Воображение как средство научного открытия

Содержание
  1. Воображение — движущая сила эволюции
  2. От самого слабого к вершине иерархии
  3. Язык вымысла и цивилизация
  4. Эволюция одной мечты человечества
  5. Мистер Геликоптер
  6. Скандал в благородном семействе, или Возможно ли творчество без воображения?
  7. От счетов к хай-теку
  8. Воображая будущее
  9. Как развить воображение
  10. Понятие
  11. Виды воображения
  12. Для чего нужно творческое воображение?
  13. Когда формируется воображение
  14. Упражнения на развитие воображения
  15. Словесные игры
  16. Запечатление
  17. Чтение
  18. Просмотр фильмов
  19. Найти 100 способов
  20. Детектив
  21. 20 Книг по развитию креативности
  22. Исследования воображения
  23. История изучения воображения
  24. Методы исследования воображения
  25. Что такое воображение — виды развития, и психологическое определение
  26. Общепринятое понятие
  27. Какие бывают виды воображения
  28. 1. Пассивное
  29. 2.Активное
  30. 3.Творческое
  31. 4.Произвольное
  32. 5.Воссоздающее
  33. Воображение в психологии
  34. Функции воображения
  35. Формы воображения
  36. Что дает воображение человеку?
  37. Примеры из жизни
  38. Приемы создания образов
  39. Для чего нужно образное мышление человеку?
  40. Мечта, как особая форма воображения
  41. Как развить воображение
  42. Развитие воображения у школьников
  43. Развитие воображение у детей дошкольного возраста
  44. Воображение у взрослых
  45. Подведение итогов
  46. Воображение в науке
  47. Виды воображения
  48. Мозговой штурм и синектика

Воображение — движущая сила эволюции

Воображение как средство научного открытия

Когда нет воображения — все вокруг уныло, как поздняя осень. А когда происходит глобальный катаклизм, как сегодня, а им нечем вообразить завтрашний день, возникает сверхстресс, который истощает нервную систему, тянет вниз иммунную. Они становятся легкими жертвами любого внешнего воздействия, в том числе инфекции…

2 1781 5 Апреля 2020 в 18:40

Мы правим миром потому, что ни одно другое животное не способно верить в то, что существует только в воображении

— богов, государство, деньги или права человека.

Без воображения никуда. Благодаря такой, казалось бы, несерьезной вещи, как воображение, человеческий вид выживает в непростые времена. И не просто выживает, а добивается для себя беспрецедентно комфортных условий. Но и это не все. Без воображения немыслимо психологическое благополучие…

От самого слабого к вершине иерархии

Воображение неспроста появилось у нашего далекого предка много тысяч лет назад. Без него он не смог бы выжить в первобытной саванне.

Первобытным людям, не имеющим ни клыков, ни когтей, не обладающих скоростью гепарда или силой льва, было очень трудно конкурировать с животными за место под солнцем: добывать себе пищу и самим не становиться ею.

75 000 лет назад наш предок являлся самым слабым в саванне, на грани вымирания от голода. Человеческая популяция составляла около 2000 особей, потомками которых и является современное человечество. В науке этот период принято называть «эффектом бутылочного горлышка».

Кроме нас, Homo Sapiens, существовало еще семь ныне известных видов людей. Через небольшое по историческим меркам время наш вид уничтожил все остальные виды людей, истребил большинство видов животных на планете и вырвался на первое место в пищевой иерархии. Каким образом нам удалось это сделать?

Язык вымысла и цивилизация

В процессе естественного отбора животные эволюционировали миллионы лет, приспосабливаясь к условиям окружающей среды. У Homo Sapiens, находящегося на грани вымирания, такого времени уже не было. Поэтому, в отличие от животного мира, наш предок начал эволюционировать не физически, а психически. Это невозможно без воображения.

Во время когнитивной революции сапиенсы приобрели способность думать и общаться, используя устную речь. Он не был ни первым языком на земле, ни первым звуковым языком. Многие животные, в том числе обезьяны, общаются с помощью ых сигналов.

Уникальность языка наших предков состояла в «способности сообщать о таких вещах, которых мы никогда не видели, не слышали и не нюхали… Легенды, мифы, боги, религии появились в результате когнитивной революции… Способность обсуждать вымысел — наиболее удивительное свойство языка сапиенсов. Этот язык можно поэтому назвать языком вымысла» [1].

Уровень цивилизации определяется уровнем сотрудничества с незнакомыми людьми. Язык вымысла позволил создавать общую мифологию, которая «наделила сапиенсов небывалой способностью к гибкому сотрудничеству в больших коллективах» [1]. По мере развития менялись мифы, которые объединяли все большее число людей.

Без воображения не было бы нашей цивилизации. Не только потому, что мы бы не смогли сотрудничать на необходимом уровне. Без воображения невозможно ничего изобрести — от первых орудий труда до коллайдера. Для создания нового надо сначала это новое представить, вообразить.

«Основной функцией воображения является идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, предвосхищение того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих задач.

Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения» [2].

Все великие ученые и изобретатели имели развитое воображение. Возьмем для примера реализацию древней мечты человечества.

Эволюция одной мечты человечества

Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все

на свете, стимулирует прогресс и является источником ее эволюции.

Мысль о полетах в воздухе зародилась у людей много тысяч лет назад. Еще у древних египтян встречаются рисунки и скульптуры людей с крыльями. Такие же изображения позднее появятся у греков и римлян. Сказания народов мира отображают это же желание. Например, ковер-самолет присутствует в русских и ближневосточных сказках.

Эта мечта оставалась утопией вплоть до Леонардо Да Винчи, который выделялся даже на фоне гениев эпохи Возрождения. Нет такого человека, который бы не слышал о «Моне Лизе». Мы воспринимаем Леонардо в первую очередь как величайшего художника. Но сам «универсальный человек» считал себя прежде всего ученым и инженером.

Он интересовался механикой, математикой, архитектурой, окружающей средой. В XV веке Леонардо Да Винчи описал клапан правого желудочка сердца, открыл, что по годовым кольцам определяется возраст дерева, создал камеру-обскура, конструировал каналы и плотины.

Принято считать его изобретениями: прототип танка, водолазный костюм или скафандр, самоходную тележку (прообраз автомобиля). Множество других инженерных замыслов запечатлены в рисунках, чертежах и эскизах мастера.

Наибольший интерес вызывают его летательные аппараты.

Леонардо, вдохновляемый полетом птиц, мечтал о воздухоплавании. Его рисунки и наброски впервые показывают, как можно построить летательную машину. Леонардо Да Винчи работал над устройством разных типов летательных аппаратов.

Он создал первый орнитоптер, воздушный винт, парашют. Гениальный изобретатель, силой воображения заглянувший на много столетий вперед, из-за слабых технологий того времени так и не воплотил свои идеи.

Мечту Леонардо Да Винчи о воздухоплавании воплотил через пять столетий Игорь Сикорский.

Мистер Геликоптер

Важную роль в жизни будущего авиаконструктора сыграла мать, которая посвятила свою жизнь воспитанию пятерых детей. Больше всего ее интересовали искусство и изобретения Леонардо Да Винчи. Увлечения матери попали на благодатную почву.

Звуковой ребенок любил слушать мамины рассказы о бесконечности Вселенной и загадочных звездах.

Но больше всего поражали его детское воображение рассказы о Леонардо Да Винчи и его идее создать «железную птицу» — летающую машину, которая поднималась в воздух с помощью мощного винта.

Мать привила будущему великому авиаконструктору любовь к музыке и литературе. Настольной книгой маленького Игоря стал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где описан летательный аппарат, отдаленно напоминающий вертолет.

Однажды после чтения этого романа мальчику приснилось, что он находится на борту летающего корабля, из окон которого видно море и остров с пальмами.

Этот сон станет явью через 30 лет — все это он увидит на борту спроектированного им самолета-амфибии.

После окончания гимназии родители определили Игоря в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где уже учился их старший сын. Это было привилегированное учебное заведение, но Игоря не привлекала военная карьера, пусть и связанная с морем.

Он отслеживал все технические новинки, во внеурочное время что-то конструировал в учебных мастерских. Желание строить аэропланы и летать на них окончательно созрело после появления в газетах сообщений о первых полетах американцев — братьев Райт.

Игорь Сикорский бросает училище и дальнейшую жизнь посвящает реализации своей мечты (более подробно можно почитать здесь).

Сикорский создал около 15 типов самолетов. После его изобретений начала развиваться многомоторная авиация. С 1939 года он перешел на конструирование вертолетов.

На вертолетах Сикорского был совершен в 1967 году первый в мире перелет через Атлантический, а в 1970 году — через Тихий океан, правда, с дозаправкой в воздухе.

Его изобретения положили начало новой эпохи, и за конструктором закрепилось прозвище «Мистер Геликоптер».

Скандал в благородном семействе, или Возможно ли творчество без воображения?

Итак, ученому и изобретателю необходимо воображение. Нужно ли оно художнику? На первый взгляд, ответ очевиден. Но, видимо, не всем. По крайней мере, в художественных училищах работают над техникой, а не над развитием воображения студентов. Каков результат?

В начале 2000-х волна подделок захлестнула художественный рынок. Подделки попадают даже на аукционы Christie´s и Sotheby´s, так как их качество настолько высоко, что даже эксперты затрудняются однозначно судить об авторстве представленных на их суд работ.

Грандиозный скандал разразился в мае 2000 года, когда аукционные дома Sotheby's и Christie's опубликовали свои каталоги. Оба дома предложили покупателям одну и ту же картину — «Вазу с цветами» Поля Гогена.

Каждый дом был уверен в том, что выставляет оригинал.

Конечно, художники-копиисты таким способом делают деньги. Но встает законный вопрос: почему обладатели такой великолепной техники не создают собственные картины, ведь никакие деньги не могут заменить реализации.

Ответ прост: для собственного творчества им не хватает воображения.

Сравните их судьбу с судьбой, например, Сальвадора Дали, который говорил в свойственной ему эпатажной манере о воображении так: «Если человек не может представить галопирующую лошадь на помидоре, он — идиот!»

Без воображения не может быть творчества, а следовательно, и культуры, ведь основной инструмент культуры — искусство — невозможно без творческого воображения. Фрейд определял культуру как «способ существования, которое выбрало человечество в целях собственного сохранения». Культура консолидирует общество, ограничивает нашу все возрастающую неприязнь. Без культуры общество нежизнеспособно.

В прошлом люди с развитым воображением продвигали науку и культуру. Что изменилось в наш технологический век?

От счетов к хай-теку

Промышленная революция XIX века, информационные революции века XX сменяют друг друга. Все идет на увеличение, усложнение и ускорение. Значение развитого воображения тоже усиливается.

Еще полвека назад детей в школе учили считать на счетах. Современную жизнь невозможно представить без компьютеров и скоростного интернета — добавочной реальности, создающей абсолютную связь между людьми.

Человечество стоит на пороге нового технологического прорыва — роботов и искусственного интеллекта. Не успели подумать, чем это нам грозит, а некоторые и испугаться, как новая напасть — коронавирус. Природа принуждает человечество к объединению, иначе с эпидемией не справиться. Только объединенное человечество сможет перейти в новую фазу развития — уретральную.

Как это ни странно звучит, но помочь нам пережить пандемию может… развитое воображение.

Воображая будущее

Забудьте на время, что на носу у вас очки, а в душе осень.

Человек — единственный, кто воспринимает время. Более того, будущее для нас в приоритете над настоящим. Мы сохраняем себя сегодня ради завтрашнего дня. При неуверенности в будущем человек испытывает стресс, вне зависимости от того, насколько благополучно все в настоящий момент.

Людей пугает неизвестность: что ждет за поворотом, за закрытой дверью, завтра. На этом построены фильмы ужасов. Жуть охватывает героя, когда он, например, слышит шаги за дверью и не знает, кто это может быть — Дед Мороз с подарками или маньяк.

Будущее еще не наступило, его можно только вообразить. Люди, способные вообразить «прекрасное далеко», чувствуют себя комфортно. Но многие не могут, испытывают тревогу и заражают ею окружающих. Происходит эмоциональное заражение. Как устоять перед ним?

Люди, которые в состоянии вообразить завтрашний день, испытывают меньший стресс. Их иммунная система хорошо работает. Медицина уже признала, что хорошее настроение стимулирует иммунитет, а подавленное состояние и особенно длительные стрессы его резко снижают.

Известны исторические личности, которые не заболевали, когда вокруг был мор. Все знают Нострадамуса как предсказателя. Мало кто знает, что он был гениальным врачом.

Нострадамус лечил людей во время эпидемии бубонной чумы и не болел сам. У него была другая биология? Нет, этот феномен связан с другим состоянием психики. Способностью иметь наивысший иммунитет при прочих равных условиях.

Как такого феномена достичь всем остальным?

Человек воспринимает жизнь чувственно и сознательно. Наши чувства имеют форму — воображение. Одного не бывает без другого: воображения не бывает без чувств, а чувство всегда создает образ.

У людей, у которых по тем или иным причинам нет сильных переживаний: не развиты чувственно или не позволяют себе проявлять чувства вследствие ложных установок, нет способности вообразить будущее. В обычных обстоятельствах такие люди проживают унылую жизнь.

Когда нет воображения — все вокруг уныло, как поздняя осень. А когда происходит глобальный катаклизм, как сегодня, а им нечем вообразить завтрашний день, возникает сверхстресс, который истощает нервную систему, тянет вниз иммунную. Они становятся легкими жертвами любого внешнего воздействия, в том числе инфекции.

Чтобы этого не происходило, надо развивать воображение, чувственность. Как это сделать? Очень простой рецепт — чтение классической литературы.

Проверенное временем письменное слово возбуждает яркие чувства, создает особые ассоциативные ряды. Слово — это смысл, и на каждый смысл, каждое слово у нас возникает образ.

Образы, воображение, чувственность и уверенность в завтрашнем дне — вот и все, что нужно для стрессоустойчивости.

Наш далекий предок выжил в первобытной саванне с помощью воображения. Развитое воображение поможет преодолеть нынешний переходный период. В ближайшем будущем человечество ожидает новый мир с возможностями, которые могут представить себе только люди с развитым воображением.

Список литературы: 1. Юваль Ной Харари. Sapiens. Краткая история человечества.

2. Скачкова Д. К. К вопросу о роли воображения в человеческом познании.

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/voobrazhenie-dvizhushchaya-sila-evolyucii

Как развить воображение

Воображение как средство научного открытия

Воображение присуще каждому здоровому человеку. Это высший познавательный процесс нашей психики, который помогает изучать окружающий мир и использовать полученные знания по своему усмотрению.

На базе новой информации человек может придумать новое. Большинство изобретений и научных открытий стали результатом опыта, работы, анализа, а не таланта.

Каждый человек может развить в себе это качество, независимо от первоначального уровня.

Понятие

Креативность, фантазия, умение находить нестандартные решения – верные помощники достижения успеха. Воображение играет важную роль, и во многом определяет уровень развития жизни человека. Без него не было бы прогресса и тех достижений цивилизации, которыми мы имеем счастье довольствоваться.

Понятие «воображение» подразумевает создание и оперирование образами в мысленном плане.

При этом образы воображения  могут быть:

  • слуховые;
  • визуальные;
  • тактильные;
  • вкусовые;
  • обонятельные.

В мозгу человека в сутки возникает более тысячи воображений, при этом они могут быть как пассивными, так и активными.

Виды воображения

Воображение, которое возникает в наше голове помимо нашей воли, само по себе, называется пассивным. Сюда относятся сновидения, грезы, галлюцинации. Такой вид воображения часто руководит нашими действиями и настроением. Никакой опасности нет, а человек представил неблагоприятный исход событий, и боится сделать шаг.

Активное воображение, наоборот, требует усилий с нашей стороны. Сюда относится воссоздающее и творческое воображение, благодаря которым и стало возможным развитие человечества и условий существования.

Для чего нужно творческое воображение?

Мышление и воображение тесно связаны между собой. Без этих психических процессов человек не смог бы полноценно жить и развиваться. Эти навыки позволяют:

  • визуализировать;
  • создавать новое;
  • планировать;
  • общаться;
  • мечтать;
  • заниматься творчеством;
  • решать задачи, находить выход из трудных ситуаций;
  • развиваться;
  • улучшать жизнь;
  • совершать открытия.

Когда формируется воображение

Первые признаки воображения проявляются уже в возрасте 3-х лет. При этом важное значение в его развитии имеют игры, особенно ролевые и творческие занятия (лепка, рисование).

Позже, в школьные годы, ребенок получает солидный багаж знаний и информации. Творческие кружки, сочинения, иллюстрирование текстов содействует развитию воображения.

Однако не всем детям удается легко и живо представлять образы. В этом случае, есть специальные средства развития воображения, главное – уделять этому время.

Упражнения на развитие воображения

Детское воображение гораздо легче поддается развитию. Это связано с тем, что в жизни ребенка меньше шаблонов, стандартных решений и правильных ответов, чем у взрослых. Однако это не повод расстраиваться старшему поколению. Постоянные тренировки и работа над собой дадут желаемый результат, тем более что техник существует очень много.

Словесные игры

Ассоциации способствуют развитию воображения. Этот способ подходит детям и взрослым. Придумывая ассоциацию человек, мысленно представляет предмет и находит его взаимосвязь с каким-то объектом или явлением. Этот метод позволяет также тренировать память и запоминать большой объем информации.

Сочинение сказок, рассказов по картинкам для детей благоприятно действуют на развитие фантазии. Этот метод к тому же учит ясно излагать свои мысли.

Запечатление

Необходимо детально рассмотреть предмет, а затем, закрыв глаза, представить его. После чего сравнить полученный образ с реальным. Со временем задание можно усложнять, выбирая объекты со множеством деталей. Это также является отличной тренировкой памяти.

Чтение

Чтение художественной литературы – приятный способ развития воображения. Этому способствует представление описания природы, героев повествования, происходящих событий.

Просмотр фильмов

Для киноманов есть хороший способ соединить приятное с полезным. Достаточно выключить звук при просмотре фильма, и пытаться угадать, что же там происходит. Главное условие – кино для вас должно быть незнакомым.

Найти 100 способов

Это упражнение можно выполнять в паре. Нужно по очереди называть способ использования, например, пустой консервной банки, кружки или спичечного коробка. Не важно, что вы выберите в качестве словесной дуэли, главное – нельзя повторяться. Самое интересное начнется после того, как стандартные способы применения будут перечислены.

Детектив

Внимательно рассмотрите незнакомого человека на улице, в кафе, общественном транспорте. Обратите внимание на детали. А теперь представьте, кем он работает, какой у него характер, любимое занятие. Вообразите его в домашней обстановке, как он проводит вечера, есть ли у него семья, каков круг общения, что его ждет в будущем.

Так, вы прокачаете не только воображение, но и интуицию.

20 Книг по развитию креативности

  • Рисовый штурм. М.Микалко
  • Учебник по вранью, или как тренировать воображение. И. Востряков.
  • Гениальность на заказ. М. Леви
  • Скетчи по воскресеньям. К. Ниманн
  • Кради как художник. О. Клеон
  • Я хочу больше идей. С. Роулинг
  • Взлом креатива. М. Микалко
  • Как люди думают Д. Чернышев
  • Гибкий ум. Э. Бахрах
  • Игры воображения. А. Насипов
  •  Создай новую вселенную. Братья Маклеод
  •  Игнорируй всех, или как стать креативным. Х. МакЛаод
  •  Учись видеть. М. Москвина
  •  Творческие права. Э. Грегори
  • Нарушай правила. М. Ньюмейер
  •  Фрирайтинг. М.Леви
  •  10 способ развить креативность. Т. Бьюзен
  •   Найти идею. Г Альтшуллер
  •  Техники креативности. М. Нёльке
  •  Зигзаг. К. Сойер

ИСТОЧНИК: http://rost2.

ru/kak-razvit-voobrazhenie/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9007e0b4dba900ac7c07cb/kak-razvit-voobrajenie-5cbb217c0a13b900b4b7a8d2

Исследования воображения

Воображение как средство научного открытия

Вопрос изучения воображения является в современной психологической науке достаточно спорным, разные учёные имеют разные взгляды на это явление, но существуя ряд характеристик, по которым мнения сходятся:

  • Во-первых, воображение — это функция, которая присуща только человеку.
  • Во-вторых, воображение объединяет два основные стороны жизни человека – психическую и физическую.
  • В-третьих, процесс воображения настолько сложен, что его невозможно подогнать под какой-то единый закон.
  • В-четвертых, воображение ответственно за создание будущего.

Способность человека создавать образы и идеи через сознание посредством имеющегося опыта называется воображением. С точки зрения психологии воображение это и творческий процесс, и процесс познания окружающей действительности. То, что происходит во внешней реальности оставляет свой след в подсознании человека. Это дает возможность человеку оперировать полученными образами.

Воображение самым тесным образом связано с другими познавательными психологическими процессами, в частности с мышлением. Ученые выделяют два основным вида мышления: активное и пассивное. Активное, в свою очередь, может быть воссоздающим и творческим, а пассивное может быть преднамеренным и непреднамеренным.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Проблемой воображения занимались многие философы, психологи, ученые, среди них есть такие известные личности как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, П.А. Флоренский, Леонардо да Винчи, Ж. Пиаже, Ф. Бэкон, И. Кант.

Разные ученые по-разному интерпретировали понятие воображения. Например, по мнению П. А. Флоренского такие процессы как «память», «мышление», «творчество», «воображение», «фантазия» представляют собой одну и ту же способность психики человека.

По мнению Т. Рибо, для воображения характерными чертами являются внезапность, безличность, метафизичность, многообразие. Мнение Канта является противоположным. Он считал, что существует ряд различий между воссоздающим и творческим воображением. Для Канта воображение является промежуточным процессом, который стоит между чувственностью и рассудком.

Для Рубинштейна воображение — это потребность создавать новое. При этом воображение является некой интерпретацией прошлого опыта. По Выготскому воображение теснейшим образом связано с мышлением. Оба этих процесса управляются мотивами и используются в процессе решения некой проблемы.

Замечание 1

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что воображение является очень сложным процессом, поэтому разные ученые и разные философские и психологические школы имели разное понимание этого вопроса.

История изучения воображения

Начиная с 50-х годов 20 века начинается экспериментальное изучение процесса воображения. Большой вклад в изучение воображения внес Дж. Гилфорд, который разработал теорию творческого интеллекта. Многие работы того времени были основаны именно на ней.

Так же большой вклад в изучение воображения внес Е. Торренс, разработавший в 1965 году методику для изучения творческого мышления ребенка.

В 1982 году появилась методика изучения особенностей развития детского воображения, которая была основана на создании паракосма – построении фантастического мира.

Такая способность является показателем высокого уровня развития художественных способностей. Эта методика была придумана С.

Маккейтсоном, который пришел к выводу, что активное воображение ребенка характеризуется изменением построения фантастических образов в течении трех основных периодов жизни – 3-6 лет, 7-12 лет, 13-18 лет.

В 1983-1984 учеными Х. Розенберг и П. Пинчиотти была разработана программа по изучению воображения через драматическую активность, ролевую игру.

Большой вклад в изучение вопросов воображения внес Л. С. Выготский, в особенности его труд «Воображение и творчество в детском возрасте».

Он считал, что воображение необходимо развивать особенно в дошкольном возрасте, так как в младше школьном возрасте этот процесс поможет ребенку успешно развивать свою личность. Л. С.

Выготский обращал внимание на сложность творчества. Творческая деятельность постоянно претерпевает изменения на разных возрастных этапах.

Замечание 2

Сегодня вопросы развития воображения стоят еще более актуально. Ученые считают, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста, умение нестандартно мыслить и принимать неординарные решения одни из ключевых способностей современного человека.

Методы исследования воображения

В современной психологической науке существует достаточно большое количество методик, которые позволяют исследовать воображение. Ниже приведены несколько их них.

Методика «Дорисовывания фигуры».

Впервые она была использована О.М. Дьяченко. Целью этой методики является развитие воображения и развитие способности воспроизводить новые образы. Оптимальный возраст для применения этой методики — от 5 лет.

Для выполнения потребуется набор карточек, на которых изображены фигуры неопределенной формы. Ребенок получает карточку с фигурой и карандаши, ему необходимо дорисовать рисунок, затем тот, кто тестирует должен спросить у ребенка, что у него получилось.

Ребенок в свою очередь должен дать вразумительный ответ.

Анализ этого эксперимента проходит по следующим категориям:

  • как быстро приступил к рисованию
  • исходили ли комментарии во время рисования, какие
  • оценка нарисованного

Оценивание результатов происходит по следующим критериям:

  • 1-ый уровень – ребенок не принял задание, рисует что-то другое
  • 2-ой уровень — в рисунке нет деталей
  • 3-ий уровень – ребенок пририсовывает детали к основному изображению
  • 4-ы уровень — простой воображаемый сюжет
  • 5-ый уровень – присутствует сюжетная картина

Методика «Придумай рассказ».

Целью методики является выявление уровня развития творческого воображения, уровень стереотипности или оригинальности, оптимальный возраст от 5 лет. Для выполнения задания потребуется лист бумаги, карандаши, секундомер. В течении пяти минут ребенку нужно придумать сказку и нарисовать картинку к ней. После этого тот, кто тестирует, проводит диагностику по следующим параметрам:

  • скорость придумывания сказки
  • оригинальность
  • разнообразие героев, образов
  • детализация образов
  • эмоциональность образов.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/voobrazhenie/issledovaniya_voobrazheniya/

Что такое воображение — виды развития, и психологическое определение

Воображение как средство научного открытия

Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

Оно помогает применять знания в решении проблем, так как благодаря развитому воображению мы учимся воспринимать ситуацию четче и быстрее придумывать решения. Основная тренировка для воображения — чтение захватывающих рассказов или просмотр фантастических фильмов.

Общепринятое понятие

Воображение — это познавательный процесс, используемый в психическом функционировании, а иногда и в сочетании с психологическими образами. Оно включает в себя размышления о возможностях в будущем.

Воображение помогает каждому человеку передать свое представление об окружающем мире. Это человеческая способность, которая позволяет передавать информацию в виде образов

Родственный термин «ментальные образы», может использоваться в психологии для обозначения процесса возрождения в памяти. Воспоминаний объектов, ранее представленных в чувственном восприятии.

Поскольку использование этого термина вступает в противоречие с употреблением обычного языка, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «образ», или называть его «репродуктивным», а не «продуктивным» или «конструктивным» воображением.

Какие бывают виды воображения

Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Оно расширяет наш опыт и мысли, позволяя создать собственное мировоззрение, которое снижает наше чувство неуверенности.

Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые помогают нам выбраться из трудных жизненных ситуаций. В разные моменты жизни наш мозг задействует разные типы воображения.

Воображаемый мир, который представляет человек,является частью нашего представления реальных событий и материальных предметов. Есть несколько видов воображения

1. Пассивное

Пассивное воображение представляет собой создание неких образов, воспринимающихся изначально человеком как нереальные.

Также оно создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов.

Чаще всего оно основано на страхах или желаниях, которые мыслятся в процессе фантазии осуществимыми;

2.Активное

Так мы фантазируем в том случае, если сами того захотели. Такое воображение можно наблюдать в работе у дизайнеров или писателей. Мы целенаправленно создаем образы в голове.

Чаще всего такая форма проявляется в творческих деятельностях не только у профессионалов, но и, например, в детских ролевых играх;

3.Творческое

Воображение творческое является одним из разновидностей активного. Его отличие в том, что оно, как правило, имеет практическую пользу и ценность для других людей или общества в целом.

Воображение помогает человеку проявлять свои мысли, желания и мечты. Для творческих людей воображение играет огромную роль на их жизненном пути

К примеру, просмотрев график с новейшим оборудованием мы уже будем представлять, чем оно является и какие функции выполняет. Придумать же что-то свое, используя лишь творческое воображение достаточно сложно;

4.Произвольное

Произвольное воображение также является разновидностью активного. Данный вид отличается от предыдущих тем, что в момент действия человек осознает цели и мотивы создания образа.

Примером данного вида воображения может послужить ситуация, когда человек думает о том, что скорее всего не осуществится или вероятность этого ничтожно мала;

5.Воссоздающее

Воображение воссоздающее — создание образов объектов человеком, которые ранее не воспринимались им в полном виде.

Образы создаются по описанию словами, картинкам, чертежам, картам какой-либо местности. Наше воображение воссоздает в голове произошедшее и восполняет промежутки благодаря данной форме воображения.

Итак, мы рассмотрели самые известные типы фантазий, которые полностью раскрывают всю суть воображаемых последствий и принципов их действия.

Воображение в психологии

Психологи считают, что воображение, вполне возможно, присущая лишь человеку способность.  По сути, оно позволяет нам исследовать вещи, которых нет в нашей нынешней среде или, возможно, даже не существует.

Воображение может сильно изменить сознание человека. Стоит контролировать свои фантазии, так как можно потерять грань между реальным и не реальным миром

Например, можно представить чашку кофе, увиденную накануне, или представить себе космический корабль пришельцев, прибывающий на орбиту Земли.

Ключевым моментом является то, что воображается, создается изнутри, а не воспринимается на основе ввода извне. Это отличная возможность для создания новых технологий. Ведь все, что уже придумано сейчас на нашей планете тоже, возможно, появилось из воображения людей. Данный феномен особенно развивается в детстве.

Маленькие дети часто изобретают разные безделушки, которые раньше никогда не видели и об их назначении не догадывались. Эти творческие способности будут определять всю их жизнь. Ведь чем лучше развито воображение, тем больше дорог в жизнь человек может для себя открыть.

Функции воображения

Фантазия и воображение играют важную роль в контроле психики. Они помогают:

  1. Устранить проблему эмоциональной перегрузки, связанную с тем, что мы ждем какую-либо ситуацию. Ведь признаки данной проблемы частично устраняются при воображении этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены и уже нет сильного волнения;
  2. Еще одна его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, запоминания, понимания, говорения. Сформированные образы (основанные на ассоциациях), связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют;
  3. Воспроизведение в голове уже произошедшей ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым. Вы ведете беседу размеренно, без напряжения;
  4. Другая функция воображения позволяет человеку запланировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом;
  5. Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически и позволяет заранее продумать план действий на случай неудачи.

Благодаря воображению мы проживаем нашу жизнь намного легче, ведь благодаря ему нам легче контролировать свои эмоции и подавлять навязчивые желания.

Формы воображения

У воображения есть несколько разных форм. Давайте кратко рассмотрим 3 самых распространенных форм, к примеру:

  1. Мыслительный эксперимент. Познавательный процесс, с помощью которого ученые добивались отражения действий, опережающих реальность;
  2. Фантазии. Форма воображения, полностью не совпадающая с реальностью. Как правило, фантазии мы не можем обратить в жизнь. Так происходит, потому что большинства предметов из фантазий не существует в реальности;
  3. Сновидение. Пассивная преднамеренная форма воображения. Во сне мы видим наше эмоциональное отношение к пережитому.

Это самые основные формы воображения. Их вполне достаточно, для понимания того, что такое воображение.

Что дает воображение человеку?

Воображая, человек может развивать фантазию и даже создать новые предметы. Деятельность многих художников и писателей полностью построена на воображении.

Для придумывания цельной картины рисунка или истории персонажа необходимо иметь богатую фантазию. Но развитое воображение может быть не только у творческих деятелей.

Примеры из жизни

Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.

После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.

После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.

Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.

Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы

Приемы создания образов

Чтобы создать образы, мы используем разные приемы. К примеру, чтобы разнообразить художественный текст, писатели часто используют гиперболизацию. Она выражается в увеличении размеров объекта или количества его элементов.

Такой прием используют при создании многоголовых драконов или великанов. Второй из самых популярных методов создания образов — придача. Он заключается в том, что герою сказки или любого другого произведения присваиваются признаки, не свойственные ему. Например, ковер-самолет.

Для чего нужно образное мышление человеку?

Образное мышление нужно человеку по многим причинам. Благодаря нему мы можем научиться находить выход из сложных жизненных ситуаций, решать трудные проблемы. Образное мышление помогает нам обрести спокойствие, обеспечивает психологическую защиту от нервирующих ситуаций.

Мы можем мысленно перенестись в другое место и ненадолго перевести дух. Некоторые ученые считают, что мысли о том, что может произойти, особенно в ярких красках, также повышают шансы на воплощение мечт в реальность.

Мечта, как особая форма воображения

Особой формой воображения является мечта. Когда мы мечтаем, мы создаем новые образы. Но отличие ее от воображения существенное.

Мечта — нечто, что мы хотели бы заполучить. Мечта и полет фантазии являются могучим толчком к деятельности.

Как правило, она реальна. Во время мечтания мы начинаем выстраивать план действий, чтобы ее достигнуть.

Она является некой целью, пока что недостижимой, но при должных стараниях, вполне возможно, вы сможете ее исполнить и достичь искомого результата.

Как развить воображение

Существует много способов развития воображения. Они созданы как для самых маленьких, так и для уже совсем взрослых людей.

Для начала рассмотрим функции полушарий мозга.

Левое отвечает за логическое мышление, образование и анализ. Оно помогает понимать нам буквальный смысл слов и вникать в суть.

Правое отвечает за интуицию и образное мышление. И в отличие от левого, может одновременно рассматривать проблему в разных контекстах. Помогает увидеть и понять проблему в целом.

Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Льет как из ведра», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Развитие воображения у школьников

Чтобы развить воображение у детей школьного возраста, можно посмотреть незнакомую ТВ программу. Посмотреть начало со звуком, а далее выключить звук и пытаться вникнуть в смысл.

Детские образы очень сильно отличаются от представлений взрослого человека. Фантазии ребенка насыщены особой эмоциональностью, поэтому способны влиять на психику ребенка.

Стоит понимать это, чтобы предотвратить развитие психологических расстройств, на фоне излишней фантазии

Сначала будет трудно, но потом вы втянетесь и поймете, что это может доставлять удовольствие.

Вы начнете угадывать сюжет фильма без звука и хорошо разовьет вашу фантазию.

Развитие воображение у детей дошкольного возраста

Если вы родитель ребенка дошкольного возраста, то вам, вероятнее всего, интересно прочитать о том, как развить его воображение. Предложите ребенку поиграть в игру: положите перед ним несколько предметов, попросите запомнить их и закрыть глаза.

Далее уберите один предмет. После того как ребенок откроет глаза, спросите: «а что пропало?» и попросите описать этот предмет. Это не только разовьет фантазию, но и улучшит память.

Воображение у взрослых

Развить воображение у взрослого человека достаточно трудно. Большая часть навыков такого типа закладывается в детстве. Но если вы все-таки очень хорошо попытаетесь, у вас будет шанс улучшить воображение.

Вообразите то, чего никогда не существовало на земле. Например, птицу, размером с самолет, портал во времени или магическая броня. Подумайте о том, из какого материала была бы сделана эта вещь, какие бы звуки издавала, ее цвет, запах.

В основном способы развития воображения универсальны для всех возрастов.

Подведение итогов

Воображение — присущая только человеку возможность создания новых образов. Оно бывает разных форм и видов, которые помогают нам мыслить расширенно и глубоко. Оно помогает человеку быстро принимать решения в трудные моменты жизни. Мечты помогают нам достигать целей. И самое главное, благодаря развитому воображению, наша жизнь становится ярче и интереснее.

Источник: https://nina-blog24.ru/chto-takoe-voobrazhenie/

Воображение в науке

Воображение как средство научного открытия

«Воображение важнее знания…» Это утверждение Альберта Эйнштейна долго оставалось как вызов культу знаний, который так прочно утвердился в умах. Но — заметили? — крепчает ветер перемен… В жизни воображение встречает самые полярные оценки.

В ком эта черта ярко выражена, кто, не таясь, привносит ее в работу, блещет ею при обсуждении «серьезных вопросов», за тем легко утверждается эпитет «неделового человека» и «фантазера».

На ином уровне осознания то же самое качество выглядит совсем иначе.

«Опыт без фантазии или воображение без проверки опытом может дать немного»,— говорил Резерфорд. «Для меня воображение — это синоним способности к открытию…» — кредо поэта Фредерико Гарсиа Лорки. «Вообразить, это значит — вдруг увидеть.

Увидеть хорошо, ловко, правдиво…» – солидаризуется с ним певец Федор Шаляпин. Нильс Бор, по словам биографа, черпал свою силу «не в математическом анализе, а в удивительной мощи фантазии, видящей физическую реальность конкретно, образно и открывающей в ней новые, никем не предугаданные связи».

Вот как воображение оценивается на Олимпе искусства и науки.

Впрочем, отношение к нему сейчас меняется и в деловых сферах. Так, выступая на очередной национальной конференции по проблемам творчества, главный «кадровик» Америки, директор-распорядитель Комиссии по государственной службе США основным признаком творческой личности назвал воображение.

Все, что окружает нас, от спички до космической ракеты, рождено творческой мыслью и овеществлено трудом. Ныне и капитализму нужны не творческие одиночки, как встарь. Теперь счет идет на миллионы творцов, а где взять столько?

Сами собой, во всяком случае, таланты в нужных количествах не возникают. Необходимо что-то делать, что-то менять, а для этого надо знать слагаемые творчества, откуда что берется, какие условия благоприятствуют формированию творческой личности, какие нет. Без этого проигрыш в соревновании обеспечен. Все крайне утилитарно, в том числе и усиленное внимание к феномену воображения.

Но, в то же время без развитого воображения нет не только, открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности.

Виды воображения

Есть, однако, два вида воображения: активное и пассивное. Первое обращено преимущественно на внешний мир и служит достижению цели. Второе больше обращено внутрь, сплошь и рядом оторвано от непосредственных задач и, порой оказываясь следствием надлома, уводит человека в иллюзорный мир. Вот и выходит: тут дело надо делать, а человек грезит!

Даже лекарством можно отравиться, а ядом исцелить. Поспешно делать оценки, какое воображение считать «хорошим», а какое — «плохим». Не только потому, что оба типа воображения переплетены в сознании, как уток и основа в ткани.

Уж где концентрат пассивных фантазий, так это в сновидениях! Наука все же проверила, что будет с человеком, если дать ему выспаться, но лишить его сновидений (так называемого «парадоксального сна»).

Результат: «создается впечатление, что лишение парадоксального сна, как и искусственное подавление функции воображения, способствует возникновению не только невротических, но и психических расстройств». А сколько мыслей, образов приходило к художникам; поэтам, ученым в «грезах наяву», а то и во сне.

Мозговой штурм и синектика

…Представим себе людей, которые изрекают с отрешенным видом: «Дымное окно!» «Квадратный шар!» «Горячий лед!» Сумасшедшие? Да ничуть не бывало! Идет обычное занятие по синектике.

Несколько слов пояснения. Еще в пятидесятых годах прошлого века по причинам, о которых уже было сказано, потребовался метод активизации творческой деятельности. И он возник под названием «мозговой штурм».

Суть метода проста: надо собрать разных специалистов, поставить перед ними неподдающуюся обычным усилиям задачу, и пусть они высказывают любые идеи. Критиковать идеи нельзя, их можно только подхватывать, развивать или предлагать свои (оценка, отбор — это все позже).

Метод оправдал себя и стал широко применяться. А собственно, что было сделано? С воображения сняли узду… (К слову мозговой штурм здорово использовать, когда собираетесь купить домен на https://regery.com.

ua/ru, и придумать для домена интересное и оригинальное название, которое станет неповторимой изюминкой вашего будущего сайта).

Новым шагом вперед явилась синектика. Ее основное отличие в том, что подбираются уже не случайные, а постоянные группы тренированных и обученных специалистов. Обученных прежде всего воображению.

А как? Да хотя бы так: сходу для развития фантазии придумайте с десяток заведомо несовместимых сочетаний (кстати, это не так просто, как кажется: «горячий лед», например, никуда не годится — получен такой в лаборатории…)

Заметим, что воображение можно представить как способ гибкого и свободного моделирования ситуаций, поступков, явлений, воспоминаний, образов — короче, всех элементов мира.

Если так, уместно предположить, что эволюционно воображение возникло в качестве средства познания настоящего и предугадывания будущего.

Ведь чем полнее моделирование возможных событий, тем меньше элемент внезапности, быстрей и лучше реакция на ту или иную ситуацию, тем, при прочих равных условиях, выше шанс на успех.

Вот что пишет английский исследователь К. Вильсон: «Воображение — это способность схватывать реальность факторов, которые в настоящее время не воздействуют на наши органы чувств.

Это сила проникать вне настоящей реальности, как радар способен проникать сквозь облака.

Человек медленно развивает психическую силу, аналогичную радару, чтобы освободить себя от избранной им самим узости восприятия».

А знания? Это само собой. Тут противопоставление одного другому столь же бессмысленно, как спор о том, что человеку нужнее — одежда или обувь.

Д. Биленкин.

Источник: https://www.poznavayka.org/nauka-i-mir/voobrazhenie-v-nauke/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: