Спиноза (Spinoza) Бенедикт (Барух)

Бенедикт Спиноза, биография, история жизни, факты

Спиноза (Spinoza) Бенедикт (Барух)

С портрета на нас смотрит мечтательный юноша с восточными чертами  лица. Его аскетизму позавидовал бы любой монах, а начитанности в священных книгах – ученый раввин.

Барух-Бенедикт Спиноза принадлежал иудаизму и христианству, однако и те и другие отвергли его, не приняв революционности идей. Пытаясь дать вселенной разумное обоснование, он придумывал невероятные вещи.

Направление его мысли не получило развития, однако философию Нового времени невозможно представить без оригинальных конструктов Бенедикта Спинозы.

Беженцы из Португалии

Новое время для евреев-сефардов началось с усиления деятельности инквизиции. Движение Реформации вызвало ответную реакцию католической церкви, которая принялась подчищать еретиков без всякого разбора.

В отличие от внутри-христианских ересей, иудеи еще с римских времен пользовались свободой вероисповедания. Однако теперь все изменилось. Семья Спинозы бежит от инквизиции из Португалии в веротерпимую Голландию.

Здесь родился Барух 24 ноября 1632 года четвертым ребенком от второго брака. Мальчик рано потерял мать, умершую в 1638 году от туберкулеза.

Отец Михаэль позаботился дать сыну приличное еврейское образование. В религиозной школе «Эц Хаим» Барух изучает не только иврит, Тору и Талмуд, но и знакомится с каббалистической мудростью.

Как губка впитал живой ум мальчика лучшие идеи средневековой схоластики. Ему недостаточно читать и говорить на нидерландском, испанском и португальском языках.

Изучив иврит, Барух осваивает латынь, итальянский и французский.

Помимо Маймонида, юноша знакомится с трудами Хасдая Крескаса и Авраама ибн Эзры, Авраама Когена Эрреры и Иегуды Абарбанеля, Аверроэса, Авиценны и аль-Фараби.

Весь этот «самиздат» противоречил догмам католичества и иудаизма, но образованные люди читали для расширения кругозора и такую литературу.

Не было и речи, чтобы проповедовать взгляды Хасдая Крескаса, который утверждал, что материя вечна, а творение было необходимо только для упорядочения этой материи. Следует напомнить, что по представлениям христиан и евреев Бог сотворил мир из пустоты.

Период безмятежной юности закончился в 1654 году, когда умер Михаэль Спиноза. Он завещал все деньги сыну Баруху. Эти монеты дали бы юноше независимость и возможность предаться наукам, но сводная сестра Ребекка подала иск, претендуя на часть наследства.

Молодой Спиноза нанял лучших адвокатов и оспорил иск, после чего сообщил сестре, что она может забрать все себе, за исключением кровати с балдахином, которая нравилась ему самому. Со времен Сократа нищета лишь украшает философа, и Барух решил повторить жизненный путь великого мудреца.

Любимую кровать пришлось разместить в жилище бывшего иезуита Афиниуса ван ден Энде.

Отлучение от веры предков

Еще до переезда в дом ван ден Энде Спинозу отлучают от иудейской общины Амстердама.

Напуганные раввины дали понять церковному, то есть, католическому, начальству, что не имеют ничего общего со своим единоплеменником, посмевшим критиковать Библию, которая была общей святыней для иудеев и христиан.

Не имея возможности сжечь еретика, как поступила инквизиция с Джордано Бруно, вожди еврейской диаспоры совершили замечательный ритуал отлучения, в котором Барух Спиноза даже не участвовал.

В июле 1656 года в синагоге протрубили в рог, погасили одну за другой свечи, после чего произнесли древнее проклятие: «По произволению ангелов и по приговору святых мы отлучаем, отделяем и придаем осуждению и проклятию Баруха. Да будет он проклят и днем и ночью. Да будет проклят, когда ложится и встает, да будет проклят и при выходе и при входе.

Да сотрет Адонай имя его под небом и да предаст его злу, отделив от всех колен Израилевых, со всеми небесными проклятиями, написанными в книге законов.

Никто не должен говорить с ним ни устно, ни письменно, ни оказывать ему какие-либо услуги и проживать с ним под одной       крышей, и стоять от него ближе, чем на четыре локтя, ни читать ничего, им составленного или написанного».

Многое из того, что написал этот оригинальный философ, пока не находит подтверждения в научном мире, однако такая «рекомендация» не позволяет нам забыть о нем до сих пор. Изгнанный из иудаизма и освобожденный от беремени отцовского наследства, Барух берет себе новое имя – Бенедикт, которое так же, как и прежнее имя, означает «благословенный». С этим именем он и вошел в историю философии.

Amor dei intellectualis

В усадьбе ван ден Энде располагалась частная школа, где Спиноза работал преподавателем, одновременно совершенствуя свои знания в древних языках и математике. Бывший иезуит, поэт и драматург Афиниус ван ден Энде знакомит Баруха с современной философией, в том числе с Декартом. Механистический принцип устройства космоса очень понравился Спинозе.

Ему вообще нравилось все, что имело разумное объяснение. Читая Джордано Бруно, он проигнорировал оккультные рассуждения итальянского мыслителя, но принял идею о бесконечной пантеистической вселенной. В жаркой печи его разума геометрия и теология переплелись в изумительный по красоте узор причин и следствий, объясняющий ход событий в истории мироздания.

Европа XVII века вскипала от вольнодумства. Реформация породила множество сект, которые так любил посещать Спиноза. Он сам создает вокруг себя нечто вроде секты, где проповедует пантеизм и геометрические принципы мироздания. Даже для веротерпимой Голландии это было слишком. Раввины Амстердама доносят на отлученного соплеменника властям, требуя изгнания его из города.

Спиноза перебирается в деревеньку Рейнсбург неподалеку от Лейдена, где пишет «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», «Основы философии Декарта» и «Этику». Его имя уже известно в кругах теологов и философов.

Член Лондонского королевского научного общества Генри Ольденбург посещает его здесь, несмотря на предостережение коллег.

После закрытия школы ван ден Энде философ снимает дешевые комнаты в различных городах Голландии, зарабатывая шлифовкой линз. По всей видимости, это ремесло он освоил еще до учительства в частной школе.

Он отказывается занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, предпочитая свободу. Доход от шлифовки и редкие издания его сочинений составляли сущие гроши, которых едва хватало на оплату жилья и скромное питание. Но Спинозу это не беспокоит.

Он готов на любые жертвы ради интеллектуальной любви к Богу (amor dei intellectualis).

Поздние сочинения Спинозы написаны на латинском. Он словно стремится закрыться от простого читателя нагромождением формул и геометрических построений. Круг его знакомых все больше сужается, но среди них – Христиан Гюйгенс, Эренфрид фон Чингаус, Готфрид Лейбниц и уже упомянутый Генри Ольденбург.

Робкая влюбленность в дочь Афиниуса ван ден Энде была единственной попыткой философа обрести семейное счастье. Он как будто предвидит краткость отпущенной ему жизни. Капитальный труд «Этика» Спиноза заканчивает до падения своего покровителя картезианца Яна де Витта, но опубликовать его не решается. Возможно, этот факт позволил философу умереть в своей постели, но тучи уже сгустились.

После анонимно опубликованного «Теолого-политического трактата» о нем пошла слава безбожника.

Мыслящая материя Спинозы

Со времен Аристотеля сущность европейской философии составляет три темы исследования – косная материя, Бог и человек. Различные направления по-своему объясняли их взаимодействие, соотношение и свойства.

Рене Декарт создал оригинальную модель мира, который живет по законам, запущенным некогда Богом. Так часовщик заводит часы, после чего уходит, предоставляя заведенный механизм самому себе. Совершенно очевиден дуализм Бога и сотворенной им вселенной. Они принадлежат к разным материальным субстанциям.

Так же и человек, в котором косная материя управляется душой, или мыслящей субстанцией.

Спиноза принимает механический принцип, но не может согласиться с дуалистичностью материи Декарта. По всей видимости, она не могла объяснить всей полноты бытия, которую пытался охватить своим разумом бывший ученик еврейской школы.

Его капитальный труд «Этика» включает теологические рассуждения, моральные принципы и все нагромождение законов материального мира. Познающая и непрестанно развивающаяся субстанция мира едина. Бог – уже не творец, но часть мироздания, точнее, признак (атрибут) этого мира.

Таким образом, вселенная является единой, вечной и бесконечной субстанцией, имеющей атрибуты протяженности, то есть присутствия ее в пространстве и времени, и мышления.

Перед нами природа, которая изучает себя самое в различных своих проявлениях. Это саморазвитие мыслящей субстанции и есть ее божественность. Человек – часть эксперимента природы, поставленной ею над самое собой. В нем собран не только весь опыт предыдущих экспериментов, но и создан сложнейший механизм восприятия окружающей действительности. В человеке природа осмысленно познает самое себя.

Фантомный философ

Спиноза сделал все, чтобы круг его читателей был максимально узким. Его неудобочитаемые конструкции были понятны только специалистам. После его смерти Спинозу надолго забыли, неожиданно вспомнив лишь в конце XIX века. Идеей мыслящей материи заинтересовались эволюционисты и неортодоксальные физики.

Мир стоял на пороге открытия релятивистского принципа и квантовой теории в физике. Волна и частица оказались различными свойствами единой материальной субстанции. Это не значит, что Спинозу стали читать больше, но его имя было у всех на слуху.

Знаменитый Остап Бендер назвал трех философов в разговоре с Шурой Балагановым, и один из них – Спиноза.

В Голландии в честь Спинозы названа престижная научная премия, а в Гааге и Амстердаме поставлены ему памятники. Его творчество исследуется и комментируется; ему посвящают свои труды современные мыслители.

В современной фантастической литературе его идея о мыслящей материи неожиданно нашла свое воплощение в повести Станислава Лема «Солярис».

Возможно, будущие поколения научатся понимать Бенедикта Спинозу лучше, чем мы, увидев в себе мыслящий океан, самодостаточный и бесконечный.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://theperson.pro/benedikt-spinoza/

Бенедикт Спиноза

Спиноза (Spinoza) Бенедикт (Барух)

Бенедикт Спиноза (Benedictus de Spinoza) – великий нидерландец XVII века, представитель метафизического философского направления, смело поднимавший вопросы о Боге, месте человека в мире и человеческом счастье.

  • Биография
  • Образование
  • Путь философа
  • Философские взгляды

Биография

Спиноза появился на свет 24 ноября 1632 году в Амстердаме (Amsterdam). Его отец и мать были представителями еврейского народа, потомками изгнанных из Португалии племен и нашедших дом в столице Нидерландов (Nederland). Отца звали Михаэль (Габриэль Алварес) (Michael (Gabriel Alvarez), мать – Ханна Дебора де Спиноза (Hannah Deborah de Spinoza), у них было 5 детей.

Занимались родители торговлей экзотическими фруктами и были достаточно обеспеченными. При рождении будущий философ получил имя Барух (Baruch). Мать умерла, когда Баруху было 6 лет, и воспитание детей занимался отец. Спиноза учился в церковной еврейской школе, дополнительно изучает теории древнегреческого философа Аристотеля (Aristoteles), латинский язык.

[veo class=»veo-yt» string=»rjL_6sNjT20″]

Известно, что уже в юном возрасте он одинаково хорошо изъяснялся по-португальски, по-испански, по-нидерландски, по-французски, по-итальянски, мастерски владел ивритом. В семье говорили на ладинском языке.

Образование

В 1654 году умирает отец, и Спиноза вместе с братьями Исааком и Габриэлем (Isaac en Gabriel) продолжают его торговое дело.

Спиноза увлеченно занимается самообразованием, читая философские сочинения мыслителей разных национальностей:

  • Еврейские мыслители Авраам ибн Эзра (Abraham Ibn Ezra), Маймонид (Maimonides), Герсонид (Personid), Хасдай Крескас (Hasdai Crescas), Авраам Коген Эррера (Abraham Cohen Herrera);
  • Арабские ученые Аль-Фараби (Al-Farabi), Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) (Abu Ali Ibn Sina (Avicenna), Аверроэс (Averroes) и др.

Такой широкий круг интересов, стремление разобраться в трудах неортодоксальных философов привел к отлучению Спинозы от иудаизма.
После этого он взял себе новое имя Бенедикт (Benedictus), братья выкупили его долю в отцовской фирме, уехал в маленький городок Оверкерк (Verkerk) неподалеку от Амстердама.

Однако движимый стремлением к познанию, Спиноза поступает в амстердамский колледж Ван дер Эдена (Van der Eden), чтобы учить латинский и древнегреческий, разобраться в философских взглядах европейских мыслителей, в научных трудах по проблемам естественных наук, берет уроки изобразительного искусства и приобретает навыки изготовления линз.

Он читает труды Томаса Гоббса (Thomas Hobbes), Рене Декарта (Rene Descartes), Пьера Гассенди (Pierre Gassendi), Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli), интересуется идеями Джордано Бруно (Giordano Bruno).

Спиноза даже немного преподает литературный еврейский язык иврит.

Его философские взгляды привлекают единомышленников и учеников, он начинает представлять опасность для ортодоксальной церкви. В 1660 году его официально изгоняют из Амстердама, и он переселяется в сельскую местность под городом Лейден (Leiden).

Путь философа

Живет он безбедно, так как его кормит ремесло – изготовление оптических стекол методом шлифовки. Рейнсбург (Ransburg), где поселился Спиноза, был центром идеологии коллегиантов.

[veo class=»veo-yt» string=»O_3MbT_wV5w»]

Именно здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и его счастье» («Over God, de mens en zijn geluk»), потом объемный труд «Этика» («Ethiek») и книги, посвященные анализу философских взглядов Декарта.

Смелые взгляды Спинозы быстро распространяются в ученой среде, поэтому к нему часто приезжают слушатели из университета в Лейдене. Именно в этот период, в 1661 году, завязывается дружба и обмен письмами, продолжавшийся до конца жизни Спинозы, с Генри Ольденбургом (Henry Oldenburg), который возглавлял королевское научное общество в Лондоне.

С 1663 года Спиноза проживает в предместье Гааги (Den Haag), в Ворбюрге (Voorburg). Здесь он сдружился с Христианом Гюйгенсом (Christiaan Huygens), знатоком физических и математических наук, и специалистом в филологических науках, поэтом Иоганном Фоссом (Johann Voss).

В 1664 году был напечатан труд «Основы философии Декарта» («De algemene filosofie van Descartes») с указанием фамилии автора. Он больше не печатал книги под своей фамилией, скрываясь под инициалами, так его сочинения были запрещены к изданию.

[veo class=»veo-yt» string=»vP2nGrPcrxM»]

В 1670 году выйдет анонимный труд «Теолого-политический трактат» («Theologisch-politiek traktaat»), где философ изложил свои атеистические взгляды. Не преследовали его только потому, что представитель государственной власти Ян де Витт (Jan de Witt) во многом разделял взгляды смелого мыслителя.

Тогда же Спиноза поселяется в Гааге, создает учебник «Еврейская грамматика» («Hebreeuwse grammatica»). Известного философа приглашали преподавать в университете в Гейдельберге (Heidelberg), но он отказался, объяснив, что так ему будет сложно сохранять верность своим взглядам и убеждениям.

Основополагающая книга «Этика» была завершена в 1675 году, но издать ее было невозможно, так как возглавлявшие государство представители рода де Витт были убиты в ходе антиправительственного мятежа, а у власти оказались лица, не поддерживавшие неортодоксально мыслящего Спинозу.

[veo class=»veo-yt» string=»9mEZX0OFa64″]

Скончался великий нидерландец в возрасте 44 лет в 1677 году от туберкулеза, которым болел более 20 лет.

Его похоронили на средства его друзей под плитами церкви Ньеве Керк (Nieve Kirk), а когда срок аренды места для захоронения истек, тело извлекли и, по одной из версий, просто выбросили, а по другой, более гуманной, перезахоронили в коллективной могиле. Личные вещи распроданы, а стол с рукописями был переправлен друзьям Спинозы в Амстердам, чтобы собрание трудов было издано посмертно.

В своем завещании Спиноза просил опубликовать его труды в год смерти, что и было выполнено, правда, без указания имени автора: на обложке латинского издания стояли только первые буквы B. d. S. В 1678 году труды Спинозы были напечатаны на нидерландском языке и сразу же запрещены.

На территории церкви Nieve Kirk есть памятная стела, установленная в память о великом вольнодумце.

Философские взгляды

Цель теории Спинозы – поиск путей к обретению человеком счастья, радости и внутренней гармонии.

[veo class=»veo-yt» string=»Qo6bqYy25Sk»]

Чтобы стать счастливым, человеку нужно разобраться в самом себе и в своем месте в мире, изучить законы бытия как первопричины.

В своих трудах Спиноза формулирует основные понятия, на которых основывает все аксиомы и теоремы:

  • Субстанция – единство всего, что существует само по себе, неделимое и бесконечное с точки зрения временной и пространственной; это мир вокруг человека, представляющий собой единство природы, Бога, духа (Бог при этом не имеет личностного начала, воли, ума, Бог – часть существующей субстанции, такой же, как человек, зверь, растение и др.);
  • Атрибут субстанции – сущностный смысл и реализация субстанции (например, Бог), два из них наиболее важные и неразрывно взаимосвязанные – мышление и протяжение; но ни один атрибут не оказывает воздействия на другие;
  • Протяжение – это главный признак тела, комплекс его физических свойств;
  • Мышление – один из атрибутов субстанции, причина всего в природе, признак всего сущего в мире – и одушевленного, и неживого;идея – определенное выражение мышления;
  • Причинность – постоянная и не изменяющаяся взаимообусловленность причин и следствий, в результате чего не могут существовать такие понятия, как случайность или свобода воли человека (а устремления человеческие существуют, потому что они необходимы);
  • Любовь к Богу – активное желание человека жить в гармонии с взаимосвязями всех вещей, которое делает человека счастливым;
  • Помощь Бога извне – соответствие и гармония между реальным миром вещей и устремлениями человека, которому не нужна помощь знания;
  • Помощь Бога изнутри – использование знания для приведения в гармонию взаимоотношений человека и окружающего мироздания;
  • Несчастье – отсутствие внешних и внутренних видов помощи Бога;
  • Аффекты – состояния тела и идей, побуждающие человека действовать (существует 3 аффекта – удовольствие, неудовольствие и желание).
[veo class=»veo-yt» string=»SZ7fJlMBZBs»]

Спиноза много размышляет о природе чувств, в частности, любви к человеку и в Богу. Взгляды Спинозы послужили развитием метафизической философии, обращающейся к проблемам первоначальной природы мира.

В теориях Спинозы объединились теоретические положение представителей нескольких философских и научных школ:

  • Стоицизм мыслителей античного мира;
  • Рационалистические взгляды еврейских ученых периода средневековья;
  • Ренессансный гуманизм;
  • Основные положения естественнонаучных теорий и др.

Называя Спинозу философом барокко, имеют в виду его способность объединить признанные им рациональными идеи разных направлений в философии.

[veo class=»veo-yt» string=»5mFcGs4SN20″]

Идеи Спинозы популярны, у них много поклонников. Например, его взгляды разделяли такие великие умы, как Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe) и Альберт Эйнштейн (Albert Einstein). В Амстердаме и Гааге установлены памятники великому философу Бенедикту Спинозе.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку (281 4,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/benedictus-de-spinoza.html

Бенедикт Спиноза: биография, философия, основные идеи

Спиноза (Spinoza) Бенедикт (Барух)

В мире ничего сложного нет, ведь он геометричен и закономерен, поэтому мир легко поддается познанию. Нужно только применять геометрические методы, и все станет на свои места. Так считал известный философ и мыслитель из Нидерландов Бенедикт Спиноза.

Его причисляют к пантеистической школе, поскольку он доказал, что природа является бесконечной и вечной субстанцией. И она отождествляется с Богом. Своими мыслями, идеями, размышлениями Спиноза делился с учениками и читателями, которые сейчас изучают его трактаты.

Для студентов философских и гуманитарных факультетов изучение трудов Спинозы является обязательным. Не с первого раза можно понять, что имел в виду в своих высказываниях и афоризмах этот великий голландец еврейского происхождения.

Сочинения наталкивают на глубокие размышления о природе, человеке, его действиях и закономерностях существования.

Происхождение и образование

Бенедикт Барух (еврейское имя) Спиноза появился на свет в Амстердаме 24 ноября 1632 г. В то время город уже завоевал славу центра вольнодумства и толерантности в Европе.

Отец будущего философа решился на переезд в Амстердам, чтобы убежать от жестокой португальской инквизиции. В XVII в. представители католической церкви всячески боролись с инакомыслием в своих рядах, преследуя всех противников христианской веры.

Страдали и евреи, которых Португалия причисляла к народам, приносящим одни беды и проблемы.

Родители принадлежали к еврейской общине, регулярно ходили на собрания, проводившиеся в Амстердаме. Когда маленький Бенедикт подрос, его отдали в еврейскую школу.

Мальчик был у преподавателей на особом счету, поскольку его отец был довольно богатым купцом. Спинозу заставляли читать средневековых еврейских философов, комментарии к Талмуду и Ветхому Завету, учить древний язык своего народа.

Учителя и община хотели, чтобы потом мальчик стал раввином и богословом. У Бенедикта были все предрасположенности к этому.

Ему легко давалась учеба, он глубоко задумывался над работами философов-евреев, особенно над трудами Уриэля Акосту.

Огромный вклад в получение знаний внесло и то, что Барух посещал учебное заведение Франциска Ван ден Эдена. Знакомство здесь с античной историей, культурой, философией, литературой полностью изменило мировоззрение Спинозы. Он стал увлекаться изучением латинского языка, естествознанием, математикой.

Любимым философом стал Рене Декарт, которого Бенедикт уважал за вольнодумство, свободомыслие, критическое отношение ко всему живому и неживому. Именно то, что Декарт подвергал все сомнению, особенно истины, которые считались общепринятыми, очень импонировало Спинозе.

Ведь он получил еще одно подтверждение тому, что все надо проверять и делать логические заключения, основываясь на своих наблюдениях и знаниях.

Уход из общины

Приверженность другим традициям и серьезное увлечение европейской философией обеспокоили ортодоксальных членов еврейской общины. Они требовали, чтобы Спиноза отрекся от новых идей и вернулся к истинной вере.

Раскол в отношениях непокорного молодого человека и руководителей общины стал заметен тогда, когда Бенедикт нашел и указал на противоречия между богословием евреев и Ветхим Заветом. Он стал подвергать сомнению догматы, которые касались следующих истин:

  • сотворение мира,
  • загробная жизнь,
  • божественность Священного Писания.

После угроз последовали уговоры и подкуп. Философу обещали, если он вернется обратно в иудаизм и отречется от еретического образа мышления, большую ежегодную пенсию. Спиноза отказался, за что поплатился. На него было организовано покушение.

Отец Бенедикта очень тяжело переживал поведение сына и его отход от еврейских канонов. Он надеялся, что со временем его наследник одумается и продолжит семейное дело. Так и случилось, но не по желанию самого Спинозы.

Отец умер в 1654 г., завещав коммерцию и торговлю сыну. Тот несколько месяцев пытался руководить компанией отца, но понял, что лучше философии ничего нет. Он добровольно отказался от наследства и занялся дальнейшим изучением европейских философских трактатов, создавая и свои.

За этим последовало полное отлучение от иудаизма, изгнание из родной общины. Ее руководство пошло дальше. Оно приказало Спинозе навсегда покинуть Амстердам.

Жизнь с философией и рядом с ней

За пределы Нидерландов философ не выехал. Он просто сменил место жительства, выбрав не городскую местность, а сельскую. По мнению мыслителя, тут существовали идеальные условия для того, чтобы думать и развивать картезианскую философию. Чтобы как-то зарабатывать, Спиноза научился шлифовать оптические стекла, т. е. линзы. Это стало приносить ему хоть какой-то доход.

В свободное от работы время философ писал и преподавал своим единомышленникам. Их было немного, но все они с увлечением слушали учителя. Вскоре Спинозу воспринимали только как вольнодумца и атеиста, из-за чего к нему стала враждебно относиться протестантская церковь Голландии.

Из-за преследований священников Спиноза все время менял местожительство, пока не обосновался окончательно в Гааге.

Философ много писал и публиковал, но только одна работа вышла под его настоящим именем. Остальные трактаты Бенедикт издавал анонимно. Тем не менее авторство иногда удавалось установить, что делалось поводом для травли мыслителя.

До конца своих дней трудился над очередным трактатом, который был издан уже посмертно. Умер Спиноза от туберкулеза 21 февраля 1677 г. Ему было всего 44 года, из которых он почти двадцать лет страдал от болезни. Постоянное вдыхание пыли от шлифовки линз усугубило туберкулез, как и курение, которым постоянно увлекался философ.

Все имущество мыслителя распродали, последнюю работу опубликовали анонимно. Труды Спинозы были запрещены в Голландии на следующий год после смерти философа.

Произведения

Для своих учеников мыслитель написал сочинение «О боге, человеке и его разуме». Этот трактат философ создавал в течение двух лет, закончив его к 1660 г. Спустя три года появился трактат под настоящим именем Спинозы, где были изложены тезисы картезианства.

Называлась эта работа «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом». Следующие работы выходили не так часто, как первые две. К остальным произведениям Бенедикта относятся:

  • «Богословско-политический трактат» (1670) – против власти иудеев и кальвинистских клерикалов. Говорил Спиноза о том, что философия свободна от религии, каждый человек может трактовать Библию так, как понимает ее. В этой же работе Спиноза поддержал республику как основу государственного строя.
  • «Этика, доказанная в геометрическом порядке» (1675).
  • «Политический трактат» (1677), продолжение предыдущего сочинения.

Повторное открытие работ Спинозы произошло в XVIII–XIX вв., когда европейская философия стала возрождаться под влиянием политических, социальных и экономических изменений на континенте.

Факторы, повлиявшие на мировоззрение философа

Мыслитель был материалистом, его идеи стали предметом научного спора еще при жизни и продолжаются до этих пор. Нелегко пришлось Спинозе из-за преследований родной еврейской общины и церкви Голландии. Вольное мышление и желание все объяснять по-своему – характерные черты материализма философа. И «виноват» в этом не только Декарт.

Формирование и развитие учения Спинозы объясняются и другими причинами:

  • Политическая ситуация в Европе во второй половине 1650-х гг. В частности, в Германии прошла Реформация и Крестьянская война, а в самой Голландии – завершилась буржуазная революция. Она в Нидерландах переросла в борьбу против испанского засилья и феодализма. Аналогичная ситуация наблюдалась в Англии.
  • Активизировались национально-освободительные движения в Европе, в результате чего стали возникать на континенте первые республики.
  • Борьба капитализма и феодализма.
  • Превращение Голландии в великую морскую и колониальную державу, что сказалось на развитии науки, техники и знаний.
  • Развивались искусство, живопись, естественные науки.

В Нидерландах возникла классическая школа живописи, для которой был характерен реализм. Также Голландия превратилась в передовую страну по техническим и естественным наукам, что способствовало развитию научной мысли.

Страна привлекала людей разных вероисповеданий и профессий, что положительно влияло на просветительство, образование, науку, философию, математику.

Новая философия отражала тенденции общества, которое способствовало производству, капитализму, отделению церкви от государственных органов власти.

Таким образом, религия была оттеснена на второе место в идеологии и обществе. Этим и воспользовались многие философы того времени. Среди них был и Спиноза. Его материализм подкреплялся достижениями астрономов, математиков, физиков, химиков, механиков.

Философ был классическим представителем метафизики, которая совсем по-другому трактовала природу и общество. Спиноза, как Гоббс, Бруно и Локк, отошел от исторического подхода к изучению природных явлений и человека.

Главные идеи учения

В трактатах философа четко прослеживается влияние Декарта (рационализм) и средневековый пантеизм Джордано Бруно.

Длительное время изучал мыслитель философию Гоббса и Бэкона, что сказалось на увлечении геометрией. Спиноза обожал эту науку, считая ее совершенной.

Четко прослеживается любовь к данной науке в трактате «Этика», которая построена на определениях, аксиомах, теоремах, доказательствах, выводах и примечаниях.

Основными тезисами материализма Спинозы являются следующие:

  • Бог и природа тождественны. Природа при этом единая и бесконечная субстанция, которая является причиной самой себя. Проявляется природа через модусы. У этой субстанции есть свойства, из которых человек может понять только протяженность и мышление.
  • Мир – это строгая и жестокая детерминистическая система, поэтому теологи постоянно нападали на философа.
  • Создал собственную концепцию последовательного рационализма. Он считал, что познание к человеку приходит через опыт беспорядочного характера, чувства и аналогии.
  • У человека могут возникнуть искаженные идеи, ведущие к ложным знаниям.
  • Рассудок порождает адекватные идеи и общие идеи. Так, считал Спиноза, возникало познание второго порядка.
  • Познавать суть вещей можно с помощью интуиции, которая не существует без рассудка. Такое сочетание обеспечивает получение истинного знания.
  • Нет свободы воли, поскольку тело человека обладает протяженностью, а душа мышлением. Эти модусы вынуждены подчиняться необходимости, что приводит к порабощению и рабству человека.
  • Человек поддается аффектам, которые являются страстями.
  • Получить полную свободу можно только через совместимость необходимости и свободы, которая противостоит любому виду насилия и принуждения. Стать свободным человек способен только тогда, когда станет интеллектуально ближе к Богу.

Спиноза ввел в оборот такое понятие, как «разумный индивид». Он способен любить на интеллектуальном уровне себя и других людей, соединяться с природой, Богом и миром. Воспитать человека способна только мораль, обеспечивающая целостность и позволяющая переносить проблемы стойко и спокойно.

Учение Спинозы использовали философы в последующие столетия. Свободомыслие, рационализм и критическое отношение к вещам способствовали развитию атеизма и естествознания.

Популярность философского подхода объясняется и тем, что мыслитель отказался от родной веры и фактически от семьи ради занятия наукой и преподавания своих идей ученикам. Полемика, которую он вел на страницах своих научных трудов, считается классическим примером материализма.

Практически в каждой работе Спиноза обращался к Декарту и использовал геометрические методы объяснения общества, природы, политического устройства.

Источник: https://NetherlandsLife.ru/benedikt-spinoza/

Барух Спиноза

Спиноза (Spinoza) Бенедикт (Барух)

Серьезным прорывом в сфере философской мысли стало утверждение Баруха Спинозы, жившего в семнадцатом веке, что в Природе существует изначальная цель, и эта цель определяет весь путь развития до самого конечного состояния.

«Все вещи в природе происходят от некоторой определенной необходимости и с абсолютным совершенством».

Именно к такому совершенству этот необыкновенный человек стремился всю свою короткую жизнь, абсолютно не считаясь с мнением большинства. 

Жизнь Спинозы

Барух Спиноза родился 24 ноября 1632 года в столице Нидерландов, в городе Амстердам. Его семья была родом из Португалии.

Это Михаэль и Ханна де Спиноза, евреи – марраны, которые были вынуждены принять христианство под угрозой смерти. Переехав в Нидерланды, семья сразу вернулась к иудаизму.

Отец Баруха имел преуспевающий бизнес по торговле фруктами, и в юности его пятеро детей ни в чем не нуждались. 

Барух обучался сначала в начальной религиозной школе, затем в ешиве. Будучи очень способным в усвоении знаний, он изучил Тору, Талмуд, основы еврейского богословия и риторики, а также труды известного каббалиста Рамбама, Аверроэса, Аристотеля.

Он учился у таких выдающихся  современников, как Исаак Абоаб, Менаше бен Исраэль. Барух постоянно совершенствовал свои познания в различных науках, развивал интеллект и изучал каббалу.

Знал множество языков – латинский, португальский, испанский, голландский, французский, итальянский, ладино и, конечно же, иврит.

В тот период, когда формировались взгляды юного Баруха, в Европе, вместе с разразившимися религиозными войнами со стороны Протестантской церкви, нетерпимостью и фанатизмом, также пробуждалось свободомыслие и веяло политической свободой. Впитав атмосферу этого революционного времени, Спиноза вышел из привычных рамок иудаизма, которым он обучался, и стал высказывать не соответствующие ортодоксальному еврейству мысли.

Из-за высказывания Спинозой «неортодоксальных взглядов» 27 июля 1656 г. на него был наложен херем, то есть полный запрет на общение с еврейской общиной.

После этого Спиноза изменил свое еврейское имя Барух на светское Бенедикт и, оставив семейный бизнес брату, уехал в пригород Амстердама, а затем и вовсе переехал в Рейнсбург. Там он обосновался, устроил свою библиотеку и оптическую мастерскую.

Занимался Бенедикт Спиноза написанием философских трудов и зарабатывал на жизнь шлифовкой линз, чему обучился еще в еврейской общине.

Свою жизнь он закончил в Гааге 21 февраля 1677, куда переехал за семь лет до смерти.

Философия Спинозы

Барух – Бенедикт Спиноза внес очень большой вклад в современный процесс познания. Он первым начал рассматривать душу и тело как одно целое, а не как различные сущности. Бог в его понятии является воплощением Природы и Вселенной.  

«Познание Бога приносит свободу от страха, принятие своей судьбы, истинное счастье», – писал он.

Сам образ жизни Спинозы стал примером воплощения его идей духовного совершенства, при отсутствии материальных интересов и соревнования за превосходство над людьми.

В своем главном труде «Этика» он писал:«Радость я понимаю, как пассивный переход сознания в состояние большего совершенства, а под болью – пассивный его спуск в состояние меньшего совершенства». Очень интересна концепция добра и зла в интерпретации Спинозы.

Он не считал эти понятия объективными, а объяснял добро как нечто полезное для поставленной цели, а зло это то, что препятствует добру.

Бенедикт Спиноза относится к числу так называемых «жестких детерминистов». Это означает, что он полностью отрицает свободу воли. Он считает, что все в нашей жизни предопределено заранее, и все события в мире происходят с определенной «божественной необходимостью».

Барух Спиноза своими новыми взглядами очень продвинул развитие философской мысли.

Его работы, аскетический образ жизни, яростное стремление к познанию сущности жизни, вызывали уважение и даже восхищение у многих современников. У Спинозы были ученики, поклонники, последователи.

Эйнштейн, который очень ценил Спинозу, написал о нем в 1932 году поэму. «Как сильно я люблю этого благородного человека, больше, чем я могу выразить словами».

Что не учел Барух Спиноза

Даже в наши дни, спустя четыре столетия со времени деятельности Спинозы, все те вопросы, которые он освещал в своих трудах, остались очень актуальными. Барух Спиноза пытался найти путь к совершенству, к Создателю всей Природы и Вселенной.

Всю свою недолгую жизнь он прожил фактически в одиночестве и поиске истины. Хотя для своего времени он совершил очень смелый шаг вперед. Он вывел еврея из рамок слепого выполнения физических заповедей и занялся поиском сущности Божественного.

 

Однако Спиноза очень ошибался в понимании значения иудаизма и роли своего народа в достижении этого самого совершенства, к которому он сам всю жизнь стремился.

Он пытался оспорить особую роль евреев в духовном развитии человечества и объяснить весь процесс развития с точки зрения ученого-философа.

Но философия не имеет практических инструментов исследования и поэтому подобный подход остается лишь умозрительным.

Истинное понимание духовного пути человечества заложено в корнях еврейского народа, а все традиции лишь производная этих корней. Именно об этом еще в далекие времена писали мудрецы – каббалисты, труды которых изучал Барух Спиноза.

Наука каббала полностью согласуется с выводами Спинозы о том, что «конец действия находится в изначальном замысле». И конец действия – это совершенство.

Но для Спинозы совершенство было чисто абстрактным понятием, а на самом деле это состояние, когда все люди подобны отдающей и доброй силе – Творцу или Природе. И не случайно все человечество сегодня относится к еврейскому народу с определенной претензией.

Потому что именно у евреев имеется инструмент, с помощью которого они сами, а затем и весь мир, могут прийти к реальному, абсолютному счастью и гармонии. И этот инструмент – наука каббала, которая в наше время открыта для изучения всем ищущим истинной цели в жизни.

Ривка Гольдес

Источник: https://jewish-secret.com/barukh-spinosa/

Детство и юность

Бенедикт, или Барух, де Спиноза родился 24 ноября 1632 года в семье голландских евреев-сефардов, изгнанных из Португалии. Отец владел бизнесом по торговле фруктами, а мать помогала ему в лавке, занималась домашним хозяйством и следила за пятерыми детьми.

Следуя традициям религиозных предков, будущий философ ходил в специализированную школу, где, помимо общеобразовательных предметов, изучали Талмуд и иврит. Там наравне с раввинистической литературой он познакомился с трудами древних мыслителей, которые переводил и интерпретировал иудейский богослов Моисей Маймонид.

Вскоре под началом опытных педагогов Саула Мортейра и Менаше бен Исраэля Бенедикт овладел азами латыни и выучил португальский и испанский языки. Он начал интересоваться светскими произведениями, но это не помешало после смерти родителя по старому иудейскому обычаю читать траурную молитву кадиш.

Cercare il denaro, o qualunque altra cosa, nella misura sufficiente a sostenere vita e salute e a conformarci a quei…

La filosofia «moderna» Воскресенье, 5 ноября 2017 г.Памятник Бенедикту Спинозе

Получив наследство, Спиноза отказался продолжать семейный бизнес и передал права собственности младшему брату и старшей сестре. Он познакомился с коллегиантами и вскоре был изгнан из еврейской общины, благодаря чему сумел продолжить образование в частном иезуитском колледже.

Юноша занимался углубленным изучением естествознания и философии, и больше других его интересовали работы, которые написал Рене Декарт. Зарабатывать на жизнь пришлось преподаванием иврита и шлифовкой оптических стекол, что дало возможность подготовить к печати первый анонимный научный трактат.

В конце 1650-х годов Спиноза возглавил кружок мыслителей, что в корне изменило его биографию и повлияло на последующую жизнь. Его признали угрозой благочестию и морали и принудительно выдворили из Амстердама за то, что он был связан с протестантами и открыто поддерживал рационализм.

Личная жизнь

Согласно фотокопиям сохранившихся документов, Спиноза не заботился о личной жизни, поэтому у него никогда не было ни жены, ни детей. Он вел одинокое существование в Рейнсбурге, Ворбюрге и Гааге, зарабатывая шлифовкой оптики и получая пожертвования от друзей.

Философия

Для того чтобы беспрепятственно заниматься философией, Бенедикт перебрался на юг Голландии и написал текст произведения «Трактат об усовершенствовании разума». Кроме этого, он начал работу над первой книгой знаменитой «Этики» и изучал труды членов Лондонского королевского научного общества.

Основной идеей сочинений этого времени стало познание человеком собственной природы, что привело автора к тщательному изучению логики и метафизики бытия. Это понятие ассоциировалось с бесконечной вселенской субстанцией, которая с любой точки зрения являлась причиной самой себя.

Противореча утверждениям Декарта, который был признанным рационалистом, изгнанный мыслитель наделил все сущее рядом атрибутивных свойств. Описание мышления и протяжения было расценено как вклад в психологию и применено на практике для характеристик физического тела, обладавшего душой.

Бюст Бенедикта Спинозы

Реальность мира философ определял, как и большинство натуралистов, этика которых изначально строилась на чисто природных способностях. Поэтому понятие «воля бога» он объяснял объективными причинами, наотрез отметая предположения о свободе воли и случайностях.

Всякое действие, внутреннее или внешнее, Бенедикт связывал с материальным миром, который существовал во вселенной, построенной «в соответствии с порядком вещей». Человек, чье тело наделено аффектами, мог достигнуть радости и гармонии, руководствуясь разумом, логикой, законами, желаниями и интуицией.

За смешение понятий из разных областей знания философа критиковали современники и последователи, а некоторые находили в «еретических» идеях признаки кабалы и оккультных наук. Но, несмотря на это, цитаты Спинозы распространились и со временем стали афоризмами, поскольку в России и странах Европы опубликовали каждый написанный труд.

Смерть

Причиной смерти Бенедикта Спинозы 21 февраля 1677 года стал туберкулез легких, который связывали с курением табака. Тело попало в общую могилу, имущество и письма подверглись уничтожению, а чудом уцелевшие философские трактаты издали без имени автора.

Библиография

  • 1660 – «О боге, человеке и его счастье»
  • 1662 — «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»
  • 1663 — «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
  • 1670 – «Богословско-политический трактат»
  • 1677 – «Политический трактат»
  • 1677 — «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
  • 1677 — «Еврейская грамматика»

Линдси Стирлинг

Скрипачка, танцовщица, композитор

Источник: https://24smi.org/celebrity/117622-benedikt-spinoza.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: