Возрастная психофизиология

Психофизиология – это что такое? Возрастная физиология и психофизиология

Возрастная психофизиология

Психофизиология – это наука о физиологических основах поведения и психической деятельности. В этой статье изложена основная информация о ней. Вы узнаете историю ее возникновения, особенности методологии, ее значение, а также некоторые другие важные сведения об этой науке.

Психофизиология – это особый раздел психологии и физиологии, в котором изучается роль биологических факторов (к ним относятся и свойства нервной системы) в обеспечении психической деятельности. Ученые выделяют психофизиологию дифференциальную, речи и мышления, ощущений и восприятия, внимания, эмоций, произвольных действий. В настоящее время все эти области знаний активно разрабатываются.

Причина возникновения психофизиологии

Сегодня вопрос о том, в каких отношениях находятся психология и физиология, все еще является открытым. Нельзя однозначно сказать, что первая является частью второй или вторая – первой.

Однако не подлежит сомнению тот факт, что психические и физиологические процессы – части одного психофизического целого.

Также несомненно, что представления об этом целом, столь необходимые в практических целях, не могут быть получены в отдельности ни физиологией, ни психологией.

Именно для удовлетворения потребности в знаниях о человеке как о некоем целом, а не из чисто корпоративных или организационных соображений, и появилась новая отрасль биологии, именуемая психофизиологией. Эта наука рассматривает очень широкий круг вопросов. Уровень сложности изучаемых ей проблем намного выше, чем у психологии или физиологии в отдельности.

Психофизиология – это область знаний, которая является междисциплинарной. Она рассматривает организацию отношений вероятностных психических, физических и духовных явлений и сущностей человека.

Психофизиология – это дисциплина, которая для эффективного познания использует совокупность принципов, предпосылок, средств и методов познания, позволяющих ученым исследовать специфический объект, которым является человек.

Таким образом, применяется вероятностная методология. Необходимо сказать несколько слов и о ней.

Психофизиология – это наука, изучающая человека с помощью вероятностной методологии. Начало последней было положено еще в 1867 году английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом. Вероятностная методология претендует на роль универсальной в науке.

Максвелл является первым ученым, который применил ее методы для характеристики вероятностной физической реальности. Этого исследователя считают создателем статистической физики. Вероятностная методология имеет одно важное преимущество перед детерминистской (традиционной).

Она дает намного более полные знания об объекте, который исследуется.

Создание психофизиологии

Официально она оформилась в середине 19 века. Признанным ее создателем является А. Р. Лурия, выдающийся отечественный ученый (на фото выше). Имея двойное образование (психологическое и неврологическое), он смог объединить самые важные достижения данных дисциплин в единое целое. Результатом проделанной работы стало соединение психофизиологии и нейропсихологии.

Долгое время было принято считать, что душа является бестелесной. Другими словами, мозг не имеет никакого отношения к ней. Позже ученые начали размещать психические функции в трех желудочках мозга.

При этом каждый из желудочков считался местом хранения отображенных впечатлений души. Считалось, что она является обителью идеальных образов.

Мозг же рассматривался как орган, из которого жизненная энергия под влиянием воли перетекает в части нашего тела по особым каналам, именуемым нервами.

В дальнейшем, благодаря трудам различных ученых, в основном отечественных (И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. А. Бернштейна и др.), было составлено довольно четкое представление о том, какое значение имеет ЦНС (центральная нервная система) для психики человека.

Естественнонаучный метод И.М. Сеченова

И. М. Сеченов разработал особый естественно-научный метод. Его сущность можно определить следующими двумя принципами:

  • всевозможные психические явления – это продукт деятельности ЦНС, а значит, они подчиняются законам, по которым развиваются и другие явления природы;
  • необходимо придерживаться принципа историзма в изучении психики, то есть идти от низших форм ее деятельности к высшим, от простого к сложному, от изучения психики животного к исследованию ее специфики у человека.

Сеченов, применив данные принципы, подошел к созданию материалистической теории отражения.

Работы И. П. Павлова и дальнейшие исследования

В работах И.П. Павлова, известного русского физиолога, рефлекторная теория получила дальнейшее развитие. Этот ученый впервые использовал объективный метод исследования психических функций мозга, которым был условный рефлекс.

Взяв его на вооружение, Павлов исследовал физиологические механизмы в ряде процессов, которые составляют основу элементарных психических реакций.

Труды этого ученого, а также представителей его школы открыли новый горизонт в изучении мозговой деятельности экспериментальным путем.

Позже электрофизиологические исследования, дополненные методом условных рефлексов, помогли установить тот факт, что многие процессы психики имеют в основе своей определенную функциональную организацию в структурах мозга. К примеру, можно рассматривать память как результат процесса циркуляции возбуждений по цепям нейронов, являющихся замкнутыми, с дальнейшей фиксацией на молекулярном уровне тех или иных изменений.

Эмоции зависят от того, насколько активны определенные центры, находящиеся в подкорковых структурах мозга. В настоящее время множество психических реакций воспроизводится искусственно. Для этого специально раздражаются отделы мозга, ответственные за них.

С другой стороны, на мозге, как и в целом на организме, отражается все, что глубоко затрагивает нашу психику. Так, депрессия или горе могут вызвать психосоматические (телесные) заболевания. Гипноз может способствовать излечению или вызвать соматические расстройства.

Колдовство или нарушение “табу” у примитивных народов способны даже убить человека.

Объект познания и предмет психофизиологии

Общая психофизиология – это наука о жизнедеятельности здоровой человека. Клиническая же (подробнее о ней рассказано в конце статьи) изучает больных людей.

Человек, как известно, трехипостасен. Психофизиология – это наука, принимающая во внимание все уровни его организации. Человек обладает единством следующих трех вероятностных сущностей:

  • телесной (физической, плотской);
  • душевной (психической);
  • духовной.

Следовательно, предмет психофизиологии – это физические, психические и духовные сущности человека в их взаимообусловленности и взаимосвязи.

Эта дисциплина благодаря успехам изучения активности нейронов мозга животных, а также в связи с возможностью клинического обследования людей стала рассматривать не только физиологические, но также и нейронные механизмы различных психических состояний, процессов и поведения.

Современная психофизиология занимается, среди прочего, исследованием нейронных сетей и отдельных нейронов. Это определяется существующей тенденцией к интеграции различных дисциплин, которые изучают функционирование мозга (нейрохимии, нейрофизиологии, нейропсихологии, психофизиологии, молекулярной биологии и др.), в единую нейронауку.

Различные ветви интересующей нас дисциплины имеют свой собственный предмет.

Физиологическая психофизиология, к примеру, исследует закономерности поведения и психического реагирования, которые зависят от того, в каком состоянии находятся физиологические параметры, от скорости протекания реакций периферической и центральной нервных систем, а также сомы в целом (на системном, тканевом и клеточном уровнях).

Значение дисциплины

Интересующая нас дисциплина дополняет психологию, неврологию, психиатрию, педагогику и лингвистику. Психофизиология – это необходимое звено, с помощью которого психика человека рассматривается целиком, включая множество сложных форм поведения, до ее возникновения остававшихся изученными.

К примеру, если знать, какие этапы онтогенеза наиболее чувствительны к тем или иным педагогическим воздействиям, то можно влиять на развитие очень важных физиологических и психофизиологических функций, таких как память, мышление, внимание, восприятие, двигательная активность, умственная и физическая работоспособность и др. Если иметь представление о возрастных особенностях детского организма, можно наилучшим образом раскрыть его физические и умственные способности, выработать обоснованные, с точки зрения науки, валеологические и гигиенические требования к оздоровительной и учебно-воспитательной работе, организовать режим дня, двигательной активности и питания, соответствующие индивидуально-конституциональным особенностям и возрасту. Другими словами, педагогические воздействия могут быть оптимальными и эффективными лишь тогда, когда они учитывают возрастные особенности ребенка и подростка, возможности его организма.

Возрастная физиология и психофизиология

Возрастная физиология – это наука, которая исследует особенности жизнедеятельности и развития организма в ходе онтогенеза. Она изучает функции организма в целом, систем органов и отдельных органов по мере роста, своеобразие данных функций на различных возрастных этапах.

Онтогенез – центральное понятие такой дисциплины, как возрастная физиология. Оно было введено еще в 1866 году Э. Геккелем. В наше время под онтогенезом подразумевается индивидуальное развитие организма на всем протяжении его жизни (с момента зачатия до смерти).

Возрастная физиология и психофизиология оформились относительно недавно. Первая выделилась лишь во второй половине прошлого века. Эмбриология – наука, которая исследует особенности и закономерности жизнедеятельности организма на этапах внутриутробного развития. Более поздние этапы, от зрелости до старости, рассматривает геронтология.

Возрастная физиология использует различные методы исследования, среди которых – морфологические характеристики тела (его длина, масса, окружность талии и грудной клетки, обхват бедра, плеча и др.). Эта дисциплина является одним из разделов биологии развития – очень широкой области знаний.

Особенности онтогенеза человека

Происхождение человека повлияло на особенности его онтогенеза. На ранних этапах он имеет определенное сходство с онтогенезом, характерным для высших приматов. Однако специфика человека состоит в том, что это социальное существо. Это наложило отпечаток на его онтогенез. Прежде всего, увеличился период детства.

Это связано с тем, что человеку нужно усвоить социальную программу во время обучения. Кроме того, увеличился период внутриутробного развития. Половое созревание у человека наступает позже, чем у высших приматов. Периоды ростового скачка, а также перехода к пожилому возрасту у нас четко выделены, в отличие от этих животных.

Общая продолжительность жизни у нас больше, чем у высших приматов.

Возрастная норма и темп развития

И для педагога, и для врача очень важно понимать уровень развития ребенка, с которым они работают. Возрастная физиология и психофизиология определяют, что считать нормой, а что – отклонением от нее.

Любое значительное отклонение в развитии означает необходимость применения к человеку нестандартных приемов лечения и воспитания.

Поэтому одной из важнейших задач возрастной психологии является установление параметров, определяющих возрастную норму.

Следует отметить, что темп развития не всегда соотносится с конечным его уровнем. Замедление этого процесса нередко приводит к достижению человеком (хотя и позже его сверстников) выдающихся способностей. Напротив, нередко ускоренное развитие завершается слишком рано. В результате этого человек, который сначала подавал большие надежды, в зрелом возрасте не достигает высоких результатов.

Относительно редко наблюдаются сильные отклонения в темпах развития и роста. Однако небольшие вариации, которые проявляются в умеренном опережении или отставании, встречаются часто.

Как же следует относиться к ним? Проявления ли это отклонений в развитии или его вариативности? Возрастная физиология дает ответ на эти и другие вопросы.

Она разрабатывает критерии, позволяющие судить о степени отклонений от нормы и необходимости принятия мер для их ликвидации или смягчения последствий.

Клиническая психофизиология

Она является важной прикладной областью психофизиологии. Это междисциплинарная область знаний, в которой рассматриваются физиологические механизмы различных изменений психической активности при соматической и психической патологии, а также их влияния друг на друга.

Клиническая психофизиология – это дисциплина, которая предполагает также изучение патогенетических механизмов, этиологических факторов, профессиональной реабилитации и лечения психосоматических заболеваний.

Она не может обойтись без познаний и методов целого ряда смежных дисциплин (нейрохимии, нейрофизиологии, экспериментальной психологии, невропсихологии, нейрорадиологии и др.).

Путем полевых обследований и лабораторных экспериментов можно выяснить, как человеческое поведение и переживание сказываются на регуляторных процессах и физиологических реакциях. Из этого можно вывести закономерности психосоматических отношений.

Как правило, измеряемые психофизиологические величины неинвазивно регистрируются на поверхности человеческого тела (как результат деятельности функциональных систем организма). С помощью датчиков измеряются их физические свойства.

Эти датчики регистрируют и одновременно усиливают определяемые показатели, благодаря чему полученные величины можно преобразовать в биосигналы.

Взяв за основу этот метод, исследователи делают вывод о том, какие соматические процессы лежат в основе того или иного явления, об их динамике в ходе воздействия психотерапии.

Итак, психофизиология – это наука, определение которой представлено в начале статьи. Мы рассказали о ее предмете, методе, истории возникновения и развития, а также о некоторых важных ветвях. Психофизиология – это наука, которая изучает как психику, так и физиологию человека, поэтому она имеет междисциплинарный характер.

Источник: https://FB.ru/article/258466/psihofiziologiya---eto-chto-takoe-vozrastnaya-fiziologiya-i-psihofiziologiya

Возрастная психофизиология

Возрастная психофизиология

Определение 1

Возрастная психофизиология — это область психологии, которая занимается исследованием онтогенетического развития системных физиологических механизмов психической деятельности. В первую очередь, ее методы направлены на определение роли биологического созревания в психическом развитии.

Возрастная физиология представляет собой раздел физиологии человека и животных. Он изучает закономерности становления и развития физиологических функций организма на протяжении онтогенеза, начиная от оплодотворения яйцеклетки и заканчивая завершением жизни.

Данная область знаний призвана рассматривать проблемы, которые относятся к биологическим закономерностям и механизмам роста и развития, особенностям функционирования организма, включая его системы, органы и ткани на разных возрастных этапах.

Наука рассматривает особенности жизнедеятельности организма, функции его отдельных систем, процессы, которые в них протекают и механизмы их регуляции.

Среди основных задач возрастной психофизиологии необходимо выделить исследование следующих аспектов:

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.
  • возрастные особенности мозговой организации психических процессов,
  • механизмы, которые лежат в основе психических процессов,
  • динамика становления и развития психики человека,
  • влияние врожденных детерминант, воспитания и социума на психику человека.

Замечание 1

В качестве предмета изучения возрастной психофизиологии выступают закономерности онтогенетического развития. Она исследует процессы созревания мозга, закономерности его структурного созревания в онтогенезе, гетерохронию развития.

Рассматривают отдельно психофизиологию новорожденных детей, психофизиологию детства, дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Определяются в рамках науки и психофизиологические особенности подросткового возраста, особенности взросления. Наконец, выделяют психофизиологию среднего, пожилого и старческого возраста.

Самостоятельной дисциплиной считается также пренатальная психофизиология. Она представляет собой направление возрастной психофизиологии, которое рассматривает особенности внутриутробного развития, взаимодействия физиологических и психических процессов во время рождения и в первые месяцы постнатальной жизни (первый год жизни), учитывая взаимодействие ребенка и родителей.

Подходы и методы науки

Физиология и психофизиология как две научные дисциплины, изучаемые в возрастном аспекте, обладают общими методологическими подходами и используемыми методами. В первую очередь, данное утверждение можно отнести к организации исследования: методу поперечного (кроссекциоиного) и продольного (лонгитюдного) исследования.

Первый метод используется с целью сравнения двух или более групп людей разного возраста с условием, что предполагается однородность динамики развития. В соответствии с аспектом конкретного исследования в качестве релевантных (от английского relevant — значимый, относящийся к делу) факторов могут выступать пол ребенка, социальный и экономический статус семьи, порядок рождения.

Второй метод предполагает многократное наблюдение одной и той же выборки людей в течение долгого промежутка времени. Метод используют тогда, когда необходимо выявить взаимосвязь между ранним и поздним развитием. Метод применяется через использование небольших выборок при учете индивидуальных особенностей человека.

Для исследования возрастных аспектов развития ученые применяют метод естественного и формирующего эксперимента. Первый из них имеет в основе наблюдение и анализ определенных аспектов развития ребенка, исключая какие-либо внешние вмешательства в его жизнедеятельность.

Метод формирующего эксперимента необходим для того, чтобы выявить доминирующий параметр, который оказывает воздействие на становление определенного психического процесса (качества). Это предполагает наличие как минимум двух групп испытуемых (контрольная и экспериментальная).

Работу (например, обучение) проводят только с экспериментальной группой, при этом замер уровня развития исследуемого параметра происходит в обеих группах до начала эксперимента и в конце.

Далее производится анализ разницы между ними, на основе которого делают заключение об эффективности формирующего воздействия.

Частный случай метода формирующего эксперимента в психологии и психофизиологии представлен методом обучения.

Принципы и методики возрастной психофизиологии

В качестве фундаментальных методологических принципов возрастной физиологии и психофизиологии выступает принцип отражения и детерминизм, развитие, единство и взаимосвязь, нервизм и целостность организма.

Методики, которые использует возрастная физиология, в первую очередь, концентрируются на получении количественных показателей анализируемых физиологических процессов. Они дают возможность сформировать максимально целостную картину развития человека через применение количественных и качественных оценок.

Традиционно физиологические методики основаны на биологических и медицинских методиках. Психофизиологические методики, как правило, считаются комплексными, обобщая психологические, биологические и медицинские подходы к анализу аспектов развития человека на разных возрастных стадиях.

Антропометрические методики включают описание морфологических характеристик тела (вес, рост, объем головы, грудной клетки). Они позволяют количественно описать строение человеческого тела.

Физиологические методы концентрируются на оценке функциональных возможностей организма и динамике протекания физиологических процессов. Они предоставляют возможность провести оценку изменений следующих процессов:

  • частота сердечных сокращений (ЧСС);
  • электрические процессы, которые относятся к сокращению сердечной мышцы (электрокардиографический — ЭКГ), кровяному давлению;
  • состояние сосудистой системы организма (плетизмография),
  • функциональное состояние органов движения (электромиография), дыхания (пневмография),
  • запись дыхательных движений и др.

Перечень используемых методов специалисты определяют задачами исследования и имеющейся аппаратурой.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vozrastnaya_psihofiziologiya/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: