Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за выполнением коллективного договора и соглашения

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Контроль за выполнением коллективного договора и соглашения

Трудовой кодекс РФ подразумевает возможность осуществления контроля над соблюдением условий колдоговора.

Заключение коллективного договора в рамках социального партнерства – один из самых действенных механизмов, который позволяет соблюсти права и интересы всех без исключения участников трудовых отношений.

Однако, как показывает практика, не всегда субъекты правоотношений следуют соглашению, поэтому Трудовой кодекс РФ подразумевает возможность осуществления контроля над соблюдением условий колдоговора.

Кто осуществляет контроль за выполнением коллективного договора или соглашения?

Если обратиться к нормативно-правовым актам в сфере российского трудового права, то подробные разъяснения поднятому вопросу даны в ст. 51 ТК РФ. В данной статье указано, что контроль за выполнением коллективного договора возлагается на плечи самих участников соглашений, а также их официальных представителей и уполномоченных на то органов власти.

При этом следует отметить, что контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений должен происходить совершенно открыто и непредвзято.

В частности, все участники подобного надзора должны предоставлять при необходимости противоположной стороне всю необходимую информацию, полученную в рамках профессиональной деятельности. Должны быть уведомлены и специализированные органы в сфере трудовых отношений, которые также осуществляют государственный контроль за исполнением условий соглашения.

Предоставление всей информации должно быть осуществлено в срок, который не превышает 1 месяца после того, как поступит запрос от компетентного органа. В том случае если сведения не будут предоставлены, то может наступить административная ответственность, которая регламентирована КоАП РФ, а именно статьей 5.29.

Порядок осуществления контроля

Контроль за выполнением коллективного договора – достаточно упорядоченный процесс, который осуществляется в несколько основных этапов. На начальной стадии необходимо осуществить уведомительную регистрацию в компетентных органах по охране труда.

Для этого колдоговор или соглашение направляется субъектом правоотношений, в частности, работодателем в орган по труду, который функционирует на местном, региональном или федеральном уровне. Соответствующая комиссия осуществляет уведомительную регистрацию по поводу выдвижения инициативы на проверку соблюдения условий соглашения.

При проведении уведомительной регистрации комиссия выявляет наличие условий в коллективном договоре или соглашении, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ, а также ущемлять законные интересы и права работников. При этом вся выявленная информация переадресуется не только участникам трудовых отношений, но и в Трудовую инспекцию соответствующего уровня.

Согласно ст. 50 ТК РФ, если орган по охране труда выявит наличие условий, которые ухудшают положение сотрудников, то подобные пункты будут признаны недействительными, поэтому такой коллективный договор не может быть применен на практике.

Однако в этой статье существуют и пробелы, в том числе не прописан перечень условий, которые позволяют признать пункты колдоговора недействительными.

После того как работодатель или его представители получат уведомление о том, что при проведении проверки комиссия выявила ряд недействительных условий, все участники соглашений должны быть уведомлены о подобной правовой проблеме. Современное законодательство устанавливает, что оповещение субъектов должно быть осуществлено таким же образом, как происходило и само принятие договора. Например, через СМИ.

Далее участники, на которых распространяется действие коллективного договора, могут направить в судебную инстанцию исковое заявление о признании условий, прописанных в колдоговоре, недействительными. Суд может как удовлетворить заявителям в иске, так и отказать, например, за неимением аргументов и доказательств.

В том случае если работодатель будет применять недействительные условия договора на практике или откажется в семидневный срок после заключения соглашения отправить документ в орган по охране труда, то к нему могут быть применены меры ответственности. Это связано с тем, что подобные действия напрямую нарушают трудовое законодательство РФ.

Регламентация и формы проведения контроля коллективного договора или сделки

На сегодняшний день в современном трудовом законодательстве выделяется две самые основные формы контроля за соблюдением условий коллективного договора:

  • внутренний контроль;
  • внешний контроль.

Следует отметить, что внешний контроль достаточно хорошо регламентирован в нормативно-правовых актах РФ, поэтому его проведение не вызывает никаких проблем и сложностей. Так, контроль за деятельностью работодателей и их официальных представителей осуществляется на основании Трудового кодекса РФ, а также федеральных законов, например, под № 10-ФЗ.

Внешний контроль могут осуществлять различные органы, которые наделены подобной компетенцией.

В частности, это могут быть не только профсоюзные организации, но и органы государственной власти различных уровней, начиная с Минтруда РФ и заканчивая муниципальными органами по охране труда.

Внутренний контроль за соблюдением всех условий коллективного договора должен осуществляться самими субъектами правоотношений как на постоянной основе, так и на временной. Это связано с тем, что как таковой регламентации по проведению внутреннего контроля в современном трудовом законодательстве не предусмотрено.

Поэтому условия осуществления подобного надзора должны быть включены в коллективный договор или соглашения, которые тем или иным образом смогут упорядочить подобную работу.

Если обратиться к практике, то внутренний контроль также подразделяется на две основные формы:

  • односубъектный;
  • совместный.

Большего интереса с юридической точки зрения заслуживает совместный внутренний контроль.

Это связано с тем, что в его осуществлении принимают непосредственное участие представители всех сторон коллективного соглашения.

Благодаря этому удается найти наиболее приемлемые точки соприкосновения субъектов, а также закрепить дополнительным соглашением или коллективным договором основные критерии проведения внутреннего контроля.

Только подобная формализация надзора позволит максимально учесть интересы и права как самих работодателей, так и работников, которые заключили с юридическим лицом трудовой коллективный договор.

Для проведения внутреннего контроля в рамках организации могут быть созданы дополнительные органы, которые будут действовать на принципах, заключенных в соглашении:

  • специализированные комиссии, состав которых формируется из представителей всех сторон;
  • группы совместного контроля, формируемые на базе специализированных комиссий, но действующих в рамках отдельных подразделений.

Кроме того, стороны правоотношений должны создать орган управления подобными контрольными комиссиями, а также формализовать правовой статус всех указанных структур. Только в этом случае внутренний контроль будет не только упорядоченным, но и полностью легитимным.

Контроль за соблюдением условий колдоговора – наиболее важный механизм регулирования и регламентации правоотношений в трудовом коллективе, работающем в системе социального партнерства.  

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/kontrol-za-vypolneniem-kollektivnogo-dogovora-i-soglasheniya.html

Отчет о выполнении коллективного договора: контроль за соблюдением, порядок оформления и образец документа

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Трудовой кодекс предусматривает необходимость обеспечения контроля за исполнением норм коллективного договора, заключенного на предприятии. Особенностям исполнения контрольных функций за исполнением обязанностей по коллективному договору посвящена ст. 51 Трудового кодекса.

Контроль за выполнением коллективного договора

По ч. 1 ст. 40 Трудового кодекса в любой организации, работающей как на коммерческой, так и бюджетной основе, одним из документов, который регулирует порядок взаимодействия работодателя и сотрудников, является коллективный договор.

Согласно ст. 51 Трудового кодекса, контролем за выполнением коллективного договора или соглашения занимаются:

  1. Стороны социального партнерства.
  2. Их представители.
  3. Соответствующие трудовые инстанции.

В процессе проведения контрольных функций представители должны предоставлять друг другу и соответствующим контролирующим инстанциям необходимую информацию не позднее месяца со дня получения запроса. За непредставление подобного рода сведений работодателя или его законного представителя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

Датой начала выполнения контрольных функций за исполнением коллективных договоров является дата их уведомительной регистрации по труду.

Уже в ходе прохождения регистрации коллективного договора в местном органе исполнительной власти, уполномоченном за выполнение контролирующих функций в трудовой сфере, коллективный договор анализируется на предмет соответствия законодательным нормам. Согласно Трудовому кодексу, все положения коллективного договора, ухудшающие положение работников по отношению к основному договору, признаются недействительными.

Если такие положения были выявлены в коллективном договоре, то об этом контролирующие инстанции в обязательном порядке сообщают работодателю в уведомительной форме.

Согласно ч. 3 ст. 50 Трудового кодекса, сообщение о недействительности условий коллективного договора передается в соответствующую трудовую инспекцию. На его основании государственная инспекция вправе выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительных условий коллективного договора или соглашения.

А если работодатель, вопреки законным требованиям инспекторов, продолжает работать в рамках коллективного договора с положениями, ухудшающими условия труда, то это может стать основанием для привлечения его к административной ответственности.

Таким образом, регистрация коллективного договора является одной из форм контроля за его содержанием, в частности, для выявления недействительных условий.

Стороны по коллективному договору или соглашению также занимаются контролем за выполнением договорных условий, а также на законных основаниях могут требовать исполнения договора от работодателя. Для указанных целей сотрудники могут пользоваться установленными законодательством процедурами для разрешения индивидуальных трудовых споров.

При невыполнении условий коллективного договора работодателем сотрудники могут обращаться за защитой своих интересов в государственную инспекцию по труду. На основании поданной жалобы работодателю могут выдать предписание, которое обязывает его исполнить условия по коллективному договору или соглашению.

Стороны также вправе требовать от органов по труду или от суда признать недействительными условия коллективных договоров, которые ухудшают положение сотрудников.

С момента вынесения судебного решения или предписания органов государственного надзора недействительные условия должны исключить из коллективного договора.

Так как после подписания коллективного договора работодатель берет на себя определенные обязательства, он должен отчитываться по их исполнению перед своими сотрудниками. Для этого он регулярно представляет отчет по результатам выполнения коллективного договора.

Отчет

Цели и правила подготовки отчетности по коллективному договору определены ст. 51 Трудового кодекса. Из положений ч.

2 данной статьи можно сделать вывод, что любая из сторон договора может требовать предоставление ей письменного отчета о соблюдении своей части соглашения.

Также такой запрос может поступить со стороны контрольно-надзорного органа. На подготовку отчетности второй стороне отводится 30 дней со стороны получения соответствующего запроса.

Когда составляется отчет

Трудовой кодекс никак не регулирует периодичность представления отчетности. При этом данный аспект может быть урегулирован в самом тексте отчета. Но также временные промежутки предоставления отчета могут быть прописаны в тексте запроса. Обычно в качестве отчетного периода принимается календарный год.

Работодателю следует учесть, что прямо обязанность по предоставлению отчета в Трудовом кодексе не закреплена. Здесь сказано только о необходимости информирования о результатах исполнения договора.

При этом форма предоставления такого рода сведений может называться как отчетом, так и информацией, актом и пр.

Как составить отчет

Отчет о выполнении коллективного договора составляется в следующем порядке:

  1. Работодатель получает запрос на предоставление информации о ходе выполнения договора.
  2. В течение 30 дней он готовит отчет.
  3. Предоставляет отчет о выполнении коллективного договора в письменном виде или раскрывает информацию на собрании работников.

Сам текст отчета составляется в свободной форме, никаких унифицированных бланков для него не предусмотрено.  Вместе с тем в текст договора необходимо включить следующие сведения:

  1. Реквизиты компании-работодателя: полное наименование организации, дата и место его подготовки, подпись и печать должностных лиц (при предоставлении отчета в контролирующую или надзорную инстанцию иногда необходимо прописать расширенные сведения об организации).
  2. Сведения о заключенном на предприятии коллективном договоре, его номер, дата подписания и срок действия.
  3. Сведения о регистрации коллективного договора и сроке его действия по ч. 1 ст. 50 Трудового кодекса.
  4. Основная часть, в которой приводится информация о соблюдении положений коллективного договора: об оплате труда, льготах, переквалификации и пр. Выделять разделы в отчете можно на основании конкретного договора или с учетом положений ст. 41 Трудового кодекса.
  5. Заключительная часть, резюмирующая исполнение отчета.

В отчете также стоит привести статистические данные по выделенным и израсходованным суммам на проведение тех или иных мероприятий.

Образец отчета о выполнении коллективного договора можно посмотреть здесь.

Обычно отчет составляется работодателем, так как основные обязательства по коллективному договору возлагаются на него.

Но потенциально требование предоставить отчет может быть направлено и профсоюзам.

Работники в этом случае должны указать, что они выполнили условия об отказе от забастовок, обязательства контроля за работодателем и пр.

Если часть интересов работников исполняет профсоюз, то ему нужно указать здесь сведения о проведении культурно-массовых мероприятий, выделении путевок, контроле за соблюдением прав работников по охране труда, выплате зарплаты и соблюдению режима работы, представлении интересов работников в органах госвласти и пр.

Таким образом, законодательно установлены обязательства работодателя по предоставлению информации по результатам исполнения коллективного договора. Обычно форма информации имеет вид письменного отчета.

Периодичность отчетности может быть прописана в самом договоре, она не регламентирована Трудовым кодексом.

Отчет в большинстве случаев готовит работодатель, на которого возложена основная часть обязательств по договору.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/trudovoe/kollektivnyj/otcet-o-vypolnenii.html

Контроль за выполнением коллективного договора

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется его сторонами, их представителями, а также государственными органами, которые надзирают за исполнением требований трудового законодательства. Подробнее об этом читайте в статье.

Контроль за выполнением коллективного договора: общая информация

Коллективный договор обязателен для всех сотрудников компании, а также для ее руководства. Его положения вступают в силу с момента подписания договора, либо с даты, указанной в его тексте.

С момента начала действия договора, все его положения должны неукоснительно исполняться, соответственно, кто-то должен контролировать выполнение условий соглашения.

ТК РФ не уделяет должного внимания порядку контроля за соблюдением положений коллективных договоров. В статье 51 ТК РФ указано, кто может проверять соблюдение договора, но не прописано исчерпывающего перечня инструментов, которыми проверяющие могут пользоваться.

Единственное право контролирующих лиц в силу данной нормы – получать информацию, которая требуется для контроля, в течение месяца после получения запроса стороной социального партнерства. Соответственно, у проверяемой стороны есть обязанность предоставить сведения.

Объем и содержание требуемой к предоставлению информации не раскрывается. Очевидно, что речь идет о тех данных, которые подтверждают исполнение одной из сторон договора выполнение условий соглашения.

Например, если в коллективном договоре указано, что сотрудникам, совмещающим работу и обучение предоставляются льготы, — можно запросить у работодателя информацию о том, какие сотрудники совмещают труд с учебой, и получили ли они льготы.

Стороны вправе сами определить инструменты, которые будут помогать осуществлять контроль за соблюдением положений договора. Например, можно указать соответствующую информацию в тексте коллективного договора.

Кем осуществляется контроль за соблюдением коллективного договора?

Контроль осуществляется как сторонами социального партнерства (т.е. сторонами договора), так и их представителями. Государственные органы, например, государственные инспекции труда, также вправе контролировать соблюдение требований законодательства в организациях и у ИП, в том числе, соблюдение положений коллективных договоров.

Для наглядности, приведем сведения о проверяющих в таблице.

Кто контролирует соблюдение коллективных договоров?Информация о проверяющих
Представители работников из числа сотрудников организацииИнтересы сотрудников могут представлять их представители, которые избираются на общих собраниях работников. Согласно ст. 31 ТК РФ, если в организации нет профсоюза, или в профсоюзе состоит меньше 50 % сотрудников организации, трудящиеся вправе собраться и тайным анием избрать своего представителя.
Представители работников в лице профсоюзов, объединений профсоюзовПрофсоюзные организации, в которых состоят более 50 % сотрудников, вправе представлять интересы всех работников, даже тех, которые в профсоюзе не состоят. В ситуации, когда профсоюз включает в себя меньше 50 % работников, сотрудники, не состоящие в нем, вправе уполномочить данный орган на представление своих интересов.
РаботодательИнтересы работодателя представляет единоличный исполнительный орган фирмы, например, ее директор. ИП представляет собственные интересы, являясь работодателем.
Представители работодателяЕдиноличный исполнительный орган организации (директор, ген. директор, и т.д.) вправе издать приказ о возложении обязанностей по контролю за соблюдением коллективного договора на одного из сотрудников организации, который будет являться его представителем.
Государственные органыНа этапе регистрации коллективного договора орган соц. защиты, который проводит процедуру, определяет, нарушает коллективный договор права сотрудников организации, или нет. Кроме того, данный орган направляет договор в государственную инспекцию труда, которая является надзорным органом и вправе проверять, соблюдаются ли положения договора в организации.

Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора

Для того, чтобы осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора могут создаваться специальные комиссии, деятельность которых урегулирована ст. 35 ТК РФ. В состав комиссий могут входить представители сторон социального партнерства – то есть работодателей и работников, а также члены профсоюзов, действующих в организации.

Как правило, комиссия, контролирующая соблюдение положений коллективного договора образуется еще на этапе принятия такого договора, в процессе коллективных переговоров.

В договоре отражается порядок формирования комиссии, ее полномочия, права и обязанности членов комиссии.

Возможно также согласование положений об оплате деятельности членов комиссии, порядок формирования отчетов об исполнении коллективных договоров, передаваемых в определенные сторонами сроки для изучения комиссией.

Информация о выполнении коллективного договора (аналитическая справка)

В ходе проведения коллективных переговоров может утверждаться перечень сведений, которые стороны соц. партнерства предоставляют друг другу в целях контроля за исполнением положений договора. Информация может предоставляться в форме аналитической справки. Состав сведений, которые содержатся в справке зависит от положений договора, а также от воли сторон социального партнерства.

Например, в коллективном договоре может устанавливаться обязанность работодателя предоставлять комиссии по контролю за выполнением коллективного договора в определенные сроки, аналитическую справку, в которой содержатся сведения об исполнении условий договора.

Форму справки можно разработать самостоятельно, поскольку требований к ней закон не предъявляет. Например, она может выглядеть как таблица (чек-лист), в одной графе которой указаны обязанности, которые работодатель должен выполнить, а в другой, — сведения о их исполнении.

***

Таким образом, в каждой организации может быть создан свой порядок осуществления контроля за выполнением коллективного договора. Единственное императивное требование содержится в ст. 51 ТК РФ, согласно которой стороны соц.

партнерства вправе истребовать друг у друга информацию о соблюдении положений коллективного договора и получать сведения в месячный срок.

За невыполнение обязанности по предоставлению информации предусмотрена административная ответственность для работодателя.

Источник: https://zakoved.ru/trudovaya-deyatelnost/kontrol-za-vypolneniem-kollektivnogo-dogovora.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: