ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕГОДНЯ

Теория Гальперина: основы теории, содержание и структура

ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕГОДНЯ

Заслуженный деятель науки РСФРС, выдающийся психолог, доктор педагогических наук Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 года в Тамбове. Его вклад в науку заключается в том, что он не только ввел в психологию такое понятие, как систематическая разработка ориентировки к будущему действию, но и создал на ее основе теорию поэтапного формирования умственных действий.

Создание теории

Датируется создание теории 1952 годом, когда Гальперин представил ее научному сообществу как гипотезу формирования умственного действия.

В основу теории легли представления о возможной генетической зависимости между психическими операциями и внешними ее выражениями в виде практических действий.

Основывается данное предположение на том, что мышление детей развивается в основном через связь с предметной деятельностью, когда ребенок непосредственно взаимодействует с предметами.

Основные умозаключения Гальперина основывались на том, что внешнее действие поэтапно может превращаться во внутреннее, проходя через ряд конкретных этапов, которые тесно взаимосвязаны между собой и не могут существовать друг без друга. Теория Гальперина о поэтапном формировании действия не теряет своей актуальности и по сей день.

Подсистемы

Гальперин разделял систему планомерно-поэтапного формирования умственных действий на четыре составляющие:

  • Формирование адекватной мотивации.
  • Обеспечение получения путем действия нужных свойств.
  • Формирование ориентировочной основы деятельности.
  • Обеспечение переноса действий в умственный план.

Именно на этих четырех подсистемах строится теория Гальперина о поэтапных умственных действиях. Дальнейшее развитие система получила в разделении на 6 этапов.

Основные этапы

Теория Гальперина подразумевала наличие шести этапов формирования умственного действия: мотивация, ориентировочная основа, материальные действия, внешнеречевые действия, внешняя речь «про себя», умственные действия.

  • Начинается все с этапа мотивации – это создание побудительного индивидуального отношения к пониманию и усвоению действий.
  • Второй этап – формирование ориентировочной основы будущего действия. Осуществляется этот этап путем ознакомления на практике с содержанием будущего умственного действия. Также нельзя забывать и об итоговых требованиях к действию.
  • Третий этап – этап действий с реальными предметами их заместителями. То есть материальные или материализованные действия. Суть данного этапа заключается в практическом усвоении и осознании действия с использованием нужных предметов.
  • Четвертый этап – внешнеречевые действия. Данный период характеризуется дальнейшим усвоением, но уже человек не опирается на реально существующие предметы. Сам процесс начинается с перенесения внешнего действия во внутренний план. Гальперин считал, что данный перенос действия в речь – не просто озвучивание, а речевое выполнение действия.
  • Пятый этап – речь «про себя». К концу выполнения определенного умственного действия процесс уже не требует работы внешней речи, он полностью перемещается во внутреннюю речь.
  • Конечный этап – этап умственных действий. Шестой этап – это завершение перехода процесса формирования умственных действий во внутренний план, то есть речевая составляющая уже ни к чему. Однако именно на конечном этапе, действие претерпевает существенные преобразования. Оно может уменьшаться, автоматизироваться и полностью покинуть сферу сознания.

Каждый из перечисленных этапов предполагает сокращение действия, которое на начальном этапе выполняется в развернутой форме. Гальперин и теория поэтапного формирования действий – новое слово в педагогической психологии.

П. Я. Гальперин приложил немало усилий для создания теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий.

Но впоследствии возникла острая необходимость последующей оценки качества уже сформированного действия.

Именно поэтому после теории формирования умственных действий, профессор создал систему свойств человеческих действий. Петр Яковлевич разделил все свойства на две составляющие:

  • Первичные параметры действия – характеризуют любое человеческое действие. Основа данной группы – полнота свойств системы, разделение существенных и несущественных отношений, уровень осуществления действия, силовые и временные характеристики.
  • Вторичные параметры действия – отражают итог соединения первичных параметров. В эту группу входит разумность, осознанность, критичность, мера освоения.

Только в совокупности данные теории Гальперина П. Я. отражают всю суть умственных действий.

Метод планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности

Раскрываются психологические механизмы исключительно в процессе осуществления действия, в то время как в процессе формирования действие может существенно изменяться, и исследование результата не представляется возможным.

Данная закономерность послужила основой для создания идеи формирующего эксперимента, который как раз и основывался на методе планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Гальперин П. Я.

предложил направлять силы не на поиски того, что уже сформировано, а создать условия для формирования, которые можно контролировать.

Данный метод основывается на концепции осуществления определенного действия с уже заранее сформированными свойствами и признаками. Благодаря такой методике можно раскрывать взаимосвязь не только между содержательностью действия и условиями его усвоения, но и между характеристиками результата деятельности.

Данное изобретения ученого открыло поистине широкие возможности для практического использования теории формирования умственных действий в процессе обучения. Спустя некоторое время, профессор отметил, что методика планомерно-поэтапного формирования поспособствовала выявлению психологических механизмов.

Значение теории

Теория Гальперина П. Я. имела как теоретическое, так и практическое значение. Мысли профессора произвели настоящий фурор не только в психологии, но и в педагогике.

Теоретическое значение

Ценность методики в теоретическом аспекте следующая:

  • Петр Яковлевич Гальперин фактически создал конкретную единицу анализа психики человека – это умственное человеческое действие, которое отличается осознанностью и целенаправленностью.
  • Методика формирования умственного действия Гальперина в соответствии с предварительно определенными свойствами стала настоящим орудием в психологии и развитии духовной жизни человека.
  • Мир увидел такой подход как формирующий эксперимент.
  • Новое слово в психологии – система контроля качества выполнения того или иного умственного действия.

Данная теория стала основой для работы многих психологов.

Практическое значение

Помимо теоретического значения, теория получила свое признание и в практической сфере:

  • Данная методика способствует автоматизации умственной деятельности, то есть существенно сокращает время формирования и освоения навыков не только без потери качества, но и с увеличением данного показателя.
  • Используется метод формирования умственных действий на всех уровнях образования, от детского сада до университета.
  • Теория Петра Яковлевича Гальперина послужила основой для осуществления достаточного количества прикладных проектов. Их суть заключалась в совершенствовании содержания и процесса обучения.

Данная теория Гальперина о формировании умственных действий стала одной из самых знаменитых в советской и российской педагогической психологии.

Петр Яковлевич внес неоценимый вклад в развитие психологии. В октябре 2012 года в честь профессора прошла научная конференция международного уровня, название которой «Новая жизнь классической теории».

Приурочили мероприятие к 110-му дню рождения П. Я. Гальперина.

Основная тема конференции – вклад профессора в педагогическую психологию, развитие его теорий в современности, а также актуальные проблемы использования общепсихологической концепции ученого.

Для того чтобы понять теорию умственных действий Гальперина П. Я., можно обратиться к такому примеру. Учителю русского языка нужно обучить своего ученика не совершать конкретных грамматических ошибок. Для этого на карточки можно выписать те правила, которые вызывают проблемы в употреблении.

Раскладываются карточки в такой последовательности, в которой они должны использоваться в написанной фразе. Процесс обучения начинается с того, что ученик вслух зачитывает первое правило, затем применяет его к написанной фразе, после чего вслух читает второе правило и также применяет его к нужному предложению.

И так происходит со всеми правилами, выписанными на карточках. Ко второму этапу ученик уже знает все правила наизусть, карточки учитель должен забрать, а обучаемый повторяет правила вслух без их помощи. Следующий этап – произнесение правил «про себя», все так же с применением их к предложению.

К завершающему этапу, по теории Гальперина о формировании умственных действий, ученик уже способен самостоятельно использовать выученное правило на подсознательном уровне, не читая его ни вслух, ни «про себя».

Источник: https://FB.ru/article/383017/teoriya-galperina-osnovyi-teorii-soderjanie-i-struktura

Теория умственных действий Гальперина

ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕГОДНЯ

За последние столетия в психологии появилось много теорий о том, как формируются умственные действия человека, мотивация и его навыки.

Но сложность их объяснения заключается в том, что практически невозможно наблюдать все эти процессы научно, можно лишь видеть, что они существуют и развиваются при определенных условиях.

Это как с интуицией и подсознанием: они реально существуют, но на данный момент наука неспособна определить, какие отделы мозга за них отвечают и как функционируют.

История

В 1952 году советский психолог Петр Яковлевич Гальперин создал теорию, представив ее как гипотезу формирования умственных действий. Он не скрывал, что она недоступна для прямого внешнего наблюдения, однако объективно существует. Теория раскрывает условия, закономерности и механизмы формирования элементов психической деятельности.

Гальперин одним из первых предположил, что мышление ребенка развивается при помощи непосредственной манипуляции с предметами.

Он считал, что любое внешнее действие постепенно превращается во внутреннее, перемещаясь по ряду последовательных этапов.

По его мнению высшие интеллектуальные действия не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же действия. Те, в свою очередь, также опираются на предшествующие.

Система Гальперина включает четыре системы:

  1. Условия формирования адекватной мотивации.
  2. Условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств.
  3. Условия формирования полноценной ориентировочной основы действия.
  4. Условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план.

Этапы формирования умственных действий

Гальперин выделял шесть этапов формирования умственного действия.

  1. Мотивация (формирование мотивационной основы действия). Психолог считал, что без самомотивации невозможно никакое умственное развитие. Мотивация в его представлении — это создание личностного отношения к усвоению действий.
  2. Формирование ориентировочной базы основы будущего действия. Другими словами — предварительное ознакомление с действиями и условием их выполнения.
  3. Этап материальных или материализованных действий. Действия либо с реальными предметами, либо с предметами-заместителями.
  4. Отработка действия во внешнем мире как внешнеречевого. Крайне важный этап: на нем действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Мы проговариваем вслух то, что делаем. Возникает процесс интериоризации — формирования внутренних структур человеческой психики посредством приобретения жизненного опыта, усвоения внешней социальной деятельности, становления психических функций. Каждое сложное действие должно быть реализовано извне прежде чем стать достоянием разума. Именно при помощи интериоризации мы думаем, приобретаем способность оперировать образами предметов, которых в данный момент перед нами нет.
  5. Проговаривание про себя внутренней речи. Происходит перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Речь внешняя превращается в речь внутреннюю.
  6. Этап умственных действий. Это перенесение действия в собственно внутренний, умственный план индивидуального сознания. При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно автоматизируется, сокращается и уходит из сферы сознания в подсознание.

Когда мы обучаемся, то каждый раз проходим через все эти этапы. Даже если вы профессионал, этих этапов не избежать. Однако вы получаете одно существенное преимущество: эти этапы происходят в вашей психике гораздо быстрее, чем когда были новичком.

Повторение — мать учения. Любой профессионал доводит свои действия до автоматизма, то же самое происходит и в его психике. Ей также свойственна автоматизация.

Система свойств человеческого действия

Гальперин исследовал свою теорию несколько лет и в итоге возникла объективная необходимость дальнейшей оценки качества сформированного действия. Одного изучения феномена интериоризации было мало. Поэтому он создал систему свойств человеческих действий.

По Гальперину все свойства действия делятся на две группы:

Первичные параметры действия

Они характеризуют любое человеческое действие:

  1. Полнота свойств звеньев.
  2. Уровень умения отличить существенные отношения от несущественных.
  3. Уровень осуществления.
  4. Энергетические свойства (силовые и временные характеристики).

Вторичные параметры действия

Они представляют собой результат интеграции первичных свойств:

  1. Осознанность: разумность и вербализованность действия.
  2. Разумность: ориентация на полный состав действия, умение отличить существенные признаки от несущественных.
  3. Критичность: разумность действия, его осознанность и ориентировка на критерии качества действия.
  4. Мера освоения: включает в себя уровень владения тремя предыдущими действиями, а также учитывает энергозатратность действия и скорость.

Как мы видим, скорость обучения и гениальность находятся непосредственно в нашей психике. Именно ее развитие отличает развитого человека от неразвитого.

Кто-то способен за неделю сносно выучиться игре на гитаре, другому человеку потребуется полгода. У первого человека развитые умственные действия, но не от рождения, а были заложены в детстве.

Психику и свои когнитивные способности можно развивать, она поддается точно такой же тренировке как и наши мышцы.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9/

Технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)

ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕГОДНЯ

Определение 1

Технология поэтапного формирования умственных действий – это учение о процессах и условиях, которые определяют развитие осознанных действий и поступков и формирование на их базе представлений и понятий об объектах.

Данная технология была разработана П. Я. Гальпериным и впоследствии развита Н. Ф. Талызиной. Она предполагает определение структуры и направлений усвоения знаний. Разработка технологии приходится на 50-е года 20-го столетия. Ее фундамент был заложен опираясь на психологические теории Л.С. Выготского, касающиеся высших психических функций, их формирования и направлений реализации.

Выготский озвучивал идеи о тесной взаимосвязи и зависимости между процессами психического характера и линией поведения, поступками.

Согласно его теориям, интеллектуальные процессы складываются на основе формирования исходного действия практического характера и постепенно, постадийно переходят от нахождения в материальной форме к форме внешней речи, а в последствии и внутреннему проговариванию, приводящему к развитию внутреннего осознанного действия.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Разработанная Гальпериным технология, основывается на первоначальном внешнем действии, носящим практический характер и постепенном переходе его в осознанное интеллектуальное явление, процесс или действие. Это касается воображения, осмысления, мыслительного действия.

Рисунок 1. Технология поэтапного формирования умственных действий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поэтапное формирование умственных действий основано на следующих утверждениях:

  1. Чтобы выполнить какое-либо новое действие, необходимо сначала сориентировать субъект, который будет осуществлять его выполнение в условиях его реализации.
  2. Действие выполняется, посредством применения средств, составляющих инструментарий психической деятельности: эталоны, меры, знаки, символы.
  3. Действия, затрагивающие восприятие и мышление осуществляются за счет пошагового перехода от внешних практических действий к составлению интеллектуального плана развития, составления операционного плана, включающего мероприятия тактической направленности, производимые в уме. Ребенок развивается психически и процессы его умственного развития совершенствуются, воплощаясь в создании материальных продуктов.

Применение данной технологии имеет важное практическое значение.

Оно заключается в том, что в процессе познавательной, учебной деятельности, развитие нового действия, представления, формирование понятий осуществляется путем непроизвольного запоминания, запоминания в действии, исключающего предварительное теоретическое заучивание информации. Это значительно упрощает процесс усвоения научных знаний, исключая прохождение этапа проб и ошибок и, открывая возможности ускорения и доступности усвоения знаний с более раннего возрастного периода.

Этапы формирования умственных действий

Умственные действия, согласно технологии усваиваются путем прохождения следующих основных этапов:

  1. Предполагаемая основа осуществления действий – является внутренним планом организации деятельности, основанный на умственной модели его выполнения, включающий представления о том, каким образом выполнять действия, а также способы проведения мониторинга результатов, качества, эффективности.

    Согласно концепции Гальперина и Талызиной, предполагаемая основа выполнения действий может быть дифференцирована по трем основаниям: доскональность, обстоятельность ориентировки, уровень обобщенности и мера развития самостоятельности.

    Каждому основанию соответствует три разновидности обучения:

    • Частное обучение с неполной ориентировкой. Предполагается постановка задачи, которую учащиеся должны выполнить, самостоятельно отыскав пути и способы ее выполнения. При этом типе обучения самостоятельность развивается в полной мере, но усвоение учебной программы идет медленными темпами с наличием множества недочетов и ошибок;
    • Частное обучение с полной ориентировкой. Предполагается проведение полного инструктажа по заданию, способах и вариантах осуществления действия. Это исключает развитие самостоятельности, но ускоряет темп усвоения материала и практически исключает ошибки;
    • Обобщенное обучение с полной ориентировкой. Предполагается освоение общих принципов деятельности, приемов реализации действий в конкретном направлении. Это в достаточной степени развивает самостоятельность и открывает возможности переноса, усвоенных навыков на иные разновидности деятельности и выполнение задач. Такой прием усвоения материала является отождествлением дедуктивного способа познания – от общего к частному.
  2. Выбор материальной базы осуществления действия. На этом этапе осуществляется отбор предметов, материалов, литературы, схем, которые будут отвечать предметной области изучения.

  3. Осуществление проговаривание учебной информации вслух. Проведение отдельных действий предполагает проговаривание – однократное или многократное, индивидуальное или коллективное.
  4. Внутреннее повторение материала. Производится внутреннее проговаривание учебного материала, нацеленное на его усвоение и сохранение.
  5. Осуществление полного перехода. Предполагается полное усвоение осуществления того или иного действия и доведения его до автоматизма. Проведение контроля за его выполнением сворачивается и автоматизируется. Необходимо достичь свободного выполнения действия.

Условия эффективной реализации технологии поэтапного формирования умственных действий

Замечание 1

Данная технология характеризуется высокой устойчивостью сохранения освоенных знаний и понятий, вариантов реализации действий, возможностью их применения в новых обстоятельствах и для решения новых задач.

Чтобы технология приносила должный положительный эффект необходимо соблюдать ряд условий ее выполнения:

  1. Развивать адекватную и целесообразную мотивацию действий учащихся.
  2. Формировать навыки осуществления верного действия, инструктировать способы его реализации и варианты выполнения.
  3. Складывать представления о желаемых качествах того или иного действия.
  4. Организовывать выполнение действий в необходимой форме, ориентируемой на должный познавательный эффект т.е. развивать умственное действие.

Чтобы сформировать представление о правильном выполнении того или иного действия разрабатывается специальная схема приблизительной основы действия. Такая схема являет собой алгоритм выполнения действия, включающий структуру материала, последовательность его выполнения.

Данная технология выполнения действия исключает реализацию индивидуального подхода в обучении, не учитывает активность и инициативность учащегося.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya_poetapnogo_formirovaniya_umstvennyh_deystviy_p_ya_galperin_n_f_talyzina/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: