Стернберг (Sternberg) Сол

«Теория инвестирования» Стернберга

Стернберг (Sternberg) Сол

Теорий креативности сегодня можно встретить немало – это и теория Грэхема Уоллеса, и ТРИЗ, и «Шесть шляп» Эдварда де Боно, и SCAMPER, и «Ментальные карты» Тони Бьюзена и некоторые другие.

Но наряду с ними можно назвать ещё одну очень интересную и довольно молодую теорию – так называемую, «Теорию инвестирования», разработанную в 1985 году американским психологом, профессором психологии и президентом Американской психологической ассоциации Робертом Стернбергом.

Согласно мнению Стернберга, креативным можно считать человека, стремящегося и способного осуществлять «покупку» идей по низкой цене и их «продажу» по высокой. Под «покупкой» идей здесь следует понимать разработку неизвестных, непопулярных и непризнанных идей, достоверную оценку потенциала их развития и анализ спроса.

Креативный человек, невзирая на сопротивление, неприятие и непонимание окружающей среды, всегда будет ставить упор на развитие определённых идей, повышение их ценности и цены и последующую «продажу». И как только одна идея будет успешно развита и будет повышен её спрос на рынке, он сразу же будет браться за следующую новую или непопулярную идею.

Но отсюда следует следующая проблема – это генерация идей.

По мнению Роберта Стернберга, творческий потенциал человека не может быть реализован в двух следующих ситуациях (важно сказать, что в представленном случае Стернберг заменяет проявление креативности на его оценку и принятие обществом):

  • Если идеи высказываются человеком преждевременно
  • Если идеи не обсуждаются на протяжении продолжительного времени, вследствие чего становятся устаревшими или очевидными

Согласно идеям учёного, творческие проявления человека могут быть определены посредством шести основополагающих факторов:

  • Интеллект человека как его способность
  • Знания человека
  • Стиль мышления человека
  • Индивидуальные черты человека
  • Мотивация человека
  • Внешняя среда, окружающая человека

Основой же творческого мышления и креативности является интеллектуальная способность. А если говорить более конкретно, то определённые составляющие интеллекта:

  • Способность к синтезу – необычное видение проблем, преодоление привычных, общепринятых границ;
  • Способность к анализу – умение выявлять идеи, которые следует развивать;
  • Практическая способность – способность к убеждению людей в ценности конкретных идей, другими словами – умение продавать.

Однако здесь следует брать во внимание следующие положения: если у человека более остальных развита способность к анализу, его можно считать прекрасным критиком, но отнюдь не генератором идей.

Если слишком развита способность к синтезу, человек будет генерировать множество идей, не подкреплённых практическими исследованиями или вообще провальных.

Если же чрезмерно развита практическая способность, человек будет блестяще продавать любые идеи, в том числе даже самые неэффективные.

Знания также могут влиять на креативность, и их влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Человек всегда должен чётко понимать, чего конкретно он хочет достичь и что именно он будет для этого делать.

Выход за пределы зоны комфорта и максимальное проявление креативности невозможны без знания границ этой самой зоны комфорта.

Наряду с этим, границы зоны комфорта и устоявшиеся знания могут оказывать на кругозор человека ограничивающее воздействие, не давая ему возможности посмотреть на проблему под новым углом.

Чтобы творческий потенциал активизировался, человек должен обладать независимостью мышления, свободой от стереотипов и воздействия окружающей среды. Креативный человек должен уметь самостоятельно определять проблемы, ставить перед собой задачи и осуществлять их решение.

Исходя из положений теории Стернберга, креативность подразумевает способность человека к осознанному риску, готовность к преодолению препятствий, наличие устойчивой внутренней мотивации и готовность к противостоянию общепринятым мнениям.

Кроме того, никакое творчество невозможно вне творческой среды.

Все компоненты, которые отвечают за творческий процесс, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, и суммарный эффект от такого взаимодействия невозможно свести к воздействию какого-то одного компонента.

Если же творческая среда отсутствует, это может быть компенсировано высокой мотивацией, взаимодействие которой с интеллектом человека, многократно повышает показатель креативности.

«Теория инвестирования» Стернберга, конечно же, не является голословной, а основана на результатах практических исследований. В качестве примера приведём результаты одного из таковых.

Практическое обоснование

Ниже будут приведены результаты одного из исследований, проводившихся Робертом Стернбергом и его командой. Данное исследование было направлено на изучение связи креативности с интеллектом.

Для эксперимента были отобраны 48 человек, возраст которых варьировался от 18 до 65 лет. Каждому из них было необходимо создать по два произведения, относящихся к четырём разным жанрам: сочинению, рекламе, рисунку и исследованию. Участникам было предложено от 3 до 10 тем, из которых они могли выбрать только две.

Показатель креативности по каждому из произведений оценивался по следующим критериям:

  • Новизна
  • Соответствие теме
  • Эстетическая ценность
  • Интеграция несопоставимых элементов
  • Техника исполнения
  • Качество результата

Интеллектуальный потенциал испытуемых измерялся при помощи теста Кэттелла. Знания же оценивались посредством биографического опросника. Кроме того, по опроснику Майерс-Бриггс и опроснику стилей мышления Стернберга-Вагнера производилась оценка стиля мышления, а тестами ACL и PRF оценивались особенности личности.

Результаты эксперимента по оценке креативности испытуемых оказались весьма надёжными.

Согласованность экспертных оценок по каждому из четырёх жанров варьировалась от 0,81 до 0,89, а средний показатель согласованности вообще составил 0,92.

Степень креативности испытуемых зависела от того, насколько специфична была предметная деятельность. Максимально взаимодействовали с творческой продуктивностью именно интеллектуальные способности, а минимально – особенности личности.

«Синдром креативности»

На основе результатов эксперимента, о котором мы говорили выше, Стернберг сделал вывод о существовании «Синдрома креативности». Для подтверждения этого учёным были проведены дополнительные исследования по выявлению того, какую роль аналитические интеллектуальные способности играют в общей структуре креативности.

В процессе исследования измерялся вербальный, математический и пространственный интеллект. Для эксперимента были задействованы 199 студентов. Всех их разбили на две большие группы – высококреативные и низкокреативные студенты.

В колледже, где они проходили обучение, им читался один и тот же курс по психологии, но в двух различных вариациях – один курс был рассчитан на стимулирование творческого мышления студентов, в другой – наоборот, не стимулировал его.

В итоге оценивался результат, которого достигли студенты, в зависимости от специфики курса и начального показателя их креативности.

Результаты оказались более чем интересными: те студенты, которые изначально обладали высокими показателем креативности, в большинстве случаев и гораздо чаще выдвигали собственные идеи, проявляли инициативу по самостоятельной организации экспериментов и предлагали всевозможные гипотезы, если условия экспериментов варьировались. Говоря несколько иначе, студенты, которые проходили обучение в творческих условиях, показали более высокие результаты, нежели студенты, обладавшие той же степенью креативности, но обучавшиеся в обычных стандартных условиях.

Исходя из этого, Стернберг заключил, что для активизации творческого потенциала и креативности человека необходимо наличие соответствующей творческой среды.

Таковы базовые положение «Теории инвестирования» Роберта Стернберга.

А о том, насколько представленная теория соответствует действительности, вы с лёгкостью можете судить, если, например, проведёте самостоятельный эксперимент, в котором попробуете проявить свои творческие способности в условиях, способствующих этому, и в обычных условиях. Скорее всего, полученные вами результаты во многом совпадут с идеями Стернберга.

Желаем вам успехов в творчестве!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B0/

Джозеф фон Штернберг: Побег

Стернберг (Sternberg) Сол

«Едва ли зима может быть прекраснее той, что парит над Веной. Белый ковер вечно свежего снега покрывает город на месяцы.

Щеки горят, глаза искрятся, и дыхание струится изящными завитками, и широко раскинутые ветви старых деревьев наряжаются в сверкающие кристальные драгоценности изо льда.

Обычный гомон стихает, и воцаряется молчание, какое бывает после того, как великая тайна разоблачена».

Дж. фон Штернберг. «Забавы в китайской прачечной»

    Джозеф фон Штернберг

    Von Sole

    Голливуд 1920-х шумит, как парус на ветру. Шумят все: режиссеры, актеры, репортеры, камеры и знойный ветер Санта-Анна. В самом начале 1925-го Джордж К. Артур вручает фон Штернбергу сценарий с предложением сделать фильм с ним, Артуром, в главной роли. Фон Штернберг читает сценарий, пишет собственный взамен и вручает его исполнителю главной роли в своем первом фильме «Охотники за спасением».Фильм делают без денег, без декораций, без актеров (в одной из сцен можно видеть эффектную тень, нависшую над дверью — тень, нависает в ожидании главной героини, потому что в этот день платить обладателю тени — Стюарту Холмсу — нечем). И фильм выходит, и Чарли Чаплин советует посмотреть фильм удивленному Дугласу Фэрбенксу, который пребывал в полной уверенности, что это что-то об Армии Спасения, а Мэри Пикфорд предлагает фон Штернбергу снимать следующий фильм с её участием. United Artists финансируют прокат «Охотников», и маленький австрийский еврей молниеносно оказывается на страницах киножурналов. Его стиль нов, характеры его героев тонки, его талант безоговорочно принят режиссерской братией. «Охотники за спасением» стоят в двух шагах от европейского авангарда: по смысловой нагрузке изобразительных элементов, по стилевой специфике, по индивидуальному темпоритму картины. В двух шагах: через Атлантику и обратно.На съемках фильма Охотники за спасениемВ последующие два года фон Штернберг возвращается к прежнему занятию: ассистирует на съемках и не снимает собственное кино. Но вот в 1927-м выходит фильм «Подполье», и снова Голливуд охватывает волна благоговения, а в ряд к особенному стилю и героям добавляется освещение: кадры утопают то ли в темноте, то ли в дымке света, а световые пятна на лицах героев и на сгибах их одежд тревожно вибрируют. Конечно, в «Подполье» фон Штернберг предвосхищает появление гангстерского фильма. А сцена с финальной осадой и вовсе оказывается повторена сначала Беном Хектом, а потом — Говардом Хоуксом. В «Лице со шрамом» в финале вновь возникают и вспышки от нескончаемой стрельбы, и темень от заслоненных окон, и просветы от пулевых дыр, пронзающие кадр; но нет там тайного выхода, как и нет третьего персонажа, отданного на заклание или обреченного на вечное счастье. У Хоукса в кадре остаются двое: герой Муни и героиня Дворжак, — и оба уже мертвы.В фильме Хоукса действие разворачивается в Америке времен Великой депрессии. Фон Штернберг, вразрез с историей жанра, оглядывается назад. Сначала — лишь мысленно напитываясь европейской культурой, создает героев «Подполья», каждая деталь во взглядах и одеждах которых скорее напоминает пьесы Шницлера, чем сценарий Хекта. Затем — приглашает европейского актера: в 1928 году фон Штернберг берется за свой следующий фильм — «Последний приказ» с Эмилем Яннингсом в главной роли. И, наконец, довершает оборот, отправляясь в Германию на съемки фильма.Подполье. Реж. Джозеф фон Штернберг. 1927Мираж Европы не то чтобы «преследует» фон Штернберга, — не покидает. Начиная с того момента, как он впервые попадает в Америку и отыскивает в полуголой квартире с благословенным водопроводом два тома американской истории в 1901-м, и заканчивая короткометражным обзорным фильмом «Городок» 1944 года, фон Штернберг старательно приучает себя к мысли о том, что его новая страна — Америка. Он постоянно существует в режиме двойной экспозиции: американского пейзажа, наложенного на европейский контекст.В 1925-м на студии MGM в дежурном графике стоят две фамилии: von Common и von Preferred. За вторую отвечает Эрих фон Штрогейм. Кажется, Голливуд не готов вынести двух австрийских художников, привезших с собой не только европейскую культуру и сны о Вене, но и украденную частицу «фон». Когда в 1930-м фон Штернберг возвращается из Германии с Марлен Дитрих, он оказывается von Sole.

    Белоснежная Европа

    В Нью-Йорке сходит с корабля Марлен Дитрих, молодая и элегантная, и затмевает на ближайшее десятилетие имя фон Штернберга своим собственным, вынесенным в заголовки статей. На ближайшее десятилетие удел Дитрих — свет: холодный свет, о котором наперебой толкуют до середины 1930-х, и теплый, лиричный, которого злодей фон Штернберг свое создание все это время лишал. Легенда о Трильби и Свенгали то тут, то там, мелькает в прессе в качестве описания отношений между режиссером и актрисой — вполне точного, кстати сказать. Но их это, кажется, ничуть не смущает. Фон Штернберг безотказно твердит о подчинительном положении актера, а Дитрих благодарно вторит. Что-то с этими европейцами не так.На протяжении 1930-х фон Штернберг доводит до совершенства свою работу со светотенью. Но не тень на скулах Дитрих и не световая дымка, которая путается в её волосах, возрождают легенду о Трильби. Барочная светотень, которая разделяет внутрикадровое пространство на мерцающие теневые кулисы, проецирует акт создания как таковой. И снова фон Штернберг толкует о совсем другом времени: не барокко — возрождение. Не мир, подчиненный стилю, но стиль, формирующий мир.Шанхайский экспресс. Реж. Джозеф фон Штернберг. 1932В «Шанхайском экспрессе» — в сцене с молитвой, или в «Багряной императрице» — в ночной сцене с ветвями, солдатом и оброненным медальоном, или в любом другом фильме — фон Штернберг помещает героиню Дитрих, или героиню Акеми Негиси («Анатаан»), или героев в фильме «Макао» между светом и тенью, и заставляет их лавировать на грани. Это грань, на которой происходит сотворение, действие, игра, перемены, жизнь. Это те границы, в которых существуют актеры Штернберга — не границы кадра, не границы плана — световые границы: между светом и тьмой.Герои фон Штернберга отделены от мира и в то же время вылеплены из него, они схвачены миром врасплох и постоянно вынуждены делать выбор, потому как мир вокруг них контрастен. Они все время показаны в состоянии оголенной мысли, эмоции, чувства, игры — будь то решение матери оставить ребенка, осторожные движения шпиона на вражеской территории, взгляд женщины, которая желает вернуть возлюбленного, или последняя минута перед расстрелом. Стоит пересечь границу — выбор сделан. Новый эпизод начался, новый костюм надет, новый свет — выставлен.Подобно Прометею, фон Штернберг ставит своих героев на линию горизонта и лепит форму, которая отчетливо проступает между небесами и землей. Фон Штернберг — творец в возрожденческом понимании, ему не нужно играть в бога, ему достаточно быть художником.Фон Штернберг делает необходимые два шага через Атлантический океан: когда в 1930 году Дитрих сходит с корабля, в жаркий и шумный Голливуд приезжает белоснежная Европа, несуществующая Европа фон Штернберга, населенная персонажами его фильмов.Имперская Вена с её безудержной роскошью, мрачная Россия, посягающая на место в европейской части света, сложная и молчаливая женщина, которая поёт колыбельную на немецком языке, отвратительный школьный учитель. На протяжении полутора десятков лет фон Штернберг старательно воссоздает неотступный мираж. Осознание того, что вернуться в воспоминания о счастье невозможно, настигает его вместе со всем остальным человечеством — наступает Вторая Мировая война.

    Анатаан

    С приходом 1940-х фон Штернберг стремительно движется на Восток. Не к свету, не к культуре — к чистому акту. Но на сей раз не создания — уничтожения. В 1942-м он снимает «Шанхайский жест», жёсткая азиатская физиогномика, отточенная пластика не терпят европейского вторжения, ни светового, ни умственного. Возвращение в фильме знаменуется смертью: возвращение мужа, возвращение ребёнка.В 1944-м фон Штернберг констатирует невозможность контекста в Штатах — короткометражный фильм «Городок» повествует о городе Мэдисон в штате Висконсин, где постепенно итальянская кампанила, греческие колонны, готическая церковь превращаются в пожарную вышку, местный суд и современную церквушку. Фильм проникнут космополитическим пафосом, где Америка оказывается пристанищем всевозможных культур. Странно только принимать стилизацию за историю в случае фон Штернберга, который на первой же странице своей автобиографии рассуждает о том, что же такое «искусство».Спустя восемь лет — достаточно безболезненно — выходит «Макао»: главным героям удаётся достичь цели, фильм придерживается рамок жанра. Но вот в 1953-м он отправляется в Японию на съемки собственного фильма «Анатаан» в качестве сценариста, оператора и режиссера. Японские актеры в шутку называют фон Штернберга божеством, пока тот снимает историю о военном отряде, отправленном на оборону острова Анатаан на случай вторжения противника. Дюжина солдат и девушка отделены от внешнего мира, они создают собственное сообщество, в котором постепенно сходят к животным инстинктам в борьбе за женщину и власть. Чистая история, чистый материал: тропические растения, полуголые полулюди, лезвия ножей и взглядов — никаких изящных завитков и кристальных драгоценностей, никаких вуалей.Анатаан. Реж. Джозеф фон Штернберг. 1953Остров — это побег; история, основанная на реальных событиях — замена выдуманному и оскверненному войной миру. Шаги над Атлантикой — гулкое эхо позади. Никаких «между светом и тьмой». Остров — это последнее «между». Монтаж более невозможен: никаких двойных экспозиций и наплывов, только утраченные воспоминания.«… все мы вернулись в Вену, вероятнее всего, из-за того, что отец не смог справиться с постоянными срывами. Но через некоторое время, как белка, продолжающая крутить свое колесо, он снова уехал в ту же страну, и снова напрасно», — пишет фон Штернберг в своей автобиографии.В 1957-м году в Америке он снимает цветную комедийную мелодраму на военный сюжет — «Летчик». Качественно, жанрово выдержанно, то в небе, то на земле. И только одно остается всегда неизменным: когда начинаются съемки, фон Штернберг требует тишины. Такая бывает после того, как великая тайна разоблачена.

Источник: https://seance.ru/articles/sternberg-120/

Стернберг Роберт

Стернберг (Sternberg) Сол

Стернберг Роберт Джеффри (род. 8 декабря 1949) – американский психолог.

Получил базовое психологическое образование в Йельском университете (бакалавр, 1972), закончил аспирантуру по экспериментальной психологии мышления в Стэндфордском университете (д-р, 1975).

Профессиональную преподавательскую деятельность начал в Йельском университете (ассистент профессора, 1975—1980; ассоциированный профессор, 1980—1983; полный профессор с 1983 г.).

Основные исследования Стернберга

Основные исследования Стернберга касаются следующих проблем:

  • Высшие психические функции
  • Способность к когнитивным перестройкам и трансформациям

Основные положения концепции Стернберга о типах мышления и учения

В своих первых работах Стернберг выступил как идеолог информационного подхода. В результате серии исследований, посвященных изучению решения аналогий и силлогизмов, была предложена «компонентная модель интеллекта» и «метод компонентного анализа», позволяющие дифференцировать различные умственные процессы («Component processes in analogical reasoning». Psychological Review, 84, 1977).

Согласно компонентной модели, выделяется пять классов компонент или умственных процессов, которые действуют организованным образом и продуцируют ответ на задания из теста интеллекта: метакомпоненты, исполнительные компоненты, компоненты, отвечающие за приобретение знаний, компоненты сохранения (в памяти) и компоненты, отвечающие за перенос сохраненной информации из одного контекста в другой.

Согласно Стернбергу, интеллект не есть нечто фиксированное и неизменное и он не сводится к тому, что измеряют традиционные тесты интеллекта, а является гораздо более широким понятием, имеющим отношение к успешному функционированию в реальной жизни (практический интеллект).

В книге «По ту сторону коэффициента интеллекта» («Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence», 1985) Стернберг предлагает триархичную теорию интеллекта, рассматривающую три уровня его функционирования, в которой демонстрируется значение связи интеллекта с внешним миром, роль практического интеллекта. Теории Стернберга о предпочитаемых стилях мышления и творчества развивались в течение нескольких десятков лет. В современном варианте они выглядят как единая концепция. Разработан диагностический инструментарий типов мышления и творчества.

Функции

В первой категория – функции – Стернбергом выделяются три стиля познания по предпочитаемым видам деятельности (метафорически названными как законодательная, исполнительная и судебная, которые реально являются созданием, исполнением и оценкой. В каждом из этих видов деятельности преобладает либо творчество и продуктивность (« любит творить и т.п.

), либо репродукция по правилам и образцам (« любит выполнять , применять и т.п.»), либо примерно равносильно продукция и репродукция («любит оценивать и т. п.

»)В псикосмологии данные характеристики не используются для выделения типов, а составляют компонент при описании особенностей познания вообще и творчества в частности каждого выделенного в псикосмологии типа.

Формы

Во второй категории — формы – выделены четыре стиля познания по предпочтению характера работы с несколькими проблемами: монархический (любит заниматься одним делом в конкретный период времени, погружаясь полностью, отдавая ему всю энергию), иерархический (любит делать много вещей одновременно, выделяет приоритетные, распределяет энергию и время в связи с приоритетностью задач), олигархический (любит делать много вещей сразу, но имеет трудности в установлении приоритетов) и анархический (любит решать проблемы в случайном порядке, не любит систем, инструкций и разного рода принуждений).По поясняющим описаниям перечисленных стилей они в определенной степени похожи на различия рациональных и иррациональных типов в псикосмологии, выделяемых по преобладанию/равносильности логических, выводных операций (рациональное познание) или процессов непосредственного усмотрения (восприятия) и догадки (иррациональное познание). К рациональным относятся два стиля – монархический и иерархический. К иррациональным стилям относится один стиль — анархический. Четвертый стиль в этой категории — олигархический является равносильным по предпочтению обеих характеристик.

При этом, в псикосмологии рациональные типы подразделяются на две разновидности по направленности на Мир (мыслительный) или на Я (чувственно-эмоциональный).

Иррациональные типы также имеют две разновидности по этому основанию – иррационалы «направленные на Мир или на Я.

Указанные разновидности рациональных (монархического, иерархического), иррационального (анархического) и равносильного (олигархического ) типов познания в системе Стернберга отсутствуют.

Примечание. Выделение разновидностей рациональных и иррациональных типов по направленности «на Мир» или «на Я» в псикосмологии соответствует различению логических и эмоциональных типов, являющихся оба рациональными, и различению интуитивных и сенсорных типов, являющихся иррациональными, в системе типов по К. Юнгу

Уровни

Третья категория – уровни. Здесь выделяются два стиля по преобладанию работы с обобщенными или конкретными знаниями.

Один стиль — глобальный (любит работать с обобщениями и абстракциями» ), второй стиль — локальный (любит работать с конкретными примерами.

) В псикосмологии данное различение познавательных предпочтений учитывается в описаниях особенностей производных от каждого типа познания других познавательных и личностных качеств.

Направленность

Четвертая категория — области направленности.

В этом случае выделяются два стиля – внутренний (любит работать в одиночку, сфокусирован на внутреннем мире, самодостаточен) и внешний (любит работать с другими, сфокусирован на окружение и зависим от него).

В некоторой степени это различение соответствует экстравертным и интровертным типам по Юнгу и в псикосмологии учитывается при описаниях производных от основных типов характеристик познания.

Склонности

Пятая категория – склонности. Данная категория представляет два стиля, выделяемые по предпочтению двух разных способов деятельности — либеральный ( любит делать что-либо новыми способами, несмотря на установленные порядки) и консервативный (любит делать что-либо традиционными способами, следуя установленным правилам).

Либеральный стиль является фактически предпочтением творческого способа познания, а консервативный – предпочтением репродуктивного познания. Стили данной категории, на наш взгляд, совпадают по сути со стилями первой категории.

Как мы отмечали выше, законодательный стиль основан на предпочтении создания нового, что является творческой деятельностью, исполнительный стиль основан на предпочтении использования уже имеющегося и созданного ранее другими, что является репродуктивной деятельностью, а оценивающий стиль может реализовываться как творчески, так и репродуктивно в зависимости от объекта и условий оценочной деятельности. О месте этих стилей в псикосмологии смотри выше в комментарии к первой категории.

Изменчивость

В псикосмологии считается, что типы не меняются, но кроме доминирующих способов деятельности у каждого человека имеются и все остальные возможные, но менее развитые и актуальной задачей является осознание их наличия и развития в обучении, а также учет во взаимодействии разных людей (учеников и учителей, членов семей и т.п.) и обеспечения, по возможности, их соответствия решаемым проблемам, что совпадает с мнением Р.Стернберга.

Трехкомпанентная теория любви Стернберга

Стернберг предложил трехкомпонентную (триангулярную — triangular) теорию любви (The triangle of love: intimacy, passion, commitment, 1988), в которойрой рассматриваются природа и особенности любви как особого психологического феномена, а также психологические типы любви. Выделяются три компонента любви:

  • близость, включающая чувства психологической интимности, близости и соединенности
  • страсть, характеризующаяся романтическими чувствами, привлекательностью, физическим притяжением по отношению к партнеру и сексуальными взаимоотношениями
  • обязательства, в кратковременном плане предполагающие, что один человек любит другого, и в долговременном — обязательства сохранять ту любовь.

Общее количество переживаемой любви зависит от абсолютной выраженности трех компонентов, а тип любви определяется относительной представленностью компонентов. Разработаны вопросники, диагностирующие выраженность трех компонентов любви.

Публикации:

Sternberg, R. J. (1977): Intelligence, information processing,and analogical reasoning: The componential analysis of human abilities.Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Sternberg, R. J. (1985): Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. New York: Cambridge University Press.

Sternberg, R. J. (1990): Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence. New York: Cambridge University Press.

Sternberg, R. J. (1997): Successful intelligence. New York: Plume.

Sternberg, R. J. (1999): «The theory of successful intelligence.» Review of General Psychology, 3, 292-316.

Sternberg, R. J., Forsythe, G. B., Hedlund, J., Horvath, J., Snook, S., Williams, W. M., Wagner, R. K., & Grigorenko, E. L. (2000): Practical intelligence in everyday life. New York: Cambridge University Press.

Sternberg, R. J., & Grigorenko, E. L. (2000): Teaching for successful intelligence. Arlington Heights, IL: Skylight.

Sternberg, R.J.: Wisdom, Intelligence, and Creativity Synthesized. New York: Cambridge University Press (2007)

Sternberg, R.J., & Scott Barry Kaufman (Eds.) (2011): The Cambridge Handbook of Intelligence. New York, NY: Cambridge University Press.

Sternberg, R. J., James C Kaufman, & Pretz, J. E. (2002): The creativity conundrum: A propulsion model of creative contributions. Philadelphia, PA.

Sternberg, R. J., & Lubart, T. I. (1995): Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity. New York: Free Press.

Sternberg, R. J., & Williams, W. M. (1996): How to develop student creativity. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development.

Sternberg, R. & Grigorenko, E. (1997). Are cognitive styles still in style? American Psychologist, 52, 700-712.

Гордеева Т.О. Стернберг Роберт / История психологии в лицах: персоналии. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005

Интервью Роберта Стернберга на Флогистоне http://flogiston.ru/interview/sternberg

Источник: http://www.psycosmology.org/ept/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82

Далее читайте:

Исторические лица США (указатель имен).

Сочинения:

Intelligence, Information Processing and Analogical Reasoning: The Componential Analysis of Human Abilities. N. J.: Erlbaum, 1977; Component processes in analogical reasoning//Psychological Review. 1977, 84, 353—378; Intelligence, information processing and analogical reasoning // R.J. Sternberg (ed.

), The Componential Analysis of Human Abilities. N. J.: Erlbaum, 1977; The nature of mental abilities // American Psychologist. 1977,34,214-220; Testing and cognitive psychology // American Psychologist. 1981, 36, 1181-1189; (Ed.) Handbook of Human Intelligence.

Cambridge University Press, 1982; Intelligence Applied: Understanding and Increasing your Intellectual Skills. Harcourt, 1986; (Ed.) Teaching Thinking Skills: Theory and Practice. Freeman, 1987 (with J. B. Baron); (Ed.) Advances in the Psychology in Human Intelligence, vol. 4. N. J.: Erlbaum, 1988; Love Way You Want It.

Bantam, 1991; The Psychology of Gender. Guilford Press, 1993; (Ред) Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002.

Литература:

Р. Стернберг // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003; Крукс Р., Баур К. Сексуальность. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.

Источник: http://www.hrono.info/biograf/bio_s/sternbergr.php

Истинная ли у вас любовь? Проверьте по знаменитому тесту Стернберга!

Стернберг (Sternberg) Сол

Карантин стал для многих любовных отношений настоящей проверкой, лакмусовой бумажкой. Проведя вместе взаперти три месяца, некоторые пары распались, а другие, наоборот, чудесным образом преодолели назревавший кризис, укрепили свои чувства и собираются рожать детей. Почему так вышло?

Вы не поверите, но любовь – предмет, давно вызывающий интерес не только поэтов и художников, но и серьезных ученых.

К примеру, опубликованы многотомные академические исследования, посвященные биохимии любви, тому, как взаимодействие различных гормонов заставляет нас по-разному строить отношения с противоположным полом.

А в последнее время все обсуждают трехкомпонентную теорию любви Стернберга.

Это концепция была разработана в 1980-х и 1990-х годах психологом, профессором Йельского университета Робертом Стернбергом. Ученый выделяет три составляющие любви: близость, страсть и обязательства. Каждая из них включает разные эмоции, и лишь сочетание всех трех приводит к тому, что Стернберг называет полной, или непревзойденной, идеальной, любовью.

Тина Кунаки и Венсан Кассель

Как он к этому пришел?

«Отношения, в которых я состоял, складывались не лучшим образом. Я подумал, а почему бы не взглянуть на них с научной точки зрения, я же ученый! Проанализировав все свои влюбленности, романы, я пришел к выводу, что любые отношения стоят на трех китах. А потом проверил эту гипотезу на практике: в моем исследовании участвовали более 7300 человек в 25 странах».

Софи Тернер и Джо Джонас

Итак, разберем три составные части любви по Стернбергу.

1. Близость

Речь идет о том, насколько вы душевно близки с партнером, как сильно привязаны и доверяете друг другу. В первую очередь, разумеется, это касается общения – того, насколько хорошо вы умеете транслировать друг другу свои мысли и желания.

2. Страсть

Как сильно вы волнуетесь, думая о партнере или находясь рядом с ним? До какой степени не можете без него жить? Конечно, в первую очередь тут имеется в виду сексуальное влечение. Отношения, которые искрят, от которых идет кругом голова, – вот что такое страсть.

3. Обязательства

А вот это – главный показатель прочности ваших отношений: когда сознательное решение оставаться вместе с этим партнером ведет к долгосрочным обязательствам, планам на будущее и в конечном счете к совместным достижениям.

Ана де Армас и Бен Аффлек

А теперь – самое интересное и важное: различные сочетания этих трех компонентов приводят к разным типам любви. К примеру, отношения без близости и страсти, основанные исключительно на обязательствах, называются пустой любовью. Эти отношения могут длиться десятилетиями, однако партнеры больше походят на соседей по комнате, чем на любовников.

Итак, восемь комбинаций любви по Стернбергу:

Ни один из трех = отсутствие любви

Только близость = дружба

Только страсть = безумная любовь

Только обязательства = пустая любовь

Близость + страсть = романтическая любовь

Близость + обязательства = товарищеская любовь

Страсть + обязательства = глупая, или бессмысленная, любовь

Близость + страсть + обязательства = полная, или идеальная, любовь

Анализ этих сочетаний привел Стернберга к мысли о любви как сюжете – сказки, бизнес-история, история увлекательного путешествия и т.д. Разумеется, в каждой такой истории есть две роли. Например, в сказке – это принц и принцесса, а в бизнес-истории – два деловых партнера.

Сознательно или нет, в начале романа мы выбираем для себя роль, которую хотим сыграть, а потом уже этот шаблон может сыграть с нами злую шутку. Сколько рассказов выслушали мы о том, как женщины упрекают своего мужа в несоответствии идеалу из кино, а теперь из инстаграма, а потом в отчаянии восклицают, какого золотого человека они так глупо потеряли?!

Виктория и Дэвид Бекхэм

Знание – сила

Чтобы не оказываться в таких ситуациях, как раз и надо поставить себе на службу теорию Стернберга. К примеру, если вы чувствуете, что в ваших отношениях главное –  дружба и эмоциональная близость, старайтесь развить страсть и обязательства.

Если главное у вас – космический секс, но шуток ваших герой-любовник, увы, не понимает, дважды подумайте, имеет ли смысл строить с этим человеком далеко идущие планы или все-таки вы готовы поработать, по Стернбергу, над близостью и обязательствами?

И так далее, в различных комбинациях, чтобы в конечном счете найти правильного человека и довести ваши отношения до совершенства.

Источник: https://Sportchic.ru/life-style/istinnaya-li-u-vas-lyubov-proverte-po-znamenitomu-testu-sternberga/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: