Транспортная индустрия: спрос на водителей стабилен

Содержание
  1. Что происходит на рынке грузоперевозок в России | Rusbase
  2. Причины проблем в отрасли
  3. По региональным округам
  4. Выводы
  5. Мировые ИТ-тренды в российской транспортной отрасли. Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2020
  6. Мировые тренды в России
  7. Логистика для всех
  8. Какие технологии изменят рынок грузоперевозок в 2020 году? — Транспорт на vc.ru
  9. Цифровизация
  10. Консолидация рынка
  11. Шанс для небольших игроков
  12. Новая реальность
  13. Состояние рынка грузоперевозок в России в 2020 году — как повлияли на него АвтоТрансИнфо и другие сервисы
  14. Что происходит на рынке сейчас
  15. Без поддержки государства
  16. Кто же в плюсе – частники или компании?
  17. Анализ рынка автомобильных грузоперевозок в новых экономических условиях: 3 прогноза влияния пандемии коронавируса на отрасль
  18. Как рынок грузоперевозок проходил предыдущие кризисы
  19. Влияние ограничений, введенных в связи с распространением коронавируса, на отрасль грузоперевозок в России
  20. Меры поддержки отрасли автомобильных грузоперевозок
  21. Прогноз развития отрасли автомобильных грузоперевозок в России на ближайшую перспективу

Что происходит на рынке грузоперевозок в России | Rusbase

Транспортная индустрия: спрос на водителей стабилен

Рынок грузоперевозок: что волнует участников и заинтересованных лиц? С какими трудностями сталкиваются участники в борьбе за долю на рынке и какова реальная работа системы «Платон»? Рассмотрим проблему, опираясь на проведенные маркетинговые исследования российского рынка автомобильных грузоперевозок.

Рассказывает Аскер Аскеров, генеральный директор аналитической консалтинговой компании «Вершина».

Что происходит на рынке грузоперевозок в России Аскер Аскеров

Сегодня глобальная напряженность в экономике негативно проявляется во всех сферах бизнеса, в том числе и в грузоперевозках.

В структуре рынка грузоперевозок России традиционно выделяют пять каналов транспортировки:

  • автомобильный;
  • железнодорожный
  • водный;
  • воздушный;
  • трубопроводный.

Логично исключить из анализа два крайних канала, поскольку авиация в транспортировке грузов задействуется редко (ее доля не превышает 0,1% от общего объёма рынка), а загрузка трубопровода, наоборот, перекрывает другие каналы транспортировки и, к тому же, подконтрольна государству.

Структура рынка грузоперевозок РФ в 2015 г., %

Стоит отметить, что в данной структуре грузооборот исчисляется в целом (учитываются и внутренние, и международные перевозки).

Более 47% всех перевозок на рынке приходится на автомобильный и железнодорожный транспорт. При этом около 4% от общего объёма грузов перевозят по автодорогам. В последние годы этот показатель падает за счет:

  • увеличения налогов;
  • трудностей, с которыми сталкиваются компании, желающие обновить свои автопарки;
  • высоких цен на услуги дальнобойщиков – водителей категории Е не так много, требуемое вознаграждение за работу только растет.

Тем не менее колесный транспорт прочно удерживает лидирующие позиции в сегменте грузоперевозок.

Данные за 2014-2015 годы показывают, что доля использования железнодорожных составов увеличилась как при доставке негабарита, так и при выполнении обычных грузовых перевозок. Это объясняется рядом факторов:

  1.   Выгодной тарификацией при международных перевозках;
  2.   Низкой стоимостью транспортировки 1 тонны груза на 1 км;
  3.   Частым использованием мультимодальных схем транспортировки.

Доля водного транспорта в грузоперевозках – меньше 2%. В большинстве случаев он задействован во внешнеэкономической деятельности, когда перевозки осуществляются по морю.

За период с 2012 по 2015 годы наблюдалось небольшое, но стабильное увеличение объемов внутренних грузоперевозок – примерно на 3% ежегодно. Неудивительно, что из-за этого железные дороги оказались в центре внимания.

В силу традиционно больших расстояний между отправителем и получателем, чаще всего в перевозках используется именно железнодорожный транспорт – к примеру, в горнодобывающем и перерабатывающем секторах, тяжелом машиностроении и других отраслях промышленности.

Однако использование железнодорожного транспорта не всегда возможно, и основной движущей силой развития рынка грузоперевозок становятся автомобили. Несмотря на недостаточно развитую автодорожную инфраструктуру, причин для развития рынка автотранспорта несколько:

  • возможность точечной доставки по конкретному адресу;
  • оперативное выполнение задачи;
  • сохранность груза.

Прибыли 2015 года не спешили радовать нас высокими показателями. По итогам первых двух месяцев прошедшего года наблюдалась неприятная тенденция: автомобильный транспорт России стал отраслью экономики, в которой сальдо прибылей и убытков оказалось отрицательным – порядка 7,3 млрд рублей! Неудивительно, что количество прибыльных транспортных компаний стремительно сокращается.

Динамика объема грузоперевозок в 2014-2015 гг.

Спад по итогам 2015 г. по грузообороту – на уровне, чуть превышающем 6%, а по объемам перевозок грузов всеми видами коммерческого автотранспорта – 7,3% по сравнению с 2014 г. Несмотря на спад натуральных показателей, объем рынка автомобильных грузоперевозок в 2015 г. в стоимостном выражении остался практически на том же уровне – 0,4% по сравнению с 2014 г.

Причины проблем в отрасли

Что же послужило упадком бывшей прибыльной отрасли за короткий временной промежуток? Рассмотрим вопрос подробнее.

Первой, и основной, причиной катастрофического падения рынка грузоперевозок можно назвать санкции.

Конечно, сейчас каждый, претерпевающий убытки в развитии бизнеса, готов клеймить запрет на ввоз в Россию продовольствия из Европейского Союза и США.

Но посудите сами: за уже выполненные заказы на импорт продовольственных и промышленных товаров большинство перевозчиков не получили обещанных гонораров, когда вступили в силу запреты на перевозку продукции, сообщает ГК «Балтика-Транс».

Одновременно резко возросли риски неплатежеспособности со стороны заказчиков перевозок.

Пока рубль переживает глубокий кризис, заказчикам не хватает собственных денежных средств, а отсрочки по платежам перевозчикам только растут.

60 дней отсрочки оплаты уже не предел, и некоторые клиенты просят ожидания до 90 дней, в частности это экспедиторские компании, выступающие посредниками между грузоотправителями и перевозчиками.

Ситуация усугубляется тем, что вывозить из России автоперевозчикам, по факту, оказалось нечего. Экспортные товары вывозятся крупными партиями, обычно по железной дороге – как, например, руда, лес, зерно и металлы, или же по трубам, как углеводороды (газ, нефть).

По региональным округам

Более подробно ситуацию на рынке рассмотрим в региональном аспекте.

Лидерами по объему грузоперевозок автомобильным транспортом в 2014-2015 гг. в натуральном выражении являются ЦФО, СФО, ПФО и УФО.

Структура рынка грузоперевозок по ФО, в млн тонн

Наихудшую динамику по объему автомобильных грузоперевозок в натуральном выражении в 2015 г. – по сравнению с 2014 г. – показал СФО (–18,6%), меньше всех сократился ДФО (–1,1%). Данных по КФО в 2014 году нет, поэтому динамика по округу не представлена.

Динамика рынка грузоперевозок по ФО, % 

По итогам 2015 г. произошла смена лидера по объему автомобильных грузоперевозок в натуральном выражении: на первое место вышел ЦФО (+0,8%), сместив СФО на второе место (–2,5%).

Лидеры рынка грузоперевозок по ФО, %

Выводы

Серьезным ударом для рынка грузоперевозок стали санкции, которые привели к резкому сокращению объема международных грузоперевозок. Несмотря на общие тенденции спада рынка, серьезные перспективы открываются для внутренних грузоперевозок.

Территория России огромна, поэтому грузоперевозки исторически стали стратегически важным сегментом экономики. Внутренние перевозки могут сыграть огромную роль в восстановлении рынка.

У нас в стране это традиционно ж/д и автотранспорт. Участники рынка активно развивают направления юга и дальнего востока.

Одним из ключевых драйверов рынка грузоперевозок является, в том числе, и протяженность, и качество дорог.

При условии нивелирования коррупции в стране и целевого использования средств, новый сбор за пользование федеральными трассами (в народе – «Платон») может сыграть ключевую роль в развитии дорожной инфраструктуры.

Об отношении участников рынка к системе «Платон» и новому сбору более подробно поговорим во второй части статьи.

Графики построены на основе данных маркетингового исследования рынка грузоперевозок АКК «Вершина».

Материалы по теме:

6 сервисов для транспортных перевозок

Какие технологии нужны в логистике?

Какие выводы я сделал за 7 лет в бизнесе

Грузоперевозки – это полный хаос!

5 поводов открыть бизнес в сфере курьерской доставки для e-commerce

по теме:

Фото на обложке: Shutterstock.

Источник: https://rb.ru/opinion/gruz/

Мировые ИТ-тренды в российской транспортной отрасли. Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2020

Транспортная индустрия: спрос на водителей стабилен

Российский рынок ИТ на транспорте ступил на путь консолидации. Одна из причин — выход на него крупных игроков-монополистов, в частности из банковского и ИТ-сектора, таких как Сбербанк и «Яндекс». «Фокус таких игроков на логистическую отрасль подчеркивает растущее значение ИТ в области доставки грузов», — отмечает Сергей Барыкин, генеральный директор BIA Technologies.

В российской транспортной отрасли давно автоматизированы основные производственные и финансовые бизнес-процессы.

Трансформация на сегодня заключается больше в обеспечении интеграции систем разных производителей, обеспечении сквозных бизнес-процессов, использовании средств онлайн-мониторинга производственных процессов с точки зрения оперативного контроля от верхнеуровневых показателей до детальных, включая отображение видеопотока с производственных участков, продолжает Дмитрий Буленков, вице-президент по продажам и маркетингу группы компаний «Рамакс».

Мировые тренды в России

Мировой тренд развития цифровизации на транспорте — создание цифровых платформ. Такие решения уже есть у General Electric (Predix), Siemens (Mindsphere), MAN (Rio), Airbus (Skywise), Boeing (Analytics) и ряда других компаний.

Эти платформы обеспечивают сбор и обработку данных, аналитику для оценки состояния транспорта и оптимизации управления им. Создатели платформ обещают снижение затрат на ремонт и рост коэффициента загрузки транспортных средств на 10–20%, а также сокращение затрат топлива на 5–10%.

Более того, производители транспорта постепенно переходят на сервисную модель, предлагая не просто оборудование, а целый пакет услуг.

Пример — Train-as-a-Service от Hitachi с целым пакетом цифровых услуг по мониторингу состояния и удаленному управлению транспортными средствами (M2M analytics, Bi-modal trains, Self-diagnosing trains ит.д.).

Оценка уровня зрелости ИТ-решений

Источник: PwC, 2019

По пути перехода на цифровые платформы пошел «Аэрофлот»: в компании внедрены интегрированная система управления предприятием SAP ERP, биллинг Lufthansa Systems, бронирование Sabre, система поддержания летной годности и технического обслуживания и ремонта воздушных судов AMOS швейцарской компании Swiss-AS. По уровню цифровизации компания занимает 4 место в мире. По словам Виталия Савельева, генерального директора «Аэрофлот», экономический эффект от больших данных за год составляет ₽3,5 млрд, интернет вещей обеспечивает ускорение на 10% оборачиваемости воздушных судов. AMOS позволяет существенно сократить расходы на техническое обслуживание самолетов, увидеть реальную картину состояния летной годности, технического обслуживания и ремонта воздушных судов. А развитие онлайн–сервисов приносит компании ₽220 млрд в год.

По словам Дмитрия Буленкова, самое тяжелое в цифровой трансформации — формализация и создание детальных цифровых стандартов взаимодействия разных игроков рынка.

«Например, сообщения об аэронавигационных изменениях и событиях хотя и передаются в электронном виде, но слабо систематизированы, что приводит к необходимости ручной обработки, — говорит он.

— Соответственно, с одной стороны, ведется проект ICAO по расширению этого формата, а с другой стороны, авиакомпании пытаются подключить средства машинного обучения для категоризации таких сообщений».

Еще один тренд — автономный транспорт. Первые кейсы уже появились в области складской логистики и на производственных предприятиях.

«Сейчас в проработке интересный проект по подземному транспорту на «ЕвразРуде», надеюсь, мы его запустим, — рассказывает Артем Натрусов, вице-президент по информационным технологиям «Евраза».

— Это рудная шахта, там идут взрывные работы, а потом происходит отгрузка с помощью подъемно-доставочных машин – это низкие машины на больших колесах с ковшом, которые перегружают руду, образовавшуюся после взрыва. И эти машины можно автоматизировать».

Появляются беспилотники и на улицах, например, в Москве и Казани. Правда, пока без людей и в тестовом режиме. Но это вопрос времени. Беспилотники могут использоваться для доставки посылок как по суше, так и по воздуху.

«Еще много вопросов предстоит решить, но российское правительство начало оказывать поддержку инновационным проектам и технологиям, — говорит Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем ИТ-компании «КРОК».

— Например, с 1 июля вступает в силу 163-ФЗ, а это может стать драйвером скорых перемен для проектов с применением искусственного интеллекта».

Важное направление — создание цифровых двойников как транспортных средств, так и более сложных систем, например, железнодорожной сети.

Именно в этом направлении движутся «Российские железные дороги», где в рамках проекта «Цифровая железная дорога» создан центр обработки и анализа данных, отвечающий за диагностику и сервисное обслуживание поездов «Ласточка».

О разработке цифровой технологической платформы «Доверенная среда локомотивного комплекса» рассказывают в ВНИИЖТ.

Ее основное назначение — обеспечить сбор, хранение и анализ данных о функционировании локомотивного комплекса и бортовых систем диагностики локомотивов и предоставить всем участникам локомотивного комплекса — сервисным компаниям, ремонтным заводам, заводам-изготовителям и поставщикам оборудования для локомотивов — равный доступ к данным о работе локомотивов.

Кроме того, на основе собираемых данных о локомотивах в течение всего их жизненного цикла будут сформированы «цифровые двойники локомотивов», на основе машинного обучения построены интеллектуальные модели, позволяющие осуществлять эксплуатацию, обслуживание и ремонт тягового подвижного состава по показателям предиктивной диагностики, говорит Олег Харин, директор Центра технологических информационных систем ВНИИЖТ.

Набирают популярность иммерсивные технологии. В 2019 г. в РЖД началась разработка собственного тренажера виртуальной реальности для обучения по программе охраны труда электромонтеров контактной сети с использованием цифровых двойников. Тренажер состоит из шлема и контроллеров виртуальной реальности.

Он позволяет моделировать трехмерную виртуальную реальность с эффектом полного погружения в технологическую среду. В целом, по словам Евгения Чаркина, директора РЖД по ИТ, эффект от цифровизации компании к 2025 г.

составит ₽153 млрд, а косвенный эффект для экономики всей страны — ₽400 млрд.

Общий тренд, который затрагивает в том числе и транспортную сферу, — развитие нейронных сетей, искусственного интеллекта и машинного анализа. Это позволяет автоматизировать процессы, которые еще недавно выполнял человек. Например, анализировать видеоизображения, находить потенциально опасные объекты.

Сегодня востребованы технологии видеоаналитики для контроля степени усталости водителей и их поведения за рулем (прием пищи, курение), применения ремня безопасности, использования мобильного телефона. Таксопарки внедряют решения по контролю количества пассажиров в салоне такси, личности водителя, следят, чтобы не было переработок.

На рынке уже есть встроенные системы алкотестирования на борту транспортного средства. «Автоматизация позволяет значительную часть аналитической работы переложить на компьютер. Человек по-прежнему несет нагрузку по принятию решений, но на некоторых уровнях уже и этот этап тоже отдается машинам.

Поэтому автоматическое принятие решений тоже можно назвать трендом, который будет развиваться в ближайшее время», — продолжает Сергей Пауков.

Не менее успешно развивается транспортная телематика. Рынок транспорта достаточно насыщен устройствами мониторинга, что стало фундаментом для проектирования и внедрения технологий второго уровня.

Активно растущими и востребованными технологиями являются страховая телематика, сбор и анализ профилей вождения, решения, направленные на контроль соблюдения не только маршрута, но и графика движения, системы управления автопарком.

Накопленные данные и статистика открывают возможности для роста применения технологий обработки больших данных и искусственного интеллекта. Они решают задачи моделирования поведения и состояния участников дорожного движения, повышения безаварийности езды и соблюдения ПДД.

Также достаточно активно развивается рынок интеллектуальных устройств помощи водителю в слежении за дорожной ситуацией и дорожной инфраструктурой.

Илья Аксельрод, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС», отмечает рост спроса на коммерческую услугу «Помощь на дороге» (Road Side Assistance) на базе инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

«Водитель может заказать эвакуацию и извлечение автомобиля, замену колеса или подвоз топлива, получить экстренную техническую помощь, юридическую помощь при ДТП, информационные сервисы, — рассказывает он.

— Растет как спрос на услугу у частных автовладельцев, так и ее интеграция в различные программы лояльности автопроизводителей и лизинговых компаний».

Распространение дронов и мини-квадрокоптеров, с одной стороны, помогает контролировать работу транспорта, а с другой несет с собой новые угрозы безопасности: они могут использоваться для несанкционированного доступа, разведки, поиска уязвимостей. Это заставляет производителей искать новые средства для их ликвидации, отмечает Сергей Пауков.

Логистика для всех

Благодаря цифровизации логистика становится более простой и доступной даже небольшим компаниям. «Раньше ты мог заниматься только большими поставками из Китая, и для этого обязательно нужен был брокер или кто-то еще.

Сейчас, с увеличением прозрачности за счет цифровых технологий, можно найти массу предложений производителя. А товар доставят службы перевозок, — рассказывает Алексей Карпинский, заместитель генерального директора iCore.

— Более мелкие компании могут позволить себе выстраивать свои цепочки поставок. Таким образом, мир становится все более прозрачным. Выход на международные рынки становится проще». Растет спрос на сервисы ЭДО, проверки контрагентов, подключение модулей курьерской доставки в магазины.

Причем, особой популярностью пользуются сегодня именно SaaS-платформы, решающие все комплексные задачи организации грузоперевозок.

Одновременно у потребителей появляется возможность не просто ждать доставки заказанного товара, а наблюдать за его движением в режиме онлайн. Онлайн-трекинг — безусловный тренд логистики, и он стал возможен тоже благодаря цифровизации. Вообще, логистика — это благодатное поле для внедрения цифровых технологий.

«Россия пытается занять промежуточное положение между рынками Китая и Европы, — продолжает Алексей Карпинский. — И российская логистическая индустрия может стать достаточно серьезным источником внешнего дохода страны. А для этого нужно развивать цифровые сервисы по китайскому образцу.

Китай в этом плане — очень продвинутая страна».

Наталья Рудычева

Источник: https://www.cnews.ru/reviews/it_v_transportnoj_otrasli_2020/articles/mirovye_trendy_na_rossijskom_rynke

Какие технологии изменят рынок грузоперевозок в 2020 году? — Транспорт на vc.ru

Транспортная индустрия: спрос на водителей стабилен

Рынок автомобильных грузоперевозок в России продолжает расти. За 2018 год его объем увеличился на 7,7 процента и достиг почти 815 миллиардов рублей. Изменения происходят не только количественные, но и структурные.

Цифровизация

В технологическом развитии грузовые перевозки во многом повторяют путь пассажирских. Цифровые сервисы помогают автоматизировать многие процессы и облегчить решение повседневных задач перевозчиков. Один из примеров — мобильные приложения для заказа техники. Пока такие платформы лишь начинают проникать в сферу грузоперевозок, но их влиянием уже нельзя пренебрегать.

Рынок цифровых сервисов грузовых перевозок только формируется. Его структура и лидеры определятся в будущем, но уже сейчас понятно, что это будут стабильно работающие игроки с качественными и разносторонними услугами.

Например, в сервисе GetTransport.com уже сейчас есть 10 типов транспортных средств: легковые авто, “Газели”, грузовики любого тоннажа, самосвалы, автовозы и контейнеры.

Услуги предоставляются разные — от офисного переезда до международных перевозок. Каждая заявка выставляется на аукцион, ее видят перевозчики и предлагают свои условия.

Еще один критерий — это подходящая машина, чтобы не переплачивать за неиспользованный тоннаж при небольшом объеме груза.

Еще из заметных цифровых сервисов можно отметить Smartseeds и Trucker. Обе эти площадки стартовали как перевозчики сельскохозяйственной продукции — зерна и масличных культур.

Изначально потребность в их услугах была сезонная, но затем сервисы расширились и стали работать с другими типами грузов.

Сейчас количество клиентов растет у обеих площадок, Trucker в 2019-2020 сельскохозяйственном году планирует перевезти больше 2 миллионов тонн грузов.

Электронные сервисы не просто удобны, они еще и дают реальную возможность экономии. Например, функции диспетчеров на себя принимают базы данных и алгоритмы. Одно из преимуществ таких сервисов — возможность отслеживать движения перевозчика.

Когда понятно местоположение машин и точно прогнозируется время их прибытия, сокращаются простои в очередях на погрузку/разгрузку.

Грузовики вместо суточных ожиданий делают дополнительные рейсы, то есть эффективность работы транспорта на каких-то отдельных заявках может повыситься в разы.

Именно поэтому сервисы и компании, занимающиеся перевозками, все чаще ставят перед собой задачу полной цифровизации.

Консолидация рынка

Развитие технической «начинки» грузовых авто (трекеры, маяки, различные датчики, системы идентификации) повышает конкурентоспособность активно использующих ее транспортных компаний. Здесь в более выгодной позиции находятся крупные игроки рынка, которые могут позволить себе такой технологический рывок.

В результате продолжится экспансия больших транспортных компаний, а положение ИП и мелких организаций осложнится еще сильнее.

Уже сегодня заметно, что большинство заказов уходит крупным ТК, а спрос на услуги “частников” становится ниже. В попытке заработать они уходят на междугородные направления или обращаются к тем же транспортным компаниям, когда им не хватает собственных машин.

Однако ТК постепенно закупают новую технику и нанимают больше людей, поэтому в 2020 году положение мелких самостоятельно работающих перевозчиков, скорее всего, не улучшится.

Совершенствуются системы трекинга автомобилей и удаленного отслеживания параметров перевозки.

Шанс для небольших игроков

Участники рынка грузоперевозок пока все еще настороженно относятся к цифровым сервисам, но будущее именно за ними. Без их услуг рынок представить уже нельзя. В будущем нас, скорее всего, ожидает появление множества игроков и форматов, из которых со временем выделятся несколько основных.

Описанные выше сервисы дают работу, прежде всего, мелким игрокам. У крупных ТК свои правила, и искать заказы на площадках-стартапах они не пойдут. Монополисты скорее займутся созданием собственных приложений.

В этом месте у небольших перевозчиков и появляется шанс на получение стабильного потока заказов. Правда, им тоже придется подстраиваться под правила сервисов, например, делать свою работу прозрачнее.

Новая реальность

Цифровизация для бизнеса и грузовладельцев — это упрощение доступа к сервису перевозок. Прозрачнее становится сам процесс заказа и отслеживание его исполнения.

Перевозчикам агрегаторы дают возможность получать заявки без вложений в рекламу.

У ИП и небольших компаний маркетинговых бюджетов нет, и на поиск клиентов уходят значительные силы (объявления, звонки). Если упростить эту задачу, то появится не только возможность заработать, но и средства на обновление парка.

Электронные сервисы упрощают жизнь и частным лицам, которым иногда нужны услуги грузоперевозок, например, при квартирных переездах. Люди привыкли решать с помощью приложений многие бытовые задачи. Если перевезти свои вещи будет так же просто, как и заказать такси, то все другие способы заказы грузовой машины отпадут сами собой.

Источник: https://vc.ru/transport/81963-kakie-tehnologii-izmenyat-rynok-gruzoperevozok-v-2020-godu

Состояние рынка грузоперевозок в России в 2020 году — как повлияли на него АвтоТрансИнфо и другие сервисы

Транспортная индустрия: спрос на водителей стабилен

Рынок автомобильных грузоперевозок переживает тяжелые времена уже не первый и не второй год.

Небольшие компании и частники регулярно жалуются на слишком низкие ставки, крупные компании тоже не в лучшей форме из-за появления электронных сервисов по бронированию перевозок. А когда пришел коронавирус, рынок вообще начал падать.

Мы расспросили экспертов о перспективах рынка и о том, кому лучше работается в России – частникам или крупным транспортным компаниям.

Самым дешевым способом доставить сырье или готовые товары от производителя к потребителю считается железная дорога – но из-за того, что ее сеть распределена по России неравномерно, а РЖД – огромная бюрократическая машина, говоря о грузовых перевозках, речь чаще всего идет об автомобильном транспорте. Казалось бы, в России выпускают обычные грузовики и седельные тягачи (не только КАМАЗ, но и, например, Volvo), дороги постепенно ремонтируются, пока еще есть грузы – этот рынок должен быть привлекательным.

На практике, однако, так не происходит. В отличие от той же железной дороги, никаких следов монополии в грузовых автоперевозках нет – по некоторым данным, на 10 крупнейших транспортных компаний России приходится меньше 16% грузооборота. Основа рынка – небольшие частные перевозчики, часто это даже ИП (который может быть и владельцем, и водителем одновременно).

Списать это на проблемы в экономике не так просто – по официальным данным, вплоть до 2019 года промышленное производство росло, как и розничная торговля. Это означает, что грузы есть – но почему тогда перевозчики столько жалуются на отсутствие доходов?

Большинство участников рынка автоперевозок считают, что рынок сейчас полностью принадлежит заказчикам. Говоря проще, это означает, что заказчик может выбирать из множества перевозчиков – скорее всего того, кто предложит самую низкую цену. И произошло это, как считают в отрасли, из-за активного развития электронных сервисов по бронированию перевозок.

Кто-то называет это «уберизацией» – по аналогии с известным сервисом такси Uber, который заметно снизил порог входа в работу таксистам. Как нам рассказал директор ивент-компании Алексей Чаликов, благодаря электронным сервисам классические транспортные компании в итоге уступят рынок частникам:

Выходит, что водителям доступен выбор из двух вариантов:

  • присоединиться к транспортной компании – получать от нее задания на перевозку и заранее оговоренную оплату;
  • самому стать «компанией» – самостоятельно искать заказы через электронные площадки (кстати, там в теории могут быть и заказы от транспортных компаний).

В обоих вариантах есть свои изъяны – рассчитывать на высокие тарифы от транспортных компаний не стоит (иначе как они сами будут зарабатывать?), а в случае с работой на себя придется снова демпинговать, чтобы забрать заказы у таких же самостоятельных перевозчиков.

Говоря об электронных сервисах, чаще упоминают АвтоТрансИнфо (которая некоторое время назад стала «Биржей грузоперевозок ATI.SU»). Например, генеральный директор логистической компании Андрей Еремин считает, что именно АТИ – причина того, что рынок перевозок стал настолько прозрачным и низкодоходным:

Другими словами, электронная площадка просто сводит заказчиков и перевозчиков напрямую, но это оказалось именно тем, на чем до этого активно зарабатывали транспортные компании. И развитие цифровых технологий в данном случае сыграло против транспортников, обрушив тарифы до рыночного минимума и тем самым серьезно подорвав их доходы.

По этой же причине подход к перевозкам изменился у заказчиков – видя конкуренцию за клиентов, они вписывают в договоры крайне жесткие условия вроде штрафов за каждый час опоздания – даже если причина задержки никак не связана с водителем или перевозчиком. Другая крайность – некоторые заказчики соглашаются на сотрудничество только с условием отсрочки по оплате, которые доходят до 4-5 месяцев.

Выходит, что прогресс привел целую отрасль на грань выживания. Некоторые выжить не смогли – помимо сотен и тысяч ИП, которые решили уйти из перевозок, полтора года назад обанкротилась одна из крупных компаний – «РАТЭК». А пандемия коронавируса, очевидно, только прибавила проблем отрасли.

Что происходит на рынке сейчас

Рынок грузоперевозок автомобильным транспортом чувствовал себя относительно неплохо в последние годы – явно падал он буквально в один кризисный 2009 год, после чего снова пошел в рост. Данные Росстата показывают, что доля автотранспорта в грузоперевозках всегда была около 4-5% – не так много за счет грузооборота железнодорожного и трубопроводного транспорта:

Но транспорт обслуживает производство – и если производство по какой-то причине останавливается, останавливаются и грузопотоки. Это произошло во всем мире весной 2020 года – началось все с остановки многих производств в Китае, а затем перекинулось и на весь мир. Уже в апреле бизнес ожидал серьезных убытков, и они точно будут. Даже в базовом сценарии прогноза перевозки падают на 10%.

Есть и другой подход – учитывая, что перевозки напрямую зависят от работы экономики (в первую очередь производств), каждый потерянный процент от ВВП дает минус 3% к грузоперевозкам. Учитывая, что большинство ведомств ожидают падения ВВП России по итогам года на 5%, перевозки могут потерять до 15%.

Падение пока не останавливается – по данным того же Росстата, перевозки с марта упали ниже прошлогодних значений:

Нынешний кризис только усугубит проблемы рынка перевозок – когда спрос резко падает, а предложение сохраняется на прежнем уровне (частники не могут оставить семьи без денег, а компании – работников без зарплаты), то ставки на перевозку будут падать и дальше – до границы минимально допустимой рентабельности.

Однако кое-где перевозки и получили новый импульс к росту – это компании по курьерской доставке в городах. Из-за вводимых ранее по всей стране режимов самоизоляции спрос на услуги доставки вырос не просто в разы – а на порядки. И за счет этого сегмент смог показать рост, считает руководитель транспортной компании Эдуард Холимоненко:

На уже имеющиеся проблемы наложились и другие:

  • рост цен на топливо;
  • девальвация рубля, из-за чего запчасти к грузовым автомобилям и сами грузовики стали дороже;
  • некоторое время сервисные центры и автомастерские не могли работать, а перевозчики – обслуживать свой автопарк;
  • повышение утилизационного сбора, чтобы переориентировать спрос на произведенные внутри России автомобили, и т.д.

Но кому было проще пережить кризис – крупным компаниям или небольшим фирмам и ИП?

Без поддержки государства

Если верить участникам рынка, то небольшие фирмы по перевозкам и частные водители из года в год живут все хуже – и это началось задолго до пандемии. Например, Андрей Еремин считает, что кроме системы АТИ в разгроме транспортной отрасли замешан один из ее участников:

Кроме того, считает эксперт, транспортников не очень любят в банках и налоговой службе. Так, в ФНС рынок этот считают рискованным с точки зрения обналичивания денег, а банки из-за этого устанавливают для компаний с соответствующими кодами ОКВЭД более высокие комиссионные тарифы.

А еще – проблема с НДС. Дело в том, что грузоотправителям выгоднее привлекать к работе перевозчиков, которые работают с НДС – так они получают право на налоговый вычет (это суть самого НДС), а у налоговой не возникает лишних вопросов.

Как считает Андрей Еремин, из-за этого на рынке появились посредники в виде экспедиторов. Они официально работают с НДС, но по факту на них работают частники – уже без НДС.

И эти частники теряют еще и на том, что не могут вернуть НДС с купленного топлива или запчастей, так как сами по себе не включены в цепь поставок.

О роли налоговой службы в преобразованиях отрасли нам рассказал и эксперт Олег Васильев:

Грузовые автоперевозчики в 2020 году не получат серьезной поддержки от государства, даже если работают абсолютно легально. Все виды помощи (беспроцентные кредиты, зарплатные субсидии, освобождение от налогов за II квартал) получил бизнес из числа наиболее пострадавших отраслей – но из перевозчиков там есть только воздушный транспорт.

В плюсе остались только самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход), но с учетом особенностей начисления НПД, самозанятых среди транспортников немного.

Кто же в плюсе – частники или компании?

Итак, в сфере грузоперевозок кризис, а частные перевозчики уже не первый год говорят о том, что заработать в этом бизнесе уже практически невозможно. Но все же, кому в сложившейся ситуации оказалось проще выжить и каким видят эксперты рынок в будущем? Мнения, как всегда, разделились.

Например, Эдуард Холимоненко рассказал о том, что сегмент автоперевозок усилиями государства выходит из тени, и частники начинают работать «по-белому» – как ИП или самозанятые, но междугородних перевозок это не касается:

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/chastnikov-snachala-podkosil-ati-a-teper-dobivaet-krizis-chto-proishodit-na-rynke-gruzoperevozok-v-rossii

Анализ рынка автомобильных грузоперевозок в новых экономических условиях: 3 прогноза влияния пандемии коронавируса на отрасль

Транспортная индустрия: спрос на водителей стабилен

Ретроспективный анализ показал, что отрасль автомобильных грузоперевозок в высокой степени подвержена влиянию кризисных ситуаций. По оценкам специалистов, снижение ВВП на 1% приводит к падению рынка перевозок на 3%.

Введенные в связи с распространением коронавируса ограничения вызвали значительное сокращение спроса, рост конкуренции и снижение рентабельности бизнеса. Игроки рынка уверены, что выйти из этого кризиса они смогут только при тесном взаимодействии и помощи со стороны государства.

Меры господдержки отрасли уже разработаны и запущены, однако динамика рынка в ближайшей перспективе зависит от дальнейшего развития событий, связанных с обвалом цен на нефть и пандемией коронавируса.

Аналитики разработали три прогнозных сценария, в самом лучшем из которых восстановление текущих объемов возможно не ранее 2022 года.

Как рынок грузоперевозок проходил предыдущие кризисы

По данным публичной отчетности компаний за период с 2007 по 2019 гг., чистая прибыль крупнейших российских коммерческих грузоперевозчиков в периоды прошлых кризисов снижалась. Так, АО «Лорри» закончило 2014 год со значительным убытком и показало минимальную с 2010 г.

прибыль в следующем году. Финансовые показатели ООО «Траско» снизились на 35% в 2008 г. и на 15% в 2015 г. И лишь ООО «Деловые линии» смогло пройти сложный 2015 год на уровне предыдущего, хотя в 2009 году его прибыль упала более чем в 3 раза относительно прошлогоднего уровня.

На этом фоне грузоперевозчики, входящие в структуру сетевых ретейлеров, показали гораздо более высокую устойчивость. Особенно это касается тех, кто был задействован в цепочках поставок продуктов питания. Эксперты говорят, что колебания прибыли в этих компаниях определяются больше спецификой управленческих решений, чем конъюнктурой рынка и состоянием экономики в целом.

Таким образом, кризисные ситуации, вызывающие замирание производства и потребления, отражаются прежде всего на сегменте коммерческих перевозок. Но и восстанавливаться после окончания кризиса он будет одним из первых, т. к. рост экономической активности сразу же пропорционально увеличит спрос на доставку и транспортировку коммерческих грузов.

Влияние ограничений, введенных в связи с распространением коронавируса, на отрасль грузоперевозок в России

Среди факторов, влияющих на объем грузоперевозок в сложившейся экономической ситуации, наиболее важными являются:

  • введение карантина и закрытие производственных предприятий в странах с наибольшим уровнем распространения инфекции. Европейские государства закрывают свои границы, транспортное сообщение с ними заметно сокращается. Вместе с тем китайская промышленность начинает понемногу восстанавливаться, следовательно, определенная часть грузопотока может со временем переориентироваться в азиатский регион. Следует однако отметить, что в сегменте коммерческих грузоперевозок международные рейсы занимают не более 1%, т. к. здесь существуют преференции иностранным (прежде всего польским и белорусским) компаниям, закрепленные на межгосударственном уровне. Таким образом, влияние этого фактора на российский рынок не столь велико;
  • режим повышенной готовности, введение обязательной самоизоляции населения в ряде регионов, прежде всего в Москве. Поскольку на данный момент ограничений на движение транспорта нет, полностью оценить влияние этих изменений на рынок грузоперевозок довольно сложно. Однако очевидно, что закрытие некоторых магазинов, развлекательных объектов и особенно производственных предприятий вызовет сокращение и перенос отгрузок готовой продукции. Вместе с тем многие крупные торговые сети полностью перешли на работу в режиме онлайн, что должно повысить спрос на курьерскую доставку товаров (сегмент LTL);
  • увеличение сроков прохождения границ. 17 марта 2020 года Еврокомиссия запретила проезд внутри безвизовой Шенгенской зоны из-за распространения коронавируса. В результате очереди на границах европейских стран значительно выросли, а время доставки грузов увеличилось на 2-3 дня. Наибольшие сложности испытывают компании, вынужденные пересекать по пути следования несколько границ (в том числе при рейсах в Калининград и обратно). Часть дополнительных расходов грузоперевозчики вынуждены брать на себя, потому что пропорционально повысить тарифы в условиях резкого падения спроса и роста конкуренции они могут не всегда. Таким образом, вводимые ограничения напрямую влияют на рентабельность бизнеса многих игроков рынка;
  • необходимость самоизоляции водителей между рейсами. Из-за этого возникает дефицит свободных водителей, соответственно, растут их требования по заработной плате, что также приводит к росту издержек грузоперевозчиков. Для устранения кадровых проблем руководители и владельцы транспортных компаний вынуждены привлекать водителей, не контактировавших во время поездки с другими людьми, к работе, не дожидаясь истечения двухнедельного срока.

По данным участников рынка, структура грузоперевозок на данный момент практически не изменилась, а их объем в марте даже превысил среднестатистические показатели. Однако в ближайшей перспективе рынок будет сужаться, в первую очередь из-за ужесточения режима карантина в основных регионах — потребителях транспортных услуг и дальнейшего снижения доходов населения.

Меры поддержки отрасли автомобильных грузоперевозок

30 марта 2020 года премьер-министр РФ М. В. Мишустин определил список отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии коронавируса, в который вошли и автомобильные грузоперевозки.

Всем отраслям из этого списка правительство будет оказывать первоочередную поддержку в рамках специально разработанного антикризисного плана и мер, предназначенных для помощи предприятиям малого и среднего бизнеса.

На данный момент уже запущены следующие механизмы:

  1. С 25 марта по 25 апреля 2020 года Ространснадзор приостанавливает проведение весового контроля транспортных средств, перевозящих продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости (продукты питания, детские товары, лекарственные средства) в прицепах и полуприцепах платформенного типа с тентованным верхом.
  2. Создан Оперативный штаб для контроля состояния промышленного комплекса Москвы, что позволит в режиме реального времени решать проблемы промышленных предприятий для предотвращения их остановки, а следовательно, для сохранения целостности цепочек поставок.
  3. Определены меры по поддержанию устойчивости работы средних, малых и микропредприятий (озвучены в ходе обращения Президента России В. В. Путина к гражданам России):

•    отсрочка по всем налогам, за исключением НДС, для малого и среднего бизнеса на 6 месяцев, для микропредприятий дополнительно отсрочка по налогам ФОТ;•    отсрочка по оплате кредитов на ближайшие 6 месяцев;•    защита от банкротства, а именно мораторий на 6 месяцев на подачу заявлений от кредиторов на банкротство компаний и взыскания с них долгов и штрафов;

•    снижение страховых взносов с 30 до 15% на сумму заработной платы, превышающей МРОТ.

Со стороны государства также имеется практика лоббирования интересов грузоперевозчиков профильными отраслевыми структурами, например заключение соглашений с лизинговыми компаниями на уровне Минтранса России по оплате только процентов за обслуживание кредита.

Учитывая, что большинство новой техники у транспортных компаний находится в лизинге, эта мера поможет поддержать их финансовую устойчивость на период кризиса. Самим лизинговым компаниям это также должно быть выгодно, т. к.

они не заинтересованы в досрочном изъятии автомобилей при банкротстве своих клиентов из-за низкой ликвидности грузовых транспортных средств в настоящее время.

Прогноз развития отрасли автомобильных грузоперевозок в России на ближайшую перспективу

Сценарный прогноз развития отрасли строится на прогнозе распространения коронавирусной инфекции в России и в мире:

  1. Оптимистичный («азиатский») сценарий. Основывается на предположении, что спад пандемии коронавируса начнется в апреле-мае. В этом случае в период восстановления производств, продукция которых импортировалась в Россию, произойдет частичное перераспределение грузопотоков в пользу внутренних перевозок. После прекращения распространения инфекционного заболевания будет наблюдаться спад грузоперевозок на период 1-2 месяцев, в течение которого возможно снижение тарифов при обострении конкуренции между игроками. При реализации оптимистического сценария и поддержке государства отрасль покажет небольшое падение в 2020 г. и постепенное восстановление в 2021-2022 гг.
  2. Базовый сценарий. Коронавирусная инфекция будет распространяться более двух месяцев. Закрытие европейских промышленных предприятий на длительный срок внесет сбои в системы поставок продукции и запчастей для импортозависимых отраслей. В результате будет наблюдаться переориентация транспортных поставок на другие регионы. Введенный в большинстве регионов России карантин может спровоцировать закрытие многих предприятий, что еще больше снизит объем грузовых перевозок. В борьбе за клиента компании будут использовать демпинг для получения средств на оплату лизинговых и кредитных платежей. Данный фактор повлечет за собой снижение тарифов, падение рентабельности перевозчиков и уход игроков с рынка. По итогам 2020 года снижение объема рынка составит около 10%, затем он начнет медленно расти и к 2022 году отыграет половину этого падения.
  3. Пессимистичный сценарий (европейский, в частности итальянский вариант). В данном случае широкое распространение коронавирусной инфекции вызовет остановку крупных производств, что может спровоцировать не только дефицит товаров, но и производственный и, как следствие, финансовый кризис. Выход международных перевозчиков на внутренний рынок повлечет за собой вынужденный демпинг, снижение тарифов и прекращение деятельности ряда игроков. Переориентация перевозчиков промышленных товаров на товары первой необходимости еще больше увеличит насыщенность рынка и ужесточит конкуренцию и борьбу за заказы. В наиболее благоприятной ситуации при этом окажутся коммерческие перевозчики в структуре крупнейших ретейлеров. При реализации пессимистичного сценария в ближайшие 2 года рынок потеряет до 20% своего объема, после 2021 года может начаться восстановительный рост с темпом примерно по 5% в год. Прохождение данного пути отраслью грузоперевозок возможно только при эффективной и оперативной поддержке государства и введении дополнительных мер, позволяющих сохранить игроков рынка.

Источник: https://www.MegaResearch.ru/news_in/analiz-rynka-avtomobilnyh-gruzoperevozok-v-novyh-ekonomicheskih-usloviyah-3-prognoza-vliyaniya-pandemii-koronavirusa-na-otrasl-1531

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: