ССП для государственного сектора и некоммерческих организаций

Взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями

ССП для государственного сектора и некоммерческих организаций

Как взаимодействуют органы власти и некоммерческие организации? Мы постараемя разъяснить, на какую поддержку государством вашей НКО можно рассчитывать и какие требования обязательны к исполнению, а также расскажем о способах партнерства государства и НКО.

Желание граждан достичь социальных, культурных, образовательных, благотворительных целей воплощается в создании НКО. В данном случае акцент сделан на помощи обществу, создании социально значимых проектов, способных сделать жизнь граждан комфортнее. Вместе с этим,  НКО не могут существовать без взаимодействия с органами власти в современном правовом поле.

Механизм взаимодействия государства и некоммерческих организаций

Взаимодействие НКО с государственными органами прослеживается на этапе регистрации данных юридических лиц, которую осуществляет Министерство юстиции – федеральный орган исполнительный власти, совместно с налоговым органом, который в течение 5 рабочих дней после получения необходимых документов от Министерства юстиции, вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. Министерство юстиции в течение месяца (данный срок может варьироваться в зависимости от регистрируемой организационно-правовой формы НКО) проверяет полученные документы на соответствие действующему законодательству. Особое внимание на данном этапе, министерство уделяет аспекту, связанному с тем, чтобы цели НКО не были связаны с осуществлением экстремисткой деятельности, которая может нанести большой урон национальной безопасности. Возникает вопрос, какова судьба тех НКО, деятельность которых после государственной регистрации связана с экстремизмом? В данном случае суд принимает решение о ликвидации таких НКО по основаниями, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». На данном этапе можно проследить осуществление контроля органом власти – Министерством юстиции за деятельностью НКО. Такой вид взаимоотношений между указанными субъектами будет подробнее раскрыт далее. 

Однако согласно закону «Об общественных организациях» как органы власти не могут вмешиваться в деятельность общественных организаций, так и наоборот. Возникает вопрос, как могут взаимодействовать данные субъекты, если у каждого из них есть своя сфера работы, которые разграничены? Законодатель установил некоторые исключения. Так, органы государственной власти могут помогать общественным организациям в развитии их деятельности, предоставлять различные льготы и субсидии, а также охранять законные права и интересы. В данном случае отграничение деятельности вышеперечисленных субъектов связано с тем, что никто из них не может навязать свои собственные идеи, изменять порядок осуществляемо ими деятельности, а также ухудшать положение и репутацию друг друга в обществе. В этом случае подчеркивается самостоятельность, как органов власти, так и общественных организаций. Однако закон позволяет первым из перечисленных субъектов оказывать поддержку вторым только на «внешнем уровне», не вмешиваясь при этом в их деятельность. Данный пример показывает, что у каждой НКО есть свои особенности, касающиеся не только внутренней организации юридического лица, но и взаимодействия с органами власти.

Однако, рассмотрим общие правила взаимодействия органов государственной власти с НКО.

Для начала, необходимо указать, что взаимодействие НКО с органами власти осуществляется на следующих уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • муниципальном.

На федеральном уровне нет специального законодательства, регламентирующего взаимодействие органов государственной власти с НКО. Однако, на региональном уровне такие законы существуют.

В пример можно привести Закон Архангельской области «О взаимодействии органов власти Архангельской области и некоммерческих организаций».

Помимо форм взаимодействия в данном документе закреплены его цели и принципы. 

Можно перечислить следующие цели:

  • создание общественного наблюдения за деятельностью органов власти;
  • обеспечение НКО условиями для совершенствования и развитии их деятельности;
  • развитие гражданского общества;
  • создание нормативно-правовой базы для мотивирования граждан создавать НКО. 

Взаимодействие органов государственной власти должно осуществляться на закрепленных законом принципах. В рамках данного правового акта необходимо выделить следующие принципы:

  • партнерского взаимодействия;
  • гласности;
  • ответственности субъектов, за осуществляемую ими деятельность;
  • целевого выделения денежных средств органами власти для НКО;
  • самостоятельности субъектов в осуществляемой ими деятельности, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством. 

В главe IV ФЗ “О некоммерческих организациях” от 12.01.1996 № 7-ФЗ закреплены нормы, посвященные поддержке НКО и контролю за их деятельностью. Из чего, следует, что основные виды взаимодействия НКО с органами власти, необходимо разделить на две группы.

Контроль за деятельностью НКО

К первой группе относятся такие виды, при которых государство осуществляет контроль за деятельностью НКО, заключающиеся в следующем:

  • НКО обязаны вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность, которые предоставляет соответствующим государственным органам (подробнее – в разделе Бухгалтерский учет НКО)
  • НКО обязаны предоставлять информацию о том, как расходуется бюджет организации и используется имущество;
  • НКО обязаны каждый год опубликовывать в информационной сети «Интернет» данные о своей деятельности;
  • Государственные органы уполномочены на проведение внеплановых проверок НКО.

При осуществлении своей деятельность, государственные органы должны действовать в пределах своих полномочий. Законом, который защищает права НКО, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Поддержка социально ориентированных НКО государством

Вторая группа включает такие виды взаимодействия, при которых государство и НКО имеют партнерские отношения, посредством которых данные субъекты оказывают помощь и поддержку друг другу, а именно:

  • экономическую поддержку НКО (выделяют гранты, льготы на аренду помещений и коммунальных платежей);
  • информационную поддержку НКО (размещение органами власти субъектов РФ информации о деятельности НКО, их реализованных проектах, достигнутых целях).

Вместе с этим, законодатель обращает особое внимание на социально ориентированные НКО, для которых оказывается дополнительная поддержка со стороны государства согласно ФЗ «О НКО». 

Такие НКО имеют статус общественно полезных организаций на федеральном уровне, что подчеркивает их большую значимость для всего общества. Социально ориентированные НКО помогают не только отдельным субъектам РФ, но и всему государству в решении  общественно значимых задач. 

В свою очередь, социально значимые НКО должны соблюдать определенные условия, а именно, осуществлять конкретные виды деятельности, закрепленные в ст. 31.1. ФЗ «О НКО».

Данный перечень является открытым, что подразумевает возможность для НКО осуществлять иную деятельность, признанную социально ориентированной иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. 

Примерами социально ориентированных НКО являются организации, выполняющие следующие виды деятельности:

  • социальное обслуживание граждан;
  • оказание помощи пострадавшим в стихийных бедствиях; 
  • охрана окружающей среды;
  • благотворительность;
  • образовательная деятельность.

Несмотря на особый статус социально ориентированных НКО государственные органы не дают им льгот при осуществлении функций по контролю за деятельностью данных юридических лиц.

Однако, как было сказано раннее, для социально ориентированных НКО предоставляется дополнительная поддержка, отличная от других НКО, которая оказывается на федеральном, региональном и местном уровнях власти.

В 2017 году в силу вступило распоряжение Правительства № 1284-р, регламентирующее показатели, на основе которых можно установить на каком месте находится регион по итогам исполнения механизмов поддержки социально ориентированных НКО. Учитываются такие показатели, как: 

  • количество муниципальных районов и городских округов способствующих поддержке и развитию социально ориентированных НКО;
  • доля бюджетных средств региона, направляемая на субсидирование социально ориентированным НКО;
  • количество социально ориентированных НКО.

Каждый год Минэкономразвития РФ публикует рейтинг субъектов по итогам вышеуказанным показателям.

Вместе с этим, чтобы итоги данного рейтинга были честно подведены, опубликовывается анализ результатов, в котором подробно описываются используемые показатели при определении места региона, источники из которых они были получены, каким образом переводились показатели в места в рейтинге.

Такая система повышает уровень доверия к государству, как регионов, так и социально ориентированных НКО. Последние, из которых, наблюдая за такой деятельность, хотят в дальнейшем взаимодействовать с органами государственной власти, планируя создавать с ними партнерские отношения. 

Распоряжение Правительства № 1284-р не содержит положения о наградах для лучших регионов. В данном случае регионы действуют на безвозмездной основе и в добровольном порядке.

Такая деятельность направлена не только на помощь существующим социально ориентированным организациям, но и оказывает благоприятный эффект на развитие гражданского общества, способствует созданию новых социально ориентированных организаций, которые в свою очередь желают, чтобы регион в котором они действуют, был лучшим по стране. 

На федеральном уровне:

  • субсидирование научно-исследовательских работ, направленных на развития социально ориентированных НКО за счет федерального бюджета;
  • освещение в СМИ информации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

На региональном уровне:

  • оказание помощи в развитии межрегионального сотрудничества социально ориентированных НКО;
  • оказание помощи муниципальным программам поддержки социально ориентированных НКО.

На местном уровне – создание муниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО с учетом местных экологических, экономических особенностей муниципалитета.

Партнерство НКО и государства

Обращаясь к законодательству субъектов РФ, следует заметить, что большинство норм посвящены именно партнерским отношениям между НКО и органами власти. К таковым можно отнести:

  1. проведение совместных мероприятий;
  2. разработка социальных программ НКО для населения;
  3. обмен опытом;
  4. сотрудничество НКО и органов власти в решении различных вопросов в рамках своих компетенций;
  5. заключение между собой различных договоров и соглашений.

Также в некоторых регионах НКО вправе участвовать в законотворческой деятельности, которая подразумевает под собой разработку проектов нормативных правовых актов и представление их на рассмотрение государственным органам.

Такое положение в законах субъектах подтверждает партнерские отношения между государственными органами и НКО, при которых не только первые из перечисленных субъектов оказывают поддержку для вторых, но и сами НКО могут внести свой большой вклад.

В данном случае это касается выполнения правовых задач – разработки новых законов.

Несмотря на особый статус органов власти и их полномочия, при взаимодействии с НКО они не должны нарушать нормы законодательства. Так, согласно ст.

18 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» на органах государственной власти и местного самоуправления лежит обязанность по реализации защиты и обеспечению законных прав и интересов участников благотворительной деятельности.

Более того, органы власти не вправе запрещать каким – либо способом или мешать физическим и юридическим лицам участвовать в таком виде деятельности. Если же органами власти будет совершено такое нарушение, они будут нести ответственность.

Источник: https://reg-nko.ru/article/Vzaimodejstvie_organov_vlasti_s_nekommercheskimi_organizaciyami

Как устроен некоммерческий сектор в России. Часть 1

ССП для государственного сектора и некоммерческих организаций

Сколько в России некоммерческих организаций? Чем на самом деле они занимаются и как, в принципе, устроен некоммерческий сектор в России?

В проекте “Открытые НКО” мы собрали всевозможные данные о некоммерческих организациях и продолжаем дополнять их новой информацией.

Это большой проект в котором собрана информация об огромном числе НКО, их контрактах, грантах и субсидиях. Все данные доступны как открытые данные через API и пригодны для последующего анализа

Одним из результатов нашего проекта оказалось множество открытий того какие организации входят в некоммерческий сектор, какие задачи и функции они выполняют. Даже при том что мы понимаем что эти находки это только верхушка айсберга, об этом уже важно говорить, писать и обсуждать.

Существующая классификация

Я бы начал с того что то что у нас государство классифицирует как НКО и то что является НКО на самом деле — это две разные стороны жизни. Пересекающиеся лишь отчасти. 

Начнем с того какие же НКО бывают согласно официальной классификации:

  • Автономные некоммерческие организации
  • Адвокатские палаты субъектов РФ
  • Адвокатское бюро
  • Ассоциация
  • Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств
  • Ассоциация экономического развития
  • Государственная корпорация
  • Государственно-общественное объединение
  • Иные некоммерческие организации
  • Казачье общество
  • Коллегия адвокатов
  • Национально-культурная автономия
  • Негосударственный пенсионный фонд
  • Некоммерческий фонд
  • Некоммерческое партнерство
  • Нотариальная палата
  • Общественная организация
  • Общественно-государственное общественное объединение
  • Общественное движение
  • Общественное учреждение
  • Общественный фонд
  • Община малочисленных народов 
  • Объединение работодателей
  • Объединение адвокатов
  • Объединения (союз, ассоциация) юридических лиц
  • Орган общественной самодеятельности
  • Политическая партия
  • Профессиональный союз
  • Религиозная организация
  • Садоводческие, огороднические, дачные и иные некоммерческие товарищества 
  • Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое объединение
  • Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое партнерство 
  • Совет муниципальных образований
  • Союз (ассоциация) общественных объединений
  • Территориальное общественное самоуправление
  • Товарищество собственников жилья
  • Торгово-промышленная палата
  • Учреждение

Что можно выяснить из этих категорий? Некоммерческие организации по форме можно разделить на базовые, специализированные и гибридные .

К специализированным, например, адвокатские палаты, коллегии адвокатов, объединение адвокатов или нотариальные палаты.

Их специализация устанавливается:

  • соответствующими федеральными законами – об адвокатуре и нотариальной деятельности;
  • другими федеральными законами где прописаны требования и обязательность/возможность привлечения адвокатов и нотариусов;
  • особыми требованиям к образованию, квалификации и аттестации учредителей данных организаций.

Также к специализированным НКО можно отнести и политические партии, и садоводческие товарищества и многое другое. Во всех случаях они регулируются отдельными законами и характеризуют отдельное направление деятельности.

Отдельный вопрос что к специализированным НКО можно отнести еще и государственные корпорации, которые тоже находятся в этом реестре или же союзы муниципальных образований, что тоже не совсем некоммерческий негосударственный сектор.

Среди “гибридных” видов некоммерческих организаций – это религиозные организации. Их форма и имеет религиозную привязку, однако по их ролям они могут заниматься практически чем угодно. Религия в отличии от адвокатуры или национальности может быть придумана и даже подтверждена. Ограничения скорее не в специализации, а “стыковке” подобных НКО с крупнейшими конфессиями.

Существуют религиозные организации занимающиеся:

  • образованием. Казанский исламский университет
  • наукой. Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”

Но это все же редкость и большинство религиозных организаций являются приходами или иными местными организациями.

К базовым формам НКО можно отнести те формы НКО которые может создать, условно, любой гражданин или юридическое лицо.

Такие виды НКО – это:

  • Автономные некоммерческие организации
  • Некоммерческое партнерство
  • Общественная организация
  • Общественное движение
  • Общественное учреждение
  • Учреждение

Именно с этих организаций в базовых формах начинаются самые ключевые расхождения в классификации.

В этот раз я рассмотрю несколько видов некоммерческих организаций попадающих в эти базовые формы, но принципиально разные по деятельности и своей природе.

Это будут:

  • спортивные организации
  • организации государственные агенты
  • образовательные организации
  • общественные СМИ

Спорт, спорт, спорт

Начнем с того что многие спортивные клубы оформлены как некоммерческие организации и получают спонсорскую поддержку от госкорпораций и госпредприятий.

Например, Нижегородский хоккейный клуб Торпедо или Футбольный клуб “Оренбург”. Некоторые клубы, при этом, получают и субсидии, например, Спортивный клуб СКИФ, но по всем остальным признакам клубы живут на договорных и спонсорских отношениях.

Но при этом есть и такие которые учреждены правительствами субъектов федерации, например Футбольный клуб “Ростов”.

Но какие-то общие правила регистрации клуба отсутствуют и именно по этой причине многие из них имеют коммерческие контракты при некоммерческом статусе и, в целом, коммерческой деятельности.

За последние 5 лет 100 крупнейших спортивных клубов в некоммерческом статусе привлекли более 20 миллиардов рублей договорами с корпоративным сектором подпадающим под 223-ФЗ.

слайд из презентации о структуре финансирования НКО.

Должны ли профессиональные спортивные клубы существовать в некоммерческом статусе? Очень сомневаюсь.

Государственные агенты

Другой пример: Специализированные организации де-факто выступающие в роли государственных агентов в реализации той или иной государственной политики, разработки законов. Иногда эти организации зарегистрированы с полным подчинением органу власти.

Примеры:

  • Автономная некоммерческая организация “Аналитический центр при правительстве Российской Федерации”. Организация была реорганизована из государственного учреждения в формально некоммерческое в 2015 году. Главный результат реорганизации – освобождение от исполнения законов 44-ФЗ и 223-ФЗ которые не распространяются на организации формально не являющиеся получателями бюджетных средств и не относящиеся (формально) к государственному сектору. При этом организация при Правительстве РФ и полностью ему подотчетна и, как и прежде, получает субсидии на осуществление собственной деятельности.
  • Некоммерческая организация “Фонд развития моногородов” учреждена 13 октября 2014 года госкорпорацией “Внешэкономбанк” и его наблюдательный совет состоит из представителей органов власти и Внегэкономбанка. Бюджет организации формируется за счет субсидий от Минэкономразвития России
  • Фонд перспективных исследований создан 21 декабря 2012 с единственным учредителем в лице Правительства Российской Федерации на основании Федерального закона от 16 октября 2012 года № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований». Фонд управляется правительством и получает субсидии из федерального бюджета на свою деятельность.

Таких организаций не так много, но именно они получают большую часть государственного финансирования выполняя свои специализированные функции и задачи. Относить их к некоммерческому сектору можно, относить их к некоммерческому негосударственному сектору нельзя. Они созданы государством для выполнения государственных функций.

Микрофинансовые/микрокредитные организации

Микрокредитные и микрофинансовые организации – это не только те коммерческие компании которые выдают “кредиты до получки”, но и организации выдающие небольшие кредиты малому бизнесу. Такие организации в статусе АНО были созданы в большинстве субъектов российской федерации властями региона.

Например, статусом микрофинансовой организации обладает Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан и многие другие агентства и фонды. Эти организации можно отнести к подвиду организаций государственных агентов. Они выполняют очень четкие функции, их создание происходит после принятия соответствующего закона, их финансирование и модель работы предопределяется их учредителем.

Образовательные организации

Здесь придется быть немного скучным и процитировать законодательство.

Согласно п. 18 ст.

2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Фактически, все российские образовательные организации можно разделить на существующие в статусе государственных бюджетных или автономных учреждений и в качестве некоммерческих организаций.

Среди форм образовательных организаций, безусловно чаще встречается форма автономной некоммерческой организации или учреждения.

Но встречаются и более сложные формы.

Например:

  • Мусульманская религиозная организация “Образовательная организация высшего образования “Казанский исламский университет” – это религиозная организация имеющая лицензию и аккредитацию образовательной организации.
  • Санкт-Петербургский Национальный открытый Университет существует в форме ассоциации.

Образовательные учреждения, особенно корпоративные, являются заметными рыночными игроками и сложно предполагать что эта деятельность действительно является некоммерческой.

Лично мое мнение заключается в том что некорректно относить к некоммерческому сектору организации для которых образовательная деятельность является основной.

Общественные средства массовой информации

Когда дело касается финансов государство взаимодействует с медиа рынком посредством нескольких инструментов:

  • владеет СМИ напрямую и устанавливает им медиа повестку;
  • учреждает СМИ в формате общественного СМИ – в виде НКО (как правило АНО)
  • субсидирует региональные СМИ через конкурсы
  • оплачивает услуги СМИ через госконтракты

Некоммерческий статус позволяет СМИ претендовать не только на поддержку субсидий Роспечати, но и получать субсидии субъекта федерации где они находятся и претендовать на получение президентских грантов.

Есть немало небольших медиа и печатных изданий которые существуют за счет нескольких источников финансирования и поэтому они существуют именно в некоммерческом статусе.

Примеры:

  • Автономная некоммерческая организация “Редакция “Литературной газеты” получает одновременно субсидии, гранты и контракты. Субсидии идут от Роспечати, гранты от операторов Президентских грантов, а контракты от Администрации Московской области
  • Автономная некоммерческая организация “Редакция журнала “Наука и жизнь” небольшие контракты и ежегодные субсидии от Роспечати

Основные деньги, впрочем, идут именно на общественные СМИ.

  • АНО ТВ Новости юридическое лицо телеканала Россия Сегодня. Получило более 70 миллиардов рублей прямыми федеральными субсидиями.
  • Автономная некоммерческая организация “Общественное телевидение России” более 5 миллиардов рублей за 4 года прямыми федеральными субсидиями.

Смешение СМИ и НКО – это интересная тенденция. Вполне возможно что именно перевод в некоммерческий статус большей части государственных СМИ было бы более логичной реформой чем сохранение их в текущей форме унитарных предприятий.

Продолжение

И многие другие типы и виды организаций не были учтены в этом списке. В этот список не включены исследовательские центры и коммерческие компании де-факто работающие на коммерческом рынке.

О них подробнее в следующей части.

Благодарности

Проект “Открытые НКО” стал возможен благодаря:

  • Комитету Гражданских инициатив поддержавшему и профинансировавшего этот проект.
  • нашей команде Инфокультуры собравшей и нтегрировавших данные ЕГРЮЛа, реестров Минюста
  • доступности данных Минфина России: реестру государственных субсидий на Едином портале бюджетной системе и о государственных контрактах (zakupki.gov.ru) и clearspending.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a315e1300b3dd77beb64261/kak-ustroen-nekommercheskii-sektor-vrossii-chast-1-5a363ff08139ba06ba669bf7

Коммерческий и некоммерческий сектора экономики

ССП для государственного сектора и некоммерческих организаций

Одной из задач экономической теории является изучение хозяйственных систем. Она отслеживает определенные процессы, закономерности, принципы построения и взаимодействия элементов внутри экономических структур.

В макроэкономике большое внимание уделяется анализу национальной хозяйственной системы. Именно она является индикатором состоятельности конкретного государства. Но сложность национальной экономики, множество ее внутренних связей и подсистем требует более детального подхода.

Для удобства изучения такого рода системы используется ее деление на сектора.

Определение 1

Экономический сектор является структурным элементом национальной экономики, который объединяет институциональные единицы, схожие по целям и принципам осуществления своей хозяйственной деятельности. Они имеют похожие источники финансирования и функции. Соотношение секторов экономики характеризует ее устойчивость и способность к развитию.

В экономической теории применяются различные методы классификации секторов. Например, по владению собственностью, по принципу осуществления экономической деятельности, по циклу создаваемого продукта. Основной подход заключается в классификации по экономическому субъекту, выделяют:

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.
  • Государственный сектор осуществляет регулирование хозяйственной системой страны. Сам он не осуществляет коммерческой деятельности, но создает общественные блага и соблюдает права участников экономических отношений.
  • Сектор домашних хозяйств обеспечивает предложение факторов производства. При этом он является основным потребителем создаваемых экономических благ.
  • Реальный или производственный сектор экономики представлен различными предприятиями, которые обеспечивают потребности общества в продукции и услугах. Этот сектор является основным потребителем производственных факторов.
  • Сектор внешних хозяйственных агентов представлен компаниями нерезидентами, которые осуществляют свою деятельность на территории государства или вступают в экономические отношения с резидентами страны. Сюда так же относят некоммерческие представительства международных организаций, посольства и консульства иностранных государств.

Коммерческий сектор экономики

Коммерческий сектор экономики представлен совокупностью хозяйствующих субъектов, чья цель хозяйственной деятельности заключается в получении прибыли.

В России на долю коммерческого сектора приходится около 82% всех предприятий и организаций.

Именно этот сектор обеспечивает население рабочими местами, удовлетворяет общественный спрос, приносит значительную долю дохода государственной казны.

Основным признаком коммерческой организации является образование юридического лица, либо индивидуального предпринимательства. Созданные в коммерческих целях компании могут иметь различные хозяйственные формы, среди которых можно выделить:

  • товарищества и общества;
  • полные товарищества;
  • общества с ограниченной, дополнительной ответственностью;
  • акционерные общества;
  • кооперативы;
  • унитарные предприятия.

Главной задачей существования коммерческого предприятия является получение прибыли в ходе реализации производимой продукции. В большинстве стран мира данный сектор действует в условиях рыночных отношений, каждый из субъектов несет ответственность по своим обязательствам, и стремится к эффективному использованию собственных ресурсов.

Замечание 1

Основой коммерческого сектора является частная собственность. Государство оказывает влияние на деятельность субъектов сектора только через бюджетную и налоговую политику.

Получается, что предприятия подвергаются воздействию рынка, изменениям спроса и предложения на нем. Коммерческий сектор России сформирован в основном крупными корпорациями, имеющими форму акционерных обществ.

При этом средний и малый бизнес развиты намного хуже, хотя именно они создают базу и динамику развития экономики страны.

Этот сектор принято подразделять на финансовый, корпоративный и индивидуальный. Финансовые предприятия выделяются в отдельную подсистему, так как имеют свою специфику работы и получения прибыли. Большинство из них не имеют право осуществлять коммерческую деятельность, связанную с производством благ. Источником их дохода является оказание различного рода финансовых услуг.

Некоммерческий сектор экономики

Хотя коммерческий сектор является базой экономической системы страны, все же им движут законы рынка. Производители стремятся к созданию благ, способных приносить доход, а уже затем отвечать запросам общества. Поэтому на ряду с коммерческим сектором существует некоммерческий. Здесь формируются блага, которые необходимы обществу, но могут не приносить существенного дохода.

В некоммерческом секторе чаще всего разрабатываются и внедряются инновации в социальной, информационной и технологических сферах. Уже позже они попадают в работу коммерческого сектора.

Взаимодействие между этими двумя секторами является взаимовыгодным. Для коммерческого сектора повышается покупательская лояльность, увеличивается стабильность положения организации.

Некоммерческий сектор получает денежные средства для развития и выполнения своей общественной миссии.

Несмотря на то, что доходы данного сектора относительно невелики, он так же предоставляет рабочие места, которые оплачиваются за счет спонсорских средств. В России некоммерческий сектор занимается вопросами молодежи, детей, а так же учебными заведениями, работой научных сотрудников. Субъекты этого сектора занимают ниши, малопривлекательные для коммерческих компаний.

Некоммерческие компании разделяют на рыночные и нерыночные. Первые занимаются производством, вторые обслуживают предприятия коммерческого сектора. Рыночные организации обычно представлены учебными учреждениями и предприятиями здравоохранения, оказывающими платные услуги. Их цены достаточно высоки.

Государственные программы по поддержке такого бизнеса позволяют снизить цены на услуги и сделать их более доступными для населения.

Обслуживающие некоммерческие организации обычно создаются на базе крупных предприятий самим предпринимателями. Обычно они обслуживают интересы лица, их организовавшего.

Например, осуществляют рекламную деятельность, исследовательскую или испытательную работу и так далее.

Существуют так же некоммерческие нерыночные организации, которые практически не получаются дохода. Их деятельность регулируется государственными органами. Некоммерческие организации, обслуживающие интересы домашних хозяйств, могут быть представлены партиями, союзами, ассоциациями, спортивными клубами, общественными и культурными организациями, благотворительными фондами.

Замечание 2

Развитие некоммерческого сектора имеет общественное значение. Именно здесь реализуются программы по социальной поддержке населению, а так же создаются условия для роста человеческого потенциала.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/struktura_sektorov_ekonomiki/kommercheskiy_i_nekommercheskiy_sektora_ekonomiki/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: