Связь воображения и мышления

Содержание
  1. Воображение в психологии, связь воображения и мышления, пути создания образов и гиперболизация воображения
  2. Виды воображения и его свойства
  3. Функции и связь с мышлением
  4. Связь мышления, внимания и воображения
  5. Особенности взаимодействия процессов воображения и внимания
  6. Основные функции внимания и воображения в деятельности человека
  7. Воображение в психологии: его функции и способы развития — Саморазвитие
  8. Особенности воображения как психического процесса
  9. Воображение и образное мышление
  10. Физиологическая основа воображения
  11. Функции воображения
  12. Прогностическая функция
  13. Познавательная функция
  14. Функция преобразования
  15. Функция планирования
  16. Психотерапевтическая или компенсаторная функция
  17. Что такое воображение в психологии?
  18. Сущность и механизм
  19. Мышление и воображение в качестве высшей психической функции
  20. Мышление в качестве высшей формы познания
  21. Суть понятия «мышление»
  22. Связь мышления с другими понятиями

Воображение в психологии, связь воображения и мышления, пути создания образов и гиперболизация воображения

Связь воображения и мышления

Психология имеет очень большой спектр направлений. Одним из них является воображение. Это очень интересная и познавательная для изучения тема.

Принцип работы мозга человека даёт возможность понять и раскрыть таланты и перспективы на будущее, а также поможет в некотором роде определиться с профессией и увлечениями.

Стоить отметить, что воображение тесно переплетается с памятью и мышлением.

Воображение – это психический процесс, который проявляется вследствие пережитых эмоций, причём как положительных, так и отрицательных. После каких-либо событий у человека могут возникать картинки в голове.

Ещё с малых лет ребёнок начинает фантазировать и додумывать, тем самым требуя от родителей удовлетворения своих желаний.

На фоне восприятия окружающего мира и впитывания различных поступков и высказываний мозг малыша способен формировать хитроумный план для своей выгоды.

Виды воображения и его свойства

Таким образом, различают активное и пассивное, а также продуктивное и репродуктивное воображение.

Активное – возникает, когда человек специально воспроизводит в мыслях какое-то значимое событие и додумывает к нему свои желания и ожидания.

Пассивное воображение обычно не зависит от мыслей, а образы и картинки возникают неожиданно в любое время.

Продуктивное воображение – действительность, сознательно конструируется человеком, не исключая добавление творчества.

Репродуктивное — воссоздаёт реальность в первоначальном виде с минимальной долей фантазии, больше напоминая память.

Нашему воображению присущи некоторые свойства, которые приносят весомую пользу мозгу человека:

  • воображение помогает снять нервное напряжение, даже стресс путём переключения сознания на другую тему;
  • оно помогает решать задачи для успешного общения с разными ячейками общества;
  • воображение способно научить разделять события по важности и оставлять мелкие маловажные задачи для дальнейшего решения;
  • с помощью этого свойства воображения мы учимся планировать, анализировать и настраивать себя на определённые действия.

Ещё существуют некоторые пути создания образов:

  1. Агглютинация – это соединение нескольких частей или элементов в один единый образ для целостности картины.
  2. Акцентирование – это выделение чего-то важного из общей массы информации, классическим примером является карикатура или шарж на тему той или иной слабости человека.
  3. Гиперболизация – это изменение частей какого-либо предмета или образа в большую или меньшую сторону, то есть фантазии на тему необычного существа или человека.
  4. Схематизация – это сглаживание различий предметов и выделение сходств между ними. Примерами служат узоры и орнаменты, элементы которых позаимствованы с внешней среды.
  5. Типизация – это воспроизведение образа человека либо картины посредством множества разнообразных аналогичных эпизодов и образов, что является своего рода прототипом для конечного результата при составлении желаемой картины.

Воображение может различаться по степени произвольности. Произвольным считается осознанная, направленная деятельность, выполняя которую человек отдаёт себе отчёт относительно её целей и мотивов.

К произвольному воображению относятся мечты, творческое, креативное мышление человека.

Примером непроизвольного воображения служат сны, в которых элементы происшедших ранее событий всплывают в самых неожиданных формах и образах.

Воспроизведение образов и мысленное структурирование чего-либо также различается по некоторым признакам:

  • по яркости образов, насколько чётко человеку представляется желаемое;
  • по степени реалистичности и правдивости воображаемых картин, по новизне и оригинальности;
  • по широте воображения, то есть насколько многообразно можно придумать или составить план реализации;
  • по произвольности, то есть умение натренировать мышление таким образом, чтобы картинки в голове могли рисовать нужные образы в соответствии с поставленной задачей;
  • по типу представлений, которыми может пользоваться человек во время мыслительного процесса, в помощь может идти всё, что человек видит, слышит или ощущает;
  • по устойчивости, насколько сильно можно закрепить полученную и обработанную информацию. Здесь не последнюю роль может сыграть внимание человека и умение концентрироваться на важных деталях.

Функции и связь с мышлением

К одной из важных характеристик воображения относят его многофункциональность. Различают несколько таких функций:

  • Познавательная – из названия понятно, что она означает процесс познания и расширения кругозора, а также отображает способность человека конструировать своё поведение в зависимости от ситуации.
  • Функция прогнозирования помогает человеку вообразить конечный результат при незаконченном действии и развивает способность мечтать и достигать поставленных целей, параллельно придумывая способы решения задач и проблем на пути к этим целям.
  • Функция понимания или сочувствия даёт человеку способность сопереживать и понять чувства другого человека и, возможно, придумать как помочь.
  • Функция защиты – предполагаемые трудности человек может предотвратить, выбрав иной путь решения каких-либо вопросов.
  • Функция саморазвития поможет придумывать, фантазировать и творить во благо своего будущего.
  • Функция воспоминания – выражается в способности вспомнить прошедшие события любого характера. Она выражается в виде образов и представлений.

У каждой отдельной личности доминирует та или иная функция, это может зависеть от многих факторов: среда обитания, воспитание, коммуникативные способности, привычки и все то, с чем сталкивается человек на протяжении своей жизни.

В соответствии с доминирующей функцией и вырабатывается характер и стиль поведения человека, а также следует отметить, что каждый путь создания образов и представлений в голове – это сложный многоуровневый психический процесс.

Воображение помогает нам решать математические и логические задачи. Решая школьные задания, ребёнок учится находить правильное решение, определять истину и ложь. И чем больше он будет заниматься тренировкой мозга тем, легче ему будет во взрослой жизни, и тем увереннее он будет чувствовать себя в запутанных ситуациях.

Воображение в психологии тесно связано с мышлением и поэтому напрямую влияет на познание мира. Благодаря ему мы можем планировать свои действия, что учит нас организовывать свою жизнь, помогает рисовать в мыслях образы предметов. Всё это способствует развитию аналитического мышления.

Как ни странно, воображение или, как его ещё называют, сила мысли может регулировать наше физическое состояние.

То есть если человек жалеет себя, плачется о том, какой он больной, как ему плохо, то он провоцирует свой организм на слабость и болезни.

А если человек даже при ощутимом лёгком недомогании осознает, что нужно вести активный образ жизни, помогая своему организму побороть временный недуг, то в таком случае и болезнь пройдёт быстрее и в лёгкой форме.

В итоге мы видим, что воображение — это мощный рычаг или двигатель нашего сознания.

Даже специалисты в области психологии утверждают, что для того, чтобы стать здоровее, нужно образно представить себя таковым, сильным и полным энергии.

Было даже проведено исследование на музыкантах, играющих на фортепиано, разделив их на две группы. Одна группа играла на реальном инструменте, а другая образно в мыслях представляла игру на фортепиано.

Результаты мысленно играющих оказались не хуже тех, кто играл на инструменте вживую, а также у них наблюдалась хорошая физическая форма.

Итак, мы видим, что развитие мышления и воображения положительно сказывается на жизни человека в целом.

Исследуя воображение, психология имеет конкретную область для его изучения и для анализа мозговой деятельности человека. Определить уровень воображения можно с помощью специальных тестов. Для этого испытуемому задаются конкретные вопросы, и по ответам специалист проанализирует возможности этого психического состояния у каждого конкретного человека.

Высшим проявлением развитости воображения служат сны, с помощью которых человек может корректировать свою жизнь, поступки и поведение окружающих людей. Воображение и психология являются одним из всесторонних предметов изучения, то есть в процессе всей жизни они подлежат изучению.

Возможно, в дальнейшем будут раскрыты неизвестные свойства воображения.

Источник: https://psiho.guru/terminy/giperbolizaciya-voobrazhenie-v-psihologii-chto-eto.html

Связь мышления, внимания и воображения

Связь воображения и мышления

Тесная связь воображения и мышления отчетливо прослеживается в способностях человека при помощи данных процессов предвидеть развитие определенных ситуаций в будущем. Воображение позволяет нарисовать образы развития событий, а мышление в свою очередь помогает человеку проанализировав информацию выделить стадии развития деятельности человека.

Также, как и мышление процесс воображения активизируется в проблемной ситуации, основным мотивом его работы становятся потребности личности. Обусловлена работа воображения уровнем развития сознания человека и общества в целом.

Возможности использования как воображения, так и мышления являются практически безграничными и могут иметь место и в проблемных ситуациях, и в ситуациях высокой степени неопределенности, когда у человека нет возможности проанализировать исходные данные образа и деятельности.

Замечание 1

Однако следует отметить основное различие данных познавательных процессов – в отличие от основного содержания мышления, которое заключается в понятиях, позволяющих обобщённо и опосредованно познавать окружающую действительность, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

В процессе осуществления воображения функция контроля деятельности намного ниже, чем при организации того же процесса мышления. Воображение – это свободный познавательный процесс, который не скован задачами оценивания правильности или ошибочности производимых действий.

Еще одной чертой, которая наглядно демонстрирует связь между мышлением и воображением является то, что в создаваемых воображением конкретных образах, очень часто находят свое раскрытие отвлеченные теоретические мысли человека, являющиеся продуктом мыслительной деятельности.

Любой творческий человек – писатель, художник, музыкант в процессе создания своих произведений, в процессе творчества пытается передать возникшие у него мысли и установки, но не с помощью отвлеченных понятий, а с помощью изображения и воссоздания конкретных образов.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное и деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Процесс воображения так же, как и процесс мышления, является высшим психическим познавательным процессом, в котором ярко проявляется специфический характер человеческой деятельности.

Процесс воображения часто является своеобразной подменой мышления, помогая человеку познавать и понимать существующие явления, события и связь между ними.

Теснейшую связь между мышлением и воображением характеризуют следующие их проявления:

  • процесс воображения способен осуществлять мыслительный переход за пределы непосредственно воспринимаемого объекта или образа;
  • процессы воображения и мышления способны к предвосхищению будущего;
  • благодаря работе данных процессов у человека появляется возможность своеобразного «оживления» будущего.

Особенности взаимодействия процессов воображения и внимания

Определение 1

Под психическим процессом внимания понимается направленность и сосредоточение психической деятельности человека на каком – либо объекте или явлении.

Работа процесса внимания тесно связана с деятельностью всех основных познавательных процессов человека – воображения, восприятия, мышления, памяти.

Основными объектами внимания выступают как окружающие человека другие люди, так и неодушевленные предметы, и объекты.

В поле внимания человека могут также оказаться явления природы, предметы искусства и науки.

Необходимо отметить тот факт, что в зону внимания человека чаще всего попадают те объекты и предметы, которые вызывают у него значительный интерес или присутствует необходимость их обязательного изучения.

Основные функции внимания и воображения в деятельности человека

С помощью внимания человек получает возможность эффективного построения соответствующей психической деятельности в том числе и воображения.

Благодаря вниманию данные процессы протекают более структурированно, а получаемые в результате работы воображения образы отличаются большей ясностью и отчетливостью.

При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения и воображения протекают быстрее и более четко и правильно.

Действия человека, которые производятся в сопровождении внимания выполняются им более аккуратно и правильно. Данная особенность достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность человека протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

При участии внимания процесс воображения становится более организованным и структурным. Человек воспринимает те образы и явления, которые находятся в его сознании, не отвлекаясь на побочные раздражители, благодаря чему работа воображения становится более продуктивной.

Организующее значение внимание имеет и при осуществлении процессов мышления. В случае сосредоточенного внимания человеком на собственной мыслительной деятельности, предвосхищении будущих событий процесс мыслительной деятельности протекает более упорядоченно и четко.

Мысли человека идут в нужной последовательности, соблюдается закономерность перехода от одной мысли к другой, между ними присутствует ясно выраженная связь и таким образом мышление с помощью внимания и воображения приобретает стройный и целенаправленный характер.

Таким образом можно сделать вывод, что для того чтобы процессы внимания и воображения находили свое проявление в жизни человека в активных и различных формах и являлись продуктивными, творческими и целенаправленными человеку необходимо целенаправленно заниматься развитием познавательных процессов. В результате постоянного развития познавательной и психической сферы человека происходит процесс формирования гармонично развитой личности.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/voobrazhenie/svyaz_myshleniya_vnimaniya_i_voobrazheniya/

Воображение в психологии: его функции и способы развития — Саморазвитие

Связь воображения и мышления

20.11.2019

Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания.

Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность.

Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.

Особенности воображения как психического процесса

Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов.

Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов.

Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению отдельных ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может.

Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Физиологическая основа воображения

Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:

  • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
  • Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.

В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.

Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя.

То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма.

По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.

В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый.

Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.

  • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
  • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
  • От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.

Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.

Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма.

Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте.

Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.

Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.

Функции воображения

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще.

Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных.

Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании.

Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ.

Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности.

Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву.

Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

Источник:

Что такое воображение в психологии?

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Источник: https://donpi.ru/zdorove/voobrazhenie-v-psihologii-ego-funktsii-i-sposoby-razvitiya.html

Мышление и воображение в качестве высшей психической функции

Связь воображения и мышления

Такое понятие как «мышление» известно практически каждому. Так или иначе, любой человек считает себя в определенной степени умным. Жизнь, не переставая ставит перед индивидуумом разнообразные задачи, различающиеся по своей сложности.

Наличие подобных сложностей, проблем и прочих препятствий побуждает личность к познанию мира, открытия новых связей, свойств и закономерностей. Таким образом, совершаются жизненные открытия, которые представляют для человека и социума в целом определенную ценность.

Каждый день происходит познание окружающего мира, людей, вещей и предметов, а также связей и взаимоотношений.

Мышление в качестве высшей формы познания

Продолжительный период времени мышление и воображение психологией не рассматривалось, понятия изучались психологией и логикой. На сегодняшний день исследуют понятие мышления такие направления как:

  • Логика.
  • Философия.
  • Физиология.
  • Лингвистика.
  • Кибернетика и прочие.

Психология же, в отличие от других дисциплин, рассматривает мышление как компонент его повседневной деятельности и жизни в целом. Психологическое изучение природы мышления произрастает из разделения чувственного и рационального познания.

Чтобы личность ориентировалась в природном и социальном мире одного лишь чувственного восприятия недостаточно. Подобное положение обуславливается следующими факторами:

  • Предметы и явления, в сущности, могут не совпадать с внешней формой, которая доступна восприятию.
  • Сложные природные и социальные явления восприятию неподвластны и не выражаются наглядными свойствами.
  • Восприятие имеет ограничение, которое обусловлено отражением предметов и явлений в момент их восприятия органами чувств личности, что определяет невозможность познания прошлого и будущего этих предметов или явлений.

Мышление позволяет открыть то, что не дано восприятием и основная его задача заключается в определении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях и их отделении от случайностей во времени и пространстве. Процесс мышления также осуществляется переходом от частного к общему, что определяет его момент проявления, когда чувственное познание становится неактуальным.

Определение 1

Исходя из описанных факторов, мышление принято определять как обобщенное отражение действительности.

Суть понятия «мышление»

В процессе мышления личность применяет всевозможные средства, которые выработаны человечеством, для более глубокого понимания существенных связей, отношений предметного и социального мира:

  • Практические действия.
  • Модели.
  • Схемы.
  • Знаки.
  • Символы.
  • Языки и так далее.

В свете этого формируется такая особенность мышления как познание, которое опирается на культурные средства и познание.

Большинство учебников по психологии определяют два признака мышления, коими являются опосредованность и обобщенность.

Определение 2

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Связь мышления с другими понятиями

Психологический анализ мышления требует определения и некоторых других его особенностей, которые характеризуют специфические качества человеческого мышления, а именно связь мышления с речью и действием.

Замечание 1

С. Л. Рубинштейн отмечал: «Мышление имеет тесную связь с действием. Личность познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его.

Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления.

Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется».

Опиши задание

Человеческое мышление определяется как речевое, поскольку имеет неразрывную связь с ней, а становление мышления происходит именно в процессе общения человека с другими людьми.

Помимо прочего мышление, как высшая психическая функция имеет взаимосвязанные признаки, которые в разной степени характеризуют роль речи в развитии мышления.

  1. Акт мышления человека имеет характер социальной раздельности между людьми, отражение чего можно проследить в общественном характере трудовой деятельности, а для осуществления этого акта необходима речь, как коммуникативное средство.
  2. Возникновение мышления как процесса определяется изначально материальными орудиями труда, а позже – системой знаков, что подразумевает устную и письменную речь в том числе, которые являются здесь средствами фиксации и распространения общественно-исторического опыта.
  3. Понятийное, логическое мышление имеет произвольный характер, и речь здесь выступает как система средств, овладев которой личность может осознанно управлять процессом мышления, а также организовывать совместную мыслительную деятельность.
  4. Мышление, как высшая психическая функция имеет системное строение, что подразумевает формирование на основании материалов разнообразных естественных процессов и именно речь в этом случае выступает в качестве главного инструмента, при помощи которого данная система организуется и существует как единое психическое образование.

Описание проявлений мышления в психологии определяется другой формулировкой.

Определение 3

Мышление в широком смысле – это активная познавательная деятельность личности, которая необходима для полноценной ориентации индивида в окружающем пространстве, природном и социальном мире.

Для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о понятии в узком смысле, определяя его как средство решения задач.

Любая задача имеет объективную и субъективную структуры. В объективную структуру решения задачи входит набор определенных условий и конкретное требование, которое предполагается достичь. С точки зрения психологической науки требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условиям – средства ее достижения.

Определение 4

Задача – это цель, заданная в определенных условиях, а ее решение – процесс достижения цели и поиск средств, необходимых для этого.

Особый вид интеллектуальных задач представляет собой проблему, которая возникает в случае отсутствия в прошлом опыте субъекта готовых средств достижения цели. При наличии таких средств, процесс решения задачи сводится к использованию сформировавшегося ранее мыслительного действия и готового знания. Данный вид мышления получил название репродуктивного.

Также проблема может возникать в случае конфликта между данным и достигаемым. Отсутствует проблема там, где не имеет места информационный дефицит или неудовлетворенность потребностей. Также, проблемное для одной личности может не являться таковым для другой.

Если же готовые средства достижения цели отсутствуют, может возникнуть потребность их поиска или формирования. Такой процесс потребует продуктивного или творческого мышления.

Таким образом, наличие противоречий между целями и средствами их достижения являются движущей силой мыслительного процесса.

Решение проблемы

Разрешение проблемной ситуации осуществляется в несколько этапов:

  1. Осознание того, что ситуация является проблемной.
  2. Анализ условий, определение известного и неизвестного.
  3. Ограничение зоны поиска на основании прошлого опыта.
  4. Формирование гипотезы о методах решения.
  5. Реализация гипотезы.
  6. Проверка гипотезы относительно исходных условий.

Если в ходе проверки гипотеза подтверждается, то осуществляется реализация решения. В ином случае процесс решения циклично повторяется до момента нахождения решения.

Замечание 2

Одним из ключевых условий принятия правильного решения являются знания, которые являются основой формирования гипотезы. Во всем этом не последнюю роль играет умение словесной формулировки, что позволит корректно поставить вопрос и, тем самым, натолкнуть на правильное решение задачи. также важное значение имеют наглядные образы, схемы и чертежи.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/myshlenie-i-voobrazhenie/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: