Возрастная психология

Содержание
  1. Возрастная психология: что это такое, что изучает, проблемы, основы, книги, методы, кем можно работать
  2. Какие аспекты рассматривает возрастная психология?
  3. Проблемы, которые изучает наука
  4. Методы, которые применяются
  5. Книги по возрастной психологии
  6. Возрастная психология
  7. Разделы возрастной психологии
  8. Развитие возрастной психологии
  9. Методы исследования в возрастной психологии
  10. Развитие в возрастной психологии
  11. Периоды развития человека
  12. Психология развития и возрастная психология: предмет, задачи, основные понятия
  13. Основы возрастной психологии: что изучает предмет, какими аспектами занимается
  14. Что такое возрастная психология
  15. Основные понятия
  16. Какими аспектами занимается
  17. Разделы возрастной психологии (ВП)
  18. Методы исследования в возрастной психологии
  19. Периоды развития человека
  20. Современная возрастная периодизация

Возрастная психология: что это такое, что изучает, проблемы, основы, книги, методы, кем можно работать

Возрастная психология

Учёными установлено, что каждой личности присущи свои психические изменения в процессе становления. Определённый этап взросления индивида имеет свои характерные черты и подчиняется общим законам. Основная задача психологов в рамках возрастной психологии — исследовать механизмы психического развития и выяснить, как формируется характер с рождения индивидуума до самой его смерти.

Какие аспекты рассматривает возрастная психология?

Объектом исследования такой дисциплины, как возрастная психология, есть и всегда будет индивид, а также его психика и поведение в определённые периоды своей жизни.

Наука описывает особенности психического развития индивидуума в зависимости от конкретного возраста. Благодаря этой дисциплине, удалось понять причины перемен в ходе взросления.

Возрастная психология не только описывает каждый этап жизни, но и объясняет суть происходящих превращений.

Дисциплина изучает изменения в психологии индивидуума по мере его взросления. Главенствующее место в возрастной психологии отводится психическому развитию индивидуума.

Разделы возрастной психологии:

  • пре – и перинатальная;
  • детская;
  • юношеская;
  • зрелого возраста;
  • геронтопсихология.

Задания науки:

  • выявление и изучение общих и отдельных для определённой возрастной группы закономерностей;
  • создание психологической картины всех этапов взросления;
  • выявление потенциала и психологического ресурса на разных периодах;
  • решение проблем, возникающих в ходе психического развития индивида.

На становление науки о психологическом развитии индивидуума повлияли такие дисциплины: общая, социальная, дифференциальная, личностная, педагогическая психология.

Возрастная психология опирается на информацию из области медицины, культурологи, социологии, педагогики, этнографии. Благодаря исследованиям особенностей психологического развития индивида учёными были установлены закономерности становления личности.

Эти знания стали достоянием общественности и приобрели практическое использование.

Возрастная психология взаимосвязана с психологией развития индивида. Эти дисциплины изучают одинаковые аспекты. Правда, возрастная психология больше внимания уделяет психологическим чертам индивидуумов различных возрастов. Психология развития исследует законы психологических возрастных преобразований.

На основании выводов обеих этих дисциплин выявлены некоторые тенденции развития индивидуумов в ходе возрастной трансформации. Сформулированы психологические характеристики различным категориям личностей, относящимся к определённым возрастным группам.

В поле зрения этой научной дисциплины попадают количественные и качественные изменения, происходящие в психике и поведении индивидуума при плавном перемещении из одной возрастной группы в последующую.

Подобные перемены охватывают какой-то период времени — пару месяцев для малышей либо несколько лет для взрослых.

Изменения в психологии зависят от биологического взросления, психического и физиологического состояния индивида, его положения в социуме, приобретённого интеллекта и достигнутого уровня развития личности.

Каждый этап жизни человека характеризуется таким понятием, как возраст. Определённый период взросления имеет свои психологические и поведенческие особенности. За пределами одного возраста они не повторяются.

Возрастные особенности индивида обусловлены наследственностью, воспитанием, средой общения и характером деятельности индивида. На формирование личности в любом возрасте влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Постепенное психологическое развитие человека зависит от ряда побудительных причин. Личность эволюционирует в результате возникновения внутренних противоречий.

На их появление влияет отношения человека к обществу, собственным успехам и неудачам, конфликтным ситуациям. Посредством деятельности индивид разрешает внутренние противоречия и обретает новые черты характера.

Если внутренний конфликт выходит за рамки нормы, у человека развиваются психические заболевания.

Проблемы, которые изучает наука

Проблемные аспекты возрастной психологии:

  • какие факторы сильнее влияют на психическое развитие индивидуума — физиологическое созревание или окружающий мир;
  • что воздействует на психику индивида — стихийное или организованное обучение;
  • как способности сказываются на личностном росте;
  • как в ходе взросления меняется интеллект и характер индивида, каким образом эти факторы воздействуют на формирование личности.

Методы, которые применяются

Возрастная психология использует те методологические разработки, которые применяются в других психологических науках. С их помощью изучаются возрастные изменения в психике и психических процессах. Основными методами исследования данной дисциплины являются наблюдение и эксперимент.

С помощью наблюдения удаётся получить разностороннюю и точную информацию о человеке. Поведение индивида исследуется систематически и в связи с конкретной целью. Впоследствии оно анализируется, описывается и объясняется.

Наблюдение даёт объективное описание поведения индивидуума. С помощью подобного метода психолог получает информацию об объекте исследования как о целостной личности в связи с его высказываниями, поступками и разного рода действиями.

Благодаря наблюдению удаётся системно проанализировать психологическое развитие индивида. Методика исследования может охватывать определённые вопросы или полностью поведение личности. В ходе наблюдения специалист не имеет права корректировать изучаемое явление.

Подобная методика исследования лишь фиксирует, но не формирует психические особенности индивида.

Наблюдение часто сочетается с экспериментом. Оба этих метода помогают изучить возрастные психические изменения. Экспериментальная методика исследования изучает реакции индивидуума, а не спонтанные проявления его психики.

В ходе эксперимента психолог специально вызывает изучаемое явление, меняет условия исследуемого процесса. Благодаря этому методу определяется степень развития личности, уровень интеллекта.

С помощью целенаправленной формирующей методики можно так воздействовать на исследуемого человека, чтобы у него выработались определённые навыки и умения.

В возрастной психологии применяются такие методы: моделирование (воссоздание требуемой психической ситуации), методика изучения условных рефлексов (глотательных, сосательных, хватательных и других), психогенетические (близнецовый, анализ родословной), исторический (изучение жизненных путей индивидуумов) и другие. Нужную информацию об объекте изучения психолог собирает с помощью беседы, анкетирования, тестирования. Определённые методы возрастной психологии применяются на каждом этапе развития личности. С их помощью с учётом возраста исследуются особенности психики и поведения индивидуума.

Книги по возрастной психологии

Актуальные аспекты возрастной психологии нашли своё отображения в популярных психологических книгах. Подобного рода литературу можно найти в интернете и книжных магазинах. В любом произведении читатель отыщет советы для разрешения каких-то своих возрастных проблем.

Самые популярные книги психологической тематики:

  1. Эрик Эриксон «Идентичность: юность и кризис».

В своём произведении автор рассматривает проблемы юношеского возраста, многие из которых связаны с социальным становлением личности. В книге анализируются все аспекты возрастного кризиса. Согласно теории Эриксона судьба любого индивида зависит от его деятельности на ранних этапах жизни.

  1. Снайдер Ди «Курс выживания для подростков».

На страницах книги автор даёт советы подросткам и рассказывает им, как завести друзей, избавиться от робости, приобрести уверенность в себе и поднять самооценку. В произведении описаны проблемы, с которыми часто сталкиваются дети в силу своей неопытности: алкоголизм, наркотики. Автор рассказывает, как избежать проблем и что делать, когда молодые люди попали в беду.

  1. Н.А. Гусева «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей».

В своём произведении автор не только описывает проблему, но и даёт практические рекомендации по работе с детьми в плане профилактики курения, алкоголизма и наркомании. В книге представлены авторские разработки по решению проблем, связанных со злоупотреблением психоактивных веществ. В этой научной работе психологи, учителя и родители могут найти много полезной информации.

  1. Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения».

В произведении описаны психологические упражнения для подростков, благодаря которым можно уберечь их от асоциального поведения. Автор информирует читателей по правовым вопросам, учит родителей правильно воспитывать своих детей. Если педагоги хотят уберечь подростков от неправильного поведения, им нужно ориентировать детей на достижение позитивных целей.

  1. Р.В. Овчарова «Психологическое сопровождение родительства».

Воспитание детей в семье зависит от того, в каком качестве выступают родители. Автор книги описывает, с какими проблемами сталкиваются взрослые люди, когда у них появляется ребёнок.

Многие родители морально не готовы воспитывать детей. В произведении даны консультации и методы коррекции поведения взрослых людей.

Рекомендации автора позволяют нормализовать психологический климат в семье и развить чувство родительской любви к детям.

Если человек сталкивается с проблемами в семье или воспитании детей, без грамотной поддержки ему не обойтись. Разобраться в нюансах возрастных кризисов поможет опытный психолог.

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/chto-izuchaet-vozrastnaya-psihologiya-osnovy-i-metody-nauki/

Возрастная психология

Возрастная психология

Определение 1

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает и формирует представление о психическом развитии детей различных возрастных этапов и переходе между ними.

В возрастной психологии определяются психологические характеристики каждого из возрастных этапов развития ребенка. Каждый возрастной этап обладает специфическими характеристиками и внутренними условиями развития. Возрастная психология занимается изучением процессов психики в динамике.

Возрастная психология рассматривает понятие «возраст», которое по Выготскому, определяется как цикл в развитии человека, имеющий собственную структуру и динамику.

В каждом цикле развития происходят психологические, физиологические изменения, зависящие от индивидуальных отличий и присущие всем людям.

Разделы возрастной психологии

Существует несколько разделов возрастной психологии:

  • детская психология, изучающая условия и факторы, способствующие развитию психики детей, законы функционирования ребенка- личности;
  • психология юности, занимающаяся изучением особенностей старших подростков, кризиса данного периода, исследованием жизненных позиций подростков и их стремления к самоопределению;
  • психология зрелого возраста, изучающая закономерности развития человека на этапе его зрелости, а также исследованием кризисов, которым подвержены люди зрелого возраста;
  • геронтопсихология, изучающая психические процессы, обусловленные старением организма, выявляющая притупления и затухания определенных психических функций, снижение активности и психической устойчивости.
  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Развитие возрастной психологии

В развитии возрастной психологии существует ряд проблем, в частности:

  • развитие психики и поведения ребенка обусловлено внешней средой и физиологическим формированием организма;
  • влияние на развитие психики детей стихийного и специально организованного обучения и воспитания;
  • возможности ребенка, наличие у него задатков и способностей;
  • сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие ребенка (эволюционные, революционные, ситуационные);
  • выявление основной компоненты определяющей психическое развитие.

Методы исследования в возрастной психологии

Основными методами исследования в возрастной психологии являются:

  • наблюдение;
  • моделирование;
  • эксперимент;
  • опрос.

Наблюдение может быть внешним и внутренним. При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата. Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследование психологом явлений, происходящих в его сознании.

Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики происходит в естественных условиях жизнедеятельности.

Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.

Опросы проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведен в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест-опросник, тест-задание.

В экспериментальном методе исследования для проявления определенных качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно.

Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявления определенных психических процессов, то в эксперименте он сам создает требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта.

Существуют две основные разновидности экспериментов:

  • естественный,
  • лабораторный.

Преимущество эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы. Экспериментатор может изменять условия опыта и наблюдать последствия данных изменении.

https://www.youtube.com/watch?v=ddMWZSw7A7A\u0026list=PLN4UQYTpWk_JaJXqqlvjcQ-UQGza17t6s

Метод моделирования используют в случае невозможности проведения исследования другим методом.

Развитие в возрастной психологии

Развитие — это процесс не только количественных изменений. Говоря о психическом развитии нельзя говорить о том, что с возрастом что-то увеличивается или уменьшается. Развитие, прежде всего, это появление в определенные возрастные периоды в психике нечто качественно нового.

К таким новообразованиям можно отнести, например, субъективную готовность к школьному обучению ребят семилетнего возраста, подростковое чувство взрослости.

Определение 2

Возрастное психическое развитие – процесс становления психики ребенка от момента рождения до его личностного созревания и наступления его социальной зрелости.

В человеческом социуме нет процессов развития, действующих по уже сложившемуся образцу, кроме процессов развития в онтогенезе. Процесс развития человека не подчиняется биологическим законам, а подчинен общественно-историческим законам. Формы поведения человека складываются с течением времени, под воздействием социума и его законов.

Возрастная психология занимается изучением движущих сил, условий и законов самого психического развития.

Периоды развития человека

Возрастные классификации делятся на две группы:

  • частные классификации, которые описывают отдельные отрезки жизни;
  • общие классификации, которые охватывают всю жизнь человека.

К частным относится классификация интеллекта по Пиаже, согласно которой выделяется два основных периода становления человека:

  • период сенсомоторного интеллекта, длящийся от $0$ до $2$ лет;
  • период конкретных операций, длящийся от $3$ до $15$ лет.

Согласно частной классификации Эльконина существует три периода жизни:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый возраст.

Общая классификация Биррена включает все фазы жизни от младенчества до старости:

  • юность – от $12$ до $17$ лет;
  • ранняя зрелость – от $18$ до $25$ лет;
  • зрелость – от $51$ до $75$ лет;
  • старость – от $76$ лет и старше.

Общая классификация Эриксона включает 8 стадий жизни человека, обладающих специфическими особенностями:

  • от $0$ до $12$ месяцев – начальная стадия, которая характеризуется доверием и недоверием;
  • от $2$ до $3$ лет – вторая стадия, особенностью которой является проявление самостоятельности и нерешительности;
  • от $4$ до $5$ лет – третья стадия с появлением предприимчивости, чувства вины;
  • от $6$ до $11$ лет – четвертая стадия, на которой появляется ощущение неполноценности у ребенка, и формируются умения;
  • от $12$ до $18$ лет ребенок начинает осознавать личностью, путая при этом социальные роли;
  • с $19$ лет — начало зрелого возраста и появление ощущений близости и одиночества;
  • зрелый возраст, которому присуще поглощение собой и социумом;
  • пожилой возраст, в котором человек сформирован уже как цельная личность, но рождается чувство безнадежности.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/vozrastnaya_psihologiya/

Психология развития и возрастная психология: предмет, задачи, основные понятия

Возрастная психология

страница

Источник: https://impsi.ru/psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya/psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya-predmet-zadachi-osnovnye-ponyatiya/

Основы возрастной психологии: что изучает предмет, какими аспектами занимается

Возрастная психология

С момента рождения человека и до ухода из жизни происходят его психологические реформации. Возрастная психология отслеживает подобные изменения по степени взросления. Она существует как отдельное направление в науке.

Изменения человека с годами

Что такое возрастная психология

Развитие это в психологии закономерность, по которой происходят преобразования психики во временном интервале. При этом рассматриваются количественные, качественные и структурные  метаморфозы.

Перед возрастной психологией, как разделом психологии в целом, поставлена задача – исследовать все факты и динамику человеческой психики в каждый момент проживания: в детстве, юности, зрелости и старости.

Основные понятия

Факторы развития личности человека — что к ним относится

Главные положения, которыми занимается возрастная психология, это:

  • развитие индивида;
  • возраст (период).

Внимание! Развитие – это термин (определение), означающий переход от низшего качественного состояния к высшему (новому) состоянию.

https://www.youtube.com/watch?v=ATA1AX04vg4\u0026list=PLN4UQYTpWk_JaJXqqlvjcQ-UQGza17t6s

В данном случае подлежит изучению психическое развитие, обусловленное физическими изменениями с учётом социальных причин. Такие исследования позволяют составлять нормы поведения людей в разном возрасте.

Например, изучение изменений в развитии ребёнка по мере роста и созревания даёт возможность составить шкалу возрастных норм в разных сферах жизни малыша.

Это в дальнейшем помогает разрабатывать методы психологической коррекции для аномально развивающихся детей.

Классы коррекции психологического развития

Развитие человека протекает по следующим направлениям:

  • физическому – изменение размеров и форм внутренних органов, тела, мозговой структуры, сенсорики, моторики и прочего;
  • когнитивному – развитие умственных способностей (память, мышление, речь, внимание, восприятие и т.д.);
  • психосоциальному – приобретение социальных навыков, личностные особенности, восприятие окружающего мира и эмоциональные реакции.

Важно! Для полноценного развития личности все направления должны быть связаны между собой и не отставать во времени друг от друга.

Процесс человеческого развития имеет особенности, к которым относятся:

  • обязательное качественное изменение и переход на новый уровень поведения;
  • невозможность обратного процесса – нельзя вернуть прежнее состояние;
  • при выборе развития в одном направлении остаются нереализованными другие (обязательно сочетаются элементы прогресса и регресса) функции;
  • неравномерность – резкие качественные скачки сменяются медленными накоплениями изменений количественного характера;
  • зигзагообразность – образуются абсолютно новые признаки развития, которые функционируют хуже в своём начале (ребёнок, отлично ползающий, делая первые шаги, ходит плохо);
  • перерастание стадий в уровни – после появления следующей стадии предыдущая становится одним из уровней новой структуры, а не исчезает бесследно.

Возраст делится на типы: хронологический, биологический и психологический. Психологическое развитие в основном базируется на онтогенетическом методологическом подходе.

С его помощью ведут учёт всего процесса развития: от появления на свет до старости. Это позволяет изучать нарушения развития в психическом плане.

Выполнение организмом заложенной в него генетической программы под влиянием определённых внешних условий называется онтогенезом.

Аспекты изучения

Какими аспектами занимается

Психология личности человека

Объектом изучения этого раздела психологии как науки неизменно остаётся человек в определённый жизненный период. Его поведение и изменения в психике относительно возраста – главный аспект исследований. Перед изыскателями ставятся следующие задачи:

  • обнаружение и проработка обособленных и общих закономерностей для конкретной возрастной категории;
  • построение психологической картинки поэтапного взросления индивида;
  • разрешение проблем развития личности человека;
  • обнаружение психологических возможностей для каждого возраста.

К сведению. Возрастная психология (ВП) устанавливает свои закономерности, опираясь на данные, взятые из таких областей, как медицина, педагогика, этнография. Результаты работы в области ВП, ставшие общественным достоянием, применяются на практике.

Разделы возрастной психологии (ВП)

Как унизить человека морально и без мата — психология унижения

ВП призвана изучить следующие разделы психологии:

  • детство;
  • юношество;
  • средний возраст (взрослый);
  • старость (геронтопсихология).

В раздел детской психологии входят следующие возрастные категории:

  • младенческая;
  • ранняя;
  • дошкольная;
  • школьника младших классов;
  • подростка.

Иными словами, раздел детской психологии изучает детей в возрасте от нуля до достижения ими 14-15 лет. Подотрасль отслеживает образование условий и движущих сил, которые управляют развитием детской психики. Рассматривается деятельность ребёнка как личности, и устанавливаются особенности его развития.

https://www.youtube.com/watch?v=HzqdWptAXqY\u0026list=PL5ajPq1beqhUHHSUh40KtHqItXmBvaL_K

Структура ВП

Кстати. На этапе детства особое внимание уделяется кризисам развития, приводящим к физическим, психическим и умственным отставаниям в развитии. Изучаются трудности утверждения ребёнка как личности в социальном окружении. Выявляются скрытые и явные комплексы, и прорабатываются пути избавления от них.

В разделе юношества психология работает с особенностями психики старших подростков, у которых наступает подростковый кризис. При этом ломается психика в результате переходного периода. В это время важно изучать спектр детских жизненных позиций и выявлять суть порывов к самоопределению. Для психологии здесь интересно познание таких моментов, как:

  • нюансы познавательной и эмоциональной деятельности;
  • образование позиций мировоззрения;
  • изменение самосознания.

В поле зрения попадают все ситуации социального развития юношей и девушек, а также их возрастные новообразования. Людьми зрелого возраста занимаются психологи с целью познания личности взрослого человека и сопровождающих её в эти годы кризисов.

Интересно. Изучение психологами сложной ситуации под названием «кризис среднего возраста» позволило максимально сгладить последствия жизненных проблем, вызванных изменениями в психике взрослого человека.

На этом этапе рассматриваются люди в возрасте от 30 до 60 лет. Средняя взрослость у всех наступает по-разному, в зависимости от скорости взросления, на которую действуют следующие факторы:

  • семейное положение;
  • социальный статус;
  • уровень личного психологического развития.

В этот момент человек ещё не старый, но и уже не слишком молодой. Кроме негативных мыслей о смысле жизни, упущенных возможностях, возраст даёт возможность достичь понимания своей сущности. В этот период происходит переоценка жизненных ценностей, душа жаждет достичь равновесия, и разум может ей в этом помочь.

Важно! Возрастная психология утверждает, что человек к 30 годам созрел для разумных позитивных изменений. Юность позади, а старость ещё далеко. Есть время для долгосрочных обдуманных проектов, в осуществлении которых могут помочь накопленные знания и опыт.

Кризис среднего возраста

Геронтопсихология – раздел ВП, отвечающий за выявление и изучение тенденций инволюционного характера. В старом возрасте происходит затухание некоторых физиологических функций: репродуктивности, свойства регенерации тканей, обмена веществ, образования в мозгу нейронных связей и т.д.

Со стороны психики снижается психическая устойчивость, наблюдается спад активности и защитных реакций. Изучая индивидуумов этого возрастного периода, геронтопсихология заостряет внимание на особенностях поведения, связанных с позициями:

  • семейных отношений;
  • оценки жизни;
  • социальной активности;
  • профессиональной сферы;
  • тревог и различных фобий.

На основании этих исследований осуществляется практическая психологическая помощь старым людям, разрабатываются меры, обеспечивающие условия их личной безопасности.

Старость

Методы исследования в возрастной психологии

Средства и приёмы, с помощью которых изучаются изменения в психологии развития, называют методами.

Б. Г. Ананьев, советский психолог, предложил разделить их на четыре группы:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • обработки данных;
  • интерпретационные.

Организационные методы бывают следующими:

  • сравнительный – используют в психологии развития в форме «поперечных» срезов: применение одинаковых психологических инструментов для разных возрастных групп;
  • лонгитюдный – многолетнее исследование конкретных людей (продольное) с применением дополнительных методик (наблюдение, тесты, эксперименты);
  • комплексный – сочетает в себе, кроме психологии, методы, используемые в других науках.

Если рассмотреть краткий список эмпирических методов, то он состоит из пунктов:

  • наблюдение за исследуемым субъектом (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее) – изучается поведение для распознавания особенностей индивидуальной психики;
  • опрос: устный или письменный (тестирование) – позволяет при помощи тест-опросов или тест-заданий получить результат качественной или количественной оценки состояния психики;
  • практический эксперимент – создание искусственной ситуации, при которой, наблюдая за испытуемым, вызывают проявление необходимых психологических реакций;
  • моделирование – знаковая (моделирование процессов психики) и воспроизведение определённого рода деятельности человека в искусственно сконструированной среде (лаборатории), применяется в случае недоступности других методов.

Методами обработки данных являются количественный (статистика) и качественный (работа с материалом, разбитым по группам, с описанием отдельных случаев, как исключительных, так и имеющих общие позиции).

Четвёртая группа методов – интерпретационные способы, к ним относятся:

  • генетический способ – определяет генетические связи между уровнями и стадиями развития;
  • структурный метод – выявляет связи личностных характеристик, изученных в процессе исследования.

Внимание! В первом способе связи называют «вертикальными», во втором – «горизонтальными».

Методы ВП

Периоды развития человека

Специалисты по психологии утверждают, что изучение психологического развития – это, прежде всего, деление на специальные хронологические периоды жизни индивидуума. Существуют классификации по возрасту, которые можно поделить на группы:

  • частные – рассматривающие отдельные отрезки жизненного цикла;
  • общие – включающие в себя всю жизнь.

К частной группе можно отнести классификацию становления интеллекта (составитель – Ж. Пиаже). Швейцарский психолог выделил периоды развития интеллекта:

  • от 0 до 2 года – сенсомоторный интеллект;
  • от 3 до 15 лет – организация определённых операций.

В этот период он выделил два отрезка: от 8 до 11 лет (конкретные операции) и от 12 до 15 лет (формальные операции). Общая классификация, предложенная Д. Бирреном, охватывает интервал от младенчества по старость. Она имеет вид:

  • от 0 до 2 лет – младенчество;
  • от 2 до 5 лет – предшкольный период;
  • от 5 до 12 лет – детство;
  • от 12 до 17 лет – юность;
  • от 18 до 25 лет – период ранней взрослости;
  • от 25 до 50 лет – зрелость;
  • от 51 до 75 лет – поздняя зрелость;
  • от 75 лет до смерти – старость.

Классификаций много, у каждой есть свои особенности, недостатки и достоинства, но в основе они составляют одну систему.

Современная возрастная периодизация

Опираясь на понятие возраста как предмета, помогающего изучению психологического развития, современные психологи выделили систему, приведённую в таблице ниже.

https://www.youtube.com/watch?v=yB6y34wJync\u0026list=PL5ajPq1beqhUHHSUh40KtHqItXmBvaL_K

Современная возрастная периодизация

Возрастная психология помогает психологам и психиатрам правильно ставить диагноз и назначать лечение. С её помощью происходит своевременное выявление отклонений от нормы при развитии человека и последующем его существовании в социуме.

Источник: https://srazu.pro/vozrostnaya/vozrastnaya-psixologiya-razvitiya-cheloveka.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: