Структура интеллекта по Спирмену

Виды интеллекта в психологии, понятие интеллектуального поведения и мышления

Структура интеллекта по Спирмену

В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего.

С психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

Все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать нечто новое, принять решение, понять, объяснить, открыть, — все это сфера действия интеллекта.

К основным теориям интеллекта можно отнести:

  1. Психометрические теории интеллекта
  2. Иерархические теории интеллекта
  3. Когнитивные теории интеллекта
  4. Множественные теории интеллекта
  5. Гештальт-психологическая теория интеллекта
  6. Этологическая теория интеллекта
  7. Операциональная теория интеллекта
  8. Структурно-уровневая теория интеллекта

Психометрические теории интеллекта

Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами.

Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым интеллектуальным потенциалом, подобно тому, как они рождаются с различными физическими данными, такими как рост и цвет глаз.

Они также утверждают, что никакие социальные программы не смогут превратить людей с различными умственными способностями в интеллектуально равных индивидов.

Психометрические теории интеллекта:

  • Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмана.
  • Теория первичных умственных способностей.
  • Кубическая модель структуры интеллекта.

Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмана.

Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, он обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч.

Спирманом, оказывается чрезвычайно простой и описывается двумя видами факторов — общим и специфическими. Эти два вида факторов и дали название теории Ч. Спирмана — двухфакторная теория интеллекта.

Основной постулат теории Ч. Спирмана остался неизменным: индивидуальные различия между людьми по интеллектуальным характеристикам определяются преимущественно общими способностями.

Теория первичных умственных способностей. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона «Первичные умственные способности», в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики.

Структура интеллекта по Л. Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках.

В работах последователей Л. Терстона количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы) было увеличено до 19. Но, как выяснилось, это был далеко не предел.

Кубическая модель структуры интеллекта. Наибольшее число характеристик, лежащих в основе индивидуальных различий в интеллектуальной сфере, было названо Дж. Гилфордом. Согласно теоретическим представлениям Дж. Гилфорда, выполнение любой интеллектуальной задачи зависит от трех компонентов — операций, содержания и результатов.

Операции представляют собой те умения, которые человек должен проявить при решении интеллектуальной задачи.

определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (т.е. представленный в словесной форме) и поведенческий (т.е. обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих).

Результаты — то, к чему в итоге приходит человек, решающий интеллектуальную задачу, могут быть представлены в виде единичных ответов, в виде классов или групп ответов. Решая задачу, человек может также найти соотношение между разными объектами или понять их структуру (систему, лежащую в их основе).

Он может также преобразовать конечный результат своей интеллектуальной деятельности и выразить его совершенно в другой форме, нежели та, в которой давался исходный материал.

Наконец, он может выйти за рамки той информации, которая ему дана в тестовом материале, и найти значение или скрытый смысл, лежащий в основе этой информации, что и приведет его к правильному ответу.

Сочетание этих трех компонентов интеллектуальной деятельности — операций, содержания и результатов — образует 150 характеристик интеллекта (5 видов операций умножить на 5 форм содержания и умножить на 6 видов результатов, т.е. 5x5x6= 150). Для наглядности Дж.

Гилфорд представил свою модель структуры интеллекта в виде куба, что и дало название самой модели. Однако взаимная независимость этих факторов постоянно подвергается сомнению, а сама идея Дж.

Гилфорда о существовании 150 отдельных, не связанных друг с другом интеллектуальных характеристик, не встречает сочувствия у психологов, занимающихся исследованием индивидуальных различий: они согласны с тем, что все многообразие интеллектуальных характеристик нельзя сводить к одному общему фактору, но составление каталога из полутора сотен факторов представляет собой другую крайность. Необходимо было искать способы, которые помогут упорядочить и соотнести друг с другом разнообразные характеристики интеллекта.

Основное понятие

Интеллект — качество психики, благодаря которому люди умеют адаптироваться к новым обстоятельствам и извлекать из них ценный опыт, принимать жизненные решения, используя ранее приобретенные способности и знания, успешно обучаться, работать в сферах, тесно связанных с умственным трудом, заниматься сложной, неоднородной деятельностью, требующей умения нестандартно мыслить.

Интеллект — это по сути комплекс различных умений, таких как способность работать с информацией, поступающей извне, отыскивать логические цепочки, качественно использовать логическое мышление и так далее.

Несмотря на то, что существуют животные с достаточно высокими интеллектуальными способностями (обезьяны, особенно шимпанзе и орангутаны, собаки, вороны, кошки, дельфины, свиньи, слоны), человек во многом их превосходит.

Интеллектуальное поведение свойственно и развитым животным, и людям, но обычно это определение применяется к животным.

Под интеллектуальным поведением подразумеваются действия существа, направленные на решение жизненной задачи, вплоть до придумывания новых методов, алгоритмов, основанных на анализе ситуации.

Они не связаны с инстинктами и изначально существующими способностями существа напрямую. Некоторая часть животных, выведя определенный алгоритм, сохраняет его в течение жизни и даже делится своими достижениями с потомством.

Чем выше интеллект животного, тем заметнее будут проявления интеллектуального поведения.

Источник: https://gudi1991.ru/otnosheniya/sovremennye-teorii-intellekta-v-psihologii.html

Интеллект в психологии определение, структура, теории

Структура интеллекта по Спирмену

В анализе мышления трудно обойтись без понятий «интеллект» и «интеллектуальные способности». Словом «интеллект» (от лат. intellectus — понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей.

Существуют различные толкования этого понятия, в частности его отождествляют с мыслительными операциями, со стилем и стратегиями решения проблемных ситуаций, со способностью к учению, к познанию, с индивидуальными особенностями ориентирования в ситуации, когнитивным стилем, с биопсихической адаптацией к существующим обстоятельствам жизни.

Большинство психологов выделяют три типа интеллекта:

1. генетический, который невозможно выучить;

2. поведенческий, что проявляется и наблюдается в поведении;

3. измеримый, т.е. такой, который подвергается тестовой оценке.

Часть психологов, объединяя в проявлениях интеллекта в поведении такие характеристики, как оперирование абстракциями, способность учиться, адаптироваться к обстоятельствам и т.п., называют их общей способностью к переработке информации.

Исходя из этих трех измерений, Дж. Гилфорд создал кубическую модель и прибегнул к попытке определить каждую из 120 способностей. Тип интеллекта определяется преобладанием какой-то комбинации из этих вариантов. Для наиболее общих характеристик используют понятие конкретного, практического, абстрактного, потенциального и приобретенного интеллекта.

М. А. Холодная, опираясь на структурно-интегративный подход, пришла к выводу, что интеллект — это форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта.

По ее мнению, критерии развития индивидуального интеллекта следует искать в особенностях того, как человек воспринимает, понимает и объясняет то, что происходит.

Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе соотношения реального хронологического возраста ребенка с его «умным возрастом».

Показатель развития интеллекта — «коэффициент интеллекта «(сокращенно IQ) находят по формуле: умственный возраст/хронологический возраст х100%

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самый низкий уровень может приближаться к 0, а самый высокий — 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону.

У каждого третьего землянина показатель IQ составляет от 84 до 100 баллов и такая же часть (34%) имеет показатель IQ от 100 до 116 баллов.

Прочие же люди составляют две крайние группы (в каждой по 16%) — с низким (10-84 балла) и высоким (116-180) интеллектом.

Для обозначения врожденной недоразвитости интеллекта дефектологи, психиатры и психологи используют термин «олигофрения«. Олигофрению отличают от приобретенной недоразвитости интеллекта, которую называют деменцией.

Самой тяжелой формой олигофрении является идиотизм, которую характеризует IQ в 20 баллов. Средний ее уровень называют имбецильностью (IQ = 20-50). Словесный запас имбецилов составляет до 300 слов их можно научить ориентироваться в жизненных ситуациях. Они склонны к подражанию, требуюют опеки.

Дебильностью называют легко выраженное «слабоумие» (IQ не более 75). Оно заметно не сразу, проявляется в процессе начального обучения. Характеризуется неспособностью к абстрактному мышлению.

Дебилы не понимают переносного смысла пословицы, метафоры. В обнародовании точных данных о дебилизации общества страна не заинтересована. В США, Восточной Азии, где дебилизм является национальной трагедией, признается нормой легкая его форма. В общеобразовательных школах максимально сокращается учебный материал, для усвоения которого необходимо проявлять способность абстрактного мышления.

Люди различаются своими способностями к обучению, логическому мышлению, решению задач, пониманию и формированию понятий, обобщению, достижению целей и т.д. Этот впечатляющий перечень способностей подводит к понятию интеллекта. Все эти способности и есть интеллект.

1. Теория двух коэффициентов

Исследуя феномен интеллекта, психологи широко используют тестирование. Первая и самая популярная концепция интеллекта называется теорией двух коэффициентов.

§ Генеральный фактор. Схема такова.

Большое количество людей выполняют тесты на определение уровня различных умственных способностей (памяти, внимания, пространственной ориентации, абстрактного мышления, словарного запаса и т.д.).

Из полученных данных выводится среднее арифметическое, с которым потом сравниваются индивидуальные результаты. Это и есть общий коэффициент интеллекта. Такой метод называется психометрией (измерением психики).

§ Специфический фактор. Это количество баллов, набранные при тестировании одной частной способности (только памяти или же только внимания). Среднее арифметическое из суммы специальных коэффициентов дает общий коэффициент интеллекта.

Психометрический эквивалент интеллекта – количество баллов, набранное в ходе психологического тестирования. Сам тест состоит из нескольких заданий, каждое из которых предназначено для определения уровня какой-либо одной способности.

Существует также тест в виде игры для HTC Wildfire S, но это чуть другой разговор. Как правило, результаты тестирования частных способностей не сильно разнятся, то есть для людей с высоким общим коэффициентом интеллекта характерны высокие специальные коэффициенты во всех сферах, и наоборот.

Этот факт свидетельствует о том, что частные способности взаимосвязаны и определяют общий уровень интеллекта.

В свое время была выдвинута теория первичных умственных способностей. Эта теория очень близка концепции двух факторов интеллекта. Ее автор, Льюис Терстоун, считал, что уровень интеллекта определяется способностями в следующих сферах: понимание речи, беглость речи, счет, память, пространственная ориентация, скорость восприятия и умозаключение.

[1]

Теория первичных способностей не стала общепринятой по ряду причин. Во-первых, не был собран достаточный эмпирический материал, подтверждающий эту теорию. Во-вторых, список первичных умственных способностей расширялся до ста пунктов.

2. Теория Штернберга

Роберт Штернберг предложил тройственную теорию интеллекта.Он выделил такие его составляющие:

§ Компонентная. Включает умственные способности, которые традиционно служат предметом психологического тестирования (память, беглость речи и т.д.). Штернберг подчеркивает, что эти способности не связаны с повседневной жизнью, бытом.

§ Эмпирическая. Способности к различению знакомых и незнакомых проблем, поиску или выработке способов их решения и практическому применению этих способов.

§ Контекстуальная. Ум, позволяющий решать повседневные проблемы.

3. Теория множественного интеллекта

Некоторые люди отличаются особым складом интеллекта, который называют талантом. Основываясь на результатах исследований таких людей, Ховард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, который редко ассоциируется с общепринятым понятием интеллекта. Гарднер различает семь основных типов интеллектуальных способностей:

1. Кинестетические (двигательные) – координация движений, чувство равновесия и глазомер. Люди с преобладанием такого типа интеллекта особенно успешны в физической деятельности.

2. Музыкальные – чувство ритма и музыкальный слух. Музыкально одаренные люди становятся прекрасными исполнителями или композиторами.

3. Пространственные – ориентация в пространстве, трехмерное воображение.

4. Языковые – чтение, речь и письмо. Люди с развитыми языковыми способностями становятся писателями, поэтами и ораторами.

5. Логико-математические – решение математических задач.

6. Межличностные (экстравертные) – взаимодействие и общение с другими людьми.

7. Внутриличностные (интровертные) – понимание собственного внутреннего мира, эмоций, мотивов своих действий.

Каждый человек имеет индивидуальный уровень развития упомянутых выше способностей.

Читайте так же:  Сказкотерапия. потребность в одобрении

Структура интеллекта

Наука рассматривает структуру интеллекта с помощью большого числа подходов, при этом существует 2 базовых направления, первое из которых представляет структуру интеллекта в качестве независимых умственных способностей, второе основано на иерархических моделях и основано на наличии общего фактора интеллекта (англ. intelligence general factor). В конечном итоге данным фактором определяется вся интеллектуальная деятельность человека, в том числе ее специфика и продуктивность. Кроме этого здесь стоит отметить специфический фактор, который включает математические, лингвистические и механические способности.

Первое направление составляет не менее 120 отдельных интеллектуальных способностей, что нашло отражение на более высокой сложности процедуры измерения интеллекта.

Впоследствии концепция общего интеллекта (в качестве основы второго направления) была взята на вооружение психологами, которые исследовали интеллект на практике.

С помощью эмпирических исследований ученые выделили в объеме общего фактора 2 составляющие:

  • кристаллизованный интеллект или кристаллический интеллект,
  • текущий интеллект.

Особенности текущего и кристаллизованного интеллекта

Первый из них способен кристаллизоваться на основе использования имеющегося у субъекта опыта. Текущий интеллект проявляется в задачах, которые требуют приспособления к новой ситуации (условиям). При этом он обусловлен наследственными факторами.

Помимо базовых интеллектуальных способностей структура интеллекта включает способность манипулировать образами, решая дивергентные задачи (фактор визуализации), сохранения и воспроизведения информации (фактор памяти) и поддержку высокого темпа реагирования (фактор скорости).

По этой причине функциональной основой текущего (иначе – текучего) интеллекта могут являться способности, посредством которых человек научается чему-то новому.

К такому типу способностей можно отнести скорость и результативность запоминания, индуктивные рассуждения, использование пространственных образов и восприятие новых связей и отношений.

В результате понятие «текучий интеллект» можно представить в виде метафоры, которая подразумевает, что эти базисные процессы способны «вливаться» во множество прочих типов интеллектуальной деятельности, в том числе узнавание, восприятие, анализ и решение задач.

По мнению ученых этот тип интеллекта способен отражать биологические возможности нервной системы, включая степень ее работоспособности и интегративность.

В отличие от этого, кристаллизованный интеллект представлен подвижной способностью, которая может приходить с опытом и образованием. Она часто основана на осведомленности и корпусе знаний, которые накапливаются длительное время (установление отношений, формулирование суждений, анализ проблем и использование усвоенных стратегий для решения задач).

Рассмотрение уровней интеллекта

По причине разнообразия структур, представленных в разуме (интеллекте), психология выделяет в понятии общего интеллекта 2 его подструктуры: вербальный и невербальный интеллект. Общий интеллект представляет собой сложное интегральное качество, определенный синтез психических свойств, которые вместе обеспечивают успех любой деятельности.

Вербальный интеллект является интегральным образованием, функционирование которого характеризуется использованием словесно-логических форм с основой в знаниях. Невербальный интеллект – это интегральное образование. Его работа связана с развитием наглядно-действенного мышления и опирается на зрительные образы и пространственные представления.

В задании на определение вербального интеллекта необходимо оценить способность логически обобщать, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальную зрелость мышления.

В заданиях по определению невербального интеллекта производится оценка развития других психических процессов и свойств, включая скорость формирования навыков, внимание, восприятие, зрительно-моторную координацию и др.

Структура интеллекта состоит из 3 уровней:

  • общий интеллект;
  • специфические групповые факторы интеллекта, то есть вербальный и невербальный интеллект;
  • частные интеллектуальные способности (общие знания, эрудиция, способности к аналитико-синтетической деятельности, обобщение, комбинаторные способности, абстрактное и к наглядно-действенное мышление и др.).

Определение, структура, теории интеллекта. Интеллектуальный потенциал личности. Оценка интеллекта. Теоретическая и практическая значимость знаний о природе интеллектуальных способностей человека. Структурный подход к интеллекту как к категории сознания

РубрикаПсихология
ПредметПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления25.10.2010

Подобные документы

Изучение видов познавательных функций индивида: логического, интуитивного и абстрактного интеллекта. Анализ теории первичных способностей и трехчастной теории интеллекта. Описания тестов для дифференцировки лиц по уровню их интеллектуального развития.

Источник: https://ilovemir.ru/intellekt-v-psihologii-opredelenie-struktura-teorii/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: