Ученик — по статусу, по сути и… по стоимости

Оплата труда учеников и их наставников на период обучения

Ученик - по статусу, по сути и... по стоимости

«УТВЕРЖДАЮ»Генеральный директор

ПАО «Компания»

_____________Д.Д. Директоров

1 Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет порядок оплаты работникам предприятия на период обучения и освоения новых рабочих профессий на базе ПАО «Компания».

1.2 Настоящее положение распространяет свое действие на категории работников:

Основные постоянные работники, принятые на работу в статусе учеников;Основные постоянные работники, осваивающие вторую (смежную) профессию на базе предприятия для дальнейшей работы по совместительству (совмещению) по полученной специальности;Основные временные работники, принятые на срок свыше 2-х месяцев (на период длительного отсутствия основного постоянного работника);Опытные высококвалифицированные рабочие (наставники), закрепленные за обучаемыми новым рабочим профессиям и специалисты предприятия, привлекаемые в качестве преподавателей теоретического обучения для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников предприятия.

1.3 За каждым лицом, принятым на предприятие в качестве ученика либо работником, обучающимся второй, смежной профессии, распоряжением начальника структурного подразделения назначается наставник на весь период обучения из числа квалифицированных рабочих.

1.4 Оплата стипендий ученикам, наставникам и преподавателям за обучение включается в фонд заработной платы и относится на затраты производства.

1.5 Размер стипендии ученикам определяется категорией сложности осваиваемой профессии.

1.6 Стипендия ученикам начисляется и выплачивается согласно отработанному времени каждые полмесяца в дни выплаты заработной платы работникам предприятия.

1.7 Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

1.8 Сроки обучения учеников профессиям указаны в приложении № 1. Обучение новых рабочих и обучение рабочих вторым профессиям заканчивается сдачей квалификационных экзаменов. (Форма протокола заседания квалификационной комиссии — приложение № 2).

В случае длительного отсутствия ученика (более 2-х недель) по уважительной причине (болезнь, отпуск), срок его обучения продляется на период фактического отсутствия.

В случае отсутствия ученика без уважительной причины период обучения профессии остается первоначальным.

1.9 Ответственность за контроль, учет данных по обучению и своевременное оформление оплаты труда ученикам за практические занятия, выполнение требований настоящего положения несет служба управления персоналом.

1.10 Ведомости на выплату ученических стипендий, оплату наставникам составляет специалист по кадрам не позднее 3 числа следующего за отчетным месяца на основании выписки из табеля учета рабочего времени. (Форма ведомостей — приложение № 3, приложение № 4).

1.11 Ведомость на оплату согласуется с руководителем подразделения, начальником службы управления персоналом, ведущим инженером по охране труда.

1.12 После согласования ведомость на оплату передается в бухгалтерию не позднее 4 числа следующего за отчетным месяца.

1.13 Работник, получающий стипендию от ОАО «Компания» обязан отработать на предприятии не менее 1 года с момента окончания обучения. В случае невыполнения указанного условия (при неуважительной причине увольнения до истечения 1 года) работник обязан вернуть предприятию полученную ранее стипендию, а также возместить другие, понесенные предприятием расходы, связанные с обучением.

1.12 Для рассмотрения случаев нарушения условий начисления стипендии, определения уважительности причины увольнения создается постоянно действующая комиссия в составе:

начальник службы управления персоналом — председатель комиссии;
юрисконсульт;руководитель подразделения, где работает ученик.

1.13 По итогам заседания комиссии специалист по кадрам оформляет протокол. В случае принятия решения о взыскании выплаченной стипендии решение комиссии (протокол) передается в бухгалтерию.

1.14 Контроль за выполнением решения комиссии осуществляет специалист по кадрам.

2 Оплата на период обучения первой профессии (принятому в статусе ученика)

2.1 Ученикам, принятым на обучение профессиям с повременной системой оплаты труда, устанавливается:

Оплата по трудовому договору (размер указывается в трудовом договоре);Ученическая стипендия (указывается в ученическом договоре).

2.2 Ученикам, принятым на обучение профессиям со сдельной оплатой труда устанавливается:

Оплата по трудовому договору в размере часовой тарифной ставки, соответствующей 0 разряду ЕТС;Ученическая стипендия (указывается в ученическом договоре);Оплата практических занятий.

2.3 Размер стипендии для профессий сложных в освоении, требующих длительного срока обучения (при повременной оплате труда) составляет:

1-2 месяцы обучения — 50% минимальной заработной платы (МРОТ) в месяц;3-4 месяцы обучения — 75% МРОТ в месяц;5-8 месяцы обучения — 100% МРОТ в месяц.

2.4 Размер стипендий при обучении прочим профессиям (со сдельной оплатой труда) составляет:

1-2 месяцы обучения — 75% МРОТ в месяц;
3-4 месяцы обучения — 50% МРОТ в месяц.

2.5 Оплата практических занятий:

Выполненная работа оплачивается в соответствии с действующими расценками на данную операцию согласно нарядам.На качественно выполненную работу начисляется премия (для сдельщиков), которая выплачивается согласно премиальному положению за выполнение плана производства.

2.6 Список дефицитных профессий определяется начальником службы управления персоналом, согласуется с начальником производства, утверждается директором. Список корректируется в зависимости от степени востребованности рабочих данной профессии на предприятии и от изменения ситуации на рынке труда.

3 Оплата работнику на период освоения второй, смежной профессии

3.1 Обучение второй, смежной профессии организуется на основании служебной записки, в которой руководителя подразделения обосновывает необходимость данного обучения. Продолжительность обучения не должна превышать срок, установленный для подготовки новых рабочих по данной профессии.

3.2.Работнику, работающему на сдельной оплате и осваивающему вторую, смежную профессию без отрыва от работы по основному месту работы, устанавливается стипендия на период обучения в размере 2000 руб. в месяц.

3.3 Стипендия выплачивается ежемесячно при условии отсутствия нарушений трудовой дисциплины и пропускного режима.

3.4 В случае не востребованности работника по полученной второй, смежной профессии в течение 1 года (не заключения дополнительного соглашения о работе по совмещению /совместительству/), выплаченная стипендия высчитывается из мотивационного фонда подразделения.

4 Оплата наставникам

4.1 Оплата преподавателям, наставникам производится на основании ведомости.

4.2 Ведомость на оплату составляет специалист по кадрам не позднее 3 числа следующего за отчетным месяца на основании выписки из табеля учета рабочего времени (для ученика и наставника), утвержденного месячного плана обучения и представленного журнала (для преподавателей теоретического обучения).

4.3 Ведомость на оплату согласуется с руководителем структурного подразделения, ведущим инженером по охране труда, начальником службы управления персоналом.

4.4 После согласования ведомость на оплату передается в бухгалтерию не позднее 4 числа следующего за отчетным месяца.

4.5 Оплата наставникам производится в размере 1000 рублей в месяц за каждого ученика за 1-2 месяцы обучения, за последующие месяцы обучения по 500 рублей в месяц за ученика при выполнении следующих условий:

Выполнение программы практического обучения;Положительной динамики суточной выработки;

Сдачи учеником промежуточной проверки успешности освоения профессии.

В случае получения учеником неудовлетворительных оценок по какому-либо из параметров, размер оплаты наставнику уменьшается на 20%.

4.6 В случае успешной сдачи учеником квалификационного экзамена, наставнику выплачивается вознаграждение в размере 500 рублей.

4.7 Для преподавателей, проводящих теоретическую подготовку учеников, в случае успешной сдачи квалификационного экзамена, на основании представленного журнала о выполнении программы обучения выплачивается вознаграждение 500 рублей за подготовку одного ученика.

Начальник отдела кадров
Согласовано:

Директор по производству

Начальник юридического отдела

Инженер по охране труда

Вам также может понравиться

Источник: https://oformitely.ru/polojenie_od_oplate_truda_uchenikov_i_ix_nastavnikov.html

Требуются профессионалы? А зачем?

Ученик - по статусу, по сути и... по стоимости

Кого не спроси – всем нужны профессионалы. Давайте попробуем абстрагироваться от постулатов и попытаемся найти последовательный ответ на этот вопрос. Однако прежде разберемся, что называется профессионализмом. Именно эта задача оказалась не из простых.

Что такое профессионализм и кто такие профессионалы

Согласно распространенному определению: профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в разнообразных условиях.

При вдумчивом прочтении складывается впечатление, что профессионал – это Герасим, который на все согласен. Когда мы чего-то ищем, мы сначала определяем – чего мы ищем.

Так кого мы найдем по такому определению профессионала? Давайте разберемся.

Что такое «сложная деятельность»? Сложность любого процесса напрямую зависит от частоты повторения процесса. Чем чаще мы делаем одно и то же, тем легче мы это делаем. Согласно определению профессионализма, выходит: чем сложнее человеку что-либо дается, тем большим профессионалом он выглядит.

В жизни наоборот. Еще один момент. Если сложно, то для кого? Для того, кто делает и является профессионалом? Или для того, кто называет этого человека профессионалом? Лично для меня человек, способный снять колесо с трактора является профессионалом, потому что конкретно для меня это сложное дело.

Но так ли это?

Что такое «разнообразные условия»? Если мы возьмем несколько человек одинаковой специальности и перенесем их из теплого офиса на полярный круг, то профессионалом будет тот, кто все равно выполнит работу? Я не уверен, что это критерий профессионализма.

В Великую Отечественную войну женщины в тылу выполняли мужскую работу в тяжелых условиях. Означает ли это, что они являлись профессионалами в этих мужских специальностях? Нет, не означает. Это означает, что они были высоко мотивированы на результат. Также надо учесть, что женщин требовалось больше, чем мужчин.

Плюс показатели времени и качества. Все это никак не отражено в общепринятом определении профессионализма. Существуют нормальные условия труда. Их норма определяет эффективность и продуктивность сотрудника.

Любое отклонение от нормы уменьшает эффективность, если только мы не делаем заведомо легкое дело и снижение эффективности никак не отразится на результате.

По определению профессионализма, человек, который умеет выполнять свои должностные обязанности в рабочее время с легкостью и без разнообразных условий, является непрофессионалом.

А ведь это не юмор, к сожалению. Посмотрите вокруг. Сотрудник, уходящий вовремя с работы, считается несознательным. Тот, кто требует доплаты за сверхурочные, не лоялен к компании.

Самостоятельный руководитель – досадная помеха руководству.

На производствах зачастую парк оборудования – позапрошлый век.

Электрика на скрутках, подшипники «еще походят», гидравлика течет, вентиляция от Кулибина! Вот в каких условиях куется наш русский профессионал! Мастер цеха в замасленных штанах, в руках – лом и кувалда, в карманах – «жучки» на предохранители, в голове – шахматная комбинация возможных мест короткого замыкания, идет ставить подпорку под станину. Производство стоит.

Навстречу коммерческий директор, в мешковатом костюме, на «мыле» заказы на продукцию, которой нет, в голове – пятая по счету система мотивации персонала, в руках «срезанный» бонус от продаж по менеджерам. Идет к руководству обсуждать, как отгрузить клиентам то, что есть вместо того, что надо. Продажи стоят.

Финансовый директор в «дресс-коде», выбила миллион из десяти на оплату поставщикам, согласовала с коллективом задержку зарплаты, сочинила бизнес-план под кредит для банка. Куда она идет? Она идет звонить поставщикам и уговаривать их не останавливать отгрузки!

Вот они незаменимые профессионалы современной России. Специально для них придумали и прокачали на первые позиции определение профессионализма, которое учитывает все тонкости такой работы: профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в разнообразных условиях.

Какое учебное заведение готовит таких будущих профессионалов? Крутить скрутки, продавать то, чего нет, затыкать финансовые бреши личным обаянием! Если тысячи предприятий планируют и дальше работать в таком режиме, то необходимо привести в соответствие систему профобразования. Или лучше отказаться от этого постоянного сомнительного подвига по спасанию древнего трактора-чермета от списания?

До тех пор, пока в России именно по такому принципу определяются профессионалы, здесь всегда и во всем будут сложная деятельность и «разнообразные условия».

Мое мнение таково: это не профессионалы, это вынужденные приспособленцы. Пока люди ради того, чтобы шел процесс и не останавливалось производство, будут соглашаться работать в таких условиях, наша страна с места не сдвинется.

Я вспоминаю советские фильмы, женщины в тылу пашут поле, растят пшеницу, лошадь вместо трактора, председатель – безногий старик, нет электричества! Уборка урожая в такой ситуации – это подвиг, соизмеримый с подвигом советских воинов на фронте. Но сейчас нет войны, нет места подвигу. Такие подвиги – тормоз экономики.

Подвиг – это героический поступок, совершенный в трудных условиях. Постоянные подвиги – это признание трудных условий нормой. Но косое-кривое оборудование, отсутствие планирования, испорченная кредитная история компании и желание зарабатывать миллиарды без соизмеримых вложений сил и средств – это не трудные условия.

Это низкий уровень предпринимательства, антихозяйственный подход и отсутствие профессиональных навыков.

Такое предпринимательство вредно для России, оно неэффективно. В нем отсутствует прибыль, а значит, оно плодит низкие зарплаты, нестабильные рабочие места, не соответствует никаким нормам безопасности труда и не производит продукцию стабильного качества в стабильном количестве.

Если у вас на предприятии работают такого плана «профессионалы», вам необходимо серьезно задуматься о перспективах своего бизнеса. Потому как проблема не в этих сотрудниках, на плечах которых такие компании фактически выживают.

Проблема в том, что в вашем бизнесе создана ситуация, когда он существует только благодаря круглогодичному подвигу этих людей. А это уже не бизнес. Ибо назначение бизнеса – содержать владельцев и самого себя. От него обязана быть отдача.

Если бизнес сжирает все силы и средства, болтаясь около нуля – он не выполняет свое основное предназначение и необходимо срочно что-то менять.

Образ профессионала

Однажды древний мудрец Конфуций встретил Горбуна, который ловко ловил цикад.

– Неужели ты так искусен? Или у тебя есть Путь? – спросил Конфуций.

– У меня есть Путь, – ответил Горбун. – Когда наступает время охоты на цикад, я кладу на кончик своей палки шарики. Если я смогу положить два шарика, я не упущу много цикад.

Если удастся положить три шарика, я упущу одну из десяти, а если смогу удержать пять шариков, то поймаю всех без труда. И в целом огромном мире, среди тьмы вещей меня занимают только крылатые цикады.

Я не смотрю по сторонам и не променяю крылышки цикады на все богатство мира. Могу ли я не добиться желаемого?

Конфуций повернулся к ученикам и сказал: «Помыслы собраны воедино, дух безмятежно покоен», не об этом ли Горбуне сказано такое?

«Помыслы собраны воедино» – это означает, что человек сосредоточен на том, что делает. «Дух безмятежно спокоен» – человек испытывает твердую уверенность, что он справится с задачей и точно знает конечный результат.

Спокойствие духа проявляется лишь тогда, когда ты отстранен от того, что делаешь. Это возможно, когда ты делаешь то, что умеешь на «отлично».

Конечный результат твоего дела настолько очевиден, что нет никакой потребности в духовных силах.

При наличии такой уверенности выполняемая задача не может быть сложной. Сложная задача требует духовного напряжения, так как опыта недостаточно. Делая что-то незнакомое, мы боимся ошибиться, раз за разом обдумываем каждый шаг, прежде чем его совершить.

Это выражается в пословице: «Сто раз отмерь – один раз отрежь». Отмеряя по «сто раз», мы тратим духовные силы, так как каждый новый отмер порождает сомнения. Сомнения – это величина, противоположная безмятежности.

При наличии сомнений безмятежность невозможна.

И самое главное. Что такое «Путь», о котором спрашивает Конфуций у Горбуна? «Путь» – это известная дорога, проходя которой сотый раз, ты не сомневаешься в себе.

Путь – это способ профессионально сделать то, что ты собираешься. Любой человек может быть профессионалом в чем угодно, если он: знает Путь, собрал помыслы воедино и безмятежно спокоен.

Как только ты постигаешь эти три вещи, можно считать себя профессионалом.

Нужно брать в штат профессионалов или нет?

Я считаю, что в 90% случаев новый готовый профессионал не нужен. У вас есть коллектив, обладающий определенным уровнем профессионализма, и ничто ему не мешает этот профессионализм нарастить. Добавим, что профессионализм вашего коллектива заточен конкретно под вашу компанию, в новом сотруднике этого не будет.

Для увеличения профессионализма достаточно распрощаться с сотрудниками, которые не хотят у вас работать. Оставшиеся сотрудники ясно осознают, что они как-раз-таки работать у вас хотят. Их внутренний настрой приблизится к состоянию стажера, настроенного сохранить свою новую работу.

Вместе с таким «освежителем» настроения нужно всем показать, как надо работать.

В этом смысле дешевле и быстрее пригласить стороннего специалиста, прописать и отладить бизнес-процессы, оптимизировать ситуацию и составить стратегический план развития. Все это доступно разъяснить персоналу и начать победоносное шествие к новым вершинам.

Обновленный коллектив будет счастлив работать в компании и еще долгое время вы не услышите, что кто-то недоволен работой. В оставшихся 10% случаев «штатные» профессионалы нужны с целью резкого повышения профессионализма компании. Если компания сменила владельца, то новых руководителей может ожидать сюрприз в виде крайне слабого коллектива.

В этой ситуации действительно необходимо подобрать профессионалов в штат, на постоянную работу. Важно определиться с вакантными местами.

Если страдает техническая сторона вопроса (вы производите бракованную продукцию), то профессионала необходимо искать на технические должности. Если проблемы с организацией и бизнес-процессами – заменить следует генерального или исполнительного директора. А уже новые профессионалы сами справятся с рабочими и офисными сотрудниками. Они сами решат, кого менять, а кого оставить.

Ибо если они этого решить не могут – никакие они не профессионалы. Не рекомендую начинать самостоятельно менять линейный персонал и потом заводить в штат профессионала. Ему будет не на кого опереться, у него появятся проблемы с получением информации. В результате эти проблемы решать будете вы, рассказывая от А до Я профессионалу и новому коллективу специфику вашей компании.

Резюмирую. Только в 10% случаев следует менять топ-менеджмент и руководителей производства. В остальных случаях достаточно поменять систему работы. Однако для этих 10% случаев есть еще один нюанс.

Представьте себе хиляка, который просыпается одним утром – а у него кулаки, как у Тайсона.

И что, он чемпион мира по боксу? Ни в коем случае! Он хиляк с большими кулаками, и у него дыхалки не хватит двух ударов по груше сделать.

Появление узкопрофильного профессионала в слабом коллективе чревато тем, что станет хуже. Узкопрофильный специалист не сможет работать в некомпетентном окружении. Сначала он потыркается, потом скажет, что все дураки. Потом сравняется с окружением, либо уйдет. Другой пример.

В слабый коллектив приглашают профессионального управляющего. Вот тут важно понимать, каков алгоритм решения вопросов был «до», и что этот алгоритм необходимо кардинально изменить. Скорее всего, бывший слабый управляющий не решал много вопросов и «пропускал» их к собственнику.

А значит, собственник фактически управлял компанией сам, а предыдущий директор у него секретарствовал.

Взяв профессионала, собственник бизнеса фактически нашел замену и секретарю и себе в части управления компанией. Добавлю: профессиональный управляющий в стажировке не нуждается. Он соберет все помыслы воедино и безмятежно отправится в свой привычный Путь управления компанией. Вот и вся его стажировка.

И если на этом Пути ему начать указывать, куда ходить, а куда не ходить, а также где и куда сворачивать, то его мысли разбегутся, безмятежность исчезнет, да и Путь станет незнакомым.

Возникает вопрос: зачем такому собственнику профессиональный управляющий, если он сам прекрасно всем управляет и все знает? Не нужен в такую компанию профессиональный управляющий, в такую компанию нужен новый секретарь, потому как старый наскучил.

Когда вы в слабую команду берете сильного управляющего, то должны ясно осознавать, что вы ему доверяете. Если не доверяете, то брать его не надо.

Если вы планируете в рабочем процессе определиться, доверяете вы ему или нет, то это возможно выяснить только проверкой «под нагрузкой».

Он с первого дня управляет компанией, а вы со стороны во все глаза смотрите за ним, терпеливо стиснув зубы. Тогда велик шанс, что компания рванет вперед.

Если вы не хотите для себя такой шоковой терапии, то желательно пригласить сторонних специалистов, выявить реально слабые места и под полученный профиль вакансии подыскать управляющего. А на это время управлять компанией самостоятельно с поддержкой стороннего специалиста практического консалтинга, который временно сядет на место.

Усиление слабого коллектива начинается с диагностики реального положения вещей и выявления ключевых слабых звеньев. После составляется обновленная структура компании, увольняются нежелающие работать и подбирается замена. Все это лучше всего делать совместно с привлеченными профессионалами, цель которых – в минимальные сроки выполнить работу и переложить всю нагрузку на новый скелет.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/e-xecutive.ru/trebuiutsia-professionaly-a-zachem-5b92632fbd739500aacfc596

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: