Теория эмоций Альфреда Адлера

Альфред Адлер

Теория эмоций Альфреда Адлера

Альфред Адлер (1870 – 1937) – австрийский психолог, разработавший систему индивидуальной психологии. Его иногда называют учеником Зигмунда Фрейда, однако на самом деле это не так: концепция Адлера существенно отличалась от учения Фрейда и создавалась как своеобразный ответ фрейдизму.

Альфред Адлер родился в небогатой еврейской семье. Кроме него, у родителей было ещё пятеро детей. Старшего брата, по иронии судьбы, звали Зигмунд. Старший брат рос физически здоровым и успешным человеком, он стал предпринимателем и постоянно помогал семье. А вот Альфред физическим здоровьем совсем не отличался.

Он перенёс рахит, из-за чего долгое время не мог ходить. Также у него было тяжёлое воспаление лёгких с множеством осложнений. Несколько раз тяжелобольной ребёнок чуть не умер.

Несмотря на свои болезни, Альфред старался не отставать от сверстников и даже выходил к ним на улицу играть. Друзья не считали его каким-то неполноценным, и с ними ему было даже лучше, чем дома с родителями. При этом Альфред изо всех сил старался побороть свои недостатки, что ему удавалось.

К примеру, дорога в школу проходила мимо ограды, за которой, как считали дети, было кладбище. Альфред очень боялся кладбищ, и однажды он решил преодолеть свой страх. Он перелез через ограду и несколько раз прошёлся по территории кладбища, пока не убедился, что страх исчез. Чуть позже он узнал, что там было не кладбище, а просто заброшенный двор.

Вследствие своих болезней, а также мечтательности успеваемость Альфреда в школе была низкой. Причём настолько, что учитель посоветовал ему бросить школу и пойти учиться на сапожника.

Это привело мальчика в сильное негодование. Он собрал волю в кулак, принялся за учёбу и вскоре стал лучшим учеником в классе.

После школы он даже поступил в Венский университет и стал изучать медицину, после чего первое время работал врачом широкого профиля.

В университете он также заинтересовался социализмом, стал участвовать в студенческих политических собраниях. На одном из них он встретил студентку из России – Раису Эпштейн, которая вскоре стала его женой. Впоследствии Раиса Эпштейн проявила себя как активная деятельница феминизма.

Первоначально Альфред Адлер заинтересовался идеями Зигмунда Фрейда; в прессе он активно защищал книгу Фрейда «Толкование сновидений», что тронуло самого автора книги.

Однако расхождения с тогдашним «гуру психоанализа» у Адлера начались уже в то время. Так, он не признавал главенствующей роли детской сексуальности в развитии человеческой психики.

В дальнейшем расхождений между его взглядами и теорией Фрейда стало ещё больше. Фрейд сильно обижался, если кто-то из психологов, да ещё и называвших себя психоаналитиками, хоть в чём-то был с ним не согласен.

Фрейд считал, что психоанализ может существовать только один, и именно тот, который был разработан им самим. Своих противников Фрейд часто называл параноиками и считал их скрытыми гомосексуалами.

Поэтому никакой дружбы и сотрудничества между ним и Адлером быть не могло.

В дальнейшем Адлер по специальному приглашению прибыл в США, где в конечном итоге остался навсегда. Он стал профессором Колумбийского университета, читал лекции в других научных организациях.

Первое время он приезжал в Вену на лето, однако после прихода к власти в Германии нацистов и оккупации Австрии он больше не мог появляться на родине.

Всем его последователям также пришлось срочно эмигрировать.

В 1937 году, приехав в шотландский Абердин для чтения лекций, Адлер внезапно умер от сердечного приступа.

Индивидуальная теория личности Адлера

Психологические взгляды Альфреда Адлера сформировались под влиянием всей его жизни, наполненной яростной борьбой за существование. Он преодолел свои болезни, слабости, страхи и добился огромных успехов в жизни. С детства будучи почти полным овощем, он постепенно превратился прямо-таки в супермена.

Классический фрейдовский психоанализ основывал человеческое поведение на бессознательном. Двигателем развития личности Фрейд считал либидо – сексуальное желание.

Альфред Адлер с этим не согласился и выдвинул теорию, по которой главенствующую роль в развитии личности играет именно сознание. Поведением человека, согласно его теории, руководят не биологические, а социальные мотивы.

Каждый человек имеет врождённое социальное чувство, которое, однако, нужно воспитывать и развивать, чтобы оно могло реализоваться.

Теория Адлера отводила определённое место и подсознанию. Но движущей силой социального развития она признавала не сексуальное влечение, а жажду власти и комплекс неполноценности. Из этого комплекса, по мнению Адлера, исходят такие человеческие пороки, как тщеславие и честолюбие, но проистекают из него и добродетели – стремление к сотрудничеству и мужество.

Комплекс неполноценности играл существенную роль в становлении личности многих великих деятелей. Так, древнегреческий оратор Демосфен долгое время страдал дефектом речи и всеми силами старался его преодолеть.

Многие великие полководцы имели невысокий рост – таковы, к примеру, Суворов и Наполеон (правда, на самом деле свидетельства о малом росте Наполеона являются легендой, в действительности его рост был даже чуть выше среднего).

Именно ощущение своей неполноценности толкает многих людей на преодоление того, что они считают недостатками, и в этом они достигают значительных успехов.

С другой стороны, многие великие злодеи и преступники тоже имели комплекс неполноценности. Так, африканские и латиноамериканские диктаторы зачастую происходили из очень бедных семей, принадлежавших к самым низшим социальным категориям.

И вся их жизнь представляла собой этакую попытку мести всем, кто был более успешен в социальном и экономическом плане.

Приходя к власти, эти диктаторы начинали преследовать богатых, образованных, успешных граждан своих стран, ликвидировали экономику, инфраструктуру и социальную сферу.

По мнению Адлера, с самого начала большинство детей имеют комплекс неполноценности по сравнению с «всемогущими взрослыми». И в течение своего развития дети пытаются этот комплекс преодолеть.

Только одни из них развиваются в положительном направлении – усиленно учатся, приобщаются к труду, помогают дома по хозяйству и т. д. А другие избирают отрицательное направление: рано начинают употреблять спиртное, курить, грубо и цинично себя ведут и т. д. Патологическим проявлением стремления «стать взрослым» может быть и жажда власти над другими.

Иногда комплекс неполноценности выражается и через некую маскировку. Например, бедняки пытаются выглядеть богатыми, для чего совершают импульсивные покупки, приобретают дорогие, но абсолютно бесполезные вещи, играют в казино. Маскировкой комплекса неполноценности могут быть развязное поведение, употребление большого количества алкоголя, повышенная агрессивность.

Альфред Адлер был первым, кто ввёл понятие комплекса неполноценности. И первым человеком, у которого он наблюдал и этот комплекс, и его преодоление, был он сам.

Индивидуальная психология, созданная Адлером, приобрела огромную популярность в европейских странах и в США в двадцатых – сороковых годах ХХ века – наверное, более высокую, чем классический фрейдизм.

Учение самого Фрейда многими расценивалось как слишком примитивное и вульгарное, к тому же его методы психоанализа работали далеко не всегда.

А вот теория Адлера в большей степени отвечала действительности и гораздо больше внимания уделяла социальному аспекту человеческой жизни.

Свои идеи Адлер начал применять на практике, занявшись педагогикой. Он основал воспитательную клинику для детей, а затем и экспериментальную школу. Вскоре таких учреждений становилось всё больше, они стали появляться не только в Австрии, но и в других странах.

Теория Адлера стала одним из основных элементов зародившейся в 1950-е годы гуманистической психологии, которая ставила своей задачей всестороннее развитие человеческой личности.

Гуманистическая психология развивалась главным образом в США, где она стала альтернативой господствовавшим в то время бихевиоризму и классическому психоанализу Фрейда.

Гуманистическая психология признавала человека особой, высшей сущностью и выступала против приравнивания его к животным, в психике которых преобладают лишь рефлексы и инстинкты.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/244-alfred-adler.html

Индивидуальная психология: понятие, теория и практика. Австрийский психолог Альфред Адлер

Теория эмоций Альфреда Адлера

Индивидуальная психология Адлера является одной из самых известных психологических теорий, которые повлияли на современные концепции, а также оказали влияние в целом на доктрину современной социлогии и психологии в целом.

Биография Альфреда Адлера

Альфред родился в небогатой многодетной семье еврейского происхождения. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред общался и играл с соседскими детьми, которые всегда охотно принимали его в свою компанию.

Таким образом, он находил среди приятелей то ощущение признания и собственной ценности, которого его лишили дома.

Влияние этого опыта можно проследить в последующей работе Адлера, когда он выделяет важность эмпатии и общих ценностей, именуя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, человек способен реализовать свой потенциал и стать полезным членом социума.

Идеи Адлера

Адлер хотел создать психологию, близкую к реальной жизни, которая позволила бы понять других людей по их биографиям, которые всегда разные.

Работы, которые он публиковал с 1920 года, а также его лекции должны были сделать его психологию доступной для всех и сделать ее общепонятной. В 1920-х годах он дал серию лекций в Вене и опубликовал их в 1927 году под названием «Знание о человеческой природе».

Период Первой мировой войны был эпохой, в которой развилась индивидуальная психология. В рамках школьной реформы в австрийской столице Адлер и его сотрудники открыли около 30 образовательных и консультационных учреждений.

В 1920 году он был назначен директором первой венской клиники, посвященной детской психологии, и преподавал в педагогику в городе.

С опубликованием работы «Практика и теория индивидуальной психологии» (1930), в которой содержались лекции для введения в психотерапию для врачей, психологов и учителей, Адлер начинает более подробно раскрывать свою теорию.

Происхождение индивидуальной психологии

Индивидуальная психология Адлера заменяет объяснительный принцип Фрейда, что все поведение человека завязано на сексуальном либидо, на «компенсацию» чувства неполноценности.

«Быть ​​человеком — чувствовать себя неполноценным», — пишет Адлер. задача для человека — ликвидировать это чувство.

В своих ранних работах он использовал, например, комплекс Наполеона, чтобы проиллюстрировать свою теорию на практике.

Социологи доработали теорию о комплексе неполноценности на более широком уровне, учитывая культурное, экономическое и политическое понимание термина. Адлер вскоре заинтересовался психологией физических расстройств и встретил Зигмунда Фрейда в 1899 году, с которым он сформировал Психоаналитическое общество в Вене, президентом которого стал.

На Адлера оказали влияние идеи Ганса Вайхингера (немецкого философа-пессимиста) о влиянии на поведение определенных факторов. Теория индивидуальной психологии складывалась из многих доктрин, разнообразных философских и психоаналитических течений. Адлер вывел понятия органической неполноценности и сверхкомпенсации, которые до сих пор используют психологи.

Расхождение с Фрейдом по теме влияния либидо и подавления вытеснения чувств произошло в 1911 году на Конгрессе психоанализа в Веймаре, а Общество индивидуальной психологии было сформировано в 1912 году. Адлер считает, что теорию подавления (вытеснения) следует заменить по понятие «защитных тенденций эго» как невротического состояния, вытекающего из чувств неполноценности и сверхкомпенсации.

Индивидуальная психология родилась из этого разлома в Венском психоаналитическом обществе и появления Общества индивидуальной психологии. С тех пор наряду с фрейдистским психоанализом сосуществует индивидуальная психология Альфреда Адлера, которую ее создатель будет широко распространять до своей смерти в 1937 году, находя время между консультациями, курсами и конференциями.

В то время как Фрейд изначально придавал в своем открытии огромную роль и значение сексуальности в появлении неврозов (либидо), Адлер же настаивал на властных инстинктах, «компенсациях чувств неполноценности» и на постоянном соперничестве, которое вытекает из всех этих невротических чувств и эмоциональной составляющей. Влияние Фрейда на Адлера, конечно, нельзя недооценивать.

Однако в научных кругах существует мнение, что у Адлера до встречи с Фрейдом были собственные концепции.

Взаимодействуя с Зигмундом Фрейдом, он сохранял свое понимание человеческой психики, а покинув его, создал теории, отличавшиеся от психоанализа Фрейда.

Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым специалистом, уже разработавшим собственную концепцию индивидуальной психологии.

Теория Адлера

В отличие от Фрейда, Адлер был убежден, что человеческая личность подразумевает определенную завершенность, что его поведение, в самом широком смысле этого слова, всегда является функцией цели, ориентированной с детства. Он назвал «сценарий жизни» этой фундаментальной ориентацией, задолго до знаменитого «фундаментального плана» Жана-Поля Сартра.

Для Адлера все «ценности» рождаются из потребностей социальной жизни. В более широком смысле, по его мнению, основой всего является развитое чувства сообщества, способного гармонизировать индивидуальные потребности и потребности общества.

Адлер признает, что жизнь — это борьба. Человек должен каким-то образом бороться, стремясь доминировать тем или иным способом.

Провал в этой врожденной тенденции к власти и доминированию порождает то, что, по-видимому, является лейтмотивом индивидуальной психологии — «чувством неполноценности».

Говоря кратко, индивидуальная психология ставит своей задачей изучение комплексов личности и психологических компенсаций, которые были заложены в детском возрасте.

У ребенка, который должен постоянно превосходить свои возможности (по требованию его родителей или лиц, воспитывающих его), эта властная тенденция особенно сильна. Однако поскольку ограничения, которые ставит ему его окружение, главным образом родители, заставляют его подавлять желания. Таким образом, явный конфликт первых лет неизбежен.

Адлер считает, что чувство неполноценности является «естественным» в ребенке, слабость которого реальна по сравнению со взрослыми, однако в дальнейшем, с развитием личности человека оно должно исчезнуть, и исчезнет, ​​если потребность в самоутверждении и развитии удовлетворены в позитивном ключе, то есть в социальной или культурной действительности.

В противном случае, чувство неполноценности кристаллизуется и становится «сложным». Согласно данной теории, неполноценность порождает в качестве автоматического последствия поиск компенсации, уже на уровне физиологической жизни. Таким образом, «компенсация» представляется ему ключевым понятием, так же как и фрейдовское «вытеснение».

Предмет индивидуальной психологии

Название теории Адлера «Индивидуальная психология» происходит от латинского слова individum (неделимый) и выражает идею цельности психической жизни людей, в частности, отсутствие границ и противоречий между сознанием и подсознание. Через поведение и жизненный уклад любого человека красной нитью проходит его жизненный стиль, направленный на реализацию жизненных целей (в более поздних работах — смысла жизни).

Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.

Чувство неполноценности

Когда человек рождается с физической, конституциональной, органической или социальной неполноценностью, возникает целая серия определенных бессознательных процессов, как физиологических, так и психических, для восстановления некоторого баланса, чтобы вызвать механизмы, которые как-то компенсирует эту неполноценность. С этой точки зрения фрейдистское «либидо», судя по всему, подчинено «инстинкту» господства.

Проявление комплекса

Например, любвеобильный характер Дон Жуана лучше объясняется тщеславием и стремлением к власти, а не эротикой и большой страстью к женщинам.

Адлер также считает, что существуют и женщины-донжуаны, чье поведение выражает намерение доминировать и унижать мужчину.

Мужеподобных женщин он считал обладательницами специфического комплекса неполноценности, с желанием тотального контроля над противоположным полом.

По его мнению, это может легко привести к фригидности или гомосексуализму.

Адлер считал, что необходимость доминировать также может проявляться под видом сострадания и самоотверженности, заставляя женщин любить слабое или искалеченное существо.

Он также считает, что неполноценность, проявленная в это время в жизни, может сыграть большую роль в неврозах, которые так часты в критическом возрасте.

Учение о неврозах

В дополнение к описанию нормальной психики австрийский психолог Адлер Альфред занимался описанием явлений, которые помогают понять человеческую личность, приобрести знание о человеке — он рассматривал девиантные и патологические психические отклонения как врач. Согласно принципу единства психических процессов, он видел в этих девиациях ошибочные ответы на требования жизни.

Ощущение сильного чувства неполноценности (понятие комплекса неполноценности) может привести к чрезмерной компенсации в виде преувеличенного стремления к доминированию, огромной воли к власти.

Адлер считал, что понятие невроза является связующим звеном между нормальной и невротической психологией.

Он читал психоз более острой формой невроза, поэтому, по его мнению, его можно лечить с помощью психоанализа.

Типы компенсации комплексов

Каждый человек, по словам Адлера, думает и действует исходя из образа собственного Я и своих жизненных целей, невротик же, по его мнению, тот, кто чрезмерно мобилизует свои психические силы, чтобы реагировать на чувство неполноценности. Такие люди чаще всего полностью ориентированы на фиктивную цель власти и превосходства.

Таким образом, невротика его иррациональные комплексы заставляют действовать и жить, подчиняясь инстинктам господства его собственного эго. Адлер заявлял, что необходимость компенсировать чувство неполноценности при неврозе является основной и ключевой проблемой невротика.

Адлер видит в крайней восприимчивости и чувствительности начинающийся признак чувства неполноценности. Такого невротика очень легко эмоционально задеть. Людям, страдающим неврозами, присущи патологические формы ревности, зависти, обиды.

Существует также и компенсация положительная, даже триумфальная: когда человек, который, столкнувшись со своим чувством неполноценности, решительно преодолел его до такой степени, что результат оказался больше, чем он мог бы получить, если бы он не страдал ни комплексом, ни стремлением к патологической власти.

Публикации Альфреда Адлера

Основателем индивидуальной психологии в Европе и США публикуются статьи и важные работы: «Лечение и просвещение», «Руководство по индивидуальной психологии», «Знание человека», «Нервный темперамент».

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии».

Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

Влияние Адлера и его концепций

Индивидуальная психология внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи индивидуальной психологии в Западной Европе и США объединены в ассоциации психологов-индивидуалистов. Также существуют институты индивидуальной психологии и журналы, которые развивают эту концепцию на немецком и английском языках.

Источник: https://FB.ru/article/354533/individualnaya-psihologiya-ponyatie-teoriya-i-praktika-avstriyskiy-psiholog-alfred-adler

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Теория эмоций Альфреда Адлера

страница

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/individualnaya-psihologiya-alfreda-adlera/

Возникновение и теоретические основы индивидуальной психологии А. Адлера

Теория эмоций Альфреда Адлера

Исследования личной оценки самого индивидуума, людей вокруг, социального уклада и влияния его на отдельно взятого человека велись многими психоаналитиками. Однако роль первооткрывателя в создании убедительной теории, объясняющей особенности индивидуального психологического развития, принадлежит Альфреду Адлеру.

Его наблюдения и размышления легли в основу стройной системы представлений о взаимоотношениях личности и общества. А. Адлер стремился найти способ оказать помощь людям, страдающим неврозами, нарушениями сна, желающим изменить себя и свое отношение к окружающему миру, расширить свое психологическое пространство.

Изучение прошлого для обустройства будущего –вот основной принцип теории индивидуальной психологии.

Полярные теории ученика и учителя

Известно, что А. Адлер был учеником З. Фрейда. Точка зрения на психологию индивидуума Зигмунда Фрейда заключается в признании доминирующей роли рефлекторных желаний и имеет естественнонаучное обоснование.

Интересно, что он, считаясь до сегодняшнего дня учителем последующих аналитиков и психологов, в вопросе взаимоотношения личности и общества не является основоположником одного из самых популярных учений. Оно было разработано его учеником Альфредом Адлером.

На этапе становления и формирования собственных идей, посвященных анализу психологии индивида, Адлер опирался на позицию Фрейда. Однако со временем он создал не просто другую теорию, а совершенно противоположную.

Зигмунд Фрейд не терпел возражений, не допускал возможности пересмотра своей точки зрения, поэтому все его ученики рано или поздно уходили в самостоятельное плавание. Так, например, Юнг и Адлер, изменив своё отношение к гениальности и непревзойдённости Фрейда, ушли от него, демонстративно «хлопнув дверью».

Основным «камнем преткновения» стал различный взгляд на отношения индивидуума и общества. З. Фрейд считал, что личностью управляют бессознательные рефлексы и желания. «Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное.

Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование» [1]. Однако Адлер имел полярные взгляды.

Он выдвинул гипотезу, что людьми в большинстве случаев движут социально обусловленные мотивы. Что за ихпоступками стоит врожденный социальный инстинкт, заставляющий отказываться от личных желаний в пользу общественных установлений.Основной спор между психологическими школами А. Адлера и З.

Фрейда развернулся вокруг адлеровской концепции «мужского протеста», (одно из понятий индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее стремление ребенка преодолеть чувство неполноценности. Ощущение собственной слабости воспринимается ребенком как проявление женственности, а борьба против слабости как выражение мужественности.

И мальчики, и девочки реагируют на свою слабость одинаково: ее признание означает действие по-женски, ее неприятие и протест – действие по-мужски. В основе «мужского протеста» не сексуальность, а социальная оценка) которую он представил на еженедельных встречах Венского психоаналитического общества в 1910—1911 годы.

Оба светила психологии были близки в своих оценках важности сексуальной жизни человека, но А. Адлер (в отличие от З. Фрейда) не считал ее роль главенствующей.

Зарождение теории индивидуальной психологии

По мнению многих, теория индивидуальной психологии в интерпретации Адлера является продолжением психоаналитического учения Фрейда. О работе своего ученика Фрейд высказывался весьма неуважительно, утверждая, чтовсю теорию Адлера можно «освоить за две недели, потому что здесь нет необходимости знать столь уж много» [2].

Однако Адлеру потребовалось 40 лет, чтобы сделать свою теорию ясной и доступной. Противоположные позиции учёныхотразились в вопросах влияния общества на личность.

Адлер считал особенно значимой роль общества в формировании личности.

С Фрейдом он был солидарен только в том, что любые особенности психологической характеристики индивидуума обусловлены его детством, особенно ранними его периодами, начиная с рождения.

«Не бывает случайных воспоминаний: из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им, как связанные с его нынешним положением.

Эти воспоминания представляют собой «Историю моей жизни»; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя к встрече с будущим, используя уже проверенный стиль действий»[3].

Адлер был не только теоретиком, но и практиком. Его интересовала не философско-научная сторона вопроса, а практические действия, целью которых являлось оказание помощи человеку, неудовлетворённому своимиотношениями в обществе. Его теория подкреплялась наблюдением за поведением людей.

Думается, он заметил, что некоторые заболевания доставляли человеку крайнее беспокойство,чувство тревоги, вызывали стресс, а другие, не менее серьёзные, практически ими не замечались.

Адлер обнаружил сходство между работой физиологических систем организма, их способностью к компенсации, и процессами в душевной жизни человека.

По всей вероятности, отложив биологическую подоплёку, Альфред Адлер задумался над аналогичным характером развития психики индивидуума. Он выдвигает предположение: еслинекоторые физические недостатки можно ликвидироватьс помощью регулярных тренировок, то психологический изъян тоже можно исправить с помощью постоянных занятий.

В большинстве случаев приобретённую или незначительную физическую неполноценность удавалось компенсировать благодаря лечению.

Но заболевания, возникшие в результате врождённой или приобретённой серьёзной патологии, не поддавались лечению и компенсировались развитием других частей тела и органов.

Исходя из того, что психические отклонения были часто связаны с детскими ощущениями и восприятиями, Адлер развивает свою теорию индивидуальной психологии.

Положения индивидуальной психологии

Сформулированные А. Адлером положения индивидуальной психологии и его исследования, базирующиесяна них, помогли существенно скорректировать систему образования, в частности,подготовку педагогического состава.

Эта теория открывала многие тайны поведения детей в обществе,в окружении своих сверстников и учителей.Лечение неврозов также стало более эффективным, так как удалось понять природу их возникновения и развития.

Первыми работами в этом направлении были: «Врач как воспитатель» (1904), «Учение о неполноценности органов» (1907).

Главные положения тории А. Адлера:

  • Неполноценность и тяга к компенсации. Адлер считал, что чувство неполноценности зарождается в детстве. Ребенок беспомощен и требует родительской опеки. Он переживает длительный период зависимости и ощущает себя неполноценным членом общества. Отсюда — долгая и активная борьба за достижение превосходства и стремление к безупречности.

    Тягу к превосходству Адлер считал доминирующим мотивом в жизни человека, направляющим все его действия на преодоление ощущения неполноценности и упрочения чувства превосходства. При слишком большом ощущении неполноценности появляется соответствующий комплекс.

  • Стремление к превосходству. Адлер полагал, что тяга к идеалам естьу всех людей с рождения.

    Но для реализации потенциала индивида это чувство необходимо воспитывать и развивать. Такую возможность человек имеет с пятилетнего возраста, когда формируется жизненная цель. В этом возрасте она ещё нечеткая, тем не менее, является камертоном всего дальнейшего поведения и целей.

  • Единство стиля жизни.

    «Эти положения могут помочь в определении жизненного стиля человека, в установлении тех влияний, которые действовали на него в процессе его формирования, и в обнаружении внешних проявлений жизненного стиля в решении задач жизни. Схема эта не формальна, и необязательно жестко следовать ей.

    Помимо всего прочего, она может послужить проверкой и обобщением понимания читателя принципов Индивидуальной психологии»[4].

  • Творческое начало. Здесь воплощено все, что дает смысл жизни. Адлер утверждал, что творческие способности личности влияют на формирование стиля жизни, человек может самостоятельно принимать решения, неся ответственность за своё поведение.

    Творческое «Я» способствует развитию социального интереса, от него зависит цель жизни человека и метод её достижения. Эта же сила влияет на восприятие, память, сны, фантазии.

  • Общественное ощущение или социальный интерес.

    Психолог считал, что предпосылки социального интереса имеют врождённое происхождение, каждый человек обладает им в какой-то степени по своей природе, а не в результате образования привычки. Как и другие врожденные склонности, социальный интерес необходимо развивать и воспитывать.

  • Фиктивный финализм. По мнению учёного, индивид сам определяет цели и его поведение будет им подчинено.

Список литературы:

  1. Фрейд З. Психология бессознательного. Новосибирск, 1997.
  2. Шульц Д. П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб, 2002.
  3. Адлер A. (дополнить названием книги без кавычек) Место издания. 1932.
  4. Адлер А. (дополнить названием книги без кавычек) М., 1995.

Наталья Москвина
Писатель, аналитик

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/adler/172-the-emergence-and-basis-of-individual-psychology-a-adler

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: