Жизнестойкость: неявный навык для преодоления трудностей

Содержание
  1. Жизнестойкость: качество победителей. Исследования Сальваторе Мадди – iNormal
  2. Понятие жизнестойкости
  3. Типы копинга
  4. Копинг-стратегии делятся на эффективные и неэффективные. К первой категории относятся:
  5. Неэффективные копинг-стратегии обычно включают в себя:
  6. Автоматические реакции в ситуации стресса
  7. Открытия Сальваторе Мадди
  8. Три установки
  9. 1 Включённость
  10. 2 Контроль
  11. 3 Вызов
  12. Взаимоотношения с людьми
  13. Поведение
  14. Тренировка жизнестойкости
  15. 1 Умение реконструировать ситуацию
  16. 2 Компенсаторное саморазвитие
  17. Валя Буравлева
  18. Несгибаемые: 5 способов воспитать в детях жизнестойкость
  19. 1. Следите за языком
  20. 2. Обращайте внимание на сильные стороны
  21. 3. Не защищайте их от стресса
  22. 4. Обучайте их навыкам саморегуляции
  23. 5. Сосредоточьтесь на «количестве времени» и групповых действиях
  24. Жизнестойкость в психологии: 8 методов её повышения — Саморазвитие
  25. Основы жизнестойкости
  26. Принцип работы жизнестойкости
  27. Формирование жизнестойкости
  28. Жизнестойкость человека. Что такое жизнестойкость | Психология Жизни
  29. Что такое жизнестойкость
  30. Жизнестойкость человека.Уровень жизнестойкости |Психология Жизни
  31. Удовлетворение жизненных потребностей человека
  32. Чувство беспомощности
  33. Формирование жизнестойкости семьи
  34. Ресурсы жизнестойкости
  35. ТЕСТ по выбору метода психологической консультации
  36. ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи
  37. ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?
  38. Верь в себя, рискуй и будь оптимистом. 10 способов воспитать ребенка, который легко справляется с трудностями
  39. Стресс и жизнестойкость
  40. Стратегии повышения жизнестойкости
  41. 1. Будьте рядом
  42. 2. Учите здоровому риску
  43. 3. Не поучайте, а задавайте вопросы
  44. 4. Поддерживайте
  45. 5. Обсуждайте эмоции
  46. 6. Научите бороться со стрессом
  47. 7. Учитесь на ошибках
  48. 8. Ищите хорошее в любой ситуации
  49. 9. Будьте жизнестойкими сами
  50. 10. Не сидите дома

Жизнестойкость: качество победителей. Исследования Сальваторе Мадди – iNormal

Жизнестойкость: неявный навык для преодоления трудностей

В мифологии есть птица по имени Феникс, способная погибать и заново рождаться из пепла.

В культурах разных стран этот персонаж трактовался по-разному, однако он фигурирует практически в любой мифологии мира. Например, египтяне связывали её образ с солнечным началом.

Подобно тому, как солнце каждый день умирает и возрождается, эта птица также должна пройти через смерть, чтобы возродиться к новой жизни

В древнегреческой традиции есть разные толкования мифа о Фениксе. Согласно одному из вариантов, Феникс, предвидящий свою гибель, сжигает сам себя в гнезде. Однако из его пепла появляется новая птица.

Среди славян были распространены сказания о Жар-Птице, а также о Финисте, который символизировал бессмертие.

В христианской традиции это образ Христа, который одерживает победу над мраком и смертью, а затем воскресает.

Феникс символизирует собой образ перемен, когда человек метафорически умирает и возрождается снова. Образ этой птицы — архетипичен, а потому может иллюстрировать конкретные обстоятельства представителей любой эпохи или национальности.

Каждому человеку периодически приходится «возрождаться из пепла». У одних такие обстоятельства встречаются несколько раз в жизни, у других «перерождения» случаются с завидной частотой. Это предательства друзей или смерть близких, расставания, нежеланные переезды.

Такие события — всегда горький повод для сложных чувств, эмоциональных стрессов.

Иногда подобные ситуации провоцируют человека на мобилизацию энергии — будто сама судьба бросает ему вызов. «Я смогу пройти через это», «Я справлюсь». С другой стороны, через время могут опуститься руки. И тогда на место энтузиазма и желания побороться с жизненным штормом может прийти другая идея — «Почему это происходит со мной?».

Понятие жизнестойкости

Остановится ли человек на полпути или нет, напрямую зависит от характеристики под названием жизнестойкость. Именно она определяет количество внутренних ресурсов личности. Есть жизнестойкость — человек силён, нет жизнестойкости — слаб.

В психологии она понимается как показатель внутренней устойчивости, способность человека приспособляться к изменяющимся условиям внешней среды.

Люди метафорически сравниваются с деревьями, которые под порывом ветра могут ломаться, а могут стойко переживать тяжёлые времена. Пережить сложный период им помогает знание о том, что в конце всё образуется.

Термин «жизнестойкость» в психологической науке впервые был употреблён психологом Сьюзен Кобейса. Однако главные исследования в этой сфере принадлежат американскому учёному Сальваторе Мадди.

Типы копинга

Жизнестойкий человек способен переживать тяжёлые ситуации без вреда для физического и психического здоровья. Чтобы развить это качество, необходимо овладевать копинг-стратегиями, позволяющими преодолеть сложные жизненные ситуации. Название «копинг» происходит от английского глагола «to cope», что означает «преодолеть».

Копинг-стратегии делятся на эффективные и неэффективные. К первой категории относятся:

активные действия, направленные на решение задачи
умение видеть в сложной ситуации дополнительные возможности
способность ориентироваться согласно собственной системе ценностей
умение принять ответственность, а также собственную способность каким-то образом повлиять на обстановку
способность проводить черту между ситуациями, требующими принятия, и ситуациями, требующими действия.

Неэффективные копинг-стратегии обычно включают в себя:

игнорирование трудностей
отвлечения — компьютерные игры, ТВ-шоу, алкоголизм
тревога и беспокойство о будущем без каких-либо активных действий
самобичевание

Автоматические реакции в ситуации стресса

Нередко в стрессовой ситуации мы прибегаем к привычным моделям поведения, использующимся уже «на автомате». К примеру, маленький ребёнок хочет получить понравившуюся ему в магазине игрушку.

Он начинает впадать в истерику, кричать, угрожать, что не пойдёт с родителями из магазина. Возможно, когда-то он смог с помощью этой стратегии получить желаемое, и теперь использует её автоматически.

Хотя в действительности она ещё больше усугубляет ситуацию. Ведь родители могут ещё и наказать малыша.

Другой пример: муж не позвонил вовремя, так как был крайне занят рабочими делами. Жена ещё на пороге начинает скандалить, выговаривая всё, что она о нём думает. И хотя эта стратегия совершенно непродуктивна и направлена на разрушение взаимоотношений, она используется женщиной просто потому, что удобна и привычна.

Однако есть и поведение, которое может привести к положительному исходу ситуации. Эффективные варианты можно усмотреть, если хотя бы ненадолго посмотреть на ситуацию по-другому, применить креативный подход. На новые модели поведения можно будет опираться и дальше. Они позволяют повышать самооценку человека, становиться более эмоционально уравновешенным и спокойным.

Открытия Сальваторе Мадди

Самооценку человека уже упомянутый Мадди начал изучать во время работы в Чикагском университете. Исследования проводились в 70-х годах прошлого столетия. Тогда в Америке были приняты достаточно строгие законы, согласно которым менялся процесс регулирования сферы телекоммуникации.

Чтобы не нарушать новое законодательство, многим предприятиям пришлось проводить масштабные сокращения. Но поначалу до них было далеко. Изменения вводились заблаговременно, и работников предупреждали практически за год. Однако подавляющее большинство сотрудников этой сферы, предвидя сокращения, находились в состоянии сильнейшего стресса.

Поэтому многие менеджеры обращались за помощью к психотерапевтам.

Мадди провёл ряд исследований, и в результате смог определить те факторы, которые являются определяющими компонентами жизнестойкости. Это установки человека, его отношения с людьми, а также поведение.

Три установки

Что касается установок, помогающих справиться со сложной ситуацией, Мадди поделил их на три подкатегории. Эти факторы усиливают друг друга, а также существенно снижают вероятность того, что в напряжённой обстановке у человека появятся психосоматические нарушения.

1 Включённость

Иными словами, готовность быть в гуще событий, а не пассивно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Такая стратегия выгоднее именно с позиции развития сопротивляемости стрессу.

2 Контроль

Обстановка может быть такой, когда от человека мало что зависит. Однако даже в таких условиях важно отыскать то, что можно взять в свои руки, и начать действовать.

Когда же человек отказывается от каких-либо попыток контролировать свою судьбу, он попадает под воздействие довольно неприятного эффекта, называемого в психологии «выученная беспомощность». Подобное состояние может быть охарактеризовано как пропасть между действиями человека и тем, что происходит в его жизни.

3 Вызов

или готовность человека приступить к активным действиям без каких-либо гарантий того, что ему повезёт.

Стопроцентный успех не может гарантировать даже самая солидная и основательная страховая компания.

Те люди, которые не решаются на активность, намного больше уязвимы в ситуации стресса по сравнению с решительными «бойцами», готовыми действовать даже в полностью неопределённой обстановке.

Данные качества представляют собой устойчивые личностные характеристики. Однако это ни в коей мере не означает, что их нельзя приобрести или каким-то образом на них воздействовать. Характер не является железобетонным, его можно и нужно менять.

Примечательно, что сам Сальваторе Мадди проводил психологические тренинги жизнестойкости. Как правило, для оценки эффективности тренинга несколько раз осуществляется тестирование личностного качества. Мадди исследовал показатели жизнестойкости через полгода после завершения своих тренингов.

Учёный обнаружил, что через шесть месяцев показатели были даже выше, чем сразу же после тренинга. Иными словами, когда человек начинает работать над развитием своей жизнестойкости, в его психике запускаются новые процессы, формируются адаптивные психологические установки.

Когда личность обладает всеми тремя развитыми качествами жизнестойкости, то вероятность психосоматики в напряжённой ситуации составляет приблизительно 1,1 %. Когда же все три фактора развиты слабо, риск заболеть возрастает до 92,5 %.

Взаимоотношения с людьми

Мадди также обнаружил, что люди, отличающиеся жизнестойкостью, стремятся поддерживать отношения с окружающими на основе взаимопомощи. Нередко в сложной ситуации возникает желание замкнуться в себе, перестать общаться. Становится попросту «не до всего этого». Однако на внутреннее переживание сложной ситуации уходит немало сил.

Но если удаётся продолжать общение, то человек может получить необходимую поддержку. И тогда преодолеть трудности, возможно, будет намного легче. Не всегда здесь понимается общение с близкими родственниками. Это также может быть помощь психотерапевта или врача, обладающего специфическими знаниями и способного помочь выбраться из сложных обстоятельств.

Поведение

В напряжённой ситуации, как правило, мобилизуются все внутренние и внешние ресурсы. От того, насколько он осознаёт степень своего влияния на ситуацию, и насколько велика его готовность принять на себя ответственность за свои действия, и будут зависеть его шансы на преодоление непростых обстоятельств.

На поведенческом уровне проявляются психологические установки, именно здесь происходят реальные перемены. Жизнестойкий человек отличается умением не только мысленно видеть возможности, но и претворять свои планы в действие.

Тренировка жизнестойкости

Мадди был уверен, что обязательным условием для эффективного тренинга жизнестойкости является развитие у испытуемых следующих качеств характера:

1 Умение реконструировать ситуацию

Используя данный метод, человек должен акцентировать внимание на воображаемом разрешении проблемы. Для начала нужно определить обстоятельства, приносящие стресс, а затем рассмотреть их под другим углом.

В процессе реконструкции человек начинает отмечать те неосознаваемые допущения, которые делают для него именно эту ситуацию стрессовой.

Здесь важно уметь представить себе и лучшие, и худшие сценарии развития событий.

2 Компенсаторное саморазвитие

В том случае, если тяжёлые обстоятельства никаким образом не могут быть подвергнуты трансформации, акцент переносится на другую трудность, которая может быть каким-то образом (пусть даже косвенно) связана с текущей проблемой. Решение другой трудности, пусть даже и не связанной с насущными проблемами, позволит человеку сконцентрировать внимание на тех аспектах, которые изменить в его силах.

3 Впоследствии Сальваторе Мадди добавил к этим пунктам также различные стратегии, позволяющие вести здоровый образ жизни. Сюда включается правильное питание, физическая активность, релаксационные техники, строгий контроль над вредными привычками (недопущение курения, алкоголизма, обжорства и пр.).

* * *

Начать работу над повышением жизнестойкости можно прямо с тех обстоятельств, в которых мы находимся в текущий момент времени. Если в жизни присутствуют трудные или неприятные обстоятельства, если кажется, что вкус к жизни практически потерян из-за хронического стресса, если присутствует усталость от внешних препятствий и от самого себя — значит, самое время начинать действовать.

Только активный подход позволит изменить себя, улучшить свои способности, вернуть состояние жизнерадостности.

Валя Буравлева

Источник: https://iNormal.ru/psihologiya/zhiznestoikost-kachestvo-pobeditelei

Несгибаемые: 5 способов воспитать в детях жизнестойкость

Жизнестойкость: неявный навык для преодоления трудностей

Одни люди, столкнувшись с неприятностями, рассыпаются на кусочки и никак не могут восстановиться, а другие быстро приходят в норму даже после серьезной травмы. Психологическая устойчивость, несомненно, важна во всех сферах жизни, поэтому понимание того, что лежит в ее основе и как ее тренировать — особенно у детей — представляет большой интерес для психологов.

1. Следите за языком

По мнению Кэрол Двек, чтобы вырастить успешных детей, мы должны «хвалить за усилия, которые привели к результату или прогрессу в обучении», а не просто за усилия в более широком смысле или только за достижения.

Исследования, проведенные Викторией Сиск и опубликованные в журнале Psychological Science в прошлом году, поставили под сомнение идею о том, что если вырабатывать у детей установку на личностный рост (идея, что путем усилий можно развивать, например, интеллект), то это ведет к росту академических достижений.

Тем не менее, существуют доказательства, что если родители обращают внимание на действия ребенка, а не на то, какой он, это помогает ему противостоять неудачам.

Как отмечают Эмили Фостер-Хансон и ее коллеги из Нью-Йоркского университета, в исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Child Development, «неудачи и трудности — обычное дело в процессе развития и взросления», поэтому важно изучить последствия наклеивания ярлыков — например, «ты умный» или «ты хороший помощник».

Исследование четырех- и пятилетних посетителей Детского музея Манхэттена показало, что неудачи больше ранят ребенка с ярлыком «помощник», чем того, которого просят «помочь».

Дети, которых просили «помочь» с задачами, запрограммированными на неудачу (например, когда их просили убрать игрушечный грузовик, который развалился, как только они его поднимали), с большей вероятностью приходили на помощь в других сложных ситуациях.

Напротив, дети-помощники, как правило, избегали этого, выбирая задачи с высоким шансом на успех при минимальных усилиях — например, уборка мелков.

Возможно, эти дети пытались быстрым и практически гарантированным способом восстановить немного подпорченный имидж «помощника» — которым они не собирались рисковать дальше, выполняя сложную задачу. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети умели справляться с неизбежными неудачами, не просите их «быть» кем-либо, например, «моим помощником».

2. Обращайте внимание на сильные стороны

«Воспитание, основанное на сильных сторонах», подразумевает выявление и развитие положительных состояний, процессов и качеств у ребенка, объясняет Лиа Уотерс из Мельбурнского университета. «Этот стиль воспитания добавляет «позитивный фильтр» к тому, как ребенок реагирует на стресс, и снижает вероятность, что этой реакцией будет избегание или агрессия», — говорит она.

В 2015 году Уотерс и ее коллеги опубликовали предварительное исследование в журнале Psychology, в котором изучалось преодоление стресса в группе австралийских детей младшего школьного возраста.

Команда представила детям несколько теоретических стрессовых сценариев — поссориться с другом из-за очереди на качели и оказаться единственным учеником в классе, который не выполнил домашнее задание на следующий день, — и попросила их описать, как бы они отреагировали.

Дети, которые придумали «положительные» ответы (например, глубоко вздохнуть, чтобы справиться с домашним заданием, напомнить себе о счастливых временах с другом или «проявить доброту» и дать другому ребенку покачаться на качелях дольше) и отмечали, что их родители знают об их сильных сторонах и побуждают использовать их, испытали меньше стресса.

В 2017 году Уотерс и ее команда заявили, что родители могут научиться воспитанию, основанному на сильных сторонах.

Родители, которые учились выявлять и развивать сильные стороны как у себя, так и у своих детей, стали более позитивно относиться к детям и испытывать большую уверенность в своей способности успешно их воспитать.

Затем в 2019 году группа сообщила о связи между преодолением трудностей и повышенной усидчивостью у подростков. Авторы предполагают, что подход, «основанный на сильных сторонах», помогает справляться со школьными неудачами.

Чтобы применить этот подход, команда рекомендует осознанно выявлять и развивать способности, таланты и навыки детей и поощрять использовать их при возникновении трудностей.

3. Не защищайте их от стресса

Американский психиатр Деннис Чарни изучил разные типы людей, которые пережили травмирующий опыт — от военнопленных до нападения или стихийного бедствия, — и выявил факторы, которые объясняют, почему одни люди быстро оправляются от стресса, а другие — нет. (Его книга 2012 года «Несгибаемые» (Resilience), написанная совместно со Стивеном Саутвиком в Йельском университете, в полной мере объясняет полученные результаты.)

Оказалось, что главное — принимать сложные вызовы, а не избегать их. Чтобы развить это качество, Чарни рекомендует ставить детям задачи, с которыми они могут справиться, и как только они их выполнят, немного поднимать планку. Например, он брал своих пятерых детей в длительные походы и позволял им немного заблудиться.

Во время одной из этих поездок, вспоминает он, одна из дочерей призналась, что «презирает его от всей души». (Теперь она взрослая и сама охотно отправляется в поход.

) Чарни утверждает, что воздействие на детей контролируемых стрессовых переживаний позволяет им развивать «набор психологических инструментов» для преодоления стресса, который можно использовать и в зрелом возрасте.

4. Обучайте их навыкам саморегуляции

Непосредственное обучение детей тому, как регулировать свою реакцию на неудачи, повышает устойчивость, помогая им добиваться успехов в школе и в жизни. Это основная мысль исследования 2017 года, опубликованного в Frontiers in Psychology. В нем участвовали 365 испанских детей и молодых людей в возрасте от 15 до 21 года, каждый из которых испытывал трудности в учебе.

Ракель Артюх-Гарде из Международного университета Риохи обнаружила, что саморегуляция и стрессоустойчивость — это ключевые факторы, которые определяют успех или неудачу в учебе.

В более позднем исследования она протестировала участников по шкале устойчивости (где их спрашивали о восприятии поддержки и способности переносить негативные ситуации) и саморегуляции (которая оценивала их способность ставить цели и придерживаться их, быть настойчивыми). Авторы исследования нашли четкую связь между этими двумя оценками.

Участники, которые были лучше готовы учиться на своих ошибках — что считается важнейшим аспектом саморегуляции, — были более терпимы к негативным ситуациям. Другими словами, они продемонстрировали большую стрессоустойчивость.

Саморегуляция включает в себя анализ и постановку конкретных задач, связанных с целями, мониторинг и оценку своей работы, управление эмоциями и извлечение уроков из того, что пошло не так.

Недавнее исследование показывает, что обучение детей этим навыкам также может помочь с устойчивостью к стрессам.

«Исследование показывает взаимосвязь между двумя основными не-когнитивными навыками: устойчивостью и саморегуляцией, которые в равной степени или даже более важны, чем когнитивные аспекты, в образовании тех, кто подвержен риску социальной изоляции», — говорит Артюх-Гарде.

5. Сосредоточьтесь на «количестве времени» и групповых действиях

В 1998 году Исландия выступила с национальной инициативой с целью сократить потребление алкоголя и наркотиков среди подростков. Но программа была построена таким образом, что делала не только это, но и многое другое.

Тинейджерам давалась возможность бесплатно заниматься спортом, искусством и музыкой. Родителей же побуждали проводить больше времени с детьми и больше рассказывать детям о своей жизни.

Обе стратегии, по данным национальных опросов, получили широкое одобрение населения между 1997 и 2012 годами, и за тот же период статистические показатели подросткового употребления алкоголя и наркотиков в Исландии изменились — стали одними из лучших в Европе. «Это самое значительное и глубокое исследование стресса в жизни подростков, которое я когда-либо видел, — отметил американский консультант Харви Милкман в 2017 году. — Я просто очень впечатлен тем, насколько хорошо это работает».

Города и муниципалитеты во многих других странах переняли эту модель, и в 2019 году в Чили объявили, что развернут свою версию исландской программы на национальном уровне.

Исландская инициатива была направлена не на то, чтобы «воспитывать жизнестойкость», а на то, чтобы сблизить семьи и расширить доступ к спортивным и культурным мероприятиям. Речь идет о воспитании физически и психологически более здоровых подростков — детей, которым легче сопротивляться наркотикам, и которые лучше подготовлены, чтобы справляться с жизненными трудностями.

Однако этого не могло произойти без полной поддержки правительства, чиновников и школ.

В других сообществах, которые внедряют эту модель и видят ее преимущества, в реализации подобных программ активно участвовали мэры или другие местные органы.

Индивидуальный подход к улучшению саморегуляции у ваших, к примеру, детей — это одно. Но когда народ объединяется, чтобы поддержать всех подростков в обществе или стране, результаты могут быть необыкновенными.

Источник: https://ideanomics.ru/articles/19415

Жизнестойкость в психологии: 8 методов её повышения — Саморазвитие

Жизнестойкость: неявный навык для преодоления трудностей

Само понятие жизнестойкости было введено Сальваторе Мадди и Сьюзен Кобейза. Оно является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и тревоги. И последующее существование складывается согласно этому предположению.

Чтобы лучше понять, что такое жизнестойкость, можно привести пример из поведенческой терапии. Существует специальный психотерапевтический прием – клиент должен на один день представить, что все его проблемы решены, что он живет как успешный и состоятельный человек.

После этого он действительно начинает вести себя по-другому – становится более уверенным в себе, мужественным и решительным.

Психология жизнестойкости позволяет справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Человек остается активным, сохраняет собственные убеждения. Мужество и жизнестойкость не всегда соотносятся с реальным положением дел.

Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Но жизнестойкость позволяет укрепить волю человека. Любая стрессовая ситуация будет восприниматься менее болезненно.

Активность человека постепенно возрастает под воздействием этих убеждений.

Сальваторе Мадди замечает, что жизнестойкие убеждения не должны расходиться с реальным положением дел, как в случае с оптимистическими убеждениями. Ситуацию, когда тяжелобольной человек надеется на чудесное выздоровление, нельзя называть жизнестойкостью, ведь это не соответствует действительности.

Однако если больной верит, что его усилия могут помочь в выздоровлении, что он должен многое сделать, многое успеть, то это уже является жизнестойкостью. Жизнестойкие убеждения по Сальваторе Мадди соответствуют условной конструкции – «если я…, то я могу…».

К примеру, если я проявляю активность, то с большей вероятностью смогу найти в жизни что-то стоящее. Жизнестойкость личности дает возможность признать стресс, а не отрицать его. С ее помощью человек способен мужественно принять стрессовую ситуацию и даже извлечь из нее пользу.

Не всегда мы можем повлиять на ход событий, но жизнестойкость положительно сказывается на саморазвитии.

Основы жизнестойкости

Суть жизнестойких убеждений составляет система мировоззрения о мире, о человеке и об отношении человека и мира. Жизнестойкость человека включает три основы: вовлеченность, контроль, принятие риска. Чем более выражены эти компоненты, тем меньше мы воспринимаем стресс. Человек перестает считать стрессовые ситуации значимыми, поэтому снижается напряжение.

  • Вовлеченность – это убеждение, которое заставляет осознать, чем больше мы вовлекаемся в окружающий мир, тем больше шансов найти для себя что-то действительно стоящее. Если вовлеченность выражена мало, то человек будто выходит из жизни, чувствует себя лишним, отвергнутым.
  • Контроль позволяет думать, что мы способны изменить ситуацию, если будем бороться. Противоположностью контролю станет беспомощность. Если чувство контроля выражено сильно, человек становится хозяином своей жизни. Он осознает, что сам выбирает свой путь, сам принимает решения.
  • Принятие риска также можно назвать вызовом. Человек понимает, что любой опыт, негативный или позитивный, становится источником знаний. А эти знания влияют на развитие происходящего вокруг нас. Сильно выраженное принятие риска заставляет человека воспринимать жизнь как источник опыта. Он не считает, что безопасность и комфорт являются целью. Он может действовать на свой страх и риск, даже если нет гарантий на успешный исход любого дела. Получение знаний из опыта будет полезным в будущем – эти знания можно активно применять на практике.

Развитие основ жизнестойкости начинается с самого детства и продолжается до подросткового возраста. Однако, будучи взрослым человеком, тоже можно развить жизнестойкие убеждения. На выраженность компонентов оказывают огромное влияние отношения родителей и ребенка.

Если ребенок ощущает поддержку и доверие, любовь и одобрение, то у него будет хорошо развит компонент вовлеченности.

Если родители позволяют ребенку проявлять инициативу, учат его ответственности за свои поступки, дают самостоятельно справляться с задачами, то выраженным будет компонент контроля.

А на развитие принятия риска влияет неоднородная среда, новые впечатления и эмоции, богатая палитра чувств. Сальваторе Мадди говорит, что выраженность трех основ жизнестойкости помогает справиться со стрессом, увеличивает работоспособность, позволяет сохранить здоровье.

Принцип работы жизнестойкости

Психология стресса показывает, что существует два способа, с помощью которых психологические факторы влияют на стрессовые ситуации. Первый способ – это оценка ситуации.

Человек начинает задаваться вопросом, является ли стресс для него угрозой, сможет ли он побороть его. Второй способ – это воздействие на реакцию человека.

Он влияет на поведение, на способ преодоления стрессовой ситуации.

Стресс возникает из-за многих факторов. Это может быть и врожденная слабость организма, подверженность заболеваниям, взгляды и убеждения человека, внешние факторы, умение индивида бороться со сложной ситуацией. Врожденная уязвимость и внешние обстоятельства чаще всего неконтролируемы, но развитие жизнестойкости позволяет смягчить их последствия.

Жизнестойкость оказывает влияние на оценку ситуации. Мы перестаем понимать стресс как нечто травматичное или опасное, ведь убеждения заставляют нас думать, что мы можем изменить ход событий, добавляют уверенности в себе. Жизнестойкость толкает нас на активные действия.

Более того, убеждения помогают нам пойти на борьбу с трудностями. Именно жизнестойкость заставляет человека делать зарядку каждое утро, правильно питаться, ведь это способствует оздоровлению организма и дальнейшему благополучию.

Так человек становится менее подверженным психосоматическим или хроническим заболеваниям, постоянные стрессовые ситуации оказывают на организм минимальное влияние.

При воздействии жизнестойких убеждений мы начинаем осознавать окружающую действительность с позитивной стороны. События становятся радостными и интересными, что характеризует вовлеченность. Мы берем ситуацию в свои руки и проявляем инициативу, что характеризует контроль. А также мы готовы к принятию новых знаний из опыта, что характеризует принятие риска.

Формирование жизнестойкости

В основе тренировки жизнестойкости лежит понятие, что убеждения не являются врожденными, а могут быть получены в течение всей жизни. Каждый человек может развить жизнестойкость. Тренировка преследует две основные цели:

  • Глубокое осознание самого понятия стрессовой ситуации, нахождение путей решения любых сложностей, способов преодоления обстоятельств.
  • Углубление трех компонентов жизнестойкости – вовлеченности, контроля, принятия риска.

Жизнестойкость Мадди совершенствуется тремя основными техниками:

  • Реконструкция ситуаций. Здесь важную роль играет воображение. Задаются стрессовые ситуации, которые должны быть решены. Реконструкция позволяет понять, какие ошибки человек совершает при решении конфликта, как стоит поступать в том или ином случае, какие обстоятельства трактуются как стрессовые. При воссоздании стрессовых обстоятельств человек может самостоятельно найти пути решения, увидеть их последствия, как худший, так и лучший вариант развития событий.
  • Фокусировка. Эта техника используется, когда невозможно прямо трансформировать стрессовые обстоятельства. На принятие правильного решения часто влияют скрытые и плохо осознаваемые эмоциональные реакции. Техника позволяет найти и выявить их. С помощью фокусировки вы можете научиться переформулировать стрессовые ситуации, использовать открывшиеся возможности для собственной пользы.
  • Компенсаторное самосовершенствование. Здесь идет акцентирование внимания на другой ситуации, если трансформация стрессовых обстоятельств невозможна. Вторая ситуация должна быть связана с первой. Разрешение второй стрессовой ситуации даст стимул обратить внимание на то, что можно изменить.

Сальваторе Мадди совместил две методики – исследование жизнестойкости и здоровый образ жизни. Так была создана программа повышения жизнестойкости, которая называется Hardiness Enhancing Lifestyle Program (HELP). Программа включает в себя:

  • расслабляющие практики (работа с дыханием и мышцами, способы согревания рук, использование методов биологической обратной связи);
  • правильное питание;
  • практика совладания (обучение решению проблем, исследование эмоциональных качеств);
  • обучение коммуникации, развитие навыков общения и социальной поддержки;
  • обучение физическим упражнениям, позволяющим сделать деятельность более эффективной;
  • избавление от вредных привычек (курение, переедание);
  • контроль результатов на протяжении года с целью предупреждения рецидивов.

Хорошая жизнестойкость в психологии связана с хорошей регуляцией деятельности. Жизнестойкие убеждения должны быть отнесены к личностному потенциалу. Они приносят огромную пользу при планировании, когда необходимо ориентироваться в непонятной или новой ситуации, а также при возникновении сложностей, когда необходимо быстро выйти из кризиса без угрозы успеху деятельности.

На саморегуляцию воздействуют следующие механизмы жизнестойкости – работа с оценкой ситуации, выбор копинг-стратегий, то есть стратегий совладания и практики жизнестойкости. Более того, повышение жизнестойкости позволяет проще переносить стресс, т.к. оно связано со здоровым образом жизни. Человек психологически готов к неприятным ситуациям, они не повлекут за собой болезни.

Механизмы жизнестойкости могут отличаться на разных этапах деятельности.

Во время планирования человек лучше воспринимает новую ситуацию, быстрее разбирается в ней, за счет этого высвобождаются ресурсы, позволяющие проще и глубже оценить ситуацию.

Во время конкретизации цели мы получаем дополнительный стимул к действию. Также жизнестойкость – это возможность увидеть смысл в деятельности, возможность не потерять его или найти новый смысл.

Викиум

Источник:

Жизнестойкость человека. Что такое жизнестойкость | Психология Жизни

У каждого из нас бывают моменты, когда мы энергичны, инициативны, воодушевлены и деятельны. Кажется, что у нас вырастают крылья за спиной, и мы можем добиться всего, что пожелаем. А бывают другие, противоположные моменты: время тянется нестерпимо долго, нам скучно, ничего не интересно. В таких случаях мы пассивны, беспомощны и безответственны, все время чего-то ждем.

О том, как развить в себе лучшие человеческие качества и стать активным, энергичным и свободным, нам рассказывает теория самодетерминации, согласно которой каждому человеку, независимо от пола, возраста или расы присущи три универсальные психологические потребности.

  • отношения – потребность в эмоциональной связи с другими людьми, опыте заботы о них, дружбе и любви.
  • компетентность – потребность понимать смысл вещей, разбираться в происходящем, иначе говоря – это потребность в мастерстве и опыте, успехе, достижении целей.
  • автономия – потребность строить свою жизнь согласно своим целям и интересам, однако это не значит быть независимым от других.

Когда все три потребности удовлетворяются, человек испытывает субъективное благополучие. Если потребности не удовлетворяются – человек становится несчастным и неблагополучным.

Что такое жизнестойкость

Жизнестойкость – это теория о том, как научиться преодолевать трудности, и основывается она на трех установках:

  • Вовлеченность – найти в этой жизни что-то свое, что-то ценное и значимое, то, что придавало бы жизни смысл. Противоположностью является отчужденность.
  • Контроль – означает, что за свои позиции нужно бороться, а не пускать все на самотек. Противоположностью является беспомощность.
  • Принятие риска – означает, что любой опыт позитивный или негативный все равно полезен для вас, потому что рано или поздно он может вам пригодиться. Главное – научиться извлекать из него смысл. Противоположностью является чувство угрозы, когда человек не работает над собой и все так и остается на месте.

Источник: https://donpi.ru/zdorove/zhiznestojkost-v-psihologii-8-metodov-eyo-povysheniya.html

Жизнестойкость человека.Уровень жизнестойкости |Психология Жизни

Жизнестойкость: неявный навык для преодоления трудностей

У каждого из нас бывают моменты, когда мы энергичны, инициативны, воодушевлены и деятельны. Кажется, что у нас вырастают крылья за спиной, и мы можем добиться всего, что пожелаем. А бывают другие, противоположные моменты: время тянется нестерпимо долго, нам скучно, ничего не интересно. В таких случаях мы пассивны, беспомощны и безответственны, все время чего-то ждем.

О том, как развить в себе лучшие человеческие качества и стать активным, энергичным и свободным, нам рассказывает теория самодетерминации, согласно которой каждому человеку, независимо от пола, возраста или расы присущи три универсальные психологические потребности.

  • отношения – потребность в эмоциональной связи с другими людьми, опыте заботы о них, дружбе и любви.
  • компетентность – потребность понимать смысл вещей, разбираться в происходящем, иначе говоря – это потребность в мастерстве и опыте, успехе, достижении целей.
  • автономия – потребность строить свою жизнь согласно своим целям и интересам, однако это не значит быть независимым от других.

Когда все три потребности удовлетворяются, человек испытывает субъективное благополучие. Если потребности не удовлетворяются – человек становится несчастным и неблагополучным.

Жизнестойкость – это теория о том, как научиться преодолевать трудности, и основывается она на трех установках:

  • Вовлеченность – найти в этой жизни что-то свое, что-то ценное и значимое, то, что придавало бы жизни смысл. Противоположностью является отчужденность.
  • Контроль – означает, что за свои позиции нужно бороться, а не пускать все на самотек. Противоположностью является беспомощность.
  • Принятие риска – означает, что любой опыт позитивный или негативный все равно полезен для вас, потому что рано или поздно он может вам пригодиться. Главное – научиться извлекать из него смысл. Противоположностью является чувство угрозы, когда человек не работает над собой и все так и остается на месте.

Вот, почему иногда у нас возникают одни и те же ситуации, из которых мы не знаем выхода. Удовлетворение потребностей влечет за собой жизнестойкие установки, в свою очередь жизнестойкие установки подпитывают потребности. Возникает циклическая связь:

О том, как именно потребности соотносятся с установками, мы рассмотрим ниже. Для примера возьмем ребенка.

Удовлетворение жизненных потребностей человека

Как правило, в родной семье малыша любят, как и малыш любит своих родных и близких – удовлетворяется его первая потребность в отношении. Следовательно, он вовлечен в жизнь: он чувствует себя значимым, ценным и любимым.

Помимо этого он играет, учится, развивается, ему интересен мир вокруг. Потребность в знаниях удовлетворяют взрослые, благодаря тому, что покупают ему книжки, игрушки и развивающие игры, рассказывают ему что-то интересное. Так удовлетворяется его потребность в компетентности. Благодаря удовлетворению потребности, ребенок чувствует контроль над ситуацией.

И последнее – в кругу любящей семьи малыш чувствует безграничную свободу – он играет в ту игру, которая ему нравится и интересуется тем, что ему интересно. Таким образом, удовлетворяется его третья потребность в автономии. Вдобавок, ребенок, рискует, пробует, экспериментирует, он не боится и не остается на месте.

  • Потребность в отношении – 1. Вовлеченность
  • Потребность в компетентности – 2. Контроль
  • Потребность в автономии – 3. Принятие вызова.

Когда у нас удовлетворена потребность в отношении, мы вовлечены. Когда в компетентности – мы управляем ситуацией. И когда удовлетворена потребность в автономии – мы принимаем вызов.

Однако, как известно, не всегда наши потребности удовлетворяются. В стрессовых трудных ситуациях, бывает, что потребности блокируются и ущемляются. В таких случаях удовлетворять их становится гораздо сложнее.

Чувство беспомощности

Предположим, ребенок впервые приходит в школу. Здесь он еще никого не знает, и первая проблема, которая перед ним возникает – завести новых друзей, обрести «группу поддержки». Но вот он один раз пробует, второй, третий… А друзей у него как не было так и нет.

Поначалу его потребность в отношении блокируется: он все еще надеется, что друзья у него будут, но в какой-то момент отчаивается и понимает, что друзей ему не видать. Срывается его потребность в отношении. Как результат, малыш становится замкнутым и отчужденным.

Рассмотрим вторую ситуацию: ребенок хочет стать отличником, однако, за ним твердо закрепилась репутация троечника.

Как он ни учит, как ни старается, учителя, словно не замечают его усилий, в то же время завышают оценки отличникам, которые слабее выучили предмет. Блокируется потребность в компетентности.

Ребенок выучит один раз, второй, а на третий все бросит. Сорвется его потребность в компетентности, и в отношении учебы у него опустятся руки, он станет беспомощным.

Часто детям приходится учить предметы, которые им не интересны, и тогда ущемляется их потребность в автономии. Однако они знают, что если они не будут их учить, им грозит наказание. Например, их могут оставить на второй год. Поэтому инициативы в таких предметах они не проявляют, а изучают чисто из-за угроз.

Снова у нас возникнет циклическая связь, однако, на этот раз обратная. Сорванные потребности будут соотноситься с противоположными установками жизнестойкости.

  • Сорванная потребность в отношении – 1. Отчужденность
  • Сорванная потребность в компетентности – 2. Беспомощность
  • Сорванная потребность в автономии – 3. Чувство угрозы

Из всего исследованного сделаем главный вывод: когда мы становимся неблагополучными и несчастными, это означает не только то, что наши потребности блокированы или сорваны, но и то, что мы используем нежизнестойкие установки. Поэтому, в таких случаях, очень важно не сдаваться и вовремя вспомнить о жизнестойкости, которая позволит подняться над ситуацией!

Формирование жизнестойкости семьи

Понятие, стоящее на страже сохранности брака и отношений носит название жизнестойкость семьи.

Оно характеризуется способностью восстанавливаться после перенесенных трудностей и испытаний, в результате чего становится более крепкой, чем прежде.

Имеются ввиду, не только кризисы и испытания, но и любые изменения, с которыми семья может столкнуться. Любое изменение влияет на жизнестойкость семьи и адаптацию в интересах собственного благополучия.

Существует 5 процессов, которые обеспечивают жизнестойкость семьи:

  • 1) Организационные процессы.
  • 2) Адаптационные процессы.
  • 3) Защитные процессы.
  • 4) Процессы общения.
  • 5) Система убеждений семьи.

Ресурсы жизнестойкости

Когда девушка только выходит замуж, ей и ее будущему мужу предстоит:

  • Наладить организационные процессы

Это касается выбора того, где молодые будут жить, кто будет убирать, готовить, как они будут проводить свой досуг.

Несмотря на безумную любовь, жизнь с новым человеком предполагает все новое. Вам придется адаптироваться: приспособиться новому образу жизни. Возможно, вы будете делать то, чего раньше не делали и к чему не привыкли. К этому тоже предстоит приспособиться.

  • Выработать систему защиты

Необходимо определить факторы риска, которые могут воздействовать на семью. Например, это могут потенциальные проблемы с поведением будущего мужа. Этому нужно уделить внимание. В целях защиты нужно активизировать защитные ресурсы и возможности семьи. Если муж поведет себя неадекватно и агрессивно, у вас должна быть поддержка, возможность противостоять этому фактору, быть к этому готовой.

  • Установить процессы общения

В теории кажется очень простым требованием, на практике оказывается сложным. До свадьбы, как известно, все гладко и замечательно. Вы не страдаете от недостатка внимания со стороны любимого человека. Но, как только создается семья, вы можете обнаружить, что находитесь чуть ли не на самом последнем месте.

Постепенно общение может сойти на нет и вовсе прекратиться или скатиться до уровня невозможного: вы будете постоянно выяснять отношения, ссориться и ругаться.

Откажитесь от ругани! Слово за слово, конфликтоген в ответ на конфликтоген ничего, кроме конфликта, не породит! Так к чему же вы в итоге придете? Только к тому, с чего начали: каждый останется при своем мнении. Вместо этого попробуйте научиться договариваться: вам придется стать дипломатом.

Кстати, принято считать, что лучший вариант – это искать компромисс. Но ведь в компромиссе каждый теряет… Лучше попробуйте сотрудничество! При таком решении конфликтов, каждая из сторон выигрывает, а проигравших нет.

Системы убеждений семьи являются «сердцем и душой жизнестойкости». Убеждения – это те линзы, сквозь которые мы смотрим на мир. Они определяют нашу реальность. Убеждения могут усилить веру в то, что решение о замужестве было верным, или, наоборот, его ослабить.

Например, ваш муж огорчается на тему того, что ваши родители что-то на него наговорили. К примеру, он исправно платит за квартиру, а они сказали, что он, мол, не платит. Обратите его внимание на то, что неважно кто, что говорит или кто-что не так понял.

Вас двое: важно то, что вы двое говорите друг о друге и что думаете именно вы! То же касается и вас в отношении его родителей.

Следите за своими убеждениями, чтобы они были позитивными, учитесь налаживать контакт с любимым человеком, налаживайте быт, берегите себя и любимых, и укрепление отношений и семьи не заставит себя долго ждать!

Статью прочитали 1 247 чел.

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему.

Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе.

А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала.

Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

Как выбрать хорошего психолога

Может ли психолог помочь за один час

Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

В чем заключается работа психолога онлайн

Семейные конфликты и пути их разрешения

Жизненный сценарий в семейной психологии

Сколько нужно консультаций психолога

Как понять чего я хочу

Источник: https://psy-ask.ru/zhiznestoykost-cheloveka.html

Верь в себя, рискуй и будь оптимистом. 10 способов воспитать ребенка, который легко справляется с трудностями

Жизнестойкость: неявный навык для преодоления трудностей

Дети по своей природе жизнестойкие. Они способны оправиться после стресса, неудачи или даже травмы. Оптимизм, веру в свои силы и смелость можно воспитывать с малых лет. Детский психолог Кэти Херли рассказывает, как научить ребенка справляться с трудностями.

Кэти Херли

Жизнестойкие дети с большей вероятностью пойдут на здоровый риск, потому что им не страшно не оправдать чужих ожиданий. Они любопытные, смелые и доверяют своим инстинктам. Они трезво оценивают свои способности и заставляют себя выходить из зоны комфорта. Это помогает им достигать долгосрочных целей и решать проблемы самостоятельно.

Стресс и жизнестойкость

По мере взросления все дети так или иначе сталкиваются со стрессом. И родители, как бы они ни старались, не могут защитить детей от трудностей. Может случиться что угодно: болезнь, переезд в новый район, травля в школе или в интернете, потеря друзей или ссоры родителей. Все эти проблемы, возможно, покажутся взрослым незначительными, но для ребенка они огромны.

Природная жизнестойкость помогает детям ориентироваться в этих ситуациях. Когда у детей есть навык противостоять проблемам и прорабатывать их, они понимают, что смогут пройти через трудности. И чем чаще они справляются самостоятельно, тем сильнее верят в свои силы.

Стратегии повышения жизнестойкости

Родители могут помочь детям обрести жизнестойкость и научиться противостоять проблемам. Нужно научить ребенка решать проблемы самостоятельно. 

Конечно, инстинктивная реакция любого родителя в случае трудностей — помогать ребенку, чтобы он избежал дискомфорта, но на самом деле такие действия ослабляют детей. Им необходимо испытывать трудности, чтобы научиться справляться с ними и развивать свои собственные навыки решения проблем. Без них детей будет беспокоить тревога перед лицом невзгод.

1. Будьте рядом

Проводите время наедине с детьми, чтобы создать сильную эмоциональную связь. Стрессоустойчивость развивается в обстановке взаимной заботы, поэтому это так важно. Поэтому отложите смартфон и сосредоточьтесь на ребенке. 

Когда дети знают, что у них есть безусловная поддержка родителя, члена семьи или даже учителя, это придает им сил при попытке справиться с проблемами. А взрослые, укрепив связь с ребенком, смогут научить его, как действовать в трудных ситуациях.

2. Учите здоровому риску

В мире, где детские площадки максимально безопасны, а родительская опека чрезмерна, очень важно поощрять тягу детей к здоровому риску. 

Что такое здоровый риск? Что-то, что помогает ребенку выйти за пределы зоны комфорта, но принесет мало вреда, если это не увенчается успехом. Например, пусть ребенок попробует себя в новом виде спорта, поучаствует в школьной игре или заведет разговор с застенчивым сверстником. 

Когда дети избегают риска, они привыкают к мысли, что недостаточно сильны, чтобы справиться с проблемами. Когда дети выходят из зоны комфорта, то учатся познавать свои возможности.

3. Не поучайте, а задавайте вопросы

Когда дети приходят к родителям со своими проблемами, естественным желанием будет прочитать лекцию или дать объяснение. Но лучшая стратегия — задавать вопросы. Возвращая проблему обратно ребенку с вопросами, родитель помогает ему осознать, что произошло, и придумать самому пути выхода из сложной ситуации.

4. Поддерживайте

Мы все иногда нуждаемся в помощи, и детям важно понимать, что у них есть к кому обратиться. Ищите выходы из сложных ситуаций вместе с детьми. Предложите им составить список идей для решения проблем и взвесить плюсы и минусы каждой из них.

5. Обсуждайте эмоции

В стрессовых ситуациях эмоции накаляются. Объясните детям, что все чувства важны и что важно понять, какое именно чувство они испытывают. Скажите, что нормально испытывать тревогу, грусть, ревность. Заверьте их, что плохие эмоции не вечны.

6. Научите бороться со стрессом

Дыхательные упражнения помогут детям расслабиться и успокоиться, когда они испытывают стресс или разочарование. Это позволит им сохранять спокойствие и четко оценивать ситуацию.

7. Учитесь на ошибках

Чем больше уклоняешься от трудностей, тем труднее с ними справляться. На самом деле дети, всячески избегающие неудач, как правило, очень беспокойные. Когда родители сосредотачиваются на конечном результате, дети оказываются в замкнутом круге оценок — они либо справляются с ситуацией, либо нет. 

Но умение принимать ошибки (включая ваши собственные) помогает личностному росту и прививает детям мысль о том, что на ошибках можно учиться. Полезно рассказывать об ошибках, которые вы совершали, и о том, какие уроки вы из них извлекли.

8. Ищите хорошее в любой ситуации

Оптимизм и жизнестойкость идут рука об руку. Некоторые дети по характеру более оптимистичные, чем другие, но и оптимизм можно взращивать и культивировать. 

Если у вас в семье завелся маленький пессимист, попробуйте понять, какие чувства приводят его к пессимистическим мыслям, и научите ребенка находить положительные стороны в трудных ситуациях.

9. Будьте жизнестойкими сами

Лучший способ научить жизнестойкости — следовать ей. Мы все сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Используйте успокаивающие методики. Всегда определяйте свои эмоции и обсуждайте проблемы, проходя через кризис.

10. Не сидите дома

Физические упражнения улучшают мозговое кровообращение и повышают устойчивость к стрессам и неудачам. Всем известна польза систематических тренировок и командных видов спорта, но детям необходимо и просто гулять на улице. 

Если командные виды спорта не по вкусу вашему ребенку, найдите замену — велосипед, игры во дворе или даже просто качели на детской площадке. Плюс ко всему на улице дети сами выдумывают игры, что также способствует жизнестойкости.

Жизнестойкость поможет детям справиться с трудностями, с которыми они будут неизменно сталкиваться по мере взросления. Избежать стрессов невозможно, но обрести жизнестойкость — один из лучших способов справиться с ними.

Источник: psycom.net

Перевод Марии Строгановой

freepik.com

Источник: https://www.pravmir.ru/ver-v-sebya-riskuj-i-bud-optimistom-10-sposobov-vospitat-rebenka-kotoryj-legko-spravlyaetsya-s-trudnostyami/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: