Теория личности Салливена

Психологическая энциклопедия – значение слова Интерперсональная Теория Салливана

Теория личности Салливена

(Sullivan”s interpersonal theory) Интерперсональной теорией называют теорию межличностных отношений, к-рая разрабатывалась, гл. обр., в 1930-х и 1940-х гг. Гарри Стаком Салливаном. Ключевые понятия Салливан подчеркивал соц. характер челов. природы. Он определял психиатрию, личность и осн. понятия диагностики и лечения в интерперсональной плоскости.

Он тж подчеркивал решающую роль тревоги в формировании личности и нарушениях ее функционирования. Наконец, Салливан рассматривал актуальные интеракции, или действия, в межличностной сфере как процесс, в ходе к-рого нарушения возникают, выявляются и вылечиваются.

Социальный характер человеческой природы Салливан определял личность как “относительно устойчивый паттерн повторяющихся интерперсональных ситуаций, к-рые характеризуют челов. жизнь”. Даже отшельники поддерживают посредством воображения, воспоминаний и фантазии межличностную жизнь.

Наименьшими значимыми (поддающимися интерпретации) единицами изучения индивидуума являются динамизмы (dynamisms), определяемые на основе характерных паттернов внутреннего или внешнего соц. поведения. То что поведение зачастую отражает взаимоотношения с людьми, отсутствующими в данной ситуации, является “краеугольным камнем” подхода Салливана.

Он считал, что деформирующее влияние таких взаимоотношений вызывают нарушения поведения у человека. Внутреннюю сторону этой деформации он называл персонификациями (personifications), образами себя и других с присущими им чувствами, побуждениями и идеями. Стереотипы являются широко разделяемыми персонификациями, позитивными или негативными.

Персонификации, сложившиеся в одних взаимоотношениях, могут воспроизводиться в других, оказывая соотв. влияние на мышление, эмоции и поведение. Тревога Тревога может быть наиболее важным формирующим фактором в межличностной сфере, и ее истоки представляют собой также истоки личности и Я.

Они берут начало в беспомощном положении младенца, к-рый не сможет выжить, если о нем не позаботятся. Со временем такие взаимодействия приводят к двум последствиям: удовлетворенности, связанной с уменьшением потребности, и безопасности, связанной с сохранением нужных человеку взаимоотношений. Угроза жизни вызывает страх.

Угроза безопасности вызывает тревогу, к-рая может оказать разрушительное воздействие на личность человека, если он недостаточно хорошо умеет справляться с ней или заглушать ее.

Возрастающий динамизм Я (слово, к-рое Салливан использовал для того комплекса процессов, к-рые постепенно приобретают все большую и большую роль в контроле, оценке и регулировании активности в межличностной сфере) прежде всего стремится сохранить безопасность.

Поведение, вызывающее одобрение со стороны значимых других, усиливается; поведение, вызывающее неодобрение, тормозится или даже исключается. Действия Дети, у к-рых доминирует стремление сохранить безопасность, вырастают с сильно искаженными представлениями о собственных действиях в межличностной сфере.

Если значимые другие постоянно выказывают свое неодобрение детям, это приводит не просто к конформности последних, а к эмоциональным расстройствам. Салливан разработал множество стратегий для выявления искажений в межличностных отношениях и тех трудноуловимых проявлений тревоги, к-рые им сопутствуют, а тж стратегий взаимодействия с пациентами, к-рые помогли бы им воспринять правду, скрывающуюся за их ухищрениями, и расширить собственное Я. Центральным для Салливана являлось убеждение в том, что единственной объективной информ., к-рой располагает терапевт, является поведение пациента в межличностных ситуациях. Салливан воспринимал терапевта как соучастника в действиях пациента, и считал, что исходная информ. для диагностики и само лечение возникают именно в этом процессе включенного наблюдения. См. также Теории личности, Психотерапия Р. Энфилд

Смотреть значение Интерперсональная Теория Салливана в других словарях

Теория — ж. греч. умозренье, умозаключенье; заключенье, вывод из чего-либо, не по явленью на деле, а по выводам своим; противоположное дело, на деле, опыт, практика. не всегда верна;……..
Толковый словарь Даля

Теория — теории, ж. (греч. theoria – исследование). 1. учение, являющееся ражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …, если она является действительной теорией,……..
Толковый словарь Ушакова

Теория Ж. — 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. 2. Учение о какой-л. области……..
Толковый словарь Ефремовой

Исторического Пессимизма Теория — – направление в футурологии международных отношений, которое, в противовес теории технократического оптимизма, исходит из перспективы долгого существования классического……..
Политический словарь

Конвергенции Теория — (от лат. convergere – сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации………
Политический словарь

Мобильности Теория — (от фр. mobile, лат. mobilis – подвижный, способный к быстрому действию) – система идей в социологии и политологии, в которой осмысливаются процессы изменения положения людей……..
Политический словарь

Олигархизации Политических Партий Теория — – (от греч. oliarchia – власть немногих) – обоснование характерной тенденции в развитии партии: переход от организации демократического типа к жесткому бюрократическому аппарату……..
Политический словарь

Политическая Система Индустриально Развитых Стран (теория) — Политическая система представляет собой совокупность лиц, институтов, участвующих в политическом процессе, неформальных и неправительственных факторов, влияющих……..
Политический словарь

Политическая Теория — (POLITICAL THEORY) – массив научной мысли, нацеленной на оценку, объяснение и прогнозирование политических феноменов. Одновременно политическая теория представляет собой раздел……..
Политический словарь

Постиндустриального Общества Теория — – широко применяется в западной политологии и социологии для обозначения современного общества. Концепция индустриального общества разрабатывалась в трудах Р.Дарендорфа……..
Политический словарь

Теория — – интегрированная совокупность принципов, которые объясняют и предсказывают наблюдаемые явления. (Д. Майерс, с.50)
Политический словарь

Теория Конвергенции — (лат. convergere приближаться, сходиться) – одна из концепций политологии, социологии и политэкономии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую……..
Политический словарь

Теория Нового Институционализма — – направление в американской политологии, возникшее в 1970-е гг. Классики неоинституционализма американские политологи Д.Марч и Д.Олсен в работе “Вновь открывая институты:……..
Политический словарь

Теория Партисипаторной Демократии — – теоретики партисипаторной демократии (Дж.Вольф, Ф.Грин, Б.Барбер)остаются верными центральной идее классической теории демократии о способности простых людей управлять……..
Политический словарь

Теория Плебисцитарной Демократии — – ее основателем считается М.Вебер. По его мнению, с развитием партий меняется характер политического представительства и политическая организация власти. Политическое……..
Политический словарь

Теория Плюралистической Демократии — – концепция, согласно которой политический процесс предоставляет собой борьбу множества социальных, профессиональных, религиозных, местных, национальных или др. группировок,……..
Политический словарь

Теория Рационального Выбора — – согласно ее основному положению, главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно……..
Политический словарь

Теория Социально-когнитивного Научения — (SOCIAL COGNITIVE LEARNING THEORY). Направление персонологии, представленное Бандурой и Роттером, в котором подчеркивается, что поведение является результатом сложного взаимодействия……..
Политический словарь

Теория Статусной Перестановки — – концепция, объясняющая политизацию социальных групп в условиях, когда их объективные социально- 285 экономические характеристики не снижаются, но происходит рост статуса……..
Политический словарь

Теория Элитарной (элитистской) Демократии — – концепция, согласно которой власть при демократии осуществляется элитами. Отличие демократии от диктатуры состоит в наличии нескольких элит, конкурирующих друг с……..
Политический словарь

Амортизационная Теория Страхового Фонда — См. Теория амортизационная страхового фонда
Экономический словарь

Арбитражная Теория Оценки — (arbitrage pricing theory) – теория равновесия на рынке капиталов, основанная на предположении об отсутствии арбитражных возможностей. В соответствии с арбитражной теорией оценки,……..
Экономический словарь

Арбитражная Теория Ценообразования — Альтернативная модель определения стоимости основных фондов, разработанная Стивеном Россом и построенная исключительно на арбитражных аргументах.
Экономический словарь

Государственная Теория Денег — См. Теория денег государственная

Экономический словарь

Густав Кассель: Экономическая Теория Как Чистая Теория Цен — Густаву Касселю (1866-1944) всемирную известность принесли его многочисленные произведения и общественная деятельность. Вначале Кассель изучал технические науки, в 1895……..
Экономический словарь

Декларативная Теория Признания — – правовая концепция, отрицающая, что субъект международного права возникает лишь в силу акта его признания другими государствами. Согласно этой концепции……..

Экономический словарь

Кардиналистская Теория Полезности — (от англ. cardinal – количественный) – исходит из того, что любой потребитель способен количественно измерить уровень полезности всякого данного товара и уровень……..

Экономический словарь

Классическая Теория — – теория, объединяющая представителей экономической науки, развивавших экономические концепции, начало которым положили английские экономисты А. Смит и Д, Рикардо………

Экономический словарь

Количественная Теория Денег — теория денежного обращения, основанная на уравнении обмена (уравнении Фишера), связывающем денежную массу в обращении, скорость обращения денег, среднюю цену……..

Экономический словарь

Мальтузианская Теория Народонаселения — MALTHUSIAN THEORY OF POPULATIONПреподобный Томас Мальтус в своем труде `Опыт закона о народонаселении` (1798г.) отстаивал точку зрения, что численность населения при его……..

Экономический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Интерперсональная Теория Салливана

Источник: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/9292

Теория Салливана

Теория личности Салливена

Тенденция ядра

Исходная версия: стремление к удовлетворению (биологическое по своей природе) и стремление к безопасности (психологическое по своей природе). Пересмотренная версия: максимизация удовлетворения при одновременной минимизации переживания незащищенности.

Характеристики ядра

Релевантными стремлению к удовлетворению являются биологические потребности, например потребности в пище, воде, воздухе, сексуальных контактах и выделении.

Как биологические, так и психологические основания имеют мотив власти (приводящий к состоянию, характеризуемому ощущением силы или доминирования) и желание физической близости (или избегание одиночества).

Обе характеристики, берущие начало в биологической природе личности, неизбежным образом фрустрируются в ходе жизни, что приводит к возникновению чувства незащищенности.

Салливан вводит понятие динамизма, представляющее собой относительно устойчивую структуру энергии, проявляющуюся в особенностях взаимоотношений человека с окружающими.

Он говорит об оральном динамизме, который состоит из голода и удовольствия при стимуляции рта, и динамизме желания, связанном с сексуальными потребностями и удовольствием. Самым главным является самодинамизм, представляющий собой комплекс самоопределений, преимущественно неосознаваемых и формирующихся на основе переживания человеком одобрения и неодобрения окружающих; самодинамизм способствует такому поведению человека, которое позволяет избежать чувства незащищенности, вызванного неодобрением.

РАЗВИТИЕ

Стадии:

Младенчество (заканчивается с созреванием способности к речевому поведению) – период, когда человек практически беспомощен. Форму его существования Салливан обозначает как прототаксис, или фактическое отсутствие различия между “Я” и внешним миром.

Такая форма опыта приводит к возникновению защиты по типу диссоциации . Предпосылкой конфликта являются беспомощность ребенка и особенности родительского реагирования.

Ближе к концу периода младенчества начинается развитие паратаксиса, предполагающего способность человека дифференцировать себя из внешнего мира, однако эта дифференциация не предполагает поиска оснований для этого разделения.

Это в комплексе со способностью к речевому поведению приводит к формированию паратаксических символов хорошей матери и плохой матери (соотносящихся с переживанием одобрения и неодобрения). Их аналогами являются одновременно возникающие самодинамизмы хорошего “Я” и плохого “Я”.

Эти стереотипы одобрения и неодобрения проявляются посредством защитного поведения по типу паратаксического искажения (приписывания символам значения, позволяющего снять тревогу, вне зависимости от тех значений, которые приписываются этим стимулам в обществе).

Детство (заканчивается с появлением потребности в сверстниках) – период, когда ребенок познает существенные характеристики своей культуры. Основное влияние на развитие личности продолжают оказывать родители. Происходит дальнейшее развитие самодинамизма.

Если при общении с родителями чувство незащищенности не превышает тех пределов, которые в принципе неизбежны, ребенок научается еще одной форме защитного поведения, а именно сублимации (выражения импульсов только в том виде, который принимается обществом и не вступает в противоречие с самодинамизмом), которая человеком не осознается. Одним из драматических событий детства является трансформация недоброжелательности (ощущение человеком того, что он живет среди врагов); если она становится достаточно сильной, ребенок утрачивает способность позитивно реагировать на доброжелательные советы окружающих.

Подростковый возраст (“Ювенильная эра”) – время, когда человек становится социальным, начинает вступать в отношения кооперации и конкуренции, постигать суть общественного отвержения и пренебрежения, а также идентификации с группой.

Подростки научаются тому, как избегать того, что неинтересно, у них появляются стереотипы, кроме того, они научаются проводить более четкую грань между фантазией и реальностью. Зрелая форма существования, синтаксис, начинает складываться именно в этот период.

Она характеризуется полным пониманием логических взаимосвязей между используемыми символами, осознанием и принятием используемых в обществе значений этих символов.

Предъюношеский возраст (заканчивается формированием сексуального динамизма желания) – период, характеризующийся потребностью в установлении близких отношений со сверстником того же пола.

Основная задача этого периода – начало перехода от эгоцентризма к любви. Отношения между сверстниками в этот период отличаются чувством равенства и взаимности.

Эти переживания закладывают основу для преодоления стереотипов подросткового периода.

Юношеский возраст подразделяется на раннюю фазу (продолжающуюся до установления устойчивых паттернов удовлетворения генитальных драйвов) и позднюю фазу (продолжающуюся до полной межличностной зрелости). Очевидно, что задача юношеского периода заключается в том, чтобы привыкнуть к существованию динамизма желания.

Весьма часто у подростка возникают такие проблемы с интеграцией личности, решить которые очень сложно, и он регрессирует к подростковому периоду, утрачивая ценности предъюношеского периода. В результате формируется эгоцентрическая личность.

Однако если человек в этом периоде сталкивается с минимумом противостояния, он станет зрелой личностью, способной устанавливать с окружающими близкие отношения.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Салливан выделяет ряд синдромов, каждый из которых характеризуется совокупностью черт, хотя они и не слишком специфичны; некоторые из них никак не соотносятся со стадиями развития.

Самопоглощенная личность характеризуется аутистическим (прототаксическим) мышлением. Подобно младенцу, такой человек продолжает верить в нереалистичные образы хорошей матери и плохой матери.

Всех окружающих такой человек делит на исключительно замечательных и абсолютно несносных (поскольку они воплощение хорошей либо плохой матери). Он часто расстраивается, его легко ранить, он нередко чувствует себя непонятым.

Его жизнь характеризуется периодами сильной привязанности и увлечения чем-либо, как правило, заканчивающимися глубоким разочарованием.

Безнадежная личность настроена враждебно по отношению ко всем, за исключением тех, кого она считает ниже самой себя.

В подростковый период такую личность побеждали соперники. Став взрослым, такой человек горько и публично сокрушается по поводу несовершенства властей и иррациональности происходящего, однако не предпринимает никаких конструктивных действий.

Негативистская личность характеризуется самодинамизмом, организованным вокруг идеи собственной неполноценности и незначимости. Негативизм используется как способ получить одобрение или хотя бы привлечь внимание окружающих.

Подобная личность получается из проблемного ребенка, который во взрослом возрасте использует такие приемы, как циничное примирение, когда сама попытка достичь согласия всего лишь замаскированное стремление нанести удар оппоненту.

Неинтегрированная или психопатическая личность – это такая личность, у которой практически отсутствует самодинамизм; она представляет собой набор не согласующихся между собой, недостаточно развитых аспектов личности.

Заика – человек, чье нарушение развития выражается в специфическом использовании языка (языку как выражению личности в теории Салливана уделяется слишком большое внимание).

Личность, одержимая амбициями, характеризуется ненасытной жаждой соперничества. Способ существования, характерный для неуверенного школьника, консолидируется в общий стиль межличностного взаимодействия взрослого.

Асоциальная личность обычно хорошо осознает набор ценностей, среди которых часто присутствует и чувство собственной значимости. Проблемы коренятся в его убеждении в том, что другие не могут должным образом ценить и уважать его. Он чувствует себя отчужденным и одиноким, несмотря на то что обычно взаимодействует с окружающими в дружелюбной и внимательной манере.

Неадекватная личность строит свои отношения с другими на основе зависимости; зачастую ей требуется кто-то сильный, кто сказал бы, как нужно поступать. Этот синдром часто возникает вследствие добровольного подчинения доминирующему родителю или идентификации с беспомощным родителем.

Гомосексуальная личность испытывает любовь только по отношению к представителям своего пола; как правило, это – результат конфликта в подростковом периоде.

Вечный подросток постоянно пытается достичь идеала, не находя его.

livejournal Теории личности

Источник: https://hvac.livejournal.com/193835.html

Межличностная теория Гарри Стека Салливана

Теория личности Салливена

Межличностная теория Гарри Стэка Салливана о развитии личности Это один из самых известных в области психоанализа.

В этой статье мы опишем основные концепции и постулаты этой модели, чье внимание к межличностным отношениям значительно повлияло на последующее развитие психотерапии.

  • Статья по теме: «Основные теории личности»

Межличностная теория Х. С. Салливана

Гарри Стэк Салливан (1892-1949) опубликовал работу в 1953 году «Межличностная теория психиатрии»; в этом он разработал свою модель личности , которая является частью парадигмы психоанализа. Более конкретно, мы можем классифицировать Салливана в неоффудизме вместе с такими авторами, как Карл Юнг, Карен Хорни, Эрик Фромм или Эрик Эриксон.

Салливан защищал концепцию психиатрии, согласно которой эта наука должна иметь целью изучение взаимодействия между людьми. Таким образом подчеркнуло фундаментальную актуальность межличностных отношений (как реальное, так и воображаемое) в конфигурации личности, а следовательно, и психопатологии.

Для этого автора личность может быть определена как модель поведения, связанная с ситуациями взаимодействия с другими людьми. Это была бы стабильная и сложная сущность, определяемая как внутренними физиологическими и межличностными потребностями, так и обучением на основе раннего опыта и процесса социализации.

В этом смысле личность будет формироваться постепенно с точки зрения контакта с социальной средой и способностью удовлетворять потребности, а также напряженности, которую они вызывают как с биологической, так и с психологической точки зрения. Неудачи в этом типе обучения и отсутствие психологической адаптации могут привести к патологии.

Теория личности Х. С. Салливана и, в частности, ее ориентация на социальные взаимодействия, привело к появлению школы межличностного психоанализа , Этот поток также отличается от фрейдовского варианта в его заинтересованности в индивидуальности и в важности, которую он придает взаимоотношениям между терапевтом и пациентом.

  • Возможно, вас интересует: «9 видов психоанализа (теории и основные авторы)»

Стабильные факторы, которые составляют личность

Согласно Салливану, конструкция, которую мы знаем как «личность», состоит из трех устойчивых аспектов: динамизм и потребности, Система Самости и персонификации .

Все они развиваются из взаимодействия с другими людьми и того, как мы решаем наши физиологические и социальные импульсы.

1. Потребности и динамизм

Межличностный психоанализ определяет два больших набора человеческих потребностей : самоудовлетворенности и безопасности. Первые связаны с физиологией и включают кормление, экскрецию, активность или сон; Потребности в безопасности имеют более психологический характер, например, избегание беспокойства и поддержание чувства собственного достоинства.

Динамизмы – это сложные модели поведения и более или менее устойчивые, которые выполняют функцию удовлетворения определенной базовой потребности – или, по словам Салливана, «преобразования физической энергии организма». Существует два типа динамизма: те, которые связаны с определенными частями тела, и те, которые связаны с переживаниями страха и тревоги.

2. Система Самости

Система Самости развивается на протяжении всего детства, когда мы испытываем беспокойство и облегчаем его через других людей. Это психическая структура, которая выполняет функцию управлять беспокойством, то есть иметь дело с потребностями безопасности , С возрастом он также принимает на себя функцию защиты самооценки и социального имиджа.

  • Статья по теме: «Что такое« Я »в психологии?»

3. Персонификации

Салливан использует термин «персонификация» для обозначения способов, которыми дети интерпретируют мир: приписывание людям и коллективным характеристикам других, основанное на опыте взаимодействия, а также личных убеждениях и фантазиях. Персонификации будут иметь большое значение в социальных отношениях на протяжении всей жизни .

Режимы опыта: развитие ума

Следуя подходам Салливана, личность формируется путем передачи межличностного в интрапсихическое. Таким образом, если потребности человека в детстве будут удовлетворительно удовлетворены, он достигнет чувства уверенности в себе и безопасности; если нет, у вас появится тенденция чувствовать себя неуверенно и тревожно.

Как мы воспринимаем нашу физическую и социальную среду Они меняются в зависимости от возраста, степени владения языком и правильного удовлетворения потребностей. В этом смысле Салливан описал три способа переживания: прототаксика, паратаксика и синтаксический. Каждый из них подчинен тем, которые появляются позже.

1. Прототаксический опыт

Младенцы воспринимают жизнь как последовательность не связанных между собой состояний организма. Нет понятия причинности или истинного чувства времени. постепенно станет известно о частях тела, которые взаимодействуют с внешним , в котором возникают ощущения напряжения и облегчения.

2. Paratáxica опыт

В детстве мы дифференцируем себя от окружающей среды и получаем знания о способах удовлетворения наших потребностей; это позволяет появление личных символов, с помощью которых мы устанавливаем отношения между событиями и ощущениями, такими как причинность.

Салливан говорил о «искажении паратаксы», чтобы сделать ссылку до появления опыта такого типа на более поздних этапах жизни. Они состоят в основном из отношения к другим людям таким же образом, как это произошло со значительными людьми в прошлом; это может проявиться в передаче, например.

3. Синтаксический опыт

Когда развитие личности происходит здоровым образом, возникает синтаксическая мысль, которая имеет последовательный и логический характер и постоянно изменяется в соответствии с новым опытом. также символы подтверждены на основе консенсуса с другими людьми, что придает социальный смысл поведению.

Гарри Стэк Салливан. Интерперсональный психоанализ (September 2020)

Источник: https://ru.yestherapyhelps.com/the-interpersonal-theory-of-harry-stack-sullivan-13377

Интерперсональная теория Гарри Салливана. Стадии развития личности

Теория личности Салливена

Автор интерперсональной теории Гарри Салливан (Harry Sullivan) родился 21 февраля 1892 года в Норидже, в штате Нью-Йорк.

Салливан, сын ирландского иммигранта, рос в провинциальном городке с антикатолическими настроениями, из-за чего у него сформировалось устойчивое чувство изолированности от общества. Впоследствии, когда Гарри занялся психологией, это привело к созданию концепции социальной изоляции.

В 1917 году Салливан окончил Чикагский колледж медицины и хирургии.

Ученый стал известен благодаря исследованиям в области интерперсональных (межличностных) отношений и изолированности и одиночества страдающих психическими заболеваниями, а также работой с шизофрениками; кроме того, он модифицировал теории Зигмунда Фрейда.

Изначально Салливан был согласен с основными идеями психоанализа, но постепенно его подход изменился: прежде всего, ученого не устраивала концепция психосексуального развития, предложенная основателем психоаналитической теории.

В период с 1925 по 1929 год Гарри Салливан активно работал с больными шизофренией и добивался отличных результатов без применения лекарств. Он утверждал, что это заболевание в значительной мере возникает под влиянием культурных факторов и его можно вылечить.

Любопытно, что все мужчины, принимавшие участие в его исследовании, были гомосексуалистами, что, судя по всему, следует отнести к тому, что психолог и сам, по словам многих его современников, большую часть жизни скрывал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. И правда, один из его пациентов со временем стал его любовником и даже переехал к нему жить, хотя Салливан называл его своим приемным сыном.

В 1933 году ученый основал Психиатрический фонд имени Уильяма Алансона Уайта, а 1936-м – Вашингтонскую школу психиатрии. В годы Второй мировой войны он принимал активное участие в создании Всемирной федерации психического здоровья; в 1938 году основал и стал редактором журнала Psychiatry. Гарри Салливан скончался 14 января 1949 года в возрасте пятидесяти шести лет.

Его работа в области интерперсонального психоанализа и разработанные им терапевтические методики и сегодня оказывают огромное влияние на мир психологии.

Интерперсональная теория

Хотя Гарри Салливан вел преимущественно изолированную от общества жизнь, он очень хорошо понимал, насколько важную роль играют в жизни человека межличностные отношения. Психолог считал, что личность проявляется только во взаимоотношениях между людьми.

Он рассматривал ее как систему, в которой энергия существует либо в виде напряжений (потенциальных действий), либо в виде непосредственных действий (трансформаций энергии). Напряжения, в свою очередь, подразделяются на два типа: потребности и тревогу.

Базовые потребности

Базовые потребности одинаковы для всех людей, но как они выражаются, зависит от ситуации. Для их удовлетворения требуется совершить определенные действия.

Динамизм обычно связан с конкретными частями тела, например ртом или гениталиями, либо с общим благополучием человека.

Потребности бывают физиологические, например в пище или кислороде, и межличностные (интерперсональные), например в близости и ласке.

Тревога

Тревогу, в отличие от потребностей, нельзя снять определенными действиями. По мнению Салливана, она представляет собой главный фактор разрушения интерперсональных отношений. Если тревога и напряжение полностью отсутствуют в жизни человека, его охватывает чувство эйфории.

Динамизмы

Итак, Салливан называл стандартные паттерны поведения динамизмами и считал, что они связаны с напряжениями или конкретными участками тела. Ученый различал четыре вида динамизмов напряжения:

1. Близость. Близкие личные отношения двух равноправных людей уменьшают чувство одиночества и тревоги и способствуют межличностному развитию.

2. Сексуальное влечение может быть реализовано и без близких интерперсональных отношений. Этот динамизм всецело основан на удовлетворении сексуальных потребностей, причем удовлетворять потребность партнера не обязательно.

3. Озлобленность характеризуется чувством, что человек живет среди врагов, из-за чего возникают такие качества, как недоброжелательность, ненависть, жестокость или застенчивость. Этот вид динамизма обычно формируется в детстве. Злые, недоброжелательные дети испытывают трудности в близких отношениях; им трудно принимать и давать заботу и ласку.

4. Я-система — устойчивая модель поведения, обеспечивающая безопасность личности, защищающая человека от тревоги. Данный тип динамизма, как правило, подавляет любые изменения личности.

Если наша я-система сталкивается с какой-либо непоследовательностью, возникает необходимость в защитных действиях (психологической защите, служащей для уменьшения интерперсональных напряжений).

К таким действиям относятся диссоциации, или блокирование опыта с целью не допустить его в сознание, и селективное игнорирование, блокирование конкретных переживаний.

Персонификации

По теории Гарри Салливана, в процессе взаимодействия с другими людьми у человека формируются мысленные образы самих себя и других людей – персонификации. Персонификации собственного образа бывают трех типов:

1. Я-плохой – это негативные стороны нашего «я», которые являются следствием неодобрения или наказания. Если персонификация я-плохой (например, при воспоминании о поступке, поставившем его в неловкое положение) осознается, человек испытывает тревогу.

2. Я-хороший. Персонификация я-хороший связана с поощрением и одобрением, не вызывает тревоги. Этим представлением о себе охотно делятся с другими людьми; обычно человек предпочитает фокусироваться именно на этой персонификации.

3. Персонификация не-я формируется из-за очень сильной тревоги. Такое переживание часто отрицается и вытесняется в область бессознательного.

Гарри Салливан был согласен с Зигмундом Фрейдом в том, что детский опыт и роль матери чрезвычайно важны для развития личности человека. Однако, в отличие от Фрейда, ученый считал, что личность продолжает развиваться и в пубертатном, и даже во взрослом возрасте.

Стадии развития личности

По мнению Салливана, люди проходят разные стадии развития личности, которые он называл эрами, в четком порядке, определяющемся не временными рамками, а социальной средой.

Перечислим их здесь:

  • Младенчество (от рождения до 1 года). В этот период мать дает ребенку нежность и ласку, а ребенок узнает, что такое тревога.
  • Детство (1 год – 5 лет). Мать остается главным элементом интерперсональных отношений, но теперь она лишь одна из тех, кто заботится о ребенке, хоть и самая главная фигура.
  • Ювенильная эра (6-8 лет). Ребенок начинает испытывать потребность в друзьях и сверстниках, с которыми можно играть. Это начало процесса социализации; на данном этапе ребенок учится взаимодействовать, идти на компромисс и соперничать с другими детьми.
  • Подростковая эра (10-12 лет) — самая важная, поскольку все ошибки, совершённые до этого, можно исправить, но ошибки этого периода в дальнейшем исправить чрезвычайно трудно. Эра характеризуется тем, что у ребенка появляется близкий или лучший друг. Если не научиться близости на этой стадии, в дальнейшей жизни у человека возникнут сложности с сексуальными партнерами.
  • Юношество (13-17 лет). Эра начинается с началом пубертатного периода. Потребность в дружбе на этом этапе сосуществует с потребностью в сексуальном самовыражении, начинает развиваться интерес к противоположному полу. Если к этому моменту человек не подготовлен к близости, он может путать любовь с влечением и его сексуальные отношения будут лишены истинной близости.
  • Позднее юношество (18-23 года). Эра может начаться и в шестнадцать лет, но непременно только после того, как человек становится способным испытывать к другому человеку и близость, и влечение, а длительные отношения становятся для него главной целью. Эра также характеризуется тем, что человек учится справляться с вызовами взрослой жизни.
  • Взрослая жизнь (24 года и старше). В эту эру человек выбирает карьеру, обеспечивает себе финансовую безопасность, создает семью. Его видение мира становится стабильным. Если все предыдущие эры были пройдены успешно, задача налаживания взаимоотношений с окружающими и социализации не вызывает особых проблем; но если более ранние эры проходили со сложностями, у человека будут возникать интерперсональные конфликты, в результате чего его будет постоянно мучить чувство тревоги.

Масштабные исследования личности Гарри Салливана привели к созданию интерперсонального психоанализа — направления в психоанализе, сфокусированного навыявлении психопатии человека посредством анализа его взаимодействий с другими людьми в прошлом.

Со временем теории Салливана несколько утратили свою популярность, но тем не менее они и сегодня оказывают на современную психологию большое влияние.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты

Источник: https://doshkolniki.org/psixologiya/interpersonalnaya-teoriya-garri-sallivana.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: