Требования к диагностическим методикам

Содержание
  1. 1.Правила применения психодиагностических методик
  2. Понятие тест, тестирование
  3. Профессиональная этика практического психолога, как основа его деятельности
  4. А) конструктная валидность теста
  5. 2. Этические стандарты психологической диагностики
  6. План работы педагога-психолога.Должностные обязанности педагога-психолога.Методики диагностического обследования личности школьника
  7. 1. Общие этические принципы психодиагностического обследова­ния
  8. Гост 27518-87 диагностирование изделий. общие требования
  9. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  10. 2. ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
  11. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИЗДЕЛИЯ
  12. Приложение 1 (справочное). пояснение терминов, применяемых в настоящем стандарте
  13. Приложение 2 (обязательное). показатели достоверности и точности диагностирования
  14. Психодиагностические методы и методики
  15. Методы психологической диагностики
  16. Требования к психодиагностическим методам
  17. Психодиагностические подходы
  18. Классификации видов психодиагностических методик

1.Правила применения психодиагностических методик

Требования к диагностическим методикам

Морально-этические принципы проведения психодиагностического исследования.

К сожалению, в отечественной психодиагностике пока неоправданно мало внимания уделяется этическим проблемам, возникающим в диагностических исследованиях. В публикуемых работах чрезвычайно редко встречается обсуждение этических аспектов тестирования.

В лучшем случае бегло упоминается о том, что необходимо сохранять в тайне полученные результаты, не повлиять пагубно на испытуемого.

Разработанные в последние годы в некоторых странах СНГ (например, в России и Украине) этические кодексы психолога страдают обилием общих мест, а главное — отсутствует система контроля над их исполнением.

Опыт работы зарубежных психологов, специалистов в области психодиагностики свидетельствует о том, что в разработке, издании и использовании тестов мы сталкиваемся с многочисленными этическими проблемами.

Образцом нормативно-правового регулирования практической, в том числе и психодиагностической, деятельности психолога являются достаточно многочисленные и постоянно дополняемые документы, принятые Американской психологической ассоциацией (подробнее см. А. Анастази, С. Урбина, 2001).

Упомянем лишь об основных проблемах, которые неоднократно обсуждались нашими зарубежными коллегами.

Несмотря на то что существует множество тестов, все они должны отвечать требованиям, которые достаточно полно описаны в «Стандартах для психологических и образовательных тестов», а деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения».

Каждый пользователь теста должен располагать сведениями о валидности и надежности используемого теста, ограничениях, связанных с его применением. Необходимо уделять большое внимание отбору тестов, интерпретации полученных результатов. Любой из используемых диагностических инструментов должен отвечать целям исследования.

Профессиональные психологические инструменты должны быть недоступны для каждого, желающего их использовать (к сожалению, в странах СНГ приобретение тестов зависит лишь от желания и денег, необходимых для их покупки. Это достаточно яркая иллюстрация «действенности» принятых этических кодексов.

Привычное у нас предание гласности — путем публикации «для всех» — отдельных тестов делает их невалидными).

Особые требования предъявляются к работе с компьютеризированными тестами. В этом случае всегда существует риск получения неточных данных.

Нужно также всегда помнить о том, что компьютерное тестирование никогда не может проводиться непосредственно испытуемым, без участия психолога.

Неквалифицированное применение таких методик способствует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях, нередко оказывает психотравмирующее воздействие. Большое значение придается конфиденциальности результатов тестирования.

Понятие тест, тестирование

Развитие системы тестирования в России и за рубежом Психолого-педагогические аспекты тестирования 1. Преимущества тестирования перед другими методами 2. Понятие тест, тестирование 3.

Исторические предпосылки тестирования 4. Развитие тестирования в зарубежной педагогике и психологии 5. Исследования по проблемам измерения и тестирования 6.

Различия между педагогическими и психологическими тестами & …

Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность.

Мы должны постоянно помнить о том, что результаты наших исследований всегда приобретают личностныйсмысл для обследуемого. Отсюда вытекает важнейшее требование профессиональной этики психолога — не причинить морального ущерба личности.

Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.

Такое обоюдоострое оружие, как диагностическая методика, тест, может быть доверено только специалистам, имеющим необходимый опыт работы (а в случае функционирования системы контроля за профессионально-этической деятельностью психологов — имеющим соответствующую лицензию).

В противном случае создается возможность нанесения морального урона личности, происходит дискредитация психодиагностических исследований.

Следуает отметить, что процедура оценки как таковой, вызывает большое напряжение у испытуемых. В этих условиях необходимо, с одной стороны, минимизировать искажающее влияние эмоционального состояния на получаемые результаты, а с другой- не потерять диагностически важную информацию.

Правила использования психодиагностических тестов:

  • Неорбходимо применять лишь теоретически хорошо обоснованные и практически проверенные методики;
  • Обязательно соблюдать профессиональную тайну как в отношении технологии тестирования, так и по поводу его результатов;
  • Строить отношения с обследуемыми на партнерской основе.
  • Это означает, что нельзя злоупотреблять их доверием; следует обязательно предупреждать о том, как будет использоваться диагностическая информация и кто будет иметь к ней доступ: необходимо создавать условия для получения испытуемым информации по данным тестирования;
  • При запросе со стороны испытуемого о результатах тестирования предоставлять информацию в позитивном виде, делая ударение на потенциальных возможностях испытуемого избегая негативных оценочных суждений;
  • Не допускать к психодиагностической и аналитической работе, требующей высокой профессиональной квалификации, лиц, не прошедших и специальное обучение, а так же нарушающих требования профессиональной этики.

Для содания благоприятной психологической атмосферы, снижения напряженности у испытуемого и в конечном итоге получения достоверного результата при тестировании следует придерживаться следующих основных правил:

Профессиональная этика практического психолога, как основа его деятельности

Профессиональная этика Материал из Википедии — свободной энциклопедии Профессиональная этика— термин, используемый для обозначения: системы профессиональныхморальных норм (например «профессиональная этика юриста») направления этическихисследований относительно оснований профессиональной деятельности В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается …

  • Заранее согласовывать с испытуемым дату, время обследования, обязательно сообщать о его продолжительности;
  • Тестирование следует просводить в отдельном помещении, с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических норм( площадь на 1 испытуемого не менее 3 м3, наличие вентиляции, окон, приятный интерьер и пр.) , при отсутствии телефонов и других отвлекающих моментов;
  • Перед тестираванием важно установить психологический контакт с испытуемым, еще раз сообщить о времени, необходимом для прохождения тестирования, выразить уверенность в способности испытуемого справиться с заданиями, сообщить, что полученная информация является конфеденциальной, позволяет выявить потенциал кандидата (в том числе и скрытый) и является не только основанием для принятия кадрового решения, но и подспорьем в ходе его профессиональной адаптации на новом рабочем месте;
  • Не следует сообщать испытуемому подробности об интерпритациии результатов- это може повлиять на уровень их достоверности и будет способствовать девализации методики;в отношении испытуемого следует занять партнерскую позицию (“Мы делаем с вами общее дело, мы заинтересованы в получении достоверной информации и будем благодарны за нее”), взаимодействие с позиции силы (“Сейчас мы все про вас узнаем!) недопустимо;
  • Во время психодиагностического обследования следует буть приветливым, вежливым, проявлять готовность придти на помощь в случае необходимости;
  • Во время тестирования следует предусмотреть 10-минутные перерывы через каждый час работы;
  • При интересе со стороны испытуемого к результатам тестирования следует выразить готовность предоставить эту информацию в устой конспективной форме и сообщить, когда это может быть сделано;
  • При завершении обследования следует проинформировать испытуемого о дальнейшем взаимодействии(сроки, форма и пр.) и обязательно поблагодарить за проделанную работу.

Поведение испытуемого во время выполнения тестов может служить дополнительным источником информации о его индивидуально-психологических особенностей.

А) конструктная валидность теста

… результатов, чем пред­ставители других. Отсюда следует, что тесты интеллекта: В) культурно зависимы 12. Шкала Стенфорд-Бине используется для оценки ин­теллекта у испытуемых …

работе психологов, гласит, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и …

что психологам добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и …

2. Этические стандарты психологической диагностики

Этические стандарты психологической диагностикипредставлены в документе регламентирующем деятельность в области психометрических измерений(тестирования) –«Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик».

Они разработаны в соответствии с основными требованиями профессиональной этики, принятыми за рубежом, в странах с широ­кой и хорошо организованной сетью пси­хологических служб.

Поскольку в нашей стране практическая психология является относительно молодой и пока недостаточ­но структурированной отраслью, она не имеет действующих органов и способов контроля за практикой отдельных психо­логов.

Поэтому предлагаемые «Нормы…» не носят характера закона, обязательного для исполнения, их нарушение не может повлечь за собой каких-либо официальных санкций. Цель «Норм…» — дать практи­кующим психологам четкие ориентиры в том, что касается этики поведения психо­диагностических обследований.

В основе Норм…» лежат общепризнанные права — человека, и основным критерием и контролером их выполнения должна являть­ся -профессиональная честность и гуман­ность самих психологов.1

По мере продвижения нашего государства к правовому будут приняты законодательные и нормативные акты, определяю права человека при психологических обследованиях и регламентирующие работу прикладных психологов, и настоящие «Нормы…» рассматриваются как первый шаг в продвижении к этой цели.

План работы педагога-психолога.Должностные обязанности педагога-психолога.Методики диагностического обследования личности школьника

Дневник практики 3 План работы педагога-психолога 6 Должностные обязанности педагога-психолога 8 Методики диагностического обследования личности школьника 12 Характеристика школьника с рекомендациями учителю 20 Психолого-педагогическая характеристика коллектива с рекомендациями учителю 25 Психологический анализ урока 30 Конспект воспитательного мероприятия 42 Конспект коррекционного …

Введение

Как любой научный инструмент, психодиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться.

Неверным представление о природе и цели тестов, а также неправильной интерпретацией результатов тесов объясняются многие из распространенных критических замечаний в адрес психологических тестов.

В руках недобросовестного или неквалифицированного пользователя тесты могут принести серьезный вред.

Поэтому две основные причины необходимости контроля за использование психодиагностических тестов таковы: а) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным; б) гарантировать использование тестов только квалифицированными специа­листами.

Для того чтобы предотвратить непра­вильное употребление психологических тестов, возникает необходимость в соблю­дении ряда требований как к разработке и проведению самих тестов, так и к исполь­зованию их результатов.

1. Общие этические принципы психодиагностического обследова­ния

  1. Психолог, запрашивающий у че­ловека в ходе обследования сведения о его личности или допускающий, чтобы ему до­верили эту информацию, делает это толь­ко после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информа­ции.

Источник: https://forpsy.ru/works/test/pravila-primeneniya-psihodiagnosticheskih-metodik/

Гост 27518-87 диагностирование изделий. общие требования

Требования к диагностическим методикам

ГОСТ 27518-87Группа Т51

МКС 03.120.10

19.100
ОКСТУ 0011

Дата введения 1989-01-01

1.

РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам, Государственным агропромышленным комитетом СССР, Министерством автомобильной промышленности СССР, Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, Министерством рыбного хозяйства СССР, Академией наук СССР, Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР, Министерством автомобильного транспорта УССР, Министерством сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР, Министерством гражданской авиации СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.12.87 N 4520

3. ВЗАМЕН ГОСТ 23564-79

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2009 г.

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые изделия и (или) их составные части (далее — изделия), необходимость технического диагностирования которых установлена в тактико-техническом задании (ТТЗ) или техническом задании (ТЗ) на их разработку, и устанавливает основные положения по техническому диагностированию, показатели и характеристики диагностирования, требования к диагностическому обеспечению изделия.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, — по ГОСТ 20911 и в соответствии с приложением 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.

1. Техническое диагностирование изделий должно проводиться в процессе:

производства (при необходимости);

эксплуатации и ремонта.

1.

2. Целью технического диагностирования изделий является поддержание установленного уровня надежности, обеспечение требований безопасности и эффективности использования изделий.

1.

3. Техническое диагностирование изделий должно быть направлено на решение следующих взаимосвязанных задач:

определение вида технического состояния;

поиск места отказа или неисправностей;

прогнозирование технического состояния.

1.

4. Для осуществления технического диагностирования изделия необходимо:

установить показатели и характеристики диагностирования;

обеспечить приспособленность изделия к техническому диагностированию;

разработать диагностическое обеспечение изделия.

1.

5. Обеспечение приспособленности изделия к техническому диагностированию должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 26656.

1.

6. Показатели и характеристики диагностирования, требования по приспособленности изделия к диагностированию и диагностическому обеспечению изделия должны включаться в ТТЗ или ТЗ, стандарты на конкретные виды продукции и документацию, разрабатываемую в процессе проведения опытно-конструкторских работ.

1.

7. Контроль выполнения требований по п.1.6 осуществляется при проведении предварительных, приемочных и периодических испытаний по программам и методикам испытаний на изделие.

2. ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

2.1. Устанавливаются следующие показатели диагностирования:

показатели достоверности и точности диагностирования;

показатели технико-экономические.

2.2. Показатели достоверности и точности диагностирования — в соответствии с приложением 2.

2.3. Технико-экономические показатели включают в себя:

удельные затраты на диагностирование;

среднюю оперативную трудоемкость диагностирования;

среднюю оперативную продолжительность диагностирования;

периодичность диагностирования.

2.4.

Устанавливаются следующие характеристики диагностирования:

при определении вида технического состояния изделия — номенклатура параметров изделия, позволяющих определить его техническое состояние;

при поиске места отказа или неисправностей — глубина поиска места отказа или неисправности, задаваемая уровнем конструктивной сложности составных частей изделия или перечнем элементов, с точностью до которых должно быть определено место отказа или неисправности;

при прогнозировании технического состояния — номенклатура параметров изделия, позволяющих прогнозировать его техническое состояние.

Примечание. Номенклатура параметров изделия задается в ТЗ или ТТЗ при наличии их аналогов.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИЗДЕЛИЯ

3.1. Диагностическое обеспечение изделия должно включать в себя:

номенклатуру диагностических параметров и их характеристик (номинальные, допускаемые значения, точки ввода, точки контроля и т.д.);

методы диагностирования;

средства технического диагностирования (СТД);

правила диагностирования.

3.2. Номенклатура диагностических параметров должна удовлетворять требованиям полноты, информативности и доступности измерения при наименьших затратах времени и стоимости реализации.

3.3. Методы диагностирования должны определяться исходя из установленных задач и должны включать в себя:

диагностическую модель изделия;

алгоритм диагностирования и программное обеспечение;

правила измерения диагностических параметров;

правила определения структурных параметров;

правила анализа и обработки диагностической информации и принятия решения.

3.4. Средства технического диагностирования (СТД) должны обеспечивать определение (измерение) или контроль диагностических параметров в режимах работы изделия, установленных в эксплуатационной документации.

3.5.

Правила диагностирования должны включать в себя:

последовательность выполнения операций диагностирования;

технические требования по выполнению операций диагностирования;

указания по применяемым СТД и требования к их метрологическому обеспечению;

указания по режиму работы изделия при диагностировании;

указания по регистрации и обработке результатов диагностирования и выдачи заключения (диагноза) в соответствии с решаемыми задачами;

требования безопасности процессов диагностирования и другие требования в соответствии со спецификой эксплуатации изделия.

Формы регистрации и хранения диагностической информации устанавливаются в отраслевых нормативно-технических документах.

Приложение 1 (справочное). пояснение терминов, применяемых в настоящем стандарте

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Диагностическое обеспечение изделия— комплекс взаимоувязанных диагностических параметров, методов, правил, СТД, указанных в технической документации, необходимых для осуществления диагностирования изделия
Диагностическая модель изделия— формальное описание изделия, подвергаемого диагностированию, необходимое для решения задач диагностирования (в аналитической, табличной, векторной, графической и др. форме)
Структурный параметр— параметр, непосредственно характеризующий существенное свойство детали или узла изделия (износ, размер детали, зазор, натяг в сопряжении, рабочие характеристики и др.)

Приложение 2 (обязательное). показатели достоверности и точности диагностирования

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное

Задача диагностированияРезультат диагностированияПоказатели достоверности и точности
Определение вида технического состоянияЗаключение в виде:1. Изделие исправно и (или) работоспособноВероятность того, что в результате диагностирования изделие признается исправным (работоспособным) при условии, что оно неисправно (неработоспособно)
2. Изделие неисправно и (или) неработоспособноВероятность того, что в результате диагностирования изделие признается неисправным (неработоспособным) при условии, что оно исправно (работоспособно)
Поиск места отказа или неисправностейНаименование элемента (сборочной единицы) или группы элементов, которые имеют неисправное состояние и место отказа или неисправностейВероятность того, что в результате диагностирования принимается решение об отсутствии отказа (неисправности) в данном элементе (группе) при условии, что данный отказ имеет место;
вероятность того, что в результате диагностирования принимается решение о наличии отказа в данном элементе (группе) при условии, что данный отказ отсутствует
Прогнозирование технического состоянияЧисловое значение параметров технического состояния на задаваемый период времени, в том числе и на данный момент времениСреднеквадратическое отклонение прогнозируемого параметра
Числовое значение остаточного ресурса (наработки)Среднеквадратическое отклонение прогнозируемого остаточного ресурса
Числовое значение остаточного ресурса (наработки), соответствующего заданной вероятности*Вероятность безотказной работы, показатели изменения прогнозируемого диагностического параметра
Нижняя граница вероятности безотказной работы по параметрам безопасности на задаваемый период времениДоверительная вероятность

_______________

* Для изделий специальной техники

Электронный текст документаподготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:официальное издание

М.: Стандартинформ, 2009

Источник: http://docs.cntd.ru/document/gost-27518-87

Психодиагностические методы и методики

Требования к диагностическим методикам

Психологическая диагностика (психодиагностика) – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Психологическая диагностика является прикладным разделом психологии, основное назначение которого заключается в целенаправленном и развернутом изучении личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования.

Психодиагностика основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым.

Методы психологической диагностики

Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

  1. Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.
  2. Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода.
  3. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
  4. Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).
  5. Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.

Психодиагностические подходы

Заслуживает внимания выделение трех основных диагностических подходов, в которых конкретизируется психодиагностический метод (Бурлачук).

  1. “Объективный” подход – психологическая диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.
  2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен в основном открытыми опросниками, методиками субъективного шкалирования и другими методиками.
  3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Этот подход представлен проективными методиками исследования личности.

Классификации видов психодиагностических методик

В настоящее время существует множество различных классификаций психодиагностических методик по разным основаниям. Примеры:

Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

  1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);
  2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
  3. тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
  4. по психической активности испытуемых:
    • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
    • экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
    • проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
    • исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову:

  1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
  2. по назначению:
    • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
    • тесты профессиональной пригодности;
    • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
    • тесты достижений;
  3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
    • бланковые;
    • предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
    • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
  4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
  5. по форме ответа: устные и письменные;
  6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
  7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
  8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
  9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
  10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
  11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину:

  1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
    • объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
    • стандартизованные самоотчеты (тесты-опросники, шкальные техники и др.);
    • проективные техники;
    • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
  2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата (тесты, опросники, шкалы), вторые – большой степенью вовлеченности (беседы, интервью и др.). Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора, самой диагностической процедурой.

: Методы психологических исследований

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihodiagnosticheskie-metody-i-metodiki/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: