнику информации, его соц. установки больше подвержены изменениям. Если человек отрицательно относится к источнику информации, может произойти явление, называемое «эффектом бумеранга».

Социальные установки изменятся в противоположную ожидаемой сторону. Если источник информации является своим, которому человек безгранично доверяет, он может оказать большое влияние на изменение социальной установки.

Чужой источник информации не оказывает существенного воздействия на соц. установку.

и порядок поступления информации также влияет на формирование и изменение соц. установок. Первая информация больше влияет на социальные установки, чем последующая. Такое явление называется эффектом первичности. Для того, чтобы данный эффект возник, необходимы следующие условия:

  • непрерывный поток поступления информации;
  • поступление информации в период физической и психологической усталости от ее восприятия (невнимательность, отсутствие заинтересованности);

Информация, поступающая второй или последующей, эффективнее будет действовать при следующих условиях:

  • порционное поступление информации с большими временными интервалами;
  • поступление информации в течении долгого времени.

Если перед тем, как получить информацию, человек предупрежден о том, что ей нельзя доверять, а также если информацию воздействия человек получает заранее в небольших дозах (эффект прививки), он становится невосприимчив к ней.

Замечание 2

Если человек уже получил информацию, а затем был предупрежден о недоверии к ней, то такое предупреждение вряд ли сможет повлиять на изменение социальной установки.

Информация должна быть простой и понятной. Сложная и противоречивая информация не в состоянии существенно влиять на соц. установки. Если человеку представлены две позиции по одному вопросу, он не изменит свою точку зрения только потому, что ему сложно разобраться.

Восприятие информации также зависит от особенностей аудитории. Люди с позитивным настроем примут информацию, если она даже недостаточно качественна: лишена логики, не аргументирована.

Люди с отрицательным настроем могут не принять последовательную и логичную информацию. Люди с высоким интеллектуальным уровнем больше реагируют на доводы, чем на эмоции.

Если уровень образования, воспитания и культуры низок, больше подойдет информация эмоционального плана.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/sotsialnye-ustanovki/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: