Теория схемы у Джанет Келлер

Болезнь Келлера (1 и 2 ): причины, стадии, признаки и лечение

Теория схемы у Джанет Келлер

Болезнь Келлера I — остеохондропатия ладьевидной кости. Заболевание наблюдается у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Начало заболевания характеризуется хромотой, без определенной локализации боли, затем появляется болезненность и припухлость в области ладьевидной кости.

Болезнь Келлера II — остеохондропатия головок II—IV плюсневых костей. Наблюдается чаще, чем болезнь Келлера I. Причиной заболевания может явиться нагрузка и повторная травматизация во время ходьбы. Заболевают преимущественно девочки в возрасте 10—16 лет, у них наблюдаются хромота, припухлость и болезненность, иногда ограничение подвижности сустава.

Оба заболевания имеют общий механизм развития — асептический (без участия микроорганизмов) некроз (омертвение) участков костей стопы при нарушении их кровоснабжения. Причины, приводящие к нарушению кровообращения, на данный момент не установлены.

В последующем костная ткань медленно восстанавливается самостоятельно, но при отсутствии качественного лечения высока вероятность осложнений в виде необратимых деформаций стопы. Если лечение начали вовремя и пациент прошел весь курс, то сроки течения заболевания значительно сокращаются, происходит полное восстановление функций стоп без каких-либо необратимых последствий.

Дополнение

Разрушение в губчатой ткани костей происходят вследствие расстройства ее кровоснабжения – это хронический процесс, протекающий длительное время. Недостаток кислорода и питательных веществ приводит к разрушению костной ткани, потом развивается ее асептический некроз (некроз – омертвление, асептический – то есть без участия микробов).

Характерная особенность этой патологии – поэтапное разрушение кости при отсутствии воспаления с последующим ее восстановлением.

Данную патологию диагностируют преимущественно у маленьких детей и подростков. Болезнь Келлера 1 чаще выявляют у 3–7-летних мальчиков, болезнь второго вида – у 10–15-летних девочек. Возможно развитие патологии и у молодых людей 20–25 лет.

Симптомы заболевания отрицательно влияют на двигательную активность ребенка: боли при ходьбе и отечность стопы приводят к изменению походки, хромоте, невозможности бегать. Ситуация осложняется микропереломами в области поражения кости.

Подробнее…

Лечение проводит ортопед, именно к нему следует отвести ребенка при возникновении болезненных ощущений в районе стоп. Справиться с заболеванием не так сложно – нужно лишь терпение и внимательное отношение к своему ребенку. А врач проконтролирует весь процесс лечения и реабилитации, даст рекомендации, чтобы в дальнейшем минимизировать нагрузки на пораженные косточки.

Далее из статьи вы узнаете о причинах, стадиях течения, признаках, методах диагностики и этапах лечения этого заболевания.

Подробнее…

Точные причины, провоцирующие болезнь Келлера, врачи и ученые до сих пор не знают.

Большинство специалистов считают, что нарушение местного кровоснабжения – основной фактор, провоцирующий омертвление костей. А вот причин сбоя поступления крови к костной ткани множество:

  • врожденные особенности кровообращения стоп;
  • ношение тесной обуви;
  • различные травмы стоп;
  • приобретенные дефекты, к примеру плоскостопие (поперечное, продольное);
  • плохое состояние сосудов вследствие диабета;
  • эндокринные и метаболические нарушения (ожирение, гипотиреоз (это недостаток гормонов щитовидной железы)).

Благоприятствующим фактором может быть наследственная предрасположенность или артрит у ребенка.

Четыре стадии болезни Келлера

Для этого заболевания характерны 4 стадии поэтапного развития патологических изменений:

СтадияОписание происходящих изменений
1. Асептический некрозНа этой стадии гибнут костные балки, относящиеся к элементам структур кости. Происходит резкое снижение ее плотности, она уже не способна выдерживать прежние нагрузки.
2. Компрессионный переломОбразуются новые балки. Они пока недостаточно прочные, поэтому при обычных нагрузках на стопу ломаются, вклиниваясь друг в друга.
3. ФрагментацияСпецифические клетки – остеокласты – рассасывают переломанные и погибшие костные балки.
4. РепарацияСтруктура и форма кости постепенно восстанавливается. Процесс полноценной регенерации возможен только при восстановлении нормального кровоснабжения пораженной области кости.

Симптомы болезни Келлера 1

Этот вид болезни проявляется припухлостью ближе к внутреннему краю тыльной стороны стопы, обусловленной отеком тканей этой зоны.

При пальпации пораженная область болезненна, также боль ощущается при ходьбе или другой нагрузке на стопу. Ребенок быстро устает от ходьбы, перестает бегать, жалуется на боль в ноге.

Родители могут заметить, что он старается опираться на наружный край больной стопы, из-за чего страдает его походка.

Постоянный характер боли приобретают при прогрессировании процесса. Их интенсивность возрастает, они не проходят даже в покое после длительного отдыха.

Симптомы воспаления, такие как местное повышение температуры тела и покраснение кожи – отсутствуют.

Болезнь Келлера первого типа обычно поражает только одну стопу и не переходит на вторую.

Длительность этого вида болезни доходит до года, заканчивается полным исчезновением симптомов либо стойкой деформацией ладьевидной кости.

Симптомы болезни Келлера 2

Эта форма патологии чаще всего бывает двухсторонней. Начало процесса остается незамеченным. О развитии дегенерации костей свидетельствует возникновение слабых болезненных ощущений у основания 2 и 3 пальцев стоп.

Усиление боли происходит при пальпации области поражения и нагрузке на пальцы стопы, в покое она стихает. Причиняет боль вставание на цыпочки, ходьба босиком либо в обуви на тонкой подошве по бугристой поверхности.

При осмотре стоп можно заметить припухание в области II и III плюсневых костей. Признаков воспаления нет.

Постепенно характер и интенсивность болей меняются, она становится постоянной и сильной, не прекращается в покое.

При осмотре врач отмечает ограничение движений в суставах фаланг пальцев, сформированных плюсневыми костями, а также укорочение пальцев, в основании которых произошел некроз трубчатой костной ткани.

В отличие от первого вида, болезнь Келлера 2 длится в 2–3 раза дольше, протекая в среднем 2–3 года. Бывают случаи семейного поражения костей стоп.

Диагностика

Подробнее…

Диагноз врач устанавливает по результатам визуального осмотра и данным рентгенограммы стоп. По характерным изменениям на рентгеновских снимках ортопед определяет вид и стадию заболевания.

  • При первой стадии болезни Келлера I рентгенологически визуализируется остеопороз ладьевидной кости, возникший вследствие некротического разрушения ее губчатого вещества.
  • На снимках, сделанных позже, заметно уплотнение и сплющивание этой кости с различимыми точками окостенения.
  • На еще более поздних снимках определяется распад кости на отдельные фрагменты (дефрагментация), вследствие прогрессирования некроза. Заметны признаки перелома.

При болезни Келлера II рентгенологические признаки некротического разрушения такие же, только локализуются в головках плюсневых костей пальцев стоп.

Рентгенологические изменения:

  • I стадии могут отсутствовать.
  • Во II стадии (импрессионного перелома) головка плюсневой кости теряет свою правильную шаровидную или овоидную форму и уплощается, длина ее уменьшается в 2-3 раза, приводя к укорочению соответствующего пальца.
  • В III стадии происходит выраженное расширение суставной щели, секвестрация головки с образованием нескольких фрагментов
  • IV (репарации) — резорбция некротизированной кости с ремодуляцией головки, приобретающей блюдцеобразную форму.
  • V стадия характеризуется развитием вторичного остеоартроза пораженного сустава.

Методы лечения

Лечение болезни Келлера обоих видов проходит по однотипной схеме.

Методы леченияПодробности
Иммобилизация больной стопыПолностью разгрузить стопу помогает наложение гипсовой повязки в виде сапожка, носить которую нужно 1 месяц, иногда дольше
Лекарственная терапияПрием ненаркотических анальгетиков для снятия болей
Лекарства, активирующие кальциевый обмен
Препараты, улучшающие периферическое кровообращение
Один из витаминно-минеральных комплексов
ФизиолечениеПосле удаления гипсовой повязки назначают массаж стоп и физиопроцедуры – грязелечение, магнитотерапию, ножные ванны, рефлексотерапию, ионофорез, электрофорез
ЛФКСпециально подобранные врачом лечебной физкультуры упражнения помогают разработать стопу после долгой иммобилизации и восстановить ее функциональность
Хирургическое лечениеПри неэффективности консервативного лечения показана реваскуляризирующая остеоперфорация – создание хирургическим путем отверстий в кости для улучшения артериального кровотока. За счет них ткани кости в обход пораженных сосудов лучше снабжаются кровью.

К восстановительному периоду после снятия гипса или перенесенной операции стоит отнестись с особой серьезностью.

Важно ограничить двигательную активность ребенка: отказаться от прыжков, бега и любых активных игр.

Подобрать для него ортопедическую обувь, при ношении которой стопы сохранят анатомически правильную форму (специальные стельки уменьшат давление на пораженные некрозом кости).

В итоге питание и регенерация поврежденных тканей будет происходить быстрее.

Резюме

Хотя болезнь Келлера протекает на протяжении многих месяцев и иногда с минимальными проявлениями, но лечение нужно начинать при появлении ее первых признаков.

Это поможет избежать серьезных осложнений в виде контрактуры суставов, развития остеоартроза, усугубления плоскостопия, формирования необратимой деформации стопы вследствие перелома ладьевидной кости или ее разрушения.

Предотвратить появление болезни Келлера поможет покупка комфортной обуви подходящего размера, своевременное лечение плоскостопия и патологий эндокринной системы, избегание травм.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Источник: https://doclvs.ru/medpop/keller.php

Биография Хелен Адамс Келлер, о таких людях нужно знать

Теория схемы у Джанет Келлер
seriy_kot777 

 Что испытывает человек, внезапно ослепнув и оказавшись в полной темноте? Панику, страх, ужас, отчаянье.

А если его лишить еще и возможности слышать?

Слишком трагично для начала?

Как раз именно это и произошло с Хелен. Ее биография расскажет как она смогла перенести случившееся и не впасть в отчаяние. И как ни смотря на все эти трудности она стала выдающимся писателем  и получила из рук президента США 

одну из двух наивысших гражданских наград – Президентскую Медаль Свободы.

Детство

Хелен Келлер родилась 27 июня 1880 г. в городке Таскамбия в имении Айви Грин, штат Алабама. Ее отец был редактором местной газеты, ветераном гражданской войны со стороны южан.

Хелен родилась совершенно здоровой девочкой, но после тяжелой болезни, которую она перенесла в полтора года, она навсегда ослепла и оглохла.

Очень скоро девочка стала неуправляемой, и родители серьезно задумались над тем, чтобы здать ее в специальное заведение. Но избежать этой участи девочке помогло невероятное стечение обстоятельств.

Из “Американских заметок” Чарльза Диккенса мать Хелен узнала об успехах, которых добились педагоги в реабилитации слепоглухонемой девочки Лоры Бриджман. Хелен повезли в Балтимор, чтобы показать специалисту, который подтвердил, что на восстановление зрения и слуха рассчитывать не приходится, но порекомендовал обратится к местному специалисту Александру Грэм Беллу.

Изобретатель телефона Грэм Белл страдал расстройством слуха, а позднее совсем оглох, поэтому он посвятил всю свою жизнь помощи глухим детям. По рекомендации Бэла родители Хелен написали Майклу Анагносу, директору института по проблемам слепых. Таким образом, у слепоглухонемой девочки появилась няня по имени Энн Саливан.

В детстве Энн Салливан почти лишилась зрения и воспитывалась в приюте для бедных. В институте Анагноса ей сделали две операции, она получила образование и стала педагогом. Энн Саливан внесла колоссальный вклад в развитие Эллен Келлер. Их связь длилась сорок девять лет.

До семи лет Элен жила почти без контакта с внешним миром и порядком одичала, поэтому главной задачей новой няни стало войти к ней в доверие.

Энн стала обучать девочку тактильному алфавиту, рисуя на ее ладони буквы и составляя из них слова. Хелен довольно быстро обучалась, но была одна довольно серьезная проблема: она не могла связать слова с предметами внешнего мира.

В апреле 1887 году произошло чудо, которое легло в основу пьесы Уильма Гибсона “Сотворившая чудо” и одноименного фильма. На прогулке у водозаборной колонки Хелен поняла связь между водой и обозначающим ее словом.

За последующие несколько часов она изучила еще тридцать слов.

Можно считать, что в этот день она родилась заново, но не в привычном нам мире, состоящем из красок и звуков, а в мире букв и слов, которые обрели реальную “живую” наполненность.

Хелен одолевала жажда знаний. Она научилась читать книги для слепых, пользоваться печатной машинкой, чтобы выражать свои мысли. Затем она научилась кататься на пони и плавать.

С детства Хелен писала письма, которые передают нам сегодня интеллектуальную и духовную эволюцию ее личности.

К восемнадцати годам девушка овладела латынью, греческим, французским и немецким языками.

Долгое время изучая на ощупь артикуляцию собеседников, Хелен пыталась научиться говорить. Ей удалось добиться некоего подобия членораздельной речи, которую, к сожалению, могли понимать только близкие люди. Касаясь пальцами губ собеседников, она научилась понимать их речь. По признанию самой Хелен, слова постепенно обрели для нее материальные очертания.

Образование

В 1888 Хелен начала заниматься в школе Перкинса для слепых, а в 1894 г. вместе с Энн она переехала в Нью-Йорк, где стала посещать школу Райта-Хьюмасона для глухих.

В 1898 Хелен и Энн вернулись в Массачусетс. Там девушка поступила в Кембриджскую школу для девушек. В 1900 г. она получила разрешение на поступление в Колледж Рэдклифф.

По просьбе Марка Твена Генри Роджерс и его жена проплатили обучение Элен одном из самых престижных учебных заведений. Затем долгие годы они поддерживали ее помесячной стипендией. В 1904 в возрасте 24 лет Келлер закончила Рэдклифф с отличием.

Так она стала первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование.

На долю Хелен Келлер выпали испытания немыслимой сложности. Но при этом, не обладая даром речи и слуха, она все же имела уникальную способность заражать жаждой жизни и творчества других людей. К Хелен тянулись даже такие знаменитости, как Марк Твен.

Камикадзэ-го  — собака Хелен.

В июле 1937 Хелен Келлер посетила префектуру Акита для того, чтобы узнать о  Хатико — знаменитой собаке породы акита-ину, или большая японская собака, умершей в 1935.

Она сообщила местным жителям, что хотела бы завести собаку этой породы. Через месяц ей подарили собаку по кличке Камикадзэ-го.

Собака вскоре умерла от чумки, после чего в июле 1939 японское правительство подарило Хелен её старшего брата — Кэндзан-го.

Считается, что именно Келлер познакомила Америку с акита-ину через Камикадзэ-го и Кэндзан-го. В 1938 был утверждён стандарт породы, и проведены несколько выставок акита-ину, прервавшихся с началом Второй мировой войны.

В «Дневнике Акиты» Келлер написала:

«Если существовал когда-либо ангел в шкуре, то это был Камикадзэ. Я знаю, что никогда не буду испытывать такую же нежность к никакому другому питомцу. Этот акита обладал всеми качествами, которые привлекают меня: кротость, общительность и надёжность».

Сейчас эта порода также известна под названием «американская акита».

Произведения

Несмотря на то, что Келлер не могла писать самостоятельно, она является автором семи книг. Одна из них — автобиографическая повесть «История моей жизни» («Story of my life»), в 2003 году издана на русском языке.

Награды

14 сентября 1964 года Президент США Линдон Джонсон наградил Хелен Келлер Президенской медалью Свободы, одной из двух наивысших гражданских наград США.

Смерть

Хелен Келлер скончалась во сне 1 июня 1968, не дожив 26 дней до своего 88-летия.

Панихида по ней прошла в вашингтонском Национальном Соборе. Урна с ее прахом установлена в стене того же собора.

Афоризмы  Хелен Келлер.

Жизнь — это волнующее приключение, и самая прекрасная жизнь — это жизнь, прожитая для других людей.

Смотреть и не уметь видеть истину — хуже, чем быть слепым.

Лучшие и прекраснейшие вещи в мире нельзя увидеть, к ним нельзя даже прикоснуться. Их надо чувствовать сердцем.

До тех пор пока мы не привыкнем обращаться к Библии не только в минуты несчастья, но и в светлые мгновения, мы не обретем полного понимания истины

Ещё ни один пессимист не проник в тайны звезд, не открыл неизвестную землю и не распахнул перед человеческим духом новые небеса.

Многие имеют неправильное представление о настоящем счастье. Оно состоит не в потакании своим прихотям, а в преданности достойной цели.

Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них — равнодушия.

Создать общество, в котором каждый заботиться об общем благе, невозможно до тех пор, пока мы не откажемся от привычки брать, ничего не отдавая взамен. 

|

seriy_kot777Бразильская фотохудожница Ванесса Дуалиб (Vanessa Dualib) стала автором масштабного проекта под названием «Игры с едой», в котором она попыталась наделить овощи и фрукты второй жизнью. Объединенные добрым юмором и хорошим настроением, фотоработы Ванессы пользуются популярностью у зрителей. Известные издания публикуют их на своих страницах, многочисленные вернисажи стремятся заполучить их в свои экспозиции, а любители позитива приобретают их в свои частные коллекции.

Источник: https://seriy-kot777.livejournal.com/2144.html

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Теория схемы у Джанет Келлер

страница

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/geshtaltpsihologiya-m-vertgejmer-k-koffka-v-keller-k-levin/

Как жить по-настоящему: Советы от Хелен Келлер

Теория схемы у Джанет Келлер

Хелен Келлер – знаменитая американская писательница, путешественница, лектор. Она родилась в конце XIX века. В полтора года потеряла слух и зрение, но это не помешало ей получить высшее образование и стать активным общественным деятелем.

Хелен Келлер написала много автобиографических книг о своем домашнем обучении, университетских годах и моментах социализации со зрячим и слышащим обществом.

Своим опытом она доказала: для человека нет ничего невозможного.

Люди и сегодня пользуются ее советами. Вот несколько принципов Хелен Келлер, которые вдохновят вас жить по-настоящему.

Следуйте за своими мечтами

«Жизнь – это либо дерзкое приключение, либо ничего. Безопасность – лишь фикция, которой не существует в природе. Невозможно предотвратить все опасные моменты, которые вас предостерегают. Поэтому желание себя обезопасить в некоторых случаях даже опаснее, чем явные экстремальные ситуации».

Все люди мечтают. Но далеко не каждый воплощает свои мечты в реальность – для этого необходимо постоянно выходить из зоны комфорта. Многих это пугает. Ведь безопасная жизнь ассоциируется прежде всего со стабильностью, предсказуемостью.

Но как бы мы ни стремились к размеренной жизни без неожиданностей, события время от времени выходят из-под контроля. Вот почему Хелен Келлер считала безопасность мифом и призывала не отказываться от своих целей ради иллюзии стабильности.

Успеха и признания добиваются только те люди, которые следуют этому принципу. Ее собственная жизнь подтверждает это.

Смотрите вперед

«Нет ничего хуже, чем смотреть, но не видеть».

Речь не о хорошем зрении, а об умении просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед.

Каждый лидер – провидец. Он строит долгосрочные планы. Знает, какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь нужного результата и ведет за собой остальных.

Навык предвидеть будущее не дается от рождения – его нужно развивать. Но он необходим каждому, кто хочет воплотить свои мечты в реальность.

Нет ничего невозможного

«Мы можем все что угодно, если будем стараться из раза в раз и не ослабим хватку».

Этот принцип лишний раз подтверждает: каждый человек может достигнуть чего угодно. Главное – сконцентрироваться на своей цели, двигаться к ней шаг за шагом. И не останавливаться, пока не доберешься до точки назначения.

Обычно, если что-то не получается, мы бросаем на полпути. Об этом и говорила Хелен Келлер. Ей самой очень нелегко было учиться, ведь она воспринимала мир только через тактильные ощущения. Но несмотря на это, уже к 18 годам Хелен читала не только на английском, но и на французском, немецком, греческом и латыни.

Концентрируйтесь на позитиве

«Мир полон страданий, но также полон преодолений».

Можно концентрироваться на негативных вещах – многие так и поступают. Но такой подход не делает человека счастливым.

Хелен Келлер, лишенная зрения и слуха, заражала оптимизмом и позитивом окружающих. Она не принимала жалости и считала, что на свете много людей, которым гораздо хуже, чем ей. Рядом с Хелен здоровым людям становилось стыдно за свой пессимизм, и они переосмысливали отношение к жизни.

Победители тянутся к победителям

«Пока одни говорят о невозможном, другие достигают целей».

Пессимисты – это люди с отрицательной энергетикой. Они похожи на вампиров, поскольку своим негативом поглощают чужие эмоциональные ресурсы. Проигравшие всегда пророчат неудачу и провалы.

Невозможно достичь высот в компании людей, которые упиваются своими неудачами. Вместо этого лучше окружать себя оптимистами, которые уверены, что невозможное возможно.

Смысл жизни внутри нас

«Все, что я ищу, уже есть внутри меня».

Многие люди тратят годы на поиски смысла жизни. Однако все, что необходимо для счастья, находится в нас самих.

Смысл жизни Хелен видела в помощи людям. Она активно интересовалась разными сферами, общалась с известными людьми своего времени, боролась за права инвалидов, много путешествовала и даже снималась в фильмах. Она учила жить вопреки всему и находить мотивацию внутри себя.

Ставьте высокие цели

«Нельзя соглашаться ползти, когда испытываешь желание парить».

Многие не верят в свой успех по разным причинам — из-за неудачных попыток или мнения других людей. Но Хелен Келлер была убеждена: нельзя отказываться от своих высоких целей и довольствоваться малым в угоду обстоятельствам и окружению.

Это не просто красивые слова. Мир не увидел бы легендарного футболиста Пеле, знаменитого режиссера Стивена Спилберга, выдающуюся актрису Фаину Раневскую, гениального мультипликатора Уолта Диснея и других известных людей, если бы они сдались на пути к цели. Каждый из них боролся с обстоятельствами и шел против мнения окружающих.

Подведем итоги

Хелен Келлер – уникальная женщина, которая помогла многим людям найти себя и свое место в жизни. Ее советы наполнены мудростью, любовью к человечеству и желанием помочь.

Высказывания Хелен помогут осознать, что нельзя откладывать жизнь на потом. Наше существование коротко, а потому жить по-настоящему нужно здесь и сейчас.

Материал подготовил: Александр Сергеев
Фотографии: Взяты из открытых источников

Жизнь без сожалений
Как изменить жизнь в лучшую сторону?
Как прожить долго: Девять советов 105-летнего врача
«До и После» макияжа
20 цитат о спорте и мотивации

Источник: https://relife.blog/kak-zhit-po-nastoyashchemu/

Гештальтпсихология мышления, инсайт, эксперименты Келлера

Теория схемы у Джанет Келлер

Гештальтпсихология основана на процессах восприятия, однако это направление имеет свою значимость и в других сферах нашей психической жизни, а в частности в мышлении. При этом гештальтпсихология встает в оппозицию как к ассоцианистской, так и к вюрцбургской школе.

Что такое гештальт?

Гештальтпсихология в качестве объяснительного принципа вводит понятие «гештальта» — целостности.

Таким образом, если остальные направления пытаются расчленить психическую жизнь человека и поделить ее на элементы, то здесь идет речь о целостном восприятии мира.

Все психические процессы в гештальтпсихологии протекают вместе, а в психике присутствует целостная структура, которая и называется гештальтом.

Например, смотря видеоролик, человек воспринимает картинку и звук как единое целое. При этом он не раскладывает звуковой ряд на отдельные звуки, а видеоряд — на набор цветов и ощущений.

Кроме того, люди не способны воспринимать написанные слова в отрыве от их значений и легко поддаются оптическим иллюзиям.

Это связано с тем, что человеческий мозг стремится познать целостность – создать гештальт.

Любая проблемная ситуация также предстает перед нами как гештальт – целостная структура со своими элементами и связями между ними. Мышление осуществляется за счет последовательного перехода от одной такой структуры к другой.

С помощью ряда таких переходов происходит преобразование структуры, что в конечном итоге приводит к решению проблемы. Проще говоря, решение находится тогда, когда человек смотрит на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения.

Эксперименты Келлера

Такое мышление было наглядно продемонстрировано в экспериментах В. Келлера [1]. Он решил доказать, что даже животные способны мыслить, а не просто действовать на основании инстинктов. Для эксперимента ученый взял человекообразных обезьян и предложил им двухфазные задачи (задачи с обходным путем).

Например, чтобы достать банан, обезьяне недостаточно было дотянуться до него рукой. Необходимо было подставить ящик, залезть на него и только потом взять банан. В другой задачке ей нужно было соединить две палки в одну, чтобы дотянуться до банана.

Или обезьяне можно было использовать только одну палку, но так, чтобы вытолкнуть банан через боковую стенку ящика, а не притянуть его к себе. Все подобные задачи представляли собой достаточно сложные последовательности из двух этапов, которые сложно решить простым методом проб и ошибок. Но обезьяны справлялись.

Сначала они делали различные неудачные попытки, потом садились и думали. А после решали задачу и доставали банан.

Инсайт

Процесс решения задачи Келлер назвал инсайтом. Он предполагает, что в определенный момент у обезьяны в голове зарождается совершенно новое понимание проблемы. И это происходит не постепенно, а мгновенно, за счет реструктуризации ситуации. Однако у обезьян есть ограничения в мышлении.

Ведь в гештальтпсихологии мышление понимается как реструктуризация наглядной ситуации. И действительно, обезьяна способна мыслить и решать проблему только тогда, когда ситуация для нее наглядна. То есть обезьяне необходимо видеть одновременно и ящик, и банан, и палку, чтобы решить задачу.

И если положить палку недалеко от банана, но так, чтобы она не могла видеть их одновременно, то она не сможет решить задачу. Это связано с ограничением оперативной памяти у животных и небольшим размером их префронтальной коры.

Так как у нас оперативной памяти намного больше, то мы можем удерживать в сознании больше объектов, и нам не обязательно видеть их перед собой.

Таким образом, мышление в гештальтпсихологии понимается как последовательная смена гештальтов путем инсайта. Нахождение решения для определенной задачи достигается благодаря преобразованию структуры гештальта, в результате чего приходит новое понимание проблемной ситуации – инсайт.

Литература:

  • 1. Келер. В Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.235-249.
  • 2. Фирсов Л.А., Чиженков А.М.

    , Эволюция Интеллекта, СПб, «Астер-X», 2004 г., с.79-81.

  • 3. Когнитивная психология мышления. Гештальтпсихология мышления, инсайт и эксперименты Келера — https://www..

    com/watch?v=Pa8_uOWWy7Y

Голякова Дарья, журналист

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/690-gestalt-psychology-of-thinking-insight-keller-s-experiments

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: