Требования к памяти, интеллекту и воле руководителя

Содержание
  1. Требования к памяти, интеллекту и воле руководителя
  2. Требования к памяти руководителя
  3. Интеллект руководителя и его умение мыслить
  4. Волевые свойства руководителя
  5. Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца — Саморазвитие
  6. Идеальный портрет
  7. Эффективность начальника
  8. Личные качества
  9. Деловая сфера
  10. Особенности резюме
  11. Популярные ошибки
  12. Качества руководителя. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства :
  13. Кто такой руководитель?
  14. Индивидуальные особенности личности человека
  15. Темперамент
  16. Особенности памяти
  17. Профессиональный опыт
  18. Теоретическое и практическое мышление
  19. Интеллект
  20. Развитие интеллекта, внимания, памяти. Секретные методы спецслужбТекст
  21. Для чего вам память, внимание и интеллект, как у агента спецслужб
  22. Об этой книге
  23. Внимание – ваш навигатор по жизни
  24. Эмоциональный интеллект лидера. 5 ключевых навыков
  25. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
  26. 5 НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
  27. САМООСОЗНАНИЕ
  28. САМОРЕГУЛЯЦИЯ
  29. САМОМОТИВАЦИЯ
  30. ЭМПАТИЯ
  31. НАВЫК ПОДДЕРЖИВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
  32. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  33. КАК МЕДИТАЦИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ В РАЗВИТИИ EQ?

Требования к памяти, интеллекту и воле руководителя

Требования к памяти, интеллекту и воле руководителя

Эдуард Островский, кандидат исторических наук, профессор кафедры философии Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ).

Источник: Elitarium.ru

Сложность работы руководителя обусловлена тем, что он призван руководить всеми сферами жизнедеятельности предприятия и обеспечивать решение не только технико-экономических, но и социально-психологических задач.

Он(а) имеет дело прежде всего с людьми, которые могут подчиняться не в полной мере, скрывать свои подлинные чувства и намерения, пытаться манипулировать руководителем.

В этой связи к нему предъявляются особые требования понимания сущности познавательных процессов, составляющих основу управленческой деятельности. Как представляет современная психологическая наука эту способность?

Международный опыт хозяйственной деятельности показывает, что основой долгосрочного успеха любой фирмы является высококлассный менеджер или команда управленцев.

Сложность работы руководителя обусловлена тем, что он призван руководить всеми сферами жизнедеятельности предприятия и обеспечивать решение не только технико-экономических, но и социально-психологических задач.

В этой связи к нему предъявляются особые требования понимания сущности познавательных процессов, составляющих основу управленческой деятельности. Как же представляет современная психологическая наука эту способность?

Требования к памяти руководителя

Память, т.е. умение человека сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, — важнейшая характеристика психики.

Память — это многомерное явление; ее различные грани проявляются у разных людей по-разному.

Для осмысления этого сложного психологического явления используется метод классификации различных измерений, характеристик памяти на основе различных критериев: источник получаемой и сохраняемой информации; характер содержания получаемой информации; степень прочности, надежности сохранения полученных данных и др.

По источнику информации память классифицируется на зрительную, слуховую и двигательную (моторную); у разных людей роль этих источников в получении и сохранении впечатлений неодинакова.

По характеру содержания информации память подразделяется на логическую, образную, эмоциональную. Установлено, что логическая информация воспринимается левым полушарием мозга, а образная — правым.

По критерию прочности сохранения информации различают долговременную и кратковременную память.

Как показывает опыт управленческой деятельности, память руководителя должна иметь некоторые профессиональные особенности, важные для его деятельности:

  • надежная сохранность информации не столько о вещах, предметах, сколько о людях, поскольку именно взаимоотношения с людьми составляют главное содержание управленческой деятельности;
  • большой объем, способность воспринимать и сохранять информацию и о предметах, и о людях, а также постоянный учет характера сложившихся между людьми взаимоотношений;
  • оперативность, т.е. умение быстро мобилизовывать имеющуюся информацию, использовать ее в нужное время и в нужном месте;
  • помехоустойчивость, т.е. ее надежность, работоспособность в сложных ситуациях, например при ведении переговоров, в конфликтных ситуациях и т.п.

При использовании памяти, так же как и в процессе восприятий, встречаются некоторые типичные ошибки:

  • ошибка «излюбленной ситуации», хорошо сохранившейся в памяти, — перенос условий, решений, информации из одной ситуации, ранее имевшей место, на другую, хотя и подобную первой. Эта ошибка ведет к упрощению способов поведения руководителя, их стандартизации. Путь преодоления такой ошибки — всесторонняя оценка ситуации, каждая из которых является неповторимой;
  • ошибка «любимых причин» при объяснении тех или иных повторяющихся явлений — так, негативное поведение подчиненных привычно объясняется их ленью, в то время как истинные причины могут быть весьма разнообразными: недостатки в организации производства, слабое стимулирование, плохо налаженная система контроля и т.п.;
  • ошибка «краев и середин» — упущение того обстоятельства, что в процессе сообщения информации лучше всего запоминается ее часть, которая находится в начале или в конце сообщения; часть, которая находится в середине сообщения, часто ускользает от нашего внимания. Поэтому наиболее ценную информацию нужно помещать в конце или в самом начале доклада, выступления, беседы, сообщения, решения.

Как и другие способности, память может совершенствоваться, при этом могут использоваться следующие основные приемы:

  1. мотивация, т.е. формирование у руководителя соответствующих мотивов, установок, развитие чувства ответственности за порученное дело;
  2. использование различных специальных приемов для запоминания, аналогичных волшебной фразе: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», с помощью которой запоминается последовательность цветов в радуге;
  3. организация материала, который нужно запомнить, его группировка по существенным признакам, что имеет еще большее значение для улучшения памяти, поскольку позволяет человеку оперировать огромным количеством информации.

Таким образом, память тесно связана с мыслительными процессами.

Интеллект руководителя и его умение мыслить

Важнейшую роль в управлении наряду со способностью получать и сохранять информацию имеет и способность сопоставлять данные полученного опыта и делать на его основе те или иные выводы, т.е. умение рассуждать, мыслить. В мыслительном процессе, мышлении участвуют как чувства, так и разум человека, объединяются, синтезируются чувственные и логические формы познания.

Именно способностью мыслить объясняют философы-рационалисты величие человека. Умение мыслить прежде всего проявляется в умении говорить. Мышление определяют как немую, внутреннюю речь, а речь — как озвученное мышление. Вполне справедливо поэтому известное утверждение: «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает».

Мышление — сложный, многоплановый процесс, он может характеризоваться с разных позиций:

1. свойства мышления оцениваются с точки зрения его логичности, т.е. соблюдения установленных норм мышления, проблемности, умения изучать и решать сложные теоретические и практические вопросы;

2. операциональностъ мышления оценивается как его применение для осуществления различных мыслительных операций,например таких, как анализ (мысленное разделение объекта на составные части в целях выяснения их свойств) или синтез (противоположная анализу мыслительная операция соединения элементов изучаемого объекта в единое целое с целью выяснения свойств этого целого);

3. среди форм мышления выделяются:

  • понятия, выражающие существенные признаки предметов;
  • суждения, устанавливающие связи и отношения между предметами;
  • умозаключения, фиксирующие связи между понятиями и суждениям, т.е. сложные суждения;

4. мышление разделяется на следующие типы:

  • понятийное мышление, оперирование понятиями;
  • образное, использующее образное, целостное восприятие предметов;
  • действенное, практическое, обеспечивающее предметно-практическую деятельность человека;

5. мышление предусматривает следующие этапы:

  • осознание какой-либо проблемы при осуществлении той или иной деятельности;
  • поиск возможных вариантов ее решения;
  • выбор одного из этих вариантов в качестве наиболее приемлемого;
  • реализация принятого варианта в практической деятельности.

Эти основные характеристики мыслительной деятельности в целом характеризуют и аналогичную деятельность руководителя. Однако управленческая деятельность специфична, поэтому при ее осуществлении востребованы особые стороны мышления.

особенность мышления руководителя, которая обусловлена характером его профессиональной деятельности, — его практическая направленность, т.е.

направленность не на те или иные символы, знаки, как это имеет место в деятельности ученого, а на реальные объекты и процессы, прежде всего на людей и их взаимоотношения.

Мышление руководителя как бы вплетено во все формы управленческой деятельности — планирование, организацию, мотивацию, контроль. Этим объясняются и некоторые другие его особенности:

  • почти всегда руководитель вынужден осмысливать проблему в условиях жесткого лимита времени, что делает невозможным выдвижение множества гипотез;
  • проблемы, возникающие в процессе управленческой деятельности, как правило, не имеют однозначного решения; эти решения являются лишь более или менее правильными;
  • результаты мышления сразу используются для изменения характера проблемной ситуации;
  • при осмыслении ситуации руководитель должен учитывать не только ее главные, но и второстепенные особенности, поскольку детали могут иметь решающее значение.

Эти особенности управленческого мышления выдвигают особые психологические требования к интеллектуальным способностям менеджера:

  • Мышление руководителя должно быть стабильным, т.е. отличаться высокой степенью устойчивости. Необходимость этого качества объясняется тем, что он имеет дело прежде всего с людьми, которые могут подчиняться ему не в полной мере, скрывать свои подлинные чувства и намерения, а иногда и пытаться манипулировать руководителем. Поэтому руководитель должен уметь логически мыслить и последовательно действовать в условиях сложной, неопределенной ситуации.
  • Решения руководителя должны быть четкими, ясными, не допускающими возможности их превратного истолкования. Это облегчит последующую проверку их исполнения.
  • Руководитель должен уметь предвидеть. Именно это качество мышления руководителя позволяет ему на основе обобщения больших массивов информации прогнозировать не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности.
  • Руководитель должен обладать определенным уровнем интеллекта. Однако, как показывает опыт, в действительности жесткой связи между уровнем интеллекта и уровнем руководства нет. Существует лишь некоторая зависимость, но не прямая, а опосредованная множеством условий, прежде всего уровнем профессиональной управленческой подготовки, важной составной частью которой является и психологическая подготовка. Мыслительные способности тесно связаны со многими другими качествами личности, существенно важными для управленческой деятельности, в частности с волевыми качествами.

Волевые свойства руководителя

Воля — это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Воля предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности, в частности непредвиденные изменения производственной ситуации, утомление, однообразие, монотонность выполняемых трудовых операций и т.п.

Без преодоления этих трудностей любая деятельность, в том числе и управленческая, не может быть успешной.Волевые свойства характеризуются как целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Эти качества особенно важны для менеджера.

Современные психологи считают, что воля сочетает в себе интеллект, эмоциональные и деятельные способности человека, поскольку воля проявляется в преодолении самых разнообразных трудностей. Именно поэтому она особенно важна для руководителя, деятельность которого чрезвычайно многообразна.

Воля зависит от индивидуальных психологических качеств человека, связана с общей направленностью личности, но может развиваться на основе полученного жизненного опыта, по мере приобретения навыков преодоления трудностей.

Развитие этого качества тесно связано с развитием других способностей, прежде всего интеллекта, включая такие его качества,как самостоятельность, самокритичность, гибкость ума. Важно и развитие моральных основ воли, способности различать явления, дела и поступки с помощью категорий добра и зла, пользы и вреда.

Укрепление волевых качеств руководителя во многом зависит от его способности четко организовать свою работу, ее планирование. Немалое значение, как показывает опыт, имеет и применение в критических ситуациях методов самовнушения, саморегулирования, например мысленное произнесение фраз типа «я могу», «я сделаю это» и т.п. Подобная техника психорегуляции может принести ощутимую пользу.

Исследования показывают, что из личностных характеристик на выносливость человека особое влияние оказывает его способность к общению. Она, как правило, выше у экстравертов, т.е. людей, ориентированных вовне, чем у интровертов — людей, ориентированных вовнутрь. Волевые качества значительно усиливаются в условиях соревновательных ситуаций.

Таким образом, волевые качества, выдержка, самообладание, настойчивость и упорство, смелость и решительность определяются как природными, врожденными особенностями человека, так и социальными, приобретенными факторами, систематической тренировкой и воспитанием.

От природных свойств личности зависят и другие рассмотренные психологические качества субъекта управления, его способность восприятия, память, интеллектуальные особенности.

Вместе с тем всегда существует возможность компенсации любого профессионально значимого свойства за счет других свойств или развития соответствующих знаний, умений и навыков. Эту компенсаторную деятельность человек может осуществлять как самостоятельно, так и в ходе профессиональной подготовки и переподготовки.

Руководитель имеет и дополнительную возможность восполнить те или иные собственные качества путем формирования соответствующей рабочей группы, команды.

  • Оценка персонала, ассессмент
  • Оценка персонала
  • Руководителю
  • Интеллект
  • память
  • воля

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/article/trebovaniya-k-pamyati-intellektu-i-vole-rukovoditelya

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца — Саморазвитие

Требования к памяти, интеллекту и воле руководителя

Нельзя одномоментно стать начальником. Даже если удастся получить место, используя связи, продержаться на нем долго не выйдет. Любой рядовой сотрудник может стать руководителем, но для этого необходимо развивать в себе определенные навыки, умения.

Условно можно выделить три группы качеств:

  • профессиональные;
  • личные;
  • деловые.

Каждая имеет значение и выполняет определенную роль в формировании будущего директора. Он должен быть хорошим специалистом в сфере. В этом помогут соответствующее образование, опыт работы, постоянное повышение квалификации. Желательно изучать смежные виды деятельности.

Вторая важная часть профессиональных качеств руководителя — это навыки. Это знание иностранных языков, владение компьютерными программами, умение водить машину. В этом направлении тоже необходимо развиваться, так как эффективный руководитель должен быть образцом для подражания.

Идеальный портрет

Для того чтобы понять, какими качествами должен обладать руководитель, нужно составить его абстрактный образ. Для менеджера обычного магазина будет один набор характеристик, для управленца крупной компании — другой.

Сильная сторона хорошего директора — это высокие моральные принципы. Команда относится к нему с уважением только в случае справедливого отношения.

Руководитель уважает каждого сотрудника, не использует интриги, не лжет и не шантажирует. Попытки добиться признания с использованием авторитарной модели поведения не увенчаются успехом.

Современный управляющий должен быть нацелен на сотрудничество.

Настоящий лидер интересуется людьми, создает им комфортные условия для труда. Когда работники видят человеческое отношение, они готовы переждать даже сложное время и не увольняться.

Постоянные стрессы, дедлайны и загруженность не прибавляют руководителю здоровья. Поэтому необходимо грамотно планировать дела, выделять время на отдых. В сфере продаж можно получать большую зарплату, но в такой работе придется изрядно нервничать. Нельзя вымещать злость, раздражение на рядовых сотрудниках.

Руководство отделом — непростое занятие. Поэтому потенциальному управленцу нужно иметь веру в себя и иметь высокую самооценку. Важное качество личности — это уверенность в успешности предприятия. Такой оптимизм заразителен и вдохновляет сотрудников.

Эффективность начальника

Характеристику руководителя составить сложно, так как каждый человек уникален. Современные психологи считают, что в такой должности будет комфортно амбициозной личности. Такому человеку будет легко удаваться ставить максимальные цели, достигать их, заниматься профессиональным развитием.

Сотрудники могут описать образ идеального управленца следующими качествами:

  • коммуникабельность;
  • уверенность;
  • стратегическое мышление.

Ценный навык профессионала — умение создавать команду. Он не просто набирает группу специалистов, а прикладывает усилия для выработки мотивации, стимулирует коллектив на достижение целей и следит за атмосферой.

Эффективность управленца выражается в увеличении производительности труда, повышения прибыли. Сотрудники с удовольствием ходят на работу, в коллективе царят дружелюбные отношения.

Личные качества

Хорошего руководителя можно охарактеризовать разными положительными словами. Для того чтобы стать начальником, нужно работать над характером. В основе успеха лежит честность — любой сотрудник это оценит. Поэтому всегда нужно сообщать правдивые условия труда, объяснять необходимость переработок, особенности начисления премий и т. п.

Руководящая должность всегда связана с ответственностью. Человек не просто принимает решения, но и готов отвечать за их последствия. Перекладывать это на других сотрудников — признак плохого начальника.

В компетенцию управленца входят разные обязанности, в том числе и решение конфликтных ситуации. Необходимо обладать уравновешенность, терпеливостью, сдержанностью. Нельзя оскорблять работника, унижать или угрожать.

Лидерская личность должна иметь способность организовать себя и среду вокруг. Для этого нужно вырабатывать навык распределять время, выделять приоритетные задачи, перекладывать частично полномочия на помощника.

Перечень качеств руководителя может быть объемным. В списках психологи выделяют харизматичность, стрессоустойчивость, отзывчивость, целеустремленность, честолюбие, справедливость.

Деловая сфера

задача управленца — организация трудового процесса, осуществление контроля, самоорганизация. Поэтому он должен хорошо владеть навыками тайм-менеджмента, постоянно стремиться к самосовершенствованию.

Руководитель служит примером для сотрудников. Он обладает критическим мышлением, умеет быстро анализировать текущую ситуацию и оценивать ее. В этом ему поможет эрудированность — широкие познания в разных областях.

Начальник постоянно ищет новые формы и методы работы. Он открыт всему новому и пробует необычные подходы к организации процесса. Существуют психологические тренинги, которые обучают лидерству.

В любой работе бывают сложные моменты, особенно если отдел задействован в продажах. Из-за кризиса покупательская способность падает, и это негативно сказывается на доходах компании. Поэтому задача управленца — поддержать моральный дух коллектива.

Особенности резюме

Хороший руководитель никогда не останется без работы. Его резюме должно показывать сильные стороны специалиста. После указания личных данных необходимо выделить информацию об образовании и повышении квалификации.

https://www.youtube.com/watch?v=M-rmKq0xuSk

Нужно не только перечислить навыки и умения, желательно указать способы их применения в реальной жизни. Например, правильная оптимизация рабочего времени позволяет увеличить производительность. Стрессоустойчивость дает возможность не теряться в критичных ситуациях.

На собеседовании будущему руководителю будут задавать разные вопросы. Некоторые специалисты по подбору кадров предпочитают предлагают решить небольшие задачи — это позволяет оценить навыки человека. Важно показать уверенность в себе и харизматичность.

Популярные ошибки

В литературе по психологии рассматриваются разные черты человека. Для каждой профессии выделяется особый список нежелательных привычек. Плохие личные качества руководителя могут серьезно снизить эффективность работы.

Эффективный управленец умеет мотивировать сотрудников на выполнение задач. Контролировать каждый шаг и чрезмерно загружать делами — неправильное решение. Люди не будут понимать, зачем они заполняют отчеты, и от этого будет снижаться заинтересованность.

Отрицательное качество лидера — нерешительность. Он не захочет брать ответственность за принятые решения и предпочтет сделать виноватым рядового сотрудника. Из-за упрямства управленец не будет слышать ценных идей от коллектива.

Слабые стороны руководителя:

  • страх делегировать часть обязанностей;
  • неспособность расставить приоритеты;
  • категоричность.

Никто не идеален, но управленцу необходимо уделять время и силы личностному росту. Это позволит ему снизить проявление отрицательных черт характера.

Нельзя вести себя агрессивно, высокомерно, осуждающе, консервативно. Все это только негативно скажется на управленческой деятельности.

Источник:

Качества руководителя. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства :

Современный мир бизнеса устроен так, что он делится на людей, которые принимают решения, руководят всем процессом производства, и людей, которые осуществляют этот процесс. Первых называют руководителями, а вторых – исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими качествами должен обладать руководитель, чтобы направить бизнес к росту и процветанию.

Кто такой руководитель?

Это прежде всего человек, который официально уполномочен управлять коллективом предприятия и организовывать всю его деятельность. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование всего предприятия. Основные его задачи перечислены ниже.

  • Направить деятельность как всего коллектива, так и каждого сотрудника в отдельности, в нужном направлении.
  • Создать такие условия труда, чтобы работа выполнялась наилучшим образом.
  • Контролировать весь процесс выполнения поставленной задачи.

Руководители бывают разные – хорошие и плохие, талантливые и не очень, высшего звена и низшего и т. д.

Даже если человек занимает такую небольшую должность, как руководитель отдела, качества лидера помогают ему не только справляться с поставленными задачами, но и в целом успешно строить карьеру и отношения с окружающими. Также руководитель должен быть харизматической личностью.

Только так он сможет добиться того, чтобы его слушали и исполняли принятые им решения.

Для того чтобы разобраться, какими качествами должен обладать руководитель, нужно рассмотреть наиболее важные составляющие его личности, учитывая спрос и требования современного делового общества. Также важно учитывать род деятельности, например, требования к главе научного коллектива будут предъявляться несколько другие, чем к управленцу на производстве.

Качества хорошего руководителя включают: индивидуальные особенности личности человека, его темперамент и характер, особенности памяти, профессиональный опыт, теоретическое и практическое мышление, интеллект, стрессоустойчивость. Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности.

Индивидуальные особенности личности человека

Поскольку главной особенностью руководящей работы является огромный объем информации, то способность ее воспринимать и перерабатывать является неотъемлемой составляющей личности руководителя. Информация поступает разнообразная.

Это данные о сотрудниках предприятия, новые технологии, поставщики, состояние рынка, будущие прогнозы, текущие внутренние процессы и многое другое.

Важно, чтобы руководитель мог охватить всю информацию в целом, также смог вычленить и увидеть необходимые детали, осмыслить и систематизировать полученную информацию.

Все это является особенностями восприятия человека, а также внимания, профессиональной наблюдательности, логического и аналитического мышления. Важно отметить, что восприятие информации руководителем имеет непосредственно отношение к его профессиональному опыту и знаниям. Чем более опытен и образован лидер, тем быстрее он способен принимать адекватные решения.

Темперамент

Качества хорошего руководителя непосредственно зависят от его темперамента. Так, управленец с холерическим темпераментом способен прекрасно ладить с людьми, отличается инициативностью, живостью ума, решительностью.

Но его склонность к авантюрам может поставить под угрозу всю работу предприятия. Лидер с сангвинистическим темпераментом деловит, энергичен, общителен и отзывчив. Он обладает высокой работоспособностью, но ненавидит кропотливый труд.

Поэтому, если он потеряет интерес к работе, то её качество тоже пострадает. Руководитель-флегматик не способен проявлять свои эмоции, но его работоспособность феноменальна. Его подход к работе чисто деловой, не терпящий фривольных отношений.

Если глава коллектива – меланхолик, то ему противопоказано переутомляться. Он очень чувствителен к критике, мнителен и необщителен.

Особенности памяти

Нельзя сказать, что память начальника должна быть просто хорошей. Многие люди обладают прекрасной памятью, но они не в состоянии взять в свои руки руководство большим заводом или другим предприятием. Память руководителя должна прежде всего соответствовать требованиям управленческой деятельности.

Для эффективной работы лидер должен быть способен не только охватить большой объем информации, но сохранить его в памяти долгое время, уметь выделить главное и связать воедино разносторонние факты, быть способным быстро вспомнить необходимую информацию в нужное время, легко переключаться с одной задачи на другую.

Профессиональный опыт

Профессиональный опыт руководителя формируется на основе всей его деятельности и личной жизни. Все, что когда-либо делал человек, навсегда запечатлевается и хранится в его памяти.

Также все свои действия так или иначе человек оценивает как хороший или плохой опыт, придавая им эмоциональную окраску, затем систематизирует и упорядочивает.

Таким образом, при возникновении специфической ситуации руководитель способен извлечь из свой памяти и выбрать нужный способ поведения для решения управленческой проблемы.

Теоретическое и практическое мышление

Благодаря теоретическому мышлению руководитель способен разрабатывать тактику и стратегию управления предприятием, а с помощью практического мышления он осуществит все свои планы.

Интеллект

Когда говорят об интеллекте человека, то имеют ввиду все его личные и общие познавательные способности в совокупности. Очень часто такие способности зависят от особенностей его личных психических познавательных процессов – памяти, мышления, восприятия и других.

Источник: https://donpi.ru/zdorove/kachestva-rukovoditelya-otsenka-i-razvitie-lichnosti-upravlentsa.html

Развитие интеллекта, внимания, памяти. Секретные методы спецслужбТекст

Требования к памяти, интеллекту и воле руководителя

© Могучий А., 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Слово «спецслужбы» для многих людей стало символом силы, власти, могущества и, конечно же, символом тайны. Службы госбезопасности любой страны – действительно более чем серьезные организации.

К людям, работающим там, обычно относятся настороженно, но с определенным пиететом. Многим кажется, что там работают какие-то необыкновенные люди.

Не небожители, нет – но люди, знающие, умеющие и понимающие гораздо больше, чем обычный среднестатистический человек.

И в самом деле, многие и многие из них действительно достойны уважения. Ведь в спецслужбы лишь бы кто не попадет. Отбор достаточно строгий и проводится по множеству параметров.

На службу туда обычно принимают людей с твердыми убеждениями, морально и психологически устойчивых.

Они должны уметь выдерживать стрессы и справляться с их последствиями.

От них требуется умение владеть собой и контролировать свои эмоции.

И конечно, одним из главных требований всегда был развитый интеллект. Но не только – а еще и хорошая память, внимание, умение сосредоточиваться и принимать решения в самых сложных ситуациях, а также выдержка, находчивость, сообразительность.

Специально отобранных людей обучают по особым методикам – в многочисленных засекреченных школах и на курсах «особого назначения». Чему обучают? Разведке и контрразведке, слежке и наблюдению, различным методам получения и обработки информации, шифровке и дешифровке и еще множеству дисциплин в зависимости от специализации.

Конечно, интеллектуальная и психологическая подготовка стоит едва ли не на первом месте. Без тренированной памяти, внимания, наблюдательности, интеллекта на этой работе делать нечего!

Для чего вам память, внимание и интеллект, как у агента спецслужб

Далеко не только агентам и сотрудникам спецслужб в наше время требуется развитый интеллект. Мир усложняется с каждым годом, потоки информации становятся все более интенсивными, и для нормальной жизнедеятельности, не говоря уже об успехе, нам просто необходимо все схватывать на лету, отделять главное от второстепенного, анализировать получаемые данные и делать верные выводы.

Кто с этим лучше всего справляется? Конечно, тот, кто обучен этому по долгу службы.

Но теперь и всех нас жизнь призывает к такому обучению. И не важно, сколько вам лет и кем вы работаете. Важно, что вы можете мыслить, а значит и жить, гораздо эффективнее, чем сейчас.

Головной мозг человека – гениальное творение природы. Он обладает практически неограниченными возможностями, о чем большинство людей и не подозревает. Путем тренинга мозга можно развивать свой интеллект чуть ли не бесконечно!

Мозг способен обучаться!

Мозг пластичен – а это значит, что мы можем по своей воле усиливать нужные нам функции!

Можем развить память до феноменальных величин. Можем дисциплинировать свою мысль так, чтобы легко решать самые трудные задачи.

Можем стать такими внимательными, чтобы ни одна мелочь и деталь (о которых порой зависит очень много) не ускользнула от нас. Можем освоить искусство генерировать гениальные идеи.

Можем научиться мыслить творчески, неординарно и при этом логически четко и выверено. Можем стать совершенно другими людьми, приблизить себя к идеалу!

И всего этого можно достичь при помощи тренинга мозга, потому что мозг и в самом деле всему голова.

А еще тренировать интеллект нужно хотя бы для того, чтобы его не утратить. Ведь согласно законам нашего организма, мы теряем то, чем не пользуемся. Если не давать нагрузки мышцам, они атрофируются. Если не тренировать интеллект, он слабеет. И, если вы хотите сохранить до преклонных лет отличную память и завидную сообразительность, тренироваться нужно начинать как можно раньше.

Развитый интеллект – это помимо всего еще и достойное качество жизни в любом возрасте и в любой жизненной ситуации. Не ждите, что кто-то обеспечит вам достойную жизнь – вы сами можете сделать это для себя при помощи своего высокоразвитого интеллекта.

Об этой книге

Выполняя задания из этой книги, вы сможете выйти на уровень мировой интеллектуальной элиты. Практическая польза, которую вы извлечете в итоге, неоценима.

Человек с «натренированным» интеллектом будет:

– находить решения проблем, которые раньше никак не решались;

– все схватывать «на лету», без затруднений усваивать новые знания;

– насквозь видеть людей и ситуации, понимать, что из чего произошло, в чем причины и следствия и где наилучший выход;

– генерировать новые, творческие, оригинальные идеи по усовершенствованию своей жизни и решению рабочих задач;

– открывать в себе новые таланты и способности.

Возрастет ваша уверенность в себе, вы перестанете теряться перед сложными задачами и обстоятельствами.

Вы даже станете лучше себя чувствовать физически – ведь тренированный мозг способен гораздо лучше руководить всеми органами и системами организма. Не случайно интеллектуально развитые люди и живут дольше, и сохраняют здравый ум и светлую память до последних дней.

Структура книги такова.

Часть 1 посвящена тренировке внимания и наблюдательности.

Она содержит:

– упражнения по методу Шульте – уникальный тренажер № 1, развивающий весь мозг через развитие внимания;

– упражнения на концентрацию внимания;

– упражнения на наблюдательность;

– упражнения на сосредоточенность.

Часть 2 нацелена на развитие сообразительности и повышение скорости мыслительных реакций.

Она содержит:

– упражнения для развития понятливости;

– упражнения на развитие сообразительности;

– упражнения на скорость мышления.

Часть 3 нацелена на быстрое повышение коэффициента интеллекта – IQ.

Она содержит:

– упражнения по методу Келли – уникальный тренажер № 2, развивающий весь мозг через развитие интеллекта;

– упражнения на развитие вербального интеллекта;

– упражнения на развитие математического интеллекта;

– упражнения на развитие пространственного интеллекта.

Часть 4 направлена на развитие и укрепление памяти.

Она содержит:

– упражнения на развитие навыков механического запоминания;

– упражнения для развития слуховой памяти;

– упражнения для развития кинестетической памяти;

– упражнения для развития ассоциативной памяти;

– приемы мнемотехники;

– тренинг всех видов запоминания.

Часть 5 направлена на развитие навыков аналитического и стратегического мышления.

Часть 6 ставит целью развитие творческого, нестандартного мышления.

Важное условие: заниматься нужно регулярно, не менее трех раз в неделю, а по некоторым методикам (например, при работе с тренажером Келли) ежедневно. Продолжим аналогию с мышцами: пропустил тренировку – и уже откатился назад, надо начинать все сначала. Мозг, как и тело, нуждается в постоянном поддержании формы.

Не обязательно заниматься подолгу. Интеллекту тоже нужен отдых, поэтому не доводите дело до переутомления.

Одного-двух упражнений в день достаточно, если вы хотите двигаться вперед постепенно, но неуклонно.

Если же хотите более быстрых результатов – то выполняйте по пять-шесть упражнений в день, пока не пройдете все практические задания книги.

Начинать можно с любой из пяти частей (в зависимости от того, какие задачи для вас наиболее актуальны), но не переходите к следующей части, пока не выполните все упражнения из выбранной вами.

Имейте в виду: в книге есть упражнения легкие, и есть сложные. Некоторые упражнения потребуют значительных усилий, а некоторые вам поначалу могут даже показаться невыполнимыми. Но не сдавайтесь.

Помните, что тренировка сотрудников спецслужб подразумевает выполнение заданий, лежащих на грани человеческих возможностей.

И именно такие задания являются самой эффективной тренировкой, позволяют совершать гигантские и практически мгновенные прорывы в своих возможностях.

И помните: даже пяти минут занятий в день достаточно, чтобы мозг активно развивался, а ваши интеллектуальные способности возрастали.

Внимание – ваш навигатор по жизни

Внимание – это важнейший фактор, формирующий силу и эффективность вашего интеллекта. Множество людей не умеют эффективно мыслить просто потому, что они рассеянны и невнимательны.

Представьте, насколько внимательным, наблюдательным и сосредоточенным должен быть человек, от которого зависит государственная безопасность. Как много всего он должен вовремя заметить и распознать. Причем наблюдать иногда приходится в крайне неблагоприятных условиях – например, при плохой видимости или в ситуации опасности для жизни.

Долго удерживать внимание на предмете и не отвлекаться – это трудно, этому надо учиться. Держать в поле зрения более семи-восьми предметов обычному человеку не под силу. А специально подготовленному под силу и не такое!

У большинства неподготовленных людей внимание блуждает, перескакивает с предмета на предмет, рассеивается. Это крайне отрицательно сказывается на возможностях интеллекта.

Если мы рассеянны и недостаточно сконцентрированы, то не сможем должным образом ответить на экзамене, не извлечем никакой пользы из курсов иностранного языка или автовождения, не уловим суть важной для нас беседы, не найдем оптимального решения профессиональных задач, проблем в бизнесе, общении, личной жизни.

Тренируя внимательность и наблюдательность, вы тренируете интеллект. А еще вы гораздо больше узнаете и об окружающей вас действительности, и о своих возможностях в ней. Тот, кто внимателен и наблюдателен, извлечет пользу из любой, даже самой ординарной ситуации и, уж конечно, никогда не упустит свои счастливые шансы.

Немецкий психотерапевт Вальтер Шульте в середине XX века изобрел уникальный инструмент для тренировки внимания, усвоения большого количества информации и скорости реакции, который сразу начал использоваться для подготовки персонала практически всеми спецслужбами мира.

Таблицы Шульте на первый взгляд очень просты, тренироваться по ним нетрудно, но потрясающий результат дают даже пять минут тренировок ежедневно.

Сами таблицы представляют собой матрицы, состоящие из 25 клеток (5 по вертикали и 5 по горизонтали).

В каждую клетку в произвольном порядке вписана одна из цифр от 1 до 25. Перед тренирующимся ставится задача – как можно быстрее найти цифры либо в прямой последовательности от 1 до 25, либо в обратной – от 25 до 1.

Работая с таблицами Шульте, вы получите следующие результаты.

– Сможете полностью концентрировать внимание на важных вещах в течение значительных промежутков времени.

– Научитесь ориентироваться в больших объемах информации, мгновенно выделяя нужные детали.

– Повысится интенсивность и скорость ваших мыслительных процессов.

– Научитесь легко переключать внимание с одной задачи на другую, не теряя продуктивности интеллектуальной деятельности.

– Ваш мозг начнет работать ясно и четко, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

– У вас появится навык мгновенной мобилизации всех ваших интеллектуальных ресурсов для интенсивной работы.

– Научитесь мгновенному сосредоточению на любой решаемой вами задаче.

– Сможете моментально включаться в умственный труд, вам не будет требоваться долгая раскачка, вы будете работать с максимальной интенсивностью с первых же секунд.

– Сможете на протяжении длительных отрезков времени заниматься умственным трудом, не делая перерывов, не снижая интенсивности и практически не уставая.

– Научитесь оптимальным образом упорядочивать и организовывать информацию.

Если вы спросите, когда следует ожидать подобных результатов, то ответ таков: мгновенно. Как только вы начнете работать с таблицами Шульте, ваши интеллектуальные способности возрастут, вы это почувствуете. Но с первого раза серьезных перемен ожидать не стоит. Чтобы результаты достигли максимума, потребуется минимум десять дней.

Источник: https://www.litres.ru/anton-moguchiy/razvitie-intellekta-vnimaniya-pamyati-sekretnye-metody-spec/chitat-onlayn/

Эмоциональный интеллект лидера. 5 ключевых навыков

Требования к памяти, интеллекту и воле руководителя

В последние годы успешность, лидерство и достижение выдающихся результатов в карьере стали связывать с развитым эмоциональным интеллектом. Оказывается, что умственного интеллекта, глубоких знаний и усилий недостаточно для достижения значимых результатов на работе.

Ученые выяснили, что именно эмоциональный интеллект (EQ) – решающий фактор и определяет 58 % успеха, причем во всех профессиональных сферах. Кроме того, EQ — наиболее важный фактор лидерства и личного превосходства. В этой статье мы разберемся, чем является и чем не является эмоциональный интеллект, достаточно ли его для большого успеха.

В завершении мы расскажем о том, как медитации могут помочь вам его развить.

ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Эмоциональный интеллект – это способность сознавать собственные чувства и чувства других людей, вырабатывать для себя мотивацию и справляться с эмоциями как в самих себе, так и в отношениях с другими людьми.

Пока не обнаружено никакой связи между показателем интеллекта и EQ. В отличие от умственного интеллекта, основанного исключительно на деятельности «думающего» неокортекса, эмоциональный интеллект также связан с работой «эмоциональной» лимбической системы.

 Сообщение между нашими эмоциональными и думающими «мозгами» – физический источник эмоционального интеллекта. Сложность заключается в том, что эмоционально мы реагируем на события прежде, чем разум оказывается в состоянии их осмыслить.

Поэтому эмоциональный интеллект требует эффективной коммуникации между рациональными и эмоциональными центрами мозга.

Эмоциональный интеллект – это не то, с чем рождаются. Вы можете развивать и совершенствовать его в любом возрасте. И это обнадеживает. Когда мы тренируем свой мозг, постоянно используя новые стратегии EQ, эмоционально интеллектуальное поведение становится привычкой. Все это возможно благодаря нейропластичности нашего мозга.

Теперь разберемся с эмоциональным интеллектом поподробнее. Лучших лидеров в корпоративном мире выделяет именно способность идентифицировать и контролировать эмоции — свои и других — и управлять отношениями.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОБ EQ:

  • Эмоциональный интеллект не означает, что человек всегда скромно и тактично себя ведет. В определенных обстоятельствах лидеру придется сказать неприятную правду.
  • Эмоциональный интеллект лидера не предполагает, что человек дает волю чувствам. Лидер управляет своими чувствами и выражает их в нужный момент, чтобы команда могла спокойно работать над общими задачами.

5 НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Дэниел Гоулман, писатель, психолог, научный журналист, автор бестселлеров «Эмоциональный интеллект», «Эмоциональный интеллект в бизнесе» и авторитетный популизатор EQ, выделяет 5 ключевых навыков ЭИ.

САМООСОЗНАНИЕ

Вы  распознаете свои чувства или эмоции, когда они возникает и почему.  И используете это умение в процессе принятия решения.

Реалистичная уверенность в себе: вы понимаете свои сильные и слабые стороны; вы действуете от компетентности и знаете, когда полагаться на кого-то другого в команде. Вы учитесь на опыте.

Эмоциональная проницательность: вы понимаете свои истинные чувства. Осознание того, что заставляет вас сердиться, например, может помочь вам справиться с этим гневом.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Устойчивость: вы сохраняете спокойствие под давлением и быстро восстанавливаетесь после стресса.

Это способность привести эмоции в порядок, успокоить самого себя и избавиться от безудержной тревоги, уныния или раздражительности. Она основывается на самосознании.

Вы не впадаете в долгие тревожные раздумья и не паникуете. В кризис люди смотрят на лидера для уверенности. Если лидер спокоен, они тоже могут быть спокойны.

Эмоциональный баланс: вы держите под контролем любые тревожные чувства. Вместо того, чтобы взрывать людей, вы даете им знать, что не так, и как это разрешить.

САМОМОТИВАЦИЯ

Вы продолжаете двигаться к отдаленным целям, несмотря на неудачи. Вы способны настроить себя на вдохновение и созидание. Вы берете на себя инициативу.

ЭМПАТИЯ

Распознавание эмоций в других людях.

Когнитивная и эмоциональная эмпатия: вы понимаете видение других и поэтому можете доносить вещи так, чтобы коллеги вас понимали. Вы приветствуете их вопросы. Когнитивная эмпатия, наряду с точным чтением чувств другого человека, способствует эффективному общению.

Внимательное слушание: вы обращаете полное внимание на собеседников и стараетесь их понять. Вы не перебиваете и не меняете тему.

Убедительная коммуникация: вы доносите смыслы убедительно и ясно, так что люди достаточно мотивированы, а также знают чего ожидать. Спокойное взаимодействие.

Командная игра: люди чувствуют себя спокойно, работая с вами. Важный признак этого — они легко смеются вокруг вас.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Эмоциональная компетентность – это так называемый soft skill («мягкий» навык), в основе  которого лежит эмоциональный интеллект.

EQ дает возможность усвоить практические навыки, основанные на самосознании, саморегуляции, эмпатии, мотивации и искусстве поддерживать отношения. Эмоциональная компетентность говорит, насколько мы реализовали эту возможность на рабочем месте.

Например, надежность – это компетентность, основанная на развитой саморегуляции — способности к управлению своими эмоциями и побуждениями.

Само наличие EQ не подразумевает наличие эмоциональной компетентности так же как идеальный слух не означает блестящую оперную карьеру. Именно наличие этой компетенции необходимо для выдающихся результатов. Высокая эмоциональная компетентность топ-менеджмента приносит компании наибольший доход, а низкая может разорить.

КАК МЕДИТАЦИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ В РАЗВИТИИ EQ?

Очевидно, что эмоциональный интеллект начинается с умения осознавать свои эмоции. Для этого необходимо начать направлять свое внимание внутрь себя и наблюдать за тем, как и в ответ на что в нас рождаются эмоции, как они проявляются в теле, как они влияют на нас. И здесь нам просто необходимы практики майндфулнесс. И формальные медитации, и внимательность в повседневных делах.

Практики майндфулнесс тренируют нашу способность быть внимательными. Исследование Энди Хасенкамп, руководителя по исследованиям в Институте Разума и Жизни, выявило основное движение, которое повторяется в любом виде медитации:

  • Вы фокусируете внимание на чем-либо.
  • Внимание отвлекается.
  • Вы  замечаете,  что ум отвлекся (мета-осознавание).
  • Вы отсоединяете ум от того, на что он отвлекся и возвращаете его обратно.

Каждый раз, когда вы повторяете эти действия, вы тренируете и укрепляете мышцу внимательности. Это основные повторы в умственном тренажерном зале. Медитирующий или практикующий осознанность постепенно меняет форму и функцию своего мозга. Внимательность становится вашей привычкой.

Благодаря внимательному исследованию себя, вы становитесь осведомленным о своих привычных способах эмоционально реагировать на обстоятельства, собственные мысли и суждения, воспоминания. Самоисследование — это один из аспектов медитации, который помогает развивать эмоциональный интеллект лидера.

Кроме того, научно доказано, что медитация:

  • Улучшает способность регулировать эмоции.
  • Снижает импульсивность реакций.
  • Повышает стрессоустойчивость и готовит вас к стрессовым событиям.
  • Укрепляет социальные связи.
  • Улучшает взаимоотношения с людьми, привнося в них доброту, заботу, искренность и глубину.

Медитация помогает вам познакомиться со своими эмоциями, не отталкивать их и подружиться с ними. Вы узнаете как эмоции проявляются в теле, как они возникают, длятся и уходят. Ведь тело, мысли и эмоции сложно связаны между собой. Вы начинаете больше доверять сигналам своего тела. В этом вам поможет медитация Сканирование тела.

С помощью медитации вы станете лучше понимать эмоции других людей, разовьете эмпатию и станете более сопереживающими. Для этого практикуйте медитацию Любящей доброты.

Кроме того, практика майндфулнесс дает вам инструменты для снижения стресса. В этой статье вы можете найти простые и эффективные техники снижения стресса. Используйте расслабляющие практики для качественного отдыха.

Эмоциональный интеллект лидера наряду с осознанностью назван одним из навыков человека будущего. Мы имеем в арсенале майндфулнесс множество практик, которые помогут вам развить EQ. Если вы хотите стать лидером, построить успешную карьеру или бизнес, или вы уже этого добились, дополните свою культуру благополучия и развития практиками майндфулнесс.

Спасибо за внимание. Если статья была вам интересна, подписывайтесь на мой канал и не пропустите действительно важную информацию в потоках информационного мусора.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b2bf55ada02da00a8f64678/emocionalnyi-intellekt-lidera-5-kliuchevyh-navykov-5b59f9ccda362a00aaed0f40

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: