Способы подачи материала на тренинге, Part 2

Содержание
  1. 5 типов сложных участников на тренинге
  2. Неуверенность тренера
  3. Самоуверенность тренера
  4. Неправильная подача материала
  5. Антипатия к тренеру
  6. Низкая мотивация
  7. Тревога
  8. Утомление
  9. Низкий культурный уровень
  10. 1.Чрезмерно общительный
  11. 2.Лидер/Эксперт
  12. 3.Пассивный
  13. 4. Спорщики
  14. 5.Нарушающий дисциплину
  15. Как правильно организовать тренинг?
  16. Что такое тренинг?
  17. Принципы тренинга
  18. Подбор помещения для тренинга
  19. Выбор оборудования для тренинга
  20. Первые шаги в организации тренинга
  21. Определяем целевую аудиторию
  22. Формы проведения тренингов
  23. Оформление тренингов
  24. Некоторые методы работы в тренинге
  25. Этапы тренинговой работы в методическом тренинге:
  26. Взаимосвязь целей групповой работы и тренинговых групп [1]:
  27. Структура занятия включает в себя:
  28. Тренинговые методы работы с прошлыми событиями: метод регрессии, метод обмена опытом, метод имитации
  29. Тренинговые методы работы со случающимися событиями (на тренинге): метод концентрации присутствия, метод групповой рефлексии, метод построения диспозиций
  30. Тренинговые методы работы с конструируемыми событиями включают в себя метод символического самовыражения, метод группового решения проблемы, метод операционализации
  31. Список литературы :
  32. Для получения допуска к зачету по методическому тренингу необходимо:

5 типов сложных участников на тренинге

Способы подачи материала на тренинге, Part 2

Причины появления сложных участников

«Сложный участник»

Любой тренер когда-либо сталкивался со сложными участниками. Это те люди, которые, так или иначе, препятствуют эффективной работе группы или выражают свое сопротивление, активно или пассивно. Эти участники более всего пугают начинающих специалистов и на первых порах могут провоцировать неприятные или даже стрессовые ситуации.

Однако же, с течением времени, с опытом и постоянной практикой тренер приобретает навыки работы даже со специфичными участниками.

Более того, я думаю, что многие тренеры со мной согласятся, что в какой-то момент времени эти участники перестают вызывать какие-либо неприятные эмоции и, увидев одного из них, вы можете практически сразу определить, как его вовлечь в работу и выстроить с ними правильные деловые отношения. В этой статье мы разберем 5 типов сложных участников на тренинге и способы работы с ними.

Первое, с чего стоит начать обсуждение этой темы – это причины «сложного» поведения участников.Нужно понять, что подталкивает вашего трудного участника к его поведению и, исходя из причины, принимать соответствующие меры. Причины могут внутренние (особенности характера, жизненного опыта участника) и внешние (условия, качество проведение тренинга).

Неуверенность тренера

  • Это самая первая и основная причина. Интересный факт – всех самых сложных участников вы встречаете тогда, когда вы их боитесь. Когда тренер компетентен и уверен в себе, он замечает, что по какой-то необъяснимой причине, у него практически нет сложный участников. На самом деле очень часто тренер провоцирует сам участников своей неуверенной манерой поведения.

Самоуверенность тренера

  • Высокомерное поведение тренера также очень часто провоцирует сопротивление участников. При этом очень это может быть не открытая конфронтация, а пассивное выражение своего нежелания работать: скука, пассивность, нежелание выполнять задание. Поэтому тренер всегда должен находить ту золотую середину, когда он уверен в себе, однако же, уважительно относится к своей группе.

Неправильная подача материала

  • Под словом «неправильная» я имею в виду ряд возможных ошибок тренера: слишком много теории, чрезмерная сложность подачи, примитивность материала, скучность изложения и т.п. Крайне важно, чтобы наполнение тренинга было адекватно уровню группы и было максимально практичным.

Антипатия к тренеру

  • Даже если тренер ведет себя корректно, участнику может казаться, что тренер недостаточно квалифицирован или практичен: это может быть обусловлено разницей в возрасте, опыте работы, должности и т.д. Как правило, сопротивление, вызванное этой причиной быстро уходит в процессе общения, когда участник убеждается в компетентности тренера.

Низкая мотивация

  • Это та ситуация, когда участник не считает обучение необходимым. От них можно часто слышать фразы «зачем мы вообще пришли», «а можно уйти пораньше», «зачем вы нам это рассказываете», «покупатели такое не спрашивают» и т.д. В данном случае стоит обратить внимание на разъяснение практической пользы от обучения и уделить больше времени на проблематизацию участников (упражнения, которые показывают, что участники недостаточно компетентны в некоторых сферах). То есть, ваша задача заключается в том, чтобы показать участникам, что у них есть зоны роста и сегодня вы будете им полезны.

Тревога

  • Очень часто участникам кажется, что их пытаются в чем-либо обвинить, либо ухудшить условия работы, либо показать им какие они «плохие», то есть некомпетентные или непрофессиональные. Это случается тогда, когда участникам изначально дали неправильную установку перед обучением, и они воспринимают его не как возможность развития, а как наказание. Участник могут быть настроены агрессивно («ну что вы тут расскажете», «вы не знаете как мы работаем») либо часто отвлекаться на жалобы и оправдания. В этом случае стоит уделить внимание установлению контакта с аудиторией и сбору ожиданий. Необходимо дать понять, что вам интересно мнение участников и вы готовы к сотрудничеству с ними.

Утомление

  • Часто тренинги связаны с перегрузкой участников, когда они просто не могут осознать и понять все объем информации. Кроме того, одни участники могут утомляться быстрее, чем другие и иметь более низкий темп работы. Участники могут становиться пассивными, отказываться от выполнения заданий или открыто заявлять о своем нежелании продолжать работу. В данном случае стоит изначально оценить объем информации и убедиться в том, что он будет доступен большинству участников. Если на каком-либо тренинге у вас постоянно идет сопротивление из-за усталости, вам стоит сократить его объем либо разбить его на 2 дня, упростить упражнения, увеличить количество перерывов.

Низкий культурный уровень

  • Это могут быть участники, которые перебивают, разговаривают по телефону, грубо выражаются, опаздывают и в целом ведут себя вызывающе. В данном случае ваше спасение кроется в правилах тренинга. Всегда заранее оговаривайте правила тренинг и призывайте участников строго следовать им. Это особенно важно при работе с новой аудиторией, участники которой вам незнакомы.

Мы разобрали общие причины, которые провоцируют появление сложных участников и стратегию работы с ними.

Теперь же давайте рассмотрим конкретные типы сложных участников и особенности работы с каждым из них в отдельности.

1.Чрезмерно общительный

Это те участники, которые постоянно отходят от темы, рассказывают бесконечные (порой очень интересные) истории, задают множество вопросов, которые не имеют практического значения и в целом стараются перетянуть на себя внимание аудитории.

Ситуация усугубляется тем, что эти участники часто очень доброжелательны и вам просто неудобно его обрывать. Однако же вам стоит сразу же выстроить отношения в правильном формате, иначе он «съест» массу вашего времени.

Призывайте участников соблюдать правила и не отвлекаться на посторонние или малозначимые темы.

2.Лидер/Эксперт

Это участник, которые стремиться показать свое превосходство, как перед вами, так и перед другими участникам группы. Здесь важно понять, действительно ли он эксперт, либо его знания поверхностны. Если мы убеждаемся, что он отлично разбирается в данной сфере, мы можем позволить ему играть свою роль и дополнять тренинг интересными подробностями.

Однако, в любом случае, мы оставляем лидерство за собой и держим некоторые границы, не давая участнику сломать структуру тренинга.

Если же вы понимаете, что участник экспертом не является, вы можете как дать ему это понять (задавая вопросы, которые покажут его недостаточную компетентность) так и просто ограничить его высказывания, отдавая слово другим участникам.

3.Пассивный

Всегда есть те участники, которые садятся на самый дальний стул или последний ряд, смотрят в окно и не выражают желания работать. В данном случае вам нужно убедиться в том, что участник здоров и хорошо себя чувствует (это можно сделать на перерыве, например) и применять методы вовлечения.

Задайте ему вопросы, спрашивайте его мнение, делайте его капитаном команды. Кроме того, имейте в виду, что часть участников могут быть интровертами и чувствовать себя некомфортно в группе.

В работе с такими людьми вы можете периодически убеждаться в том, что они все понимают, однако задействовать их в меньшей степени.

4. Спорщики

Есть ряд участников, которые постоянно оспаривают ваши доводы и стремятся во что бы то ни стало доказать свою правоту. Что характерно, часто споры касаются несущественных вопросов, которые не являются важными и в целом они утомляют аудиторию.

Есть несколько способов работы с такими участниками: есть заданные им вопрос важный, вы можете вовлечь остальную аудитория для ответа на его вопрос. Так он получит развернутый ответ и ваша аудитория повторит материал.

Если вопрос не важный, или их слишком много, важно не увлекаться полемикой, и предложить отложить вопрос на перерыв. Также важно напомнить о правиле экономии времени на тренинге.

5.Нарушающий дисциплину

Есть участники, которые постоянно опаздывают, отвечают на звонки или перебивают остальных участников. В данном случае вам поможет строгое следование правилам тренинга и выполнение всех наказаний. Если обещали закрыть дверь после перерыва и никого не пускать – значить, надо это сделать.

Если вы договорились, что за использование телефона участник должен, например, читать стихи, значит, после следующего перерыва он должен сделать это. Кроме того, вы сами должны выражать свое неодобрение такого поведения, акцентируя внимание на том, что оно снижает эффективность тренинга.

Итак, мы разобрали основные причины сопротивления группы и 5 типов сложных участников на тренинге. Резюмируя, можно сказать, что комфортную и продуктивную работу обеспечивают уверенность тренера в себе и его уважение к группе в целом и к каждому участнику, тщательная подготовка тренинга и релевантность информации, а также грамотное применение способов удержание внимания аудитории.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb39c2a662beb00b2c2333e/5-tipov-slojnyh-uchastnikov-na-treninge-5cbe1d4e24a36500b485e01c

Как правильно организовать тренинг?

Способы подачи материала на тренинге, Part 2

На первый взгляд кажется, что организация тренингов – процесс несложный.  На самом деле для того, чтобы все прошло идеально, следует учесть множество нюансов. Даже неважная на первый взгляд мелочь в организации работы тренингов может оказаться критической.

Что такое тренинг?

В общем смысле этот термин можно определить, как совокупность приемов, направленных на развитие определенных навыков, умений и личностных качеств человека.

Это особый способ взаимодействия с группой, подчиненный правилам, принципам и имеющий структуру. Все участники на тренинге занимают активную позицию, именно это позволяет эффективно развивать желаемые навыки и умения.

Очень важно, насколько грамотно проведена организация тренингов и семинаров. В первую очередь – это репутация компании и ведущего.

Тренинг можно также определить, как обучение, тренировку, развитие личностных возможностей. В последние десятилетия этот способ взаимодействия и обучения приобрел популярность, постоянно появляются новые формы, направления.

Однако нельзя просто так собраться в помещении и пригласить гостей. К организации тренингов и семинаров участники предъявляют повышенные требования, особенно если это представители крупных компаний, а стоимость мероприятия высока.

Цель тренинга – изменения, обучение, помощь участникам в освоении деятельности.  

Основные отличия от других форм взаимодействий:

  • Наличие группы.
  • Соблюдение принципов и правил работы в группе.
  • Активность участников.
  • Психологическая поддержка каждого участника группы.
  • Атмосфера доброжелательности, равные условия для всех, ощущение раскрепощенности.

Организация тренингов – процесс многоэтапный. Чем крупнее мероприятие, тем сложнее и длительнее подготовка.

Принципы тренинга

Чтобы занятия прошли успешно, необходимо соблюдать принципы организации тренингов:

  • Добровольное участие. Несмотря на то, что некоторые организации отправляют своих работников на занятия принудительно, участие добровольное приносит более сильные результаты, так как присутствует мотивация к обучению.
  • Диалог с группой. Руководитель тренинга должен организовать полноценное взаимодействие со всеми участниками. Здесь действуют правила равенства, активности, включения в процесс, обратной связи.
  • Безопасность. Все члены группы должны ощущать комфорт, расслабленность, безопасность. Обстановка должна располагать к работе.
  • Открытость. При групповом обучении честность, открытость членов группы важны как для общего результата, так и для эффективной обратной связи.
  • Грамотное руководство процессом.

Подбор помещения для тренинга

Участники находятся в помещении длительное время, поэтому необходимо обеспечить максимальный комфорт.

Важно учесть следующее:

  • Размер помещения. Зависит от количества участников, что придется учитывать при организации тренинга. Для 10-15 человек подойдет небольшой зал. Люди не должны мешать друг другу, но, если они будут располагаться слишком далеко, это повлияет на создание атмосферы сплоченности. Кроме того, руководителю мероприятия будет сложнее общаться с аудиторией. При большом количестве людей зал выбирается просторный, с хорошей акустикой.
  • Освещение. В темном помещении люди чувствуют себя некомфортно, угнетенно. Однако и слишком яркий свет утомляет зрение и мозг. Поэтому важно грамотное световое оформление тренинга.
  • Хорошая вентиляция воздуха, комфортная температура. Не должно быть сквозняков, жары и холода. Эти факторы снижают работоспособность и усвояемость материала.
  • Отсутствие посторонних шумов. Звукоизоляция позволит не только не отвлекаться участникам, но и не мешать людям, находящимся вне помещения при включении музыки, шумных играх, использовании микрофона.

Учитывая основные правила, удается создать комфортные условия для обучающихся.

Выбор оборудования для тренинга

Успешный тренинг – не только правильно подобранная программа и опытный руководитель, но и качественное оборудование для проведения тренинга. Сюда входит: звук, освещение, компьютерное оснащение, экраны для презентаций. Оборудование для проведения тренинга должно работать идеально, любая ошибка – задержка в программе, недоверие участников.

Имеет значение правильное расположение техники, грамотная настройка специалистом. Поэтому звуковое оборудование для проведения тренинга  необходимо арендовать в проверенной компании. Специалист подберет наиболее подходящий вариант для конкретного помещения и поставленных задач, настроит аппаратуру. Это касается и светового оформления тренинга.

Первые шаги в организации тренинга

В поиске, как организовать тренинг надо начать с самых основ.

  1. Выбор темы, направления. Важно знать, о чем должен быть тренинг, какие задачи он будет решать и что в итоге необходимо получить.
  2. Выбор ведущего. Это один из важных моментов в организации тренингов и семинаров. Профессионал выполнит задачу на все 100 %, тогда как новичок не всегда готов к решению конкретных проблем. Однако важно знать, что тренер с опытом обойдется дороже.
  3. Выбор даты. Если это бизнес-тренинг, то важно найти такое время, чтобы большинству участников было удобно.
  4. Бюджет. Необходимо посчитать стоимость организации тренинга, цену для участников, окупаемость. Помимо аренды помещения сюда включается стоимость оборудования.
  5. Сколько планируется участников. От этой цифры зависит не только бюджет, стоимость участия, но и размер помещения.

Доверять управление по организации тренингов лучше специалистам с опытом в этой области. Тогда мероприятие пройдет по намеченному плану, бюджет будет соблюден, а участники получат нужный результат.

Определяем целевую аудиторию

Кто придет на тренинг – один из важных вопросов. Рассылать холодное предложение всем подряд – не лучший вариант, можно потерять часть потенциальной аудитории. Может случиться и так, что на занятия придут те, кому представленная тема не интересна, а значит, число положительных отзывов будет минимальным. Правильно подобранная целевая аудитория – часть успеха.

Современные технологии позволяют провести быстрые опросы в социальных сетях, выявить тех, кому интересна тема предстоящего занятия, что люди ожидают от тренинга и его руководителя.

 Организация и проведение тренинга –  это постоянное общение с аудиторией и выяснение ее потребностей. Помимо поиска, кто является ЦА, проведение опросов в соцсетях – это еще и скрытая реклама.

После этого выявляется главный момент – готовы ли люди участвовать в тренинге, подходит ли им цена, длительность, время проведения. Большое значение имеет также доверие к тренеру.

Формы проведения тренингов

В зависимости от целей бывают разные формы организации тренингов. Это позволяет выбрать наиболее эффективный относительно конкретной задачи.

Есть несколько основных форм организации тренингов:

  • Интенсивный курс. Проходит от нескольких дней до двух недель. На занятия уходит от 3 до 8 часов ежедневно. Это мощный способ воздействия на личность, улучшение навыков, способностей за короткое время и в больших объемах.
  • Регулярные занятия. Как правило, достаточно 1-2 встреч в неделю. Они короткие, не более 4 часов в день. Организация тренингов в этом случае обычно не представляет сложности, надо лишь правильно подобрать помещение, оборудование и руководителя.
  • Эпизодические встречи. Проводятся раз в месяц или реже. Встреча должна быть завершенным событием, позволяющим решать определенные задачи.

Популярными являются выездные семинары и тренинги когда занятия организуются на природе, туристической базе или в санаториях. В этом случае придется предусмотреть размещение гостей, парковку для автомобилей, полноценное питание.

Для предприятий выездные тренинги и семинары – отличный способ увидеть сотрудников в нестандартной обстановке и повлиять на сплоченность команды. При подобной форме обучения, как выездной тренинг, его организация имеет значительную роль.

Если участникам все понравится, они не только оставят положительные отзывы, но и приедут снова.

Для менеджеров, предпринимателей, ведущих проводится тренинг по организации мероприятий. Он позволяет прокачать свои навыки, узнать об эффективном планировании, подготовке к событию.

Учат на нем, как действовать в случае непредвиденных ситуаций, какие бывают ошибки, как найти подрядчиков.

Для начинающих организаторов тренинг по организации тренингов – важная часть собственного обучения и повышения квалификации.

Оформление тренингов

Мы подошли к одному из главных вопросов – как организовать тренинг, чтобы участникам было комфортно находиться в помещении зала или комнаты.

Первый день – один из самых важных. Администратор встречает гостей, знакомит с расписанием, обеспечивает размещение, грамотное планирование и организацию тренинга. При многодневном тренинге это делается каждый раз перед началом занятий.

Важное условие – положительная атмосфера и обеспечение участников всем необходимым. Управление организацией тренинга – сложный процесс, требует навыков, стрессоустойчивости, умения быстро реагировать на потребности участников, решать возникшие трудности.

Помимо оснащения оборудованием важно включить в расписание кофе-брейки, обеды, даже если мероприятие проводится в течение одного дня. Это часть эффективной организации работы тренинга. Участники устают уже через 2-3 часа, поэтому перерывы необходимы. Это поможет им отдохнуть, усвоить полученную информацию.

Компания Rentforall предоставляет в аренду звуковое и световое оборудование для организации тренингов и семинаров. Вы можете заказать светодиодный экран, проектор, колонки, микрофон, при необходимости организуется доступ к сети интернет.

Мастера настроят все заранее, поэтому техническая организация работы тренинга будет обеспечена полностью и без перебоев. Используется только качественная техника, хороший звук, современная аппаратура.

Мы предоставляем услуги по аренде оборудования при организации мероприятий для частных лиц и компаний.

Rentforall – Ваш надежный помощник в подготовке к мероприятию!

Источник: https://rent4all.ru/Poleznoe/Kak-pravilqno-organizovatq-trening

Некоторые методы работы в тренинге

Способы подачи материала на тренинге, Part 2

Тренинг:

  • train, training – «воспитание, обучение, подготовка, тренинг» [4]
  • своеобразный исследовательский метод, в рамках которого конструируются и изучаются межличностные отношения или социальные феномены;
  • способ практической работы с психологическими характеристиками конкретных людей [1,6]
  • многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личного бытия человека [4,7]
  • активный метод обучения, воздействия, развития отдельных качеств[4]
  • преднамеренное изменение (Макшанов С.И., 1997) [4,8]
  • опыт (Рудестам К., 1993; Каган В.Е., 1998) [4,9,10]
  • метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия [4]
  • любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности (большой толковый психологический словарь под сост. Ребера А.) [5]
  • это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности – общением (Емельянов Ю.Н., 1985) [5, 11]
  • совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития (Вачков И.В.) [5]
  • СПТ- область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [5]

Таким образом, можно говорить, что определение тренинга каждым автором дается исходя из целей и задач самого тренинга, предлагаемого авторами.

Этапы тренинговой работы в методическом тренинге:

  1. Сущность тренинговой работы, классификация методов, техник, стратегий ведения групп, конкретные методические приемы.
  2. Отработка упражнений участниками. Каждый участник должен провести хотя бы одно упражнение. Особенности поведения ведущего затем тщательно анализируются.
  3. Разработка новых техник, авторских упражнений.

Взаимосвязь целей групповой работы и тренинговых групп [1]:

Цели групповой работыВиды тренинговых групп
Помощь в исследовании и решении психологических проблемГруппы решения психологических проблем
Улучшение психологического здоровьяГруппы психологического здоровья и качества жизни
Изучение психологических основ общенияСоциально-психологический тренинг
Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведенияТренинг развития самосознания
Содействие личностному росту и саморазвитиюТренинг личностного роста

Структура занятия включает в себя:

Тренинговые методы работы включают в себя работу с прошлыми событиями, с событиями, происходящими в настоящем и конструирование событий в будущем.

  Методы работыУровни переживания и конструирования опыта
Аффективный, неосознаваемыйКогнитивный, смысловойКонативный, поведенческий
ПрошлоеМетод регрессииМетод обмена опытомМетод имитации
НастоящееМетод концентрации присутствияМетод групповой рефлексииМетод построения диспозиций
БудущееМетод символического самовыраженияМетод группового решения проблемыМетод операционализации

Тренинговые методы работы с прошлыми событиями: метод регрессии, метод обмена опытом, метод имитации

Метод регрессии – погружение клиента в ситуацию, имевшую место быть в прошлом, это работа в психологическом пространстве клиента.

В НЛП это метод структурированной регрессии или – метод изменении личностной истории, в Гештальт-психологии этот метод называется – «Путешествие в прошлое». В трансактном анализе его именуют «Метод разрешения». Метод предполагает использование для погружения в прошлое трансовых методик, но только для взрослых.

Целью погружения является изменение отношений, личности и т.п.

Данный метод применяется при посттравматическом стрессовом расстройстве, работе со страхами, эмоционально значимыми, а так же при необходимости изменения психического состояния в настоящем (уйти в то время, когда было хорошо – запомнить состояние – изменить текущее состояние), при обучении саморегулящии.

Метод обмена опытом или – метод актуализации биографии представляет собой групповой анализ о событиях прошлой жизни реципиентов.

Метод помогает снизить выраженность в субъективном сознании уникальности собственного опыта, дает возможность вынести во внешний план переживания, и снизить значимость пережитых событий.

Применяется при профилактике и лечении зависимостей, при посттравматическом стрессовом расстройстве, при супервизии.

Метод имитации – ролевые игры, психодрама. Цель данного метода – отработать прошлые события на физическом уровне. Может применяться для снятия физических зажимов (хотел ударить, а не ударил), для отработки вариантов поведения, действий (попрощаться, высказать свое мнение и т.п.).

Тренинговые методы работы со случающимися событиями (на тренинге): метод концентрации присутствия, метод групповой рефлексии, метод построения диспозиций

Метод концентрации присутствия – это техники направленные на рефлексию эмоционального состояния в настоящем (В основе лежит принцип «Здесь и сейчас»).

Способы заострить внимание на переживаемых в данный момент эмоциях и чувствах (Что ты чувствуешь?), заострение внимания на поведении (у тебя дернулась рука, и т.п.).

данный метод применяется в телесноориентированной психотерапии, в заданиях на самоанализ. При применении данного метода переживаемые эмоции, чувства и психические состояния не выносятся в пространство дискусса, участники могут сообщать о своем состоянии, но эти состояния не обсуждаются.

Метод групповой рефлексии предполагает совместное обсуждение и анализ событий, происходящих на тренинге (например, обратная связь).

Это обсуждение представляется в форме групповых дискуссий, которые можно разделить:

o по цели: информационные (сбор информации), конфронтационные (формулировка противоположных точек зрения), императивные (достижение общего согласия);

o по результативности: конструктивные и неконструктивные;

o по ведущей детерминанте: вызванные противоречивой природой изучаемого объекта, вызванные несовершенством старых и новых знаний

o по уровню организации: структурированные и неструктурированные, с лидером, без лидера, с переменным лидером.

Обратная связь формирует диспозиционные умения, т.е. способность занимать определенную диспозицию по отношению к ситуации на основе имеющейся системы субъективных отношений. Примером упражнений подобного рода могут служить: Зеркало Молчащее-Говорящее, Альтер-Эго и т.п.

Метод построения диспозиций включает в себя группу упражнений, направленных на моделирование системы отношений (например, скульптура группы), реализуемое в активной двигательной форме. К данному методу относятся такие ролевые игры, как «Туземцы», «Контрабандисты», «Слепой-поводырь» и т.п.

Тренинговые методы работы с конструируемыми событиями включают в себя метод символического самовыражения, метод группового решения проблемы, метод операционализации

Метод символического самовыражения предполагает любую символическую деятельность, например – песочная психотерапия, рисунки, сочинительство, то есть – творческую психотерапию.

Метод группового решения проблемы напоминает метод мозгового штурма, результатом которого является выработка определенного единого решения по конкретному вопросу (часто используется в тренинге переговоров).

Метод операционализации – это так называемая «репетиция» поведения. Если предыдущий метод – это разговоры о том, как надо делать, то метод операционализации является тренировкой выбранной стратегии поведения, тренировка действием. К данному методу относятся деловые игры и поступательные игры.

Деловые игры призваны моделировать содержание профессиональной деятельности (например, тренинг продаж), и поступательные игры моделируют действия человека, которые могут быть определены как акт нравственного самоопределения.

Они направлены на помощь в подготовке к будущему, помощь в адекватных формах преодоления и адаптации (тренинг формирования представлений о здоровом образе жизни, упражнения на умение отказать и т.п.) [1].

Среди методов и средств работы в тренинговой группе так же выделяют диагностические процедуры, информирование, психогимнастические упражнения, ролевые игры и прочие.

Диагностические процедуры необходимы отбора участников в группу, их можно использовать как средство получения новой информации о себе, как средство самопонимания и самораскрытия, а так же как способ определения эффективности тренинга.

Информирование необходимо как способ получения новых знаний, закономерностей психологического развития личности и группы. Каждый тренинг предполагает хотя бы минимальное количество теоретической информации для дальнейшего понимания участниками друг друга и тренера.

Психогимнастические упражнения позволяют настроить группу на необходимый, для последующих основных упражнений, лад.

Среди ролевых игр существует большое разнообразие, их цели различны в зависимости от направленности тренинга и зачастую они являются основными упражнениями в тренинге. Способы проведения игр довольно разнообразны:

· аквариум – одна группа осуществляет действие, друга – наблюдает за ней.

· параллель – одновременное разыгрывание игры в малых группах.

· ротация ролей – по очереди все участники группы исполняют роль протагониста

· обращение/обмен ролями – например, упражнение «Альтер-эго»

· дублирование – часть играющих дублирует поведение, чувства основных игроков

· отражение – например упражнение «Зеркало»

· Стул-собеседник (разговор на двух и более стульях, которые представляют либо партнеров по межличностным отношениям, либо чувства и психические состояния протагониста)

Список литературы :

  1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М.: Эксмо, 2007, -416с.
  2. ТорнК., Макей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2008. -240с.
  3. Фопель К. Технология ведения тренинга.

    Теория и практика. М: Генезис, 2005. -267с.

  4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Издательство «Речь», 2005. -256с.
  5. Пушков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2005. -224с.
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.

    Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. -384с.

  7. Психогимнастика в тренинге/ под ред. Хрящевой Н.Ю. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000.- 256с.
  8. Макшанов С.И. психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.

    : Образование, 1997

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993
  10. Каган В.Е. Психотерапия для всех и каждого. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998
  11. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Издание ЛГУ, 1985, стр.

    89

NB: издания, отмеченные курсивом есть в библиотеке ФКП

Для получения допуска к зачету по методическому тренингу необходимо:

Источник: https://forpsy.ru/works/metodicheskie/nekotoryie-metodyi-rabotyi-v-treninge/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: