Уровни адаптации

Содержание
  1. Уровни социальной адаптации
  2. Макро- микро, объективный, субъективный уровни адаптации
  3. Критерии определения уровней социальной адаптации
  4. Классификация уровней социальных адаптаций
  5. Общие принципы адаптации
  6. 1. Правило оптимума
  7. 2.  Комплексное воздействие факторов
  8. 1. Правило минимума
  9. 2. Правило двух уровней адаптации
  10. Определение адаптации: что это за процесс у человека, значение способности кратко
  11. Что это такое
  12. Определение в психологии
  13. Факторы развития
  14. Основные виды
  15. Биологическая
  16. Социальная
  17. Этническая
  18. Психологическая
  19. Нарушения
  20. Адаптация в психологии: это что такое, понятие, термин
  21. Понятие и суть
  22. История открытия и изучения
  23. Классификация и уровни
  24. Проявления и методы адаптации
  25. Факторы
  26. Диагностика
  27. Типы расстройств и методы их устранения
  28. Адаптация ребенка к школе: советы родителям
  29. Особенности адаптации
  30. Структура и виды адаптации
  31. Социальная
  32. Физиологическая
  33. Психологическая
  34. Уровни адаптации
  35. Высокий уровень

Уровни социальной адаптации

Уровни адаптации

Чаще всего социальная адаптация рассматривается как сумма самостоятельных, локальных и независимых адаптивных процессов, а не как единый, неделимый, социальный процесс. Поэтому нет общепризнанного определения и понимания ее природы, уровневой классификации адаптации, определения социальных уровней.

Структурный подход позволяет выделить макроуровень – макроинституты, регулирующие политику, экономику, культуру. Внутри каждого из них выделяют относительно самостоятельные институты первого, второго и последующих микроуровней.

Замечание 1

Все уровни возможно разделить только условно, поэтому существует целый ряд звеньев, обеспечивающих связь микро- и макроуровней социальной реальности: личности и взаимодействия между ними, социальные группы, организации, институты; типы обществ и т.д.

Взаимопроникновение, сращивание, взаимодействие всех уровней обеспечивает образование специфического институционального поля, наполнение информационного пространства, формирование общества.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Макро- микро, объективный, субъективный уровни адаптации

В зависимости от сложности, характера, особенностей функций, структуры формируются соответствующие социальные образования, деятельность который реализуется через взаимодействие объективного и субъективного уровней всего общества.

Объективный уровень включает социальные явления, характеризующие сущность предметов. Этот уровень включает отдельных индивидов, социальные взаимодействия и действия, законы, структуры управления, экономические и социальные институты, государственные органы.

Субъективный уровень отображает социальные установки, умственные процессы, нормы, ценностные ориентации и т.д.

Целостная модель социальной реальности представлена как взаимодействие четырех уровней: макро- и микроуровни, объективный – субъективный уровень.

  1. Макрообъективный уровень – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единую социальную реальность. Это вся система управления, в которой функционирование руководящих органов направлено на защиту и обеспечение ведомственных интересов и всего общества.
  2. Микрообъективный уровень характеризует ряд последовательных социальных уровней: индивидный уровень; социальные группы, институты, организации; другие социальные факторы.
  3. Макросубъективный уровень – выбор пути развития социальной реальности, идеология, национальная идея, духовная культура, общенациональные ценности и т.д.
  4. Микросубъективный уровень – политические взгляды, мировоззрение, мыслительная деятельность людей и социальных групп, мотивации, целевые установки, их психология.

Микро- и макроуровни взаимодействуют по вертикали, объективные и субъективные уровни – как по вертикали, так и по горизонтали.

Уровни социальной адаптации существуют в соответствии со складывающимися макро- микроуровнями, объектно-субъектными континуумами социальной реальности, которые обусловливают наличие индивидов, социальных групп и институтов и т.д.

Замечание 2

Классификация уровней социальной адаптации должна строится в зависимости от сферы социальной реальности и в соответствии с реализацией потребностей социального развития, заинтересованностью в достижении организационных, институциональных, индивидуальных и групповых целей.

Критерии определения уровней социальной адаптации

Академик Т. И. Заславский предложить разделить социальное качество общества на стратификационно-функциональные блоки и в соответствии с этим выделить некоторые критерии определения уровней:

  • Социетальный блок включает совокупность базовых социальных институтов, социально-групповую структуру общества, человеческий потенциал.
  • Блок взаимодействия субъектов и структур. Содержит механизмы изменения социальных практик, которые вызваны изменениями внешних условий жизнедеятельности людей и побуждающих к проявлению новых форм поведения, объединения в различные группы, сообщества и общности.
  • Блок трансфармационной активности общества. Представляет управленческую и реформаторскую деятельность органов власти, социально-инновационную деятельность представителей среднего слоя населения, реактивно-адаптационную деятельность групп и слоев основной части населения.
  • Движущие силы трансформации общества, система взаимодействующих субъектов трансформационной активности (культурно-политические силы).

Каждый блок можно рассматривать как критерий выделения уровней социальной адаптации, так как блоки и входящие в них элементы являются следствием отражения взаимодействия индивидов, партий и движений, общностей и т.д.; большого количества частных массовых процессов; объективных факторов среды.

Классификация уровней социальных адаптаций

Уровни социальных адаптаций можно представить в следующем виде:

  1. Социальная адаптация микроуровня. Характеризуется социально обусловленной, приспособительно-преобразовательной деятельностью части населения, не имеющей возможности прямо воздействовать на социальную среду и социальные институты. Основные усилия людей сосредоточены на улучшении условий существования, совершенствовании основных социальных практик, ущемляющих реализацию личностных, групповых, корпоративных целей. Субъекты адаптации данного уровня: работники исполнительского труда, служащие и квалифицированные рабочие, руководители среднего и низшего звена, фермеры и мелке предприниматели, деятели культуры и т.д.
  2. Социальная адаптация мезоуровня. Осуществляется благодаря совместной деятельности социальных общностей и регионов, региональными ведомствами, местными органами управления и крупными корпорациями. Субъектами является почти все социально активное и трудоспособное население, часть элиты, занятой управлением социальных образований, политическая субъэлита, чиновники, руководители банков, собственники крупных местных фирм, директора предприятий и т.д. Адаптивные цели и деятельность ориентированы на улучшение условий жизни населения, улучшение подвластных территорий, сохранение баланса интересов населения региона и всего общества.
  3. Макросоциальный уровень адаптации. Общесоциальный адаптационный процесс, включающий все пространство социума и все уровни социальной адаптации. Осуществляет приспособительно-трансформационную деятельность населения, ориентированную на последовательное и системное преобразование базовых институтов, совершенствование нормативно-правового пространства, изменение социетального типа общества. Субъекты уровня: верхняя часть политической элиты, верхушка бюрократии, крупный бизнес.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/urovni_socialnoy_adaptacii/

Общие принципы адаптации

Уровни адаптации

Все воздействующие на организм факторы среды подразделяются на три группы: абиотические, биотические и антропогенные.

К абиотическим относят элементы неживой природы – температура, влажность, химизм среды и т.п.

Биотические факторы включают все воздействия со стороны живых организмов (как активные, так и пассивные), антропогенные – формы деятельности человека, которые приводят к изменению среды обитания других видов.

По характеру воздействия и по приспособительным реакциям эти группы факторов принципиально различны. Абиотические факторы прямо или косвенно (изменяя действие других факторов) воздействуют на организм посредством изменения обмена веществ.

Они могут играть сигнальную роль: не влияя непосредственно на обмен, закономерно сочетаются с другими воздействиями. Поэтому восприятие сигнальных факторов может заранее подготовить организм к изменению состояния среды. Существует два типа приспособления к внешним факторам.

Первый заключается в возникновении определенной степени устойчивости к данному фактору, способности сохранять функции при изменении силы его воздействия. Это пассивный путь – адаптация по принципу толерантности. Такой тип формируется как видоспецифическое свойство и реализуется на клеточно-тканевом уровне.

Второй тип приспособления – активный. В этом случае организм с помощью адаптивных механизмов компенсирует изменения таким образом, что внутренняя среда остается относительно постоянной. Такая адаптация по резистентному типу поддерживает гомеостаз внутренней среды организма.

К толерантному типу приспособления, в частности, относятся пойкилоосмотические животные, к резистентному – гомойоосмотические.

Биотические факторы (пища, хищники, конкуренты, возбудители болезней) оказывают другой эффект: действуя на организмы других видов, они в то же время являются объектом воздействия с их стороны.

При этом длительные устойчивые взаимосвязи происходят не между отдельными организмами, а между популяциями видов.

Антропогенные факторы иногда воздействуют как биотические, но чаще они косвенно влияют на изменение среды обитания организмов.

Для организмов можно установить ряд общих закономерностей, представляющих адаптивный ответ на влияние внешних, в частности, абиотических факторов среды.

1. Правило оптимума

Характер воздействия и реакция на фактор среды со стороны организма определяется интенсивностью воздействия этого фактора, его дозировкой. Количественное влияние условий среды определяется тем, что естественные факторы (температура, соленость, влажность, кислород и др.

) в определенной дозе необходимы для нормального функционирования, тогда как недостаток или избыток этого фактора угнетает жизнедеятельность. Количественное выражение фактора, соответствующее потребностям организма и обеспечивающее наиболее благоприятные условия для жизни, рассматривают как оптимальное.

Этот диапазон колебаний составляет зону оптимума (от лат. оptimum – лучший, благороднейший). Адаптивные механизмы позволяют организму переносить определенные отклонения фактора от оптимальных значений без нарушения функций организма. Такие условия определяются как зоны нормы.

Сдвиг в сторону недостатка или избытка фактора снижает эффективность адаптаций и нарушает развитие (замедление или приостановка роста, нарушение цикла размножения и линьки и т.д.). Этому состоянию соответствуют зоны пессимума (от лат. рessimum – причинять вред, терпеть ущерб).

Наконец, за пределами этих зон действие фактора таково, что любые адаптации неэффективны. Эти крайние значения ограничивают диапазон количественных изменений фактора, за пределами которых жизнь невозможна. Адаптация к любому фактору связана с затратами энергии.

В зоне оптимума адаптивные механизмы отключены, и энергия расходуется только на основные жизненные процессы. За пределами оптимума включаются адаптивные механизмы.

Их действие сопряжено с затратами энергии: чем дальше от оптимума находится количественное выражение фактора, тем больше энергии расходуется на адаптацию и тем меньше возможностей в проявлении других форм деятельности. В результате нарушения энергетического баланса организма ограничивается диапазон переносимых его изменений. Размах изменений количественного выражения фактора, в пределах которого существует вид, называется экологической валентностью. Ее величина различна у разных видов.

Виды, переносящие большие отклонения фактора от оптимума, обозначаются термином “эври-” (от греч. euris – широкий). Виды, малоустойчивые к изменениям фактора, обозначаются термином “стено-” (от греч. stenos – узкий).

Так, эври- и стенотермные организмы – это виды, соответственно устойчивые и неустойчивые к колебаниям температуры; эври- и стеногалинные виды реагируют на колебания солености воды; эври- и стенооксибионтные формы отличаются реакцией на содержание кислорода в воде.

Если рассматривается устойчивость к изменениям комплекса факторов, говорят об эври- и стенобионтных формах.

Экологическая валентность формируется как приспособление к тем колебаниям фактора, которые свойственны естественным местам обитания вида. Поэтому, как правило, переносимый видом диапазон колебаний фактора соответствует его естественной динамике.

Обитатели континентального климата выдерживают большую амплитуду колебания температуры, чем экваториальные виды. Рыбы из заморных водоемов переносят существенное снижение растворенного в воде кислорода, а виды из быстрых порожистых рек к этому не способны.

Сходные отличия обнаруживаются и на уровне различных популяций одного вида, если они занимают отличающиеся по условиям места обитания.

Помимо величины экологической валентности виды могут отличаться и местоположением оптимума. Приспособленные к высоким дозам фактора организмы обозначаются окончанием “фил” (от греч.

phyleo – люблю): термофилы, оксифилы, гигрофилы и т. д. Виды, обитающие при низких значениях фактора, имеют окончание “фоб” (от греч.

phobos – страх): галофобы – обитатели пресных водоемов, не переносящие осолонения, хионофобы – виды, избегающие глубокого снега и др.

Информация об оптимальных значениях факторов и о диапазоне переносимых их колебаний полно характеризует отношение вида к каждому фактору.

2.  Комплексное воздействие факторов

В природе не бывает влияния только одного фактора. Организм всегда подвержен воздействию их сложного комплекса, где каждый из факторов неодинаково выражен относительно своего оптимального значения.

Сочетание всех факторов в их оптимальном выражении практически в природе невозможно. В силу этого в естественных условиях обитания не реализуется чисто физиологическое понимание правила оптимума.

Экологический оптимум не представляет собой сочетания всех факторов в оптимальном выражении. Это наиболее благоприятное сочетание всех или хотя бы ведущих факторов, каждый из которых несколько отклоняется от физиологического оптимума.

Пессимум ареала (пессимальные стации) определяется как территория с наименее благоприятным сочетанием факторов, хотя некоторые из них могут быть выражены в оптимальных дозах.

Совокупное действие на организм нескольких факторов среды обозначают термином «констелляция». Экологически важно то обстоятельство, что она не является простой суммой влияния факторов. При комплексном воздействии между факторами устанавливаются такие отношения, когда влияние одного фактора изменяет характер воздействия другого.

Известно, например, что реакции газообмена у рыб существенно различаются в условиях разной солености воды. Хорошо изучено также влияние влажности в реакциях животных на температуру. Так, в сухом воздухе воздействие высоких температур переносится животными легче, чем при высокой влажности.

Причина в том, что высокая влажность воздуха ограничивает испарение и этим выключает этот механизм приспособления. Некоторые факторы среды, не воздействуя прямо, изменяют действие других факторов. Так, ветер помимо механического действия изменяет водный и энергетический обмен, способствуя охлаждению и усилению испарения.

В северных регионах он определяет суровость погоды. Течение в водотоках определяет кислородный режим, условия накопления органических осадков, возможность закрепления растений и т. д. Такой характер воздействия называется косвенным (или опосредованным).

Изменяя воздействие основных экологических факторов, модифицирующие факторы влияют на условия жизни организмов и порой оказываются не менее важными, чем основные. Важным модифицирующим фактором является снежный покров. Он затрудняет передвижение и ухудшает условия добычи корма.

Но снежный покров создает и благоприятные условия: при его достаточной высоте и сильном морозе температура на почве может быть на 15-30˚С выше, что позволяет мелким млекопитающим вести активный образ жизни.

1. Правило минимума

В природе все факторы имеют неодинаковую значимость. Еще в 1840 г. немецкий химик Юстус Либих, разрабатывая систему применения минеральных удобрений, сформулировал правило минимума: возможность существования вида в определенном регионе и степень его процветания зависят от факторов, представленных в наименьшем количестве.

Лимитирующие экологические факторы определяют ареал вида. Напр., распространение на север лимитируется глубиной снежного покрова, а недостаток влаги ограничивает возможность заселения аридных зон.

Как адаптация к лимитирующим факторам у животных сформировались некоторые формы поведения (солонцевание, водопойные миграции, кочевки вследствие многоснежья), возникли экологические конвергенции, когда в разных группах возникают однотипные адаптации (напр., дефицит влаги в почве сформировал группу растений-суккулентов из представителей разных таксонов).

Адаптация к лимитирующим факторам определяет перестройки морфологии и физиологии. Так, выход позвоночных животных на сушу был невозможен без адаптаций к малой плотности среды и низкой ее влажности.

2. Правило двух уровней адаптации

Организм обитает в сложных и изменчивых условиях среды, с которой поддерживает взаимосвязи, основанные на обменных процессах. Система устойчива в зависимости от того, насколько структура и физиологические свойства организма сохраняют свои особенности на фоне меняющихся внешних условий. В этом заключается принцип гомеостаза на уровне организма.

Гомеостаз – это состояние динамического равновесия организма со средой, при котором он сохраняет свои свойства и способность к осуществлению жизненных функций на фоне меняющихся внешних условий. Это состояние достигается в результате функционирования двух адаптивных механизмов, действующих на основе различных принципов.

Если внешние условия в течение достаточно длительного времени сохраняются более или менее постоянными, то в организме функции стабилизируются на уровне, адаптированном по отношению к этому среднему состоянию среды.

Смена средних условий во времени или в пространстве влечет за собой переход на другой уровень стабилизации (сезонные температурные адаптации, смена типов осморегуляции при миграциях рыб и т. п.). Но полной сходности условий, их абсолютной повторяемости не бывает.

В этом случае отклонениям конкретных условий от среднего уровня будут соответствовать адаптации, отвечающие на эти отклонения и направленные на обеспечение максимальной эффективности жизнедеятельности организма в пределах данного состояния. Способность к адаптациям тем выше, чем более лабилен данный фактор в естественных условиях обитания вида.

Это отражается на величине диапазона переносимых изменений фактора, т. е. на его экологической валентности.

По экологическому значению адаптивные механизмы можно разделить на две группы: 1) механизмы, обеспечивающие адаптивный характер уровня стабилизации по отношению к наиболее устойчивым параметрам среды; 2) лабильные реакции, поддерживающие относительное постоянство общего уровня стабилизации путем включения адаптивных реакций при отклонении условий среды от средних значений. Эти две системы, два уровня адаптации действуют совместно. Их взаимодействие обеспечивает точную подгонку функций организма к состоянию факторов и в конечном счете – устойчивое его существование в динамичных условиях среды. Напр., густота, толщина и структура покровов, толщина жировой прослойки обеспечивают адаптацию организма к температурным условиям.

Эти два пути отражают стратегию и тактику адаптивного процесса и соответствуют масштабам колебаний внешних условий. Условия среды, вызывающие необходимость адаптивного ответа, могут быть выражены либо непродолжительными отклонениями параметров от их средних значений, либо устойчивыми изменениями среднего уровня воздействующих условий.

Источник: https://www.bygeo.ru/materialy/vtoroi_kurs/obshaya-ekologiya-chtenie/1869-obschie-principy-adaptacii.html

Определение адаптации: что это за процесс у человека, значение способности кратко

Уровни адаптации

Адаптация – это способность живого организма приспосабливаться под меняющиеся условия внешнего мира. С помощью этого процесса регулируется поведение человека. Антропологи и психологи считают, что именно благодаря такому механизму общество смогло достичь высокого уровня развития.

Выделяют несколько видов адаптации: биологическую, этническую, психологическую, социальную

Что это такое

Еще в Древней Греции люди пытались понять, как именно работает механизм приспособляемости. Над этим размышляли Гиппократ и Демокрит. Они пришли к выводу, что от условий жизни меняется внешний вид человека. В дальнейшем подобные идеи поддержал Ламарк, позже и Дарвин.

Изначально господствовала идея, что понятие адаптации связано только с физиологическим уровнем. Все изменилось с появлением теории Г. Селье.

Определение в психологии

Г. Селье смог ввести новое понятие – психологическая адаптация. Он также выделил три этапа развития процесса: тревога, сопротивление, истощение. Его идею дополнил физиолог Н. Фомин: с одной стороны, в организме происходят изменения, с другой – все системы стараются работать по-старому. Именно это противоречие порождает адаптацию.

А. Маслоу под этим термином понимал взаимодействие человека  и окружающей среды, в результате которого появляется духовное здоровье. В случае несоответствия моральных ценностей и ситуации происходит конфликт, который индивид стремится быстро решить.

Адаптация термин в психологии, который рассматривается с разных точек зрения. Р. Ласаруса имел следующее мнение по этому вопросу: в процессе познания мира человек получает информацию, которая не всегда соответствует его установкам. В итоге происходит конфликт. От адаптированности зависит то, насколько быстро индивид решит противоречие.

Адаптация – это в психологии ключевое понятие. Под ней в психоанализе понимают работу защитных механизмов личности. Они работают для того, чтобы человек решал конфликтные ситуации с  наименьшими потерями для психики.

Адаптация – это в психологии неоднозначное определение. У многих ученых были свои мнения на его значение. И. Милославский считал, что, благодаря приспособляемости, человек усваивает принятые модели поведения.

Жмет руку

Впервые термин рассматривался еще в древнем мире. За это время взгляды ученых уже не раз сменились.

Факторы развития

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Приспособляемость человека зависит не только от его способностей и внутренних резервов организма. Внешние условия тоже влияют на процесс. В материальной среде выделяют такие факторы – искусственные предметы (техника). В социальной – общественный прогресс, этнос, условия жизни и т.п.

Важно! Природные факторы – это климат, катаклизмы, растительный и животный мир, который окружает индивида.

Каждый день человек сталкивается с негативными факторами. Он даже не задумывается о том, что такое адаптация, и как она проявляется. Ему приходится дышать грязным воздухом, испытывать электромагнитное излучение и т.п. Все это отрицательно влияет на здоровье.

Каждый может в разном состоянии войти в процесс приспособления. Один человек быстро справляется со стрессом, привыкает к новым условиям, другому – на это потребуется больше времени.

Среди терминологии можно встретить слово «адаптивность», оно означает способность индивида приспосабливаться к условиям среды. Ученые считают, что на скорость влияют средовые и субъективные факторы.

К первой группе относят характер деятельности, условия проживания, социальную среду. Вторая группа – это пол, возраст, психофизиологические особенности. В научном обществе нет единого мнения о том, какая группа оказывает большее влияние на развитие адаптивности.

Существует еще одна теория. В ней выделяют всего четыре психологических фактора приспособляемости: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, практический. Все они важные в равной мере. Например, при положительной мотивации индивид лучше приспосабливается. Адаптация происходит только при осуществлении деятельности, так как в процессе вырабатывается новая модель поведения.

Основные виды

Архетип — это что такое в психологии и философии

Термин «адаптация» означает разные процессы, которые могут затрагивать как физиологический, так и психологический уровень. Такое разделение позволяет лучше понять особенности каждого вида приспособляемости, это важно для понимания развития общества.

Биологическая

Ее ярчайшее проявление – это эволюция. Она обозначает то, что виды, которые не смогли приспособиться к окружающей среде, вымерли. В популяции появляются животные с разными признаками. В ходе естественного отбора выживают сильнейшие, которые начинают размножаться.

Несмотря на свой размер, динозавры не смогли адаптироваться к изменениям окружающей среды, поэтому они все вымерли

Для того чтобы понять, что такое адаптация определение знать совсем необязательно, важно понимать особенности процесса. В ходе приспособления виды выработали механизмы выживания, например, защитную окраску.

Социальная

Узнать, что такое адаптация человека, сложнее, так как у него проявляются не только биологические особенности. В жизни ему приходится приспосабливаться к требованиям общества. Он привыкает ходить на учебу, работать, следовать определенным ритуалам.

Важно! В случае изгнания из социальной группы индивид испытывает отрицательные эмоции.

В ходе взаимодействия человек понимает, как относится к персоналу организации или что делать в разных ситуациях. Чем выше его приспособляемость, тем легче ему достичь успеха во всех сферах. Сложно понять, что именно значит адаптация. Для каждого индивида этот процесс проходит индивидуально.

Этническая

Приспособляемость национальных групп тоже протекает по-разному. Основная сложность состоит в том, что процессу мешают расовые конфликты.

В обиходе отдельному этносу могут придумывать обидные прозвища, его притесняют в социальном плане, не дают работать и учиться. Несмотря на современное развитие мира, данная проблема все еще не решена до конца.

Этическая проблема – это грань допустимого влияния. Если этнос переехал жить на территорию другой страны, обязан ли он отказываться от своих традиций и полностью перенять чужие? В такой ситуации нельзя однозначно определить, будет ли благом адаптация, что это такое в каждом конкретном случае рассматривают отдельно.

Психологическая

Это важная разновидность, которая определяет социальную жизнь индивида. В нее входит подстройка под определенные требования общества. Например, в России принято уважительно называть человека на «Вы», тот, кто не следует этому правилу, считается нарушителем.

Адаптация – это определение из социальной психологии. Термин означает способность индивида понимать требования других людей и меняться под них.

Умение переключаться на социальные роли тоже относится к приспособляемости

В организации могут быть свои правила поведения. Если новичок сможет их перенять быстро, то у него высокий уровень адаптации. В современной педагогике этот термин тоже имеет большое значение – для учеников привыкание к образовательному процессу проходит в стрессе.

Особенности приспособляемости людей, с точки зрения социальных наук, рассматриваются в рамках обществознания. Эта информация имеет большое значение для понимания особенностей развития социума.

Знания о приспособляемости пригодятся в профессиональной сфере. Новичку бывает сложно влиться в коллектив, но некоторые быстро осваиваются, другие медленно. Руководителю важно понимать, как грамотно проводить управление коллективом, чтобы снизить уровень стресса.

Нарушения

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

При неблагоприятном стечении обстоятельств возникает дезадаптация. Происходить она может по разным причинам. При девиантной форме поведения человек выбирает пути достижения цели, которые не одобряются социальной группой.

Неконформисткий тип проявляется в отказе следовать принятым установкам, а новаторский – направлен на поиск новых решений. Оба варианта могут появиться в разном возрасте.

Благодаря девиантной форме поведения, человечество смогло активно развиваться

Патологическая дезадаптация может трактоваться как серьезное нарушение психики. Она развивается на фоне органических поражений, отклонений в физическом здоровье. От такой личности не стоит ждать адекватных поступков.

Необходимо различать девиантную и патологическую форму поведения, так как это разные процессы. Они, связанные между собой, оказывают влияние на индивида. Легкая дезадаптация появляется в момент конфликта между внутренними ценностями и условиями окружающей среды.

Человек либо преодолевает проблему, либо получает депрессию, апатию, неврозы. В психологическом плане противостояние приносит серьезный дискомфорт, но после решения конфликта индивид получает качественные преобразования в психике.

Определить вид, способность к адаптации, что это такое кратко, может не каждый человек. Под термином понимают важные механизмы, которые обеспечивают нормальное существование социума в мире.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/adaptaciya-v-psixologii.html

Адаптация в психологии: это что такое, понятие, термин

Уровни адаптации

Возможность быстро привыкать к изменяющимся условиям жизни помогает человеку выживать, развиваться и добиваться поставленных целей. Этот навык называется адаптацией — изменением своего поведения под требования среды.

Адаптация в психологии — это психоэмоциональный и поведенческий ответ на внешний вызов. От скорости и адекватности зависит качество жизни человека.

Понятие и суть

В психологии «адаптация» — сложный многофакторный процесс, в результате которого человек привыкает к новым условиям и становится частью общества. Через него проходят все люди, в той или иной жизненной ситуации.

Первичная адаптация в детском коллективе, привыкание к социальным институтам, профессиональная адаптация — каждый этап переводит человека на новую ступень развития.

Успешное прохождение адаптации важно для улучшения качества жизни. Человек получает новые навыки, приспосабливается к новым, усложняющимся условиям.

От способности быстро усвоить требования и соответствовать им зависит, как к человеку будут относиться окружающие. Будет ли он уважаемым в коллективе, будут ли прислушиваться к его мнению.

Навык быстрой адаптации помогает человеку занять лидерскую позицию.

История открытия и изучения

Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.

В отечественной науке изучением адаптации занимались И. Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.

Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.

Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.

Классификация и уровни

Адаптация происходит одновременно на 3 уровнях:

  • физиологическом;
  • социальном;
  • психологическом.

На физическом уровне человек приспосабливается к изменениям окружающей среды: климату, техногенным факторам, результатам различных видов деятельности.

Социальная адаптация — привыкание к социальной среде: учебе, работе, окружающей культуре. Приспособление может быть пассивным, когда человек просто подчиняется сложившимся условиям и не пытается выбрать более удобный вариант.

Больше возможностей предоставляет активное приспособление, при котором индивид решает, к какой именно среде он будет адаптироваться. Например, переехать в другой город, где больше шансов найти хорошие условия для профессиональной реализации.

Психологическая адаптация — важный критерий, который влияет на межличностную коммуникацию и профессиональное развитие. Человек быстро переключается между разными сферами деятельности, выбирает социальную роль, модель поведения.

Различают также уровни изменений, которые затрагивают все функционирующие системы организма: физиологические и психологические.

На физиологическом уровне активируются компенсаторные системы, которые обеспечивают адекватную реакцию организма на экстремальные условия. В первую очередь это механизм нейрогуморальной регуляции, запускающий выделение гормонов стресса надпочечниками.

Далее следует выделение нейромедиаторов («гормонов радости»), облегчающих проживание стрессового момента. После этого подключаются сердечно-сосудистая, дыхательная и выделительная система. Они отвечают за преодоление стресса.

Психологический уровень — этап перестройки психики. Человек нарабатывает новые устойчивые нервные связи (условные рефлексы или динамические стереотипы). Благодаря этим связям регулируются устойчивость, интенсивность и последовательность поведенческих реакций.

Попадая в сложную ситуацию, индивид использует набор рефлексов, чтобы правильно отреагировать на внешние изменения. В зависимости от особенностей развития психики, человек выбирает положительную или отрицательную реакцию.

Положительный ответ психики — конструктивное решение, направленное на преодоление препятствия. Отрицательные реакции — гнев, негативизм, отказ, регрессия.

Проявления и методы адаптации

Основным и самым сложным видом адаптации для человека является социальная адаптация. Это активное развитие, при котором среда влияет на человека, а человек влияет на среду. Л. Выготский называл этот процесс слиянием активной и пассивной социальной роли.

Психологическая адаптация личности к группе происходит 3 способами:

  • самоизменение, в соответствии с требованиями группы;
  • изменение отдельных характеристик группы в соответствии с личными потребностями;
  • самоизоляция с использованием методов психологической защиты, постепенное вхождение в группу.

При первом методе адаптации психологи изучают качества личности, регулирующие скорость и успешность привыкания индивида к условиям существования в группе. К таким качествам относятся физиологические (тип нервной системы) и психологические (тип темперамента).

Группа в данном случае рассматривается как фон, под который подстраивается личность. При этом на самого индивида она влияния не оказывает, он меняет свое поведение самостоятельно.

Второй подход рассматривает роль группы в процессе личностной адаптации. Решающим моментом становится изначальный настрой группы по отношению к новичку: доброжелательный, нейтральный, настороженный.

Для третьего подхода представляет интерес двусторонний процесс: взаимодействие личности и группы. Чаще на начальном этапе сближения индивид взаимодействует не со всей группой, а с одной из подгрупп, в которую входит несколько лояльных человек. Такие подгруппы формируются незадолго после образования группы, они характеризуются относительной устойчивостью.

Попадая в малую подгруппу, индивид общается, усваивает правила поведения в группе.

Факторы

Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:

  • эмоциональное и психологическое насилие;
  • сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
  • хронические расстройства ЦНС;
  • соматические заболевания;
  • длительная повышенная психическая нагрузка;
  • пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).

В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.

Диагностика

Диагностировать расстройство адаптации у индивида можно по наличию симптомов:

  1. Астенический — быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, расстройство сна.
  2. Тревожный — повышенная возбудимость, беспричинная тревога, сонливость, тошнота, головокружение, потеря чувства безопасности.
  3. Депрессивный — преобладание упаднического настроения, снижение концентрации внимания, апатия.
  4. Поведенческие реакции — безразличие к коллективу, уход в негативные привычки, резкая смена привычного образа жизни.
  5. Неадекватные эмоциональные реакции — повышенный уровень агрессии, внезапные вспышки гнева, сменяющиеся апатией.
  6. Когнитивные реакции — снижение скорости обработки информации, интеллектуальной продуктивности.
  7. Вегетативный синдром — мышечные спазмы, резкое снижение давления, потливость, учащенное сердцебиение.

В случае тяжелого расстройства адаптации у человека наблюдается суицидальное настроение. Это не обязательно приводит к попытке самоубийства, но часто сопровождается самоповреждениями: человек наносит себе порезы.

Типы расстройств и методы их устранения

Нарушения проще заметить по неспособности индивида к адаптации в группе. Психология и психиатрия, как смежные области, используют одинаковые диагностические критерии, представленные в Международной классификации болезней:

  • снижение внимания и концентрации;
  • потеря возможности заниматься привычными делами;
  • навязчивые мысли, чрезмерная озабоченность ситуацией;
  • потеря интереса к работе и хобби;
  • отказ от социальных контактов.

В качестве средств диагностики используют тесты, интервью, психометрические исследования. По результатам больному назначают лечение. Чаще используют психотерапевтические методы и лекарственные препараты:

  1. Анксиолитики — Феназепам и его аналоги. Они снижают тревожность, нормализуют сон и пищеварение. Могут вызывать привыкание, поэтому используются осторожно, в малых дозах. При появлении побочных эффектов назначение препарата отменяют.
  2. Антидепрессанты — Флуоксетин, Пароксетин, Сертралин. Нормализуют выработку гормонов, регулируют работу нервной системы. Препарат подбирается индивидуально. При приеме лекарственного средства больной должен вести дневник наблюдений, отмечать изменения своего эмоционального состояния.

Профессиональные психотерапевтические методы лечения — гипнотерапия, аутогенные тренировки, когнитивные упражнения.

Чтобы самостоятельно повысить способности к привыканию, необходимо выбирать методики, которые повышают стрессоустойчивость и активируют компенсаторные возможности организма. Больше всего для этого подходит аутотренинг, медитация, занятия йогой. Упражнения, снимающие мышечную напряженность, влияют на жизнедеятельность, эмоциональное состояние, снижают риск развития дезадаптации.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/adaptatsiya.html

Адаптация ребенка к школе: советы родителям

Уровни адаптации

› Психология и самоанализ › Детская психология

Адаптация первоклассников — это механизм социализации личности ребенка, а также его включение в систему новых отношений и связей.

Поступление в школу — это изменение всех привычных условий дошкольника, его вступление в новый социальный статус ученика.

Такой сложный процесс у каждого протекает по-разному, поэтому педагоги, психологи и родители совместными усилиями должны помочь успешно адаптироваться малышу.

Особенности адаптации

Психологи отмечают некоторые особенности и проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе, которые связаны с постоянным развитием и изменениями в современной школе:

  • большое влияние на адаптацию оказывают технический прогресс, информатизация общества и введение образовательных стандартов, что усложняет привыкание к школе;
  • ФГОС требует от ребенка не только предметных знаний и умений, но и личностных и метапредметных результатов, которые отражены в портрете выпускника начальной школы;
  • резкая смена социальной роли: вчерашний дошкольник становится учеником. Это большая ответственность для него: новый режим, потребность в организации своей деятельности, новая система прав и обязанностей.

Период адаптации первоклассника к школе недаром считают сложной жизненной ситуацией как для ученика, так и для родителей. Стресс, который ребенок получает в начале учебного года, сравнивают с эмоциями взрослого, который одновременно переехал в другой город, сменил работу и делает ремонт в новом жилье.

Структура и виды адаптации

Существуют следующие этапы адаптации ребенка к школе.

  1. Ориентировочный (2-3 недели). На этом этапе организм бурно реагирует на существенные изменения в жизни ребенка, все его системы работают на пределе, работа проходит в стрессовом режиме. Ученик только знакомится с новой обстановкой и условиями, ищет возможности подстроиться.
  2. Неустойчивое приспособление (2-3 недели). На следующем этапе он начинает привыкать к новым правилам, требованиям и нормам поведения. Организм ищет оптимальные пути решения, реагирует на стресс менее тревожно.
  3. Относительно устойчивое приспособление (от 1,5 месяцев до года). К этому этапу все способы реагирования на возникающие ситуации найдены, ребенок спокойно действует на основе приобретенного опыта. Организм уже не испытывает стресс и не заставляет все системы работать на пределе возможностей.

Помимо этапов, психологи и педагоги выделяют три вида адаптации: социальную, физиологическую и психологическую.

Социальная

Предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью — ролью ученика. Включает в себя следующие компоненты:

  • умение слушать учителя;
  • понимание своих обязанностей и их выполнение;
  • следование школьным порядкам и требованиям;
  • хорошие отношения с одноклассниками;
  • отсутствие конфликтных ситуаций;
  • умение самостоятельно организовать и выполнить задание.

Физиологическая

Предполагает, что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений, связанных с учебой. Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.

К показателям физиологической адаптации относятся также:

  • самочувствие;
  • качество сна;
  • работоспособность;
  • аппетит;
  • различные заболевания и их обострение.

Психологическая

Этот вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.

Оценивается по следующим параметрам:

  • мотивация к учебе;
  • готовность выполнять задания и понимать их;
  • уровень развития познавательных процессов;
  • ежедневное настроение;
  • способность оценивать себя и свою работу.

Уровни адаптации

При поступлении в школу в жизни ребенка происходят кардинальные изменения. Они затрагивают те стороны, которые связаны с учебой. Специалисты выделяют следующие уровни адаптации первоклассников к школе.

Высокий уровень

Характерно быстрое привыкание ребенка к школьной жизни (в течение 2-6 недель). Первоклассник положительно относится к школе, имеет мотивацию учиться, готов узнавать новое, знания и навыки усваивает быстро.

Такой ребенок хорошо справляется со школьной программой, способен решать задания повышенной сложности. Ученик может организовать свою деятельность, выполняет инструкции учителя. У него хорошие отношения с одноклассниками, есть друзья.

Не имеет проблем со здоровьем, редко бывает в плохом настроении.

Источник: https://lifemotivation.ru/child-psy/adaptatsiya-rebenka-k-shkole

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: